Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы - Морские вести России

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

14.11.2017

Морские порты

За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиал ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики». В связи с развитием арктических добывающих проектов, а также трассы Северного морского пути роль порта многократно возрастает – растет интенсивность судоходства, количество судозаходов в порт, объемы переработки грузов, в том числе опасных. Все это накладывает повышенную ответственность на работу служб капитана порта.

Владимир Войтих, исполняющий обязанности капитана морского порта Мурманск ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Растет грузооборот – растет ответственность

Морской порт Мурманск – второй по грузообороту на северо-западе России глубоководный, незамерзающий, круглогодично работающий порт –перерабатывает около 35 млн тонн грузов в год и принимает суда длиной до 340 метров и осадкой до 17 метров. Сегодня здесь реализуется программа развития Мурманского транспортного узла, благодаря чему порт становится базовым портом Арктики и приобретает все большую роль в освоении добывающих арктических проектов.

В связи с этим растут и объемы грузооборота порта, что видно из сравнительного анализа данных перевалки грузов в морском порту Мурманск в 2015-2016 годах и январе-апреле 2016-2017 годов (таблица 1 и 2). Рост наблюдается практически в 1,5 раза.

Увеличение грузооборота произошло за счет роста перевалки наливных грузов, что связано прежде всего с установкой в порту Мурманск танкера-накопителя «Умба». Танкер задействован в операциях по перевалке на экспорт российской арктической нефти компании «Газпром нефть», добываемой на Новопортовском нефтегазоконденсатном месторождении (Ямал) и на МЛСП «Приразломная».

Кроме того, в связи с изменением логистической политики компании «Лукойл» начиная с апреля 2016 года нефть с Варандейского терминала доставляется в порт Мурманск на комплекс РПК-2 (ООО «Кольский нефтяной терминал»). Раньше нефть с Варандейского терминала доставлялась напрямую в иностранные порты.

РПК-2 в прошлом году вышел на полную проектную мощность, на нем было обработано 128 судов, объем экспорта сырой нефти составил 5,2 млн тонн. В 2016 году был построен РПК «Норд», на котором по итогам года было обработано 203 судна, объем экспорта сырой нефти составил 4,6 млн тонн.

Соответственно увеличилась и интенсивность морских перевозок. В 2016 году в порт зашло более 100 танкеров дедвейтом 100 тыс. тонн. Статистика судозаходов за январь-май в сравнении с прошлым годом выглядит следующим образом: 2017 год – 1339, 2016 год – 1188. Рост составил 151 судозаход.

Для обеспечения безопасности судоходства в морском порту Мурманск и на подходах к нему Служба капитана морского порта контролирует работу СУДС, лоцманской службы. В морском порту действует разрешительный порядок движения судов. Регулирование движения судов в акватории морского порта осуществляется с помощью СУДС. Движение и расстановка судов в морском порту производятся на основании Графика движения и расстановки судов.

Службе капитана морского порта предоставляется информация об уровне охраны портовых средств и судов, находящихся в морском порту, а также о любых изменениях в их уровнях охраны.

Табл. 1. Сравнительный анализ данных перевалки грузов в морском порту Мурманск в 2015-2016 гг., (тыс. тонн)

Табл. 2. Сравнительный анализ данных перевалки грузов в морском порту Мурманск в январе-апреле 2016-2017 гг., (тыс. тонн)

Безопасность в условиях Арктики

Суровые арктические условия накладывают на работу судов и экипажей особые требования, прежде всего к исполнению своих обязанностей. Несмотря на технический прогресс, развитие информационных технологий, навигация в ледовых условиях требует от капитанов судов и плавсостава высокого профессионализма, выучки, многолетнего опыта работы на флоте, особого морского характера и преданности профессии.

Притом что морской порт Мурманск незамерзающий, зимняя навигация в порту, на подходах к нему и по трассам Северного морского пути (СМП) имеет свои особенности и трудности: быстро сокращается световой день, наступает полярная ночь, увеличивается количество штормовых дней, а также дней с ограниченной видимостью. Кроме того, плавание происходит в условиях чрезвычайно низких температур воздуха.

Поэтому для осуществления безаварийной работы в Арктике и безопасного мореплавания крайне важно взаимодействие всех служб порта, официальных властей с судовладельцами и экипажами судов.

Безусловно, в этой работе важную роль играет Служба капитана морского порта Мурманск, которая осуществляет координацию движения и расстановку судов, связь между всеми участниками, обеспечивающими коммерческую и другую работу судна в порту. Процедура оформления выхода из порта судов для работы на трассе СМП инспекторами ИГПК Службы капитана порта производится в строгом соответствии с требованиями приказа Минтранса России «Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути», «Руководства для сквозного плавания судов по Северному морскому пути».

Контроль за движением судов на трассах СМП и необходимую помощь оказывает Администрация СМП. Залогом безаварийной работы судов на трассах СМП можно считать технические возможности атомных ледоколов, осуществляющих проводки судов, а также высокую профессиональную подготовку и богатый опыт экипажей ледоколов ФГУП «Атомфлот».

Особо нужно отметить работу Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт», осуществляющего обеспечение работы СУДС, государственной лоцманской службы, а также предоставление иных портовых услуг стивидорным, агентским, буксирным и другим компаниям порта.

В этой связи хочется выразить уверенность, что имеющееся сегодня взаимодействие между всеми участниками транспортного процесса в арктических морях сохранит все положительные тенденции.

Итоги проверок судов ИГПК

Инспекцией государственного портового контроля (ИГПК) Службы капитана морского порта Мурманск проверяется соответствие иностранных и российских судов требованиям как российского законодательства, так и международных соглашений РФ (13 международных конвенций и около 40 обязательных кодексов) в области торгового мореплавания.

В 2016 году порт Мурманск посетило 4247 судов, из них 869 судов под иностранным флагом. Инспекторами ИГПК было проведено 525 инспекций (проверок) российских судов и выставлено 1173 замечания, 6 судам было отказано в выходе из порта в рейс. На иностранных судах было проведено 93 инспекции (проверки) с выставлением 198 замечаний и задержанием 2 судов.

Из нарушений, выявленных по результатам проверок, в основном преобладали нарушения, относящиеся к следующим группам: «безопасность мореплавания», «пожаробезопасность», «спасательные средства», «судовые средства и сертификаты», «конструкция судна».

По результатам проверок судов было составлено в 2016 году 42, а в 2017 году 8 протоколов/актов об административном правонарушении с привлечением к ответственности в общем 50 человек/судовладельцев.

Прогнозируется, что развитие Мурманского транспортного узла, строительство новых терминалов по перегрузке углеводородов и навалочных грузов, завода по строительству крупногабаритных морских модулей приведет в ближайшем будущем к дальнейшему увеличению количества судов, посещающих порт Мурманск, что естественным образом повлияет и на количество судов, подлежащих контролю, а это, соответственно, увеличит нагрузку на работников ИГПК.

Между тем в инспекции работают хорошо подготовленные и обученные специалисты, имеющие за плечами богатый жизненный опыт и большой опыт практической работы на судах различных типов. Ежегодно 10-12 инспекторов ИГПК посещают курсы повышения квалификации, принимают участие в семинарах и рабочих встречах по обмену опытом как в России, так и за рубежом.

Сотрудники инспекции принимают активное участие в рабочих группах государственного портового контроля РФ, Парижского меморандума о взаимопонимании и контроле судов государством порта, Арктического совета. В настоящий момент ведется активная подготовка нашего сотрудника к участию в составе российской делегации в Комитете Международной морской организации (ММО) по защите морской среды.

Морские порты №4 (2017)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика