О нормах: о, нормы!

Транспортная политика

О несовершенстве нормативной базы технологического проектирования морских портов

Согласно Градостроительному кодексу РФ, проекты строительства морских портов требуют обязательной государственной экспертизы. Одной из основных целей государственной экспертизы является контроль и обеспечение соответствия требованиям норм экологической и технической безопасности в проектных решениях, а также всесторонний анализ проектного материала для профилактики чрезвычайных происшествий (ЧС) природного и техногенного характера.

Экспертиза для достижения этой цели опирается на определенный набор общедоступных стандартов, которые формируют требования к объекту проектирования, регламентируют методы, правила проектирования и критерии для экспертизы проектной документации.

А.Л. Кузнецов, д.т.н., профессор кафедры портов и грузовых терминалов ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова;

В.А. Погодин, к.т.н., технический директор ООО «Морское строительство и технологии»

Одним из центральных нормативных документов при проектировании морских портов является РД 31.3.05-97 «Нормы технологического проектирования морских портов», утвержденный Минтрансом России 21 мая 1997 года. Этот документ устарел как с точки зрения современных требований к объекту проектирования, так и к самому процессу проектирования.

Давно назревшая актуализация документа была выполнена в 2014 году ОАО «Союзморниипроект» по заказу ФГУП «Росморпорт» в виде Свода правил «Нормы технологического проектирования морских портов» (далее – СП). Анализом и доработкой подготовленного варианта СП занимался ТК 318 «Морфлот» при ЦНИИМФ под эгидой Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Столь ожидаемый проект актуализированного СП между тем вызвал резкую критику проектного сообщества. Авторами проекта, согласно их собственному заявлению, была выбрана цель «сохранения в современных условиях проверенных временем норм...», что вовсе не предполагало совершенствования указанного документа для технологического нормирования на современном уровне.

В итоге документ был сформирован в основном методом перенесения информации из старых редакций Норм, без дополнительных исследований и учета нюансов, связанных с постоянным совершенствованием портовых технологий. Главным же методологическим недостатком документа стала строгая регламентация типовых решений и старых методов расчета.

Чего нет в новом СП, а нужно бы…

В СП «Нормы технологического проектирования морских портов» отсутствует методика оценки пропускной способности склада, что методически неверно. Необходимо уметь рассчитывать не только вместимость и площадь склада, но и его пропускную способность. Вместо этого в СП представлена старая и наихудшая из возможных эмпирическая формула расчета вместимости, не учитывающая главный параметр – срок хранения груза. А оценивать пропускную способность без времени обслуживания (хранения) невозможно.

Не нашли отражения в новых Нормах важные рекомендации:

по оценке времени балластировки и дебалластировки балкеров и танкеров при их обработке у причала;

по оценке объемов снабжения судов водой и электроэнергией при питании с берега;

по назначению требуемой категории надежности систем электроснабжения порта;

по проектированию покрытий территории в порту из блоков мощения, комбинированных покрытий для контейнерных складов с локальными фундаментами под фитинги.

В СП не упомянуты вообще:

проектирование крытых складов для угля;

сокращение выброса пыли на терминалах для пылящих грузов открытого хранения, включая рекомендации по применению защитных аэродинамических экранов на специализированных и многоцелевых терминалах;

плавучие рейдовые перегрузочные комплексы для навалочных и наливных грузов;

технологии с мобильными пневмоколесными канатными кранами и кранами-манипуляторами;

всепогодные терминалы с крытыми причалами;

грузовые причалы в узком бассейне и др.

Что есть в новом СП, а не нужно бы…

Новый СП получился избыточным по объему (около 350 страниц текста), содержит подробную регламентацию устаревших деталей как объекта, так и процесса проектирования, что имело смысл во времена советской плановой экономики.

Представляются излишними нормы технологического проектирования объекта под названием «База комплексного обслуживания флота». В этом разделе СП описаны требования к мелкооптовым продовольственным и продуктовым базам, магазинам, к засолочным (квасильным) цехам, цехам по изготовлению безалкогольных напитков и другим объектам на территории порта. Современный СП, например, требует, чтобы:

(п. 6.5.2.32) «…жидкие отходы спускались в канализацию, а при ее отсутствии собирались в специальные помойные ямы с плотно закрывающимися крышками, водонепроницаемым дном и стенками»;

(п. 6.5.2.37) «…скоропортящиеся пищевые продукты и полуфабрикаты должны перевозиться только в охлажденном транспорте» и т.п. на 10 страницах СП.

Этот сервис должен выполняться на аутсорсинге и базироваться, как правило, вне территории порта.

Недостатки структуры и содержания документа делают его не только неумеренно объемным, но также неконкретным и неудобным в работе. Материалы предлагаемого СП носят преимущественно «беллетристический» характер, напоминая больше книгу или учебное пособие, нежели нормативный документ в области стандартизации.

Несколько примеров из многочисленных бесполезных требований:

п. 4.5.7. «Особые требования к открытым складам для угля и руды» содержит требование не устраивать подпорные стенки в местах въезда на склады средств механизации и автотранспорта;

п. 4.6.15. «Размещение дождеприемных колодцев под штабелями навалочных грузов не допускается»;

п. 4.7.2. СП устанавливает расстояние между крановыми электроколонками на причале не более 40 метров, а для тыловых кранов 35-40 метров. (Но ведь для высоковольтного питания оно может быть на порядок больше!)

По нашей оценке, объем текста СП только за счет квалифицированного редактирования должен сократиться наполовину.

Вследствие административно-бюрократических причин, в этом случае сыгравших положительную роль, документ завис в процедуре его одобрения и принятия.

В то же время продолжающие свою деятельность органы госэкспертизы вынуждены опираться на действующие нормы РД 31.3.05-97 двадцатилетней давности. Кроме того, в отсутствие единого понимания статуса регламентирующих документов эти органы часто рассматривают его в полном объеме не как рекомендательный, а как обязательный документ, что вынуждает проектировщиков использовать архаичные решения и методы, которые заранее ставят новые порты в невыгодное экономическое положение.

Достаточно привести два примера. В порту Ванино построен угольный терминал АО «Дальтрансуголь» с проектной мощностью 12 млн тонн в год. Технологические параметры обосновывались согласно требованиям РД 31.3.05-97 и прошли Главгосэкспертизу. В настоящее время фактическая мощность терминала приближается к 24 млн тонн в год.

Аналогично угольный терминал АО «Ростерминалуголь» в Усть-Луге при проектной мощности 8 млн тонн в год за 8 месяцев 2017 года перегрузил 15 млн тонн. Тенденция, возможно, и позитивная, но сопряженная с серьезными проблемами, так как к этим реальным мощностям не всегда готовы объекты транспортной и инженерной инфраструктуры, рассчитанные на проектные показатели.

Перегибы Градкодекса и других норм

Такое отношение к технологическому разделу проекта отчасти объясняется недоработками и ошибками в Градостроительном кодексе РФ. С одной стороны, понятие технологического проектирования в Градкодексе отсутствует. С другой стороны, именно технологии и технологические объекты рассматриваются на государственном уровне как основной источник опасности (в Градостроительном кодексе РФ морские порты отнесены к особо опасным, технически сложным объектам).

Выпущенное Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» содержит требования к «Технологическим решениям», не отражающие специфику деятельности морского порта. Вообще, упоминание об этой важной части проекта в данном ключевом документе есть только почему-то в разделе проекта «Сведения об инженерном оборудовании…», по тексту этот раздел ниже, чем требования к канализации (!).

А ведь согласно системным принципам и логике формирования проектной информации именно технологический раздел проекта является базисным, а прочие разделы и соответствующие объекты проектирования – инфраструктурными, надстроечными, обслуживающими базисный (технологический).

Вообще, в части трактовки опасности морских торговых портов в Градкодексе есть бюрократические перегибы и ограничения «на всякий случай». Согласно официальным разъяснениям Минэкономразвития, имеющимся у авторов, любой объект (забор, туалет и т.д.) на территории морского порта автоматически получает статус особо опасного и поэтому может быть спроектирован только при наличии у проектировщика специального допуска, и в состав проекта должны входить все разделы, предусмотренные вышеуказанным постановлением №87, включая мероприятия ГО и ЧС, мероприятия по обеспечению энергетической эффективности и другие. Сам проект при этом подлежит экспертизе в Главгосэкспертизе России в г. Москве.

Помимо нормативов и правил проектирования морских портов авторы статьи, вследствие своих профессиональных интересов, изучали методические подходы и новую нормативную базу проектирования многих традиционных и вновь появившихся объектов, например, внепортовых контейнерных терминалов. К сожалению, уровень качества подобных документов весьма низкий.

Так, например, Минстрой России в декабре 2016 года утвердил Свод правил «Контейнерные площадки и терминальные устройства на предприятиях промышленности и транспорта. Правила проектирования и строительства». Настоящий Свод правил устанавливает правила проектирования и строительства новых и реконструкции существующих контейнерных площадок на территории Российской Федерации.

Авторы познакомились с проектом данного документа в Интернете еще на стадии его первых редакций и сочли его веселым недоразумением. Например, документ предлагал выполнять проектирование в одну стадию «рабочий проект», чего давно нет в Градостроительном кодексе. Там же представлена инновационная схема с вероятно летающими автоконтейнеровозами. В окончательной редакции СП это «чудо» исчезло, но документ сохранил серьезные ошибки.

Так, представленная в СП методика расчета вместимости склада заимствована у сторонних разработчиков без ссылки на авторов. Все бы ничего, но при «списывании» допущена серьезная ошибка в формуле, в результате расчетная вместимость склада составляет менее одного контейнера. Готовы ли заказчики платить деньги за проекты, выполненные по нормам такого качества?

Выводы

Анализ практики использования старых Норм технологического проектирования морских портов и новых предложений по нормированию технологического проектирования позволяет сделать некоторые выводы.

1. Нормы технологического проектирования морских портов объективно не смогут содержать новых конкурентоспособных технологических решений, если будут опираться на аналоги из прошлого опыта проектирования, строительства и эксплуатации портов.

2. Следует принять во внимание зарубежную практику, когда технологическое проектирование практически не регулируется на уровне государственных стандартов в отличие от стандартов в области строительного проектирования и конструирования гидротехнических сооружений, дноуглубительных работ и экологии.

3. Нормы должны регламентировать в качестве обязательных правила проектирования технологических объектов и процессов только в отношении их безопасности, не ограничивая свободу и инициативу заказчиков и проектировщиков в создании конкурентоспособного технологического профиля своего объекта.

4. Актуализированные Нормы будут являться полезным справочным документом (в части информации из проверенных временем норм). Их полезность для проектировщиков и заказчиков в отношении проектных процедур сохранится лишь при условии того, что они будут носить только рекомендательный и справочный характер. Необходимо откорректировать содержание текста документа, исключив дублирующие, бесполезные и спорные положения, а также положения, не относящиеся к технологическому проектированию морского порта.

5. Для повышения качества технологического проектирования считаем полезным дополнить СП «Нормы технологического проектирования морских портов» пособием для проектировщиков, внеся туда справочные материалы, описания объектов – аналогов, типовые методики и примеры расчета технологических параметров порта (терминала).

6. Перспективным направлением для исследования и обоснования технологических параметров порта (терминала) является использование различных средств моделирования. Целесообразность использования моделирования должна определяться договорными обязательствами между проектировщиком и заказчиком. В проектной документации для экспертизы возможно представление выходных показателей проекта по результатам моделирования, согласованных с заказчиком. Описание модели, ее методического, программного и других видов обеспечения должно быть представлено в стандарте предприятия.

7. Важнейшим условием использования средств моделирования в проекте должно быть обоснование и доказательство адекватности моделей, без чего использование этого инструмента не только бесполезно, но и опасно.

Морские порты №6 (2017)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

«Енисей Капитал» требует созвать акционеров «Трансконтейнера» для смены совета директоров

«Енисей Капитал» требует созвать акционеров «Трансконтейнера» для смены совета директоров Совет директоров ПАО «Трансконтейнер» 16 ноября обсудит вопрос созыва внеочередного собрания акционе...

Моряки-разбойники: двое членов экипажа авианосца «Гарри Трумэн» арестованы в Лиссабоне

Моряки-разбойники: двое членов экипажа авианосца «Гарри Трумэн» арестованы в Лиссабоне Португальская полиция арестовала за разбойное нападение двух американских военнослужащих с атомного ...

Российская экономика

НОВАТЭК вложит 120 млрд рублей в создание верфи под Мурманском

НОВАТЭК вложит 120 млрд рублей в создание верфи под Мурманском Об этом сообщил генеральный директор ООО «НОВАТЭК-Мурманск» Дмитрий Агеев на конференции «Освоение а...

Делегации компаний «Газпромнефть», «ЛУКОЙЛ», «Зарубежнефть» и «Сахалин Энерджи» встретятся с подрядчиками работ на шельфе

Делегации компаний «Газпромнефть», «ЛУКОЙЛ», «Зарубежнефть» и «Сахалин Энерджи» встретятся с подрядчиками работ на шельфе 5 декабря в отеле InterContinental состоится 13-я ежегодная конференция «Подряды на нефтегазовом шел...

Транспортная политика

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

На развитие Московского транспортного узла будет выделено 120 млрд. руб.

На развитие Московского транспортного узла будет выделено 120 млрд. руб. Развитие Московского транспортного узла вошло в комплексный план развития магистральной инфраструкту...

Морские порты

Началась реконструкция причалов в порту Восточный

Началась реконструкция причалов в порту Восточный В результате реализации данного проекта капитальных вложений объём грузоперевалки угля в морском пор...

Проектные работы для развития порта Мурманск обойдутся в 61,3 млн рублей

Проектные работы для развития порта Мурманск обойдутся в 61,3 млн рублей Цель проектирования – создание транспортной инфраструктуры на Западном берегу Кольского залива, в то...




Морской транспорт

Продолжаются переговоры о включении Ирана в маршрут «Петра Великого»

Продолжаются переговоры о включении Ирана в маршрут «Петра Великого» Компания «Мостурфлот» продолжает переговоры с иранской стороной о возможности заходов головного круи...

Норвежский фрегат затонул, столкнувшись с танкером

Норвежский фрегат затонул, столкнувшись с танкером Фрегат ВМС Норвегии «Хельге Ингстад», столкнувшийся в минувший четверг с мальтийским танкером «Сола ...

Речной транспорт

Задачи развития водного транспорта обсуждают на проходящем в столице форуме «Riverport Expo 2018»

Задачи развития водного транспорта обсуждают на проходящем в столице форуме «Riverport Expo 2018» Выступая на пленарном заседании заместитель министра транспорта - руководитель Росморречфлота Юрий Ц...

К 2024 году протяженность узких мест на российских внутренних водных путях может быть сокращена на 14 тыс. км.

К 2024 году протяженность узких мест на российских внутренних водных путях может быть сокращена на 14 тыс. км. Речь идет о строительстве новых гидротехнических сооружений и реконструкции опорно-технических соору...

Ж/Д транспорт

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

РЖД готовы увеличивать доставку угля на терминал СУЭКа на Дальнем Востоке

РЖД готовы увеличивать доставку угля на терминал СУЭКа на Дальнем Востоке ОАО «РЖД» готово увеличивать объемы доставки угля на терминал АО «СУЭК» в порту Ванино (Хабаровс...

Авто транспорт

Жители Забайкалья смогут выбрать дороги, которые отремонтируют до 2020 года

Жители Забайкалья смогут выбрать дороги, которые отремонтируют до 2020 года Выбор объектов для реализации нацпроекта по региональным автодорогам осуществлялся по принципу отбор...

Военно-Грузинская дорога закрылась на профилактику

Военно-Грузинская дорога закрылась на профилактику Военно-Грузинская  дорога, соединяющая Россию с Грузией и остальными странами Закавказья, ...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...