Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Инвестиции в морскую инфраструктуру

Морские порты
Инвестиции в морскую инфраструктуру

Инвестиции в сектор морских портов и судостроения в РФ в 2016-2017 годах вышли на пиковые уровни – 65-70 млрд рублей в год.

Вместе с тем, с учетом планов Минтранса России и участников рынка суммарные мощности морских портов будут расти медленнее грузооборота, соответственно, средняя загрузка мощностей вырастет с 74% до 80% (в первую очередь по сухим грузам) и достигнет 1,1-1,2 млрд тонн к 2021 году. Продолжится и переключение грузопотоков российских грузов из портов Прибалтики в порты России. Например, АК «Транснефть» планирует завершить перевод перевалки нефтепродуктов в 2018 году (суммарно около 9 млн тонн) из прибалтийских портов в российские – Усть-Лугу, Приморск и Новороссийск.

В 2018-2021 годах объемы инвестиций в портовую инфраструктуру снизятся до 45-50 млрд рублей в год. При этом доля государственного финансирования проектов портовой инфраструктуры сократится до 15-20%.

Кирилл Никода, эксперт Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) ОАО «Газпромбанк»

Объемы финансирования

Общий объем инвестиций в морской транспорт в 2016 году составил 65 млрд рублей, в том числе государственных – около 19 млрд рублей (30%) и частных – 46 млрд рублей (70%). Такой объем инвестиций позволил ввести в прошлом году 32 млн тонн портовых мощностей.

В 2017 году объем инвестиций в морскую инфраструктуру составит около 70 млрд рублей при аналогичном соотношении государственных и частных инвестиций. К концу текущего года ожидается, что прирост мощностей морских портов достигнет 27 млн тонн. В результате впервые суммарные мощности морских портов России превысят 1 млрд тонн.

Крупнейшими проектами 2016 года были: ввод в эксплуатацию 2-й очереди морского многофункционального перегрузочного комплекса «Бронка» (суммарно 20 млн тонн), а также арктического терминала круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения в порту Сабетта (8,5 млн тонн).

В 2017-2018 годах ожидается введение в строй 3-й очереди угольного терминала в морском порту Восточный, которая позволит переваливать до 39 млн тонн угля в год к 2019-2020 году. В разных стадиях реализации находятся крупные проекты по вводу новых портовых мощностей и модернизация существующих.

Рис. 1. Государственные инвестиции в развитие морского транспорта (инфраструктура портов, суда) в 2016 г., млрд руб.

Источник: ФЦП, Ространсмодернизация, расчеты ЦЭП «Газпромбанка»

В 2016 году финансирование за счет государственных и частных источников осуществлялось по двум крупным проектам – порту Сабетта (проект «Ямал-СПГ») и порту Санкт-Петербург (за счет государства – развитие подходных каналов). Также государственное финансирование было направлено на развитие портов Усть-Луга (оградительные сооружения в акватории), Мурманск (морской вокзал), Калининград (проектные работы по терминалу для приема круизных и грузопассажирских судов) и других.

Частные инвестиции, помимо портов Санкт-Петербург и Сабетта, были направлены на развитие нового терминала навалочных грузов в порту Тамань, расширение мощностей по перевалке угля в порту Ванино, строительство производства и перегрузки СПГ в Высоцке, завершение работ в порту Сабетта на терминале по перевалке нефти Новопортовского месторождения.

Рис. 2. Частные инвестиции в развитие инфраструктуры портов в 2016 г., млрд руб.

Источник: ФЦП, Ространсмодернизация, расчеты ЦЭП «Газпромбанка»

В 2017 году за счет государственных и частных источников продолжено финансирование развития портовой инфраструктуры, в частности в портах Высоцк (согласно плану 30,6 млрд рублей), Тамань (15,2 млрд рублей), Сабетта (15,6 млрд рублей), Восточный (3,8 млрд рублей), Ванино (3,5 млрд рублей), Мурманск (3,1 млрд рублей) и других.

Помимо программ строительства и модернизации портов, государственные инвестиции на 2017 год в размере 3,3 млрд рублей запланированы на финансирование строительства судов обеспечения – дизельного ледокола, буксира и катера-спасателя, а также 1,5 млрд рублей на учебные и тренировочные программы подготовки кадров.

Особенности предстоящего инвестирования

В 2018-2021 годах объемы инвестиций в портовую инфраструктуру снизятся до 45-50 млрд рублей в год. При этом доля государственного финансирования проектов портовой инфраструктуры сократится до 15-20%.

Государство продолжит финансировать дноуглубительные работы, обновление флота обеспечения, развитие федеральной инфраструктуры в морских портах. Вместе с тем, согласно новому проекту бюджета на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов, финансовое обеспечение реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» будет прекращено, а проекты в рамках данной ФЦП будут финансироваться из Государственной программы «Развитие транспортной системы». Это может повлиять на выбор объектов и объемы финансирования за счет государственных инвестиций.

Помимо снижения финансовой нагрузки на государство в части развития инфраструктуры морских портов России можно выделить еще несколько особенностей реализации проектов.

Во-первых, произойдет сдвиг финансирования в пользу строительства проектов по перевалке сухих грузов. Прирост мощностей по перевалке сухих грузов ожидается на уровне 100-120 млн тонн до 2021 года, тогда как по наливным грузам в 2-2,5 раза меньше – около 35-45 млн тонн.

Основные проекты связаны с увеличением перевалки угля на экспорт, в основном на Дальнем Востоке (до 40% от общего прироста), проекты по перевалке зерновых и удобрений – в Дальневосточном и Азово-Черноморском бассейнах. По нефтяным грузам рост мощностей затронет расширение и модернизацию существующих проектов: Сабетта (Ямал-СПГ), Приморск, Новороссийск, Тамань.

Соответственно, к 2021 году морские порты и бассейны расширят номенклатуру переваливаемых грузов, что позволит грузоотправителям выбирать направления отгрузки своей продукции исходя из ценовых параметров на европейском и азиатском рынках.

Во-вторых, инвестиции в развитие терминалов и акваторий все больше становятся комплексными и объединяют в себе не только работы в акватории и строительство причальной инфраструктуры, но и припортовую территорию, а также подъездные пути по аналогии с Усть-Лугой.

Рис. 3. Планируемый объем инвестиций в развитие портовой инфраструктуры в 2017 г. с учетом текущей выполняемости в 2016 г. и текущими расходам, млрд руб.

Источник: ФЦП, Ространсмодернизация, расчеты ЦЭП «Газпромбанка»

Можно выделить четыре развивающихся сегодня крупных проекта транспортных узлов – Мурманск, Тамань, Новороссийск, Восточный-Находка. Все они включают в себя, как правило, 3 этапа: строительство объектов железнодорожного транспорта, морского транспорта и другой частной собственности. Сейчас в большем объеме преимущественно ведутся работы по модернизации железнодорожной инфраструктуры, испытывающей недостаток пропускной способности на подходах к морским портам. Реализация этих планов с учетом развития портовых мощностей позволит сократить до минимума проблемы связки «железная дорога – порт», что приведет к более равномерной работе портов и повысит их эффективность даже в сезонные пиковые нагрузки.

Морские порты №8 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Команда МГУ им Невельского вошла в топ-6 неофициального молодежного чемпионата мира по морской робототехнике

Команда МГУ им Невельского вошла в топ-6 неофициального молодежного чемпионата мира по морской робототехнике Сборная команда Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского по автономным...

Объявлена деловая программа II Международного рыбопромышленного форума

Объявлена деловая программа II Международного рыбопромышленного форума Состоялась пресс-конференция заместителя министра сельского хозяйства России — руководителя Росрыбол...

