Текущее и оперативное планирование работы флота

Морской транспорт
Текущее и оперативное планирование работы флота

Советская система планирования приняла свой законченный вид в течение 50-х годов. К этому времени она представляла собой четырехуровневую схему, включающую в себя навигационное, месячное, декадное и рейсовое планирование. С одной стороны, эта схема представляет собой декомпозицию одной большой и сложной задачи на ряд более простых задач, а с другой стороны, в схеме можно видеть способ учета отклонений от первоначального плана.

В.П. Зачесов, д.т.н., профессор кафедры «Судовождение» ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта»

Ю.И. Платов, д.т.н., профессор кафедры «Управление транспортом» ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Главная цель

Выполнение плана перевозок было главной целью планирования работы флота. Достигалось это, во-первых, за счет распределения ресурсов (флота с известной пропускной способностью) и, во-вторых, за счет согласования работы главных элементов транспортной системы: судов и портов, причем по мере роста детализации планирования от навигационного до декадного уровня согласование работы выходило на первый план.

Можно сформулировать две важные особенности четырехуровневой схемы планирования. Во-первых, при таком планировании транспортный процесс рассматривается как периодический. Во-вторых, эксплуатационные параметры транспортного процесса считаются постоянными на текущем горизонте планирования.

Эти особенности неизбежно снижали адекватность планирования, и для противодействия этому предлагались различные приемы.

Например, чтобы учесть отклонения от периодичности, при планировании закладывались различные коэффициенты резерва. Попытки учета динамики транспортных параметров порождали сложные математические модели, не получившие никакого применения на практике.

Более радикальное решение проблемы неадекватности планирования было предложено в начале 70-х годов на морском транспорте. Оно заключалось в переходе к непрерывному графику работы флота (НГРФ). Однако именно на морском транспорте основанием для применения НГРФ было то, что из-за разницы во времени рейсов, которые могли длиться от нескольких суток до нескольких месяцев, возникали «потери» продолжительных рейсов при планировании. Регулярный пересмотр плана работы флота со сдвигом последнего на новый период позволяет учесть рейсы любой продолжительности.

Очевидно, что для работы речного флота более важной оказалась та особенность непрерывного планирования, которая означала возможность гибко реагировать на изменение эксплуатационной обстановки и корректировать план работы флота. Основания для применения непрерывного планирования были сформулированы в работах А.С. Бутова и В.И. Кожухаря в 80-х годах.

Вопрос согласования элементов транспортного процесса так и не получил даже теоретического решения. Следует заметить, что на декадном уровне планирования такое согласование было невозможно из-за слишком большого числа вычислений при отсутствии автоматизации такой задачи.

Проблема автоматизации планирования работы флота – это еще одна нерешенная в советский период проблема. Как следует из [1], имелось всего два полноценных внедрения автоматизированных систем. К ним относятся: подсистема «График движения», внедренная в пароходстве «Волготанкер в 1976 г., которая эксплуатировалась до 1998 г., и АСУ «Диспетчер», внедренная в МРП и работавшая до 1996 г. В той же работе приводятся причины такого положения дел.

Это, во-первых, отсутствие автоматизированной коммуникационной системы, позволяющей собирать информацию о текущей дислокации судов и передавать инструкции экипажам судов.

Во-вторых, механическое встраивание автоматизированных систем в существующие процессы управления без изменения последних, что приводило только к росту затрат.

И в-третьих, сложность систем полной интеграции управленческих задач для возможностей информатики 70-х и 80-х годов.

Таким образом, в советский период развития эксплуатационной науки и практики были предложены методы планирования, повышающие адекватность последнего, однако реализация этих методов не состоялась в полной мере из-за ряда объективных ограничений. Проблема согласования элементов транспортной системы не получила приемлемого решения.

В условиях рынка

Резкий переход к рыночным отношениям привел к распаду сложившейся на тот момент системы управления. На речном транспорте эти перемены отразились в первую очередь падением объема перевозок, уменьшением количества и номенклатуры грузопотоков. В результате приватизации пароходств и портов прежние связи между ними и грузовладельцами были разрушены, и прежняя система планирования перестала быть применимой. В настоящее время все связи между элементами транспортной системы возникают на договорной основе.

Отказ от централизации управления водным транспортом резко снизил возможности совершенствования транспортного процесса за счет согласования работы флота, портов и грузовладельцев. Централизованным образом администрациями водных путей решаются лишь задачи по безопасности плавания, регулированию шлюзования, проводки по каналам и затруднительным участкам водных путей.

Условия работы судоходных компаний в современных условиях также изменились. Количество флота значительно сократилось, суда в портах обрабатываются по принципу «первый пришел – первый обслуживается», география перевозок сузилась.

Все эти перемены повлияли на систему планирования в судоходных компаниях. В настоящее время планирование использования флота является частью экономического планирования, которое строится на основе разработки бизнес-плана, который может корректироваться в течение навигации и по ее окончании.

В силу изменчивости экономической ситуации, а также из-за потери постоянной «жесткой» связи между элементами транспортной системы проблема согласования работы между ними целиком ушла на уровень оперативного планирования и регулирования. На навигационном уровне осталось только элементарное планирование потребности во флоте. Разбиение навигационного периода на периоды планирования происходит на уровне бюджетирования.

Так как декомпозиция большой задачи стала теперь невозможной, то получается, что задача планирования в рыночных условиях усложнилась. Однако значительное сокращение флота и количества направлений перевозок эту задачу упростило. В результате малые судоходные компании, имеющие несколько судов, теперь вообще не нуждаются в развитой системе планирования работы флота. Для таких компаний все задачи, требующие планирования, сосредоточены на уровне рейсового планирования.

Напротив, крупные судоходные компании имеют принципиальные проблемы с качеством планирования своей работы, которые лишь отчасти решаются разделением флота на группы судов с независимым управлением.

Таким образом, можно говорить, что планирование работы флота по своему качеству и кругу решаемых задач в настоящее время находится на уровне 30-х годов прошлого века.

Между тем в отличие от 30-х годов перед современными независимыми от государства судоходными компаниями остро стоит проблема выживания в конкурентной борьбе с другими компаниями, а также с железнодорожным и автомобильным транспортом. В силу этого адекватность планирования эксплуатационных расходов и по возможности их минимизация выступают на первый план наряду с надежностью выполнения договорных обязательств.

Это означает, что для крупных судоходных компаний существует объективная потребность в развитии системы оперативного планирования, обеспечивающей максимально адекватное планирование затрат флота и эксплуатационных затрат. Однако за 17 лет, с 2000 г., число публикаций, рассматривающих вопросы планирования работы речного флота, не превышает и десятка.

Бизнес-планирование

Почему системы, обеспечивающие оперативное планирование работы флота, не используются на практике, в данной статье не обсуждается, поскольку это особая проблема. Однако в составе такой системы должны использоваться входная и выходная информация, отвечающая современным рыночным условиям, т.е. бизнес-планированию. Входные данные для решения задач планирования должны кроме оперативных данных включать:

корреспонденцию грузовых потоков, в том числе договорных и оперативных (трамповых), которые прогнозируются по периодам навигации или учитываются в оперативном режиме в зависимости от решаемых задач планирования;

информацию по флоту, включающую технические данные о судах каждого проекта, а также индивидуальные характеристики каждого судна (специализацию по грузам, состояние корпуса, двигателя и движителя, стоимостные параметры);

характеристики водных путей, разбитых на элементарные участки с одинаковыми условиями плавания (глубина пути, потери и приращения скорости и др.);

фонд заработной платы по типам судов, нормативы на все виды доплат и отчислений, нормативы выплаты инвалюты взамен командировочных при заграничных рейсах;

прогнозные или уточненные данные о цене топлива и смазочных материалов по районам плавания и зарубежным портам;

ставки портовых и канальных сборов, платы за прохождение внутренних водных путей;

ставки страхования судов, прочие сборы, налоги и платежи, относимые на себестоимость;

затраты на плановый ремонт и некоторые другие данные.

Выходные данные различных планов должны содержать информацию, предназначенную для использования как руководством судоходной компании, так и менеджерами и исполнителями в структурных подразделениях.

К ним относятся, в зависимости от решаемых задач, такие данные, как:

последовательность рейсов судов по участкам работы для освоения договорных и трамповых грузопотоков в виде графика Гантта (или в другом виде) с расчетом эксплуатационно-экономических показателей, включающих расходы на топливо;

стоимость содержания судов в ходу и на стоянке по районам плавания с учетом их расстановки;

прогнозы отправления груженых судов с указанием рода и количества груза, грузоотправителя, доходов по отправлению;

прогноз прибытия груженых и порожних судов в пункты назначения;

прогноз дислокации на конец заданного периода;

экономические показатели перевозок (доходы, расходы, прибыль) за расчетный период по отправлению и с учетом входящих с предпланового и переходящих на послеплановый период затрат флота, расходов, доходов и тонно-километров.

Отдельно должна решаться задача по нормированию расхода топлива для конкретных судов и различных режимов движения по конкретным участкам пути, причем с учетом индивидуальных характеристик судна.

Рейсовое планирование должно сопровождаться эффективной системой контроля за эксплуатационными расходами и поощрения экипажей судов за их экономию. Только в этом случае можно получить максимальный эффект.

В работе [3] были сформулированы принципы, которым должна соответствовать современная система оперативного планирования.

Первый принцип утверждает, что планирование работы флота должно осуществляться в форме календарного графика работы флота персонально по судну.

