Во имя суверенитета страны

Транспортная политика

Развитие Дальнего Востока Российской Федерации

Затянувшаяся на четверть века отрицательная тенденция динамики численности постоянного населения Дальнего Востока России, синхронно следующая за динамикой развития или стагнации экономического потенциала этого обширного региона, во имя защиты суверенитета страны и ее территориальной целостности в дополнение к ряду уже принимаемых мер, включая реализацию проекта «Дальневосточный гектар», требует разработки дополнительных мер, прежде всего по «схлопыванию расстояний» между наиболее отдаленными субъектами Федерации.

Виталий Збаращенко, Международная академия транспорта

Исторические примеры с российской Аляской и российско-японским противостоянием 1905 года более чем убедительно доказывают первостепенное значение надежных, с достаточным резервом пропускных способностей транспортных связей для такой огромной страны, как Россия. Камчатку Российская империя сохранила во время Крымской войны 1854 года только благодаря таланту генерала Завойко и жертвам героического гарнизона Петропавловска.

Таблица. Динамика численности постоянного населения Дальнего Востока

Регионы

тыс. человек

Убыль 1990-2014 годы

1990 г.

2000 г.

2014 г.

2016 г.

тыс. человек

%

ДВФО

8054

7168

6219

6195

-1835

22,8

Приморский край

2303

2172

1936

1929

-367

15,9

Хабаровский край

1622

1506

1339

1335

-283

17,4

Камчатский край

478

389

319

316

-159

33,3

Магаданская обл.

387

239

149

146

-238

61,5

Сахалинская обл.

715

599

490

487

-225

31,5

Чукотский АО

160

79

51

50

-109

68,4

Российская Федерация

146 545 в том числе

Западные регионы РФ

96 677, или 66% от населения России

ДВФО

6195 или 4,2%

«Схлопывая» расстояния

В настоящее время, даже несмотря на продолжающееся расширение пропускного потенциала БАМа, ответвления того же Транссиба, построенная более века назад Транссибирская железнодорожная магистраль, практически исчерпав физические лимиты пропускной способности, является по сути единственным, безальтернативным транспортным коридором, ограниченно обеспечивающим экономическую и оборонную целостность территории страны. Строительство дополнительных высокоскоростных магистралей (ВСМ) – это огромные и долгосрочные по возврату капиталовложения в инфраструктуру с недопустимо продолжительным по срокам строительством и ограниченным уровнем надежности из-за территориальной привязки к существующему железнодорожному полотну.

В определенной степени эта проблема может быть решена за счет использования транспортного потенциала Северного морского пути, и прежде всего для наиболее отдаленных регионов ДВФО: Камчатки, Чукотки, Курильских островов, Магаданской области, северных провинций Сахалина и Хабаровского края.

Снабжение промышленными товарами и продовольствием указанных субъектов ДВФО в основном из западных регионов РФ выполняется по транспортной схеме Москва – ж/д – Владивосток – море – Петропавловск (или Магадан, Анадырь и т.п.).

То есть морской транспорт существенно дешевле наземного благодаря многократному уменьшению инвестиционных затрат на инфраструктуру (железнодорожные пути), значительно большему размеру грузовых модулей (поезда – это 3-4 тыс. тонн, морские суда 50-100 тыс. тонн с резким снижением себестоимости перевозок) и за счет экономии энергоресурсов (топлива) на единицу транспортной продукции, что в конце концов приводит к разительному удешевлению транспортной логистики. Показанная выше транспортная схема Москва – Камчатка при расстоянии всего лишь 4800 миль требует на перевозку 40-футового контейнера расходов для владельца грузов $4210, или 240 000 рублей при текущем курсе 57 руб./$, а чисто океанский маршрут Шанхай – Гамбург протяженностью 10 850 миль всего лишь $2000.

Реализация проекта Арктической контейнерной линии Мурманск – Севморпуть – Камчатка позволит Министерству по развитию Дальнего Востока РФ создать мощные предпосылки для экономического развития наиболее отдаленных как от центра страны, так и ДВФО регионов Дальнего Востока за счет более экономичной транспортной логистики, основанной на «схлопывании» расстояний, увеличении размеров грузовых модулей и при трех многоцелевых магистральных контейнеровозах обеспечит двухнедельную частоту линейного сервиса, а при 6-7 лайнерах – недельную частоту заходов в порты АКЛ.

Регулярное транспортное обслуживание фидерными судами типа КонРо с пассажирским комплексом на 12 пассажиров из порта-хаба Петропавловск прилегающих регионов ДВФО через порты Магадан, Беринговский, Анадырь, Эгвекинот, Провидения, Охотск, Оха, Курильские и даже Алеутские острова, включая Аляску, позволит объединить экономический потенциал и морские пассажирские перевозки Дальнего Востока, а также привлечь на АКЛ экспортные грузы Аляски.

При этом такое регулярное транспортное обслуживание наиболее удаленных от центра регионов создаст предпосылки для частичной нейтрализации отрицательного психологического синдрома понятий «материк» и «большая земля».

Таблица. Каботажная транспортная схема (аналог: Восток – Запад)

Существующая

Предлагаемая

Китай – Западная Европа

Москва

Москва

Шанхай

Владивосток

Архангельск

Суэцкий канал

Петропавловск

Петропавловск

Гамбург

Общие мили 6200

4800

10 850

Фрахт общий $/FEU 4210

3000

2000

240 000 руб./FEU: 57 руб./$

Накатная технология

Внедрение на фидерных перевозках накатной технологии (РоРо) позволит существенно сократить расходы на грузовые операции в портах и сократить валовые нормы сроков доставки грузов при одновременном снижении необходимых запасов в субъектах РФ товаров и расходов на их финансирование.

В перспективе, по мере формирования потенциала АКЛ, целесообразно рассмотреть варианты заходов магистральных контейнеровозов в Эгвекинот и Диксон для обслуживания большегрузными автопоездами повышенной проходимости (проект МВТУ им. Н. Баумана и МО РФ) прилегающих районов Чукотского полуострова, мыс Шмидта, район г. Певека и фидерными судами пунктов Обской губы и Енисейского залива соответственно.

Одновременно с созданием национального Северного морского стратегического транспортного коридора РФ представляется целесообразным для экономики Дальнего Востока РФ рассмотреть проект Южной контейнерной линии Севастополь – Восточный – Петропавловск с заходом в порты Индии, Вьетнама, Китая на базе б/у контейнеровозов вместимостью около 5000 TEU, которые могут быть зафрахтованы по схеме бербоут-чартера с переходом в нашу собственность или за счет кредитов приобретены на внешнем, очень выгодном в настоящее время для покупателей рынке.

Сравнительные расчеты показывают снижение транспортных расходов на перевозки морем на крупнотоннажных судах через Суэцкий канал по сравнению с действующей по перегруженному Транссибу транспортной схемой Москва – Владивосток, что позволяет рассматривать проект создания для Дальнего Востока РФ национального Южного стратегического морского транспортного коридора, который в дополнение к АКЛ укрепит территориальную целостность страны.

Одновременно за счет низкой себестоимости перевозок на крупнотоннажных контейнеровозах ЮКЛ появится возможность из Китая, в том числе и с использованием МТК «Приморье-1» и МТК «Приморье-2», подвозить транзитные грузы для АКЛ в порт Петропавловск и обратно.

Кроме этого, наличие двух параллельных транспортных морских коридоров в стратегических широтных направлениях Восток – Запад, то есть АКЛ и ЮКЛ, позволяет в оперативном порядке, в случае экстремально тяжелых ледовых условиях в зимне-весенний период в Восточно-Сибирском море и проливе Лонга, на один-два круговых рейса переключить вместе с грузопотоком лайнеры АКЛ на Южную контейнерную линию, заблаговременно планируя на эти периоды докование и плановые ремонты линейного тоннажа.

Для реализации проектов развития Камчатского края необходимо срочно принять решение по одобрению проектов ДВНИИМФ по строительству глубоководных контейнерных терминалов в Авачинской губе, вне стесненной акватории порта, способных принимать контейнеровозы вместимостью не ниже 5000 TEU, а это суда типа PANAMAX дедвейтом 70-80 тыс. тонн, так как флот меньшего размера будет вечно тормозить развитие этих богатых, но чрезвычайно удаленных регионов из-за высокой себестоимости перевозок грузов, пассажиров и транспортной логистики круизной индустрии.

Для реализации проекта АКЛ в настоящее время достаточно успешно идут переговоры с крупнейшей судоходной компанией КНР COSCO на основе возможного создания с российской стороной совместной акционерной судоходной компании, об оказании содействия в получении кредитов банка КНР и строительстве до 6-7 контейнеровозов ледового класса Arc7 на собственной верфи COSCO. Это полностью соответствует содержанию выступления президента РФ на форуме в Пекине 14 мая 2017 года в части международного сотрудничества в Арктике и позволяет привлечь в экономику России значительные финансовые средства от иностранных источников.

С нашей стороны необходимо решить вопрос номинации российского партнера (инвестора на уровне 20% стоимости строительства судов) и подтвердить одобрение проекта российской администрацией соответствующего уровня.

Заключение

Реализация предлагаемых морских транспортных проектов позволит активизировать развитие экономики Дальнего Востока и Крыма, включая формирование загрузки строящегося моста через Керченский пролив, окажет содействие решению демографических проблем в ДВФО и укрепит позиции России в Арктике при одновременном формировании условий для возрождения отечественного морского торгового флота. Снижение очень высокой стоимости национальной транспортной логистики за счет активизации именно морских перевозок, привлечение на морские линии РФ грузов иностранных фрахтователей позволит внести достаточно весомый вклад в развитие экономики страны и создаст существенный задел для формирования рабочих мест в морской индустрии РФ, а переключение части народнохозяйственных грузов с Транссиба на морские линии откроет дополнительные ресурсы для транспортного обслуживания новых промышленных активов Сибири и Дальнего Востока.

В разрезе долгосрочного планирования АКЛ и ЮКЛ – это локомотив для возрождения национального машиностроения, в том числе:

– производство парка около 100 тыс. TEU большегрузных 20- и 40-футовых контейнеров различных модификаций, включая сухогрузные, танк-контейнеры для различного рода жидких грузов, рефрижераторных контейнеров и, наконец, контейнеров для перевозки сжиженного природного газа (СПГ), что позволит в комбинации с регулярным линейным судоходством приступить к газификации населенных пунктов и промышленности в отдаленных регионах Дальнего Востока и Арктики без прокладки капиталоемких магистральных газопроводов;

– производство парка дорожных трейлеров для внедрения малозатратной и высокоэффективной накатной технологии грузовых работ;

– судостроение на отечественных верфях Дальнего Востока и Крыма фидерного тоннажа для обслуживания магистральных грузопотоков и второго поколения магистральных контейнеровозов с учетом опыта эксплуатации флота на АКЛ и ЮКЛ;

– производство портовой и складской механизации для работы с контейнерами;

– создание отечественной системы автоматизированного управления контейнерными перевозками и мониторинга контейнерного парка;

– формирование национальных кадров мультимодальных фрахтовых интеграторов и предоставление современных условий для организации и проведения плавательской практики для студентов национальных морских учебных заведений.

Морские вести России №13 (2017)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Росатомфлот – участник форума «Моя профессиональная траектория»

Росатомфлот – участник форума «Моя профессиональная траектория» 23 апреля в Центре дополнительного образования «Лапландия» состоялся форум «Моя профессиональная тра...

Россиянам могут запретить ввозить пармезан и хамон

Россиянам могут запретить ввозить пармезан и хамон Вместе с мясными и молочными изделиями в страну могут попасть опасные вирусы животных, считают произ...

Российская экономика

«Дочка» китайской CNPC купит у НОВАТЭК 10% в «Арктик СПГ 2»

«Дочка» китайской CNPC купит у НОВАТЭК 10% в «Арктик СПГ 2» НОВАТЭК подписал обязывающее соглашение об условиях вхождения в проект «Арктик СПГ 2» со 100%-но...

РЖД передали в правительство предварительную оценку стоимости ВСМ Москва - Петербург

РЖД передали в правительство предварительную оценку стоимости ВСМ Москва - Петербург РЖД передали в правительство материалы по предварительной оценке стоимости  высокоскоростн...

Транспортная политика

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года Место расположения и характеристики МТЛЦ, строительство которого запланировано в Северо-Западном фед...

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Морские порты

Пассажирский порт Петербурга реконструирует пункт пропуска через границу за 3,3 млн евро

Пассажирский порт Петербурга реконструирует пункт пропуска через границу за 3,3 млн евро Пассажирский порт Петербурга «Морской фасад» приступил к реконструкции   постоянного много...

Промышленный порт Череповецкого меткомбината начал отправку судов

Промышленный порт Череповецкого меткомбината начал отправку судов В промышленном порту Череповецкого металлургического комбината (ЧерМК, входит в дивизион «Северс...




Морской транспорт

Штаты срочно обзаводятся ледоколами

Штаты срочно обзаводятся ледоколами Компания Singapore Technologies Engineering получила от Министерства военно-морских сил США заказ на...

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку Круизный сезон на Камчатке откроется в начале мая, сообщает в среду пресс-служба правительства Камча...

Речной транспорт

Строительство двух теплоходов для Красноярского края начнется к 2020 году

Строительство двух теплоходов для Красноярского края   начнется к 2020 году Строительство двух теплоходов, которые будут курсировать по Енисею (Красноярский край), начн...

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Ж/Д транспорт

«РЖД Логистика» перевезла по железной дороге негабаритные автоклавы для строительного завода в Ульяновске

«РЖД Логистика» перевезла по железной дороге негабаритные автоклавы для строительного завода в Ульяновске АО «РЖД Логистика» в период с ноября 2018 года по март 2019 года организовало серию внутрироссийских...

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году ОАО «Российские железные дороги» планирует разработать концепцию Санкт- Петербургского транспортного...

Авто транспорт

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на повышение безопасности на дорогах

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на  повышение безопасности на дорогах Госкомпания «Автодор» в 2019 году направит на повышение безопасности на своих дорогах   64...

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский бизнес

Лоцманский бизнес На хозяев частных лоцманских компаний «в эпоху перемен» случайно скатился добротный, гарантированный...

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...