Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Инвестиции в морскую инфраструктуру

Морские порты
Инвестиции в морскую инфраструктуру

Инвестиции в сектор морских портов и судостроения в РФ в 2016-2017 годах вышли на пиковые уровни – 65-70 млрд рублей в год.

Вместе с тем, с учетом планов Минтранса России и участников рынка суммарные мощности морских портов будут расти медленнее грузооборота, соответственно, средняя загрузка мощностей вырастет с 74% до 80% (в первую очередь по сухим грузам) и достигнет 1,1-1,2 млрд тонн к 2021 году. Продолжится и переключение грузопотоков российских грузов из портов Прибалтики в порты России. Например, АК «Транснефть» планирует завершить перевод перевалки нефтепродуктов в 2018 году (суммарно около 9 млн тонн) из прибалтийских портов в российские – Усть-Лугу, Приморск и Новороссийск.

В 2018-2021 годах объемы инвестиций в портовую инфраструктуру снизятся до 45-50 млрд рублей в год. При этом доля государственного финансирования проектов портовой инфраструктуры сократится до 15-20%.

Кирилл Никода, эксперт Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) ОАО «Газпромбанк»

Объемы финансирования

Общий объем инвестиций в морской транспорт в 2016 году составил 65 млрд рублей, в том числе государственных – около 19 млрд рублей (30%) и частных – 46 млрд рублей (70%). Такой объем инвестиций позволил ввести в прошлом году 32 млн тонн портовых мощностей.

В 2017 году объем инвестиций в морскую инфраструктуру составит около 70 млрд рублей при аналогичном соотношении государственных и частных инвестиций. К концу текущего года ожидается, что прирост мощностей морских портов достигнет 27 млн тонн. В результате впервые суммарные мощности морских портов России превысят 1 млрд тонн.

Крупнейшими проектами 2016 года были: ввод в эксплуатацию 2-й очереди морского многофункционального перегрузочного комплекса «Бронка» (суммарно 20 млн тонн), а также арктического терминала круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения в порту Сабетта (8,5 млн тонн).

В 2017-2018 годах ожидается введение в строй 3-й очереди угольного терминала в морском порту Восточный, которая позволит переваливать до 39 млн тонн угля в год к 2019-2020 году. В разных стадиях реализации находятся крупные проекты по вводу новых портовых мощностей и модернизация существующих.

Рис. 1. Государственные инвестиции в развитие морского транспорта (инфраструктура портов, суда) в 2016 г., млрд руб.

Источник: ФЦП, Ространсмодернизация, расчеты ЦЭП «Газпромбанка»

В 2016 году финансирование за счет государственных и частных источников осуществлялось по двум крупным проектам – порту Сабетта (проект «Ямал-СПГ») и порту Санкт-Петербург (за счет государства – развитие подходных каналов). Также государственное финансирование было направлено на развитие портов Усть-Луга (оградительные сооружения в акватории), Мурманск (морской вокзал), Калининград (проектные работы по терминалу для приема круизных и грузопассажирских судов) и других.

Частные инвестиции, помимо портов Санкт-Петербург и Сабетта, были направлены на развитие нового терминала навалочных грузов в порту Тамань, расширение мощностей по перевалке угля в порту Ванино, строительство производства и перегрузки СПГ в Высоцке, завершение работ в порту Сабетта на терминале по перевалке нефти Новопортовского месторождения.

Рис. 2. Частные инвестиции в развитие инфраструктуры портов в 2016 г., млрд руб.

Источник: ФЦП, Ространсмодернизация, расчеты ЦЭП «Газпромбанка»

В 2017 году за счет государственных и частных источников продолжено финансирование развития портовой инфраструктуры, в частности в портах Высоцк (согласно плану 30,6 млрд рублей), Тамань (15,2 млрд рублей), Сабетта (15,6 млрд рублей), Восточный (3,8 млрд рублей), Ванино (3,5 млрд рублей), Мурманск (3,1 млрд рублей) и других.

Помимо программ строительства и модернизации портов, государственные инвестиции на 2017 год в размере 3,3 млрд рублей запланированы на финансирование строительства судов обеспечения – дизельного ледокола, буксира и катера-спасателя, а также 1,5 млрд рублей на учебные и тренировочные программы подготовки кадров.

Особенности предстоящего инвестирования

В 2018-2021 годах объемы инвестиций в портовую инфраструктуру снизятся до 45-50 млрд рублей в год. При этом доля государственного финансирования проектов портовой инфраструктуры сократится до 15-20%.

Государство продолжит финансировать дноуглубительные работы, обновление флота обеспечения, развитие федеральной инфраструктуры в морских портах. Вместе с тем, согласно новому проекту бюджета на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов, финансовое обеспечение реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» будет прекращено, а проекты в рамках данной ФЦП будут финансироваться из Государственной программы «Развитие транспортной системы». Это может повлиять на выбор объектов и объемы финансирования за счет государственных инвестиций.

Помимо снижения финансовой нагрузки на государство в части развития инфраструктуры морских портов России можно выделить еще несколько особенностей реализации проектов.

Во-первых, произойдет сдвиг финансирования в пользу строительства проектов по перевалке сухих грузов. Прирост мощностей по перевалке сухих грузов ожидается на уровне 100-120 млн тонн до 2021 года, тогда как по наливным грузам в 2-2,5 раза меньше – около 35-45 млн тонн.

Основные проекты связаны с увеличением перевалки угля на экспорт, в основном на Дальнем Востоке (до 40% от общего прироста), проекты по перевалке зерновых и удобрений – в Дальневосточном и Азово-Черноморском бассейнах. По нефтяным грузам рост мощностей затронет расширение и модернизацию существующих проектов: Сабетта (Ямал-СПГ), Приморск, Новороссийск, Тамань.

