Севводпуть: 80 лет на главном направлении - Морские вести России

Севводпуть: 80 лет на главном направлении

04.09.2017

Речной транспорт

Приказом Народного комиссариата водного транспорта от 23.03.1937 на основании постановления Совета народных комиссаров СССР путевое хозяйство было выделено из ведения пароходств. На местах были созданы бассейновые управления пути, подчиненные Центральному управлению речных путей. Эта дата и является датой образования Северного бассейнового управления пути (ныне ФБУ «Администрация «Севводпуть»). На протяжении уже восьмидесяти лет Администрация успешно осуществляет свою главную задачу – содержание, эксплуатация и развитие внутренних водных путей и расположенных на них гидротехнических сооружений.


Новые задачи

Владимир Шмыков, руководитель ФБУ «Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей»

В свете решения заседания президиума Госсовета 16 ноября 2016 года состоялась рабочая поездка заместителя руководителя Росморречфлота В. Вовка в ФБУ «Администрация «Севводпуть». В ходе поездки заместитель руководителя Агентства провел заседание Общественного совета Северо-Двинского бассейна, на котором присутствовали представители основных грузоперевозчиков, судовладельцев, исполнительных органов регионов. Были рассмотрены предложения по развитию водных путей бассейна, возможности улучшения их качественных характеристик с целью увеличения грузо- и пассажиропотоков и перенаправлению сложившегося грузопотока на водный транспорт.

По результатам рассмотрения всех поступивших предложений, на основании анализа и расчетов специалистов, а также решений заседаний рабочих групп и Общественного совета были сформированы и направлены в Росморречфлот предложения по увеличению характеристик водных путей бассейна.

Решением Росморречфлота перед Администрацией поставлены новые непростые задачи по содержанию водных путей. Согласно государственному заданию на 2017 год на востребованных участках пути протяженностью 910 км увеличена гарантированная глубина на 10-30 см, на участках пути протяженностью 1215 км увеличена продолжительность действия средств навигационного оборудования на 5-20 суток. Также вновь установлены гарантированные габариты на участке р. Кубена 15-й км – устье. Для поддержания гарантированных габаритов пути требуется в 2,5 раза увеличить объем дноуглубительных работ.

В связи с расширением поставленных задач в Администрации в межнавигационный период были проведены совещания с комсоставом флота, семинары по техучебе, на которых определены планы на навигацию 2017 года и обсуждены пути их выполнения.

Навигация

Весеннее половодье 2017 года не принесло таких разрушений, как прошлогоднее, однако оно оказалось очень затяжным. Ледоход на реках развивался при плохой подготовленности льда к вскрытию, на низких уровнях, при неблагоприятных погодных условиях с вторжением продолжительного аномального холода со снегопадами и отрицательными ночными температурами воздуха.

Несмотря на сложности, навигация 2017 года успешно стартовала. Средства навигационного оборудования введены в действие после прохождения ледохода в установленные сроки и содержатся на внутренних водных путях протяженностью 3222 км, из них 3190 км – участки с гарантированными габаритами судовых ходов. При уровнях выше и равных проектным на водных путях, обслуживаемых Администрацией, обеспечиваются гарантированные габариты судовых ходов согласно государственному заданию.

Для обслуживания и содержания знаков навигационного оборудования судовых ходов используется 39 обстановочных теплоходов. Проверка чистоты судовых ходов (траление) проводится силами двух специализированных тральных бригад и непосредственно обстановочными бригадами.

Обслуживаемые Администрацией свободные, незарегулированные реки отличаются высокой динамичностью развития перекатов, интенсивными русловыми деформациями. Для поддержания гарантированных габаритов выполняются дноуглубительные работы. На 1 июля 2017 года введены в эксплуатацию восемь единиц землечерпательного флота: 6 землесосов проекта 23-110; 1 землесос проекта 324 и 1 грейферный земснаряд. Суммарная техническая производительность составляет 4950 кубометров грунта в час. Дноуглубительные работы проводятся на реках Северная Двина, Вычегда, Сысола, Сухона и на Северо-Двинской шлюзованной системе. Общий объем дноуглубительных работ, выполненных на транзите на 1 июля 2017 года, составил 1,43 млн. кубометров извлеченного грунта.

Также для разработки лимитирующих участков с тяжелыми засоренными грунтами планируется использовать специальное плавсредство с установленным на нем экскаватором, опытная эксплуатация которого в 2016 году показала эффективность и рентабельность его применения при выполнении работ небольшого объема.

Для обеспечения путевых работ технической документацией, мониторинга и контроля состояния водных путей проводятся русловые изыскания четырьмя изыскательскими отрядами.

Конференция

С 14 по 16 июня 2017 года в городе Котласе на базе Администрации прошла ежегодная научно-практическая конференция «Современные методы эксплуатации внутренних водных путей РФ». Организатор конференции – общественная организация «Российское научно-техническое общество водного транспорта» совместно с Росморречфлотом при поддержке Администрации Северо-Двинского бассейна ВВП. На конференции с докладами выступили ведущие специалисты администраций бассейнов водных путей, а также коммерческих и некоммерческих организаций, связанных с деятельностью водного транспорта.

