Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

Морские порты
Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

Подводя итоги зимней навигации 2016-2017 года в морских портах Ванино, Советская Гавань, Магадан, Де-кастри ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива», следует отметить, что проходила она в более суровых ледовых и гидрометеорологических условиях, чем в прежние годы. Тем не менее, в названных портах навигация осуществляется круглогодично. Этому факту способствует отлаженная работа сил и средств по обеспечению ледокольных проводок и плавания в акваториях данных портов и на подходах к ним в зимний период.

Николай Татаринов, руководитель ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Ванино. Январь 2017

В середине декабря 2016 года преобладание устойчивых низких температур до –250 С и слабые ветры способствовали ускоренному ледообразованию в северной части Татарского пролива по всей его ширине. К началу периода ледокольных проводок 2016-2017 года кромка начальных видов льда достигла широты морского порта Ванино и вплотную приблизилась к акватории порта.

До середины января суда проходили в порт самостоятельно благодаря широким разводьям от кромки начальных видов льда до порта или под проводкой МФАСС «Спасатель Заборщиков». В связи с устойчивыми низкими температурами, быстрым остыванием пролива и отсутствием ветров толщина ледяного покрова увеличивалась каждые сутки в среднем на 2-3 см и к середине января толщина льда на подходах к порту достигала 30-45 см (белый лед).

14-16 января северо-восточный ветер силой до 20 м/сек осложнил ледовую обстановку. Обширные и гигантские поля белого льда сдрейфовали на подходы к порту и началось сжатие льда, его торошение и наслоение, что потребовало введения дополнительных ограничений для судов по режиму ледового плавания. Суда, находившиеся на рейде и ожидавшие постановку к причалам порта, были заблаговременно оповещены и выведены по рекомендациям Штаба ледокольных проводок в безопасном направлении и на безопасные дистанции.

К 17 января северо-восточный ветер переломал обширные и гигантские поля белого льда в крупнобитый лед, и поэтому, когда ветер поменялся на северо-западные направления, сжатие льда прекратилось. В соответствии с графиком движения начались ледокольные проводки судов на вход и выход из порта под проводкой ледокола «Красин», а суда, имеющие ледовый класс выше объявленного ограничения, двигались самостоятельно, используя небольшие разводья во льдах.

28 января циклон, проходивший по средней части Татарского пролива, принес с собой штормовые ветры северо-западных направлений порывами до 25 м/с, в связи с чем поля белого льда разломало и сдрейфовало в восточных, юго-восточных направлениях более чем на 10 морских миль от береговой линии, оставив после себя ледяную кашу из серо-белого, белого льда, в которой суда, имеющие ледовый класс, соответствующий введенным ограничениям по режиму ледового плавания, следовали, как правило, самостоятельно.

Такое положение сохранялось до конца первой декады февраля. В тот момент, вопреки официальному трехсуточному прогнозу погоды, сильных ветров западных направлений не было, были ветры восточного, северо-восточного направлений, по причине которых периодически происходило сжатие льда и в связи с чем ледокол «Красин» привлекался к проводкам судов.

Ванино. Февраль 2017

В середине февраля восточные и северные ветры, хоть и слабые, способствовали дрейфу льда в сторону подходов к порту Ванино, происходило сжатие льда, его наслоение и торошение, что способствовало введению ограничения по режиму ледового плавания для судов с ледовым классом ARC4 и ниже и обязательной ледокольной проводки для них.

В конце второй декады февраля один из немногих циклонов, проходивших по Охотскому морю, принес с собой ветры северного, северо-западного направлений, благодаря чему скорость дрейфа ледяных полей увеличивалась до 1,4 узла вместо обычной 0,4-0,6 узла. Благодаря этому кромка льда сдрейфовала в юго-восточном направлении от берега, образовав полосу чистой воды вдоль береговой линии. Ширина прибрежной полыньи достигала местами до 10 морских миль. Однако несмотря на это, при изменении направления ветра на северо-восточное сохранялась опасность для судов, следовавших в непосредственной близости от береговой линии, быть прижатыми льдом к берегу.

Штабом ледокольных операций ежедневно во избежание возникновения аварийной ситуации прорабатывалась информация из всех доступных источников. Точка формирования каравана и рекомендованный маршрут ледового плавания назначались на основе анализа реальной ледовой обстановки, видов, формы, сплоченности, дрейфа льда, направления и силы ветра, прогнозов погоды.

К 26 февраля направление северного ветра изменилось на северо-восточное, и обширные поля льда сдрейфовали на подходы к порту, образовав труднопроходимую перемычку из торошенного серо-белого, белого льда с наслоениями сплоченностью 9-10 баллов. В этих условиях паромы типа «Сахалин» с ледовым классом ARC5 проходили с большим трудом или ждали ослабления восточного ветра, прекращения сжатия льда и его разрядки.

Данная ледовая обстановка до 3 марта изменялась незначительно. Ледокол «Красин» с трудом проводил по одному судну в порт и из порта, так как образующийся за ним канал затягивался битым льдом в течение нескольких минут.

Ванино. Март 2017

С 3 марта ветер северо-западных направлений силой до 18 м/сек за четыре дня сдрейфовал лед в юго-восточном направлении от береговой линии, образовав проход шириной около 15-20 морских миль с присутствием темного, светлого ниласа, по которому суда проходили самостоятельно.

Под воздействием преобладающих ветров и поверхностных течений обширные массы серо-белого, белого льда, включая сохранившиеся на севере Татарского пролива обширные и гигантские поля, двигались на юг по всей ширине пролива и к 16 марта очередной раз блокировали подходы к порту со всех направлений на расстоянии до 10 морских миль от входа в порт.

Вследствие этого вновь были введены ограничения по режиму ледового плавания и к самостоятельному плаванию во льдах допускались только суда, имеющие ледовый класс ARC4 и выше. Некоторые суда, имеющие ледовый класс ARC4, застревали во льду и вынуждены были прибегать к помощи ледокола «Красин».

Данная ледовая обстановка продолжалась до 28 марта, пока ветер не поменял направление и появилась разрядка на подходах к порту. Лед от мелкобитого до крупнобитого, серо-белый, белый сплоченностью от 3-4 баллов в северной части акватории порта до 7-8 баллов на входе в порт и южнее, до мыса Красный Партизан. Суда двигались как в порт, так и из порта самостоятельно.

До 6 апреля с помощью снимков с искусственных спутников Земли, предоставляемых ФГУП «Росморпорт», велся мониторинг ледовой обстановки, сбор информации с судов и береговых постов наблюдения, анализ дрейфа льда и производилось оповещение о наличии в определенных районах обширных и гигантских полей серо-белого льда, сохранившихся в Татарском проливе у западного побережья к северу от порта на удалении около 40-45 морских миль, которые могли бы создать аварийную ситуацию для судов, следующих в удаленный терминал Сизиман или в морской порт Де-Кастри.

6 апреля 2017 года капитаном морского порта Ванино было издано распоряжение «Об объявлении окончания периода ледокольных проводок судов в морском порту Ванино в зимнюю навигацию 2016-2017 года» с 00 часов 7 апреля 2017 года.

Рис.1. Ледовая обстановка

Морской порт Магадан

Прошедший период ледокольных проводок в порту Магадан составил 152 дня – с 10.12.2016 г. по 10.05.2017 г. Фактическая работа ледокола «Капитан Хлебников» осуществлялась с 27.12.2016 г. по 29.01.2017 г., ледокола «Магадан» – с 06.02.2017 г. по 10.05.2017 г. Максимальная протяженность ледокольной проводки составила 91 морскую милю, максимальная продолжительность – 16 часов.

Во избежание повторений прошлогодних ситуаций, когда в результате установившихся низких температур толщина ледового припая у причальных сооружений морского порта Магадан и в бухте Нагаева достигла от 1 до 1,5 метра, в восточной части бухты – до 1,7 метра, а швартовные операции продолжались от 4 до 12 часов, в 2017 году в период ледокольных проводок к околке бухты от льда ледокол привлекался 5 раз (28.12.2016, 12.01.2017, 05.02.2017, 21.02.2017, 28.02.2017).

В результате проделанных работ в акватории порта толщина льда не превышала 0,2 метра. В дальнейшем приливно-отливным течением лед выносило из бухты, благодаря чему в акватории лед не нарастал, а суда при швартовке и отшвартовке не испытывали трудностей и проход осуществляли самостоятельно. В Тауйской губе преобладали ветры северного направления, это привело к активному разрушению ледового покрова. С 6 февраля 2017 года ледокол «Магадан» не выходил из бухты и давал рекомендации по маршруту судам, следующим как в порт, так и из порта.

Морской порт Советская Гавань

Период ледокольной проводки в морском порту Советская Гавань проходил с 30.11.2016 г. по 24.04.2017 г.

Из-за отсутствия ледового сбора в этом порту оплата услуг по ледовой проводке судов производилась на основании единовременных договоров между судовладельцами и собственниками буксиров ледового класса. Ледовая проводка судов в акватории порта Советская Гавань осуществлялась с помощью МФАСС «Спасатель Заборщиков» (ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота») и д/э «Сахалин» (ОАО «Сахалинское морское пароходство»).

С начала января 2017 года средняя температура воздуха продолжала резко понижаться, что обусловило значительную интенсивность нарастания льда. В середине января толщина льда сплоченностью 10 баллов составляла 75 см. В итоге период ледокольных проводок составил 4 месяца и 26 дней, а период тяжелого судоходства находился в пределах трех месяцев (январь-март). В более тяжелых ледовых условиях при толщине льда свыше 80 см (февраль-март) только паромы типа «Сахалин» осуществляли проводку судов.

