О нормах: о, нормы!

Транспортная политика

О несовершенстве нормативной базы технологического проектирования морских портов

Согласно Градостроительному кодексу РФ, проекты строительства морских портов требуют обязательной государственной экспертизы. Одной из основных целей государственной экспертизы является контроль и обеспечение соответствия требованиям норм экологической и технической безопасности в проектных решениях, а также всесторонний анализ проектного материала для профилактики чрезвычайных происшествий (ЧС) природного и техногенного характера.

Экспертиза для достижения этой цели опирается на определенный набор общедоступных стандартов, которые формируют требования к объекту проектирования, регламентируют методы, правила проектирования и критерии для экспертизы проектной документации.

А.Л. Кузнецов, д.т.н., профессор кафедры портов и грузовых терминалов ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова;

В.А. Погодин, к.т.н., технический директор ООО «Морское строительство и технологии»

Одним из центральных нормативных документов при проектировании морских портов является РД 31.3.05-97 «Нормы технологического проектирования морских портов», утвержденный Минтрансом России 21 мая 1997 года. Этот документ устарел как с точки зрения современных требований к объекту проектирования, так и к самому процессу проектирования.

Давно назревшая актуализация документа была выполнена в 2014 году ОАО «Союзморниипроект» по заказу ФГУП «Росморпорт» в виде Свода правил «Нормы технологического проектирования морских портов» (далее – СП). Анализом и доработкой подготовленного варианта СП занимался ТК 318 «Морфлот» при ЦНИИМФ под эгидой Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Столь ожидаемый проект актуализированного СП между тем вызвал резкую критику проектного сообщества. Авторами проекта, согласно их собственному заявлению, была выбрана цель «сохранения в современных условиях проверенных временем норм...», что вовсе не предполагало совершенствования указанного документа для технологического нормирования на современном уровне.

В итоге документ был сформирован в основном методом перенесения информации из старых редакций Норм, без дополнительных исследований и учета нюансов, связанных с постоянным совершенствованием портовых технологий. Главным же методологическим недостатком документа стала строгая регламентация типовых решений и старых методов расчета.

Чего нет в новом СП, а нужно бы…

В СП «Нормы технологического проектирования морских портов» отсутствует методика оценки пропускной способности склада, что методически неверно. Необходимо уметь рассчитывать не только вместимость и площадь склада, но и его пропускную способность. Вместо этого в СП представлена старая и наихудшая из возможных эмпирическая формула расчета вместимости, не учитывающая главный параметр – срок хранения груза. А оценивать пропускную способность без времени обслуживания (хранения) невозможно.

Не нашли отражения в новых Нормах важные рекомендации:

по оценке времени балластировки и дебалластировки балкеров и танкеров при их обработке у причала;

по оценке объемов снабжения судов водой и электроэнергией при питании с берега;

по назначению требуемой категории надежности систем электроснабжения порта;

по проектированию покрытий территории в порту из блоков мощения, комбинированных покрытий для контейнерных складов с локальными фундаментами под фитинги.

В СП не упомянуты вообще:

проектирование крытых складов для угля;

сокращение выброса пыли на терминалах для пылящих грузов открытого хранения, включая рекомендации по применению защитных аэродинамических экранов на специализированных и многоцелевых терминалах;

плавучие рейдовые перегрузочные комплексы для навалочных и наливных грузов;

технологии с мобильными пневмоколесными канатными кранами и кранами-манипуляторами;

всепогодные терминалы с крытыми причалами;

грузовые причалы в узком бассейне и др.

Что есть в новом СП, а не нужно бы…

Новый СП получился избыточным по объему (около 350 страниц текста), содержит подробную регламентацию устаревших деталей как объекта, так и процесса проектирования, что имело смысл во времена советской плановой экономики.

Представляются излишними нормы технологического проектирования объекта под названием «База комплексного обслуживания флота». В этом разделе СП описаны требования к мелкооптовым продовольственным и продуктовым базам, магазинам, к засолочным (квасильным) цехам, цехам по изготовлению безалкогольных напитков и другим объектам на территории порта. Современный СП, например, требует, чтобы:

(п. 6.5.2.32) «…жидкие отходы спускались в канализацию, а при ее отсутствии собирались в специальные помойные ямы с плотно закрывающимися крышками, водонепроницаемым дном и стенками»;

(п. 6.5.2.37) «…скоропортящиеся пищевые продукты и полуфабрикаты должны перевозиться только в охлажденном транспорте» и т.п. на 10 страницах СП.

Этот сервис должен выполняться на аутсорсинге и базироваться, как правило, вне территории порта.

Недостатки структуры и содержания документа делают его не только неумеренно объемным, но также неконкретным и неудобным в работе. Материалы предлагаемого СП носят преимущественно «беллетристический» характер, напоминая больше книгу или учебное пособие, нежели нормативный документ в области стандартизации.

Несколько примеров из многочисленных бесполезных требований:

п. 4.5.7. «Особые требования к открытым складам для угля и руды» содержит требование не устраивать подпорные стенки в местах въезда на склады средств механизации и автотранспорта;

п. 4.6.15. «Размещение дождеприемных колодцев под штабелями навалочных грузов не допускается»;

п. 4.7.2. СП устанавливает расстояние между крановыми электроколонками на причале не более 40 метров, а для тыловых кранов 35-40 метров. (Но ведь для высоковольтного питания оно может быть на порядок больше!)

По нашей оценке, объем текста СП только за счет квалифицированного редактирования должен сократиться наполовину.

Вследствие административно-бюрократических причин, в этом случае сыгравших положительную роль, документ завис в процедуре его одобрения и принятия.

В то же время продолжающие свою деятельность органы госэкспертизы вынуждены опираться на действующие нормы РД 31.3.05-97 двадцатилетней давности. Кроме того, в отсутствие единого понимания статуса регламентирующих документов эти органы часто рассматривают его в полном объеме не как рекомендательный, а как обязательный документ, что вынуждает проектировщиков использовать архаичные решения и методы, которые заранее ставят новые порты в невыгодное экономическое положение.

Достаточно привести два примера. В порту Ванино построен угольный терминал АО «Дальтрансуголь» с проектной мощностью 12 млн тонн в год. Технологические параметры обосновывались согласно требованиям РД 31.3.05-97 и прошли Главгосэкспертизу. В настоящее время фактическая мощность терминала приближается к 24 млн тонн в год.

Аналогично угольный терминал АО «Ростерминалуголь» в Усть-Луге при проектной мощности 8 млн тонн в год за 8 месяцев 2017 года перегрузил 15 млн тонн. Тенденция, возможно, и позитивная, но сопряженная с серьезными проблемами, так как к этим реальным мощностям не всегда готовы объекты транспортной и инженерной инфраструктуры, рассчитанные на проектные показатели.

Перегибы Градкодекса и других норм

Такое отношение к технологическому разделу проекта отчасти объясняется недоработками и ошибками в Градостроительном кодексе РФ. С одной стороны, понятие технологического проектирования в Градкодексе отсутствует. С другой стороны, именно технологии и технологические объекты рассматриваются на государственном уровне как основной источник опасности (в Градостроительном кодексе РФ морские порты отнесены к особо опасным, технически сложным объектам).

Выпущенное Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» содержит требования к «Технологическим решениям», не отражающие специфику деятельности морского порта. Вообще, упоминание об этой важной части проекта в данном ключевом документе есть только почему-то в разделе проекта «Сведения об инженерном оборудовании…», по тексту этот раздел ниже, чем требования к канализации (!).

А ведь согласно системным принципам и логике формирования проектной информации именно технологический раздел проекта является базисным, а прочие разделы и соответствующие объекты проектирования – инфраструктурными, надстроечными, обслуживающими базисный (технологический).

Вообще, в части трактовки опасности морских торговых портов в Градкодексе есть бюрократические перегибы и ограничения «на всякий случай». Согласно официальным разъяснениям Минэкономразвития, имеющимся у авторов, любой объект (забор, туалет и т.д.) на территории морского порта автоматически получает статус особо опасного и поэтому может быть спроектирован только при наличии у проектировщика специального допуска, и в состав проекта должны входить все разделы, предусмотренные вышеуказанным постановлением №87, включая мероприятия ГО и ЧС, мероприятия по обеспечению энергетической эффективности и другие. Сам проект при этом подлежит экспертизе в Главгосэкспертизе России в г. Москве.

Помимо нормативов и правил проектирования морских портов авторы статьи, вследствие своих профессиональных интересов, изучали методические подходы и новую нормативную базу проектирования многих традиционных и вновь появившихся объектов, например, внепортовых контейнерных терминалов. К сожалению, уровень качества подобных документов весьма низкий.

Так, например, Минстрой России в декабре 2016 года утвердил Свод правил «Контейнерные площадки и терминальные устройства на предприятиях промышленности и транспорта. Правила проектирования и строительства». Настоящий Свод правил устанавливает правила проектирования и строительства новых и реконструкции существующих контейнерных площадок на территории Российской Федерации.

Авторы познакомились с проектом данного документа в Интернете еще на стадии его первых редакций и сочли его веселым недоразумением. Например, документ предлагал выполнять проектирование в одну стадию «рабочий проект», чего давно нет в Градостроительном кодексе. Там же представлена инновационная схема с вероятно летающими автоконтейнеровозами. В окончательной редакции СП это «чудо» исчезло, но документ сохранил серьезные ошибки.

Так, представленная в СП методика расчета вместимости склада заимствована у сторонних разработчиков без ссылки на авторов. Все бы ничего, но при «списывании» допущена серьезная ошибка в формуле, в результате расчетная вместимость склада составляет менее одного контейнера. Готовы ли заказчики платить деньги за проекты, выполненные по нормам такого качества?

Выводы

Анализ практики использования старых Норм технологического проектирования морских портов и новых предложений по нормированию технологического проектирования позволяет сделать некоторые выводы.

1. Нормы технологического проектирования морских портов объективно не смогут содержать новых конкурентоспособных технологических решений, если будут опираться на аналоги из прошлого опыта проектирования, строительства и эксплуатации портов.

2. Следует принять во внимание зарубежную практику, когда технологическое проектирование практически не регулируется на уровне государственных стандартов в отличие от стандартов в области строительного проектирования и конструирования гидротехнических сооружений, дноуглубительных работ и экологии.

3. Нормы должны регламентировать в качестве обязательных правила проектирования технологических объектов и процессов только в отношении их безопасности, не ограничивая свободу и инициативу заказчиков и проектировщиков в создании конкурентоспособного технологического профиля своего объекта.

4. Актуализированные Нормы будут являться полезным справочным документом (в части информации из проверенных временем норм). Их полезность для проектировщиков и заказчиков в отношении проектных процедур сохранится лишь при условии того, что они будут носить только рекомендательный и справочный характер. Необходимо откорректировать содержание текста документа, исключив дублирующие, бесполезные и спорные положения, а также положения, не относящиеся к технологическому проектированию морского порта.

5. Для повышения качества технологического проектирования считаем полезным дополнить СП «Нормы технологического проектирования морских портов» пособием для проектировщиков, внеся туда справочные материалы, описания объектов – аналогов, типовые методики и примеры расчета технологических параметров порта (терминала).

6. Перспективным направлением для исследования и обоснования технологических параметров порта (терминала) является использование различных средств моделирования. Целесообразность использования моделирования должна определяться договорными обязательствами между проектировщиком и заказчиком. В проектной документации для экспертизы возможно представление выходных показателей проекта по результатам моделирования, согласованных с заказчиком. Описание модели, ее методического, программного и других видов обеспечения должно быть представлено в стандарте предприятия.

7. Важнейшим условием использования средств моделирования в проекте должно быть обоснование и доказательство адекватности моделей, без чего использование этого инструмента не только бесполезно, но и опасно.

Морские порты №6 (2017)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Global Ports объявил о выкупе двух выпусков еврооблигаций на сумму до $70 млн.

Global Ports объявил о выкупе двух выпусков еврооблигаций на сумму до $70 млн. Речь идет о выпусках еврооблигаций с погашением в 2020 и 2023 годах.

В Финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с Эстонией и РФ

В Финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с Эстонией и РФ Компания имела лицензии на производство дноуглубительных работ, строительство доков и посадочных пло...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

Расходы бюджета РФ на развитие Северного морского пути в 2019 году заложены на уровне 9,6 миллиарда рублей

Расходы бюджета РФ на развитие Северного морского пути в 2019 году заложены на уровне 9,6 миллиарда рублей Предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на развитие инфраструктуры морских пор...

Акимов предложил Сингапуру присоединиться к проектам развития инфраструктуры в РФ

Акимов предложил Сингапуру присоединиться к проектам развития инфраструктуры в РФ Вице-премьер выделил несколько основных направлений взаимодействия: в транспортно-логистической сфер...

Морские порты

Терминал ВСК модернизировал ливневую канализацию

Терминал ВСК модернизировал ливневую канализацию Проект реализован в соответствии с природоохранной программой ВСК

Дальневосточному бассейновому филиалу ФГУП «Росморпорт» передано гидротехническое сооружение в морском порту Восточный

Дальневосточному бассейновому филиалу ФГУП «Росморпорт» передано гидротехническое сооружение в морском порту Восточный Сооружение протяженностью 169 метров представляет собой берегоукрепление откосного типа и предназнач...




Морской транспорт

Один из членов экипажа арестованного в США судна ММП «Поморье» репатриирован на родину

Один из членов экипажа арестованного в США судна ММП «Поморье» репатриирован на родину Сейчас в зарубежных портах остаются семь судов ММП, основная часть из них находится под арестом из-з...

УЛКТ обработал грузы для «Северного потока-2»

УЛКТ обработал грузы для «Северного потока-2» Усть-Лужский контейнерный терминал завершил обработку партии крупногабаритного оборудования для газо...

Речной транспорт

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход Пострадавших и повреждений корпуса нет, производится доставка пассажиров до конечного пункта маршрут...

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Ж/Д транспорт

ДВЖД – один из крупнейших налогоплательщиков в регионах своего присутствия

 ДВЖД – один из крупнейших налогоплательщиков в регионах своего присутствия Дальневосточная магистраль и функциональные филиалы в границах железной дороги перечислили в бюджеты...

Скоростная железная дорога связала Гонконг с 44 городами материкового Китая

Скоростная железная дорога связала Гонконг с 44 городами материкового Китая Местные власти объявили об официальном введении в эксплуатацию подземного 26-километрового участка, ...

Авто транспорт

Проезд через восточный выезд из Уфы будет полностью платным - власти Башкирии

Проезд через восточный выезд из Уфы будет полностью платным - власти Башкирии Общие затраты по проекту «Восточный выезд» оцениваются в 34 млрд. рублей в течение 2018-2021 годов.

Движение по Крымскому мосту для большегрузов откроют в конце сентября

Движение по Крымскому мосту для большегрузов откроют в конце сентября На мосту завершаются работы по оборудованию перехода в Крым необходимыми элементами безопасности. По...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...