Санкции: политические игры в экономике

Российская экономика
Санкции: политические игры в экономике

США принимают новые санкции против России, наша страна высылает американских дипломатов, американские консульства приостанавливают выдачу виз россиянам… Эти политические игры, от которых страдают обычные граждане, – лишь вершина айсберга. Куда большие интриги разворачиваются в кулуарах ЕС, где не очень хотят отказываться от сотрудничества с Россией по ряду проектов, крупнейший из которых «Северный поток-2». В целом российская экономика не так сильно страдает от санкций. Но вот отдельные отрасли действительно оказываются под ударом.

Александра Васильцева

Бесконечное хамство

Недавно отношения России и США сотряс очередной скандал. С 23 августа американцы приостановили выдачу неиммиграционных виз в Мос­кве, а также в трех консульствах – в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке. Правда, с 1 сентября выдача виз в столице возобновилась. Однако это существенно сказалось на российских гражданах. Как показал анализ издания The Bell, из почти 578 тыс. виз, выданных в 2014-2016 годах, четверть пришлась на консульства.

Визовый удар последовал после сокращения Москвой числа сотрудников американской дипломатической миссии в России до 455 человек, которое стало ответом на очередной виток санкций против России. В начале августа президент Дональд Трамп подписал закон, вводящий очередные ограничения на поставку американского оборудования для российской нефтяной отрасли. Компании «Роснефть», «Газпром», «Газпром нефть», «Лукойл» и «Сургутнефтегаз» и их «дочки» (если доля материнской структуры превышает 33%) не смогут покупать оборудование для разведки и добычи нефти на глубоководном шельфе, в Арктике, а также сланцевой нефти.

«Это действия с отягчающими обстоятельствами и, я бы сказал, с особым цинизмом», – прокомментировал новые санкции президент РФ Владимир Путин. Он также назвал происходящее «хамством», которое невозможно «бесконечно терпеть».

Против американской инициативы выступил и ЕС. Там опасаются, что новые санкции помешают функционированию газопроводов, поставляющих российское топливо на экспорт. Ведь согласно документу под санкции могут попасть не только американские, но даже европейские компании, если они участвуют в строительстве, ремонте, модернизации или поддержании работы трубопроводов.

Среди потенциальных «жертв» европейские чиновники называют газопровод «Голубой поток» (он совместно принадлежит «Газпрому» и итальянской Eni), нефтепровод «Каспийский трубопроводный консорциум» (Shell, Eni, «Роснефть»), расширение проекта «Сахалин-2» (Shell и «Газпром»). А больше всего беспокойство вызывает «Северный поток – 2», но о нем поговорим отдельно.

Также европейцы переживают за судьбу будущего завода по производству сжиженного газа, который «Газпром» совместно с Shell собираются построить в порту Усть-Луга. Это один из ключевых способов диверсифицировать поставки газа в ЕС. В конце июля представитель МИД Германии Мартин Шефер заявил, что проведение промышленной политики США под видом санкций является «неприемлемым», чиновник призвал Вашингтон к более конструктивному диалогу с Европой по этому вопросу.

Нефть наше все

Первые санкции против России появились в марте 2014 года, то есть три года назад. Сначала речь шла лишь о физических лицах. США, члены ЕС и другие государства запрещали въезд на свою территорию ряду российских чиновников (см. «Хроника санкций»). Более серьезный оборот дело приняло летом 2014-го, когда санкции стали вводить и против компаний. Первыми жертвами оказались кредитные организации вроде «Сбербанка» и ВТБ, а также некоторые промышленные предприятия.

Много споров до сих пор вызывает вопрос, как санкции повлияли на российскую экономику. В основном эксперты сходятся во мнении, что влияние санкций, по крайней мере краткосрочное, сильно преувеличено. Как видно из графиков (см. «Нефтяная экономика»), главным фактором являются нефтяные цены. В третьем квартале 2014 года они резко пошли вниз, следом – с некоторым отставанием – начал падение и валовой внутренний продукт (на графике представлены его квартальные значения).

Влиянию санкций на Россию посвятила свое исследование группа Capital Economics, пишет газета «Ведомости». Это один из ведущих независимых (негосударственных) исследовательских институтов мира со штаб-квартирой в Лондоне. Как утверждают эксперты Capital Economics, цены на энергоносители куда важнее для России, чем санкции. Именно поэтому резкое ухудшение экономической ситуации началось с 2015 года, хотя санкции появились несколько раньше.

Главное, что отмечают в Capital Economics, это резкий отток капитала, начавшийся еще в первом квартале 2014 года. Как правило, отток капитала наблюдается на фоне снижения нефтяных цен. Однако здесь они сохранялись на одном уровне, а бизнес уже начал выводить деньги из страны.

Правда, сложно сказать, связано ли это с присоединением Крыма и последующими санкциями либо с общей стагнацией, которая уже царила в экономике и настроениях предпринимателей к началу 2014 года. Стагнация, напомним, началась в 2013 году, когда ВВП прибавил меньше 2%. И это на фоне головокружительных по сегодняшним меркам нефтяных цен – $108 за баррель Brent.

Впрочем, отдельные отрасли серь­езно пострадали от санкций.

Шельфы под ударом

Явно от политики пострадал нефтегазовый сектор. По оценке президента Национальной ассоциации нефтегазового сектора Виктора Хайкова, на иностранные технологии приходится около 90% ключевых технологий добычи на шельфе. И все они попали под запрет. Именно поэтому российские нефтяники приостанавливают проекты. Так, «Роснефть» не будет совместно с ExxonMobil разрабатывать шельфы в Арктике и Черном море. Хотя на официальном сайте «Роснефть» по-прежнему пишет, что шельфовые проекты – стратегическое направление для компании.

Отчасти спасает ситуацию готовность западных компаний работать «в тени». Как рассказывают участники рынка, оборудование может поставляться не напрямую из западных государств, а через страны-посредники. По словам президента некоммерческой организации «Союзнефтегазсервис» (объединяет сервисные компании в нефтегазовом секторе) Игоря Мельникова, иностранные компании стремятся быть вне политики и делать бизнес «всеми правдами и неправдами», а российские игроки согласны на полулегальное использование западных технологий. «По сути, все работают в тени», – цитирует А. Мельникова газета «Ведомости».

Транш перед санкциями

Серьезно пострадал и военно-промышленный комплекс, в том числе судостроение. Россия создает фрегаты (самые крупные на сегодня надводные корабли ВМФ), а газотурбинные двигательные установки к ним ранее закупались на Украине, на заводе «Зоря-Машпроект» в Николаеве. В 2014 году поставки прекратились. Теперь часть строящихся фрегатов планируют продать в Индию (индусы сами закупят двигатели), а сдача кораблей для ВМФ сдвинулась на 2-4 года, рассказал «Ведомостям» источник в Минобороны.

Впрочем, если брать транспортную отрасль, главной темой для обсуждения, особенно в кулуарах ЕС, является «Северный поток - 2». Это двукратное (до 110 млрд кубометров газа в год) расширение действующего трубопровода «Северный поток». Для понимания масштабов: в 2016 году Россия поставила по газопроводам в Европу 166 млрд кубометров. Таким образом, когда оба «Северных потока» начнут эксплуатироваться, они замкнут на себе большую часть поставок газа. Транзит через Украину, вероятно, вообще прекратится. Именно это и является одной из причин строительства новой трубы.

В апреле текущего года управляющая компания Nord Stream 2 AG (принадлежит наполовину «Газпрому», наполовину европейским партнерам) подписала с французской Engie, австрийской OMV Group, датской Royal Dutch Shell, немецкими Uniper и Wintershall соглашение о финансировании «Северного потока - 2», в рамках которого европейская сторона предоставляет половину финансирования (общая стоимость около 10 млрд евро). Фактически деньги поступили на счета Nord Stream 2 AG в июне, утверждает зампред «Газпрома» Александр Медведев, не уточняя, о всей сумме или ее части идет речь.

Американские санкции могут поставить под угрозу сотрудничество по «Северному потоку - 2». В документе, который недавно подписал президент Трамп, заложены опции, позволяющие распространить санкции и на российско-европейский газопровод. В ЕС считают, что Америка может воспользоваться этим инструментом, чтобы устранить конкурента в виде «Газпрома», поскольку и сама начала поставлять в Европу голубое топливо. Недавно первые танкеры со сжиженным газом пришли из США в Голландию и Польшу.

Впрочем, партнеры «Газпрома» готовы отстаивать свой проект. «Если американские санкции будут применяться к проекту, который реализуется не на территории США, не вовлекает американские компании и не предполагает долларовое финансирование, то европейская сторона должна мобилизоваться против такого вмешательства. Это вмешательство неприемлемо», – сказала в интервью газете Financial Times исполнительный директор французской Engie Изабель Кочер.

Нефтяная экономика

В четвертом квартале 2013 года ВВП России в постоянных ценах составлял 17,38 трлн рублей, а средняя цена нефти Brent равнялась $109,1. Мы взяли эти цифры за 100% и сравнили, как менялся квартальный ВВП и стоимость нефти в последующие годы.

Первые серьезные санкции были приняты против России летом 2014 года, когда компании ограничили в привлечении заемного финансирования. Следующая волна санкций последовала осенью. Однако, как видно на графике, это не повлияло на квартальную динамику ВВП, которая в значительной степени повторяет нефтяную кривую.

Хроника санкций

Дата: март 2014 года.

Причина: присоединение Крыма к России.

Страна и суть санкций:

1. ЕС вводит персональные санкции против 21 российского и украинского чиновника, в том числе вице-спикера Государственной Думы РФ Сергея Железняка и вице-спикера Совета Федерации РФ Евгения Бушмина. Им запрещен въезд в ЕС, а имеющиеся там активы подлежат заморозке.

2. США вводят персональные санкции против российских должностных лиц и бизнесменов, в том числе вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, спикера Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко, предпринимателей Геннадия Тимченко и Аркадия Ротенберга. Они не могут получить американскую визу, имеющиеся в США активы подлежат заморозке.

Дата: июль 2014 года.

Причина: катастрофа Boeing 777 над территорией военных действий в Донбассе.

Страна и суть санкций:

1. ЕС вводит санкции против ВТБ, «Сбербанка», «Газпромбанка» и «Россельхозбанка». Эти банки и их «дочки» не могут привлекать кредиты на финансовом рынке ЕС сроком более 90 дней. Кроме того, европейцы устанавливают запрет на поставки в Россию оружия, некоторые виды энергетического оборудования и высокотехнологичного оборудования для добычи сланцевой нефти, энергоносителей в Арктике и на глубоководном шельфе.

2. США вводят санкции против ВТБ, «Банка Москвы», «Газпромбанка», «Россельхозбанка», «Внешэкономбанка», а также «Роснефти» и «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Эти организации не могут привлекать от американских компаний или граждан кредиты сроком более 90 дней.

Дата: август-сентябрь 2014 года.

Причина: продолжающиеся военные действия на Украине.

Страна и суть санкции:

1. ЕС вновь ограничил ряду российских компаний доступ к заемному финансированию. «Роснефть», «Газпром нефть», «Транснефть», ВТБ, «Сбербанк», «Газпромбанк» и «Россельхозбанк» не могут получить кредиты сроком свыше 30 дней. В санкционный список также попал ряд оборонных предприятий.

2. США запрещают своим компаниям поставлять оборудование для разведки и добычи сланцевой нефти, а также нефти в Арктике и на глубоководном шельфе. Речь идет о поставках в адрес «Газпрома», «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», «Новатэка» и «Транснефти». Кроме того, компании, ранее попавшие под санкции, не могут привлекать кредиты сроком свыше 30 дней.

Дата: август 2014 года.

Причина: ответ на санкции западных стран.

Страна и суть санкции:

Россия вводит эмбарго на поставки некоторой сельхозпродукции и товаров легкой промышленности из стран, ранее применивших санкции. Эмбарго касается мясных и молочных продуктов, рыбы, овощей и фруктов.

Дата: август 2017 года.

Причина: нарушение территориальной целостности Украины, вмешательство хакеров в выборы президента США.

Страна и суть санкции:

США запрещают своим компаниям поставки оборудования для нефтяной отрасли не только в адрес «Газпрома», «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», но и их «дочек», если доля материнской компании превышает 33%.

Морские порты №6 (2017)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород В акватории реки Волга на базе яхт-клуба «Лето» в Нижнем Новгороде 21 июля 2019 года состоится волжс...

Суд продлил арест шести из 24 украинских моряков

Суд продлил арест шести из 24 украинских моряков Лефортовский суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия о продлении срока ареста шестерым из 24 у...

Российская экономика

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом Газпромбанк Лизинг подвел итоги работы за первое полугодие 2019 года: объем нового бизнеса за 6 меся...

Лососевая путина набирает обороты

Лососевая путина набирает обороты К середине июля вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке составил 61,4 тыс. тонн, что на 15,4 ...

Транспортная политика

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Морские порты

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли При содействии активистов регионального отделения Общероссийского народного фронта в Чукотском автон...

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор»

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор» Иран предложил Таджикистану арендовать участок земли на территории своего морского порта «Чобахор» д...




Морской транспорт

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер Иран отбуксировал на свою территорию иностранный танкер, столкнувшийся с проблемой в Персидском зал...

АО «НСРЗ» произвело спуск дока.

АО «НСРЗ» произвело спуск дока. На Плавдоке стр. №190 АО «Новороссийский судоремонтный завод» были выполнены работы по спуску дока.

Речной транспорт

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку По состоянию на 11 июля в эксплуатации находятся 138 единиц флота ПАО «ЛОРП». В Осетрово продолжаетс...

Ж/Д транспорт

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ Руководство «Российских железных дорог» («РЖД») пошло на встречу угольщикам Кузбасса и приня...

РЖД направят на дивиденды за 2018 год 13,4 млрд рублей или 72,74% чистой прибыли по РСБУ

РЖД направят на дивиденды за 2018 год 13,4 млрд рублей или 72,74% чистой прибыли по РСБУ «Российские железные дороги» направят на выплату дивидендов по обычным акциям за 2018 год 13,4 млрд ...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...