Участники конференции обсудили основные вопросы и проблемы, возникающие при эксплуатации водных путей и обеспечении безопасности судоходства, обменялись опытом работы.

Для участников конференции было организовано посещение производственной базы Администрации и производственная экскурсия на Северную Двину для непосредственного ознакомления с технологией рабочих процессов при выполнении путевых работ с применением современного оборудования, установленного на судах технического флота Администрации.

Научно-практическая конференция завершилась подведением итогов. Участники получили новые знания в области современного состояния и перспектив развития водных путей. Были собраны предложения от потенциальных поставщиков – участников конференции по внедрению в работу новых технологий.

Реконструкция

Продолжается реконструкция сооружений Северо-Двинской шлюзованной системы, включенных в первый этап строительства, предусмотренного ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

В 2017 году в рамках реализации объекта «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Северо-Двинской шлюзованной системы. 1-й этап» завершены строительные работы по реконструкции шлюза № 5 Северо-Двинской шлюзованной системы.

В процессе реконструкции были применены новые материалы и технологии. Так, лицевые стенки устоев голов, стен камеры шлюза и подходные палы выполнены в виде комбинированной стенки из стального шпунта Л5-УМ, усиленного двутавром 40Ш1, так называемой рюмочной шпунтовой сваи, и шпунта Л5-УМ.

Механизм привода двустворчатых ворот представлен электроцилиндром серии ЕС-НРР. Принцип работы электроцилиндров заключается в преобразовании вращательного движения винта в поступательное движение гайки с закрепленным на ней штоком. Управление и питание приводного двигателя осуществляется от преобразователя частоты, позволяющего плавно запускать шток в движение и регулировать его скорость перемещения от 0 до минимальной.

В рамках продолжения работ по реализации первого этапа идет корректировка проекта реконструкции шлюза № 2 с планируемым выполнением работ в 2018-2019 годах. Капитальным ремонтом в 2017 году отремонтирована плотина № 4 Северо-Двинской шлюзованной системы.

Технический флот и организация работ

С целью повышения качественных характеристик водных путей бассейна Администрация постоянно внедряет новейшее оборудование, совершенствует технологические процессы, проводит модернизацию флота. Специалистами службы пути разработана и на протяжении пяти последних лет успешно функционирует «Система оперативного планирования и организации путевых работ», включающая рациональный подход к организации труда, современные технологии, электронный документооборот, обеспечение всем подразделениям, занятым выполнением путевых работ, доступа к путевой, плановой, отчетной, нормативной и иной информации, без ограничения по времени и вне зависимости от расстояния.

В соответствии с запланированными мероприятиями, направленными на обеспечение поддержания судов в исправном техническом состоянии для безаварийного и эффективного их использования, улучшения качества условий труда на судах Администрацией в 2017 году ведутся работы по модернизации:

– на землесосе проекта 23-110 по замене выработавшего свой ресурс главного двигателя 6NVD-48 на современный двигатель, позволяющий исключить частые остановки и запуски двигателя во время работы за счет реверс-редуктора;

– на двух теплоходах пр. 946 Б2 по замене выработавших ресурс дизель-редукторных агрегатов на базе двигателей 6ЧСП 12/14 (К-161) на современные дизель-редукторные агрегаты с дизелями ЯМЗ-236;

– на дизель-электрическом несамоходном плавучем кране пр. 528 А1 по замене выработавшего ресурс главного дизель-генератора 7Д12-300 на дизель-генератор ДГС-300К (CCFJ300J-WX) и вспомогательного дизель-генератора 2Ч 8,5/11 на СД240.2.01 с одновременным проведением капитального ремонта крановых электросетей;

– на теплоходе проекта Р-14 по замене выработавших ресурс дизель-редукторных агрегатов на базе двигателей 6ЧНСП 18/22 мощностью 225 л.с. на ДРА, установленных на плавающую раму марки ЯМЗ-7514.10ррDMT190H мощностью 300 л.с., с одновременным проведением капитального ремонта корпуса и винторулевого комплекса.

Проводится капитальный ремонт:

– несамоходной грузоотвозной шаланды проекта 1051 А;

– баржи для перевозки нефтепродуктов проекта МО БУП;

– корпуса и ВРК на теплоходе проекта 391 Б.

73 судна технического флота Администрации оснащены системой контроля расхода топлива (СКРТ) и мониторинга «Река».

Кроме выполнения основного объема работ по капитальному ремонту судовых дизелей марки ЯМЗ, среднему и текущему ремонту судов силами собственных ремонтных предприятий увеличена номенклатура изготовления сменно-запасных частей для грунтовых насосов на землесосах, винторулевого комплекса на самоходные суда на базе собственного производственного комплекса, станочный парк которого в этом году пополнился вертикально-долбежным и поперечно-строгательными станками.

