Во имя суверенитета страны

Транспортная политика

Развитие Дальнего Востока Российской Федерации

Затянувшаяся на четверть века отрицательная тенденция динамики численности постоянного населения Дальнего Востока России, синхронно следующая за динамикой развития или стагнации экономического потенциала этого обширного региона, во имя защиты суверенитета страны и ее территориальной целостности в дополнение к ряду уже принимаемых мер, включая реализацию проекта «Дальневосточный гектар», требует разработки дополнительных мер, прежде всего по «схлопыванию расстояний» между наиболее отдаленными субъектами Федерации.

Виталий Збаращенко, Международная академия транспорта

Исторические примеры с российской Аляской и российско-японским противостоянием 1905 года более чем убедительно доказывают первостепенное значение надежных, с достаточным резервом пропускных способностей транспортных связей для такой огромной страны, как Россия. Камчатку Российская империя сохранила во время Крымской войны 1854 года только благодаря таланту генерала Завойко и жертвам героического гарнизона Петропавловска.

Таблица. Динамика численности постоянного населения Дальнего Востока

Регионы

тыс. человек

Убыль 1990-2014 годы

1990 г.

2000 г.

2014 г.

2016 г.

тыс. человек

%

ДВФО

8054

7168

6219

6195

-1835

22,8

Приморский край

2303

2172

1936

1929

-367

15,9

Хабаровский край

1622

1506

1339

1335

-283

17,4

Камчатский край

478

389

319

316

-159

33,3

Магаданская обл.

387

239

149

146

-238

61,5

Сахалинская обл.

715

599

490

487

-225

31,5

Чукотский АО

160

79

51

50

-109

68,4

Российская Федерация

146 545 в том числе

Западные регионы РФ

96 677, или 66% от населения России

ДВФО

6195 или 4,2%

«Схлопывая» расстояния

В настоящее время, даже несмотря на продолжающееся расширение пропускного потенциала БАМа, ответвления того же Транссиба, построенная более века назад Транссибирская железнодорожная магистраль, практически исчерпав физические лимиты пропускной способности, является по сути единственным, безальтернативным транспортным коридором, ограниченно обеспечивающим экономическую и оборонную целостность территории страны. Строительство дополнительных высокоскоростных магистралей (ВСМ) – это огромные и долгосрочные по возврату капиталовложения в инфраструктуру с недопустимо продолжительным по срокам строительством и ограниченным уровнем надежности из-за территориальной привязки к существующему железнодорожному полотну.

В определенной степени эта проблема может быть решена за счет использования транспортного потенциала Северного морского пути, и прежде всего для наиболее отдаленных регионов ДВФО: Камчатки, Чукотки, Курильских островов, Магаданской области, северных провинций Сахалина и Хабаровского края.

Снабжение промышленными товарами и продовольствием указанных субъектов ДВФО в основном из западных регионов РФ выполняется по транспортной схеме Москва – ж/д – Владивосток – море – Петропавловск (или Магадан, Анадырь и т.п.).

То есть морской транспорт существенно дешевле наземного благодаря многократному уменьшению инвестиционных затрат на инфраструктуру (железнодорожные пути), значительно большему размеру грузовых модулей (поезда – это 3-4 тыс. тонн, морские суда 50-100 тыс. тонн с резким снижением себестоимости перевозок) и за счет экономии энергоресурсов (топлива) на единицу транспортной продукции, что в конце концов приводит к разительному удешевлению транспортной логистики. Показанная выше транспортная схема Москва – Камчатка при расстоянии всего лишь 4800 миль требует на перевозку 40-футового контейнера расходов для владельца грузов $4210, или 240 000 рублей при текущем курсе 57 руб./$, а чисто океанский маршрут Шанхай – Гамбург протяженностью 10 850 миль всего лишь $2000.

Реализация проекта Арктической контейнерной линии Мурманск – Севморпуть – Камчатка позволит Министерству по развитию Дальнего Востока РФ создать мощные предпосылки для экономического развития наиболее отдаленных как от центра страны, так и ДВФО регионов Дальнего Востока за счет более экономичной транспортной логистики, основанной на «схлопывании» расстояний, увеличении размеров грузовых модулей и при трех многоцелевых магистральных контейнеровозах обеспечит двухнедельную частоту линейного сервиса, а при 6-7 лайнерах – недельную частоту заходов в порты АКЛ.

Регулярное транспортное обслуживание фидерными судами типа КонРо с пассажирским комплексом на 12 пассажиров из порта-хаба Петропавловск прилегающих регионов ДВФО через порты Магадан, Беринговский, Анадырь, Эгвекинот, Провидения, Охотск, Оха, Курильские и даже Алеутские острова, включая Аляску, позволит объединить экономический потенциал и морские пассажирские перевозки Дальнего Востока, а также привлечь на АКЛ экспортные грузы Аляски.

При этом такое регулярное транспортное обслуживание наиболее удаленных от центра регионов создаст предпосылки для частичной нейтрализации отрицательного психологического синдрома понятий «материк» и «большая земля».

Таблица. Каботажная транспортная схема (аналог: Восток – Запад)

Существующая

Предлагаемая

Китай – Западная Европа

Москва

Москва

Шанхай

Владивосток

Архангельск

Суэцкий канал

Петропавловск

Петропавловск

Гамбург

Общие мили 6200

4800

10 850

Фрахт общий $/FEU 4210

3000

2000

240 000 руб./FEU: 57 руб./$

Накатная технология

Внедрение на фидерных перевозках накатной технологии (РоРо) позволит существенно сократить расходы на грузовые операции в портах и сократить валовые нормы сроков доставки грузов при одновременном снижении необходимых запасов в субъектах РФ товаров и расходов на их финансирование.

В перспективе, по мере формирования потенциала АКЛ, целесообразно рассмотреть варианты заходов магистральных контейнеровозов в Эгвекинот и Диксон для обслуживания большегрузными автопоездами повышенной проходимости (проект МВТУ им. Н. Баумана и МО РФ) прилегающих районов Чукотского полуострова, мыс Шмидта, район г. Певека и фидерными судами пунктов Обской губы и Енисейского залива соответственно.

Одновременно с созданием национального Северного морского стратегического транспортного коридора РФ представляется целесообразным для экономики Дальнего Востока РФ рассмотреть проект Южной контейнерной линии Севастополь – Восточный – Петропавловск с заходом в порты Индии, Вьетнама, Китая на базе б/у контейнеровозов вместимостью около 5000 TEU, которые могут быть зафрахтованы по схеме бербоут-чартера с переходом в нашу собственность или за счет кредитов приобретены на внешнем, очень выгодном в настоящее время для покупателей рынке.

Сравнительные расчеты показывают снижение транспортных расходов на перевозки морем на крупнотоннажных судах через Суэцкий канал по сравнению с действующей по перегруженному Транссибу транспортной схемой Москва – Владивосток, что позволяет рассматривать проект создания для Дальнего Востока РФ национального Южного стратегического морского транспортного коридора, который в дополнение к АКЛ укрепит территориальную целостность страны.

Одновременно за счет низкой себестоимости перевозок на крупнотоннажных контейнеровозах ЮКЛ появится возможность из Китая, в том числе и с использованием МТК «Приморье-1» и МТК «Приморье-2», подвозить транзитные грузы для АКЛ в порт Петропавловск и обратно.

Кроме этого, наличие двух параллельных транспортных морских коридоров в стратегических широтных направлениях Восток – Запад, то есть АКЛ и ЮКЛ, позволяет в оперативном порядке, в случае экстремально тяжелых ледовых условиях в зимне-весенний период в Восточно-Сибирском море и проливе Лонга, на один-два круговых рейса переключить вместе с грузопотоком лайнеры АКЛ на Южную контейнерную линию, заблаговременно планируя на эти периоды докование и плановые ремонты линейного тоннажа.

Для реализации проектов развития Камчатского края необходимо срочно принять решение по одобрению проектов ДВНИИМФ по строительству глубоководных контейнерных терминалов в Авачинской губе, вне стесненной акватории порта, способных принимать контейнеровозы вместимостью не ниже 5000 TEU, а это суда типа PANAMAX дедвейтом 70-80 тыс. тонн, так как флот меньшего размера будет вечно тормозить развитие этих богатых, но чрезвычайно удаленных регионов из-за высокой себестоимости перевозок грузов, пассажиров и транспортной логистики круизной индустрии.

