Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Морские порты
Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Для морского сообщения основной территории России с Калининградом планируется построить три больших парома. Предварительная цена проекта — около 14 млрд рублей. Сейчас на линии находятся только два старых парома, в основном они заняты доставкой грузов Минобороны. Транспорт уже стал вопросом стратегическим, поскольку на учениях НАТО репетирует блокаду российского региона. Также Москва постепенно уводит с прибалтийского направления экспортный транзит: после ввода в эксплуатацию новых российских портов страны Балтии уже не могут диктовать свои условия. Как соседи Калининграда теряют выгодные контракты из-за политической нестабильности — в материале RT.

Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном этапе планируется запустить дополнительно три парома по маршруту Балтийск — Усть-Луга. Согласно поручению правительства, в проект федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019—2020 годов государство должно направить на эти цели 5,1 млрд рублей. Соответствующее распоряжение в начале августа 2017 года сделал премьер-министр Дмитрий Медведев.

В целом строительство и ввод в эксплуатацию новых паромов оценивается приблизительно в 14 млрд рублей, стоимость строительства одного судна составит около 3,7 млрд рублей. Как пояснила ранее министр развития инфраструктуры Калининградской области Елена Дятлова, проект будет реализован ОАО «РЖД» — компания вложит в проект 70% кредитных средств. Еще 30% будут выделены из федерального бюджета. Заём РЖД в размере 9 млрд рублей, по предварительной информации, предоставит «Газпромбанк».

Изначально предполагалось, что строительством паромов займётся Прибалтийский судостроительный завод (ПСЗ) «Янтарь» в Калининграде. Однако впоследствии выяснилось, что по ряду причин предприятие не может взять этот заказ. Верфь, на которой будут заложены паромы, пока не определена.

Для возмещения займа в РЖД намерены применить сквозной тариф на перевозки на этом направлении. Другими словами, доставлять товары в пункт погрузки на паром компаниям будет выгоднее при помощи РЖД. Также компания рассчитывает заключать контракты по принципу take-or-pay («бери или плати»).

Планируется, что каждый паром будет достигать в длину 200 м, вмещать 66 железнодорожных вагонов, а также сможет брать на борт автотранспорт и порядка 150 пассажиров.

Сегодня на маршруте Балтийск — Усть-Луга курсируют два парома («Балтийск» и «Амбал»), линия была открыта в 2006 году. С марта по октябрь 2016 года «Балтийск» находился на плановом ремонте. В общей сложности два судна перевозят около 1 млн тонн грузов в год, по железнодорожному маршруту с основной территории России в Калининградскую область доставляется около 7 млн тонн грузов. По оценкам местных властей, чтобы полностью закрыть потребности региона в грузоперевозках, необходимо ввести в эксплуатацию шесть паромов.

Определённые возражения по финансированию проекта ранее возникли у Министерства финансов. В марте 2017 года ведомство отказалось согласовать увеличение госпрограммы развития Калининградской области. Однако в регионе полагают, что в итоге проект получит одобрение.

«Сейчас идёт формирование бюджета, и вопрос о финансировании проекта, скорее, нужно адресовать правительству. Но нас, спасибо большое, поддерживает Дмитрий Николаевич Козак, который курирует Калининградскую область. Надеюсь, что мы сможем дойти до премьер-министра с уже согласованной позицией», — отметил в интервью RT врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов.

По мнению экспертов, стоимость морской доставки товаров в регион будет сопоставима с издержками на железнодорожные перевозки. Напомним, с 2005 года были введены субсидии на железнодорожные тарифы при транзите товаров в Калининград. Только в 2016 и 2017 годах для компенсации этих издержек из госбюджета было направлено порядка 1 млрд рублей.

Враждебная политика

После объявления Литвой независимости от Москвы Калининградская область приобрела статус российского эксклава. После распада СССР бывшие прибалтийские республики взяли враждебный по отношению к России курс. Противоречия особенно обострились в 2014 году, на фоне политического кризиса между Россией и Западом.

На протяжении последних лет НАТО регулярно проводит в Прибалтике военные учения, в ходе которых в регион перебрасывается вооружение и личный состав. Летом 2017 года альянс завершил развёртывание в регионе четырёх многонациональных батальонов для «сдерживания России».

По мнению военного эксперта Виктора Мураховского, НАТО уже подготовило базу для быстрого развёртывания в Прибалтике наступательной группировки численностью до 150 тыс. человек. При этом блокада Калининградской области уже отрабатывается военными альянса на учениях. В 2016 году литовские силовые службы отрепетировали задержание сбежавших пассажиров транзитного российского поезда. По сценарию учений, россияне, покинув вагоны, попытались поднять мятеж в Литовской Республике.

Таким образом, налаживание альтернативного маршрута с калининградским эксклавом — вопрос, не терпящий отлагательства.

Впрочем, власти Литвы ухудшали условия для пассажирского и грузового транзита в Калининград и прежде.

В 2003 году МИД Литвы ввёл новые правила транзитного проезда россиян в Калининград. Во-первых, изменения коснулись российских военных. Если прежде они могли пересекать Литву по военным удостоверениям, то по новым правилам с них начали требовать внутренний или заграничный паспорт.

Нововведения коснулись и гражданских лиц: с марта 2003 года российских граждан обязали оформлять специальную транзитную визу для пересечения Литвы на поезде. Сначала оформлять документ было разрешено по обычному общегражданскому паспорту, но впоследствии Литва начала требовать загранпаспорт. А в 2005 году Вильнюс настоял на том, чтобы транзитные пассажиры заполняли таможенные декларации и оформляли медицинскую страховку на сумму не менее 500 рублей, ссылаясь на правила Таможенного кодекса и регламент комиссии Евросоюза. Правда, сейчас эти правила уже не действуют.

Выстраивать маршрут до Калининградской области в обход Литвы необходимо и с сугубо экономической точки зрения. Вильнюс уже поднимал тарифы на транзит в 2005 году — тогда расценки подскочили сразу на 15%. Добиться их снижения удалось лишь по итогам длительных переговоров.

Как пояснил в интервью RT Антон Алиханов, наращивание паромного сообщения с Калининградской областью — вопрос, в первую очередь, логистической обеспеченности Калининградской области, а также транспортной безопасности.

«Речь идёт о возможности на равных вести переговоры с государствами-транзитёрами, через которые идут наши грузы. Зачастую нас попросту ставят перед фактом установления новых транзитных тарифов. Теперь у нас будет новый аргумент — мы сможем существенную часть грузов перенаправить с помощью паромов. Мы исходим из того, что значительная часть грузов будет перемещаться уже с помощью паромной переправы», — пояснил Алиханов.

Перспектива полностью потерять доходы от калининградского транзита явно пугает власти Литвы. Ещё в марте 2017 года Вильнюс согласился предоставить скидку на транзитный тариф в размере 50%, об этом в ходе заседания комитета по транспорту рассказал первый замглавы Калининградской железной дороги Евгений Майоров. «Мы им сказали, что готовы строить три парома. А они сказали, что готовы идти дальше по скидкам», — добавил Майоров.

Обходной манёвр

Москва принимает и другие меры по обеспечению энергетической и транспортной безопасности калининградского эксклава. В январе 2017 года «Газпром» заключил договор с компанией «Стройтранснефтегаз» на возведение в Калининградской области терминала по приёму сжиженного природного газа на сумму свыше 21 млрд рублей.

Терминал планируется возвести в Балтийском море, его мощность составит около 2 млрд кубометров газа в год. Первая очередь должна заработать уже в конце текущего года. Сейчас снабжение эксклава природным газом осуществляется по транзитному газопроводу Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград.

Кроме того, с литовского направления постепенно перебрасывается не только калининградский транзит, но также экспортные грузовые потоки.

Напомним, в 1990-х годах пропускная способность российских портов на Балтийском море (Калининград, Санкт-Петербург, Выборг и Высоцк) могла покрыть только четверть экспортных потребностей страны. Основной поток российских грузов продолжал идти через порты стран Прибалтики, что являлось для них неплохим источником дохода. По некоторым данным, прибалтийские государства зарабатывали в сумме до $1 млрд на российском транзите. Это положение сохранялось до 2000-х годов.

В 2007-м началось строительство порта в Усть-Луге (Ленинградская область), в 2012-м порт был введён в эксплуатацию. Кроме того, в 2000 году было начало строительство Приморского нефтеналивного порта, работы завершились к 2006-му. В марте 2014 года премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс обвинил российскую сторону в намеренной блокаде грузопотока через торговый порт Клайпеды.

«Получены письма теми компаниями, которые экспортируют продукцию через портовые терминалы в Россию. И в тех письмах говорится, что экспорт из Литвы, портовых терминалов Клайпедского морского порта и, возможно, некоторых других терминалов в Россию невозможен», — цитирует политика ресурс Delfi.lv.

Тревога Вильнюса имеет под собой все основания: переориентация грузовых потоков на российские порты только набирает обороты. Как заявил в октябре 2016 года глава «Транснефти» Николай Токарев, компания планирует прекратить транзит сырья через Прибалтику уже к 2018 году.

«В соответствии с поручением правительства мы переориентируем грузопотоки с прибалтийских портов Вентспилса и Риги на наши балтийские порты — это Усть-Луга и Приморск, а также на Новороссийск. Если в прошлом году там (в Прибалтике. — RT) переваливалось порядка 9 млн тонн нефтепродуктов, то в этом году — 5 млн», — заявил Токарев.

Как отметил в интервью RT заведующий Центром постсоветских исследований Института экономики РАН Леонид Вардомский, прибалтийские государства так или иначе переживут потерю российского транзита, но определённые издержки понесут.

«Частный бизнес сам решит, как ему удобнее доставлять грузы, по какому маршруту. Какая-то доля транзита через Прибалтику, конечно, сохранится. Другое дело —госкомпании, они должны подчиняться директивам правительства. Понятно, что нефть и газ выгоднее отправлять через наши порты — это и налоги, и дополнительные рабочие места», — пояснил эксперт.

Экономические выгоды переноса грузопотока в собственные порты отметил в интервью RT из заместитель директора института стран СНГ Владимир Жарихин.

«Для России предпочтительнее отгружать свои товары через собственные порты, а не через страны Прибалтики, которые являются членами НАТО и Евросоюза и ведут по отношению к нам достаточно враждебную политику. Нет смысла делиться с ними прибылью, поэтому проведена большая работа для формирования собственной перевалочной базы на Балтийском море. Тем более что есть риск введения дополнительных санкций. Потеря российского транзита будет для прибалтийских государств большим минусом. Но даже если они пойдут на какие-то уступки, для России уже нет смысла возвращаться в их порты, затратив большие средства и силы на строительство собственных терминалов на Балтике. Поезд ушёл навсегда», — подытожил Жарихин.


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Тарифы стивидоров: рублевый почин

Тарифы стивидоров: рублевый почин Летом 2017 года в соответствии с поручением президента РФ Минфин разработал законопроект, обязывающи...

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...