Волжский бассейн открыт для судоходства - Морские вести России

Волжский бассейн открыт для судоходства

07.08.2017

Речной транспорт

Общая протяженность внутренних водных путей в границах Администрации Волжского бассейна составляет 9231 км, из них открыто для судоходства 4009,6 км (43% от общей протяженности).

На водных путях бассейна задействовано 4074 навигационных знака, в том числе 2767 плавучих и 1307 береговых. Освещаемых – 2543 знака. Насыщенность судовых ходов навигационными знаками – 1 знак на 1 км. Средняя продолжительность действия обстановки в целом по бассейну планируется 213 сут., в том числе с освещаемой обстановкой – 226 сут., с неосвещаемой обстановкой – 178 сут., со светоотражательной – 200 сут.

Общая задача – увеличить перевозки

Дмитрий Бессмертный, руководитель ФБУ «Администрация Волжского бассейна»

С 24 апреля с вводом ранее фиксированных сроков в эксплуатацию Городецкого гидроузла Волжский бассейн открыт для транзитного судоходства. На Нижней Волге навигация началась еще в конце марта, когда на участке реки протяженностью 403 километра были выставлены знаки судоходной обстановки. За это время флотом только одной судоходной компании «Волжское пароходство» было перевезено 300 тыс. тонн грузов.

В эту навигацию внесены изменения в Перечень судовых ходов Волжского бассейна. В частности, на реке Самаре 20-километровый участок переведен из 7-й в 6-ю категорию (неосвещаемая обстановка); на 14-километровом участке реки Бузан гарантированная глубина судового хода увеличена с 340 до 380 см; на участке Сероглазовка – Стрелецкое изменена дата начала навигации – с 4 апреля перенесена на 1 апреля. Основанием для всех изменений стали экономические расчеты, представленные в Администрацию бассейна судоходными компаниями и Самарским портом.

На эксплуатируемых участках водных путей задействованы 33 обстановочные бригады. Для их функционирования филиалами закуплены все необходимые материалы и оборудование.

Бесперебойное судоходство в течение навигации требует ежегодного проведения комплекса путевых работ, включающего дноуглубление, содержание навигационной обстановки, производство русловых изысканий и обеспечение чистоты судоходных трасс путем проведения тральных и дноочистительных работ. Планируется, что общая площадь траления составит 630 кв. км.

В начальный период навигации путевые работы в бассейне развернуты организованно, в соответствии с разработанным на 2017 г. планом путевых работ: своевременно проведено траление судовых ходов и рейдов; выполнены необходимые изыскательские работы, а также первоочередные дноуглубительные работы на перекатах; информация о путевых условиях передается судовладельцам и судоводителям в соответствии с требованиями нормативных документов.

В 2016 г. были проведены два инспекторских осмотра, в ходе которых зарегистрировано 384 замечания по навигационным знакам, обслуживаемым владельцами подводных и надводных переходов. По всем замечаниям своевременно направлены владельцам письма с просьбой устранить замечания. В четырех случаях, когда замечания приобрели характер систематических, ставились в известность организации, контролирующие безопасность судоходства.

В 2016 г. в границах бассейна была выявлена 21 единица бесхозных остатков судов, не подлежащих буксировке, – крупногабаритный мусор. Информация с его координатами в виде перечней бесхозных вещей направлена в муниципалитеты, на акваториях которых они находятся. В прошлом году в границах бассейна заинтересованными организациями было удалено 28 ед. бесхозных вещей и одно затонувшее судно. Всего на конец минувшей навигации в границах бассейна числится 446 бесхозных вещей, 4 бесхозных судна и 9 затонувших судов. Системной работе по очистке реки, приведению ее в порядок вместе с заинтересованными ведомствами в этом году, объявленном Годом экологии, будет придан новый импульс.

В канун открытия навигации мы провели ставшую традиционной встречу с представителями судоходных компаний. В этот раз ее участниками стали представители более чем 20 судоходных компаний, флот которых работает в границах Волжского бассейна, представители Волжского УГМРН Ространснадзора, Верхне-Волжского филиала Российского речного регистра, Российской судоходной палаты, ВГУВТа, общественных организаций.

Внимание участников было обращено на необходимость проведения систематической профилактической работы по предупреждению транспортных происшествий. По сравнению с 2015 г. в прошлом году число их возросло на 15%, выросло и количество случаев, связанных с повреждением гидротехнических сооружений.

Заинтересованно участники встречи обсуждали тему проведения внеочередных освидетельствований судов Речным регистром, процедуру регистрации плавучих объектов, в частности переданных на баланс муниципалитетов дебаркадеров.

Говорилось о развитии сети туристических и пассажирских перевозок в бассейне, об «узких» местах, мешающих их развитию, в частности об отсутствии освещаемой обстановки на Оке, дебаркадеров на Вятке, Белой, о высоких тарифах сборов за подходы к причальным стенкам в Астрахани. Представитель ООО «СК «ГАМа» рассказал о планах компании по развитию туристических маршрутов, открытии линии Казань – Соловки, строительстве двух теплоходов, которым предстоит возрождать маршруты «Золотого кольца».

Все предложения, озвученные на встрече, будут проанализированы, ни одно не останется без внимания. Поскольку некоторые темы, поднятые на встрече, касающиеся, в частности, развития транспортной инфраструктуры, не входят в нашу компетенцию, то они будут адресованы в региональные министерства транспорта, с которыми мы тесно взаимодействуем. Понимая, что и нас, и судовладельцев объединяет общая задача – увеличение перевозок водным транспортом, в навигацию-2017 нам предстоит большая и напряженная работа.


Соблюдая законность и требования нормативных документов


Евгений Лепёхин, первый заместитель руководителя – капитан Волжского бассейна

В августе прошлого года в Волгограде под председательством президента Российской Федерации В.В. Путина было проведено заседание Президиума Госсовета РФ по вопросам развития внутренних водных путей.

Глава государства выделил три самых важных направления, препятствующих развитию внутренних водных путей: преодоление инфраструктурных ограничений, достижение сбалансированности перевозок разными видами транспорта и обновление флота. Отдельно президент РФ указал на то, что «вопросы безопасности судоходства нужно постоянно держать в зоне внимания, применять современные навигационные технологии. Вопросы безопасности всегда должны стоять на первом месте».

Осмотры на местах

Основным нормативным документом на ВВП является Кодекс ВВТ РФ. Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и юридическими лицами при осуществлении судоходства на ВВП РФ, и определяет их права и обязанности. Положения кодекса распространяются на ВВП и судоходные гидротехнические сооружения, на порты, расположенные на ВВП, на суда и плавучие объекты, предназначенные для использования в целях судоходства. Статьей 3 определено понятие судоходства – деятельность, связанная с использованием судов для целей внутреннего водного транспорта. Безопасность судоходства обеспечивается в соответствии с КВВТ, правилами плавания, движения и стоянки судов в бассейне, пропуска судов через шлюзы, диспетчерского регулирования движения судов на ВВП РФ. Таким образом, реализация единой общей цели – обеспечение безопасности судоходства, носит совместный, комплексный характер, в достижении которой должны быть задействованы работники всех уровней ответственности, от лиц судового и берегового персонала до руководителей организаций ВВТ различных форм собственности.

Деятельность всех служб и филиалов Администрации Волжского бассейна ВВП направлена на обеспечение безопасных условий судоходства в бассейне Волги, в том числе на проведение контрольных действий и мероприятий при организации процессов движения самоходных судов и эксплуатации стоечных объектов. В рамках государственного портового контроля в бассейне осуществляют деятельность шесть инспекций ГПК общей численностью 45 инспекторов. Осмотры судов и плавучих объектов проводятся во всех крупных городах, в местах погрузки/выгрузки, на рейдах, причалах. Сравнительный анализ выявленных замечаний по годам представлен в диаграмме. При практически равном количестве инспекций – общее снижение показателей по годам и количества нарушений на одну проверку. Статистика видов замечаний и количество задержаний судов за 2016 год сведены в диаграмму.

К большому сожалению, некоторые судовладельцы до сих пор не исполнили требования статьи 34.1 КВВТ в части внедрения в организации и на судах системы управления безопасностью, было выявлено 377 замечаний по отсутствию СУБ, из них 48 случаев на пассажирских судах. При проведении проверок пассажирских и наливных судов особое внимание уделяется факту прохождения капитанами аттестаций в Росморречфлоте.

Административные правонарушения

На основании совместного распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта составлено и передано в Волжское управление государственного морского и речного надзора Ространснадзора 70 материалов по административным правонарушениям. Необходимо отметить положительную динамику взаимодействия между службами, подчиненными капитану Волжского бассейна, и территориальными подразделениями контрольно-надзорных и правоохранительных органов, МЧС РФ и филиалами классификационного общества.

На начало текущего года на учете в Администрации состоит 4490 судов, из них маломерных – 300, прогулочных – 43, строящихся – 15; несамоходных – 1755, из них сухогрузных грузовых – 535, наливных грузовых – 167, стоечных – 210, самоходных судов – 2718, из них пассажирских и грузопассажирских – 385.

Количество зарегистрированных судовладельцев – 1683, из них физических лиц – 656. За 2016 год выдано: свидетельств о праве собственности на судно – 297, свидетельств о праве плавания под государственным флагом РФ – 266, судовых билетов – 78. Зарегистрировано договоров аренды – 89 (103 судна), договоров ипотеки – 44 (81 судно), согласовано названий судов – 31, выдано свидетельств о минимальном составе экипажа – 180.

Процесс обеспечения безопасности судоходства начинается с даты приобретения права собственности на судно либо со дня назначения работника на должность в состав экипажа. В навигацию прошлого года в верхнем бьефе Городецкого гидроузла произошел разлив нефтепродуктов с судна ввиду переполнения расходной топливной цистерны, приведшего к длительному перекрытию движения, остановки судов в бьефах гидроузла и вывода шлюза из работы. Причина – нарушение вахтенной службой судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства.

Дипломирование

По направлению дипломирования членов экипажей судов ВВП в прошлом году проведены выездные комиссии: Казань – 283 заявителя, Самара – 217, Астрахань – 281, Саратов – 21. По договоренности с капитаном Камского бассейна более 150 человек были перенаправлены в Набережные Челны. В этом году только на выезде в Казань и Самару проведены проверки знаний 467 кандидатов. Комиссии при управлении Администрации Волжского бассейна проводятся три раза в неделю обычно по 20-25 кандидатов в день. Лица, успешно прошедшие квалификационные испытания в управлении, рабочие документы получают в течение дня.

За навигацию 2016 года в Волжском бассейне судами суммарно совершено более 56 тыс. рейсов, перевезено более 33 млн тонн грузов, существенно увеличились пассажирские перевозки, в том числе и на социально значимых маршрутах. В целях уменьшения протяженности «мертвых зон» введены в эксплуатацию УКВ-радиостанции на Верхней Волге и дополнительные точки докладов судов о параметрах рейса при прохождении Камского Устья и Саратова.

На данный момент присутствует высокая необходимость урегулирования вопросов, регламентирующих постановку на учет плавучих объектов, применимость ст. 41 приказа Министерства транспорта РФ от 14 апреля 2016 г. № 102 «Об утверждении Положения о классификации и об освидетельствовании судов» в части внеочередных освидетельствований при вводе/выводе судов в эксплуатацию, проведение осмотров маломерных судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, актуализации Положения о дипломировании членов экипажей судов ВВП. Текущая ситуация сопряжена со значительными финансовыми нагрузками на организации, осуществляющие деятельность на ВВТ, препятствует развитию перевозок, вызывает предпосылки разногласий между сторонами. Службы, подчиненные капитану Волжского бассейна, осуществляют деятельность строго в рамках действующего правового поля, соблюдая законность и выполняя требования нормативных документов по безопасности судоходства.

Имеющиеся положительные перспективные прогнозы по режимам работы водохранилищ Волжско-Камского каскада позволяют надеяться на позитивное развитие навигации 2017 года на ЕГС ЕЧ РФ. Искренне желаю всем судовладельцам увеличения количества эксплуатируемых судов, совершенных рейсов и перевезенных грузов, экипажам судов – безаварийной работы, профессионального роста и устойчивой кадровой политики и в обязательном порядке – повышения качественного уровня безопасности судоходства!


Морские вести России №7, 2017 г.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