ФАС против стивидоров: битва за рубли - Морские вести России

ФАС против стивидоров: битва за рубли

02.10.2017

Морские порты

Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, пользуясь монопольным положением, якобы разоряют грузоотправителей. Правда, подобных жалоб немного, главным образом они от нефтяных компаний вроде «Роснефти». Но теперь ФАС объявила войну всем, даже перевалке контейнеров, расчеты за которую идут с нерезидентами. Главная цель – заставить операторов морских терминалов перейти на расчеты в рублях. Стивидоры, впрочем, делать этого не спешат – закон пока на их стороне.

Александра Васильцева

Нефть, зерно и контейнеры под прицелом

Все началось в декабре 2015 года, когда нефтяная компания «Русснефть» пожаловалась в Федеральную антимонопольную службу на порт Приморск. Нефтяники заявили, что в ноябре 2014 года портовый оператор резко поднял цену, запросив за перевалку тонны нефти – в пересчете на рубли – 99 рублей против прежних 79 рублей, а в мае тариф достиг почти 120 рублей. Вскоре к жалобам «Русснефти» на Приморск присоединились «Лукойл», «Роснефть», «Газпром нефть» и «Башнефть».

Напомним, что на тот период, с ноября по май, рост курса доллара к рублю в среднем составил около 20% – с 41,96 рубля (на 01.11.2014 г.) до 51,14 рубля (на 01.05.2015 г.), на пике достигнув уровня в 69,66 рубля за доллар.

Примерно в это же время президентская комиссия по ТЭК потребовала запретить использование иностранной валюты во внутренних расчетах стивидоров.

Вскоре ФАС начала массированное наступление по всем фронтам, заручившись поручением президента Путина о переводе портовых тарифов на рубли. В июне 2016-го Служба возбудила антимонопольные дела сразу против девяти стивидоров. Речь шла о «Новороссийском морском торговом порте» и «Приморском торговом порте» (входят в группу НМТП), «Первом контейнерном терминале», «Петролеспорте» и «Восточной стивидорной компании» (группа Global Ports), «Туапсинском морском торговом порте» и «Контейнерном терминале Санкт-Петербург» (группа UCLH), «Мурманском морском торговом порте» (основной акционер СУЭК), «Агросфере» (основной акционер «Еврохим»). Позже выяснилось, что дело ведется и против «Мурманского балкерного терминала» (также принадлежит «Еврохиму»).

Служба подозревала стивидоров в установлении монопольно высоких цен на перевалку нефти, контейнеров, минеральных удобрений и зерна. В ФАС утверждали, что, исполняя поручение президента РФ, исследовали стивидорный рынок в 2013-2015 годах и обнаружили рост цен в 2,5 раза, а по отдельным позициям в 10 раз (относительно момента, когда было принято решение о дерегулировании цен). Кроме того, ФАС не нравилось, что стоимость услуг установлена в иностранной валюте.

Пытаясь обосновать свою правоту, антимонопольщики даже ссылались на рейтинг Doing business 2016 (его делает Всемирный банк): якобы Россия занимает 170-е место в мире по показателю «Внешнеторговая деятельность» именно из-за слишком дорогих экспортных перевозок.

ФАС нашла сверхрентабельность у НМТП

Для стивидоров эти дела имели разные последствия. Самые серьезные решения пока приняты в отношении НМТП и Global Ports. В начале апреля стало известно, что Служба требует от ПАО «Новороссийский морской торговый порт» перечислить в бюджет 9,74 млрд рублей. На это отводится 180 дней. По версии антимонопольщиков, стивидор установил монопольно высокие цены на перевалку руды, удобрений, контейнеров, черных и цветных металлов, а также нефти и нефтепродуктов.

Повышение стоимости, пишет в пресс-релизе ФАС, произошло с 1 января 2015 года, речь идет об экспортно-импортном сегменте. Цены были номинированы в долларах США. По мнению антимонопольщиков, конечная стоимость перевалки выросла без объективных оснований. При этом полученная ПАО «НМТП» прибыль в 2015 году увеличилась вдвое, а рентабельность выросла с 56% до 300%. Всего этого можно было бы избежать, подчеркивает ФАС, если бы предприятие своевременно перевело ранее утвержденные валютные ставки в рубли. Компания, естественно, возражает против таких выводов.

Как видно из материалов Службы, в споре стивидора с ФАС есть заинтересованные третьи лица. В феврале 2017 года обращение в ведомство направила компания «Роснефть». Там сказано, что при неизменной среднемесячной перевалке нефти в объеме 600 тыс. тонн расходы компании на оплату стивидорных услуг в 2015 году выросли на 48,3 млн рублей из-за девальвации российской валюты. По мнению «Роснефти», у портового оператора нет оснований устанавливать цену перевалки в иностранной валюте. Ранее аналогичное обращение в ФАС прислала и компания «Русснефть». Хотя ни та, ни другая не напомнила ФАС, что у стивидора есть на это законное право, установленное Гражданским кодексом.

