В фарватере большой политики - Морские вести России

В фарватере большой политики

05.02.2018

Морские порты

В середине августа президент РФ Владимир Путин провел в Калининграде совещание по развитию транспортного комплекса Северо-Запада, где обозначил приоритеты развития не только транспорта Калининградской области, но и всей портовой отрасли, в частности систему расчетов стивидоров за свои услуги в рублях и ряд других.

А уже в начале сентября в Калининградском порту, можно сказать по следам и поручениям президента, состоялось выездное заседание совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП), на котором были подведены итоги работы АСОП за отчетный период и намечены планы на предстоящую работу, естественно, в русле большой политики, обозначенной главой государства.

В работе совета директоров АСОП приняли участие представители Минтранса России, правительства Калининградской области, руководства ОАО «Калининградский морской торговый порт» (ОАО «КМТП»), председатели рабочих комитетов и члены совета директоров АСОП.

Участников на правах принимающей стороны приветствовал генеральный директор ОАО «КМТП» Владислав Дорофеев, который отметил, что развитие порта неразрывно связано с развитием всего транспортного комплекса Калининграда и что, несмотря на небольшие размеры и мощности порта, он имеет свои уникальные особенности: географическое положение – близость к Европе, единый бассейн, наличие транспортных коридоров, исторически сложившиеся связи и маршруты, но тем не менее и сложную логистику.

Указав на риски перехода для стивидоров Калининграда на рублевые тарифы, он обозначил ближайшие перспективы порта и то, что в калининградских стивидоров вселяет уверенность.

«Во-первых, прошедший период был для нас очень сложным, но мы научились быстро и гибко реагировать на изменения внешних обстоятельств. Мы не раз проходили точку, где надо было выбирать – оставаться ли универсальным портом или становиться специализированным. И то, что мы остались универсальным портом, сегодня дает нам дополнительные возможности для привлечения грузов.

Во-вторых, сейчас Калининграду уделяется все больше внимания со стороны федерального центра, то есть второй фактор – развитие региона: у нас возводятся объекты к Чемпионату мира по футболу, строится терминал СПГ.

В-третьих, есть надежда, что в нашей грузовой базе все большее место будет занимать продукция для внутреннего потребления. Новый губернатор Калининградской области А.А. Алиханов планирует развивать внутреннюю производственную базу, а это значит – дополнительные грузы для порта: комплектующие, инертные материалы и т.д.».

В. Дорофеев выразил надежду, что Москва обратит серьезное внимание на то, что «на наших грузах очень хорошо зарабатывают соседи – Прибалтика и Белоруссия, и поэтому логично пустить грузы через российские морские порты». А это могут быть и контейнеры (порт готов применить новую технологию работы с контейнерными грузами при кратном их увеличении), и продукция металлургии, и уголь, и строительные материалы, и т.п.

Итоги промежуточного периода

С докладом за отчетный период деятельности АСОП выступил исполнительный директор Ассоциации Серик Жусупов. Отметив, что такие совещания, как то, что накануне провел президент РФ в Калининграде по вопросам развития транспорта, «являются знаковыми, потому что задают определенный ритм в движении бизнеса и привлекают к себе внимание», С.Жусупов оценил перспективы новых грузопотоков через Калининградскую область, о которых говорил президент, и выразил надежду, что правительство РФ благодаря поручениям президента будет нацелено на решение важных проблемных вопросов портовой отрасли.

Далее он кратко рассказал об итогах работы отрасли за 7 месяцев текущего года, подчеркнув, что абсолютным лидером по росту грузооборота за этот период стал Калининградский морской торговый порт – прирост 32%. В целом по отрасли динамика, как и ранее, позитивная: за 7 месяцев объем грузооборота портов вырос более чем на 10% и составил 450 млн тонн. Из них перевалка сухих грузов составила 205 млн тонн (+10%), в том числе выросла перевалка угля (+16%), контейнеров (+13,4%), зерна (+25%), минеральных удобрений (+5,3%). В том числе перевалка наливных грузов составила 245 млн тонн (+11%): по сырой нефти – 15%, по нефтепродуктам – 4%, по сжиженному газу – 11,7%.

Экспортных грузов перегружено почти 350 млн тонн (+8%), импортных ― 20 млн тонн (+16%), транзитных – 33 млн тонн (+14%), каботажных – 50 млн тонн (+30%). Таким образом, можно сказать, что экономика у нас несбалансированная ― большой экспорт и очень маленький импорт.

Практически по всем бассейнам произошло увеличение перевалки грузов, кроме Каспийского бассейна. По Арктическому бассейну значительный прирост за счет открытия новых терминалов и развития Севморпути ― 65% (более 40 млн тонн), Балтийский бассейн – прирост 6% (порядка 145 млн тонн), и практически Балтика выходит на один уровень с Азово-Черноморским бассейном. Полагаю, что в следующем году она займет первое место. Это обусловлено тем, что на Балтике вводятся новые портовые мощности, а на Азово-Черноморском бассейне проект Таманского порта приостановлен, остальные же порты работают фактически на пределе мощностей. Тем не менее, прирост в Черноморском бассейне составил 10% (порядка 148 млн тонн), Дальневосточный бассейн – прирост 6% (около 115 млн тонн).

Как отметил исполнительный директор АСОП, в текущей деятельности Ассоциация ежегодно руководствуется совместным планом законодательных мероприятий с Министерством транспорта РФ. Такой же план был составлен и на 2017 – начало 2018 года. С. Жусупов изложил результаты основных положений этого плана.

Прежде всего, он назвал те законопроекты, что были приняты в результате длительной и плодотворной работы Ассоциации и Минтранса.

В первую очередь это Федеральный закон о внесении изменений в Закон о морских портах в РФ. В данный закон вошли те изменения, которые стали следствием применения норм закона на практике и предложений АСОП по кардинальному изменению некоторых положений данного закона.

Также в рамках этого закона введены новые нормы, регламентирующие взаимоотношения операторов морских терминалов и железнодорожных перевозчиков, устранено дублирование документов и предусматривается разработка типового договора, который будет основой для заключения договоров между портовиками и железнодорожниками на территории всей страны, исключая двойное толкование тех или иных норм в регионах. Сейчас окончательное решение за Минтрансом.

В рамках этого же закона предусматривается создание еще двух существенных нормативных актов ― Перечня объектов инфраструктуры морского порта и другой нормативный акт – Критерии неразрывной связи находящегося в государственной собственности объекта порта со смежным объектом, относящимся к недвижимому имуществу иного лица. Главное при обсуждении последнего документа – сохранить положительные результаты, которые были достигнуты ранее: сформирована долгосрочная договорная база по аренде ГТС, которая позволяет стивидорным компаниям успешно работать и смотреть в перспективу.

Следующий законопроект, работа над которым была завершена в текущем периоде, – Водный кодекс. Много было вопросов у портовиков, связанных с водопользованием, но наконец удалось решить и эту проблему: законопроектом, внесшим изменения в Водный кодекс, исключается необходимость оформления договора водопользования операторами морских терминалов, акватория которых прилегает к причалам.

Как отметил С. Жусупов, после объединения ФАС и ФСТ и передачи антимонопольному ведомству новых полномочий подходы ФАС к установлению тарифов на услуги стивидоров изменились. «Дело дошло до арбитражных судов. На сегодняшний день группе НМТП удалось отстоять свои интересы в арбитраже. По остальным стивидорным компаниям решения еще не приняты» – сказал исполнительный директор АСОП.

«А самое главное, здесь необходимо было внести изменения в законодательство, что и было поручено Президентом РФ в августе на транспортном совещании в Калининграде, – добавил С. Жусупов. – Минфин уже дал свои предложения. И мне кажется, что мы сможем найти компромиссные варианты с учетом того, что поручение дано с необходимостью принять к сведению специфику деятельности и стивидорных компаний, и их инвестиционных программ, и их географического положения».

Далее исполнительный директор затронул вопрос, который вышел на обсуждение широкой общественности, экологии перевалки пылящих грузов, в частности угля. «На Дальнем Востоке в связи с бурным развитием новых угольных комплексов и увеличением объемов перевалки угля в существующих портах эти обсуждения стали приобретать политическую окраску, многие депутаты попытались на этом сделать себе PR, предложив убрать весь уголь из региона и решив таким образом проблему пыления… Но на деле это проблема и государства, и портовых городов, и РЖД, и всей угледобывающей промышленности, а не только угольных портов. И ее нужно решать комплексно», – проинформировал С. Жусупов.

В завершение он отметил, что на сегодняшнем совете директоров будет рассмотрено создание в АСОП Комитета по экологии, который будет заниматься вопросами, связанными с регламентацией перевалки угля, с тем, чтобы в отрасли была определенная нормативная база по условиям и допускам пыления, утвержденная как на федеральном, так и на региональном уровне. Возглавить комитет предложено Дмитрию Тарасову, представителю ООО «Стивидорная компания «Малый порт» (Владивосток).

Трудный диалог

О работе Комитета по экономическим и социальным вопросам рассказал его председатель Александр Алексеенко. Он подробно остановился на взаимоотношениях с ФАС России по вопросам дерегулирования тарифов на услуги в портах.

В распоряжении Правительства РФ от 17.03.2014 г. №381-р, в пункте 10 говорится о необходимости внесения изменения в подзаконный акт – постановление Правительства РФ №293 «Об установлении цен и тарифов на услуги естественных монополий в морских, речных портах и аэропортах». Там есть Перечень услуг: погрузка, выгрузка, хранение и предоставление причалов.

«По-хорошему, если бы это распоряжение правительства было вовремя исполнено ФСТ России, то эти пункты из Перечня услуг должны были быть исключены, тогда операторы морских терминалов автоматически выпадали бы из реестра субъектов естественных монополий», – пояснил А.Алексеенко. Однако когда функции упраздненного ФСТ перешли к ФАС, то эта работа была приостановлена…

Сейчас есть распоряжение вице-премьера Аркадия Дворковича по итогам Калининградского совещания, согласно которому должен быть подготовлен законопроект об установлении цен на услуги стивидоров в рублях, начиная с 1 января 2018 года. Одновременно в поручении вице-премьера речь идет об анализе рынка стивидорных услуг и, соответственно, на его основе реализации мероприятий по прекращению государственного регулирования цен на услуги в морских портах, предусмотренного распоряжением Правительства РФ №381-р.

«Прежде всего речь идет о научно-аналитической работе, результатом которой может быть вывод о том, что в Российской Федерации существует рынок конкурентных стивидорных услуг и большинство стивидорных компаний работают в условиях развитого конкурентного рынка, – уточнил А.Алексеенко. – Это послужит основанием для внесения изменений в постановление Правительства РФ №293 и исключения большинства стивидорных компаний из реестра субъектов естественных монополий».

Еще о нескольких направлениях деятельности рассказал председатель Комитета по экономике. С прошлого года начался процесс совершенствования контрольно-надзорной деятельности, запущенный указом президента и постановлениями правительства. АСОП совместно с РСПП активно включилась в эту работу по соответствующим направлениям: применение риск-ориентированного подхода и регламентирование проверок предприятия вплоть до перечня вопросов.

Есть еще одно постановление Правительства РФ №969, которым предусмотрена сертификация технических средств транспортной безопасности. Реализовать его в установленные сроки затруднительно, так как работа по созданию центров сертификации технических средств только началась, а надзорные органы уже имеют право требовать подтверждение проведения сертификации. По этому поводу Ассоциация обращалась с письмом в Минтранс России. В ответе министерства содержится информация о переносе сроков реализации постановления Правительства РФ №969, предусмотренная законопроектом «О внесении изменений в Закон о транспортной безопасности». Однако принятие нового законопроекта перенесено на осеннюю сессию.

И снова пункты пропуска

Свое выступление председатель Комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов АСОП Дмитрий Морозов начал с работы пунктов пропуска, их обустройства, оборудования и организации операционной и хозяйственной деятельности. Он отметил, что Ассоциация по этим вопросам на разных дискуссионных площадках, в том числе экспертных правительственных, «ведет диалог, связанный с необходимостью защиты интересов портовиков».

Например, недавно одним из обсуждаемых вопросов стало поручение вице-премьера о том, чтобы проработать вопрос о возложении на собственников инфраструктуры транспортных терминалов обязанностей по устройству, оборудованию и текущему содержанию инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу РФ.

Еще один блок проблем, о котором говорил Д. Морозов, связан с недавними изменениями законодательства в области автомобильного транспорта, а именно, с появлением в Кодексе об административно-правовых нарушениях пункта о возложении ответственности за превышение нагрузки на ось автомобиля и превышение габаритов груза при движении по автодорогам на организацию, которая погрузила такой груз.

Если в отношении экспортных грузопотоков эта проблематика практически не коснулась стивидоров, то в отношении импортных грузопотоков виноватыми оказались те, кто грузит «на колеса» эти грузы в порту ― в первую очередь это контейнерные терминалы.

Не раз Ассоциация выходила с инициативой об изменении Административного кодекса, был даже подготовлен текст законотворческой инициативы и включен в состав законопроекта «О внесении изменений в Закон о портах», но на этапе согласований перед 3-м чтением, поправка было снята. И пока законопроект «О внесении изменений в Закон о портах» не был принят, мы были ограничены в новых законотворческих инициативах.

«В июне этот барьер был снят, поэтому наш Комитет сразу вступил в диалог с Комитетом по транспорту Госдумы с нашей подгруппой по морскому транспорту для возобновления инициатив», – проинформировал Д. Морозов.

Инициативы Комитета АСОП были поддержаны Минтрансом и включены в план работы подгруппы на осеннюю сессию работы Госдумы.

Внимание охране труда в морских портах

В рамках отчетного периода Комитет по технологии и механизации наряду с Комитетом по инвестиционным программам развития принял участие в подготовке Второго всероссийского форума портовиков «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация», который провел в апреле в Санкт-Петербурге журнал «Морские порты», рассказал председатель Комитета по технологии и механизации Геннадий Иванов. В рамках этого форума была собрана вторая рабочая группа гидротехников, которая активизировала свою деятельность и обсудила план дальнейшей работы.

Основным документом, которым в отчетном периоде занимался комитет, были Правила охраны труда в морских и речных портах. «Вы знаете, что действующие правила не легитимны, они не утверждены Минтрудом, не зарегистрированы в Минюсте, и поэтому было принято решение подготовить новую редакцию Правил, которая учитывала бы современное состояние в этой сфере, новые нормативные документы, которые существуют и в международной, и в отечественной практике», - пояснил председатель комитета.

По его словам, стивидорные компании активно поработали над замечаниями, 13 компаний дали свои предложения, и рабочая группа, которую планируется сформировать в сентябре, рассмотрит сводку отзывов ЦНИИМФа, поскольку этот институт является основным исполнителем данной работы.

Рабочая группа гидротехников подготовила сводку замечаний по Техрегламенту о безопасности объектов морского транспорта – в августе они были направлены в Ространснадзор для дальнейшей корректировки документа.

Как отметил Г. Иванов, в ближайших планах комитета – принять участие в работе V международной конференции «Техника и технологии для портов: эффективные инвестиции», проводимой журналом «Морские порты», основной темой которой в Год экологии стала «Проблема природопользования портовой деятельности». Также в рамках конференции будут рассмотрены аспекты использования инновационной перегрузочной техники и новых технологий.

Приоритетные законодательные акты

О совместной работе АСОП и Минтранса России, в частности Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта, и планах на будущее рассказал исполняющий обязанности заместителя директора департамента Борис Французов.

Он отметил, что в связи с принятием Закона о морских портах в РФ, который вступает в силу с 1 ноября, в рамках дальнейшей реализации этого закона ведомству предстоит принять ряд подзаконных актов.

В целях упорядочения взаимоотношений операторов морских терминалов и железнодорожных перевозчиков предусмотрено утверждение Типовой формы договора об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту. В договор предполагается включить положение, определяющее порядок планирования погрузки и выгрузки грузов и финансовой ответственности сторон. В настоящее время Типовой договор активно обсуждается и отрабатывается Ассоциацией, РЖД и Росморречфлотом.

Потребуется внесение изменений в Порядок сдачи в аренду федерального недвижимого имущества, расположенного в морском порту, находящегося в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Росморречлофту, в части изменения срока аренды объекта инфраструктуры, условий сдачи арендатором объекта инфраструктуры в субаренду.

Также Закон о морских портах в РФ дополнен новым пунктом, предусматривающим установление нового портового сбора, направляемого на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морских портов, относящихся к федеральной собственности, – это инвестиционный сбор.

По словам Б.Французова, инвестиционный сбор не является платой за оказание услуг в порту, а представляет собой обязательный целевой сбор с сухогрузных и наливных судов заграничного плавания на обновление инфраструктуры морских портов. В этой связи Минтрансом подготовлены изменения в Перечень портовых сборов, а также подготовлен Порядок определения размера инвестиционного сбора, его взимания и применения, который будет утвержден постановлением Правительства РФ.

В соответствии с поручением Правительства РФ Минтрансом разработан проект Федерального закона «О свободных портах в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Законопроект направлен на регулирование производственной деятельности портов, аэропортов, а также транспортно-логистической инфраструктуры на прилегающей территории, он вводит в законодательство РФ понятие «свободный порт» и определяет общие принципы функционирования свободных портов в России.

Как отметил представитель Минтранса, в марте он внесен в Правительство РФ. В июле на площадке Правительства РФ состоялось согласительное совещание по полученным в ходе согласования замечаниям заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время доработанный законопроект направлен в Правительство РФ.

Также Минтрансом разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон о государственной границе и отдельные законодательные акты». Данным проектом предлагается исключить необходимость представления оригиналов и копий документов на бумажных носителях при осуществлении пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, фитосанитарного и ветеринарного контроля, осуществляемого в морских пунктах пропуска через государственную границу. Также предусмотрено определение Перечня документов и сведений, предоставляемых в пограничные, таможенные и иные государственные контрольные органы при прибытии/убытии судов, и помещение перемещаемых ими транспортных средств под таможенные процедуры.

По словам Б. Французова, в июле законопроект внесен в Правительство РФ. В августе состоялось согласительное совещание по полученным в ходе согласования замечаниям заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время доработанный законопроект согласован и направлен в Правительство РФ.

При подготовке изменений в Налоговый кодекс, в результате его проработки, сообщил представитель Департамента Минтранса, выявилась необходимость внесения изменений в Закон о государственной границе, направленных на урегулирование правоотношений поощрения безвозмездной передачи собственности и имущества функционирующих пунктов пропуска в морских портах, созданных за счет внебюджетных источников. Данный законопроект внесен в Правительство РФ, где в настоящее время дорабатывается в отраслевом департаменте.

Морские порты №7 (2017)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика