Зачем государству прямое управление транзитом?

Транспортная политика
Зачем государству прямое управление транзитом?

Попытки участия России в создании на своей территории системы международных транспортных коридоров (МТК) начались более 20 лет назад, когда на II панъевропейской конференции по транспорту на о.Крит в марте 1994 года была определена система панъевропейских транспортных коридоров, в том числе №2 и №9, проходящих через территорию Российской Федерации. В то время идея создания МТК активно обсуждалась на разного рода конференциях, а в Европе шла работа по ее реализации.

Я.Н.Семенихин, генеральный директор АО «ДНИИМФ», профессор, к.э.н.;

Е.М.Новосельцев, заместитель генерального директора АО «ДНИИМФ», доцент, к.т.н.

В настоящее время в Европе задачи по созданию международных транспортных коридоров МТК решены: создана необходимая инфраструктура на основных видах транспорта –железнодорожном, автомобильном и водном, согласованы пункты остановок транспорта и перевалки грузов, гармонизировано законодательство сопредельных стран, межграничные процедуры, подписаны различные международные протоколы и соглашения. Решив основные проблемы международных перевозок для европейских стран, коридоры «заработали»… Кроме двух – МТК №2 и №9, где указанные вопросы на российской стороне решены не были. (В 2016 году объем транзитных перевозок через территорию РФ составил всего 260 тыс. контейнеров в ДФИ.)

Еще в 90-х годах прошлого века, когда в России стали понимать, что вопрос создания МТК пробуксовывает, возникла идея принятия федерального закона «О транзите». Основные задачи, которые возлагались на будущий закон, состояли в следующем:

– кардинально снизить уровень контроля за перевозкой транзитных грузов при пересечении государственной границы РФ;

– создать условия для повышения конкурентоспособности транзита через территорию РФ.

Вместе с тем, немаловажным моментом являлось обеспечение приоритетности торговли и транспортировки грузов (товаров) РФ перед транзитными перевозками через российскую территорию.

Споры о необходимости принятия закона шли годами, но ситуация все это время характеризовалась словами известной пословицы «да только воз и ныне там». Пока три года назад Президент России В.В.Путин не подтвердил, что закон нужен.

И вот, наконец, проект Федерального закона №192177-7 «О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию РФ и внесению поправок в законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ) представлен на обсуждение.

Даже краткий анализ этого документа показывает, что задачи, которые были первоначально поставлены, ФЗ не решает.

Проект ФЗ предусматривает ограничение по времени процедур проверки грузов контролирующими органами на границе, и это, безусловно, положительный момент. Но таможенные органы по-прежнему будут иметь право вскрывать любой контейнер, поскольку это предусмотрено «в случаях выявления рисков нарушения законодательства» (какого – не сказано). Учитывая, что эти риски определяются внутренними документами таможни (закрытая информация), можно уверенно констатировать: вскрывали и будут вскрывать! А это как раз является основным тормозом для развития транзитных перевозок.

Интересно, что с принятием ФЗ в предложенной редакции разрабатывать направления государственной политики по транзиту будет не Министерство транспорта РФ, а специальная правительственная комиссия. Определенная логика в этом имеется, поскольку Минтранс не имеет влияния на контролирующие органы в пунктах пропуска и не может координировать деятельность федеральных органов. Но комиссия должна работать, а не заседать, и причем на постоянной основе. Как это будет на самом деле, покажет время.

Вероятно, комиссия будет вырабатывать и меры по повышению конкурентоспособности транзита через территорию РФ, так как других мер проект закона не предусматривает, если не считать ответственности юридических лиц за срыв установленных предельных размеров провозных платежей и сроков доставки грузов. А вот это уже нововведение, ноу-хау в мировой практике: повышение конкурентоспособности МТК административными мерами (штрафами) в отношении перевозчиков! Вероятно, авторы ФЗ считают, что российские перевозчики не заинтересованы в повышении своей конкурентоспособности!

Зато как объяснить повышение конкурентоспособности транзита в России путем введения еще одного сбора с перевозчиков – понять совершенно невозможно! Этот сбор, по мнению авторов законопроекта, должен компенсировать затраты госбюджета на содержание Администрации транзитных перевозок (штат около 30 человек), которая будет заниматься мониторингом и анализом перевозок, а также устанавливать предельные размеры провозных платежей и сроки доставки грузов по МТК.

В обосновывающей части к ФЗ говорится, что его принятие «позволит увеличить объем транзитных перевозок через территорию РФ в разы», что принесет в бюджет страны, вероятно, миллиарды рублей. Тогда зачем нужен еще один сбор с перевозчиков?

Смысл деятельности Администрации состоит в анализе стоимостных и временных затрат на транспортировку грузов по МТК, в установлении предельных сроков перевозки и тарифов, а также в ведении реестра МТК. Но эти вопросы Минтранс России свободно может решать и без создания еще одной транспортной структуры, а с привлечением научных или консалтинговых компаний.

Сама идея установления предельных размеров провозных платежей и сроков доставки грузов вряд ли будет работать. У перевозчика всегда есть право отказать клиенту (не осуществлять деятельность), если это не выгодно и он не укладывается в предельные сроки и тарифы. А если клиент согласен на цены или сроки выше установленных, тогда как?

В отношении приоритетности отечественной торговли и перевозки российских товаров перед транзитными перевозками в проекте ФЗ все как раз наоборот. Транзитным грузам предусмотрен «зеленый свет», в то время как российские внешнеторговые грузы и грузы нашей внутренней торговли должны «подождать»! Тогда чью же экономику мы будем развивать?

Не секрет, что у нас немало узких мест в инфраструктуре МТК. И пока они существуют, мы должны ограничивать транзитные перевозки, оставляя приоритет за грузами российских компаний.

В проекте ФЗ немало пунктов, возможность выполнения которых вызывает сомнение. Важно и другое – очевидно, что принятие документа не приведет к росту транзитных перевозок. Тревожит и то, что попытки создания нормальных условий для транзитных перевозок и регулирование ими подменяются прямым управлением транзитом со стороны государства.

В Приморье мы уже не первый раз слышим о необходимости управления со стороны государства работой МТК «Приморье-1» и «Приморье-2». В чем должно состоять это управление, пока не ясно. Если речь идет о развитии инфраструктуры МТК, международных контактов, координации деятельности различных федеральных ведомств и местных органов власти, о создании благоприятных условий для работы перевозчиков – вопросов нет. Но попытки прямого вмешательства государства в транзитные перевозки выглядят сомнительными.

Может быть, авторам законопроекта надо было более серьезно познакомиться с опытом работы действующих панъевропейских транспортных коридоров, разумеется, не №2 и №9, проходящих через Россию.

Морские порты №7 (2017)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Global Ports объявил о выкупе двух выпусков еврооблигаций на сумму до $70 млн.

Global Ports объявил о выкупе двух выпусков еврооблигаций на сумму до $70 млн. Речь идет о выпусках еврооблигаций с погашением в 2020 и 2023 годах.

В Финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с Эстонией и РФ

В Финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с Эстонией и РФ Компания имела лицензии на производство дноуглубительных работ, строительство доков и посадочных пло...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

Расходы бюджета РФ на развитие Северного морского пути в 2019 году заложены на уровне 9,6 миллиарда рублей

Расходы бюджета РФ на развитие Северного морского пути в 2019 году заложены на уровне 9,6 миллиарда рублей Предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на развитие инфраструктуры морских пор...

Акимов предложил Сингапуру присоединиться к проектам развития инфраструктуры в РФ

Акимов предложил Сингапуру присоединиться к проектам развития инфраструктуры в РФ Вице-премьер выделил несколько основных направлений взаимодействия: в транспортно-логистической сфер...

Морские порты

Терминал ВСК модернизировал ливневую канализацию

Терминал ВСК модернизировал ливневую канализацию Проект реализован в соответствии с природоохранной программой ВСК

Дальневосточному бассейновому филиалу ФГУП «Росморпорт» передано гидротехническое сооружение в морском порту Восточный

Дальневосточному бассейновому филиалу ФГУП «Росморпорт» передано гидротехническое сооружение в морском порту Восточный Сооружение протяженностью 169 метров представляет собой берегоукрепление откосного типа и предназнач...




Морской транспорт

Корабли ВМС Украины запрашивали разрешение у РФ при прохождении Керченского пролива

Корабли ВМС Украины запрашивали разрешение у РФ при прохождении Керченского пролива Глава Крыма Сергей Аксенов сообщил, что за лоцманской поддержкой украинские «Донбасс» и «Корец» такж...

Росморречфлот принял участие в VII Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2018»

Росморречфлот принял участие в VII Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2018» Дипломом за личный вклад в реализацию системы мер в области обеспечения транспортной безопасности бы...

Речной транспорт

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход Пострадавших и повреждений корпуса нет, производится доставка пассажиров до конечного пункта маршрут...

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Ж/Д транспорт

ДВЖД – один из крупнейших налогоплательщиков в регионах своего присутствия

 ДВЖД – один из крупнейших налогоплательщиков в регионах своего присутствия Дальневосточная магистраль и функциональные филиалы в границах железной дороги перечислили в бюджеты...

Скоростная железная дорога связала Гонконг с 44 городами материкового Китая

Скоростная железная дорога связала Гонконг с 44 городами материкового Китая Местные власти объявили об официальном введении в эксплуатацию подземного 26-километрового участка, ...

Авто транспорт

Проезд через восточный выезд из Уфы будет полностью платным - власти Башкирии

Проезд через восточный выезд из Уфы будет полностью платным - власти Башкирии Общие затраты по проекту «Восточный выезд» оцениваются в 34 млрд. рублей в течение 2018-2021 годов.

Движение по Крымскому мосту для большегрузов откроют в конце сентября

Движение по Крымскому мосту для большегрузов откроют в конце сентября На мосту завершаются работы по оборудованию перехода в Крым необходимыми элементами безопасности. По...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...