Второй принцип предписывает использование одной и той же методологии планирования для всех уровней планирования. Фактически это означает отказ от декомпозиции, но автор обосновывает его необходимость для повышения адекватности планирования.

Третий принцип определяет необходимость обновления плана при каждом изменении эксплуатационной обстановки. Иначе говоря, автор утверждает, что планирование не должно осуществляться по фиксированным периодам (декада, месяц и т.д.).

Четвертый принцип заключается в требовании разработки плана работы флота на произвольный горизонт планирования.

В пятом принципе предлагается осуществлять нормирование времени следования и расхода топлива для каждого рейса и использовать при этом оптимизацию в зависимости от эксплуатационной ситуации либо всех расходов, либо расходов на топливо, либо удельных доходов.

τи – средняя продолжительность рейса судна, P – число судов, n – вероятность выполнения плана. Заметим, что последняя величина напрямую влияет на демередж и в итоге на эксплуатационные затраты.

Принимая равным 4 сут., число судов 20, а вероятность τи – 0,9, получаем, что обновление плана надо производить с интервалом в 3,3 часа.

При автоматизированном обновлении плана выдержать подобный интервал не представляет особого труда. Главным препятствием, как и ранее, останется сбор информации о дислокации судов.

Однако в настоящее время характер последней проблемы изменился. Как отмечается в [5], «возможности коммуникационных технологий превышают возможности их использования в рамках имеющихся методов оперативного управления». Иначе говоря, автоматизированные системы сбора дислокации не реализуются уже не потому, что это затруднительно, а потому, что полученные данные нельзя будет использовать, так как соответствующей автоматизированной системы планирования или регулирования не имеется.

Заключение

Таким образом, несмотря на редкий интерес к теме планирования, в литературе по речному транспорту в настоящее время накоплено достаточное для реализации количество методологических подходов, а возможностей ИТ для сбора информации о дислокации более чем достаточно для практического внедрения автоматизированных систем текущего и оперативного планирования. Однако необходима исследовательская работа, в которой будут ясно показаны преимущества автоматизированного планирования.

Литература

1. Платов А.Ю. Методы оперативного планирования работы речного грузового флота в современных условиях / Платов А.Ю. Н. Новгород: ВГАВТ, 2009. 155 с.

2. Астахов В.И. Оперативное управление транспортным предприятием: Конспект лекций по курсу «Оперативное управление транспортными предприятиями» для студентов очного и заочного обучения по специальностям 0608, 0611 / В.И. Астахов, Ю.И. Платов. – Н. Новгород: Издательство ГОУ ВПО ВГАВТ, 2003. – С.18.

3. Платов А.Ю. Методология оперативного планирования работы речного грузового флота в рыночных условиях / Платов А.Ю. // Речной транспорт (XXI век). – 2010. – № 1. – С. 77-79.

4. Платов Ю.И. Методические основы автоматизации оперативного управления работой флота / Ю.И. Платов // Труды / ГИИВТ. – Горький, 1987 – Вып. 224. – С. 56-113.

5. Гусева Ю.В. Методы сбора дислокации для информационной системы управления работой флота / Платов А.Ю., Гусева Ю.В. // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта, 2016. – № 49. – С. 231-236.

Морские вести России №11 (2017)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту Официальные источники в ЕС не готовы комментировать сообщения СМИ о том, что в Евросоюзе согласованы...

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики По приглашению Министерства внутренних дел Финляндии 12-13 февраля здесь состоялась очередная совмес...

Российская экономика

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота»

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота» Государство планирует снизить свою долю в «Совкомфлоте» со 100% до 25% плюс 1 акция. Однако ...

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря «Газпром» планирует начать поставки газа в Китай по «западному маршруту» с 1 декабря 2019 года, рань...

Транспортная политика

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага Количество требований для судов российского флага сегодня значительно больше, чем для иностранных су...

Морские порты

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании В Мурманском морском торговом порту началась подготовка груза к отправке в рамках «арктической» груз...

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48%

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48% Первый месяц 2019 года оказался рекордно плохим по объемам доставки рыбы в порт. В январе услугами М...




Морской транспорт

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта План развития и формирования совместной крымско-сирийской судоходной компании будет   гото...

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы В 2018 году концерн Viking Line заработал 497,8 млн. евро. Обслуживание пассажиров принесло компании...

Речной транспорт

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы Замруководителя Росморречфлота Александр Пошивай принял участие в совместном  заседании ру...

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике На календаре последний зимний месяц – февраль. Основной показатель подготовки к навигации – это сдач...

Ж/Д транспорт

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути В 2019 году для повышения надежности железнодорожной инфраструктуры планом ремонтно-путевых работ на...

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства Государственно-частные партнерства способствуют созданию и реализации национальных инфраструктурных ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...