Анализ флота судов смешанного плавания - доклад на IV Международном Черноморско-Каспийском форуме

Речной транспорт
Анализ флота судов смешанного плавания - доклад на IV Международном Черноморско-Каспийском форуме

7-8 сентября 2017 года в Батуми состоялся IV Международный Черноморско-Каспийский транспортный форум, посвященный актуальным вопросам морских и наземных грузоперевозок, включая транзит грузов между Черноморским и Каспийским регионами, иранские перспективы, развитие транспортной инфраструктуры; основные направления импортно-экспортных операций (зерно, горно-металлургическая продукция, удобрения); контейнерные перевозки; новые сервисы и маршруты; морские, железнодорожные и автоперевозки.

В работе форума приняли участие более 100 специалистов транспортной отрасли из Беларуси, Турменистана, России, Грузии, Турции, Украины, Казахстана, Азербайджана, Армении, Румынии, Великобритании. Было представлено 28 докладов и сообщений.

По приглашению организаторов форума был представлен доклад генерального директора Морского Инженерного Бюро, профессора, доктора технических наук Геннадия Егорова на тему «Речные перевозки в регионе. Анализ флота судов смешанного плавания - массовое списание и перспективы новых проектов».

Было показано, что существующий флот региона очень старый.

Возрастная структура флота судов внутреннего и смешанного река-море плавания по состоянию на июнь 2017 года:

- средний возраст самоходных сухогрузных судов - 41,6 лет;

- средний возраст несамоходных сухогрузных судов - 35,6 лет;

- средний возраст самоходных наливных судов - 41,6 лет;

- средний возраст несамоходных наливных судов - 33,8 года;

- средний возраст пассажирских судов - 35,5 лет;

- средний возраст буксирного флота, необходимого для обслуживания

несамоходных сухогрузных и наливных судов - 38,1 год.

При этом мировой торговый флот сегодня, напротив, существенно новее. По данным ЦНИИМФ: доля тоннажа возрастом до 10 лет составляет 64,8%, причем на суда в возрасте до 5 лет приходится 30,6%. В группах танкеров и газовозов преобладают суда возрастом 6-10 лет (на их долю приходится 35,1% и 34,9% от общего тоннажа судов каждой группы соответственно). Среди балкеров наибольший тоннаж приходится на суда возрастом до 5 лет - 38,7%. Мировой флот контейнеровозов и судов для генгрузов представлен в основном судами возрастом 6-10 лет (32,6% и 27,6% соответственно) и возрастом до 5 лет (31,5% и 20,4%).

Тенденции флота региона сильно отличаются от общемировых.

Морским Инженерным Бюро (д.т.н. Геннадием Егоровым, к.т.н. Александром Егоровым) были проведены специальные исследования по 2195, построенным с 1956 по 1999 годы, судам смешанного, внутреннего и ограниченного морского плавания самых известных серий.

Анализ показал, что на сегодня из них списано 812 судов (37%). Потеряно в катастрофах 98 (12%) со средним возрастом 29,7 лет. Утилизировано 714 со средним возрастом сдачи на металлом 35,2 года, причем 342 (48%) при этом имели флаг не России. Работает 1179 единиц со средним возрастом 37,5 лет (из них с флагом России 948). В отстое 204 судна со средним возрастом 40,6 лет.


Например, из 121 «Сормовских» проекта 1557 (строились в 1967-1986 годах) списаны 39,7% - 48 (17% - 8 судов потеряны в катастрофах, утилизировано - 40 судов). В эксплуатации 63 судна средним возрастом 39 лет. Средний возраст утилизации - 38,4 года. Основной график списания судов имеет после 2008 года ярко выраженный экспоненциальный характер (в 2011 году было утилизировано 9 судов), утилизация продолжается, например, в 2017 году утилизировано 7 судов. В отстое находится 10 судов средним возрастом 43,5 года - они вероятнее всего также будут сданы на металлолом. 41 судно (85% из всех списанных) были утилизированы, имея не российский флаг (это, как правило, турецкие судовладельцы).

Из 87 относительно новых судов «овощевозов» проектов 19620, Р-168, 191 типа «СТ» (строились в 1983-1994 годах) списаны 27,5% - 24 (29% - 7 судов потеряны в катастрофах, утилизировано - 17 судов, причем все имели флаг, отличный от России). В эксплуатации 49 судов средним возрастом 29,3 года. Средний возраст утилизации - 22,5 года (!!!!!). Основной график списания судов также имеет после 2003 года ярко выраженный экспоненциальный характер, утилизация продолжается, например, в 2016 году утилизировано 2 судна. В отстое находится 14 судов средним возрастом 30 лет - они скорее всего также будут сданы на металлолом, причем именно по не востребованности на рынке. Относительно большое количество потерянных судов отражает не сколько их технические особенности, сколько попытки их новых владельцев использовать такие объекты для нестандартных рейсов (например, по Индийскому океану и т.п.).

Экологические требования оказали значительное влияние на известную серию комбинированных судов - нефтерудовозов проектов 1570 и 1553 (строились в 1968-1992 годах). Из 59 единиц на начало 2017 года списаны 25,4% - 15 (6% - 1 потерян в катастрофе, утилизировано - 14). В эксплуатации 25 судов средним возрастом 35,6 года. Средний возраст утилизации - 36,7 лет. Основной график списания судов также имеет после 2010 года ярко выраженный экспоненциальный характер, пик пришелся на 2010 и 2011 годы, когда было списано сразу 6 судов, утилизация продолжается, уже в 2017 году было утилизировано 2 судна. В отстое находится 19 (!!!) судов средним возрастом 38,5 года - они скорее всего также будут сданы на металлолом, причем именно по не востребованности на рынке.

Представляет большой интерес проц процесс списания второй серии «Волгонефтей» проектов 1577, 550А (строились в 1967-1982 годах). Из 131 объекта списаны 8,3% - 11 (18% - 2 танкера потеряны в катастрофах, утилизировано - 9 судов). В эксплуатации 105 танкеров средним возрастом 41,9 года. Средний возраст утилизации - 37,8 лет. В отстое 15 танкеров со средним возрастом 42,2 года. Основной график списания судов имеет после 2009 года ярко выраженный экспоненциальный характер - это отражение морального старения по причине введения требований МАРПОЛ к высоте второго дна. В 2009 году было списано сразу 5 танкеров. Однако потомпроцесс утилизации приостановился, так как судовладельцы смогли «сдвинуть» выполнение требований МАРПОЛ в несколько этапов до 1 января 2018 года. Серия явно востребована рынком, что собственно видно из динамики утилизации.

Прямо противоположная тенденция наблюдается по сухогрузным судам типа «Омский» (строились в России и в Румынии в 1972 - 1995 годах), особенностью которых является возможность перевезти 3000 тонн груза при осадке в реке 3,20 м, что крайне важно для маловодных годов. Из 138 сухогрузов этого типа списано всего 10% - 14, причем 7 были потеряны в катастрофах, а сданы на металлолом всего 4. В эксплуатации сейчас находятся 111 судов со средним возрастом 33,8 года, в отстое - 13 средним возрастом 29,5 года (в основном, из-за банкротства операторов).

Безусловно, суда «Волго-Дон макс» класса востребованы не меньше, чем суда типа «Омский». Например, по сухогрузным судам типа «Волжский» проекта 05074 (строились в 1981 - 1999 годах). Из 63 сухогрузов этого типа списано 19% - 12, причем 2 были потеряны в катастрофах, а сданы на металлолом 10 со средним возрастом 18,8 года. В эксплуатации сейчас находятся 47 судов со средним возрастом 27,2 года, в отстое - 4 средним возрастом 27,0 года (в основном, из-за банкротства операторов).

По сухогрузным судам типа «Волго-Дон» проекта 1565 (строились в 1968 - 1990 годах). Из 108 сухогрузов этого типа списано 17% - 18, причем 5 были потеряны в катастрофах, а сданы на металлолом 13 со средним возрастом 34,7 года. В эксплуатации сейчас находятся 81 судно со средним возрастом 39,5 лет, в отстое - 9 средним возрастом 44,6 года.

По сухогрузным судам типа «Волго-Дон» проекта 507, 507А, 507Б (строились в 1960 - 1980 годах). Из 119 сухогрузов этого типа списано 39% - 46, причем 4 были потеряны в катастрофах, а сданы на металлолом 42 со средним возрастом 37,8 года. В эксплуатации сейчас находятся 51 судно со средним возрастом 42 года, в отстое - 22 средним возрастом 46,3 года. Основной график списания судов имеет линейный характер. Суда сейчас работают, как правило, на реке, что собственно видно из графика списания, характерного для судов внутреннего плавания. Однако в 2017 году было списано сразу 9 судов, что является признаком физического старения корпуса, так как сам тип таких судов востребован на рынке.

Прогнозировать выбытие судов смешанного река-море плавания можно в целом для всего флота, но это будет очень грубой оценкой, так как закономерности выбытия для судов различных проектов значительно отличаются друг от друга.

Прогноз от специалистов Морского Инженерного Бюро - на 2020 год будет в работе примерно 835 судов, на 2025 год - примерно 362 самоходных грузовых судов смешанного и внутреннего плавания и коастеров классических «советских» серий, построенных в период с 1956 по 1999 годы.

Было показано, что водный транспорт, в который входят, в том числе суда смешанного река-море плавания и ограниченных районов плавания в силу особых путевых условий сильно отличается от мирового флота.

По сути, суда, которые интересуют наших заказчиков, это суда, привязанные по своим размерам к габаритам внутренних водных путей (например, «Волго-Дон максы» - танкеры проектов RST25, RST27, RST27M, сухогрузы проектов RSD49, RSD59, RSD62, комбинированные суда проекта RST54) либо к мелководью портов Азовского и Каспийского морей (проект RSD32M).

Парадокс состоит в том, что на открытом морском рынке этим судам делать нечего (они не смогут быть конкурентоспособными с судами существенно большего размера - хендисайзами, панамаксами, суэцмаксами, кэпсайзами) - это эффект размера (5-7 тысяч тонн против 50-300 тыс. тонн груза). Но и, наоборот, на мировом рынке нет морских судов, которые могли бы «заместить» суда смешанного река-море флота.

Для сведений, и речные суда из Европы тоже не могут быть конкурентоспособными на водном рынке России - опять же из-за эффекта размера (у них типовая грузоподъемность европейского судна смешанного река-море плавания 1700-2500 тонн против наших 5000-7000 тонн), а европейские суда ограниченных морских районов плавания имеют дедвейты около 4500 тонн при осадке 5-6 м (предел наших портов на Азовском и Каспийском море - 4,5 м). Именно в этом и состоит особенность флота большинства постсоветских компаний.

Для нашего рынка грузовых судов нужны RST25, RST27, RST27M, RSD49, RSD59, RSD62, RST54, RSD32M, барже-буксирные составы, а также некоторые особые типы судов, начиная с рейдовых накопителей и заканчивая паромами.

В целом же, для сохранения уже перевозимого объема сухих грузов на реке и прибрежных перевозок, потребуется построить до 2020 года около 130-140 новых сухогрузных судов «Волго Дон макс» класса (проекты RSD49, RSD44 и их аналоги, сухогрузные вариант RST27), 60-80 новых сухогрузных барж, 20-30 буксиров-толкачей в европейской части.

Общая потребность в танкерах «Волго-Дон макс» класса смешанного река-море плавания оценивается минимум в 100 единиц.


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза 21 июня 2019 года на заводе «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Пока не принято окончательное решение по господдержке судоверфи «Звезда»

Пока не принято окончательное решение по господдержке судоверфи «Звезда» Вопрос господдержки судоверфи «Звезда» на Дальнем Востоке (создается консорциумом «Роснефти», «Р...

Российская экономика

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году Минэкономразвития РФ ожидает, что показатели компании «Совкомфлот» в 2019 г. улучшатся по сравнению ...

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК Соответствующее решение принято 18 июня на заседании вновь избранного Совета директоров Первой грузо...

Транспортная политика

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) оценивает стоимость создания экосистемы  ...

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла Инвестиции в завершение  проекта Мурманского транспортного узла планируются в сумме свыше ...

Морские порты

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году Документы на имущество Севастопольского морского порта, которые необходимы для его   перед...

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы Строящийся в рамках проекта Мурманского транспортного узла (МТУ) порт Лавна будет в основном...




Морской транспорт

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов»

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов» Самый крупный надводный корабль Тихоокеанского флота (ТОФ) - корабль измерительного комплекс...

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане С 5 по 16 июня в Руане (Франция) отмечался Armada Race («Армада»), главный праздник ...

Речной транспорт

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан По состоянию на 18 июня на водных магистралях республики и Иркутской области в работе находятся 39 е...

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла В Совете Федерации 17 июня состоялось совещание «О вариантах обеспечения судоходства в нижнем бьефе ...

Ж/Д транспорт

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток Транспортная группа FESCO («FESCO») расширяет географию сухопутных экспортных сервисов и зап...

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов Пополнился перечень российских железнодорожных вокзалов и станций, оснащенных бесплатным беспроводны...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...