Экологические требования – элемент конкурентной борьбы

Морской транспорт
Экологические требования – элемент конкурентной борьбы

Судоходный бизнес сегодня находится под влиянием новых экономических реалий: замедления темпов роста мировой экономики и торговли, низких цен на сырьевые ресурсы, повышения стоимости заемных средств, высокой волатильности финансовых рынков и ужесточения конкурентной борьбы. Серьезные геополитические изменения и стремительное развитие новых технологий преображают нашу индустрию невиданными темпами. Особенно это заметно в сфере безопасности мореплавания и защиты окружающей среды. Ужесточение экологических требований становится основным элементом конкурентной борьбы. Об этом в рамках расширенного заседания правления ПАО «Совкомфлот» рассказал президент Российской палаты судоходства, член совета директоров ПАО «Совкомфлот» Алексей Клявин.

По материалам «Вестника СКФ»

– Вопросы, о которых мы будем говорить, сегодня стоят на повестке дня у большинства судоходных компаний по всему миру. Один из главных – сокращение выбросов СО2 – центральная тема всех крупнейших отраслевых конференций, и это неслучайно.

Мировая торговля сейчас переживает нелегкие времена, ее показатели практически достигли самого низкого уровня за последние десятилетия. Меняется структура глобальной экономики: производители взяли курс на регионализацию, размещая смежные производства в одном регионе с основными производственными мощностями. Таким образом, потребность в морской транспортировке снижается, конкуренция растет.

Серьезные геополитические изменения, фундаментальные сдвиги в экономике и стремительное развитие новых технологий преображают судоходную индустрию невиданными темпами. Уверен, что это ощущается и в «Совкомфлоте».

Объявленное в августе банкротство южнокорейской Hanjin Shipping, одной из крупнейших в мире судоходных компаний, потрясло рынок. Просчеты крупнейших игроков рынка, сделавших ставку на то, что китайская экономика будет расти такими же бурными темпами, привели к появлению стратегий по строительству крупнотоннажных контейнерных судов. Как выяснялось, однополярность вредна не только в политике, но и в экономике. Кроме того, на ситуацию повлияло и недавнее расширение Панамского канала, которое спровоцировало постройку новых, более крупных судов. Аналогичная ситуация сложилась и после расширения Суэцкого канала.

Ситуация на рынке перевозок нефти также далека от оптимистичной.

Некоторые радикальные эксперты полагают, что в сложившейся ситуации самым правильным решением было бы отправить на металлолом большую часть старого флота и загрузить судоразделочные мощности, к примеру, у берегов Бангладеш. Однако ни один судовладелец добровольно никогда на это не согласится.

Другой путь, позволяющий избавиться от избыточного тоннажа, – введение новых, более жестких технических и экологических требований через обязательные инструменты ИМО. Уже приняты решения по выбросам окислов серы и азота. Ведутся бурные дискуссии в отношении СО2, на подходе вопрос так называемого черного углерода (black carbon), вопросы разработки менее шумных судовых двигателей и т.д.

Так ужесточение экологических требований и внедрение современных технологий становятся одним из основных элементов конкурентной борьбы.

Оксиды серы: «глобальное» требование

Во-первых, это всем известные зоны контроля выбросов оксидов серы – Sulphur Emission Control Areas (SECA). Требования по Балтике и Северному морю вступили в силу 1 января 2015 года. В целом для мирового судоходства, по оценкам европейских экспертов, эти требования не принесли серьезных негативных последствий в силу того, что упали цены на нефть и бункерное топливо. Пострадала только сфера прибрежного судоходства на Балтике – проигрывает в конкурентной борьбе автомобильному транспорту.

Ужесточение требований по содержанию серы в судовом топливе предусмотрено Правилом 14 Приложения VI МАРПОЛ. С 1 января 2015 года содержание серы в любом жидком топливе, используемом на судах, работающих в районах контроля выбросов (SECA), не должно превышать 0,1% по массе. В настоящее время районами SECA назначены Балтийское и Северное моря, побережье Канады и Соединенных Штатов, в том числе северное побережье Мексиканского залива. Конвенционные требования могут быть выполнены тремя способами: использованием дистиллятов; использованием СПГ; установкой на суда скрубберов и других устройств, снижающих выбросы с судов.

С 2020 года предполагается снизить предельное содержание серы в топливе на глобальном уровне до 0,5%, но есть сомнения в том, сможет ли международное судоходство выполнить это требование.

В октябре 2016 года на 70-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО было представлено два обзора: официальный (выполненный для ИМО консалтинговой компанией CE Delft при спонсорской поддержке США и Канады), с положительными выводами, и независимый (от компании EnSys/Navigistics, выполненный для IPIECA – Международной ассоциации представителей нефтяной промышленности по охране окружающей среды), в котором говорится, что отрасль не будет готова к 2020 году обеспечить необходимое количество дистиллятов.

Комитет большинством голосов принял решение о сохранении даты вступления в силу требования по содержанию серы, не превышающему 0,5% по массе, в судовом топливе с 1 января 2020 года, несмотря на:

– отсутствие подтвержденной информации о готовности НПЗ к замене и диверсификации 50% мирового бункерного рынка;

– подтвержденный дефицит топлива в ряде регионов и вероятность возникновения неравной конкуренции;

– рост цен на топливо еще до даты вступления в силу требований;

– прогнозируемое ISO возникновение проблем с использованием смесей (смешения тяжелого топлива и дистиллятов).

Оксиды азота: полноценного решения пока нет

Ужесточение требований по оксидам азота вводится Правилом 13 Приложения VI МАРПОЛ. Все суда, киль которых заложен после 1 января 2016 года, работающие в зонах контроля выбросов оксидов азота (Nitrogen Emission Control Areas, NECA – побережье США и Канады, а также территориальные воды США в районе Карибского моря), должны иметь дизельные установки, отвечающие стандартуTier III. После очень серьезных дебатов было принято решение объявить Балтику и Северное море зоной контроля выброса оксидов азота с 2021 года.

Есть ряд технологий, которые позволят нам выполнить конвенционные требования, и, безусловно, специалисты «Совкомфлота» о них знают:

– технологии селективного каталитического восстановления NOx аммиаком (SCR – Selective Catalytic Reduction);

– технологии рециркуляции отработавших газов (EGR – Exhaust Gas Recirculation system);

– использование СПГ в качестве топлива.

Правда в том, что ни одна из этих технологий на практике не решает на 100% проблему выбросов оксидов азота с судов, в том числе и использование СПГ. Это вопрос к профильным специалистам, поэтому он будет на повестке дня в обозримой перспективе.

Технические и рыночные меры по сокращению выбросов CO2

Статистика Международной палаты судоходства подтверждает эффективность проведенной судоходным сообществом работы: в абсолютном выражении выбросы на флоте снизились на 10% за 10 лет. Если перевести это на тонно-километры, то по сравнению с 2005 годом выбросы сократились на 20%. По последним данным, доля выбросов судоходной отрасли составляет лишь 2,2% от выбросов всех отраслей промышленности (в 2007-м было 2,8%).

Сокращение выбросов парниковых газов с судов является одной из важных тем, которая затрагивает интересы всех государств. На 70-й сессии КЗМС достигнута договоренность о разработке к 2023 году Комплексной стратегии по снижению выбросов парниковых газов с судов на основе сбора данных по количеству используемого топлива, анализа этих результатов и выработке мер по снижению выбросов парниковых газов с судов.

Принята также обязательная Глобальная система сбора данных по расходу топлива судами, которая вступит в силу 1 марта 2018 года. Одним из основополагающих принципов ее функционирования является конфиденциальность представленных данных.

Вызывает озабоченность принятие Правила ЕС от 29 апреля 2015 года относительно мониторинга, отчетности и проверок выбросов СО2 от международного судоходства. Режим, принятый в ЕС, отличается от правил ИМО. Европейская комиссия планирует ежегодно публиковать информацию о судне, грузе и компании с целью сопоставления предполагаемой эффективности отдельных судов, что, несомненно, будет влиять на конкурентоспособность каждого судна.

Активно лоббируются рыночные меры, включая обложение налогом каждой тонны полученного топлива. Называются цифры разного порядка: от $20 до $150 за тонну. Решение на этот счет пока не принято, но серьезно обсуждается.

Управление балластом: США – особая позиция

Международная конвенция по контролю и управлению судовыми балластными водами и осадками вступает в силу в сентябре 2017 года.

В отношении этой конвенции российские судовладельцы с удовлетворением отмечают принятие на 70-й сессии КЗМС Руководства по одобрению систем управления балластными водами (Руководство G8) и решения о придании этому руководству обязательного характера после вступления конвенции в силу и, в частности, положений о недопущении наложения штрафов на судовладельцев, установивших системы управления балластными водами «первого поколения», и требований в их адрес по замене установленных систем в ходе дальнейшего применения пересмотренного Руководства G8.

США имеют свою позицию в отношении признания систем управления балластными водами, одобренных ИМО. Они требуют, чтобы все суда, которые сбрасывают балласт в водах США, использовали систему очистки, тип которой одобрен Береговой охраной США, или разрешенную Береговой охраной США альтернативную систему управления балластными водами. То есть судовладельцы должны нести потери в размере около $1,5 млн по установке новой системы, удовлетворяющей Штаты.

Если положение не изменится, заходящие в США суда будут испытывать определенные трудности.

Утилизация судов: конфликт интересов

Хотелось бы обратить внимание на вопрос применения Гонконгской международной конвенции о безопасной и экологически рациональной утилизации судов 2009 года. В настоящее время стороной этой конвенции являются только пять государств. Но ситуация может кардинальным образом измениться, если к ней присоединятся страны, обладающие наиболее мощной базой по утилизации судов, – Бангладеш, Индия, Пакистан, Китай, на долю которых приходится 95% утилизированных судов в 2015 году.

Вызывает озабоченность применение Правила ЕС от 20 ноября 2013 года об утилизации судов. Интересы судовладельцев затрагивает возможное образование фонда утилизации судов. Все суда, заходящие в порты Евросоюза, должны будут перечислять средства в фонд. Предусматривается, что деньги будут возвращены судну при условии его утилизации на перерабатывающих мощностях, одобренных ЕС.

Основное противоречие состоит в том, что предприятия, которые демонстрируют соответствие Гонконгской конвенции, могут не попасть в одобренный список перерабатывающих мощностей ЕС.

Тяжелые сорта топлива в Арктике

В целом запрет на использование тяжелых сортов топлива (HFO) и перевод энергетических установок на использование только легких (и более дорогих) сортов потребует значительных капитальных и эксплуатационных затрат, которые приведут к росту и без того высокой стоимости морских перевозок в Арктике, а также негативно отразятся на развитии Северного морского пути.

Ряд стран не оставляет попыток добиться запрета не только на использование HFO в качестве топлива, но и запрета на его перевозку.

Силы и средства потрачены не зря

Статистика Международной палаты судоходства подтверждает, что меры, которые судоходное сообщество предпринимает в результате ужесточения требований, являются эффективными. С ростом объемов мирового судоходства число морских инцидентов устойчиво снижается год от года. По информации ITOPF, число разливов нефти морскими судами снизилось на порядок за последние несколько десятков лет. Если в 1970-е годы среднее число крупных аварий на танкерном флоте (разлив более 700 тонн) составляло 24,5 в год, то в 1980-е оно сократилось до 9,4, в 2000-е – до 3,2, а в текущем десятилетии этот показатель не превышает 1,8.

Что же нас ожидает в будущем?

В мире сейчас обсуждается три наиболее значимых и прорывных направления инноваций в морском транспорте: энергоэффективное судно, Е-навигация и безэкипажное судовождение – управление судами с берега. О последнем: еще несколько лет назад мы могли только улыбаться, когда слышали о судах «на автопилоте», а сегодня такая инициатива уже в процессе реализации. В любом случае в ближайшем будущем нас ждет использование газомоторного топлива и легких сортов топлива. Судя по всему, в ближайшее время мы увидим предложения по водородным двигателям. Уже широко применяются системы очистки отработанных газов. Нас также ждет ужесточение требований к судам, работающим в Арктике. Как следствие, появятся новые подходы к подготовке кадров. А еще расширится перечень рисков при страховании гражданской ответственности. И это только вершина айсберга. Главный вопрос здесь – окажемся ли мы на обочине и в статусе догоняющих в этом процессе или сумеем занять лидирующие позиции, формируя будущее отрасли так, как выгодно нам.

Морские вести России №3 (2017)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Транспортный потенциал Архангельской области

Транспортный потенциал Архангельской области Архангельский транспортный узел адаптируется к новым условиям рынка внутрироссийских и международных...

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России Судно признано бесхозным, в связи с этим конфисковано у физического лица

Российская экономика

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета В документе СП говорится о нарушении порядка формирования обоснований прогноза поступлений доходов и...

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

Транспортная политика

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г.

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г. Поправки в законодательство предусматривают закрепление за судами, плавающими под флагом Российской ...

Морские порты

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла Создание МТУ предполагает строительство угольного терминала Лавна, новой железной дороги на западном...

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября Навигация открылась в Амдерме 31 июля. Удаленный морской терминал «Амдерма» входит в состав морского...




Морской транспорт

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США Мероприятие прошло при поддержке компаний «Совкомфлот», «Транснефть» и Chevron, его центральной темо...

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях Лауреаты 2018 Lloyd’s List Global Awards будут объявлены 11 декабря на торжественной церемонии в Лон...

Речной транспорт

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году Судно предназначено для использования на озерах, водохранилищах, магистральных реках и в прибрежной ...

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается В ЕЭК считают, что до конца 2018 г. Соглашению будет дан старт.

Ж/Д транспорт

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2017 г. выросла в 2,7 раза - до 17,5 млрд. руб.

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии Со своей дочерней компанией «Элтеза» «Российские железные дороги» уже принимают участие в модернизац...

Авто транспорт

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб.

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб. Правительство РФ планирует поддержать создание необходимой инфраструктуры в Шерегеше, региону необхо...

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог На сегодняшний день выполнено порядка 80% работ на сумму более 935 млн. рублей.

Аналитика

Транспортная политика

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Лоцманский вопрос требует решения

Лоцманский вопрос требует решения Уважаемая редакция, прочитал в газете «Морские вести России» № 8 за 2018 г. статью «Лоцманский секто...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...