Морской порт Де-Кастри

Период ледокольных проводок в морском порту Де-Кастри продолжался с 07.12.2016 г. по 14.04.2017 г.

Ледокольное обеспечение в Татарском проливе крупнотоннажных танкеров компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» осуществлялось силами буксира/судна обеспечения «Норманн» Icebreaker 6; буксира/судна обеспечения «Помор» Icebreaker 6. В акватории порта ледокольные проводки выполняли буксир/судно обеспечения «Нефтегаз-70» КМ*L1; буксир ледокольный «Полар Певек» КМ*Arc6; буксир «Смит Новик» КМ*Ice3.

Наихудшие условия плавания в 2017 году в Татарском проливе были обусловлены белым льдом 30-50 см (9 баллов). Раннее образование льда произошло из-за аномального холодного периода в Татарском проливе в ноябре-декабре 2016 года, что ускорило введение ледокольного сопровождения в декабре 2016 года.

Морские порты №5 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

В Канаде спущен на воду головной патрульный корабль арктической зоны Harry DeWolf

В Канаде спущен на воду головной патрульный корабль арктической зоны Harry DeWolf Перспективные суда этого типа способны выполнять задачи патрулирования, контроля судоходства, защиты...

«Адмирал Кузнецов» введен в плавучий док

«Адмирал Кузнецов» введен в плавучий док Исполнителем работ выступает филиал «35 судоремонтный завод» АО «Центр Судоремонта «Звездочка» в Рос...

Российская экономика

Международная конференция «Проблемы промыслового использования трансграничных запасов» прошла в рамках МРФ-2018

Международная конференция «Проблемы промыслового использования трансграничных запасов» прошла в рамках МРФ-2018 Эксперты обсудили вопросы международного сотрудничества в области рыболовства в условиях изменения к...

Компания Артема Аветисяна стала первым резидентом САР на острове Русский

Компания Артема Аветисяна стала первым резидентом САР на острове Русский Компания совладельца банка «Восточный» Артема Аветисяна стала первым резидентом специального админис...

Транспортная политика

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток ФТС России внедряет на Дальнем Востоке ряд инструментов по упрощению таможенных процедур. В частност...

Новый банк развития БРИКС готов участвовать в проектах из магистрального плана РФ

Новый банк развития БРИКС готов участвовать в проектах из магистрального плана РФ Банк мог бы принять участие в реализации проектов строительства железных дорог (включая ВСМ)...

Морские порты

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала Предполагается, что проект позволит существенно облегчить выход на внешние рынки для сельхозтоваропр...

«Восточная горнорудная компания» реализует инвестиционный проект по наращиванию добычи и экспорта угля до 20 млн. тонн.

«Восточная горнорудная компания» реализует инвестиционный проект по наращиванию добычи и экспорта угля до 20 млн. тонн. «Восточная горнорудная компания», под управлением которой работают «Солнцевский угольный разрез» и...




Морской транспорт

Паром «Балтийск» ждут в Усть-Луге

Паром «Балтийск» ждут в Усть-Луге Обсуждается вопрос строительства второго парома,  за счет средств федерального бюджета

Новый газовоз для Ямала

Новый газовоз для Ямала Для проекта «Ямал СПГ»  строится еще два аналогичных судна.

Речной транспорт

Специалисты Амурводпути обеспечили доставку последней в эту навигацию партии крупнотоннажного груза для строящегося Амурского ГПЗ

Специалисты Амурводпути обеспечили доставку последней в эту навигацию партии крупнотоннажного груза для строящегося Амурского ГПЗ Доставка такого груза – сложнейшая трудоемкая операция, связанная с множеством особенностей судоходс...

Енисейское пароходство доставит пиломатериалы в Дудинку для экспорта в Египет

Енисейское пароходство доставит пиломатериалы в Дудинку для экспорта в Египет До конца сентября судам ЕРП предстоит перевезти из Лесосибирска в Дудинку порядка 12 тысяч кубометро...

Ж/Д транспорт

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан»

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан» Стороны намерены также рассмотреть возможность лицензионного изготовления новых электропоездов и ваг...

Отправки угля со станций Дальневосточной железной дороги в адрес объектов ЖКХ выросли на 30%

Отправки угля со станций Дальневосточной железной дороги в адрес объектов ЖКХ выросли на 30% Для нужд объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных в регионе, за 8 месяцев отправлено ...

Авто транспорт

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году По проекту разработана проектно-сметная документация, которая уже прошла экспертизу. Строительство м...

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб.

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб. Проект рассчитан на реализацию в течение шести лет.

Аналитика

Транспортная политика

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Морские порты

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Порт Ялта: контроль пассажирских перевозок капитаном порта

Порт Ялта: контроль пассажирских перевозок капитаном порта Ялта – ворота летнего отдыха полуострова, главный курорт Крыма. Именно здесь предпочитает отдыхать б...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...