Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Зачем государству прямое управление транзитом?

Транспортная политика
Зачем государству прямое управление транзитом?

Попытки участия России в создании на своей территории системы международных транспортных коридоров (МТК) начались более 20 лет назад, когда на II панъевропейской конференции по транспорту на о.Крит в марте 1994 года была определена система панъевропейских транспортных коридоров, в том числе №2 и №9, проходящих через территорию Российской Федерации. В то время идея создания МТК активно обсуждалась на разного рода конференциях, а в Европе шла работа по ее реализации.

Я.Н.Семенихин, генеральный директор АО «ДНИИМФ», профессор, к.э.н.;

Е.М.Новосельцев, заместитель генерального директора АО «ДНИИМФ», доцент, к.т.н.

В настоящее время в Европе задачи по созданию международных транспортных коридоров МТК решены: создана необходимая инфраструктура на основных видах транспорта –железнодорожном, автомобильном и водном, согласованы пункты остановок транспорта и перевалки грузов, гармонизировано законодательство сопредельных стран, межграничные процедуры, подписаны различные международные протоколы и соглашения. Решив основные проблемы международных перевозок для европейских стран, коридоры «заработали»… Кроме двух – МТК №2 и №9, где указанные вопросы на российской стороне решены не были. (В 2016 году объем транзитных перевозок через территорию РФ составил всего 260 тыс. контейнеров в ДФИ.)

Еще в 90-х годах прошлого века, когда в России стали понимать, что вопрос создания МТК пробуксовывает, возникла идея принятия федерального закона «О транзите». Основные задачи, которые возлагались на будущий закон, состояли в следующем:

– кардинально снизить уровень контроля за перевозкой транзитных грузов при пересечении государственной границы РФ;

– создать условия для повышения конкурентоспособности транзита через территорию РФ.

Вместе с тем, немаловажным моментом являлось обеспечение приоритетности торговли и транспортировки грузов (товаров) РФ перед транзитными перевозками через российскую территорию.

Споры о необходимости принятия закона шли годами, но ситуация все это время характеризовалась словами известной пословицы «да только воз и ныне там». Пока три года назад Президент России В.В.Путин не подтвердил, что закон нужен.

И вот, наконец, проект Федерального закона №192177-7 «О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию РФ и внесению поправок в законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ) представлен на обсуждение.

Даже краткий анализ этого документа показывает, что задачи, которые были первоначально поставлены, ФЗ не решает.

Проект ФЗ предусматривает ограничение по времени процедур проверки грузов контролирующими органами на границе, и это, безусловно, положительный момент. Но таможенные органы по-прежнему будут иметь право вскрывать любой контейнер, поскольку это предусмотрено «в случаях выявления рисков нарушения законодательства» (какого – не сказано). Учитывая, что эти риски определяются внутренними документами таможни (закрытая информация), можно уверенно констатировать: вскрывали и будут вскрывать! А это как раз является основным тормозом для развития транзитных перевозок.

Интересно, что с принятием ФЗ в предложенной редакции разрабатывать направления государственной политики по транзиту будет не Министерство транспорта РФ, а специальная правительственная комиссия. Определенная логика в этом имеется, поскольку Минтранс не имеет влияния на контролирующие органы в пунктах пропуска и не может координировать деятельность федеральных органов. Но комиссия должна работать, а не заседать, и причем на постоянной основе. Как это будет на самом деле, покажет время.

Вероятно, комиссия будет вырабатывать и меры по повышению конкурентоспособности транзита через территорию РФ, так как других мер проект закона не предусматривает, если не считать ответственности юридических лиц за срыв установленных предельных размеров провозных платежей и сроков доставки грузов. А вот это уже нововведение, ноу-хау в мировой практике: повышение конкурентоспособности МТК административными мерами (штрафами) в отношении перевозчиков! Вероятно, авторы ФЗ считают, что российские перевозчики не заинтересованы в повышении своей конкурентоспособности!

Зато как объяснить повышение конкурентоспособности транзита в России путем введения еще одного сбора с перевозчиков – понять совершенно невозможно! Этот сбор, по мнению авторов законопроекта, должен компенсировать затраты госбюджета на содержание Администрации транзитных перевозок (штат около 30 человек), которая будет заниматься мониторингом и анализом перевозок, а также устанавливать предельные размеры провозных платежей и сроки доставки грузов по МТК.

В обосновывающей части к ФЗ говорится, что его принятие «позволит увеличить объем транзитных перевозок через территорию РФ в разы», что принесет в бюджет страны, вероятно, миллиарды рублей. Тогда зачем нужен еще один сбор с перевозчиков?

Смысл деятельности Администрации состоит в анализе стоимостных и временных затрат на транспортировку грузов по МТК, в установлении предельных сроков перевозки и тарифов, а также в ведении реестра МТК. Но эти вопросы Минтранс России свободно может решать и без создания еще одной транспортной структуры, а с привлечением научных или консалтинговых компаний.

Сама идея установления предельных размеров провозных платежей и сроков доставки грузов вряд ли будет работать. У перевозчика всегда есть право отказать клиенту (не осуществлять деятельность), если это не выгодно и он не укладывается в предельные сроки и тарифы. А если клиент согласен на цены или сроки выше установленных, тогда как?

В отношении приоритетности отечественной торговли и перевозки российских товаров перед транзитными перевозками в проекте ФЗ все как раз наоборот. Транзитным грузам предусмотрен «зеленый свет», в то время как российские внешнеторговые грузы и грузы нашей внутренней торговли должны «подождать»! Тогда чью же экономику мы будем развивать?

Не секрет, что у нас немало узких мест в инфраструктуре МТК. И пока они существуют, мы должны ограничивать транзитные перевозки, оставляя приоритет за грузами российских компаний.

В проекте ФЗ немало пунктов, возможность выполнения которых вызывает сомнение. Важно и другое – очевидно, что принятие документа не приведет к росту транзитных перевозок. Тревожит и то, что попытки создания нормальных условий для транзитных перевозок и регулирование ими подменяются прямым управлением транзитом со стороны государства.

В Приморье мы уже не первый раз слышим о необходимости управления со стороны государства работой МТК «Приморье-1» и «Приморье-2». В чем должно состоять это управление, пока не ясно. Если речь идет о развитии инфраструктуры МТК, международных контактов, координации деятельности различных федеральных ведомств и местных органов власти, о создании благоприятных условий для работы перевозчиков – вопросов нет. Но попытки прямого вмешательства государства в транзитные перевозки выглядят сомнительными.

Может быть, авторам законопроекта надо было более серьезно познакомиться с опытом работы действующих панъевропейских транспортных коридоров, разумеется, не №2 и №9, проходящих через Россию.

Морские порты №7 (2017)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Троим российским морякам с арестованного в ОАЭ судна потребовалась госпитализация

Троим российским морякам с арестованного в ОАЭ судна потребовалась госпитализация Троим российским морякам с арестованного танкера «Кристалл Ист» (Crystal East), находящегося...

Корабли ТОФ на учении сбили над Японским морем крылатую ракету

Корабли ТОФ на учении сбили над Японским морем крылатую ракету Большие противолодочные корабли «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Трибуц» в Японском море отразили ата...

Российская экономика

Крым получит на реконструкцию дорог около 3,3 млрд рублей из резервного фонда президента

Крым получит на реконструкцию дорог около 3,3 млрд рублей из резервного фонда президента Республика Крым из резервного фонда президента России получит около 3,3 млрд рублей на ремонт и реко...

Д. Рогозин: ГЛОНАСС перейдет на самоокупаемость с 2018 года

Д. Рогозин: ГЛОНАСС перейдет на самоокупаемость с 2018 года Россия прекратит госфинансирование акционерного общества «ГЛОНАСС», компания перейдет на самоокупаем...

Транспортная политика

Предложение закрыть реки для российских судов внесут в СНБО Украины

Предложение закрыть реки для российских судов внесут в СНБО Украины Кабинет министров Украины решил внести на рассмотрение в Совет национальной безопасности и обороны п...

Коридор «Север – Юг» должен обслуживать единый оператор – РЖД

Коридор «Север – Юг» должен обслуживать единый оператор – РЖД Страны – участницы транспортного коридора Север – Юг пытаются договориться о создании единого логист...

Морские порты

ФАС может продлить «Транснефти» разрешение на покупку доли «Суммы» в НМТП

ФАС может продлить «Транснефти» разрешение на покупку доли «Суммы» в НМТП ФАС России выдала «Транснефти» разрешение на покупку доли группы «Сумма» в Новороссийском морском то...

«Ростерминалуголь» принял участие во всероссийской акции «Неделя без турникетов»

«Ростерминалуголь» принял участие во всероссийской акции «Неделя без турникетов» «Ростерминалуголь», входящий в состав угольного портового холдинга ООО «Управляющая портовая компани...




Морской транспорт

Компания «СКАНЭКС» представила сервис для расчета безопасной осадки судна

Компания «СКАНЭКС» представила сервис для расчета безопасной осадки судна Новый инструмент поможет капитании портов, администрации погрузочных терминалов, судовладельцам и гр...

НПО «Океанос» запатентовало два ноу-хау в области подводной робототехники

НПО «Океанос» запатентовало два ноу-хау в области подводной робототехники АО «Научно-производственное предприятие подводных технологий «Океанос» зарегистрировал два ноу-хау с...

Речной транспорт

«Волжское пароходство» открыло навигацию на Верхней Волге

«Волжское пароходство» открыло навигацию на Верхней Волге 25 апреля состоялось торжественное открытие навигации компании «Волжское пароходство» на Верхней Вол...

Объем завоза грузов в навигацию 2018 года в Якутии уменьшился на 143 тыс. тонн

Объем завоза грузов в навигацию 2018 года в Якутии уменьшился на 143 тыс. тонн План объема завоза грузов для нужд жизнеобеспечения Якутии в навигацию 2018 года составил 1 млн 150 ...

Ж/Д транспорт

Власти могут ввести локальные тарифы на железной дороге

Власти могут ввести локальные тарифы на железной дороге Минтранс РФ приступил к разработке постановления правительства, вводящего на железной дороге локальн...

Парк полувагонов после списаний вернулся к объемам двухлетней давности

Парк полувагонов после списаний вернулся к объемам двухлетней давности Парк полувагонов, значительная часть которого была списана, вернулся к объемам двухлетней давности: ...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» в Крыму готова почти на треть

Федеральная трасса «Таврида» в Крыму готова почти на треть Работы по строительству федеральной трассы «Таврида» в Крыму выполнены на 29% и идут по графику...

Автоподход к Крымскому мосту со стороны Керчи готов на 93%

Автоподход к Крымскому мосту со стороны Керчи готов на 93% Автомобильный подход к Крымскому мосту со стороны Керчи готов на 93%, работы идут по графику, от...

Аналитика

Транспортная политика

Подразделения транспортной безопасности против пиратов?

Подразделения транспортной безопасности против пиратов? Заголовок кажется фантастическим? Но это только на первый взгляд. Сравнительный анализ циркуляров Ме...

Транспортный вакуум

Транспортный вакуум Помощь федерального центра требуется для решения проблемы транспортной доступности регионов Дальнего...

Морские порты

Пионерский, вперед!

Пионерский, вперед! В первый день февраля в городе Пионерском Калининградской области торжественно стартовал процесс стр...

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт» 6 декабря 2017 года в Москве в рамках крупнейшей ежегодной отраслевой выставки «Транспорт России 201...

Морской транспорт

Вахтенный уснул от усталости

Вахтенный уснул от усталости Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК), соз...

«Весь покрытый зеленью»

«Весь покрытый зеленью» ИМО проявляет повышенный интерес к теме биообрастания судов. Проблема угрожает морским экосистемам и...

Речной транспорт

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная В навигацию 2017 года подведомственными Федеральному агентству морского и речного транспорта админис...

Три фактора успеха

Три фактора успеха Закончилась навигация 2017 года. Можно подвести итоги работы судоходной компании.
Задачи став...




Темы

Инфраструктура / Образование

Историческому фонду ДВМП – 55 лет!

Историческому фонду ДВМП – 55 лет! Исторический фонд Дальневосточного морского пароходства– важный историко-культурный объект для Дальн...

Такой флотилии не видел мир

Такой флотилии не видел мир Представьте себе грандиозную флотилию чуть ли не в тысячу судов и кораблей, к тому же состоящую из м...

Грузовая база

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления В 2017 году производство цветных металлов в России осталось практически на уровне предыдущего года, ...

Безопасность мореплавания

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год)

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год) Исторический крах седьмого по мощи контейнерного оператора в мире, корейской компании Hanjin Shippin...

Применение дополнительной сигнализации на судах

Применение дополнительной сигнализации на судах Такие факторы, как возросшая плотность и интенсивность движения судов в море, увеличение размеров су...

Севморпуть

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...

Новые Правила слабее старых?

Новые Правила слабее старых? В 2014 г. в журнале «Морской флот» № 2 (1512) была опубликована статья «О новых Правилах пла...




Судостроение

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь Российская судоремонтная промышленность, как показывает жизнь, в состоянии конкурировать с зарубежны...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...