Особенности правоотношений

Транспортная политика

Рекомендации субъектам транспортной инфраструктуры по организации работы с подразделениями транспортной безопасности

По состоянию на 22 сентября 2017 г. в сфере ведения Федерального агентства морского и речного транспорта осуществляют свою деятельность 6 подразделений транспортной безопасности (ФГУП «УВО Минтранса России» – в силу закона, 5 – аккредитованы Росморречфлотом). Кроме того, ФБУ «Служба морской безопасности» рассмотрело документы на проведение аттестации работников 33 организаций, претендующих на статус подразделения транспортной безопасности.

Сергей Семенов, начальник ФБУ «Служба морской безопасности»

Вопросы внимания

Можно говорить о том, что рынок оказания услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – ОТИ) от актов незаконного вмешательства (далее – АНВ) стремительно формируется.

Однако в настоящее время большинство субъектов транспортной инфраструктуры (далее – СТИ) не имеют опыта работы с подразделениями транспортной безопасности. Анализ законодательства о транспортной безопасности и практической работы с подразделениями транспортной безопасности (далее – ПТБ) позволяет выделить ряд вопросов, на которые субъектам транспортной инфраструктуры целесообразно обратить внимание.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон) «обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим федеральным законом и иными федеральными законами».

На ПТБ ни Законом, ни требованиями по обеспечению транспортной безопасности такая обязанность не возложена.

Это означает, что полную юридическую ответственность за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры несет исключительно СТИ, включая качество исполнения ПТБ своих обязанностей.

В рамках договорных отношений СТИ не может в полном объеме возложить обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на ПТБ, так как это противоречит Закону. ПТБ создается (привлекается) только для решения отдельных задач по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Вместе с тем ПТБ может быть привлечено к юридической ответственности за отдельные нарушения законодательства о транспортной безопасности в части, касающейся выполнения им конкретных задач по обеспечению транспортной безопасности ОТИ. Также ПТБ может быть привлечено к ответственности за неисполнение договорных обязательств самим субъектом транспортной инфраструктуры.

Исходя из вышеизложенного, к выбору и привлечению ПТБ, организации работы с ним необходимо подойти ответственно и вдумчиво.

2. Организацию работы с ПТБ нельзя автоматически копировать с организации работы с частными охранными организациями и ведомственной охраной. Во всех случаях правоотношения регулируются разными законами.

Если между СТИ и частной охранной организацией или ведомственной охраной допущены нарушения договорных обязательств и не была обеспечена защита от противоправных посягательств, пропускной и внутриобъектовый режим, то это проблемы взаимоотношений заказчика и подрядчика.

Если ОТИ не был защищен от АНВ, юридическая ответственность наступает в первую очередь для СТИ. Еще раз акцентирую внимание на том, что за невыполнение ПТБ своих обязанностей всегда несет юридическую ответственность СТИ!

3. Многие СТИ привлечение ПТБ будут осуществлять по результатам проведения конкурсных процедур. На что при этом необходимо обратить внимание.

3.1. На мой взгляд, наличие у ПТБ свидетельства об аккредитации как единственного условия для участия в конкурсе на защиту ОТИ от АНВ недостаточно.

Это связано с тем, что свидетельство об аккредитации не гарантирует способность ПТБ осуществлять защиту от АНВ конкретного ОТИ.

С учетом этого в техническое задание к конкурсной процедуре целесообразно включить существенные для конкретного ОТИ условия. К их числу необходимо отнести количество аттестованных по каждой категории работников ПТБ. Если необходимы работники, аттестованные по нескольким категориям, это также целесообразно указать в техническом задании.

3.2. Если ПТБ сформировано на базе ЧОП, целесообразно уточнить, сохранило ли оно статус ЧОП или нет. Если сохранило, возможны следующие риски.

В соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная охранная организация… не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной (см. статью 15.1). Осуществление защиты ОТИ от АНВ к видам охранных услуг не отнесено (см. статью 3).

С учетом положений ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» Росгвардия считает, что ЧОП не может быть одновременно и ПТБ. Соответственно, есть риски привлечения Росгвардией или прокуратурой ЧОП к ответственности, что может негативно повлиять на деятельность такого ПТБ.

3.3. Необходимо учитывать, что при проведении конкурсных процедур в строгом соответствии с принципами открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции подавляющее большинство ПТБ на момент проведения конкурса не смогут иметь в наличии достаточное для выполнения контракта (договора) количество работников, аттестованных по необходимым СТИ категориям. Это связано прежде всего с экономическими вопросами. Содержать за свой счет подготовленных и аттестованных работников, но не обеспеченных реальной работой, ПТБ невыгодно.

Если провести конкурсную процедуру несвоевременно, может сложиться ситуация, при которой на момент начала исполнения договорных обязательств ПТБ не будет иметь в своем составе необходимого количества подготовленных и аттестованных работников. То есть ПТБ либо не сможет сформировать смену необходимой численности, либо включит в ее состав лиц, не прошедших подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

В последнем случае необходимо помнить, что обязанность не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, лиц, не прошедших в порядке, установленном настоящим федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности, возложена на СТИ (подпункт 11 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта.

Время конкурса

Как правильно рассчитать время проведения конкурсных процедур?

Исходя из Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 № 172), на проведение аттестации работников ПТБ отводится 67 дней (3 дня – п. 10; 45 дней – п.п. 11, 13; 3 дня – п. 14; 10 дней – п. 20; 3 дня – п. 28; 3 дня – п. 31).

В соответствии с учебными планами типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (утв. Приказом Минтранса России от 08.09.2014 № 243) на освоение программ работников ПТБ отводится 80 часов, т.е. 10 рабочих дней (итого 14 дней).

В соответствии с Перечнем документов, представляемых в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в орган аттестации субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности или организацией, претендующей на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности (утв. Приказом Минтранса России от 03.11.2015 г. № 325) документ, подтверждающий повышение квалификации в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, для допуска к аттестации не требуется. Однако, без дополнительной профессиональной подготовки, есть риск не прохождения работниками аттестации.

Также необходимо учитывать время, необходимое ПТБ для подбора работников, с учетом сбора ими необходимых документов. Здесь целесообразно ориентироваться на срок не менее 30 дней.

В частности, пункт 11 Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (утв. Приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121) определяет, что ответ заявителю направляется в течение 30 дней со дня получения обращения.

Вывод. ПТБ требуется не менее 111 дней с момента оглашения результатов конкурсных процедур и до начала осуществления защиты ОТИ от АНВ в строгом соответствии с законодательством о транспортной безопасности.

Морской вести России №15 (2017)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Российский учебный парусник подозревается в нарушении границы Финляндии

Российский учебный парусник подозревается в нарушении границы Финляндии Инцидент стал первым в текущем году

Совет директоров АСОП прошел в Новороссийске – MORVESTI.RU

Совет директоров АСОП прошел в Новороссийске – MORVESTI.RU В фокусе участников заседания - перспективы развития НМТП и взаимодействие АСОП с федеральными орг...

Российская экономика

Власти Сахалина намерены полностью загрузить мощности мини-завода СПГ в 2019-2020 гг.

Власти Сахалина намерены полностью загрузить мощности мини-завода СПГ в 2019-2020 гг. Правительство региона примет программу строительства сети газозаправок на всей территории острова, о...

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

Транспортная политика

Совет по стратегическому развитию одобрил план модернизации магистральной инфраструктуры до 2024 г.

Совет по стратегическому развитию одобрил план модернизации магистральной инфраструктуры до 2024 г. План утвержден с минимальными доработками, рассматривается список конкретных объектов.

План развития магистральной инфраструктуры предполагает вложения 6,3 трлн. руб.

План развития магистральной инфраструктуры предполагает вложения 6,3 трлн. руб. В проекте комплексного плана развития магистральной инфраструктуры заявлены 690 объектов, раздел по ...

Морские порты

ФАС получила заявку арабской DP World на покупку 49% транспортного гиганта Fesco

ФАС получила заявку арабской DP World на покупку 49% транспортного гиганта Fesco Правительственная комиссия по иностранным инвестициям рассмотрит сделку по вхождению арабского порто...

ОСК намерена направить около 4 млрд. руб. на судоремонтный завод в Каспийске

ОСК намерена направить около 4 млрд. руб. на судоремонтный завод в Каспийске В рамках принятого решения по перебазированию Каспийской флотилии из Астрахани в Каспийск достигнуты...




Морской транспорт

Парусник «Мир» гостил в Таллине

 Парусник «Мир» гостил в Таллине На паруснике «Мир» сейчас проходят практику свыше 100 курсантов мореходных училищ из Санкт-Петербург...

Росатом и ВТБ договорились о сотрудничестве в сфере финансирования проектов Севморпути

Росатом и ВТБ договорились о сотрудничестве в сфере финансирования проектов Севморпути В рамках меморандума о сотрудничестве предусматривается возможность предоставления лизингового финан...

Речной транспорт

Судоходная компания «Волжское пароходство» признана лучшей в сфере транспортной безопасности

Судоходная компания «Волжское пароходство» признана лучшей в сфере транспортной безопасности «Волжское пароходство» было признано лучшим в номинации «Лучший перевозчик морского или речного тран...

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход Пострадавших и повреждений корпуса нет, производится доставка пассажиров до конечного пункта маршрут...

Ж/Д транспорт

В Саудовской Аравии введена в эксплуатацию первая скоростная железная дорога

В Саудовской Аравии введена в эксплуатацию первая скоростная железная дорога По данным саудовских властей, новой транспортной сетью протяженностью 450 км. смогут пользоваться до...

ТМХ и железные дороги Египта подписали договор о поставке 1,3 тыс. пассажирских вагонов

ТМХ и железные дороги Египта подписали договор о поставке 1,3 тыс. пассажирских вагонов Договор подписан по итогам выигранного консорциумом тендера, объявленного железными дорогами Египта ...

Авто транспорт

Минэнерго считает перспективным переход грузового транспорта на СПГ

Минэнерго считает перспективным переход грузового транспорта на СПГ СПГ для дальнемагистрального транспорта подходит куда лучше компримированного природного газа, котор...

Кабмин РФ инициировал возможность бесплатного проезда по платным дорогам Крайнего Севера

Кабмин РФ инициировал возможность бесплатного проезда по платным дорогам Крайнего Севера Законопроект устанавливает для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей исключение из...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...