Во имя суверенитета страны

Транспортная политика

Развитие Дальнего Востока Российской Федерации

Затянувшаяся на четверть века отрицательная тенденция динамики численности постоянного населения Дальнего Востока России, синхронно следующая за динамикой развития или стагнации экономического потенциала этого обширного региона, во имя защиты суверенитета страны и ее территориальной целостности в дополнение к ряду уже принимаемых мер, включая реализацию проекта «Дальневосточный гектар», требует разработки дополнительных мер, прежде всего по «схлопыванию расстояний» между наиболее отдаленными субъектами Федерации.

Виталий Збаращенко, Международная академия транспорта

Исторические примеры с российской Аляской и российско-японским противостоянием 1905 года более чем убедительно доказывают первостепенное значение надежных, с достаточным резервом пропускных способностей транспортных связей для такой огромной страны, как Россия. Камчатку Российская империя сохранила во время Крымской войны 1854 года только благодаря таланту генерала Завойко и жертвам героического гарнизона Петропавловска.

Таблица. Динамика численности постоянного населения Дальнего Востока

Регионы

тыс. человек

Убыль 1990-2014 годы

1990 г.

2000 г.

2014 г.

2016 г.

тыс. человек

%

ДВФО

8054

7168

6219

6195

-1835

22,8

Приморский край

2303

2172

1936

1929

-367

15,9

Хабаровский край

1622

1506

1339

1335

-283

17,4

Камчатский край

478

389

319

316

-159

33,3

Магаданская обл.

387

239

149

146

-238

61,5

Сахалинская обл.

715

599

490

487

-225

31,5

Чукотский АО

160

79

51

50

-109

68,4

Российская Федерация

146 545 в том числе

Западные регионы РФ

96 677, или 66% от населения России

ДВФО

6195 или 4,2%

«Схлопывая» расстояния

В настоящее время, даже несмотря на продолжающееся расширение пропускного потенциала БАМа, ответвления того же Транссиба, построенная более века назад Транссибирская железнодорожная магистраль, практически исчерпав физические лимиты пропускной способности, является по сути единственным, безальтернативным транспортным коридором, ограниченно обеспечивающим экономическую и оборонную целостность территории страны. Строительство дополнительных высокоскоростных магистралей (ВСМ) – это огромные и долгосрочные по возврату капиталовложения в инфраструктуру с недопустимо продолжительным по срокам строительством и ограниченным уровнем надежности из-за территориальной привязки к существующему железнодорожному полотну.

В определенной степени эта проблема может быть решена за счет использования транспортного потенциала Северного морского пути, и прежде всего для наиболее отдаленных регионов ДВФО: Камчатки, Чукотки, Курильских островов, Магаданской области, северных провинций Сахалина и Хабаровского края.

Снабжение промышленными товарами и продовольствием указанных субъектов ДВФО в основном из западных регионов РФ выполняется по транспортной схеме Москва – ж/д – Владивосток – море – Петропавловск (или Магадан, Анадырь и т.п.).

То есть морской транспорт существенно дешевле наземного благодаря многократному уменьшению инвестиционных затрат на инфраструктуру (железнодорожные пути), значительно большему размеру грузовых модулей (поезда – это 3-4 тыс. тонн, морские суда 50-100 тыс. тонн с резким снижением себестоимости перевозок) и за счет экономии энергоресурсов (топлива) на единицу транспортной продукции, что в конце концов приводит к разительному удешевлению транспортной логистики. Показанная выше транспортная схема Москва – Камчатка при расстоянии всего лишь 4800 миль требует на перевозку 40-футового контейнера расходов для владельца грузов $4210, или 240 000 рублей при текущем курсе 57 руб./$, а чисто океанский маршрут Шанхай – Гамбург протяженностью 10 850 миль всего лишь $2000.

Реализация проекта Арктической контейнерной линии Мурманск – Севморпуть – Камчатка позволит Министерству по развитию Дальнего Востока РФ создать мощные предпосылки для экономического развития наиболее отдаленных как от центра страны, так и ДВФО регионов Дальнего Востока за счет более экономичной транспортной логистики, основанной на «схлопывании» расстояний, увеличении размеров грузовых модулей и при трех многоцелевых магистральных контейнеровозах обеспечит двухнедельную частоту линейного сервиса, а при 6-7 лайнерах – недельную частоту заходов в порты АКЛ.

Регулярное транспортное обслуживание фидерными судами типа КонРо с пассажирским комплексом на 12 пассажиров из порта-хаба Петропавловск прилегающих регионов ДВФО через порты Магадан, Беринговский, Анадырь, Эгвекинот, Провидения, Охотск, Оха, Курильские и даже Алеутские острова, включая Аляску, позволит объединить экономический потенциал и морские пассажирские перевозки Дальнего Востока, а также привлечь на АКЛ экспортные грузы Аляски.

При этом такое регулярное транспортное обслуживание наиболее удаленных от центра регионов создаст предпосылки для частичной нейтрализации отрицательного психологического синдрома понятий «материк» и «большая земля».

