Особенности правоотношений

Транспортная политика

Рекомендации субъектам транспортной инфраструктуры по организации работы с подразделениями транспортной безопасности

По состоянию на 22 сентября 2017 г. в сфере ведения Федерального агентства морского и речного транспорта осуществляют свою деятельность 6 подразделений транспортной безопасности (ФГУП «УВО Минтранса России» – в силу закона, 5 – аккредитованы Росморречфлотом). Кроме того, ФБУ «Служба морской безопасности» рассмотрело документы на проведение аттестации работников 33 организаций, претендующих на статус подразделения транспортной безопасности.

Сергей Семенов, начальник ФБУ «Служба морской безопасности»

Вопросы внимания

Можно говорить о том, что рынок оказания услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – ОТИ) от актов незаконного вмешательства (далее – АНВ) стремительно формируется.

Однако в настоящее время большинство субъектов транспортной инфраструктуры (далее – СТИ) не имеют опыта работы с подразделениями транспортной безопасности. Анализ законодательства о транспортной безопасности и практической работы с подразделениями транспортной безопасности (далее – ПТБ) позволяет выделить ряд вопросов, на которые субъектам транспортной инфраструктуры целесообразно обратить внимание.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон) «обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим федеральным законом и иными федеральными законами».

На ПТБ ни Законом, ни требованиями по обеспечению транспортной безопасности такая обязанность не возложена.

Это означает, что полную юридическую ответственность за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры несет исключительно СТИ, включая качество исполнения ПТБ своих обязанностей.

В рамках договорных отношений СТИ не может в полном объеме возложить обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на ПТБ, так как это противоречит Закону. ПТБ создается (привлекается) только для решения отдельных задач по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Вместе с тем ПТБ может быть привлечено к юридической ответственности за отдельные нарушения законодательства о транспортной безопасности в части, касающейся выполнения им конкретных задач по обеспечению транспортной безопасности ОТИ. Также ПТБ может быть привлечено к ответственности за неисполнение договорных обязательств самим субъектом транспортной инфраструктуры.

Исходя из вышеизложенного, к выбору и привлечению ПТБ, организации работы с ним необходимо подойти ответственно и вдумчиво.

2. Организацию работы с ПТБ нельзя автоматически копировать с организации работы с частными охранными организациями и ведомственной охраной. Во всех случаях правоотношения регулируются разными законами.

Если между СТИ и частной охранной организацией или ведомственной охраной допущены нарушения договорных обязательств и не была обеспечена защита от противоправных посягательств, пропускной и внутриобъектовый режим, то это проблемы взаимоотношений заказчика и подрядчика.

Если ОТИ не был защищен от АНВ, юридическая ответственность наступает в первую очередь для СТИ. Еще раз акцентирую внимание на том, что за невыполнение ПТБ своих обязанностей всегда несет юридическую ответственность СТИ!

3. Многие СТИ привлечение ПТБ будут осуществлять по результатам проведения конкурсных процедур. На что при этом необходимо обратить внимание.

3.1. На мой взгляд, наличие у ПТБ свидетельства об аккредитации как единственного условия для участия в конкурсе на защиту ОТИ от АНВ недостаточно.

Это связано с тем, что свидетельство об аккредитации не гарантирует способность ПТБ осуществлять защиту от АНВ конкретного ОТИ.

С учетом этого в техническое задание к конкурсной процедуре целесообразно включить существенные для конкретного ОТИ условия. К их числу необходимо отнести количество аттестованных по каждой категории работников ПТБ. Если необходимы работники, аттестованные по нескольким категориям, это также целесообразно указать в техническом задании.

3.2. Если ПТБ сформировано на базе ЧОП, целесообразно уточнить, сохранило ли оно статус ЧОП или нет. Если сохранило, возможны следующие риски.

В соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная охранная организация… не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной (см. статью 15.1). Осуществление защиты ОТИ от АНВ к видам охранных услуг не отнесено (см. статью 3).

С учетом положений ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» Росгвардия считает, что ЧОП не может быть одновременно и ПТБ. Соответственно, есть риски привлечения Росгвардией или прокуратурой ЧОП к ответственности, что может негативно повлиять на деятельность такого ПТБ.

3.3. Необходимо учитывать, что при проведении конкурсных процедур в строгом соответствии с принципами открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции подавляющее большинство ПТБ на момент проведения конкурса не смогут иметь в наличии достаточное для выполнения контракта (договора) количество работников, аттестованных по необходимым СТИ категориям. Это связано прежде всего с экономическими вопросами. Содержать за свой счет подготовленных и аттестованных работников, но не обеспеченных реальной работой, ПТБ невыгодно.

Если провести конкурсную процедуру несвоевременно, может сложиться ситуация, при которой на момент начала исполнения договорных обязательств ПТБ не будет иметь в своем составе необходимого количества подготовленных и аттестованных работников. То есть ПТБ либо не сможет сформировать смену необходимой численности, либо включит в ее состав лиц, не прошедших подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

В последнем случае необходимо помнить, что обязанность не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, лиц, не прошедших в порядке, установленном настоящим федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности, возложена на СТИ (подпункт 11 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта.

Время конкурса

Как правильно рассчитать время проведения конкурсных процедур?

Исходя из Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 № 172), на проведение аттестации работников ПТБ отводится 67 дней (3 дня – п. 10; 45 дней – п.п. 11, 13; 3 дня – п. 14; 10 дней – п. 20; 3 дня – п. 28; 3 дня – п. 31).

В соответствии с учебными планами типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (утв. Приказом Минтранса России от 08.09.2014 № 243) на освоение программ работников ПТБ отводится 80 часов, т.е. 10 рабочих дней (итого 14 дней).

В соответствии с Перечнем документов, представляемых в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в орган аттестации субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности или организацией, претендующей на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности (утв. Приказом Минтранса России от 03.11.2015 г. № 325) документ, подтверждающий повышение квалификации в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, для допуска к аттестации не требуется. Однако, без дополнительной профессиональной подготовки, есть риск не прохождения работниками аттестации.

Также необходимо учитывать время, необходимое ПТБ для подбора работников, с учетом сбора ими необходимых документов. Здесь целесообразно ориентироваться на срок не менее 30 дней.

В частности, пункт 11 Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (утв. Приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121) определяет, что ответ заявителю направляется в течение 30 дней со дня получения обращения.

Вывод. ПТБ требуется не менее 111 дней с момента оглашения результатов конкурсных процедур и до начала осуществления защиты ОТИ от АНВ в строгом соответствии с законодательством о транспортной безопасности.

Морской вести России №15 (2017)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Швартовные испытания катера «Петр Могунов» стартуют в начале 2019 года

Швартовные испытания катера «Петр Могунов» стартуют в начале 2019 года Швартовые испытания большого десантного катера (БДК) «Петр Моргунов», возводимого по проекту...

Первая в истории Африки высокоскоростная железнодорожная магистраль открыта в Марокко

Первая в истории Африки высокоскоростная железнодорожная магистраль открыта в Марокко Скоростной, модернизированный поезд французской компании Alstom («Альстом») сможет преодолев...

Российская экономика

Обзор докладов конференции «Геоинформационная стратегия в нефтегазовой отрасли на суше и на море». Часть 1

Обзор докладов конференции «Геоинформационная стратегия в нефтегазовой отрасли на суше и на море». Часть 1 ГК «СКАНЭКС» начинает обзор докладов, прозвучавших на конференции «Геоинформационная стратегия в неф...

«Роснефть» не выставила на биржевые торги бензин и зимнее дизтопливо

«Роснефть» не выставила на биржевые торги бензин и зимнее дизтопливо Этот факт стал большим сюрпризом для топливного рынка.

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...

Находкинский морской торговый порт отчитался о реализации экологических мероприятий за 2018 год

Находкинский морской торговый порт отчитался о реализации экологических мероприятий за 2018 год В 2018 году Находкинском МТП продолжил проведение мероприятий по внедрению комплексной системы пылеп...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Согласован новый график работ по строительству дороги в обход Мариинска

Согласован новый график работ по строительству дороги в обход Мариинска Сроки реализации проекта сдвинулись с 2018 года на 2020-й из-за финансовых трудностей у генподрядчик...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...