Золотое дно Мирового океана

Транспортная политика
Золотое дно Мирового океана

Изучение и освоение минеральных ресурсов Мирового океана осуществляется в рамках Международной конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года (далее – Конвенция). Согласно Конвенции международный район морского дна и его ресурсы являются общим наследием человечества, а регулирование деятельности государств в этом районе осуществляется Международным органом по морскому дну (далее – МОМД). МОМД является международной организацией, учрежденной в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву и Соглашением от 1994 года «Об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву».

По материалам выездного заседания Морской коллегии при Правительстве РФ, сентябрь 2017 г., Сочи

Регулирование и контроль

Основной задачей МОМД является обеспечение международного правового режима в районах Мирового океана за пределами национальных юрисдикций (далее – Район), а также осуществление регулирования и контроля за деятельностью государств – членов Конвенции и Соглашения, связанной с разведкой и добычей минеральных ресурсов в Районе. К настоящему времени МОМД разработаны и утверждены правила поиска и разведки на три вида ресурсов в Районе: железомарганцевые конкреции (ЖМК), глубоководные полиметаллические сульфиды (ГПС) и кобальтоносные железомарганцевые корки (КМК).

С 2015 года осуществляется работа по разработке проекта правил добычи в Районе (Добычной кодекс).

Россия является активным участником процесса подготовки к освоению ресурсов дна Мирового океана. В соответствии с поручением Правительства РФ от 03.08.2001 № МК-П4-13879 на Минприроды возложены обязательства по реализации положений Морской доктрины. В рамках исполнения этих обязательств Минприроды РФ (ранее – Министерство геологии СССР) на основе выполненных исследований обеспечило заключение с Международным органом по морскому дну трех пятнадцатилетних контрактов:

– на разведку железомарганцевых конкреций (ЖМК) в районе Тихого океана. Контракт подписан ГНЦ ФГУГП «Южморгеология» 29.03.2001 на основании Указа Президента РФ от 22 ноября 1994 г. сроком до 28.03.2016. Советом МОМД контракт продлен на пять лет сроком до 28.03.2021;

– на разведку глубоководных полиметаллических сульфидов (ГПС) в районе Атлантического океана. Контракт подписан 29.10.2012 Минприроды в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.07.2012 сроком до 28.10.2027;

– на разведку кобальтоносных железомарганцевых корок (КМК) в районе Тихого океана. Контракт подписан 10.03.2015 Минприроды в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 03.11.2012 сроком до 09.03.2030.

Контрактные обязательства предусматривают осуществление следующих видов деятельности:

– геологическое изучение полезных ископаемых дна Мирового океана на предоставленном участке Района;

– комплексные экологические исследования;

– технико-технологическое обеспечение геолого-разведочных работ (ГРР) – проектирование, изготовление, испытание в лабораторных и натурных условиях создаваемых аппаратурно-технических средств;

– разработка технологии и оборудования для подводной добычи;

– усовершенствование технологических операций, ориентированных на извлечение расширенного перечня полезных попутных компонентов и снижение энергозатрат;

– подготовка кадров персонала МОМД и развивающихся государств;

– периодическая отчетность о результатах деятельности контрактора.

Результатом выполнения контрактов на разведку минеральных ресурсов Мирового океана является:

– подготовка полезных ископаемых предоставленного участка морского дна для промышленной добычи;

– разработка технологии глубоководной добычи (на уровне прототипов технологического оборудования);

– подготовка предварительного технико-экономического обоснования промышленной эксплуатации месторождения (ТЭО);

– подготовка и представление в МОМД заявки на последующую эксплуатацию месторождения или, при необходимости дальнейшего геологического изучения для подготовки участка к разработке, заявка на продление разведочного контракта на пятилетний срок.

Результаты работ по контрактам

Контракт на разведку ЖМК. Российский разведочный район ЖМК в зоне Кларион-Клиппертон Тихого океана (РРР-ЖМК) имеет площадь 75 000 км2 и состоит из двух полигонов: Западного – площадью 13 800 км2 и Восточного – площадью 61 200 км2. В соответствии с требованиями МОМД до подписания контракта произведен отказ от 50% заявочной площади (равной 150 000 км2).

Руда характеризуется высокими содержаниями основных металлов: марганца – 30,29, кобальта – 0,23%, никеля – 1,42%, меди – 1,16%. К концу контрактного срока на площади российского контракта на ЖМК должен быть определен добычный район и в его пределах разведаны извлекаемые запасы полезных ископаемых категорий d и Сг общим объемом не менее 80 млн тонн во влажной массе (~63 млн т в сухой). Такой объем запасов достаточен для обеспечения деятельности добычного предприятия производительностью до 3 млн тонн ЖМК в сухой массе в год в течение 20-летнего срока.

В составе геолого-разведочных работ предусмотрены три этапа (поисковый, оценочный и разведочный). По состоянию на начало 2017 года геолого-разведочные работы второго этапа (оценочная стадия ГРР) завершены на 65% площади РРР-ЖМК, на изученной площади выделены и оконтурены первоочередные разведочные блоки.

Третий этап предусматривает разведочные работы, в результате которых будут оконтурены эксплуатационные блоки для добычи ЖМК и подсчитаны в них запасы. Работы третьего этапа начаты в 2017 году.

Экологические исследования

Экологические исследования, включающие фоновые экологические исследования, выполняются в ходе проведения геолого-разведочных работ. Кроме того, проведены специальные работы, направленные на оценку воздействия добычной деятельности на состояние окружающей среды.

В области НИОКР по разработке технических средств разведки ЖМК осуществлена модернизация глубоководных подводных комплексов (ПК) сонарной (ПК «МАК-1М») и фототелевизионной (ПК «Нептун») съемки морского дна, а также изготовлена и испытана донная зондирующая установка УГИ-ПМК для измерения и регистрации геотехнических свойств донных осадков в естественном залегании. Создан и проходит испытания опытный образец буксируемого глубоководного комплекса акустической, фототелевизионной, батиметрической съемки дна на месторождениях ЖМК, обеспечивающего детальную степень изученности масштаба 1:50 000.

Работы по созданию технологии добычи ЖМК находятся в самой ранней стадии и ведутся весьма медленно в связи с незавершенностью геологического изучения и неопределенностью в отношении промышленной значимости глубоководных залежей. Кроме того, пока не решены важнейшие организационные вопросы развития морской добычи и определение субъекта и нормативное правовое обеспечение его деятельности в Международном районе морского дна, организация и финансирование работ по разработке технологий и оборудования глубоководной добычи.

Обязательства по подготовке кадров в период действия контракта (до 2016 года) контрактором выполнены: реализована программа обучения для двух стажеров, отобранных органом. В рамках утвержденной программы работ на период продления контракта (2016-2021 гг.) предусматривается реализовать программу обучения для шести стажеров, которые будут отобраны МОМД.

Обязательства по периодической отчетности о результатах деятельности контрактора за период действия контракта выполняются: по состоянию на середину 2017 года в МОМД своевременно представлены 16 годовых отчетов и три итоговых обзора.

Следует отметить, что периодическая отчетность о результатах деятельности – подготовка и представление в МОМД ежегодных отчетов, условиями МОМД предусматривает уплату ежегодного взноса в размере $47 000 за их рассмотрение. Рассматривается возможность дальнейшего увеличения суммы таких взносов. Финансирование этих платежей осуществляется из средств, выделяемых на производство работ, что существенно сокращает объем финансирования, направленный на выполнение контрактных работ.

Разведка

Контракт на разведку ГПС. Российский разведочный район ГПС в Атлантическом океане (РРР-ГПС) имеет площадь 10 000 км2 и состоит из 100 блоков, каждый размером 10x10 км. Руда характеризуется высоким содержанием меди, цинка, золота, серебра и др. компонентов: Cu – 9,3% (по меди в 10-20 раз более высоким, чем на суше), Zn – 3,7%, Au – 3,5 г/т и Ag – 44,6 г/т. В соответствии с правилами МОМД контрактор к концу восьмого года деятельности (к 2020 г.) должен отказаться от 50% блоков, а к концу десятого года деятельности (к 2022 г.) – еще от 25% блоков. Таким образом, к концу контрактного срока в контурах 25 блоков (2500 км2), которые составят добычный район, должны быть разведаны запасы ГПС категорий В, Ci и Сг в общей сумме не менее 20 млн т в сухой массе.

Такой объем запасов может быть достаточен для обеспечения деятельности добычного предприятия производительностью 1 млн тонн ГПС в сухой массе в год в течение 20-летнего срока разработки. В составе геолого-разведочных работ предусмотрены три этапа (поисковый, оценочный и разведочный). По состоянию на текущий момент геолого-разведочные работы поискового этапа уже выполнены на площади 55 блоков (5500 км2) и продолжаются на площади 25 блоков (2500 км2). В 2018 году необходимо начать геолого-разведочные работы поисковой стадии на площади еще 20 блоков.

По состоянию на начало 2017 г. в пределах района выявлено 10 рудных объектов ГПС. Общие прогнозные ресурсы ГПС в пределах площади РРР-ГПС оценены: категории Р2 – 42,8 млн т, категории Р3 – 61,9 млн т.

Экологические исследования, включающие фоновые экологические исследования, выполняются в ходе проведения геолого-разведочных работ.

Рис. 1. Минеральные ресурсы Мирового океана

Технологии переработки

В области НИОКР по разработке технических средств разведки и добычной технологии ГПС проводились работы по созданию экспериментального образца бурового технологического комплекса ТК-15. В области разработки технологии переработки ГПС начаты технологические исследования рудных проб ГПС.

Для выполнения обязательств по подготовке кадров на первый пятилетний период запланировано обучение четырех стажеров. В период второго пятилетнего периода контракта на разведку ГПС (2017-2021 гг.) необходимо провести обучение 10 стажеров, отобранных МОМД.

В настоящее время разработаны программы стажировки, два стажера успешно прошли теоретический и практический курс. В 2017 году запланировано обучение еще двух стажеров.

Обязательства по представлению периодической отчетности о результатах деятельности контрактора за период действия контракта выполняются: по состоянию на середину 2017 года в МОМД своевременно представлены четыре годовых отчета и один пятилетний обзор.

Представление периодической отчетности по этому контракту также предусматривает уплату ежегодного взноса в размере $47 000 за их рассмотрение.

Контракт на разведку КМК. Российский разведочный район КМК в районе Магеллановых гор Тихого океана (РРР-КМК) имеет площадь 3000 км2 и состоит из 150 блоков площадью 20 км2 каждый. Блоки размещены на площади гайотов Говорова, Вулканолог, Коцебу и Альба.

По состоянию на начало разведочных работ по контракту на разведку общие прогнозные ресурсы РРР-КМК оцениваются в объеме 277 млн т, в том числе: категории Pi – 7 млн т, категории Р2 – 101 млн т, категории Рз – 169 млн т. Руда характеризуется высоким содержанием кобальта, марганца, никеля и меди (Со – 0,56%, Ni – 0,49% и Мn – 21,83%).

В соответствии с утвержденными правилами МОМД контрактор к концу восьмого года деятельности по контракту на разведку КМК (к концу 2022 г.) должен отказаться от 1/3 блоков, а к концу десятого года деятельности (к концу 2024 г.) – еще от 1/3 блоков. К концу контрактного срока в границах 50 блоков общей площадью 1000 км2, которые составят добычный район, должны быть разведаны извлекаемые запасы КМК категорий Ci и Сг общим объемом не менее 30 млн тонн во влажной (~ 23,5 млн т в сухой) массе. Такой объем запасов достаточен для обеспечения деятельности будущего добычного предприятия производительностью 1 млн тонн КМК в сухой массе в год в течение 20-летнего срока.

В составе геолого-разведочных работ предусмотрены три этапа (поисковый, оценочный и разведочный). По состоянию на текущий момент морские геолого-разведочные работы выполнены на площади 45 блоков и проводятся на площади 105 блоков. В 2018 году планируется начать работы оценочного этапа.

Экологические исследования, включающие фоновые экологические исследования, выполняются в ходе проведения геолого-разведочных работ.

В области НИОКР по разработке технических средств разведки и добычной технологии КМК работы не проводились.

В области разработки технологии переработки КМК начаты технологические исследования рудных проб КМК.

Выполнение обязательств по подготовке кадров запланировано на 2017-2018 годы. В период первого пятилетнего периода планируется обучить трех стажеров. В период второго пятилетнего периода (2020-2024 гг.) необходимо предусмотреть обучение пяти стажеров, в период третьего пятилетнего периода (2025-2029 гг.) – десяти стажеров.

Обязательства по периодической отчетности о результатах деятельности контрактора за период действия контракта выполняются: по состоянию на середину 2017 года в МОМД своевременно представлены два годовых отчета.

Представление периодической отчетности по этому контракту также предусматривает уплату ежегодного взноса в размере $47 000 за их рассмотрение.

Затраты по выполнению контрактных обязательств

В подписанных контрактах на разведку предусмотрены следующие ежегодные затраты на пятилетний период, включающие расходы непосредственно на ГРР, экологические исследования, подготовку кадров, НИОКР и подготовку годовых отчетов, включая уплату взносов за их рассмотрение (при курсе 58,5 руб./$ по состоянию на 01.09.2017):

ЖМК – $6-12 млн, или 351,0-702,0 млн руб.;

ГПС – $4-9 млн, или 234,0-526,5 млн руб.;

КМК – $5-9 млн, или 292,5-526,5 млн руб.

В сумме финансовые обязательства российских контракторов по трем контрактам (ЖМК, ГПС, КМК) находятся в пределах от $15 до $30 млн (от 877,5 до 1755 млн руб. в год).

Организация финансирования контрактных обязательств

Реализация обязательств по контрактам осуществляется за счет бюджетных ассигнований по разделу «Воспроизводство минерально-сырьевой базы» в рамках государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (ВИПР).

Роснедра до 2015 года осуществляли финансирование геолого-¬разведочных работ по трем контрактам в объеме 870-945 млн руб. ежегодно, что соответствовало финансовым обязательствам по этим контрактам. Начиная с 2015 г. произошло сокращение объемов годового финансирования (с 943,1 млн руб. в 2014 г. до 596 млн руб. в 2016 г.).

В настоящее время в связи с общим сокращением бюджетных ассигнований финансирование контрактных обязательств перед МОМД ограничено суммой 600 млн руб., которая направляется только на финансирование ГРР, экологических исследований, подготовку кадров для МОМД и уплату взносов за годовые отчеты. Заявленные в контрактах с МОМД обязательства по финансированию в объемах от $15 до $30 млн (от 877,5 до 1755 млн руб. в год) в настоящее время не обеспечиваются объемами бюджетного финансирования в рамках программы ВИПР.

При этом практически отсутствует финансирование разработки технологий и техники разведки и опытной добычи, поскольку такие расходы не предусмотрены программой ВИПР, ориентированной исключительно на работы по геологическому изучению.

Кроме того, с 2005 года контракторы вынуждены аккумулировать средства на ремонт судов из доходов за предоставление услуг по выполнению госзаказов на геологическое изучение ресурсов дна Мирового океана. Невыполнение планового ремонта создает риск ареста судна в иностранных портах и срыв контрактных работ.

Невыполнение контрактных обязательств по объемам ежегодного финансирования уже было отмечено Юридической и технической комиссией МОМД (ЮТК) в отношении годового отчета Минприроды по контракту на разведку КМК за 2015 год (ISBA/22/LTC/CRP.23 от 07.11.2016).

Международные аспекты

По состоянию на 01.09.2017 в соответствии с утвержденными правилами поиска и разведки МОМД заключены 27 контрактов на разведку (17 на ЖМК, 6 на ГПС, 4 на КМК) при поручительстве 20 государств. В процессе подписания находятся еще два контракта на разведку (1 на ГПС и 1 на КМК). Таким образом, по состоянию на конец 2017 года МОМД будет иметь 29 действующих контрактов на разведку минеральных ресурсов.

Высокая активность иностранных государств связана с тем, что в настоящее время вступает в решающую фазу процесс раздела минерально-сырьевых ресурсов Международного района морского дна между заинтересованными странами, большинство из которых наряду с доступом к минеральным ресурсам стремятся закрепить и свои геополитические позиции в Мировом океане.

Отставание в проведении геологических исследований, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию технологии добычи новых видов ресурсов невозможно будет восполнить за счет их интенсификации в будущем, а невыполнение контрактных обязательств по завершению ГРР и переходу к промышленной добыче может привести к потере позиций России в Мировом океане.

Позиции РФ в МОМД

Очередная, 23-я сессия Международного органа по морскому дну состоялась с 7 по 18 августа 2017 г. в Кингстоне (Ямайка). В работе сессии приняла участие делегация РФ, состоящая из представителей посольства на Ямайке, МИД и Минприроды. В первый день работы 23-й сессии заместителем председателя Ассамблеи МОМД от восточноевропейской группы был избран А.В. Орел, директор Департамента государственной политики и регулирования в области геологии и не-дропользования Минприроды. Представитель российской делегации И.Н. Пономарева вошла в состав Комиссии по проверке полномочий.

В соответствии с регламентом МОМД делегацией РФ в ходе личной встречи с генеральным секретарем М. Лоджем был успешно представлен пятилетний обзор об осуществлении Минприроды работы по контракту на разведку полиметаллических сульфидов за 2012-2017 гг.

В составе МОМД действуют три главных органа: Ассамблея – высший (директивный) орган, Совет – исполнительный орган и Секретариат – производственный орган.

В рамках Совета заслушан доклад генерального секретаря о выполнении в 2016 году решения Совета, касающегося реорганизации Юридической и технической комиссии МОМД, увеличения ее численности до 30 человек, что обосновывалось необходимостью разработки к 2020 г. проекта правил добычи минеральных ресурсов в Районе. Также были представлены доклады ЮТК и председателя ФК о состоянии финансов МОМД.

На заседании Совета были рассмотрены заявки: Польши – на утверждение плана работы по разведке ГПС и Индии – на продление на пятилетний период контракта на разведку ЖМК, по которым были приняты положительные решения. Общее количество контрактов на разведку возросло до 29 (притом что 168 государств являются членами МОМД).

Важным моментом в работе Совета стало рассмотрение подготовленных ЮТК дорожной карты и проекта правил добычи минеральных ресурсов в Районе (Добычного кодекса), определяющего условия и сроки перехода контракторов к практической работе по добыче ресурсов в Районе.

На заседаниях Ассамблеи были рассмотрены: ежегодный доклад генерального секретаря МОМД М. Лоджа; доклад Финансового комитета (ФК); вопросы состояния контрактов на разведку минеральных ресурсов в Районе и национального законодательства государств – членов МОМД, касающегося добычных работ; рассмотрены запросы шести организаций (из Китая, США, Германии, Тихоокеанского региона) о предоставлении им статуса наблюдателей.

Избранный на 22-й сессии (при поддержке РФ) и приступивший к исполнению обязанностей генерального секретаря МОМД с 1 января 2017 г. М. Лодж предпринимает конструктивные усилия, направленные на совершенствование деятельности МОМД. По его инициативе изменены структура и содержание деятельности Секретариата – сокращено с 7 до 1 человека представительство в Нью-Йорке; созданы группа старших руководителей и группа по управлению контрактами; изменен (с мониторинга на охрану) функционал Управления окружающей среды и минеральных ресурсов; уточнены критерии найма национальных сотрудников. Внесено предложение о проведении двух (вместо одной) сессий МОМД в год.

В докладе генерального секретаря МОМД следует выделить требование о принятии государствами – участниками МОМД национального законодательства, регулирующего деятельность юридических и физических лиц в Районе, что позволит разграничить ответственность контрактора и поручившегося государства. В РФ в настоящее время эта работа пока находится в начальной стадии.

Следующие сессии МОМД должны состояться в Кингстоне (Ямайка) в марте и августе 2018 г. (точные даты будут определены позднее).

Основные проблемы

Основной проблемой деятельности в Мировом океане наряду с выполнением текущих контрактных обязательств в настоящее время является переход от стадии геологического изучения предоставленных участков морского дна к стадии опытной, а затем промышленной добычи минеральных ресурсов. Переход к этапу добычи предполагает разработку эффективной и безопасной технологии и соответствующего оборудования, которые в настоящее время, насколько нам известно, имеются у единичных контракторов в виде опытных образцов, требующих дальнейшей апробации. Кроме того, никто из контракторов пока не имеет ясного понимания экономической составляющей работ по морской добыче полезных ископаемых.

Тем не менее администрация МОМД под давлением многочисленных представителей развивающихся стран усиливает нажим на так называемых «пионерных» контракторов, чьи контракты были заключены ранее прочих, требуя ускорить переход от геологоразведки к стадии добычи.

В этих условиях российской делегации пришлось приложить значительные усилия для получения и надлежащего оформления решения МОМД о продлении контракта на разведку ЖМК на очередной пятилетний срок. Дальнейшее продление этого контракта в сложившейся ситуации может стать весьма проблематичным.

В случае неготовности контрактора по завершении разведочных этапов перейти к следующей стадии работ, связанных с добычей, возникает реальный риск потери контрактного участка. Поэтому вопрос о разработке или приобретении технологий подводной добычи в перспективе от трех до пяти лет приобретает первостепенное значение.

Невыполнение принятых на себя обязательств (в качестве государства – члена МОМД) повлечет за собой серьезные репутационные издержки для России и ограничит ее возможности по кооперации совместных усилий с другими государствами.

В целях выработки единой позиции и обмена мнениями по вопросам дальнейшего продления контрактов на разведку, а также содержания и сроков принятия Добычного кодекса делегация РФ провела встречи с представителями контракторов – государств и компаний, имеющих аналогичные контракты на разведку минеральных ресурсов в Районе (Германия, Индия, Китай, Польша, Франция, Южная Корея и Япония).

По итогам встреч было определено, что общая позиция контракторов заключается в том, что в настоящее время пока еще не сформировались экономические и технологические условия для перехода к стадии глубоководной добычи. В этой связи контракторы полагают, что отсутствует необходимость ускорения работ по разработке и принятию Добычного кодекса.

Представителями РФ были предприняты определенные усилия по формированию взаимовыгодной кооперации в части развития технологий.

В частности, значительный интерес к кооперации усилий с РФ по разведке минеральных ресурсов Мирового океана проявляет международная компания «Наутилус Минерале» (Nautilus Minerals, Australia), один из мировых лидеров в разработке, производстве и освоении специальных технологий и техники по добыче минеральных ресурсов со дна Мирового океана (одним из основных акционеров этой компании является USM Holding – дочерняя структура компании «Металлинвест»).

В ходе 23-й сессии состоялась встреча российской делегации с Джоном Парианосом, главным геологом компании «Наутилус Минерале», который предложил рассмотреть вопрос о совместной деятельности данной компании с российскими контракторами. Имея контракт и опыт разведки минеральных ресурсов в Новой Гвинее и одни из самых передовых технологий (в том числе и по глубоководному бурению), «Наутилус Минерале» в лице Джона Парианоса, имеющего соответствующие полномочия, предлагает рассмотреть вопрос о создании совместного предприятия (компании), которое объединит совместные усилия «Наутилус Минерале» и российских контракторов по разведке, а в последующем и добыче полезных ископаемых в районах Мирового океана, определенных соответствующими контрактами.

В июне 2017 г., во время рабочей встречи с представителями Минприроды в Санкт-Петербурге, представители «Наутилус Минерале» уже обсуждали данный вопрос, предложив обмен 50% на 50% блоками, права на разведку которых закреплены за «Наутилус Минерале» (в районе Новой Гвинеи) и РФ (в зоне Кларион-Клиппертон в Тихом океане).

Учитывая ограниченные и постоянно снижающиеся расходы РФ на выполнение контрактных обязательств с МОМД, российской стороне такой вариант совместной деятельности представляется недостаточно перспективным и целесообразным в силу существенного роста финансовых обязательств (в том числе и по разведке морского дна в районе Новой Гвинеи).

Вместе с тем кооперация российских контракторов с «Наутилус Минерале» в районах российских контрактов целесообразна как с финансовой стороны, так и с точки зрения возможности доступа к современным технологиям.

Предварительный анализ свидетельствует о том, что оптимальным был бы вариант совместной деятельности с «Наутилус Минерале» в работах, проводимых на закрепленных за РФ блоках в обмен на долю в разведанных там ресурсах в пересчете на понесенные затраты. Это позволило бы привлечь к работам по российским контрактам передовые технологии и существенно снизить затраты России.

Определенный интерес в этой части представляет и японская компания Deep Ocean Resources Development Co. Ltd. (DORD), также имеющая контракт с МОМД, обладающая значительными финансовыми ресурсами, выделяемыми на высокотехнологические разработки в сфере разведки и добычи минеральных ресурсов со дна Мирового океана.

