Особенности правоотношений

Транспортная политика

Рекомендации субъектам транспортной инфраструктуры по организации работы с подразделениями транспортной безопасности

По состоянию на 22 сентября 2017 г. в сфере ведения Федерального агентства морского и речного транспорта осуществляют свою деятельность 6 подразделений транспортной безопасности (ФГУП «УВО Минтранса России» – в силу закона, 5 – аккредитованы Росморречфлотом). Кроме того, ФБУ «Служба морской безопасности» рассмотрело документы на проведение аттестации работников 33 организаций, претендующих на статус подразделения транспортной безопасности.

Сергей Семенов, начальник ФБУ «Служба морской безопасности»

Вопросы внимания

Можно говорить о том, что рынок оказания услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – ОТИ) от актов незаконного вмешательства (далее – АНВ) стремительно формируется.

Однако в настоящее время большинство субъектов транспортной инфраструктуры (далее – СТИ) не имеют опыта работы с подразделениями транспортной безопасности. Анализ законодательства о транспортной безопасности и практической работы с подразделениями транспортной безопасности (далее – ПТБ) позволяет выделить ряд вопросов, на которые субъектам транспортной инфраструктуры целесообразно обратить внимание.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон) «обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим федеральным законом и иными федеральными законами».

На ПТБ ни Законом, ни требованиями по обеспечению транспортной безопасности такая обязанность не возложена.

Это означает, что полную юридическую ответственность за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры несет исключительно СТИ, включая качество исполнения ПТБ своих обязанностей.

В рамках договорных отношений СТИ не может в полном объеме возложить обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на ПТБ, так как это противоречит Закону. ПТБ создается (привлекается) только для решения отдельных задач по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Вместе с тем ПТБ может быть привлечено к юридической ответственности за отдельные нарушения законодательства о транспортной безопасности в части, касающейся выполнения им конкретных задач по обеспечению транспортной безопасности ОТИ. Также ПТБ может быть привлечено к ответственности за неисполнение договорных обязательств самим субъектом транспортной инфраструктуры.

Исходя из вышеизложенного, к выбору и привлечению ПТБ, организации работы с ним необходимо подойти ответственно и вдумчиво.

2. Организацию работы с ПТБ нельзя автоматически копировать с организации работы с частными охранными организациями и ведомственной охраной. Во всех случаях правоотношения регулируются разными законами.

Если между СТИ и частной охранной организацией или ведомственной охраной допущены нарушения договорных обязательств и не была обеспечена защита от противоправных посягательств, пропускной и внутриобъектовый режим, то это проблемы взаимоотношений заказчика и подрядчика.

Если ОТИ не был защищен от АНВ, юридическая ответственность наступает в первую очередь для СТИ. Еще раз акцентирую внимание на том, что за невыполнение ПТБ своих обязанностей всегда несет юридическую ответственность СТИ!

3. Многие СТИ привлечение ПТБ будут осуществлять по результатам проведения конкурсных процедур. На что при этом необходимо обратить внимание.

3.1. На мой взгляд, наличие у ПТБ свидетельства об аккредитации как единственного условия для участия в конкурсе на защиту ОТИ от АНВ недостаточно.

Это связано с тем, что свидетельство об аккредитации не гарантирует способность ПТБ осуществлять защиту от АНВ конкретного ОТИ.

С учетом этого в техническое задание к конкурсной процедуре целесообразно включить существенные для конкретного ОТИ условия. К их числу необходимо отнести количество аттестованных по каждой категории работников ПТБ. Если необходимы работники, аттестованные по нескольким категориям, это также целесообразно указать в техническом задании.

3.2. Если ПТБ сформировано на базе ЧОП, целесообразно уточнить, сохранило ли оно статус ЧОП или нет. Если сохранило, возможны следующие риски.

В соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная охранная организация… не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной (см. статью 15.1). Осуществление защиты ОТИ от АНВ к видам охранных услуг не отнесено (см. статью 3).

С учетом положений ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» Росгвардия считает, что ЧОП не может быть одновременно и ПТБ. Соответственно, есть риски привлечения Росгвардией или прокуратурой ЧОП к ответственности, что может негативно повлиять на деятельность такого ПТБ.

3.3. Необходимо учитывать, что при проведении конкурсных процедур в строгом соответствии с принципами открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции подавляющее большинство ПТБ на момент проведения конкурса не смогут иметь в наличии достаточное для выполнения контракта (договора) количество работников, аттестованных по необходимым СТИ категориям. Это связано прежде всего с экономическими вопросами. Содержать за свой счет подготовленных и аттестованных работников, но не обеспеченных реальной работой, ПТБ невыгодно.

Если провести конкурсную процедуру несвоевременно, может сложиться ситуация, при которой на момент начала исполнения договорных обязательств ПТБ не будет иметь в своем составе необходимого количества подготовленных и аттестованных работников. То есть ПТБ либо не сможет сформировать смену необходимой численности, либо включит в ее состав лиц, не прошедших подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

В последнем случае необходимо помнить, что обязанность не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, лиц, не прошедших в порядке, установленном настоящим федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности, возложена на СТИ (подпункт 11 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта.

Время конкурса

Как правильно рассчитать время проведения конкурсных процедур?

Исходя из Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 № 172), на проведение аттестации работников ПТБ отводится 67 дней (3 дня – п. 10; 45 дней – п.п. 11, 13; 3 дня – п. 14; 10 дней – п. 20; 3 дня – п. 28; 3 дня – п. 31).

В соответствии с учебными планами типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (утв. Приказом Минтранса России от 08.09.2014 № 243) на освоение программ работников ПТБ отводится 80 часов, т.е. 10 рабочих дней (итого 14 дней).

В соответствии с Перечнем документов, представляемых в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в орган аттестации субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности или организацией, претендующей на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности (утв. Приказом Минтранса России от 03.11.2015 г. № 325) документ, подтверждающий повышение квалификации в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, для допуска к аттестации не требуется. Однако, без дополнительной профессиональной подготовки, есть риск не прохождения работниками аттестации.

Также необходимо учитывать время, необходимое ПТБ для подбора работников, с учетом сбора ими необходимых документов. Здесь целесообразно ориентироваться на срок не менее 30 дней.

В частности, пункт 11 Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (утв. Приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121) определяет, что ответ заявителю направляется в течение 30 дней со дня получения обращения.

Вывод. ПТБ требуется не менее 111 дней с момента оглашения результатов конкурсных процедур и до начала осуществления защиты ОТИ от АНВ в строгом соответствии с законодательством о транспортной безопасности.

Морской вести России №15 (2017)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

В связи с крушением двух Су-34 у Сахалина завели уголовное дело

В связи с крушением двух Су-34 у Сахалина завели уголовное дело Военные следователи возбудили уголовное дело о нарушении правил полетов и подготовки к ним после сто...

Офицер на Камчатке выбросил в болото боеприпасы на 1,3 млн рублей

Офицер на Камчатке выбросил в болото боеприпасы на 1,3 млн рублей На Камчатке возбуждено уголовное дело на офицера, который выбросил в болото боеприпасы стоимостью бо...

Российская экономика

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Блокчейн в логистике РФ возможен - и прежде всего в Ж/Д перевозках

Блокчейн в логистике РФ возможен - и прежде всего в Ж/Д перевозках Крупные иностранные игроки на рынке перевозок рассматривают технологии блокчейн как вполне перспекти...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за январь - ноябрь 2018 года составил 127 283 тыс. тонн

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за январь - ноябрь 2018 года составил 127 283 тыс. тонн Группа НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) сообщает, что консолидированный грузооборот Группы НМТП ...

Стивидорная компания «НЕВА-МЕТАЛЛ» на 3% увеличила объем перевалки грузов по итогам 2018 года

Стивидорная компания «НЕВА-МЕТАЛЛ» на 3% увеличила объем перевалки грузов по итогам 2018 года Стивидорная компания ПАО «Северсталь» - АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» в 2018 году обработала около 3,2 млн. тонн ...




Морской транспорт

На Адмиралтейских верфях отметили 30-летие передачи в состав вмф легендарной МПЛ «Пиранья»

На Адмиралтейских верфях отметили 30-летие передачи в состав вмф легендарной МПЛ «Пиранья» На предприятии прошла научно-практическая конференция, посвященная первой современной малой подводно...

ОСК надеется закрыть сделку по продаже финской верфи в I квартале 2019 г.

ОСК надеется закрыть сделку по продаже финской верфи в   I квартале 2019 г. Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) надеется закрыть сделку &nbs...

Речной транспорт

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия Замруководителя Росморречфлота Виктор Вовк накануне совместно с замгубернатора, зампредседателя прав...

Ж/Д транспорт

Движение по Ж/Д-части Крымского моста может быть запущено раньше декабря 2019 г.

Движение по Ж/Д-части Крымского моста может быть запущено раньше декабря 2019 г. Министр транспорта РФ Евгений   Дитрих допустил возможность запуска движения по  ...

ВТБ провел в СД «Трансконтейнера» новых представителей структур Абрамова и Абрамовича

ВТБ провел в СД «Трансконтейнера» новых представителей структур Абрамова и Абрамовича Представители «Суммы» и их партнеров покинули совет директоров ПАО «Трансконтейнер».

Авто транспорт

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

«Автонет» предлагает внедрить электронные накладные в грузоперевозках по РФ уже с апреля

«Автонет» предлагает внедрить электронные накладные в грузоперевозках по РФ уже с апреля Об этом рассказал член рабочей группы НТИ «Автонет» по нормативному регулированию Дмитрий Лобанов.

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...