Беспилотный мониторинг русловых процессов - Морские вести России

Беспилотный мониторинг русловых процессов

01.09.2017

Речной транспорт

ФБУ «Администрация Ленского бассейна» обслуживает 5 самостоятельных бассейнов рек – Лены, Колымы, Индигирки, Яны, Оленьки. Суммарная протяженность водных путей Ленского бассейна составляет 21 726 км, из которых

16 522 км находятся в Республике Саха (Якутия), в Иркутской области – 4076 км, Магаданской – 762 км, Хабаровском крае – 366 км. В навигацию 2017 года протяженность обслуживаемых водных путей составляет 10 949 км, из которых 9147 км - это водные пути с установленными габаритами судовых ходов и 1802 км без гарантированных габаритов.


Судовому ходу – перспективное направление

Павел Снытко, руководитель ФБУ «Администрация Ленского бассейна»

На всех обслуживаемых водных путях в целях обеспечения судоходства будет проводиться комплекс путевых работ и содержаться средства навигационной обстановки различной категории (освещаемая, светоотражательная, неосвещаемая).

Путевые работы

Плановые показатели основных путевых работ составляют:

– дноуглубление (транзитное) – 2677,78 тыс. кбм на 73 лимитирующих участках;

– траление – 569,68 кв. км;

– выправление (эксплуатационное) – 28,7 тыс. кбм.

Планируемое количество знаков судоходной обстановки составит 16 250 единиц, из них 12 250 береговых знаков, 4000 плавучих.

Судоходную обстановку будут обслуживать 73 путейские бригады и 1 семафорный пост, также на обслуживании обстановки будут задействованы прорабские теплоходы в количестве 13 ед.

После прохождения весеннего ледохода будет проводиться сплошное траление судового хода, на котором задействованы специализированные тральные бригады в количестве 2 ед.

При выполнении местного и аварийного траления в Киренском, Витимском и Якутском районах водных путей будут применяться гидролокаторы бокового обзора. Практика применения данного оборудования в навигацию 2016 года показала его эффективность и оперативность при выполнении местного и аварийного траления, что немаловажно при обеспечении безопасности судоходства в условиях мелководья.

В навигацию 2017 года планируется работа 9 изыскательских партий и 1 изыскательского отряда (бар р. Индигирки). Работа русловых изыскательских партий запланирована на 183 объектах (лимитирующие участки, перекаты, дополнительные ходы и п.р.). В случае необходимости частота изысканий на лимитирующих участках будет увеличена. Своевременно проведенный мониторинг лимитирующих участков позволяет оценить необходимость и объем дноуглубительных работ, а также оперативно перенести судовой ход на новое перспективное направление.

Начало навигации 2017 года, как и в прошлые годы, начиная с 2013 года, отличается немноговодностью. Ледоход 2017 года на Лене в районе Усть-Кута начался 26 апреля, что на 3 дня раньше, чем в прошлом году, и на 7 дней раньше среднемноголетних сроков. Уровни воды при прохождении ледохода наблюдаются на 3 метра ниже среднемноголетних значений. Общая картина ледохода на Верхней Лене по срокам и уровням воды схожа с ледоходом 2016 года.

В этих условиях, учитывая низкие уровни воды весеннего половодья, Администрация 3 мая открыла береговую неосвещаемую обстановку на участке Лены Усть-Кут – Киренск. Открытие произошло на 9 суток ранее сроков, установленных распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта в навигацию 2017 года.

Транзитное дноуглубление

В навигацию этого года планируется проведение транзитных дноуглубительных работ в объеме 2677,78 тыс. м3 на 73 объектах землечерпания на реках Лене, Яне, Колыме и барах рек Яны и Индигирки. На дноуглубительных работах планируется задействовать 13 ед. дноуглубительной техники общей технической производительностью 16 380 м3/ч:

– 1 одночерпаковый земснаряд технической производительностью 120 м3/ч;

– 7 многочерпаковых земснарядов общей технической производительностью 2260 м3/ч;

– 5 землесосов технической производительностью 14 000 м3/ч.

В целом проведение дноуглубительных работ в Ленском бассейне в современных условиях оптимизации финансовых средств и старения дноуглубительной техники требует детальной организации. Дноуглубительные работы в бассейне выполняются на лимитирующих участках как в подготовительный, так и в меженный период при условии, что другими видами путевых работ обеспечить гарантированные габариты на участке не удастся.

К объектам коренного улучшения судоходных условий относится перекат Верхний Олекминский на реке Лене. Ежегодно для обеспечения гарантированных габаритов на данном перекате планируется работа землесоса проекта 1-517-03 и многочерпакового земснаряда проекта 1499. Общий объем дноуглубительных работ на перекате достигает 670 тыс. кбм, в навигацию 2017 года на данном перекате планируется извлечь 202,98 тыс. кбм.

В навигацию 2017 года Администрация на перекате планирует использовать экскаватор, установленный на понтоне, с роторно-гидравлической проходческой фрезой, позволяющей разрабатывать скальные и многолетнемерзлые грунты и тем самым добиться проектных габаритов пути в перспективном левостороннем ходе.

В зоне особого внимания Администрации находится и обеспечение гарантированных габаритов на барах рек Яны и Индигирки.

Дноуглубительные работы на баре Индигирки будут выполнять землесосы «Индигирка» и «Ленский-1021». Планируемый объем дноуглубления составляет 388,7 тыс. кбм.

На выполнении дноуглубительных работ на баре Яны будет задействован землесос «Олег Стрельченя». Планируемый объем дноуглубительных работ составляет 303,3 тыс. кбм.

Разработку баров планируется начать сразу после очищения ото льда, ориентировочно 20 июня.

Основная задача

Обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях является основной задачей Администрации. В условиях маловодья на Верхней Лене для выполнения этой задачи требуется четкая и слаженная работа всех звеньев путевого хозяйства и службы диспетчерского управления движением судов в бассейне (СДУДСБ).

Служба является неотъемлемой частью инфраструктуры водных путей Ленского бассейна, от успешного функционирования которой во многом зависит эффективность и безопасность работы водного транспорта на участке реки Лены общей протяженностью 424 км от Усть-Кута (3620 км) до рейда Прилукский (3195,6 км).

В настоящее время совместно с инспекцией государственного портового контроля проводится работа по уточнению границ рейдов и введению обновленных схем расстановки флота в границах Осетровского транспортного узла, что позволит обеспечить безопасную стоянку и обработку флота в навигацию 2017 года.

Наряду с применением в русловых изысканиях и дноуглублении аппаратуры на основе спутникового позиционирования внедрение в путевые работы технологий дистанционного мониторинга удаленных объектов является актуальным для протяженных и разветвленных перекатных участков Ленского бассейна. В 2017 году Администрацией прорабатывается вопрос внедрения беспилотных летательных аппаратов при мониторинге русловых процессов на сложноразветвленных узлах, таких как Якутский, Усть-Алданский, Сахам, и других. Внедрение БЛА позволит сэкономить время и топливо при обследовании рукавов на разветвленных участках, а также по «виду сверху» поможет определить перспективное с точки зрения судоходства развитие того или иного рукава.

Флот

За счет внебюджетных средств учреждением продолжается строительство служебно-разъездных катеров из материала АМг5 для замены устаревших судов типа «Заря» и «Полесье», так как данные суда требуют значительных затрат на ремонт и ежегодное содержание. В навигацию 2017 года будут эксплуатироваться шесть новых катеров, три из которых направлены в филиалы и введены в эксплуатацию в навигацию 2016 года. Спроектировано и начато строительство нового проекта катера длиной 12 метров и пассажировместимостью 12 человек. Строящиеся катера развивают аналогичную скорость судов на подводных крыльях (СПК) при меньшей мощности в три раза. В производственной деятельности катера удобны хорошей маневренностью, малой осадкой, что обеспечивает их хорошую функциональность при обслуживании, осмотре и контроле путевой навигационной обстановки.

В настоящее время обстановочный флот Киренского и Витимского РВПиС с прохождением ледохода выходит на обслуживание водных путей, затем эстафету открытия обстановки примут путейцы Якутского, Алданского, Вилюйского РВПиС и районы водных путей и судоходства на арктических реках Яне, Индигирке, Колыме.

С открытием обстановки начнется полноценная навигация 2017 года.


Ключевая задача развития


Николай Стенин, и.о. первого заместителя руководителя – капитан Ленского бассейна

Обеспечение безопасности судоходства является одной из ключевых задач развития внутреннего водного транспорта, что наиболее актуально в условиях транспортной деятельности Дальневосточного региона, большая часть грузопотока которого приходится на водный транспорт, осуществляющий свою деятельность в Ленском бассейне.

Административная практика

Сегодня можно с уверенностью сказать о том, что работа государственного портового контроля эффективна и результативна. Деятельность инспекторов портового контроля является одной из главных составляющих в обеспечении безопасности судоходства на судах и плавучих объектах на внутренних водных путях Ленского бассейна.

Итоги навигации 2016 года позволили отметить интенсивную деятельность инспекции государственного портового контроля, силами которой была проведена комплексная работа, направленная на пресечение нарушений в бассейне реки Лены. По ее итогам было осуществлено 985 инспекции, в том числе с выездными командировками на реки Алдан, Вилюй, Витим, Индигирка, Колыма и Яна. Наибольшее число осмотров пришлось на транзитный флот – 819 ед., и 166 проверок проведено по пассажирскому флоту.

По итогам 2016 года отмечается положительная динамика в осуществлении деятельности по эксплуатации судов, что подтверждает снижение общего количества выявленных нарушений относительно 2015 года на 759 ед., или на 25%, в том числе по самоходно-транспортному флоту снижение составило 739 нарушений, по пассажирскому – 20.

В результате плановых осмотров были выявлены нарушения обязательных требований, повлекшие временное задержание 170 ед. судов, из числа которых 149 ед. пришлось на транзитный флот, а 21 – на пассажирский. В динамике с предшествующим навигационным периодом отмечается и снижение задержаний на 14,1%.

Одним из показателей результативной работы инспекторского состава необходимо обозначить применение в своей работе административной практики. Так инспекторами за навигацию 2016 года было составлено 87 протоколов об административных правонарушениях, направленных в Северо-Восточный УГМРН Ространснадзора. Сумма взысканных штрафов по протоколам составила 126 000 рублей.

Ежегодно проводятся совместные проверки судов с представителями Федеральной службы безопасности, Транспортной прокуратуры, Следственного отдела на транспорте, Ространснадзора. В уполномоченные органы государственной власти регулярно направляются материалы, связанные с нарушениями обязательных требований. Общее количество переданных материалов составило 165 ед., из них 111 материалов передано в Северо-Восточный УГМРН Ространснадзора, 54– в Якутский следственный отдел на транспорте. По данным Следственного комитета по РС(Я), в отношении недобросовестных судовладельцев заведено 7 уголовных дел.

При рассмотрении количества выявленных нарушений видно, что их большая часть приходится на транзитные суда и составляет около 90%. Данная динамика наблюдается на протяжении ряда последних лет.

Здесь надо заострить особое внимание на том, что нарушения самоходно-транспортных судов связаны с рядом ключевых причин: отсутствием ремонтных баз, возможностью технического оснащения, модернизации и перевооружения флота. Помимо финансовой составляющей, негативное влияние на техническое состояние судов оказывает и территориальная удаленность деятельности флота от центральных районов Якутии.

Кроме перечисленного, большинство нарушений как грузового, так и пассажирского флота приходится на несоблюдение обязательных требований, которые установлены приказом Минтранса РФ от 10 апреля 2013 г. № 113 «Об утверждении Перечня нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна или иного плавучего объекта, и предельных сроков этого задержания».

Отдельно следует обратить внимание на работу инспекции ГПК в отношении выявления нарушений, связанных с судовой документацией по системе управления безопасностью. Благодаря активной работе по данному пункту снижение количества нарушений составило до 250 (2015 г. – 445).

Дипломирование и аттестация

Хотелось бы отметить, что в обеспечении безопасности судоходства немаловажная роль отведена деятельности отдела дипломирования и аттестации и отдела регистрации судов.

Отдел дипломирования и аттестации осуществляет сбор и подготовку документов, необходимых для принятия к исполнению, подтверждения полученных дипломов и их обмен, выдачу квалификационных свидетельств членам экипажей судов внутреннего плавания не только в пределах Ленского бассейна. Кроме этого, отделом проводится аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, осуществляющих перевозку пассажиров и опасных грузов в Ленском бассейне.

В период с 1 января по 12 апреля 2017 года в квалификационной комиссии Администрации дипломирование прошли 109 человек (выдано и оформлено бланков 168 дипломов), подтвердили свою квалификацию в соответствии с ранее выданным дипломом 243 человека (выдано и оформлено бланков подтверждений к дипломам 451 шт.). По результатам квалификационных испытаний оформлены и выданы свидетельства (89 шт.) на право занятия должностей рядового состава 67 членам судовой команды.

В аттестационной комиссии аттестованы 10 человек, проведена аттестация лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов по применению системы управления безопасностью судов. Всего аттестован 1 человек.

Регистрация судов

Отделом регистрации судов за период с 01.01 по 12.04.2017 в Государственном судовом реестре РФ по Ленскому бассейну зарегистрировано 2266 единиц флота, из них:

– самоходного флота – 1543 ед.;

– несамоходного флота – 723 ед.

Количество зарегистрированных в Государственном судовом реестре РФ по Ленскому бассейну правообладателей (собственников) судов составляет 541 (все формы собственности).

Выполнено регистрационных действий (прием (запись) документов, проверка юридической силы, внесение записи в Государственный судовой реестр на бумажный и электронный носитель, изготовление свидетельств о праве собственности и праве плавания под государственным флагом РФ, а также судовых билетов, изготовление и отправка формы «Т» в налоговый орган) – 359.

Помимо этого отделом было обработано 253 письма и документа, которые включают запросы и ответы на них, во все виды органов и инстанций. Также отделом было выдано 207 выписок из Государственного судового реестра РФ по Ленскому бассейну о зарегистрированных правах на суда (плавсредства).

На период навигации 2017 года запланирован ряд ключевых мероприятий, направленных на обеспечение безопасности судоходства, с учетом опыта предыдущих периодов. Стоит обратить внимание, что согласно прогнозам синоптиков навигация 2017 года в Ленском бассейне начнется раньше обычного, что потребует особых усилий со стороны ИГПК в проверке готовности флота к безаварийной работе в навигационный период.

И в завершение хочется сказать, что деятельность всех служб и отделов как на сегодняшний день, так и в дальнейшем будет направлена на осуществление высокоэффективной деятельности в целях обеспечения безопасности судоходства в Ленском бассейне внутренних водных путей.


Морские вести России №8, 2017 г.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