Российская экономика

Строительство СШХ поможет улучшить транспортную и социальную сферы ЯНАО - врио губернатора

Строительство СШХ поможет улучшить транспортную и социальную сферы ЯНАО - врио губернатора Строительство Северного широтного хода - новой железной дороги в Ямало-Ненецком автономном округе - ...

Кабмин распорядился заключить концессию по дороге Обская - Салехард - Надым

Кабмин распорядился заключить концессию по дороге Обская - Салехард - Надым Правительство РФ распорядилось заключить концессионное соглашение с ООО «СШХ» по строительству желез...

Транспортная политика

Развитие портовой инфраструктуры с подходами – ключ к реализации комплексного проекта Мурманского транспортного узла

Развитие портовой инфраструктуры с подходами – ключ к реализации комплексного проекта Мурманского транспортного узла Ускорение комплексного развития транспортной инфраструктуры Мурманской области – главная тема совеща...

Минтранс проработал меры на случай прекращения Украиной ж/д и автобусного сообщения с РФ

Минтранс проработал меры на случай прекращения Украиной ж/д и автобусного сообщения с РФ Минтранс РФ проработал пакет ответных мер на случай, если Украина решит прекратить железнодорожное и...

Морские порты

Власти Колымы просят передать рыбный порт Магадана в собственность региона

Власти Колымы просят передать рыбный порт Магадана в собственность региона Временно исполняющий обязанности губернатора Магаданской области Сергей Носов направил письмо предсе...

УПК направил более 600 тыс. рублей на социальную поддержку работников

УПК направил более 600 тыс. рублей на социальную поддержку работников С начала 2018 года в рамках реализации социальной программы ООО «Универсальный перегрузочный комплек...




Морской транспорт

Танкер «Губернатор Фархутдинов» доставит 600-ю партию нефти проекта «Сахалин-2»

Танкер «Губернатор Фархутдинов» доставит 600-ю партию нефти проекта «Сахалин-2» Челночный танкер группы компаний «Совкомфлот» «Губернатор Фархутдинов» принял на борт юбилейную 600-...

Круизное судно на СПГ AIDAnova готово к спуску на воду

Круизное судно на СПГ AIDAnova готово к спуску на воду Круизное судно на сжиженном природном газе (СПГ) AIDAnova будет спущено на воду 21 августа. ...

Речной транспорт

Уникальное для Китая грузовое судно «река-море» совершило свой 14-й рейс

Уникальное для Китая грузовое судно «река-море» совершило свой 14-й рейс Ранее в Китае не было грузовых судов, которые можно было бы эксплуатировать и на реке и на море. Для...

Хабаровский речторгпорт в I полугодии увеличил чистый убыток на 3%, несмотря на рост перевалки

Хабаровский речторгпорт в I полугодии увеличил чистый убыток на 3%, несмотря на рост перевалки ОАО «Хабаровский речной торговый порт» в первом полугодии 2018 года увеличило чистый убыток по РСБУ ...

Ж/Д транспорт

РЖД определится с продажей 25% Gefco после утверждения долгосрочной программы развития

РЖД определится с продажей 25% Gefco после утверждения долгосрочной программы развития ОАО «Российские железные дороги» может принять решение о возможной продаже части акций логистической...

Крымская железная дорога планирует выйти на самоокупаемость после 2025 года - гендиректор

Крымская железная дорога планирует выйти на самоокупаемость после 2025 года - гендиректор ФГУП «Крымская железная дорога» (КЖД), которое в настоящее время дотируется из бюджета, план...

Авто транспорт

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр Новый рекорд дорожного трафика установлен на Крымском мосту в минувшее воскресенье: по нему в обе ст...

Дорожники введут ограничения движения на автоподходе к Крымскому мосту в ночное время

Дорожники введут ограничения движения на автоподходе к Крымскому мосту в ночное время Дорожные службы в августе в ночное время на час будут приостанавливать движение машин на автоподходе...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...