В Администрации по распоряжению Росморречфлота в рамках ФЦП «Глобальная навигационная система» и «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы» произведены работы персоналом службы связи Администрации с привлечением подрядчиков по строительству контрольно-корректирующей станции «Аква-Станция М». Работы по монтажу, пусконаладке и вводу в эксплуатацию оборудования ККС «Аква-Станция-М» были произведены с опережением сроков и с соблюдением всех необходимых требований и норм. «Аква-Станция М» предназначена для формирования и передачи посредством радиомаяка корректирующей информации к сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS, а также для непрерывного контроля целостности радионавигационного поля.

Заключение

С каждым годом возрастает роль водных путей, увеличивается объем грузоперевозок по Северо-Двинскому бассейну. Так за последние три года объем перевозок увеличился на 20%, с 2,7 млн до 3,3 млн тонн. Ежегодный пассажиропоток составляет порядка 1,5 млн человек. По состоянию на 1 июня 2017 года возросли на 9% грузопассажирские перевозки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Коллектив ФБУ «Администрация «Севводпуть» работает слаженно и направляет свои усилия на успешное выполнение государственного задания.


Присутствие инспекции дисциплинирует судовладельцев


Владимир Есенеев, заместитель руководителя – капитан Северо-Двинского бассейна ВВП

Штат инспекторов государственного портового контроля Администрации составляет 5 человек, в отделе регистрации трудятся 2 специалиста, в отделе дипломирования – 1 специалист.

По состоянию на 1 июля 2017 г. произведено 255 инспекторских осмотров судов, что несколько меньше, чем за аналогичный период навигации 2016 г., выявлено 1397 различных несоответствий, задержано 47 судов.

Основные причины временного задержания судов – это в основном отсутствие или несвоевременное продление судовых документов, несоответствие или отсутствие дипломов и квалификационных свидетельств у судовой команды, несоответствие требованиям имеющихся спасательных средств, средств борьбы за живучесть судна.

Инспекция обеспечена транспортными средствами для проведения проверок судов в бассейне. Постоянное нахождение на реках инспекторов обеспечивает наиболее полное инспектирование судов, позволяет отслеживать движение всех плавсредств, а значит, и повысить уровень безопасности судоходства.

Дипломирование и аттестация

За 2016 год и первое полугодие 2017 года в Администрации после успешного прохождения квалификационных испытаний выдано:

– дипломов – 252/84;

– подтверждений к дипломам – 47/62;

– квалификационных свидетельств – 568/573;

– удостоверений ответственных за безопасность судоходства – 17/15;

– удостоверений ответственных за безопасную эксплуатацию судов (СУБ) – 11/15.

По результатам заседаний квалификационной комиссии не прошли испытания 56/40 человек.

Регистрация судов

По состоянию на 01.07.2017 в Государственном судовом реестре по Северо-Двинскому бассейну зарегистрировано 1540 ед. судов.

Отделом регистрации судов Администрации за период с 01.01.2016 по 01.07.2017 совершено:

– 199 регистрационных действий по регистрации права (собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения);

– 137 регистрационных действий по внесению изменений в Государственный судовой реестр;

– зарегистрировано 59 договоров аренды судов без экипажа, в т.ч. дополнительных соглашений к ним;

– зарегистрировано 22 ипотечные сделки, в т.ч. дополнительные соглашения к ним;

– выдано 383 свидетельства (о праве собственности на судно и о праве плавания под гос. флагом РФ), 68 судовых билетов, 43 свидетельства об исключении судна из Государственного судового реестра;

– исключено из Государственного судового реестра 71 ед. судов, в т.ч. 43 ед. в связи с разделкой в металлолом, 16 ед. – переход в ГИМС МЧС, 12 ед. – в другие бассейны ВВП;

– зарегистрировано 3 ед. несамоходных плавсредств из нового судостроения;

– зарегистрировано 7 ед. рыбопромысловых судов, ранее стоявших на учете в ГИМС МЧС;

– выдано 104 выписки из Государственного судового реестра о зарегистрированных правах на суда.

Хотелось бы отметить, что в настоящее время обострилась ситуация по учету плавучих объектов и сделок с ними в связи с отсутствием правил их учета.

Административная практика

Отсутствие полномочий у инспекторов портового контроля по составлению протокола при обнаружении признаков административных правонарушений на водном транспорте не дает возможности осуществлять административную практику в полном объеме.

Для того, чтобы административная практика стала действенным инструментом для повышения безопасности на речном транспорте, необходимо внести соответствующие изменения в КоАП РФ по установлению гарантий и прав инспекторов государственного портового контроля администраций речных бассейнов, как это сделано для инспекторов ГИМС, УГМРН.

Капитаном бассейна с начала навигации 2017 года составлено 47 протоколов об административных правонарушениях, передано 8 материалов по административным правонарушениям в транспортную прокуратуру.


Морские вести России №11, 2017 г.

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика