Санкции: политические игры в экономике - Морские вести России

Санкции: политические игры в экономике

14.01.2018

Российская экономика

США принимают новые санкции против России, наша страна высылает американских дипломатов, американские консульства приостанавливают выдачу виз россиянам… Эти политические игры, от которых страдают обычные граждане, – лишь вершина айсберга. Куда большие интриги разворачиваются в кулуарах ЕС, где не очень хотят отказываться от сотрудничества с Россией по ряду проектов, крупнейший из которых «Северный поток-2». В целом российская экономика не так сильно страдает от санкций. Но вот отдельные отрасли действительно оказываются под ударом.

Александра Васильцева

Бесконечное хамство

Недавно отношения России и США сотряс очередной скандал. С 23 августа американцы приостановили выдачу неиммиграционных виз в Мос­кве, а также в трех консульствах – в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке. Правда, с 1 сентября выдача виз в столице возобновилась. Однако это существенно сказалось на российских гражданах. Как показал анализ издания The Bell, из почти 578 тыс. виз, выданных в 2014-2016 годах, четверть пришлась на консульства.

Визовый удар последовал после сокращения Москвой числа сотрудников американской дипломатической миссии в России до 455 человек, которое стало ответом на очередной виток санкций против России. В начале августа президент Дональд Трамп подписал закон, вводящий очередные ограничения на поставку американского оборудования для российской нефтяной отрасли. Компании «Роснефть», «Газпром», «Газпром нефть», «Лукойл» и «Сургутнефтегаз» и их «дочки» (если доля материнской структуры превышает 33%) не смогут покупать оборудование для разведки и добычи нефти на глубоководном шельфе, в Арктике, а также сланцевой нефти.

«Это действия с отягчающими обстоятельствами и, я бы сказал, с особым цинизмом», – прокомментировал новые санкции президент РФ Владимир Путин. Он также назвал происходящее «хамством», которое невозможно «бесконечно терпеть».

Против американской инициативы выступил и ЕС. Там опасаются, что новые санкции помешают функционированию газопроводов, поставляющих российское топливо на экспорт. Ведь согласно документу под санкции могут попасть не только американские, но даже европейские компании, если они участвуют в строительстве, ремонте, модернизации или поддержании работы трубопроводов.

Среди потенциальных «жертв» европейские чиновники называют газопровод «Голубой поток» (он совместно принадлежит «Газпрому» и итальянской Eni), нефтепровод «Каспийский трубопроводный консорциум» (Shell, Eni, «Роснефть»), расширение проекта «Сахалин-2» (Shell и «Газпром»). А больше всего беспокойство вызывает «Северный поток – 2», но о нем поговорим отдельно.

Также европейцы переживают за судьбу будущего завода по производству сжиженного газа, который «Газпром» совместно с Shell собираются построить в порту Усть-Луга. Это один из ключевых способов диверсифицировать поставки газа в ЕС. В конце июля представитель МИД Германии Мартин Шефер заявил, что проведение промышленной политики США под видом санкций является «неприемлемым», чиновник призвал Вашингтон к более конструктивному диалогу с Европой по этому вопросу.

Нефть наше все

Первые санкции против России появились в марте 2014 года, то есть три года назад. Сначала речь шла лишь о физических лицах. США, члены ЕС и другие государства запрещали въезд на свою территорию ряду российских чиновников (см. «Хроника санкций»). Более серьезный оборот дело приняло летом 2014-го, когда санкции стали вводить и против компаний. Первыми жертвами оказались кредитные организации вроде «Сбербанка» и ВТБ, а также некоторые промышленные предприятия.

Много споров до сих пор вызывает вопрос, как санкции повлияли на российскую экономику. В основном эксперты сходятся во мнении, что влияние санкций, по крайней мере краткосрочное, сильно преувеличено. Как видно из графиков (см. «Нефтяная экономика»), главным фактором являются нефтяные цены. В третьем квартале 2014 года они резко пошли вниз, следом – с некоторым отставанием – начал падение и валовой внутренний продукт (на графике представлены его квартальные значения).

Влиянию санкций на Россию посвятила свое исследование группа Capital Economics, пишет газета «Ведомости». Это один из ведущих независимых (негосударственных) исследовательских институтов мира со штаб-квартирой в Лондоне. Как утверждают эксперты Capital Economics, цены на энергоносители куда важнее для России, чем санкции. Именно поэтому резкое ухудшение экономической ситуации началось с 2015 года, хотя санкции появились несколько раньше.

Главное, что отмечают в Capital Economics, это резкий отток капитала, начавшийся еще в первом квартале 2014 года. Как правило, отток капитала наблюдается на фоне снижения нефтяных цен. Однако здесь они сохранялись на одном уровне, а бизнес уже начал выводить деньги из страны.

Правда, сложно сказать, связано ли это с присоединением Крыма и последующими санкциями либо с общей стагнацией, которая уже царила в экономике и настроениях предпринимателей к началу 2014 года. Стагнация, напомним, началась в 2013 году, когда ВВП прибавил меньше 2%. И это на фоне головокружительных по сегодняшним меркам нефтяных цен – $108 за баррель Brent.

Впрочем, отдельные отрасли серь­езно пострадали от санкций.

Шельфы под ударом

Явно от политики пострадал нефтегазовый сектор. По оценке президента Национальной ассоциации нефтегазового сектора Виктора Хайкова, на иностранные технологии приходится около 90% ключевых технологий добычи на шельфе. И все они попали под запрет. Именно поэтому российские нефтяники приостанавливают проекты. Так, «Роснефть» не будет совместно с ExxonMobil разрабатывать шельфы в Арктике и Черном море. Хотя на официальном сайте «Роснефть» по-прежнему пишет, что шельфовые проекты – стратегическое направление для компании.

Отчасти спасает ситуацию готовность западных компаний работать «в тени». Как рассказывают участники рынка, оборудование может поставляться не напрямую из западных государств, а через страны-посредники. По словам президента некоммерческой организации «Союзнефтегазсервис» (объединяет сервисные компании в нефтегазовом секторе) Игоря Мельникова, иностранные компании стремятся быть вне политики и делать бизнес «всеми правдами и неправдами», а российские игроки согласны на полулегальное использование западных технологий. «По сути, все работают в тени», – цитирует А. Мельникова газета «Ведомости».

Транш перед санкциями

Серьезно пострадал и военно-промышленный комплекс, в том числе судостроение. Россия создает фрегаты (самые крупные на сегодня надводные корабли ВМФ), а газотурбинные двигательные установки к ним ранее закупались на Украине, на заводе «Зоря-Машпроект» в Николаеве. В 2014 году поставки прекратились. Теперь часть строящихся фрегатов планируют продать в Индию (индусы сами закупят двигатели), а сдача кораблей для ВМФ сдвинулась на 2-4 года, рассказал «Ведомостям» источник в Минобороны.

Впрочем, если брать транспортную отрасль, главной темой для обсуждения, особенно в кулуарах ЕС, является «Северный поток - 2». Это двукратное (до 110 млрд кубометров газа в год) расширение действующего трубопровода «Северный поток». Для понимания масштабов: в 2016 году Россия поставила по газопроводам в Европу 166 млрд кубометров. Таким образом, когда оба «Северных потока» начнут эксплуатироваться, они замкнут на себе большую часть поставок газа. Транзит через Украину, вероятно, вообще прекратится. Именно это и является одной из причин строительства новой трубы.

В апреле текущего года управляющая компания Nord Stream 2 AG (принадлежит наполовину «Газпрому», наполовину европейским партнерам) подписала с французской Engie, австрийской OMV Group, датской Royal Dutch Shell, немецкими Uniper и Wintershall соглашение о финансировании «Северного потока - 2», в рамках которого европейская сторона предоставляет половину финансирования (общая стоимость около 10 млрд евро). Фактически деньги поступили на счета Nord Stream 2 AG в июне, утверждает зампред «Газпрома» Александр Медведев, не уточняя, о всей сумме или ее части идет речь.

Американские санкции могут поставить под угрозу сотрудничество по «Северному потоку - 2». В документе, который недавно подписал президент Трамп, заложены опции, позволяющие распространить санкции и на российско-европейский газопровод. В ЕС считают, что Америка может воспользоваться этим инструментом, чтобы устранить конкурента в виде «Газпрома», поскольку и сама начала поставлять в Европу голубое топливо. Недавно первые танкеры со сжиженным газом пришли из США в Голландию и Польшу.

Впрочем, партнеры «Газпрома» готовы отстаивать свой проект. «Если американские санкции будут применяться к проекту, который реализуется не на территории США, не вовлекает американские компании и не предполагает долларовое финансирование, то европейская сторона должна мобилизоваться против такого вмешательства. Это вмешательство неприемлемо», – сказала в интервью газете Financial Times исполнительный директор французской Engie Изабель Кочер.

Нефтяная экономика

В четвертом квартале 2013 года ВВП России в постоянных ценах составлял 17,38 трлн рублей, а средняя цена нефти Brent равнялась $109,1. Мы взяли эти цифры за 100% и сравнили, как менялся квартальный ВВП и стоимость нефти в последующие годы.

Первые серьезные санкции были приняты против России летом 2014 года, когда компании ограничили в привлечении заемного финансирования. Следующая волна санкций последовала осенью. Однако, как видно на графике, это не повлияло на квартальную динамику ВВП, которая в значительной степени повторяет нефтяную кривую.

Хроника санкций

Дата: март 2014 года.

Причина: присоединение Крыма к России.

Страна и суть санкций:

1. ЕС вводит персональные санкции против 21 российского и украинского чиновника, в том числе вице-спикера Государственной Думы РФ Сергея Железняка и вице-спикера Совета Федерации РФ Евгения Бушмина. Им запрещен въезд в ЕС, а имеющиеся там активы подлежат заморозке.

2. США вводят персональные санкции против российских должностных лиц и бизнесменов, в том числе вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, спикера Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко, предпринимателей Геннадия Тимченко и Аркадия Ротенберга. Они не могут получить американскую визу, имеющиеся в США активы подлежат заморозке.

Дата: июль 2014 года.

Причина: катастрофа Boeing 777 над территорией военных действий в Донбассе.

Страна и суть санкций:

1. ЕС вводит санкции против ВТБ, «Сбербанка», «Газпромбанка» и «Россельхозбанка». Эти банки и их «дочки» не могут привлекать кредиты на финансовом рынке ЕС сроком более 90 дней. Кроме того, европейцы устанавливают запрет на поставки в Россию оружия, некоторые виды энергетического оборудования и высокотехнологичного оборудования для добычи сланцевой нефти, энергоносителей в Арктике и на глубоководном шельфе.

2. США вводят санкции против ВТБ, «Банка Москвы», «Газпромбанка», «Россельхозбанка», «Внешэкономбанка», а также «Роснефти» и «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Эти организации не могут привлекать от американских компаний или граждан кредиты сроком более 90 дней.

Дата: август-сентябрь 2014 года.

Причина: продолжающиеся военные действия на Украине.

Страна и суть санкции:

1. ЕС вновь ограничил ряду российских компаний доступ к заемному финансированию. «Роснефть», «Газпром нефть», «Транснефть», ВТБ, «Сбербанк», «Газпромбанк» и «Россельхозбанк» не могут получить кредиты сроком свыше 30 дней. В санкционный список также попал ряд оборонных предприятий.

2. США запрещают своим компаниям поставлять оборудование для разведки и добычи сланцевой нефти, а также нефти в Арктике и на глубоководном шельфе. Речь идет о поставках в адрес «Газпрома», «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», «Новатэка» и «Транснефти». Кроме того, компании, ранее попавшие под санкции, не могут привлекать кредиты сроком свыше 30 дней.

Дата: август 2014 года.

Причина: ответ на санкции западных стран.

Страна и суть санкции:

Россия вводит эмбарго на поставки некоторой сельхозпродукции и товаров легкой промышленности из стран, ранее применивших санкции. Эмбарго касается мясных и молочных продуктов, рыбы, овощей и фруктов.

Дата: август 2017 года.

Причина: нарушение территориальной целостности Украины, вмешательство хакеров в выборы президента США.

Страна и суть санкции:

США запрещают своим компаниям поставки оборудования для нефтяной отрасли не только в адрес «Газпрома», «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», но и их «дочек», если доля материнской компании превышает 33%.

Морские порты №6 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