Впрочем, вызывают сомнения цифры, которыми оперирует Служба. ПАО «НМТП» публикует два вида отчетности – это показатели по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) и консолидированные показатели всей группы (куда входит, например, и ООО «Приморский торговый порт») по международным стандартам (МСФО). Согласно отчетности по РСБУ, выручка ПАО «НМТП» в 2015 году выросла на 70%, но финансовым результатом по-прежнему остался убыток 5,2 млрд рублей (в 2014 г. - убыток 21,5 млрд рублей). Что касается рентабельности (по операционной прибыли), то в 2015-м она составила 75%, а в 2014-м – 64%. Это совсем не фантастические 300%, упоминаемые ФАС.

Аналогичную картину дает и отчетность по МСФО. Выручка группы НМТП выросла почти на 50%, однако операционная прибыль осталась практически на прежнем уровне (главным образом из-за «зависших» во «Внешпромбанке» крупных сумм), а убыток за год достиг 5 млрд рублей. Поэтому утверждение антимонопольной службы, будто в 2015 году группа НМТП резко улучшила финансовое положение, выглядит, мягко говоря, натянутым.

В пресс-службе ФАС на запрос журнала «Морские порты» не ответили.

НМТП: перспективы суда

В разговоре с корреспондентом журнала «Морские порты» генеральный директор ПАО «НМТП» Султан Батов заявил, что компания готовит документы для судебного обжалования решения антимонопольщиков, но в то же время «всегда открыта и к диалогу с ФАС».

Ранее подробный комментарий в ходе конференц-колла дал финансовый директор НМТП Евгений Коньков. «Тема ФАС для нас тянется с лета прошлого года, это череда проверок инфраструктурных компаний, в том числе «Приморского торгового порта» и «Новороссийского морского торгового порта», – напомнил Е. Коньков. – На сегодняшний день мы находимся в судебных процессах с ФАС по «Приморскому торговому порту» и в стадии входа в процесс по «Новороссийскому морскому торговому порту».

Судя по информации на сайте Арбитражного суда г.Москвы, ООО «Приморский торговый порт» подало иск к ФАС в декабре 2016 года. Судебное заседание несколько раз переносилось, процесс пока не завершен.

«Суть претензий ФАС сводится к двум составляющим. Первая и основная – это номинация тарифов в долларах США, что, по нашему мнению, не противоречит сложившейся практике и действующему законодательству. И второй вопрос – это монопольно завышенные цены на услуги. При этом мы, как рыночная компания, во всех смыслах публичная, действуем строго в рамках рыночных условий, и наши тарифы по некоторым позициям на некоторых товарных рынках для экспортеров приятно отличаются, я имею в виду, что они ниже, чем у наших прямых конкурентов», – сообщил Е. Коньков.

Он напомнил, что и до отмены тарифного регулирования в 2013 году стоимость услуг НМТП была номинирована в долларах. И тарифы на основную номенклатуру грузов с 2013 года не пересматривались.

Global Ports: странные цифры

Другим объектом атаки ФАС стала группа Global Ports. От «Первого контейнерного терминала» (ПКТ) требуют 4,17 млрд рублей, от «Восточной стивидорной компании» (ВСК) – 1,6 млрд, от «Петролеспорта» – 1,27 млрд. Как и в случае с НМТП, антимонопольщики требуют сделать перечисление в течение 180 дней.

Для обоснования своей правоты ФАС вновь обращается к цифрам. Рентабельность ПКТ, несмотря на падение перевалки контейнеров, в 2015 году составила 333%, пишет Служба. А рентабельность ВСК и «Петролеспорта» – 207% и 145% соответственно.

По мнению ФАС, высокие тарифы на перевалку контейнеров, установленные тремя указанными компаниями группы, ущемляют интересы их клиентов. «В частности, рост стоимости перевалки грузов в морских портах ведет к увеличению ценовой нагрузки на грузоотправителей, что оказывает негативное влияние на объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом в направлении морских портов», - отмечают в Службе.

В пресс-службе Global Ports журналу «Морские порты» сообщили, что им ничего не известно о претензиях третьих лиц. Компания не согласна с выводами ФАС и намерена оспорить их в суде. В группе напоминают, что в соответствии с действующим законодательством, пока идет рассмотрение иска, исполнение решения ФАС приостанавливается.

Рынок контейнерных перевозок сейчас переживает спад. По данным Global Ports, в конце прошлого года загрузка портовых мощностей составляла лишь 50% против 74% в 2013 году. Среди терминалов наблюдается высочайшая конкуренция, подчеркивают в пресс-службе группы. Высока конкуренция и на международном рынке контейнерных перевозок, частью которого являются российские порты. Причем борьба за клиента идет не только между терминалами, но и между морскими бассейнами.

Кроме того, с начала текущего года группа Global Ports ввела рублевые тарифы на услуги, предлагаемые российскими экспедиторами грузов.

Как и в случае с НМТП, данные ФАС имеют мало общего, например, с опубликованной в системе «Спарк-Интерфакс» отчетностью. Выручка ПКТ в 2015 году – 9,3 млрд рублей, операционная прибыль – 7,3 млрд рублей, чистая прибыль – тоже 7,3 млрд (благодаря крупной сумме в графе «Прочие доходы»), таким образом, рентабельность по обоим показателям – около 80%. Довольно странно звучит и фраза «увеличение рентабельности, несмотря на падение перевалки», поскольку рентабельность действительно может расти и при падении выручки, например, если компания сильно сокращает расходы.

Что касается ВСК, то рентабельность (по чистой прибыли) равна 83%, а «Петролеспорт» по итогам 2015 года получил убыток (рентабельность по операционной прибыли около 60%).

В Global Ports не смогли прокомментировать цифры ФАС, заявив, что не знакомы с методикой расчета антимонопольщиков. Там подчеркнули, что скорректированный показатель EBITDA группы в целом в 2015 году оказался на 22% ниже аналогичного показателя 2014 года.

В пресс-службе ведомства на запрос журнала «Морские порты» относительно показателей Global Ports не ответили.

Кэптивные порты не трогают

Между тем для некоторых стивидоров эпопея с ФАС закончилась благополучно. В конце марта текущего года стало известно, что Служба не обнаружила нарушений в действиях «Мурманского морского торгового порта», «Агросферы» и «Мурманского балкерного терминала». Дела против этих трех компаний прекращены.

В ФАС полагают, что стоимость перевалки удобрений у этих трех портовых операторов в 2015 году выросла соразмерно расходам, а рентабельность бизнеса даже снизилась (из-за крупных инвестиций в общую инфраструктуру порта). «Такое положение дел не позволяет квалифицировать действие компаний как установление и поддержание монопольно высокой цены», – говорится в пресс-релизе ФАС.

Кроме того, ведомство подчеркивает, что в ходе рассмотрения дела ответчики активно сотрудничали с контролерами, своевременно предоставляя информацию и пояснения. Главное же – с 1 января 2017 года эти стивидорные компании перевели свои тарифы в рубли.

О причинах прекращения дел в отношении этих стивидоров написала газета «Коммерсантъ». Ее источник в отрасли подчеркивает, что мурманские стивидоры являются кэптивными. Например, «Мурманский морской торговый порт» принадлежит угольной компании СУЭК и основным его грузом является уголь (93% в общем объеме перевалки в 2015 г.). Что касается «Мурманского балкерного терминала» и «Агросферы», то они заняты перевалкой удобрений своего основного владельца – группы «Еврохим». Таким образом, для этих трех операторов нет смысла устанавливать высокие цены, так как прибыль все равно распределяется внутри группы.

Но если стивидоры ничего не нарушали и проверки ФАС это выявили, то почему все же компании перешли на тарифы в рублях, ведь расчеты в иностранной валюте – тоже не нарушение закона? Это получается как с офшорами – громко декларируем деофшоризацию, борьбу с офшорами, а на самом деле по закону ведь они не запрещены. Так кого мы обманываем? И долго ли будем так вершить государственную политику?

ФАС до сих пор не приняла решение в отношении двух стивидоров – «Туапсинского морского торгового порта» и «Контейнерного терминала Санкт-Петербург» (входят в группу UCLH). Возможно, эти антимонопольные процессы притормозили после активизации общественных профессиональных организаций Ассоциации морских торговых портов (АСОП) и Российского союза транспортников (РСТ), вступивших в борьбу за права стивидоров по данной проблеме.

Как считают в АСОП, главная цель ФАС – заставить операторов морских терминалов перевести тарифы в рубли, во что бы то ни стало выполнить поручение президента. Но каким способом это нужно делать и целесообразно ли это, в Службе не озаботились – никто же не будет возражать президенту, искать для него аргументы и доказывать правоту одной стороны – стивидоров, игнорируя правоту другой – скажем, нефтяников.

А ситуация с мурманскими компаниями, установившими тарифы в рублях еще до окончания проверок, вероятно, должна послужить примером для всей отрасли. Впрочем, едва ли другие стивидоры так легко пойдут на поводу у антимонопольщиков – хотя им угрожают гигантские штрафы, но на их стороне – действующее законодательство.

Морские порты №3 (2017)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика