Инвестиции в морскую инфраструктуру

Морские порты
Инвестиции в морскую инфраструктуру

Инвестиции в сектор морских портов и судостроения в РФ в 2016-2017 годах вышли на пиковые уровни – 65-70 млрд рублей в год.

Вместе с тем, с учетом планов Минтранса России и участников рынка суммарные мощности морских портов будут расти медленнее грузооборота, соответственно, средняя загрузка мощностей вырастет с 74% до 80% (в первую очередь по сухим грузам) и достигнет 1,1-1,2 млрд тонн к 2021 году. Продолжится и переключение грузопотоков российских грузов из портов Прибалтики в порты России. Например, АК «Транснефть» планирует завершить перевод перевалки нефтепродуктов в 2018 году (суммарно около 9 млн тонн) из прибалтийских портов в российские – Усть-Лугу, Приморск и Новороссийск.

В 2018-2021 годах объемы инвестиций в портовую инфраструктуру снизятся до 45-50 млрд рублей в год. При этом доля государственного финансирования проектов портовой инфраструктуры сократится до 15-20%.

Кирилл Никода, эксперт Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) ОАО «Газпромбанк»

Объемы финансирования

Общий объем инвестиций в морской транспорт в 2016 году составил 65 млрд рублей, в том числе государственных – около 19 млрд рублей (30%) и частных – 46 млрд рублей (70%). Такой объем инвестиций позволил ввести в прошлом году 32 млн тонн портовых мощностей.

В 2017 году объем инвестиций в морскую инфраструктуру составит около 70 млрд рублей при аналогичном соотношении государственных и частных инвестиций. К концу текущего года ожидается, что прирост мощностей морских портов достигнет 27 млн тонн. В результате впервые суммарные мощности морских портов России превысят 1 млрд тонн.

Крупнейшими проектами 2016 года были: ввод в эксплуатацию 2-й очереди морского многофункционального перегрузочного комплекса «Бронка» (суммарно 20 млн тонн), а также арктического терминала круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения в порту Сабетта (8,5 млн тонн).

В 2017-2018 годах ожидается введение в строй 3-й очереди угольного терминала в морском порту Восточный, которая позволит переваливать до 39 млн тонн угля в год к 2019-2020 году. В разных стадиях реализации находятся крупные проекты по вводу новых портовых мощностей и модернизация существующих.

Рис. 1. Государственные инвестиции в развитие морского транспорта (инфраструктура портов, суда) в 2016 г., млрд руб.

Источник: ФЦП, Ространсмодернизация, расчеты ЦЭП «Газпромбанка»

В 2016 году финансирование за счет государственных и частных источников осуществлялось по двум крупным проектам – порту Сабетта (проект «Ямал-СПГ») и порту Санкт-Петербург (за счет государства – развитие подходных каналов). Также государственное финансирование было направлено на развитие портов Усть-Луга (оградительные сооружения в акватории), Мурманск (морской вокзал), Калининград (проектные работы по терминалу для приема круизных и грузопассажирских судов) и других.

Частные инвестиции, помимо портов Санкт-Петербург и Сабетта, были направлены на развитие нового терминала навалочных грузов в порту Тамань, расширение мощностей по перевалке угля в порту Ванино, строительство производства и перегрузки СПГ в Высоцке, завершение работ в порту Сабетта на терминале по перевалке нефти Новопортовского месторождения.

Рис. 2. Частные инвестиции в развитие инфраструктуры портов в 2016 г., млрд руб.

Источник: ФЦП, Ространсмодернизация, расчеты ЦЭП «Газпромбанка»

В 2017 году за счет государственных и частных источников продолжено финансирование развития портовой инфраструктуры, в частности в портах Высоцк (согласно плану 30,6 млрд рублей), Тамань (15,2 млрд рублей), Сабетта (15,6 млрд рублей), Восточный (3,8 млрд рублей), Ванино (3,5 млрд рублей), Мурманск (3,1 млрд рублей) и других.

Помимо программ строительства и модернизации портов, государственные инвестиции на 2017 год в размере 3,3 млрд рублей запланированы на финансирование строительства судов обеспечения – дизельного ледокола, буксира и катера-спасателя, а также 1,5 млрд рублей на учебные и тренировочные программы подготовки кадров.

Особенности предстоящего инвестирования

В 2018-2021 годах объемы инвестиций в портовую инфраструктуру снизятся до 45-50 млрд рублей в год. При этом доля государственного финансирования проектов портовой инфраструктуры сократится до 15-20%.

Государство продолжит финансировать дноуглубительные работы, обновление флота обеспечения, развитие федеральной инфраструктуры в морских портах. Вместе с тем, согласно новому проекту бюджета на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов, финансовое обеспечение реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» будет прекращено, а проекты в рамках данной ФЦП будут финансироваться из Государственной программы «Развитие транспортной системы». Это может повлиять на выбор объектов и объемы финансирования за счет государственных инвестиций.

Помимо снижения финансовой нагрузки на государство в части развития инфраструктуры морских портов России можно выделить еще несколько особенностей реализации проектов.

Во-первых, произойдет сдвиг финансирования в пользу строительства проектов по перевалке сухих грузов. Прирост мощностей по перевалке сухих грузов ожидается на уровне 100-120 млн тонн до 2021 года, тогда как по наливным грузам в 2-2,5 раза меньше – около 35-45 млн тонн.

Основные проекты связаны с увеличением перевалки угля на экспорт, в основном на Дальнем Востоке (до 40% от общего прироста), проекты по перевалке зерновых и удобрений – в Дальневосточном и Азово-Черноморском бассейнах. По нефтяным грузам рост мощностей затронет расширение и модернизацию существующих проектов: Сабетта (Ямал-СПГ), Приморск, Новороссийск, Тамань.

Соответственно, к 2021 году морские порты и бассейны расширят номенклатуру переваливаемых грузов, что позволит грузоотправителям выбирать направления отгрузки своей продукции исходя из ценовых параметров на европейском и азиатском рынках.

Во-вторых, инвестиции в развитие терминалов и акваторий все больше становятся комплексными и объединяют в себе не только работы в акватории и строительство причальной инфраструктуры, но и припортовую территорию, а также подъездные пути по аналогии с Усть-Лугой.

Рис. 3. Планируемый объем инвестиций в развитие портовой инфраструктуры в 2017 г. с учетом текущей выполняемости в 2016 г. и текущими расходам, млрд руб.

Источник: ФЦП, Ространсмодернизация, расчеты ЦЭП «Газпромбанка»

Можно выделить четыре развивающихся сегодня крупных проекта транспортных узлов – Мурманск, Тамань, Новороссийск, Восточный-Находка. Все они включают в себя, как правило, 3 этапа: строительство объектов железнодорожного транспорта, морского транспорта и другой частной собственности. Сейчас в большем объеме преимущественно ведутся работы по модернизации железнодорожной инфраструктуры, испытывающей недостаток пропускной способности на подходах к морским портам. Реализация этих планов с учетом развития портовых мощностей позволит сократить до минимума проблемы связки «железная дорога – порт», что приведет к более равномерной работе портов и повысит их эффективность даже в сезонные пиковые нагрузки.

Морские порты №8 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Total и Eni приостановили платежи за поставки в апреле грязной нефти из «Дружбы»

Total и Eni приостановили платежи за поставки в апреле грязной нефти из «Дружбы» Выплаты последуют только после того, как будет согласована компенсация за поставки некондиционной не...

TechnipFMC получила контракт на проектирование и строительство «Арктик СПГ- 2»

TechnipFMC получила контракт на проектирование и строительство «Арктик СПГ- 2» Запуск первой очереди проекта завода по сжижению природного газа запланирован на 2023 год.

Российская экономика

В августе начнется добыча газа для заполнения «Силы Сибири»

В августе начнется добыча газа для заполнения «Силы Сибири» Добыча газа на Чаяндинском месторождении в Якутии для заполнения экспортного газопровода в Китай «Си...

Транзит повышенных обязательств: акционеры ОТЛК ЕРА поставили задачу перевезти 1 млн контейнеров в год

Транзит повышенных обязательств: акционеры ОТЛК ЕРА поставили задачу перевезти 1 млн контейнеров в год Президент Акционерного общества «Объединенная транспортно-логистическая компания  – Еврази...

Транспортная политика

Минтранс выполнит поручение по открытию ж/д части Крымского моста раньше срока

Минтранс выполнит поручение по открытию ж/д части Крымского моста раньше срока Министерство транспорта РФ   выполнит поручение президента РФ Владимира Путина по &nb...

Транспортное развитие Петербурга и Балтийского бассейна обсуждено в рамках поездки вице-премьера Акимова и руководства Минтранса

Транспортное развитие Петербурга и Балтийского бассейна обсуждено в рамках поездки вице-премьера Акимова и руководства Минтранса Замминистра транспорта – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков принял участие в мероприятиях рабо...

Морские порты

Туманные перспективы порта Оля

Туманные перспективы порта Оля Экперты, опрошенные Morvesti.Ru, весьма осторожны в оценках темпов развития этого порта.

Актуальные вопросы повышения привлекательности порта Ейск

Актуальные вопросы повышения привлекательности порта Ейск Подробно о тенденциях развития порта журналу «МП» рассказал капитан морского порта Ейск Сергей Гречк...




Морской транспорт

Годовое общее собрание акционеров ОАО «ММП»

Годовое общее собрание акционеров ОАО «ММП» 17 мая в Мурманском морском пароходстве прошло годовое собрание акционеров, на котором решались ключ...

На ВСЗ спустили на воду второе судно в серии из четырех новейших крупнотоннажных рыбопромысловых судов проекта KMT01

На ВСЗ спустили на воду второе судно в серии из четырех новейших крупнотоннажных рыбопромысловых судов проекта KMT01 17 мая на Выборгском судостроительном заводе (входит в состав Объединённой судостроительной корп...

Речной транспорт

В Амурводпути обсудили подготовку судоходной трассы для завоза грузов на Амурский ГПЗ

В Амурводпути обсудили подготовку судоходной трассы для завоза грузов на Амурский ГПЗ На площадке Благовещенского РВВП под председательством руководителя Администрации Амурского бассейна...

В Комсомольске-на-Амуре открыли речную навигацию с задержкой из-за мелководья

В Комсомольске-на-Амуре открыли речную навигацию с задержкой из-за мелководья Открытие речной навигации в Комсомольске-на-Амуре произошло позже обычных сроков примерно на неделю ...

Ж/Д транспорт

Начальником Московской железной дороги назначен Михаил Глазков

Начальником Московской железной дороги назначен Михаил Глазков 20 мая генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров представил коллективу ...

«Цифровая логистика» освобождает от уплаты агентского вознаграждения поставщиков подвижного состава

«Цифровая логистика» освобождает от уплаты агентского вознаграждения поставщиков подвижного состава ООО «Цифровая логистика» на прошедшем сегодня совещании у генерального директора – председателя прав...

Авто транспорт

На мосту через Марху в Якутии ведется надвижка пролетного строения

На мосту через Марху в Якутии ведется надвижка пролетного строения Все работы идут по графику и завершатся в IV квартале 2019 года, сообщает ФКУ Упрдор «Вилюй».

За год с открытия движения трафик Крымского моста составил 5 млн авто

За год с открытия движения трафик Крымского моста составил 5 млн авто Трафик Крымского моста составил  5 млн автомобилей за прошедший с момента открытия год. Об...

Аналитика

Транспортная политика

На пути к реализации целей и задач

На пути к реализации целей и задач В Москве в стенах ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова состоялось итоговое заседание Коллегии Федерально...

Развитию инфраструктуры – внимание, исполнению – ответственность

Развитию инфраструктуры – внимание, исполнению – ответственность В феврале 2019 года в Сочи завершился Российский инвестиционный форум, который стал традиционным мер...

Морские порты

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Развитие южных портов России

Развитие южных портов России Для России Азово-Черноморский бассейн является одним из основных сегментов перевозок внешнеторговых ...

Морской транспорт

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

Речной транспорт

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано Традиционно Волжский бассейн входит в тройку лидеров по объему перевозок внутренним водным транспорт...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Безопасность мореплавания

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...