Особенности правоотношений

Транспортная политика

Рекомендации субъектам транспортной инфраструктуры по организации работы с подразделениями транспортной безопасности

По состоянию на 22 сентября 2017 г. в сфере ведения Федерального агентства морского и речного транспорта осуществляют свою деятельность 6 подразделений транспортной безопасности (ФГУП «УВО Минтранса России» – в силу закона, 5 – аккредитованы Росморречфлотом). Кроме того, ФБУ «Служба морской безопасности» рассмотрело документы на проведение аттестации работников 33 организаций, претендующих на статус подразделения транспортной безопасности.

Сергей Семенов, начальник ФБУ «Служба морской безопасности»

Вопросы внимания

Можно говорить о том, что рынок оказания услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – ОТИ) от актов незаконного вмешательства (далее – АНВ) стремительно формируется.

Однако в настоящее время большинство субъектов транспортной инфраструктуры (далее – СТИ) не имеют опыта работы с подразделениями транспортной безопасности. Анализ законодательства о транспортной безопасности и практической работы с подразделениями транспортной безопасности (далее – ПТБ) позволяет выделить ряд вопросов, на которые субъектам транспортной инфраструктуры целесообразно обратить внимание.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон) «обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим федеральным законом и иными федеральными законами».

На ПТБ ни Законом, ни требованиями по обеспечению транспортной безопасности такая обязанность не возложена.

Это означает, что полную юридическую ответственность за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры несет исключительно СТИ, включая качество исполнения ПТБ своих обязанностей.

В рамках договорных отношений СТИ не может в полном объеме возложить обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на ПТБ, так как это противоречит Закону. ПТБ создается (привлекается) только для решения отдельных задач по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Вместе с тем ПТБ может быть привлечено к юридической ответственности за отдельные нарушения законодательства о транспортной безопасности в части, касающейся выполнения им конкретных задач по обеспечению транспортной безопасности ОТИ. Также ПТБ может быть привлечено к ответственности за неисполнение договорных обязательств самим субъектом транспортной инфраструктуры.

Исходя из вышеизложенного, к выбору и привлечению ПТБ, организации работы с ним необходимо подойти ответственно и вдумчиво.

2. Организацию работы с ПТБ нельзя автоматически копировать с организации работы с частными охранными организациями и ведомственной охраной. Во всех случаях правоотношения регулируются разными законами.

Если между СТИ и частной охранной организацией или ведомственной охраной допущены нарушения договорных обязательств и не была обеспечена защита от противоправных посягательств, пропускной и внутриобъектовый режим, то это проблемы взаимоотношений заказчика и подрядчика.

Если ОТИ не был защищен от АНВ, юридическая ответственность наступает в первую очередь для СТИ. Еще раз акцентирую внимание на том, что за невыполнение ПТБ своих обязанностей всегда несет юридическую ответственность СТИ!

3. Многие СТИ привлечение ПТБ будут осуществлять по результатам проведения конкурсных процедур. На что при этом необходимо обратить внимание.

3.1. На мой взгляд, наличие у ПТБ свидетельства об аккредитации как единственного условия для участия в конкурсе на защиту ОТИ от АНВ недостаточно.

Это связано с тем, что свидетельство об аккредитации не гарантирует способность ПТБ осуществлять защиту от АНВ конкретного ОТИ.

С учетом этого в техническое задание к конкурсной процедуре целесообразно включить существенные для конкретного ОТИ условия. К их числу необходимо отнести количество аттестованных по каждой категории работников ПТБ. Если необходимы работники, аттестованные по нескольким категориям, это также целесообразно указать в техническом задании.

3.2. Если ПТБ сформировано на базе ЧОП, целесообразно уточнить, сохранило ли оно статус ЧОП или нет. Если сохранило, возможны следующие риски.

В соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная охранная организация… не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной (см. статью 15.1). Осуществление защиты ОТИ от АНВ к видам охранных услуг не отнесено (см. статью 3).

С учетом положений ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» Росгвардия считает, что ЧОП не может быть одновременно и ПТБ. Соответственно, есть риски привлечения Росгвардией или прокуратурой ЧОП к ответственности, что может негативно повлиять на деятельность такого ПТБ.

3.3. Необходимо учитывать, что при проведении конкурсных процедур в строгом соответствии с принципами открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции подавляющее большинство ПТБ на момент проведения конкурса не смогут иметь в наличии достаточное для выполнения контракта (договора) количество работников, аттестованных по необходимым СТИ категориям. Это связано прежде всего с экономическими вопросами. Содержать за свой счет подготовленных и аттестованных работников, но не обеспеченных реальной работой, ПТБ невыгодно.