Таблица. Каботажная транспортная схема (аналог: Восток – Запад)

Существующая

Предлагаемая

Китай – Западная Европа

Москва

Москва

Шанхай

Владивосток

Архангельск

Суэцкий канал

Петропавловск

Петропавловск

Гамбург

Общие мили 6200

4800

10 850

Фрахт общий $/FEU 4210

3000

2000

240 000 руб./FEU: 57 руб./$

Накатная технология

Внедрение на фидерных перевозках накатной технологии (РоРо) позволит существенно сократить расходы на грузовые операции в портах и сократить валовые нормы сроков доставки грузов при одновременном снижении необходимых запасов в субъектах РФ товаров и расходов на их финансирование.

В перспективе, по мере формирования потенциала АКЛ, целесообразно рассмотреть варианты заходов магистральных контейнеровозов в Эгвекинот и Диксон для обслуживания большегрузными автопоездами повышенной проходимости (проект МВТУ им. Н. Баумана и МО РФ) прилегающих районов Чукотского полуострова, мыс Шмидта, район г. Певека и фидерными судами пунктов Обской губы и Енисейского залива соответственно.

Одновременно с созданием национального Северного морского стратегического транспортного коридора РФ представляется целесообразным для экономики Дальнего Востока РФ рассмотреть проект Южной контейнерной линии Севастополь – Восточный – Петропавловск с заходом в порты Индии, Вьетнама, Китая на базе б/у контейнеровозов вместимостью около 5000 TEU, которые могут быть зафрахтованы по схеме бербоут-чартера с переходом в нашу собственность или за счет кредитов приобретены на внешнем, очень выгодном в настоящее время для покупателей рынке.

Сравнительные расчеты показывают снижение транспортных расходов на перевозки морем на крупнотоннажных судах через Суэцкий канал по сравнению с действующей по перегруженному Транссибу транспортной схемой Москва – Владивосток, что позволяет рассматривать проект создания для Дальнего Востока РФ национального Южного стратегического морского транспортного коридора, который в дополнение к АКЛ укрепит территориальную целостность страны.

Одновременно за счет низкой себестоимости перевозок на крупнотоннажных контейнеровозах ЮКЛ появится возможность из Китая, в том числе и с использованием МТК «Приморье-1» и МТК «Приморье-2», подвозить транзитные грузы для АКЛ в порт Петропавловск и обратно.

Кроме этого, наличие двух параллельных транспортных морских коридоров в стратегических широтных направлениях Восток – Запад, то есть АКЛ и ЮКЛ, позволяет в оперативном порядке, в случае экстремально тяжелых ледовых условиях в зимне-весенний период в Восточно-Сибирском море и проливе Лонга, на один-два круговых рейса переключить вместе с грузопотоком лайнеры АКЛ на Южную контейнерную линию, заблаговременно планируя на эти периоды докование и плановые ремонты линейного тоннажа.

Для реализации проектов развития Камчатского края необходимо срочно принять решение по одобрению проектов ДВНИИМФ по строительству глубоководных контейнерных терминалов в Авачинской губе, вне стесненной акватории порта, способных принимать контейнеровозы вместимостью не ниже 5000 TEU, а это суда типа PANAMAX дедвейтом 70-80 тыс. тонн, так как флот меньшего размера будет вечно тормозить развитие этих богатых, но чрезвычайно удаленных регионов из-за высокой себестоимости перевозок грузов, пассажиров и транспортной логистики круизной индустрии.

Для реализации проекта АКЛ в настоящее время достаточно успешно идут переговоры с крупнейшей судоходной компанией КНР COSCO на основе возможного создания с российской стороной совместной акционерной судоходной компании, об оказании содействия в получении кредитов банка КНР и строительстве до 6-7 контейнеровозов ледового класса Arc7 на собственной верфи COSCO. Это полностью соответствует содержанию выступления президента РФ на форуме в Пекине 14 мая 2017 года в части международного сотрудничества в Арктике и позволяет привлечь в экономику России значительные финансовые средства от иностранных источников.

С нашей стороны необходимо решить вопрос номинации российского партнера (инвестора на уровне 20% стоимости строительства судов) и подтвердить одобрение проекта российской администрацией соответствующего уровня.

Заключение

Реализация предлагаемых морских транспортных проектов позволит активизировать развитие экономики Дальнего Востока и Крыма, включая формирование загрузки строящегося моста через Керченский пролив, окажет содействие решению демографических проблем в ДВФО и укрепит позиции России в Арктике при одновременном формировании условий для возрождения отечественного морского торгового флота. Снижение очень высокой стоимости национальной транспортной логистики за счет активизации именно морских перевозок, привлечение на морские линии РФ грузов иностранных фрахтователей позволит внести достаточно весомый вклад в развитие экономики страны и создаст существенный задел для формирования рабочих мест в морской индустрии РФ, а переключение части народнохозяйственных грузов с Транссиба на морские линии откроет дополнительные ресурсы для транспортного обслуживания новых промышленных активов Сибири и Дальнего Востока.

