Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций - Морские вести России

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

17.07.2017

Морские порты

С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская Гавань началось интенсивное льдообразование. Этот факт ознаменовал собой начало нового периода ледокольных проводок 2016-2017 годов в морском порту Советская Гавань.

Период зимней навигации в порту, как правило, составляет до пяти месяцев (с ноября по апрель). По этой причине в акватории порта на протяжении всего периода ледокольных проводок по мере понижения температур и увеличения толщины сплошного ледяного покрова капитаном порта регулярно вводятся дополнительные ограничения по ледовому классу судов, допускаемых к плаванию самостоятельно или под проводкой ледоколов или буксиров с ледовым классом.

Наряду с особенностями обеспечения безопасности судоходства в зимнюю навигацию капитану морского порта Советская Гавань приходится решать и другие вопросы, связанные с безопасностью в порту, а также способствующие развитию портовой деятельности, которые тоже имеют свои особенности.

Сергей Фомин, исполняющий обязанности капитана морского порта Советская Гавань ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Проблемы зимней навигации

Отличительной чертой зимней навигации в морском порту Советская Гавань является значительная интенсивность нарастания льда на 1-2 см в сутки, что приводит к увеличению толщины льда к концу февраля от 70 см на фарватере до 1 метра у причалов. Это характеризует зимнюю навигацию в порту как «тяжелая». Нынешняя зима для порта не стала исключением.

Между тем основной проблемой зимней навигации в порту является недостаточность буксиров для осуществления швартовных операций и ледокольной проводки судов. Отсутствие установленного ледокольного сбора в морском порту обязывает судовладельцев самостоятельно заключать договоры на оказание услуг по ледокольной проводке с владельцами буксиров морского порта Ванино и производить по ним оплату.

Особо хочется отметить работу МФАСС «Спасатель Заборщиков» (Ванинский отдел Сахалинского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота»). Это судно выполняет задачи по несению аварийно-спасательной готовности по договору с ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива», выполняет ледовые проводки и оказывает помощь судам при движении через ледовые поля в морских портах Ванино, Советская Гавань и на подходах к ним. Неся аварийно-спасательную готовность, МФАСС «Спасатель Заборщиков» неоднократно заходил в порт Советская Гавань, пробивая ледовый канал по фарватеру от входа в залив Советская Гавань до самой западной в заливе бухты Эгге и до самой юго-западной в заливе бухты Окоча.

Тяжелая ледовая обстановка в целом негативно отражается на судоходстве порта. Снижение количества судозаходов влечет за собой снижение объема грузооборота. Как показывает практика, объем грузооборота в период ледокольных проводок в первую очередь зависит от наличия ледоколов или буксиров ледокольного типа, которые помогают судам при входе в порт и выходе из порта.

Использование линейных ледоколов для ледокольной проводки судов в морском порту Советская Гавань затруднено по причине их большой осадки. По фарватеру линейный ледокол может пройти безопасно, но подойти близко к причалам ему не позволяют глубины.

Для эффективной работы и соответствия лучшей отечественной и зарубежной практике в порту необходимо осуществить мероприятия по повышению уровня обслуживания судов. Например, в период ледокольных проводок несение постоянной аварийно-спасательной готовности судами типа МФАСС «Спасатель Заборщиков» и использование ледоколов с осадкой до 7 метров позволило бы увеличить интенсивность судозаходов и грузооборот порта.

В текущем году в период с 1 января по 1 марта количество судозаходов в порт составило 17 единиц, грузооборот за указанный период – 73,6 тыс. тонн. Для навигации порта в сложных ледовых условиях при существующем положении дел это хороший показатель.

Работа СУДС, ИТСОТБ и лоцманская проводка

Акватория морского порта Советская Гавань расположена в естественных глубоководных бухтах залива Советская Гавань и является местом укрытия для судов в штормовую погоду. Глубина фарватера залива достигает 23 метров. Имеющаяся акватория отвечает всем требованиям безопасности мореплавания для любых типов судов. Данный факт позволяет крупнотоннажным судам длиной до 300 метров, в том числе и морским круизным пассажирским судам, осуществлять безопасное судоходство.

Лоцманская проводка судов на подходах к порту и в пределах акватории порта осуществляется морскими лоцманами ФГУП «Росморпорт», имеющими удостоверения о праве лоцманской проводки судов, выданные капитаном морского порта. Целью лоцманских проводок является обеспечение безопасности плавания судов и предотвращение происшествий с судами, а также защита морской среды.

Отдельно хотелось бы коснуться проблемы развития системы управления движением судов (СУДС) в порту и на подходах к нему. В настоящее время на подходах к морскому порту Советская Гавань действует система управления движением судов морского порта Ванино, технические возможности которой не позволяют захватывать акваторию морского порта Советская Гавань. Для этих целей необходима установка дополнительного оборудования. Действие СУДС в акватории порта Советская Гавань, без сомнения, повысило бы уровень безопасности мореплавания судов, находящихся в порту.

Морской порт Советская Гавань оснащен инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) акватории морского порта, находящимися в хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт». Одной из основных задач, выполняемых ФГУП «Росморпорт» совместно с капитаном порта при использовании ИТСОТБ, является обеспечение безопасности и террористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, защиты жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

ИТСОТБ обеспечивает круглосуточное всепогодное наблюдение обстановки в акватории морского порта Советская Гавань, позволяет автоматически обнаруживать, идентифицировать и сопровождать транспортные средства, в том числе маломерные и скоростные суда, на подходах к порту, зонам транспортной безопасности и зонам повышенного внимания. Также система обеспечения транспортной безопасности осуществляет фиксирование и хранение видеоинформации, иных данных, полученных от технических средств наблюдения.

Круизный туризм как новация

Одной из новаций развития морского порта Советская Гавань в ближайшем будущем станет реализация комплекса мер, направленных на развитие морского туризма в заливе Советская Гавань. Этому будет способствовать и наличие режима свободного порта, и введение упрощенного въезда иностранцев на Дальний Восток.

Основными составляющими эффективного развития туризма в Советско-Гаванском районе является выгодное географическое положение, уникальная природа региона, стабильно работающие системы транспорта, торговли, сферы услуг (гостиницы, рестораны и т.п.), культурно-развлекательная структура. Развитие Советско-Гаванского муниципального района как туристической территории относится к приоритетам социально-экономического развития района и соответствует задачам развития здесь рекреационной базы как основы для укрепления здоровья населения, улучшения качества жизни, сохранения экологии и повышения привлекательности для международного туризма.

Ранее, в 2013 году, изучалась возможность заходов в Советскую Гавань круизных морских пассажирских судов из Южной Кореи, Японии, Китая, США. В настоящее время в рамках комплексного проекта круизного кластера «Остров Большой Уссурийский – Шантары», включенного в государственную программу Хабаровского края «Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013–2020 годы)», предполагается поэтапное развитие круизного туризма по реке Амур с развитием маршрутной сети по направлениям от города Николаевска-на-Амуре вдоль побережья Татарского пролива в сторону города Владивостока и вдоль побережья Охотского моря в сторону поселка Охотск.

Одним из основных планируемых остановочных пунктов с выходом пассажиров (туристов) на берег является морской порт Советская Гавань.

Морские порты №2 (2017)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика