Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

О нормах: о, нормы!

Транспортная политика

О несовершенстве нормативной базы технологического проектирования морских портов

Согласно Градостроительному кодексу РФ, проекты строительства морских портов требуют обязательной государственной экспертизы. Одной из основных целей государственной экспертизы является контроль и обеспечение соответствия требованиям норм экологической и технической безопасности в проектных решениях, а также всесторонний анализ проектного материала для профилактики чрезвычайных происшествий (ЧС) природного и техногенного характера.

Экспертиза для достижения этой цели опирается на определенный набор общедоступных стандартов, которые формируют требования к объекту проектирования, регламентируют методы, правила проектирования и критерии для экспертизы проектной документации.

А.Л. Кузнецов, д.т.н., профессор кафедры портов и грузовых терминалов ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова;

В.А. Погодин, к.т.н., технический директор ООО «Морское строительство и технологии»

Одним из центральных нормативных документов при проектировании морских портов является РД 31.3.05-97 «Нормы технологического проектирования морских портов», утвержденный Минтрансом России 21 мая 1997 года. Этот документ устарел как с точки зрения современных требований к объекту проектирования, так и к самому процессу проектирования.

Давно назревшая актуализация документа была выполнена в 2014 году ОАО «Союзморниипроект» по заказу ФГУП «Росморпорт» в виде Свода правил «Нормы технологического проектирования морских портов» (далее – СП). Анализом и доработкой подготовленного варианта СП занимался ТК 318 «Морфлот» при ЦНИИМФ под эгидой Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Столь ожидаемый проект актуализированного СП между тем вызвал резкую критику проектного сообщества. Авторами проекта, согласно их собственному заявлению, была выбрана цель «сохранения в современных условиях проверенных временем норм...», что вовсе не предполагало совершенствования указанного документа для технологического нормирования на современном уровне.

В итоге документ был сформирован в основном методом перенесения информации из старых редакций Норм, без дополнительных исследований и учета нюансов, связанных с постоянным совершенствованием портовых технологий. Главным же методологическим недостатком документа стала строгая регламентация типовых решений и старых методов расчета.

Чего нет в новом СП, а нужно бы…

В СП «Нормы технологического проектирования морских портов» отсутствует методика оценки пропускной способности склада, что методически неверно. Необходимо уметь рассчитывать не только вместимость и площадь склада, но и его пропускную способность. Вместо этого в СП представлена старая и наихудшая из возможных эмпирическая формула расчета вместимости, не учитывающая главный параметр – срок хранения груза. А оценивать пропускную способность без времени обслуживания (хранения) невозможно.

Не нашли отражения в новых Нормах важные рекомендации:

по оценке времени балластировки и дебалластировки балкеров и танкеров при их обработке у причала;

по оценке объемов снабжения судов водой и электроэнергией при питании с берега;

по назначению требуемой категории надежности систем электроснабжения порта;

по проектированию покрытий территории в порту из блоков мощения, комбинированных покрытий для контейнерных складов с локальными фундаментами под фитинги.

В СП не упомянуты вообще:

проектирование крытых складов для угля;

сокращение выброса пыли на терминалах для пылящих грузов открытого хранения, включая рекомендации по применению защитных аэродинамических экранов на специализированных и многоцелевых терминалах;

плавучие рейдовые перегрузочные комплексы для навалочных и наливных грузов;

технологии с мобильными пневмоколесными канатными кранами и кранами-манипуляторами;

всепогодные терминалы с крытыми причалами;

грузовые причалы в узком бассейне и др.

Что есть в новом СП, а не нужно бы…

Новый СП получился избыточным по объему (около 350 страниц текста), содержит подробную регламентацию устаревших деталей как объекта, так и процесса проектирования, что имело смысл во времена советской плановой экономики.

Представляются излишними нормы технологического проектирования объекта под названием «База комплексного обслуживания флота». В этом разделе СП описаны требования к мелкооптовым продовольственным и продуктовым базам, магазинам, к засолочным (квасильным) цехам, цехам по изготовлению безалкогольных напитков и другим объектам на территории порта. Современный СП, например, требует, чтобы:

(п. 6.5.2.32) «…жидкие отходы спускались в канализацию, а при ее отсутствии собирались в специальные помойные ямы с плотно закрывающимися крышками, водонепроницаемым дном и стенками»;

(п. 6.5.2.37) «…скоропортящиеся пищевые продукты и полуфабрикаты должны перевозиться только в охлажденном транспорте» и т.п. на 10 страницах СП.

Этот сервис должен выполняться на аутсорсинге и базироваться, как правило, вне территории порта.

Недостатки структуры и содержания документа делают его не только неумеренно объемным, но также неконкретным и неудобным в работе. Материалы предлагаемого СП носят преимущественно «беллетристический» характер, напоминая больше книгу или учебное пособие, нежели нормативный документ в области стандартизации.

Несколько примеров из многочисленных бесполезных требований:

п. 4.5.7. «Особые требования к открытым складам для угля и руды» содержит требование не устраивать подпорные стенки в местах въезда на склады средств механизации и автотранспорта;

п. 4.6.15. «Размещение дождеприемных колодцев под штабелями навалочных грузов не допускается»;

п. 4.7.2. СП устанавливает расстояние между крановыми электроколонками на причале не более 40 метров, а для тыловых кранов 35-40 метров. (Но ведь для высоковольтного питания оно может быть на порядок больше!)

По нашей оценке, объем текста СП только за счет квалифицированного редактирования должен сократиться наполовину.

Вследствие административно-бюрократических причин, в этом случае сыгравших положительную роль, документ завис в процедуре его одобрения и принятия.

В то же время продолжающие свою деятельность органы госэкспертизы вынуждены опираться на действующие нормы РД 31.3.05-97 двадцатилетней давности. Кроме того, в отсутствие единого понимания статуса регламентирующих документов эти органы часто рассматривают его в полном объеме не как рекомендательный, а как обязательный документ, что вынуждает проектировщиков использовать архаичные решения и методы, которые заранее ставят новые порты в невыгодное экономическое положение.

Достаточно привести два примера. В порту Ванино построен угольный терминал АО «Дальтрансуголь» с проектной мощностью 12 млн тонн в год. Технологические параметры обосновывались согласно требованиям РД 31.3.05-97 и прошли Главгосэкспертизу. В настоящее время фактическая мощность терминала приближается к 24 млн тонн в год.

Аналогично угольный терминал АО «Ростерминалуголь» в Усть-Луге при проектной мощности 8 млн тонн в год за 8 месяцев 2017 года перегрузил 15 млн тонн. Тенденция, возможно, и позитивная, но сопряженная с серьезными проблемами, так как к этим реальным мощностям не всегда готовы объекты транспортной и инженерной инфраструктуры, рассчитанные на проектные показатели.

Перегибы Градкодекса и других норм

Такое отношение к технологическому разделу проекта отчасти объясняется недоработками и ошибками в Градостроительном кодексе РФ. С одной стороны, понятие технологического проектирования в Градкодексе отсутствует. С другой стороны, именно технологии и технологические объекты рассматриваются на государственном уровне как основной источник опасности (в Градостроительном кодексе РФ морские порты отнесены к особо опасным, технически сложным объектам).

Выпущенное Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» содержит требования к «Технологическим решениям», не отражающие специфику деятельности морского порта. Вообще, упоминание об этой важной части проекта в данном ключевом документе есть только почему-то в разделе проекта «Сведения об инженерном оборудовании…», по тексту этот раздел ниже, чем требования к канализации (!).

А ведь согласно системным принципам и логике формирования проектной информации именно технологический раздел проекта является базисным, а прочие разделы и соответствующие объекты проектирования – инфраструктурными, надстроечными, обслуживающими базисный (технологический).

Вообще, в части трактовки опасности морских торговых портов в Градкодексе есть бюрократические перегибы и ограничения «на всякий случай». Согласно официальным разъяснениям Минэкономразвития, имеющимся у авторов, любой объект (забор, туалет и т.д.) на территории морского порта автоматически получает статус особо опасного и поэтому может быть спроектирован только при наличии у проектировщика специального допуска, и в состав проекта должны входить все разделы, предусмотренные вышеуказанным постановлением №87, включая мероприятия ГО и ЧС, мероприятия по обеспечению энергетической эффективности и другие. Сам проект при этом подлежит экспертизе в Главгосэкспертизе России в г. Москве.

Помимо нормативов и правил проектирования морских портов авторы статьи, вследствие своих профессиональных интересов, изучали методические подходы и новую нормативную базу проектирования многих традиционных и вновь появившихся объектов, например, внепортовых контейнерных терминалов. К сожалению, уровень качества подобных документов весьма низкий.

Так, например, Минстрой России в декабре 2016 года утвердил Свод правил «Контейнерные площадки и терминальные устройства на предприятиях промышленности и транспорта. Правила проектирования и строительства». Настоящий Свод правил устанавливает правила проектирования и строительства новых и реконструкции существующих контейнерных площадок на территории Российской Федерации.

Авторы познакомились с проектом данного документа в Интернете еще на стадии его первых редакций и сочли его веселым недоразумением. Например, документ предлагал выполнять проектирование в одну стадию «рабочий проект», чего давно нет в Градостроительном кодексе. Там же представлена инновационная схема с вероятно летающими автоконтейнеровозами. В окончательной редакции СП это «чудо» исчезло, но документ сохранил серьезные ошибки.

Так, представленная в СП методика расчета вместимости склада заимствована у сторонних разработчиков без ссылки на авторов. Все бы ничего, но при «списывании» допущена серьезная ошибка в формуле, в результате расчетная вместимость склада составляет менее одного контейнера. Готовы ли заказчики платить деньги за проекты, выполненные по нормам такого качества?

Выводы

Анализ практики использования старых Норм технологического проектирования морских портов и новых предложений по нормированию технологического проектирования позволяет сделать некоторые выводы.

1. Нормы технологического проектирования морских портов объективно не смогут содержать новых конкурентоспособных технологических решений, если будут опираться на аналоги из прошлого опыта проектирования, строительства и эксплуатации портов.

2. Следует принять во внимание зарубежную практику, когда технологическое проектирование практически не регулируется на уровне государственных стандартов в отличие от стандартов в области строительного проектирования и конструирования гидротехнических сооружений, дноуглубительных работ и экологии.

3. Нормы должны регламентировать в качестве обязательных правила проектирования технологических объектов и процессов только в отношении их безопасности, не ограничивая свободу и инициативу заказчиков и проектировщиков в создании конкурентоспособного технологического профиля своего объекта.

4. Актуализированные Нормы будут являться полезным справочным документом (в части информации из проверенных временем норм). Их полезность для проектировщиков и заказчиков в отношении проектных процедур сохранится лишь при условии того, что они будут носить только рекомендательный и справочный характер. Необходимо откорректировать содержание текста документа, исключив дублирующие, бесполезные и спорные положения, а также положения, не относящиеся к технологическому проектированию морского порта.

5. Для повышения качества технологического проектирования считаем полезным дополнить СП «Нормы технологического проектирования морских портов» пособием для проектировщиков, внеся туда справочные материалы, описания объектов – аналогов, типовые методики и примеры расчета технологических параметров порта (терминала).

6. Перспективным направлением для исследования и обоснования технологических параметров порта (терминала) является использование различных средств моделирования. Целесообразность использования моделирования должна определяться договорными обязательствами между проектировщиком и заказчиком. В проектной документации для экспертизы возможно представление выходных показателей проекта по результатам моделирования, согласованных с заказчиком. Описание модели, ее методического, программного и других видов обеспечения должно быть представлено в стандарте предприятия.

7. Важнейшим условием использования средств моделирования в проекте должно быть обоснование и доказательство адекватности моделей, без чего использование этого инструмента не только бесполезно, но и опасно.

Морские порты №6 (2017)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Первое Всероссийское собрание маринистов состоялось в Москве

Первое Всероссийское собрание маринистов состоялось в Москве 25 апреля в Москве прошло первое Всероссийское собрание маринистов, на которое собрались писатели, п...

Корабль противоминной обороны «Иван Антонов» спущен на воду

Корабль противоминной обороны «Иван Антонов» спущен на воду Корабелами Средне-Невского судостроительного завода (входит в АО «Объединённая судостроительная ...

Российская экономика

Крым получит на реконструкцию дорог около 3,3 млрд рублей из резервного фонда президента

Крым получит на реконструкцию дорог около 3,3 млрд рублей из резервного фонда президента Республика Крым из резервного фонда президента России получит около 3,3 млрд рублей на ремонт и реко...

Д. Рогозин: ГЛОНАСС перейдет на самоокупаемость с 2018 года

Д. Рогозин: ГЛОНАСС перейдет на самоокупаемость с 2018 года Россия прекратит госфинансирование акционерного общества «ГЛОНАСС», компания перейдет на самоокупаем...

Транспортная политика

Предложение закрыть реки для российских судов внесут в СНБО Украины

Предложение закрыть реки для российских судов внесут в СНБО Украины Кабинет министров Украины решил внести на рассмотрение в Совет национальной безопасности и обороны п...

Коридор «Север – Юг» должен обслуживать единый оператор – РЖД

Коридор «Север – Юг» должен обслуживать единый оператор – РЖД Страны – участницы транспортного коридора Север – Юг пытаются договориться о создании единого логист...

Морские порты

ФАС может продлить «Транснефти» разрешение на покупку доли «Суммы» в НМТП

ФАС может продлить «Транснефти» разрешение на покупку доли «Суммы» в НМТП ФАС России выдала «Транснефти» разрешение на покупку доли группы «Сумма» в Новороссийском морском то...

«Ростерминалуголь» принял участие во всероссийской акции «Неделя без турникетов»

«Ростерминалуголь» принял участие во всероссийской акции «Неделя без турникетов» «Ростерминалуголь», входящий в состав угольного портового холдинга ООО «Управляющая портовая компани...




Морской транспорт

Компания «СКАНЭКС» представила сервис для расчета безопасной осадки судна

Компания «СКАНЭКС» представила сервис для расчета безопасной осадки судна Новый инструмент поможет капитании портов, администрации погрузочных терминалов, судовладельцам и гр...

НПО «Океанос» запатентовало два ноу-хау в области подводной робототехники

НПО «Океанос» запатентовало два ноу-хау в области подводной робототехники АО «Научно-производственное предприятие подводных технологий «Океанос» зарегистрировал два ноу-хау с...

Речной транспорт

«Волжское пароходство» открыло навигацию на Верхней Волге

«Волжское пароходство» открыло навигацию на Верхней Волге 25 апреля состоялось торжественное открытие навигации компании «Волжское пароходство» на Верхней Вол...

Объем завоза грузов в навигацию 2018 года в Якутии уменьшился на 143 тыс. тонн

Объем завоза грузов в навигацию 2018 года в Якутии уменьшился на 143 тыс. тонн План объема завоза грузов для нужд жизнеобеспечения Якутии в навигацию 2018 года составил 1 млн 150 ...

Ж/Д транспорт

Власти могут ввести локальные тарифы на железной дороге

Власти могут ввести локальные тарифы на железной дороге Минтранс РФ приступил к разработке постановления правительства, вводящего на железной дороге локальн...

Парк полувагонов после списаний вернулся к объемам двухлетней давности

Парк полувагонов после списаний вернулся к объемам двухлетней давности Парк полувагонов, значительная часть которого была списана, вернулся к объемам двухлетней давности: ...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» в Крыму готова почти на треть

Федеральная трасса «Таврида» в Крыму готова почти на треть Работы по строительству федеральной трассы «Таврида» в Крыму выполнены на 29% и идут по графику...

Автоподход к Крымскому мосту со стороны Керчи готов на 93%

Автоподход к Крымскому мосту со стороны Керчи готов на 93% Автомобильный подход к Крымскому мосту со стороны Керчи готов на 93%, работы идут по графику, от...

Аналитика

Транспортная политика

Подразделения транспортной безопасности против пиратов?

Подразделения транспортной безопасности против пиратов? Заголовок кажется фантастическим? Но это только на первый взгляд. Сравнительный анализ циркуляров Ме...

Транспортный вакуум

Транспортный вакуум Помощь федерального центра требуется для решения проблемы транспортной доступности регионов Дальнего...

Морские порты

Пионерский, вперед!

Пионерский, вперед! В первый день февраля в городе Пионерском Калининградской области торжественно стартовал процесс стр...

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт» 6 декабря 2017 года в Москве в рамках крупнейшей ежегодной отраслевой выставки «Транспорт России 201...

Морской транспорт

Вахтенный уснул от усталости

Вахтенный уснул от усталости Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК), соз...

«Весь покрытый зеленью»

«Весь покрытый зеленью» ИМО проявляет повышенный интерес к теме биообрастания судов. Проблема угрожает морским экосистемам и...

Речной транспорт

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная В навигацию 2017 года подведомственными Федеральному агентству морского и речного транспорта админис...

Три фактора успеха

Три фактора успеха Закончилась навигация 2017 года. Можно подвести итоги работы судоходной компании.
Задачи став...




Темы

Инфраструктура / Образование

Историческому фонду ДВМП – 55 лет!

Историческому фонду ДВМП – 55 лет! Исторический фонд Дальневосточного морского пароходства– важный историко-культурный объект для Дальн...

Такой флотилии не видел мир

Такой флотилии не видел мир Представьте себе грандиозную флотилию чуть ли не в тысячу судов и кораблей, к тому же состоящую из м...

Грузовая база

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления В 2017 году производство цветных металлов в России осталось практически на уровне предыдущего года, ...

Безопасность мореплавания

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год)

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год) Исторический крах седьмого по мощи контейнерного оператора в мире, корейской компании Hanjin Shippin...

Применение дополнительной сигнализации на судах

Применение дополнительной сигнализации на судах Такие факторы, как возросшая плотность и интенсивность движения судов в море, увеличение размеров су...

Севморпуть

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...

Новые Правила слабее старых?

Новые Правила слабее старых? В 2014 г. в журнале «Морской флот» № 2 (1512) была опубликована статья «О новых Правилах пла...




Судостроение

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь Российская судоремонтная промышленность, как показывает жизнь, в состоянии конкурировать с зарубежны...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...