Если провести конкурсную процедуру несвоевременно, может сложиться ситуация, при которой на момент начала исполнения договорных обязательств ПТБ не будет иметь в своем составе необходимого количества подготовленных и аттестованных работников. То есть ПТБ либо не сможет сформировать смену необходимой численности, либо включит в ее состав лиц, не прошедших подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

В последнем случае необходимо помнить, что обязанность не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, лиц, не прошедших в порядке, установленном настоящим федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности, возложена на СТИ (подпункт 11 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта.

Время конкурса

Как правильно рассчитать время проведения конкурсных процедур?

Исходя из Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 № 172), на проведение аттестации работников ПТБ отводится 67 дней (3 дня – п. 10; 45 дней – п.п. 11, 13; 3 дня – п. 14; 10 дней – п. 20; 3 дня – п. 28; 3 дня – п. 31).

В соответствии с учебными планами типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (утв. Приказом Минтранса России от 08.09.2014 № 243) на освоение программ работников ПТБ отводится 80 часов, т.е. 10 рабочих дней (итого 14 дней).

В соответствии с Перечнем документов, представляемых в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в орган аттестации субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности или организацией, претендующей на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности (утв. Приказом Минтранса России от 03.11.2015 г. № 325) документ, подтверждающий повышение квалификации в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, для допуска к аттестации не требуется. Однако, без дополнительной профессиональной подготовки, есть риск не прохождения работниками аттестации.

Также необходимо учитывать время, необходимое ПТБ для подбора работников, с учетом сбора ими необходимых документов. Здесь целесообразно ориентироваться на срок не менее 30 дней.

В частности, пункт 11 Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (утв. Приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121) определяет, что ответ заявителю направляется в течение 30 дней со дня получения обращения.

Вывод. ПТБ требуется не менее 111 дней с момента оглашения результатов конкурсных процедур и до начала осуществления защиты ОТИ от АНВ в строгом соответствии с законодательством о транспортной безопасности.

Морской вести России №15 (2017)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Росатомфлот – участник форума «Моя профессиональная траектория»

Росатомфлот – участник форума «Моя профессиональная траектория» 23 апреля в Центре дополнительного образования «Лапландия» состоялся форум «Моя профессиональная тра...

Россиянам могут запретить ввозить пармезан и хамон

Россиянам могут запретить ввозить пармезан и хамон Вместе с мясными и молочными изделиями в страну могут попасть опасные вирусы животных, считают произ...

Российская экономика

«Дочка» китайской CNPC купит у НОВАТЭК 10% в «Арктик СПГ 2»

«Дочка» китайской CNPC купит у НОВАТЭК 10% в «Арктик СПГ 2» НОВАТЭК подписал обязывающее соглашение об условиях вхождения в проект «Арктик СПГ 2» со 100%-но...

РЖД передали в правительство предварительную оценку стоимости ВСМ Москва - Петербург

РЖД передали в правительство предварительную оценку стоимости ВСМ Москва - Петербург РЖД передали в правительство материалы по предварительной оценке стоимости  высокоскоростн...

Транспортная политика

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года Место расположения и характеристики МТЛЦ, строительство которого запланировано в Северо-Западном фед...

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Морские порты

Пассажирский порт Петербурга реконструирует пункт пропуска через границу за 3,3 млн евро

Пассажирский порт Петербурга реконструирует пункт пропуска через границу за 3,3 млн евро Пассажирский порт Петербурга «Морской фасад» приступил к реконструкции   постоянного много...

Промышленный порт Череповецкого меткомбината начал отправку судов

Промышленный порт Череповецкого меткомбината начал отправку судов В промышленном порту Череповецкого металлургического комбината (ЧерМК, входит в дивизион «Северс...




Морской транспорт

Штаты срочно обзаводятся ледоколами

Штаты срочно обзаводятся ледоколами Компания Singapore Technologies Engineering получила от Министерства военно-морских сил США заказ на...

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку Круизный сезон на Камчатке откроется в начале мая, сообщает в среду пресс-служба правительства Камча...

Речной транспорт

Строительство двух теплоходов для Красноярского края начнется к 2020 году

Строительство двух теплоходов для Красноярского края   начнется к 2020 году Строительство двух теплоходов, которые будут курсировать по Енисею (Красноярский край), начн...

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Ж/Д транспорт

«РЖД Логистика» перевезла по железной дороге негабаритные автоклавы для строительного завода в Ульяновске

«РЖД Логистика» перевезла по железной дороге негабаритные автоклавы для строительного завода в Ульяновске АО «РЖД Логистика» в период с ноября 2018 года по март 2019 года организовало серию внутрироссийских...

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году ОАО «Российские железные дороги» планирует разработать концепцию Санкт- Петербургского транспортного...

Авто транспорт

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на повышение безопасности на дорогах

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на  повышение безопасности на дорогах Госкомпания «Автодор» в 2019 году направит на повышение безопасности на своих дорогах   64...

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский бизнес

Лоцманский бизнес На хозяев частных лоцманских компаний «в эпоху перемен» случайно скатился добротный, гарантированный...

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...