Для реализации проекта АКЛ в настоящее время достаточно успешно идут переговоры с крупнейшей судоходной компанией КНР COSCO на основе возможного создания с российской стороной совместной акционерной судоходной компании, об оказании содействия в получении кредитов банка КНР и строительстве до 6-7 контейнеровозов ледового класса Arc7 на собственной верфи COSCO. Это полностью соответствует содержанию выступления президента РФ на форуме в Пекине 14 мая 2017 года в части международного сотрудничества в Арктике и позволяет привлечь в экономику России значительные финансовые средства от иностранных источников.

С нашей стороны необходимо решить вопрос номинации российского партнера (инвестора на уровне 20% стоимости строительства судов) и подтвердить одобрение проекта российской администрацией соответствующего уровня.

Заключение

Реализация предлагаемых морских транспортных проектов позволит активизировать развитие экономики Дальнего Востока и Крыма, включая формирование загрузки строящегося моста через Керченский пролив, окажет содействие решению демографических проблем в ДВФО и укрепит позиции России в Арктике при одновременном формировании условий для возрождения отечественного морского торгового флота. Снижение очень высокой стоимости национальной транспортной логистики за счет активизации именно морских перевозок, привлечение на морские линии РФ грузов иностранных фрахтователей позволит внести достаточно весомый вклад в развитие экономики страны и создаст существенный задел для формирования рабочих мест в морской индустрии РФ, а переключение части народнохозяйственных грузов с Транссиба на морские линии откроет дополнительные ресурсы для транспортного обслуживания новых промышленных активов Сибири и Дальнего Востока.

В разрезе долгосрочного планирования АКЛ и ЮКЛ – это локомотив для возрождения национального машиностроения, в том числе:

– производство парка около 100 тыс. TEU большегрузных 20- и 40-футовых контейнеров различных модификаций, включая сухогрузные, танк-контейнеры для различного рода жидких грузов, рефрижераторных контейнеров и, наконец, контейнеров для перевозки сжиженного природного газа (СПГ), что позволит в комбинации с регулярным линейным судоходством приступить к газификации населенных пунктов и промышленности в отдаленных регионах Дальнего Востока и Арктики без прокладки капиталоемких магистральных газопроводов;

– производство парка дорожных трейлеров для внедрения малозатратной и высокоэффективной накатной технологии грузовых работ;

– судостроение на отечественных верфях Дальнего Востока и Крыма фидерного тоннажа для обслуживания магистральных грузопотоков и второго поколения магистральных контейнеровозов с учетом опыта эксплуатации флота на АКЛ и ЮКЛ;

– производство портовой и складской механизации для работы с контейнерами;

– создание отечественной системы автоматизированного управления контейнерными перевозками и мониторинга контейнерного парка;

– формирование национальных кадров мультимодальных фрахтовых интеграторов и предоставление современных условий для организации и проведения плавательской практики для студентов национальных морских учебных заведений.

Морские вести России №13 (2017)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Швартовные испытания катера «Петр Могунов» стартуют в начале 2019 года

Швартовные испытания катера «Петр Могунов» стартуют в начале 2019 года Швартовые испытания большого десантного катера (БДК) «Петр Моргунов», возводимого по проекту...

Первая в истории Африки высокоскоростная железнодорожная магистраль открыта в Марокко

Первая в истории Африки высокоскоростная железнодорожная магистраль открыта в Марокко Скоростной, модернизированный поезд французской компании Alstom («Альстом») сможет преодолев...

Российская экономика

Обзор докладов конференции «Геоинформационная стратегия в нефтегазовой отрасли на суше и на море». Часть 1

Обзор докладов конференции «Геоинформационная стратегия в нефтегазовой отрасли на суше и на море». Часть 1 ГК «СКАНЭКС» начинает обзор докладов, прозвучавших на конференции «Геоинформационная стратегия в неф...

«Роснефть» не выставила на биржевые торги бензин и зимнее дизтопливо

«Роснефть» не выставила на биржевые торги бензин и зимнее дизтопливо Этот факт стал большим сюрпризом для топливного рынка.

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...

Находкинский морской торговый порт отчитался о реализации экологических мероприятий за 2018 год

Находкинский морской торговый порт отчитался о реализации экологических мероприятий за 2018 год В 2018 году Находкинском МТП продолжил проведение мероприятий по внедрению комплексной системы пылеп...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Согласован новый график работ по строительству дороги в обход Мариинска

Согласован новый график работ по строительству дороги в обход Мариинска Сроки реализации проекта сдвинулись с 2018 года на 2020-й из-за финансовых трудностей у генподрядчик...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...