Тенденции

В целом обсуждение вопросов повестки 23-й сессии позволяет выделить ряд тенденций, затрагивающих интересы РФ:

– представители развивающихся стран (Африка и Латинская Америка) в целях получения ими доходов в виде роялти от добычи ресурсов в Районе вновь подчеркнули необходимость скорейшего перехода контракторов, особенно тех, кто уже завершает первичный 15-летний период геологического изучения, к числу которых относится и РФ, к стадии коммерческой добычи. В этой связи очевидно, что давление на контракторов в этой части будет усиливаться по мере продвижения к принятию Добычного кодекса;

– продолжающийся рост числа наблюдателей, представляющих в основном организации экологического и природоохранного профиля, и возрастание их активности формируют предпосылки к усилению позиций этих организаций в органе. Возрастание их влияния на процессы принятия решений, регулирующих вопросы экологического обеспечения процессов добычи, неизбежно приведут к росту затрат контракторов (в том числе и необоснованных) и к ограничению применяемых ими технологий;

– несмотря на общее понимание необходимости снижения расходов, в докладе ФК МОМД было отмечено, что фактические накладные расходы, связанные с административным обслуживанием и контролем за исполнением разведочных контрактов, существенно превышают действующую в настоящее время ставку $47 000 и с учетом инфляции и возросшей сложности годовых отчетов фактически составляют $65 613. В силу этого следует ожидать, что на обсуждение Совета в 2018 г. будет вынесена рекомендация по увеличению сбора с контракторов.

Необходимо продолжить практику регулярного взаимодействия с контракторами, а также рассмотреть вопрос о возможности участия российских экспертов (например, на уровне представителей академических институтов РАН) в качестве наблюдателей МОМД в целях аргументированной нейтрализации избыточных инициатив наблюдателей и мониторинга их позиции.

В связи с этим представляется целесообразным инициировать аккредитацию при МОМД в качестве наблюдателей представителей российского экспертного сообщества (например, в лице представителей профильных академических институтов), что позволит отслеживать ситуацию в среде наблюдателей, организовать взаимодействие с ними и оказывать необходимое содействие РФ в нейтрализации избыточных инициатив наблюдателей, связанных с формированием дополнительной финансовой и организационной нагрузки на контракторов (прежде всего российские компании и ведомства), связанной с экологическим обустройством районов предстоящей добычи минеральных ресурсов со дна океана.

Такой подход в условиях осложнения внешнеполитической ситуации и введения санкций в отношении РФ позволит в том числе и получить дополнительные возможности по доступу к информации о направлениях развития современных технологий по добыче минеральных ресурсов.

Учитывая важность работы членов ЮТК и ФК по вопросам подготовки и последующего принятия Добычного кодекса, в период 23-й сессии МОМД была активизирована работа по этому направлению через представителей РФ, избранных в ЮТК (Г.А. Черкашев) и ФК (К.Г. Муравьев).

Информация о финансовом положении МОМД

Анализ информации об исполнении бюджета МОМД на финансовый период 2015-2016 гг. показал, что показатель освоения бюджетных средств составил 99,3%.

По состоянию на 31 мая 2017 г. остаток средств в Фонде оборотных средств составлял $581 983 и что в период 2017-2020 гг. будут получены дополнительные средства в размере $78 017. Остаток средств в Дарственном фонде для проведения морских научных исследований в Районе (которые предназначаются для поддержки участия квалифицированных ученых и технического персонала из развивающихся стран в морских научных исследованиях и утвержденных программах) составлял $3 500 009, включая начисленные в 2017 г. проценты в размере $554 747.

Оценка информации об административном сборе (в размере $47 000), предназначенном для покрытия накладных расходов, связанных с административным обслуживанием разведочных контрактов в Районе, свидетельствует о том, что они не соответствуют фактическим издержкам. По мнению членов ФК, размер этого сбора следует периодически пересматривать, чтобы обеспечить его соответствие фактическим издержкам. Текущая оценка размера необходимого взноса составляет $65 613. Причинами такого увеличения являются возросшая сложность годовых отчетов и инфляция.

Учитывая финансовое состояние МОМД и изменение графика проведения заседаний Ассамблеи и Совета (два раза в год вместо одного), следует ожидать рост финансовых расходов РФ на обеспечение участия российской делегации в работе МОМД и оплату сбора за рассмотрение ежегодных отчетов по контрактам.

В этой связи необходимо заранее предусмотреть увеличение соответствующих расходов в бюджетах МИД и Минприроды, а также контракторов (АО «Южморгеология»).

Позиция России

Оценивая в целом позицию РФ в МОМД, следует отметить:

1. Работы по геологическому изучению ресурсов Мирового океана, выполняемые в рамках государственной программы ВИПР, выполняются в соответствии с контрактными обязательствами, однако в настоящее время финансируются в объемах ниже контрактных обязательств, что создает репутационные риски для РФ и ослабляет позиции российских контракторов в МОМД. В этой связи необходимо рассмотреть вопрос о выделении необходимых денежных средств на исполнение контрактных обязательств РФ в полном объеме, обеспечения членства в МОМД и средств, необходимых для финансирования участия российской делегации в ассамблеях и совете МОМД.

2. Полномочия Минприроды по ведению и финансированию работ в Мировом океане в рамках государственной программы ВИПР в настоящее время распространяются только на стадию геологического изучения и не охватывают стадии опытной и промышленной добычи. Переход к этим стадиям потребует определения иного субъекта (органа государственной власти РФ или коммерческой структуры), ответственного за проведение дальнейших работ в Мировом океане, с определением полномочий и источников финансирования этой деятельности в необходимых объемах.

3. Несмотря на отсутствие в настоящее время экономических и технологических условий для активного освоения минеральных ресурсов Мирового океана, в ближайшие годы роль Международного органа по морскому дну будет возрастать. Одновременно будет усиливаться и давление на его деятельность со стороны развивающихся государств в части инициируемых ими решений органа, обязывающих контракторов к скорейшему переходу к стадии добычи, а также природоохранных и экологических общественных организаций, являющихся наблюдателями МОМД.

В этих условиях резко ограничиваются возможности дальнейшего продления наиболее ранних («пионерных») геолого-разведочных контрактов. Российский контракт на изучение и добычу ЖМК истекает в начале 2021 года и в случае его завершения без перехода к стадии опытной добычи существует реальный риск потери прав РФ на доступ к ресурсам этого района. В целях недопущения экономических, геополитических и репутационных потерь необходимо активизировать работу с руководством МОМД и группой «пионерных» контракторов (Германия, Индия, Китай, Польша, Франция, Южная Корея и Япония) по формированию условий для дальнейшего продления контрактов на геологическое изучение.

4. Одновременно необходимо активизировать работы по созданию отечественных и/или приобретению зарубежных технологий глубоководной добычи полезных ископаемых, предусмотрев для этого следующее:

– инициирование на уровне руководства Правительства РФ решения о создании единого координационного органа, обеспечивающего финансирование и организацию работ по созданию техники и технологии для глубоководной добычи;

– активизировать работу по привлечению заинтересованных иностранных партнеров, обладающих современными технологиями и техническими средствами для глубоководной добычи, к совместной работе на подготовленных участках морского дна российских контрактов в Мировом океане, в том числе на основе взаимовыгодного обмена активами.

5. Учитывая настоятельные требования МОМД о создании пакетов национальных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и ответственность деятельности контракторов в Международном районе морского дна, необходимо активизировать работу заинтересованных органов исполнительной власти РФ по разработке и принятию такого пакета национальных нормативных актов.

Морские вести России №16 (2017)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Два подземных толчка зафиксированы на берегу и в акватории Байкала

Два подземных толчка зафиксированы на берегу и в акватории Байкала Два землетрясения произошли в воскресенье с разницей в два часа на территории Курумканского и Кабанс...

Специалисты России и Финляндии провели командно-штабную тренировку по ликвидации разлива нефти на Балтике

Специалисты России и Финляндии провели командно-штабную тренировку по ликвидации разлива нефти на Балтике Специалисты России и Финляндии 12-13 декабря провели в финской столице международную командно-штабну...

Российская экономика

В Якутии будет создано министерство по развитию Арктики

В Якутии будет создано министерство по развитию Арктики Упор будет сделан на развитие транспортной инфраструктуры вокруг Северного морского пути, создания Ж...

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу Росрыболовство предлагает создать в России рыбную биржу, через которую компании смогут реализовывать...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года АО «Ростерминалуголь», крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, в...




Морской транспорт

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года Об этом сообщил ответственный сдатчик ПЭБ Балтийского завода Александр Ковалев в ходе заседания Обще...

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...