Соответственно, к 2021 году морские порты и бассейны расширят номенклатуру переваливаемых грузов, что позволит грузоотправителям выбирать направления отгрузки своей продукции исходя из ценовых параметров на европейском и азиатском рынках.

Во-вторых, инвестиции в развитие терминалов и акваторий все больше становятся комплексными и объединяют в себе не только работы в акватории и строительство причальной инфраструктуры, но и припортовую территорию, а также подъездные пути по аналогии с Усть-Лугой.

Рис. 3. Планируемый объем инвестиций в развитие портовой инфраструктуры в 2017 г. с учетом текущей выполняемости в 2016 г. и текущими расходам, млрд руб.

Источник: ФЦП, Ространсмодернизация, расчеты ЦЭП «Газпромбанка»

Можно выделить четыре развивающихся сегодня крупных проекта транспортных узлов – Мурманск, Тамань, Новороссийск, Восточный-Находка. Все они включают в себя, как правило, 3 этапа: строительство объектов железнодорожного транспорта, морского транспорта и другой частной собственности. Сейчас в большем объеме преимущественно ведутся работы по модернизации железнодорожной инфраструктуры, испытывающей недостаток пропускной способности на подходах к морским портам. Реализация этих планов с учетом развития портовых мощностей позволит сократить до минимума проблемы связки «железная дорога – порт», что приведет к более равномерной работе портов и повысит их эффективность даже в сезонные пиковые нагрузки.

Морские порты №8 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Госэкспертиза проверила смету на ремонт дамбы на реке Туманная

Госэкспертиза проверила смету на ремонт дамбы на реке Туманная Хабаровский филиал Главгосэкспертизы России провел проверку достоверности определения сметной стоимо...

Более 160 человек пропали без вести в результате крушения парома в Индонезии

Более 160 человек пропали без вести в результате крушения парома в Индонезии Власти Индонезии сообщили в среду, что 166 пассажиров парома, затонувшего в индонезийском озере нака...

Российская экономика

Россия объявила торговую войну США

Россия объявила торговую войну США Россия вводит «балансирующие меры» в ответ на протекционистские шаги США, сообщил глава Минэкономраз...

Балтийский завод может вернуться к постройке военных кораблей первого ранга после 2021 г.

Балтийский завод может вернуться к постройке военных кораблей первого ранга после 2021 г. Балтийский завод в Санкт-Петербурге может вернуться к реализации проектов строительства военных кора...

Транспортная политика

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса Как сообщает «Коммерсант», 15 июня замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский напи...

Минтранс разъяснил особенности регистрации судов рыбопромыслового флота

Минтранс разъяснил особенности регистрации судов рыбопромыслового флота Своим письмом от 23.04.2018 N 05-01/8595-ИС «Об отнесении судов к рыбопромысловому флоту» Минтранс р...

Морские порты

Fesco будет оспаривать арест счетов Владивостокского морского торгового порта

Fesco будет оспаривать арест счетов Владивостокского морского торгового порта Fesco намерена оспорить решение суда об аресте счетов входящего в группу Владивостокского морского т...

Счета Владивостокского морского торгового порта арестованы по делу братьев Магомедовых

Счета Владивостокского морского торгового порта арестованы по делу братьев Магомедовых Тверской суд Москвы наложил арест на банковские счета ВМТП в рамках уголовного дела в отношении влад...




Морской транспорт

Четвертый и пятый атомные ледоколы проекта 22220 могут ввести в строй через восемь лет

Четвертый и пятый атомные ледоколы проекта 22220 могут ввести в строй через восемь лет Четвертый и пятый универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», которые планируется постро...

Ледокол «Капитан Драницын» вернулся в морской порт Мурманск

Ледокол «Капитан Драницын» вернулся в морской порт Мурманск Во время рейса ледокол обеспечивал ледокольную проводку судов от северной оконечности архипелага Нов...

Речной транспорт

Корпус первого в России круизного лайнера будет готов к концу июня

Корпус первого в России круизного лайнера будет готов к концу июня Астраханский судостроительный завод «Лотос» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ...

Ростуризм предлагает использовать Амур для международных турмаршрутов

Ростуризм предлагает использовать Амур для международных турмаршрутов Федеральное агентство по туризму РФ видит потенциал реки Амур в части развития международного круизн...

Ж/Д транспорт

Минтранс предлагает направить 13,6 млрд руб. из прибыли РЖД на БАМ и Транссиб

Минтранс предлагает направить 13,6 млрд руб. из прибыли РЖД на БАМ и Транссиб Министерство транспорта РФ предлагает оставить часть прибыли РЖД - 13,6 млрд рублей - в распоряжении...

В Хабаровске начали проектировать железную дорогу к мосту на Сахалин - РБК

В Хабаровске начали проектировать железную дорогу к мосту на Сахалин - РБК В Хабаровском крае приступили к инженерно-геологическим изысканиям на участках, по которым пройдет ж...

Авто транспорт

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Повышение тарифа по госсистеме «Платон» пока не планируется - глава Росавтодора

Повышение тарифа по госсистеме «Платон» пока не планируется - глава Росавтодора Повышение тарифов в системе «Платон» в 2018 году не планируется, сообщил в четверг журналистам глава...

Аналитика

Транспортная политика

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Первое Всероссийское собрание маринистов: первый шаг сделан

Первое Всероссийское собрание маринистов: первый шаг сделан Первое Всероссийское собрание маринистов – форум представителей творческих сил, работающих по флотск...

Морские порты

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли 29 марта 2018 года в Санкт-Петербурге прошла 31-я Конференция Ассоциации морских торговых портов ...

Морской транспорт

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка

Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка Правление ПАО «Совкомфлот» рассмотрело операционные и производственные результаты деятельности за 20...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...