В разрезе долгосрочного планирования АКЛ и ЮКЛ – это локомотив для возрождения национального машиностроения, в том числе:

– производство парка около 100 тыс. TEU большегрузных 20- и 40-футовых контейнеров различных модификаций, включая сухогрузные, танк-контейнеры для различного рода жидких грузов, рефрижераторных контейнеров и, наконец, контейнеров для перевозки сжиженного природного газа (СПГ), что позволит в комбинации с регулярным линейным судоходством приступить к газификации населенных пунктов и промышленности в отдаленных регионах Дальнего Востока и Арктики без прокладки капиталоемких магистральных газопроводов;

– производство парка дорожных трейлеров для внедрения малозатратной и высокоэффективной накатной технологии грузовых работ;

– судостроение на отечественных верфях Дальнего Востока и Крыма фидерного тоннажа для обслуживания магистральных грузопотоков и второго поколения магистральных контейнеровозов с учетом опыта эксплуатации флота на АКЛ и ЮКЛ;

– производство портовой и складской механизации для работы с контейнерами;

– создание отечественной системы автоматизированного управления контейнерными перевозками и мониторинга контейнерного парка;

– формирование национальных кадров мультимодальных фрахтовых интеграторов и предоставление современных условий для организации и проведения плавательской практики для студентов национальных морских учебных заведений.

Морские вести России №13 (2017)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Российский учебный парусник подозревается в нарушении границы Финляндии

Российский учебный парусник подозревается в нарушении границы Финляндии Инцидент стал первым в текущем году

Совет директоров АСОП прошел в Новороссийске – MORVESTI.RU

Совет директоров АСОП прошел в Новороссийске – MORVESTI.RU В фокусе участников заседания - перспективы развития НМТП и взаимодействие АСОП с федеральными орг...

Российская экономика

Власти Сахалина намерены полностью загрузить мощности мини-завода СПГ в 2019-2020 гг.

Власти Сахалина намерены полностью загрузить мощности мини-завода СПГ в 2019-2020 гг. Правительство региона примет программу строительства сети газозаправок на всей территории острова, о...

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

Транспортная политика

Совет по стратегическому развитию одобрил план модернизации магистральной инфраструктуры до 2024 г.

Совет по стратегическому развитию одобрил план модернизации магистральной инфраструктуры до 2024 г. План утвержден с минимальными доработками, рассматривается список конкретных объектов.

План развития магистральной инфраструктуры предполагает вложения 6,3 трлн. руб.

План развития магистральной инфраструктуры предполагает вложения 6,3 трлн. руб. В проекте комплексного плана развития магистральной инфраструктуры заявлены 690 объектов, раздел по ...

Морские порты

ФАС получила заявку арабской DP World на покупку 49% транспортного гиганта Fesco

ФАС получила заявку арабской DP World на покупку 49% транспортного гиганта Fesco Правительственная комиссия по иностранным инвестициям рассмотрит сделку по вхождению арабского порто...

ОСК намерена направить около 4 млрд. руб. на судоремонтный завод в Каспийске

ОСК намерена направить около 4 млрд. руб. на судоремонтный завод в Каспийске В рамках принятого решения по перебазированию Каспийской флотилии из Астрахани в Каспийск достигнуты...




Морской транспорт

Парусник «Мир» гостил в Таллине

 Парусник «Мир» гостил в Таллине На паруснике «Мир» сейчас проходят практику свыше 100 курсантов мореходных училищ из Санкт-Петербург...

Росатом и ВТБ договорились о сотрудничестве в сфере финансирования проектов Севморпути

Росатом и ВТБ договорились о сотрудничестве в сфере финансирования проектов Севморпути В рамках меморандума о сотрудничестве предусматривается возможность предоставления лизингового финан...

Речной транспорт

Судоходная компания «Волжское пароходство» признана лучшей в сфере транспортной безопасности

Судоходная компания «Волжское пароходство» признана лучшей в сфере транспортной безопасности «Волжское пароходство» было признано лучшим в номинации «Лучший перевозчик морского или речного тран...

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход Пострадавших и повреждений корпуса нет, производится доставка пассажиров до конечного пункта маршрут...

Ж/Д транспорт

В Саудовской Аравии введена в эксплуатацию первая скоростная железная дорога

В Саудовской Аравии введена в эксплуатацию первая скоростная железная дорога По данным саудовских властей, новой транспортной сетью протяженностью 450 км. смогут пользоваться до...

ТМХ и железные дороги Египта подписали договор о поставке 1,3 тыс. пассажирских вагонов

ТМХ и железные дороги Египта подписали договор о поставке 1,3 тыс. пассажирских вагонов Договор подписан по итогам выигранного консорциумом тендера, объявленного железными дорогами Египта ...

Авто транспорт

Минэнерго считает перспективным переход грузового транспорта на СПГ

Минэнерго считает перспективным переход грузового транспорта на СПГ СПГ для дальнемагистрального транспорта подходит куда лучше компримированного природного газа, котор...

Кабмин РФ инициировал возможность бесплатного проезда по платным дорогам Крайнего Севера

Кабмин РФ инициировал возможность бесплатного проезда по платным дорогам Крайнего Севера Законопроект устанавливает для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей исключение из...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...