Особая роль морского транспорта

Морской транспорт

Мировой морской торговый флот: динамика, структура, перспективы

Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формировании инфраструктуры глобальной экономики. В статье анализируется динамика и структура мирового флота по основным типам судов и возрасту. В условиях превышения темпов роста мирового тоннажа над темпами роста мировой торговли исследуется объем заказов на новые суда и специализация ведущих стран в судостроении. Перспективы заказов на новые суда связываются с ожиданием роста спроса на них, экономией на масштабах перевозок и ужесточением экологических стандартов.

О. Бабурина, д.э.н, доцент, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

Е. Хекерт, проректор, д.т.н., профессор кафедры «Теория устройства судна и морская практика» ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

Ю. Никулина, главный бухгалтер АО «Флот Новороссийского морского торгового порта», аспирант кафедры «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

Динамика мировой экономики и морского транспорта

Развитие морского торгового флота напрямую зависит от темпов роста глобальной экономики, международной торговли и международных морских перевозок, что делает актуальным анализ их состояния.

Реальность показала, что долгосрочные прогнозы, основанные на экстраполяции прошлых тенденций и предсказывающие устойчивый будущий рост мировой экономики, оказались несостоятельными. Траектория экономического роста в 2014-2015 гг. продолжала оставаться низкой, темпы роста мировой экономики составили 2,5%, что несколько выше показателя двух предыдущих лет (в 2012-2013 гг. – 2,2%). Как и в прошлые годы, динамика мирового развития остается неравномерной – темпы роста развивающихся экономик (4,4% в 2014 г., 3,9% в 2015 г.) превышают темпы роста развитых экономик (1,7% в 2014 г., 2,0% в 2015 г.). В 2015 г. падение темпов роста на 2,8% отмечается в группе стран с переходной экономикой, в России ВВП сократился на 3,7% (табл. 1).

Таблица 1. Динамика темпов роста мирового ВВП, мирового экспорта и международных морских перевозок в 2011-2015 гг., в % относительно предыдущего года

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

ВВП

Мировой ВВП, в том числе

2,8

2,2

2,2

2,5

2,5

– развитые страны

1,4

1,1

1,1

1,7

2,0

– развивающиеся страны

6,0

4,7

4,6

4,4

3,9

– страны с переходной экономикой

4,7

3,3

2,0

0,9

-2,8

Экспорт товаров

Все страны мира, в том числе

5,5

2,0

3,3

2,3

1,4

– развитые страны

4,9

0,6

2,2

1,9

2,2

– развивающиеся страны

6,7

4,0

4,6

3,1

0,4

– страны с переходной экономикой

4,1

0,7

2,3

0,5

0,9

Международные морские перевозки и грузооборот

Международные морские перевозки

4,5

4,7

3,8

3,4

2,1

Грузооборот морского торгового флота

5,0

3,6

3,6

5,4

1,7

В 2014-2015 гг. тенденции развития мировой торговли подверглись радикальным изменениям. Мировая торговля долгое время была катализатором развития глобальной экономики, темпы ее роста существенно превышали темпы роста мирового ВВП. Сначала в 2014 г., а затем в 2015 г. эта устоявшаяся тенденция была сломана, темпы роста мирового экспорта товаров – 1,4% – оказались ниже темпов роста мирового ВВП – 2,5%. Отражением нового тренда стал спад темпов роста международных морских перевозок с 3,4% в 2014 г. до 2,1% в 2015 г. (табл. 1).

Международные морские перевозки в 2015 г. увеличились на 204 млн тонн и впервые превысили рекордную отметку в 10 млрд тонн. Грузооборот морского транспорта вырос на 1,7%, что ниже показателя 2014 г. (5,4%) и достиг 53,6 млрд тонно-миль (табл. 2).

Таблица 2. Динамика международных морских перевозок по объему перевозимого груза (млн тонн) и показателю грузооборота (млрд тонно-миль)

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Международные морские перевозки, всего (млн погруженных тонн)

8784

9197

9514

9843

10 047

Грузооборот морского торгового флота, всего (млрд тонно-миль)

46,6

48,26

50,0

52,7

53,6

Анализ динамики и структуры по типам судов

Дедвейт мирового торгового флота за период с 1970 по 2016 год увеличился в 5,5 раз, с 326,1 до 1806,7 млн тонн (табл. 3). Максимальные темпы роста дедвейта наблюдались в первом десятилетии рассматриваемого периода, с 1970 по 1980 год совокупный тоннаж мирового флота удвоился, что является ярким отражением «золотого периода» мировой торговли.

Таблица 3. Динамика дедвейта мирового торгового флота по всем типам судов, 1970-2016 гг. (данные по состоянию на начало года), млн тонн

1970 г.

1980 г.

1990 г.

2000 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

326,1

683,0

658,4

798,9

1395,7

1534,0

1625,8

1689,5

1749,2

1806,7

Рис. 1. Динамика дедвейта мирового торгового флота по всем типам судов, 2011-2016 г. (данные по состоянию на начало года), млн тонн

По данным ЮНКТАД, дедвейт мирового торгового флота на 1 января 2016 г. насчитывал в совокупности 90 917 судов общим дедвейтом 1806 млн тонн, что выше показателей 2015 г. (89 464 судна дедвейтом 1745 млн тонн). С 2011 по 2016 год наблюдается положительная динамика дедвейта мирового торгового флота по всем типам судов при неравномерности темпов роста – от 10,11% в 2011 г. до 3,48% в 2015 г. (табл. 4).

Таблица 4. Динамика темпов роста тоннажа мирового торгового флота в 2011-2015 гг. (в % относительно предыдущего года)

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Дедвейт мирового морского флота

10,11

5,78

3,91

3,34

3,48

Взаимосвязь между темпами роста мировой экономики и морского транспорта отражена на рис. 2.

Рис. 2. Динамика темпов роста мирового ВВП, экспорта, международных морских перевозок и тоннажа мирового флота (в %)

Данные табл. 1 и 4 и графики рис. 2 наглядно демонстрируют, что на протяжении 2011-2015 гг. темпы роста мирового тоннажа (3,48%) превышают темпы роста мирового ВВП (2,5%), экспорта (1,4%) и международных морских перевозок (2,1%). Такая ситуация усиливает дисбаланс между спросом и предложением на фрахтовом рынке.

Рассмотрим изменение структуры мирового флота по основным типам судов с 1980 по 2016 год (табл. 5).

Таблица 5. Динамика структуры мирового торгового флота по основным типам судов, 1980-2016 гг. (данные по состоянию на начало года), доля в % от совокупного дедвейта

Типы судов

1980 г.

1990 г.

2000 г.

2010 г.

2015 г.

2016 г.

Нефтяные танкеры

49,7

37,4

35,4

35,3

28,0

27,9

Балкеры

27,2

35,6

34,6

35,8

43,5

43,1

Суда для генеральных грузов

17,0

15,6

12,7

8,5

4,4

4,2

Контейнеровозы

1,6

3,9

8,0

13,3

13,0

13,5

Прочие типы судов

4,5

7,5

9,4

7,2

11,1

11,3

Мировой флот

100

100

100

100

100

100

Наибольшие изменения затронули контейнеровозы и суда для генеральных грузов. Доля контейнеровозов выросла в 8,44 раз – с 1,6 до 13,5%, а доля судов для генеральных грузов сократилась в 4 раза – с 17 до 4,2%. Не столь заметные изменения затронули нефтяные танкеры и балкеры. Доля нефтяных танкеров сократилась в 1,78 раза – с 49,7 до 27,9%, балкеров возросла в 1,58 раза – с 27,2 до 43,1%.

Доля прочих типов судов за треть столетия выросла с 4,4 до 11,3%. К прочим типам судов относятся суда для сжиженных газов, танкеры для химических продуктов, суда для снабжения морских платформ, паромы и пассажирские суда.

В 2016 г. прирост дедвейта произошел на всех типах судов (табл. 6). Наибольший рост наблюдается в секторе судов для сжиженных газов (9,67%), контейнеровозов (7,03%), пассажирских судов и паромов (5,49%), судов для снабжения морских платформ (4,45%). Вновь наблюдается оживление в секторе нефтяных танкеров (рост 3,08%), что выше показателя 2015 г. (1,4%).

Таблица 6. Динамика структуры мирового флота по основным типам судов, 2014-2016 гг. (данные по состоянию на начало года)

Источник

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Темп роста дедвейта

Дедвейт, тыс. т

Доля, %

Дедвейт, тыс. т

Доля, %

Дедвейт, тыс. т

Доля, %

2015/2014, %

2016/2015, %

Нефтяные танкеры

482 447

28,6

488 308

28,0

503 343

27,9

1,21

3,08

Балкеры

728 332

43,1

761 776

43,6

778 890

43,1

4,59

2,25

Суда для генеральных грузов

77 507

4,6

74 158

4,2

75 258

4,2

-4,32

1,48

Контейнеровозы

215 880

12,8

228 224

13,1

244 274

13,5

5,71

7,03

Прочие типы судов, из них:

185 306

11,0

193 457

11,1

204 886

11,3

4,39

5,91

– суда для сжиженных газов

46 335

2,7

49 669

2,8

54 469

3,0

7,19

9,67

– танкеры для химических продуктов

41 688

2,5

42 467

2,4

44 347

2,5

1,87

4,43

– суда для снабжения морских платформ

69 513

4,1

72 606

4,2

75 836

4,2

4,45

4,45

– паромы и пассажирские суда

5531

0,3

5640

0,3

5950

0,3

1,97

5,49

– суда, по которым нет данных

22 241

1,3

23 075

1,3

24 284

1,3

3,75

5,24

Итого мировой флот

1 689 462

100

1 745 922

100

1 806 650

100

3,34

3,48

На начало 2016 г. в структуре мирового торгового флота на долю балкеров приходится 43,1%, нефтяных танкеров – 27,9% и контейнеровозов – 13,5%. Удельный вес этих трех типов судов составляет свыше 4/5 всего дедвейта мирового флота (84,5%). Оставшаяся доля приходится на суда для генеральных грузов (4,2%) и прочие типы судов (4,39%).

Анализ динамики возрастной структуры

Возрастная структура мирового торгового флота рассчитывается по двум показателям: первый – средний возраст в расчете на судно, второй – средний возраст на тонну дедвейта. В связи с тем, что новые суда, как правило, являются более крупными, изготавливаются с большей грузовместимостью, то значение второго показателя ниже, чем первого.

Согласно данным статистики ЮНКТАД, на 1 января 2016 г. средний возраст на одно судно составлял 20,31 лет, а средний возраст на одну тонну дедвейта – 9,74 лет, что выше показателя 2015 г. на 0,39 и 0,19 лет соответственно, что говорит о старении флота (табл. 7). В целом можно отметить, что средний возраст всех судов мирового торгового флота составляет около 20 лет в расчете на судно и около 10 лет в расчете на тонну дедвейта. На начало 2016 г. только в секторе балкерного флота наблюдается омоложение, в остальных секторах – старение судов. Наиболее старыми являются суда для генеральных грузов.

Таблица 7. Средний возраст судна в расчете на одно судно и на одну тонну дедвейта (лет)

Типы судов

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Изменения 2016-2015 г. в расчете на

I

II

I

II

I

II

судно

тонну дедвейта

Балкеры

9,07

8,08

9,04

8,06

8,83

7,95

-0,21

-0,11

Контейнеровозы

10,88

8,23

10,86

8,23

11,21

8,41

0,35

0,18

Суда для генеральных грузов

24,86

17,97

23,99

17,46

24,72

17,97

0,73

0,52

Нефтяные танкеры

18,37

8,98

18,02

8,95

18,49

9,54

0,47

0,59

Прочие типы судов

22,22

15,65

22,12

15,47

22,52

15,60

0,41

0,13

Все суда

20,25

9,63

19,92

9,55

20,31

9,74

0,39

0,19

* I – средний возраст в расчете на судно. II – средний возраст в расчете на тонну дедвейта.

Более детальный анализ среднего возраста судов в разрезе пяти временных диапазонов (0-4 лет, 5-9 лет, 10-14 лет, 15-19 лет и свыше 20 лет) показал существенные различия в возрасте по типам судов (табл. 8).

Таблица 8. Возрастная структура мирового торгового флота по типам судов по состоянию на 1 января 2016 г. (в % от общего числа судов и общего дедвейта)

Показатели

0-4 года

5-9 лет

10-14 лет

15-19 лет

20 и более

Балкеры

Доля судов, %

42,83

25,46

11,97

9,86

9,89

Дедвейт, %

46,4

25,95

11,48

8,14

8,04

Средний дедвейт судна, т

78 988

74 330

69 988

60 182

59 281

Контейнеровозы

Доля судов, %

20,94

34,31

17,61

17,55

9,60

Дедвейт, %

34,88

34,72

16,58

10,18

4,14

Средний дедвейт судна, т

74 310

44 487

42 001

25 869

19 235

Суда для генеральных грузов

Доля судов, %

10,68

14,89

7,70

8,96

57,76

Дедвейт, %

18,97

22,10

10,09

10,72

38,12

Средний дедвейт судна, т

7985

5659

5005

5188

2620

Нефтяные танкеры

Доля судов, %

17,12

22,41

14,09

8,26

38,12

Дедвейт, %

24,93

33,65

23,92

12,57

4,92

Средний дедвейт судна, т

77 324

79 850

90 878

82 949

7125

Прочие типы судов

Доля судов, %

15,02

18,22

9,72

8,80

48,23

Дедвейт, %

19,06

27,43

12,55

10,47

30,49

Средний дедвейт судна, т

6853

8288

7649

6912

4000

Все суда

Доля судов, %

13,47

17,03

9,11

7,53

52,86

Дедвейт, %

34,42

29,18

15,89

10,07

10,45

Средний дедвейт судна, т

42 284

32 313

33 772

24 657

5963

В секторе балкерного флота доля самых молодых судов (0-4 года) достаточна велика – 42,83%, на диапазон 5-9 лет приходится 1/4 всех судов (25,46%), на остальные диапазоны – в среднем по 10%. Средний возраст на одно судно этого типа составил на начало 2016 г. 8,83 лет, что ниже показателя 2015 г. (9,04 лет). Если рассматривать средний возраст на одну тонну дедвейта, показатели еще ниже и составляют 8,06 и 7,95 лет соответственно.

В секторе контейнеровозов на долю новых судов (возраст 0-4 года) приходится 19,47% судов по количеству и 33,42% по тоннажу. Из всех типов судов это самый молодой сектор – на долю контейнеровозов до 10 лет приходится 2/3 тоннажа (67,32%).

Нефтяные танкеры также имеют низкий возраст, на долю судов до 10 лет приходится свыше половины (58,58%) тоннажа, доля судов старше 20 лет составляет менее 5% общего дедвейта этой группы судов.

Наиболее старый флот – суда для генеральных грузов и прочие типы судов. На долю судов для генеральных грузов старше 20 лет приходится более половины (57,33%) по количеству и 1/3 (38,12%) по тоннажу. Аналогичный показатель для прочих типов судов составляет 48,23% по числу и 30,49% по тоннажу.

В целом в структуре мирового флота доля судов, эксплуатируемых свыше 20 лет, составляет более половины по числу судов и 1/10 по тоннажу. Эти данные подтверждают тенденцию к увеличению грузовместимости новых судов. Средний дедвейт новых судов (0-4 года) составляет 42 284 тонны, а старых (свыше 20 лет) – 5963 тонны.

Ужесточения в области охраны окружающей среды требуют от судовладельцев обновления флота. Новые экологические нормы приводят к переводу старых судов на второстепенные маршруты и в регионы, где действуют более низкие требования к охране окружающей среды. В результате периферийные и менее развитые регионы и транспортные маршруты между ними характеризуются наличием наиболее старого и менее экологичного флота.

Анализ портфеля заказов на строительство новых судов

После финансово-экономического кризиса объем заказов на строительство новых судов стал стремительно сокращаться (табл. 9).

Таблица 9. Динамика мирового объема заказов на новые суда, 2000-2016 гг., дедвейт, млн тонн

Типы судов/годы

2000

2008

2009

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2016/ 2015, %

Балкеры

33,7

24,9

322,9

306,5

232,1

139,5

172,5

169,7

126,3

74,4

Танкеры

39,5

184,2

192,3

134,0

94,9

72,8

85,8

94,9

94,7

99,9

Контейнеровозы

11,9

79,7

74,4

45,9

51,6

40,7

46,8

38,0

43,3

113,9

Суда для генеральных грузов

3,3

14,4

16,7

13,1

9,5

6,2

4,2

3,1

3,0

97,4

Рис. 3. Динамика мирового объема заказов на новые суда, 2000-2016 гг., дедвейт, тыс. тонн

Анализ данных табл. 9 и рис. 3 показывает, что пик заказов на новые суда пришелся на 2008-2009 гг. В 2009 г. объем заказов на балкеры достиг 322 903 тыс. тонн дедвейта, что более чем в 2,5 раза выше показателя 2016 г. (126 280 тыс. тонн). Аналогичная картина наблюдается и по другим типам судов. В 2009 г. объем заказов на нефтяные танкеры (192 252 тыс. тонн) в два раза превышал объем заказов 2016 г. (94 716 тыс. тонн). Объем заказов на суда для генеральных грузов в 2009 г. (16 857 тыс. тонн) в 5,7 раза превышает показатель 2016 г. (2979 тыс. тонн). Пик заказов на контейнеровозы пришелся на 2008 г. – 79 665 тыс. тонн дедвейта, что в 1,84 раза выше значения 2016 г. (43 259 тыс. тонн).

