Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Морской транспорт
Развитие Северного морского пути: от слов к делу

«Северный морской путь (СМП) является кратчайшим морским путем из Азии в Европу и, по оценкам специалистов, после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледового усиления. С учетом этого уже сегодня стратегически верно развивать СМП не только исключительно в интересах вывоза природных ресурсов из Арктической зоны или «северного завоза», но также для осуществления контейнерных перевозок, отмечается в отчете компании Frost & Sullivan по итогам III-го Восточного экономического форума

В 2016 г. была разработана модель создания на базе СМП регулярной арктической контейнерной линии. Ниша, в которой перевозки по СМП выгоднее, чем по южному маршруту, – это транзит контейнерных грузов между портами Северо-Восточной Азии (Китай, Япония, Республика Корея) и Северной Европой (Роттердам, Гамбург и другие). Контейнерный грузопоток на маршрутах, где использование СМП потенциально может дать существенный выигрыш грузоперевозчикам, составляет около 455 тыс. TEU. 

Строительство новых мощностей по производству сжиженного природного газа (СПГ) и развитие инфраструктуры в Арктике приведут к значительному росту перевозок по СМП.

Транспортная магистраль из Европы в Азию в северных морских широтах стала одной из ключевых тем обсуждения на Восточном экономическом форуме, который прошел во Владивостоке с 6 по 7 сентября 2017 г. Проблемы, связанные с эксплуатацией СМП, и перспективы его развития обсуждались в рамках тематической сессии «Развитие Северного морского пути. От слов к делу». 

Коммерческая эксплуатация СМП сегодня идет полным ходом, в особенности – в западном секторе (от Мурманска до порта Сабетта), где объем трафика уже сопоставим с европейским. Рост грузопотока очевиден уже сегодня и будет увеличиваться. В 2016 г. объем перевозок грузов по Северному морскому пути достиг рекордного уровня и составил почти 7,3 млн тонн, что на 35% больше, чем годом ранее. Объем одних только сухих грузов для строительства инфраструктуры составляет 1,5 млн тонн в год. 

Росту грузооборота способствовала реализация проектов по строительству порта Сабетта и освоению газовых месторождений на Ямале («Ямал-СПГ»). Увеличение общего трафика сказалось и на росте объемов транзитных перевозок по СМП. 

«К 2022 г. объем перевозок достигнет 40 млн тонн, – прогнозирует Евгений Амбросов, первый заместитель генерального директора ПАО «Совкомфлот», вице-президент Арктического экономического совета. – Дальнейший рост грузооборота будет обусловлен вводом новых мощностей по производству СПГ («Арктик-СПГ», «Печора-СПГ») и разработкой нефтегазовых месторождений. К 2025 г. по СМП будет перевозиться порядка 65 млн тонн углеводородов».

Комментируя итоги сессии, Леонид Петухов, генеральный директор АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта», подчеркнул: «Развитие СМП идет по всем основным направлениям: постепенно наращивается ледокольный флот, обновляется инфраструктура, ведется работа по устранению административных и торговых барьеров – в целом формируются условия для наращивания объемов контейнерных перевозок в среднесрочной перспективе, к участию в проектах привлекаются частные (в том числе иностранные) инвесторы».

Развитие ледокольного флота

Флот крупнейшей в России судоходной компании – ПАО «Совкомфлот» – недавно пополнился тремя новыми судами класса MR (всего было построено 6), а в августе 2017 г. свой первый коммерческий рейс совершил газовоз «Кристоф де Маржери» (усиленный ледовый класс Arc-7), доставивший из Норвегии в Южную Корею партию СПГ. 

СМП танкер преодолел за рекордные 6,5 суток без помощи ледокола. «Кристоф де Маржери» – это первый газовоз в серии из 15 судов этого типа, запланированных к постройке.

Также получила развитие инициатива ПАО «Совкомфлот» о строительстве новых судов, использующих СПГ в качестве топлива. По словам Е. Амбросова, такое решение позволит сократить объем выбросов углекислого газа на 15%, азота – на 80%, серы – на 90%.

Строительство судов начнется в 2019 г. на заводе «Звезда», а первое судно сойдет с верфи уже в 2022 г.

Модернизация инфраструктуры и международная кооперация

Модернизация инфраструктуры также потребует значительных инвестиций, поэтому в этой работе нужно опираться не только на силы и возможности России, но и использовать международную кооперацию. 

По мнению Теро Ваурасте, вице-председателя Арктического экономического совета, следует уже сегодня формировать инвестиционные предложения, в том числе для заинтересованных иностранных игроков, и активнее привлекать частный капитал. «Необходимо повышать инвестиционную привлекательность северных областей. 

Сегодня для развития Арктики денег одних только налогоплательщиков недостаточно, поэтому надо работать над повышением прозрачности ведения бизнеса, – подчеркивает эксперт. – Не думаю, что контейнерные перевозки станут основным направлением использования СМП в обозримой перспективе, но так или иначе нам необходимо работать над устранением торговых барьеров. 

В ближайшие 2-3 года мы не сможем перейти к режиму свободной торговли, но с отдельными торговыми барьерами мы справимся». 

Иностранные компании уже проявляют высокий интерес к использованию Севморпути. «У Японии два основных интереса, связанных с СМП. Это диверсификация транспортных маршрутов между Азией и Европой и развитие энергетической базы, – рассказал Синьити Исии, старший консультант АО «Исследовательский институт Номура, Лтд.». – У правительства Хоккайдо есть программа по участию в СМП, и в перспективе Хоккайдо намерен стать воротами в СМП». 

Развитие коммуникационного обеспечения в Арктике

По словам Дмитрия Пурима, генерального директора ПАО «Совфрахт», не менее важно обеспечить развитие информационных технологий и интернета в Арктике. Это позволит упростить работу судов-снабженцев и снизить себестоимость контейнерной логистики. 

«За несколько лет работы в Арктике нам удалось примерно на 40% снизить стоимость перевозки в пересчете на фрахтовую тонну, – рассказал Д. Пурим. – Это связано не только с усилением координации, качества работы и планирования, но и с внедрением информационных технологий». Он также признал, что «главный драйвер развития Арктики, бесспорный мейнстрим – это реализация углеводородных проектов, но развитие информационных продуктов очень важно для малого и среднего предпринимательства: «Если бы в Арктике был доступный интернет, это стало бы серьезным фактором снижения себестоимости всей арктической логистики».

Дмитрий Гудименко, генеральный директор Capital Development Group, подчеркнул, что проект широкополосного интернет-кабеля из Европы в Азию уже находится в стадии высокой готовности. «Проект показывает хорошую прибыльность в ближайшей перспективе, – считает он. – Один из ключевых вопросов на сегодняшний день – это вовлечение в проект крупных игроков в лице Facebook, Google и китайских коммуникационных компаний».

Фактор таяния льдов и мониторинг ледовой обстановки

Новые возможности для трансарктического судоходства через СМП откроет и сокращение ледового покрова в Арктике. По мере того как лед будет отступать, арктические маршруты будут становиться короче и быстрее. 

Ожидается, что при текущей тенденции к 2030 г. Арктика будет полностью избавляться от льда в теплый сезон: в этом случае грузовые суда смогут реже прибегать к помощи ледоколов, а навигация будет открыта как минимум 6 месяцев в году. Сокращение площади льдов летом и осенью делает СМП более привлекательным для морских контейнерных перевозок. 

«В среднем за десятилетие толщина льда уменьшается на 13%, – рассказывает Риккардо Валентини, профессор Университета Тушия (Италия) и глава Европейского средиземноморского центра климатических изменений. – Необходимо повышать точность морских прогнозов, ледовой обстановки и сезонных рисков». 

По сообщению Кирилла Голохваста, проректора по научной работе ФГАО УВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ), в ближайшее время при поддержке Ассоциации полярников будет создан ситуационный Арктический центр («Арктический кампус») в Архангельске, который обеспечит онлайн-визуализацию расстановки флота и доступной грузовой базы, позволит прогнозировать наиболее оптимальные маршруты движения судов на основе текущей информации о ледовой обстановке и прогнозов по ее изменению, а также прогнозировать стоимость арктической логистики.

Создание управляющей компании СМП

Среди факторов, сдерживающих развитие СМП, в последнее время все чаще называется отсутствие контрагента в виде управляющей компании с функционалом, аналогичным УК Суэцкого или Панамского каналов. Сегодня ФГКУ «Администрация Севморпути» выполняет только административные функции, выдает разрешения на право прохода по СМП и в целом имеет ограниченные полномочия в системе российской власти. 

Как следствие, компании сталкиваются с необходимостью взаимодействовать с целым рядом контрагентов, включая министерства, местные порты, компании, предоставляющие услуги агентирования и бункеринга. Также возникают вопросы, связанные с качеством сервисов «на местах». 

Как отметил Василий Грудев, директор по инвестициям АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта», в апреле 2017 г. Правительство РФ поручило проработать вопросы, связанные с возможностью создания специальной структуры для управления СМП.

Создание управляющей компании, считает Д. Пурим, позволит оказывать услуги бизнесу в режиме «одного окна» и, как следствие, устранить ряд существующих административных барьеров: «Но важно, чтобы управляющая компания не вмешивалась в те сегменты, с которыми может справляться сам бизнес».

С ним согласен и Владимир Корчанов, первый вице-президент транспортной компании FESCO, отметивший, что наличие контрагента в виде управляющей компании будет способствовать развитию восточного сектора СМП, оптимизации логистических схем и повышению безопасности навигации. «У нас сейчас нет проблем с судоходством по трассам СМП. Проблемы начинаются на берегу и связаны с получением разрешений на выгрузку груза и бригад и т. д.», – резюмировал эксперт.

Тематическая сессия «Развитие Северного морского пути. От слов к делу» состоялась 6 сентября 2017 г. в рамках 3-го Восточного экономического форума при содействии и поддержке АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта». 

Дискуссия собрала профессионалов отрасли – представителей отечественных и зарубежных научных организаций, а также руководителей и топ-менеджеров нефтегазовых, судостроительных и транспортных компаний из России, Японии, Южной Кореи, Китая, Нидерландов и пр. Среди них – первый заместитель гендиректора ПАО «Совкомфлот» Евгений Амбросов, председатель Арктического экономического совета Теро Ваурасте, первый вице-президент FESCO Владимир Корчанов, CEO компании Damen Shipyards Group NV Рене Берквенс, лауреат Нобелевской премии мира и глава Европейского средиземноморского центра климатических изменений Риккардо Валентини и др. Также сессию посетил Александр Дюков, председатель правления и генеральный директор ПАО «Газпром нефть».

По окончании дискуссии модератор сессии, управляющий директор российского представительства Frost & Sullivan Алексей Волостнов и генеральный директор АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» Леонид Петухов подписали Соглашение о координации деятельности по совершенствованию условий реализации «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока до 2020 года, эффективного обеспечения и оказания реальной помощи развитию Северного морского пути».


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

После захвата российского корабля Украина рискует Мариуполем и Бердянском

После захвата российского корабля Украина рискует Мариуполем и Бердянском Киев намерен увеличить присутствие своих военно-морских сил в акватории Азовского моря, заявил в чет...

Празднование столетия барка «Седов» пройдет в России и Германии

Празднование столетия барка «Седов» пройдет в России и Германии «Барк «Седов» будет отмечать столетний юбилей сразу в двух странах - России и Германии, сообщили «Ин...

Российская экономика

Росатом намерен в 2023 году ввести полиметаллический ГОК в Арктике за 35 млрд рублей

Росатом намерен в 2023 году ввести полиметаллический ГОК в Арктике за 35 млрд рублей АО «Первая горнорудная компания», структура госкорпорации «Росатом», планирует в 2023 году ввести в ...

Грузооборот транспорта в России за 7 месяцев вырос на 3,1% - Росстат

Грузооборот транспорта в России за 7 месяцев вырос на 3,1% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июле 2018 г. вырос на 3,1% по сравнению с показателем...

Транспортная политика

Российские бизнесмены прекратили перевозки грузов в Украину

Российские бизнесмены прекратили перевозки грузов в Украину Некоторые российские судовладельцы приостановили грузовые перевозки в Украину после того, как танкер...

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море Украина может попросить о сопровождении кораблей в Азовском море в Совет Безопасности ООН и НАТО. Об...

Морские порты

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства За 6 месяцев текущего года на развитие производства ГК «Туапсинский морской торговый порт» (вход...

Таганрогский порт направил на социальные программы 2,2 млн рублей в I полугодии 2018 года

Таганрогский порт направил на социальные программы 2,2 млн рублей в I полугодии 2018 года В I полугодии 2018 года на реализацию социальной программы АО »Таганрогский морской торговый порт» &...




Морской транспорт

Убытки судоходных контейнерных перевозчиков уже достигли $650 млн

Убытки судоходных контейнерных перевозчиков уже достигли $650 млн Совокупные убытки судоходных контейнерных перевозчиков уже достигли $650 млн., в дополнение к $1,2 м...

Постройку судна перезарядки атомных ледоколов рекомендуют начать не позднее 2020 года

Постройку судна перезарядки атомных ледоколов рекомендуют начать не позднее 2020 года Строительство судна перезарядки атомных ледоколов нового поколения, необходимого для эксплуатации ст...

Речной транспорт

В Нижегородской области появился проект нового грузового порта

В Нижегородской области появился проект нового грузового порта Группа компаний «Совет» намерена привлечь до 30 млрд руб. инвестиций в строительство речного грузово...

Развитие речного транспорта тормозят административные барьеры, в первую очередь со стороны органов надзора – собрание АПСРТ

Развитие речного транспорта тормозят административные барьеры, в первую очередь со стороны органов надзора – собрание АПСРТ 27 июля в Хабаровске состоялось годовое собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспор...

Ж/Д транспорт

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана АО «НПК «Уралвагонзавод» по итогам первого полугодия 2018 года реализовало 7865 грузовых вагонов, в ...

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм Дальневосточная железная дорога предупредила сахалинских собственников железнодорожных путей необщег...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма Федеральная автодорога «Таврида», которая строится на Крымском полуострове, готова почти на 40%...

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр Новый рекорд дорожного трафика установлен на Крымском мосту в минувшее воскресенье: по нему в обе ст...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...