Сравнение объемов заказов на все типы судов в 2016 г. с показателями 2015 г. показало, что рост достигнут только в одном секторе – секторе контейнеровозов (13,9%). В других секторах сохраняется спад. Самое незначительное уменьшение объема заказов в секторе нефтяных танкеров (0,1%).

Постройка судна – дорогостоящий и длительный по срокам окупаемости проект. Судостроительные верфи рентабельны, если работают с большим объемом заказов на строительство флота. В мировом судостроении выстроилась четкая специализация стран на производстве определенных типов судов: Китай строит в основном балкеры, контейнеровозы и нефтяные танкеры, Республика Корея – контейнеровозы, суда для сжиженных газов и нефтяные танкеры, Япония – балкеры. На долю трех стран – Китая, Кореи и Японии – в 2013 г. приходилось 92,7%, в 2014-2015 гг. – 91,3% нового тоннажа мирового торгового флота (в брутто-регистровых тоннах) (табл. 10).

Таблица 10. Динамика доли основных стран в поставке новых судов, 2013-2015 гг. (%)

Страны

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Китай

36,9

35,9

36,1

Республика Корея

35,2

34,4

34,3

Япония

20,6

21,0

20,9

Остальные страны мира

7,3

8,7

8,7

Все страны

100

100

100

Рис. 4. Доля основных стран в поставке новых судов в 2015 г.

Страны Юго-Восточной Азии занимают лидирующие места не только в постройке судов, но и их разборке на слом. На долю Бангладеш, Индии, Пакистана и Китая приходится более 90% мирового рынка разборки судов. На этом рынке также выстроена определенная специализация. Китай и Бангладеш разбирают балкеры, Индия – контейнеровозы, Пакистан – нефтяные танкеры.

Правительство Китая разработало программу субсидирования для судоходных компаний, отправляющих старые суда на слом. Сдача судов на слом стимулирует обновление флота, позволяет снизить избыточное предложение на фрахтовом рынке и способствует улучшению экологической обстановки, поскольку на слом отправляются менее экологичные и с более высоким расходом топлива суда.

Перспективы строительства новых судов

В отношении размещения новых заказов можно сделать следующие предположения. С одной стороны, есть ожидания, что будущий спрос будет расти, и тогда новые суда будут задействованы в полном объеме. С другой стороны, новые суда являются более экономичными по расходу топлива и более экологически чистыми. Требования к соблюдению новых экологических стандартов, направленных на защиту окружающей среды и Мирового океана, являются дополнительным стимулом для замены старых судов новым тоннажем.

Новые суда имеют большую грузовместимость, а чем выше объем перевозок, тем ниже транспортные издержки в расчете на единицу перевозимого груза и выше экономия, обусловленная эффектом масштаба. В качестве яркого примера можно привести сектор нефтяных танкеров. Средний дедвейт новых танкеров (0-4 года) составляет 77 324 тыс. тонн, что более чем в 10 раз превышает средний дедвейт танкеров старше 20 лет (7125 тыс. тонн).

Международная морская организация продолжает разработку мер, связанных с повышением энергоэффективности судов, ограничением выбросов окислов серы, азота и других токсичных веществ, образующихся в результате сжигания топлива. Вступление в силу Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлению ими также является стимулом для роста заказов на экологичные и энергоэффективные суда нового поколения.

Заключение

Морской флот является основой глобальной инфраструктуры глобальной экономики, он был и остается наиболее важным видом транспорта для осуществления международного обмена товарами с самым низким воздействием на окружающую среду и низкими издержками за тонну-милю перевозимого груза.

На протяжении 2011-2015 гг. темпы роста мирового экспорта и международных морских перевозок ниже темпов роста дедвейта мирового морского торгового флота, что усиливает дисбаланс на фрахтовом рынке и приводит к старению судов. В 2016 г. средний возраст судов в расчете на судно и тонну дедвейта несколько увеличился по сравнению с 2015 г. На протяжении последних лет средний возраст мирового торгового флота составляет около 20 лет в расчете на судно и 10 лет в расчете на тонну дедвейта. Самый молодой сектор – контейнеровозы, на долю судов до 10 лет приходится 2/3 тоннажа.

В начале 2016 г. объем заказов на основные типы новых судов (балкеры, нефтяные танкеры и суда для генеральных грузов) в разы ниже пикового уровня 2008-2009 гг.

В настоящее время выделилась четкая специализация трех ведущих стран в строительстве морских судов. На долю Китая, Кореи и Японии приходится свыше 90% от всего объема заказов на новые суда. На четыре страны: Бангладеш, Индию, Пакистан и Китай приходится более 90% мирового рынка разборки судов. Cдача судов на слом позволяет снизить избыточное предложение и способствует модернизации флота с позиции экологии и снижения удельного расхода топлива.

К сожалению, Российская Федерация утратила былые позиции СССР в судостроении, что требует усиления государственного вмешательства в эту отрасль. Россия должна восстановить свою нишу в секторе судостроения по тем типам судов, по которым у нее еще остались конкурентные преимущества, в частности ледоколам. Специализация, основанная на инновационных технологиях и серийном производстве (эффект масштаба), позволит снизить издержки и сделать продукцию российских судостроителей востребованной на мировом рынке.

Морские вети России №8 (2017)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Итоги работы Краснодарской таможни в 1 квартале 2019 года

Итоги работы Краснодарской таможни в 1 квартале 2019 года В 1 квартале 2019 года в доход федерального бюджета перечислено таможенных и иных платежей, админист...

Президент ОСК провёл заседание экспертного совета по вопросам экспорта судостроительной продукции

Президент ОСК провёл заседание экспертного совета по вопросам экспорта судостроительной продукции 17 апреля под председательством президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманов...

Российская экономика

Государство поддержит создание виртуальной платформы для беспилотного судовождения

Государство поддержит создание виртуальной платформы для беспилотного судовождения Поддержку получит компания, создающая платформу виртуального моделирования безэкипажного судовождени...

Мурманский транспортный узел обеспечат энергетической инфраструктурой до конца года

Мурманский транспортный узел обеспечат энергетической инфраструктурой до конца года Планируемый объем инвестиций составит 788 млн рублей.

Транспортная политика

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума Объем транзитных грузоперевозок из России через Эстонию за последние четыре года достиг историческог...

Медведев рассказал о планах расширения крупнейших транспортных магистралей

Медведев рассказал о планах расширения крупнейших транспортных магистралей Премьер-министр РФ Дмитрий   Медведев, выступая с ежегодным отчетом в Госдуме, сообщил о&n...

Морские порты

Находкинский морской торговый порт прошел государственную экологическую экспертизу

Находкинский морской торговый порт прошел государственную экологическую экспертизу Находкинский морской торговый порт получил положительное заключение государственной экологической эк...

Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» обсудил вопросы развития морских портов Сахалина

Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» обсудил вопросы развития морских портов Сахалина 17 апреля 2019 года Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев посетил Сахалинскую облас...




Морской транспорт

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках Чистый убыток голландской судостроительной компании Damen Shipyards Group по итогам 2018 года состав...

На атомный ледокол «Сибирь» погружен турбогенератор левого борта

На атомный ледокол «Сибирь» погружен турбогенератор левого борта Специалисты АО «Балтийский завод» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) произв...

Речной транспорт

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания Новые санкции РФ также коснутся угля, продукции машиностроения и легкой промышленности.

Углубление дна Оби позволило увеличить грузопоток в Алтайском крае на 3 млн тонн за 5 лет

Углубление дна Оби позволило увеличить грузопоток в Алтайском крае на 3 млн тонн за 5 лет Углубление дна реки Обь в Алтайском   крае и увеличение продолжительности навигации позвол...

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» планирует направить на дивиденды-2018 75% прибыли, или 6,67 млрд рублей

«Трансконтейнер» планирует направить на дивиденды-2018 75% прибыли, или 6,67 млрд рублей Совет директоров ПАО «Трансконтейнер» рекомендовал общему собранию акционеров   утвердить ...

«Трансконтейнер» в I квартале увеличил перевозки на 7,7% на фоне роста импорта и транзита

«Трансконтейнер» в I квартале увеличил перевозки на 7,7% на фоне роста импорта и транзита «Трансконтейнер» в первом квартале 2019 года увеличил объем контейнерных перевозок на 7,7% по ср...

Авто транспорт

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста При этом на участках протяженностью более 50 км выполнят капитальные работы, сообщает ФКУ Упрдор Мос...

Проезд по трассе М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6%

Проезд по трассе М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6% Стоимость проезда по всем   платным участкам трассы М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6&...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...