Экологические требования – элемент конкурентной борьбы

Морской транспорт
Экологические требования – элемент конкурентной борьбы

Судоходный бизнес сегодня находится под влиянием новых экономических реалий: замедления темпов роста мировой экономики и торговли, низких цен на сырьевые ресурсы, повышения стоимости заемных средств, высокой волатильности финансовых рынков и ужесточения конкурентной борьбы. Серьезные геополитические изменения и стремительное развитие новых технологий преображают нашу индустрию невиданными темпами. Особенно это заметно в сфере безопасности мореплавания и защиты окружающей среды. Ужесточение экологических требований становится основным элементом конкурентной борьбы. Об этом в рамках расширенного заседания правления ПАО «Совкомфлот» рассказал президент Российской палаты судоходства, член совета директоров ПАО «Совкомфлот» Алексей Клявин.

По материалам «Вестника СКФ»

– Вопросы, о которых мы будем говорить, сегодня стоят на повестке дня у большинства судоходных компаний по всему миру. Один из главных – сокращение выбросов СО2 – центральная тема всех крупнейших отраслевых конференций, и это неслучайно.

Мировая торговля сейчас переживает нелегкие времена, ее показатели практически достигли самого низкого уровня за последние десятилетия. Меняется структура глобальной экономики: производители взяли курс на регионализацию, размещая смежные производства в одном регионе с основными производственными мощностями. Таким образом, потребность в морской транспортировке снижается, конкуренция растет.

Серьезные геополитические изменения, фундаментальные сдвиги в экономике и стремительное развитие новых технологий преображают судоходную индустрию невиданными темпами. Уверен, что это ощущается и в «Совкомфлоте».

Объявленное в августе банкротство южнокорейской Hanjin Shipping, одной из крупнейших в мире судоходных компаний, потрясло рынок. Просчеты крупнейших игроков рынка, сделавших ставку на то, что китайская экономика будет расти такими же бурными темпами, привели к появлению стратегий по строительству крупнотоннажных контейнерных судов. Как выяснялось, однополярность вредна не только в политике, но и в экономике. Кроме того, на ситуацию повлияло и недавнее расширение Панамского канала, которое спровоцировало постройку новых, более крупных судов. Аналогичная ситуация сложилась и после расширения Суэцкого канала.

Ситуация на рынке перевозок нефти также далека от оптимистичной.

Некоторые радикальные эксперты полагают, что в сложившейся ситуации самым правильным решением было бы отправить на металлолом большую часть старого флота и загрузить судоразделочные мощности, к примеру, у берегов Бангладеш. Однако ни один судовладелец добровольно никогда на это не согласится.

Другой путь, позволяющий избавиться от избыточного тоннажа, – введение новых, более жестких технических и экологических требований через обязательные инструменты ИМО. Уже приняты решения по выбросам окислов серы и азота. Ведутся бурные дискуссии в отношении СО2, на подходе вопрос так называемого черного углерода (black carbon), вопросы разработки менее шумных судовых двигателей и т.д.

Так ужесточение экологических требований и внедрение современных технологий становятся одним из основных элементов конкурентной борьбы.

Оксиды серы: «глобальное» требование

Во-первых, это всем известные зоны контроля выбросов оксидов серы – Sulphur Emission Control Areas (SECA). Требования по Балтике и Северному морю вступили в силу 1 января 2015 года. В целом для мирового судоходства, по оценкам европейских экспертов, эти требования не принесли серьезных негативных последствий в силу того, что упали цены на нефть и бункерное топливо. Пострадала только сфера прибрежного судоходства на Балтике – проигрывает в конкурентной борьбе автомобильному транспорту.

Ужесточение требований по содержанию серы в судовом топливе предусмотрено Правилом 14 Приложения VI МАРПОЛ. С 1 января 2015 года содержание серы в любом жидком топливе, используемом на судах, работающих в районах контроля выбросов (SECA), не должно превышать 0,1% по массе. В настоящее время районами SECA назначены Балтийское и Северное моря, побережье Канады и Соединенных Штатов, в том числе северное побережье Мексиканского залива. Конвенционные требования могут быть выполнены тремя способами: использованием дистиллятов; использованием СПГ; установкой на суда скрубберов и других устройств, снижающих выбросы с судов.

С 2020 года предполагается снизить предельное содержание серы в топливе на глобальном уровне до 0,5%, но есть сомнения в том, сможет ли международное судоходство выполнить это требование.

В октябре 2016 года на 70-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО было представлено два обзора: официальный (выполненный для ИМО консалтинговой компанией CE Delft при спонсорской поддержке США и Канады), с положительными выводами, и независимый (от компании EnSys/Navigistics, выполненный для IPIECA – Международной ассоциации представителей нефтяной промышленности по охране окружающей среды), в котором говорится, что отрасль не будет готова к 2020 году обеспечить необходимое количество дистиллятов.

Комитет большинством голосов принял решение о сохранении даты вступления в силу требования по содержанию серы, не превышающему 0,5% по массе, в судовом топливе с 1 января 2020 года, несмотря на:

– отсутствие подтвержденной информации о готовности НПЗ к замене и диверсификации 50% мирового бункерного рынка;

– подтвержденный дефицит топлива в ряде регионов и вероятность возникновения неравной конкуренции;

– рост цен на топливо еще до даты вступления в силу требований;

– прогнозируемое ISO возникновение проблем с использованием смесей (смешения тяжелого топлива и дистиллятов).

Оксиды азота: полноценного решения пока нет

Ужесточение требований по оксидам азота вводится Правилом 13 Приложения VI МАРПОЛ. Все суда, киль которых заложен после 1 января 2016 года, работающие в зонах контроля выбросов оксидов азота (Nitrogen Emission Control Areas, NECA – побережье США и Канады, а также территориальные воды США в районе Карибского моря), должны иметь дизельные установки, отвечающие стандартуTier III. После очень серьезных дебатов было принято решение объявить Балтику и Северное море зоной контроля выброса оксидов азота с 2021 года.

Есть ряд технологий, которые позволят нам выполнить конвенционные требования, и, безусловно, специалисты «Совкомфлота» о них знают:

– технологии селективного каталитического восстановления NOx аммиаком (SCR – Selective Catalytic Reduction);

– технологии рециркуляции отработавших газов (EGR – Exhaust Gas Recirculation system);

– использование СПГ в качестве топлива.

Правда в том, что ни одна из этих технологий на практике не решает на 100% проблему выбросов оксидов азота с судов, в том числе и использование СПГ. Это вопрос к профильным специалистам, поэтому он будет на повестке дня в обозримой перспективе.

Технические и рыночные меры по сокращению выбросов CO2

Статистика Международной палаты судоходства подтверждает эффективность проведенной судоходным сообществом работы: в абсолютном выражении выбросы на флоте снизились на 10% за 10 лет. Если перевести это на тонно-километры, то по сравнению с 2005 годом выбросы сократились на 20%. По последним данным, доля выбросов судоходной отрасли составляет лишь 2,2% от выбросов всех отраслей промышленности (в 2007-м было 2,8%).

Сокращение выбросов парниковых газов с судов является одной из важных тем, которая затрагивает интересы всех государств. На 70-й сессии КЗМС достигнута договоренность о разработке к 2023 году Комплексной стратегии по снижению выбросов парниковых газов с судов на основе сбора данных по количеству используемого топлива, анализа этих результатов и выработке мер по снижению выбросов парниковых газов с судов.

Принята также обязательная Глобальная система сбора данных по расходу топлива судами, которая вступит в силу 1 марта 2018 года. Одним из основополагающих принципов ее функционирования является конфиденциальность представленных данных.

Вызывает озабоченность принятие Правила ЕС от 29 апреля 2015 года относительно мониторинга, отчетности и проверок выбросов СО2 от международного судоходства. Режим, принятый в ЕС, отличается от правил ИМО. Европейская комиссия планирует ежегодно публиковать информацию о судне, грузе и компании с целью сопоставления предполагаемой эффективности отдельных судов, что, несомненно, будет влиять на конкурентоспособность каждого судна.

Активно лоббируются рыночные меры, включая обложение налогом каждой тонны полученного топлива. Называются цифры разного порядка: от $20 до $150 за тонну. Решение на этот счет пока не принято, но серьезно обсуждается.

Управление балластом: США – особая позиция

Международная конвенция по контролю и управлению судовыми балластными водами и осадками вступает в силу в сентябре 2017 года.

В отношении этой конвенции российские судовладельцы с удовлетворением отмечают принятие на 70-й сессии КЗМС Руководства по одобрению систем управления балластными водами (Руководство G8) и решения о придании этому руководству обязательного характера после вступления конвенции в силу и, в частности, положений о недопущении наложения штрафов на судовладельцев, установивших системы управления балластными водами «первого поколения», и требований в их адрес по замене установленных систем в ходе дальнейшего применения пересмотренного Руководства G8.

США имеют свою позицию в отношении признания систем управления балластными водами, одобренных ИМО. Они требуют, чтобы все суда, которые сбрасывают балласт в водах США, использовали систему очистки, тип которой одобрен Береговой охраной США, или разрешенную Береговой охраной США альтернативную систему управления балластными водами. То есть судовладельцы должны нести потери в размере около $1,5 млн по установке новой системы, удовлетворяющей Штаты.

Если положение не изменится, заходящие в США суда будут испытывать определенные трудности.

Утилизация судов: конфликт интересов

Хотелось бы обратить внимание на вопрос применения Гонконгской международной конвенции о безопасной и экологически рациональной утилизации судов 2009 года. В настоящее время стороной этой конвенции являются только пять государств. Но ситуация может кардинальным образом измениться, если к ней присоединятся страны, обладающие наиболее мощной базой по утилизации судов, – Бангладеш, Индия, Пакистан, Китай, на долю которых приходится 95% утилизированных судов в 2015 году.

Вызывает озабоченность применение Правила ЕС от 20 ноября 2013 года об утилизации судов. Интересы судовладельцев затрагивает возможное образование фонда утилизации судов. Все суда, заходящие в порты Евросоюза, должны будут перечислять средства в фонд. Предусматривается, что деньги будут возвращены судну при условии его утилизации на перерабатывающих мощностях, одобренных ЕС.

Основное противоречие состоит в том, что предприятия, которые демонстрируют соответствие Гонконгской конвенции, могут не попасть в одобренный список перерабатывающих мощностей ЕС.

Тяжелые сорта топлива в Арктике

В целом запрет на использование тяжелых сортов топлива (HFO) и перевод энергетических установок на использование только легких (и более дорогих) сортов потребует значительных капитальных и эксплуатационных затрат, которые приведут к росту и без того высокой стоимости морских перевозок в Арктике, а также негативно отразятся на развитии Северного морского пути.

Ряд стран не оставляет попыток добиться запрета не только на использование HFO в качестве топлива, но и запрета на его перевозку.

Силы и средства потрачены не зря

Статистика Международной палаты судоходства подтверждает, что меры, которые судоходное сообщество предпринимает в результате ужесточения требований, являются эффективными. С ростом объемов мирового судоходства число морских инцидентов устойчиво снижается год от года. По информации ITOPF, число разливов нефти морскими судами снизилось на порядок за последние несколько десятков лет. Если в 1970-е годы среднее число крупных аварий на танкерном флоте (разлив более 700 тонн) составляло 24,5 в год, то в 1980-е оно сократилось до 9,4, в 2000-е – до 3,2, а в текущем десятилетии этот показатель не превышает 1,8.

Что же нас ожидает в будущем?

В мире сейчас обсуждается три наиболее значимых и прорывных направления инноваций в морском транспорте: энергоэффективное судно, Е-навигация и безэкипажное судовождение – управление судами с берега. О последнем: еще несколько лет назад мы могли только улыбаться, когда слышали о судах «на автопилоте», а сегодня такая инициатива уже в процессе реализации. В любом случае в ближайшем будущем нас ждет использование газомоторного топлива и легких сортов топлива. Судя по всему, в ближайшее время мы увидим предложения по водородным двигателям. Уже широко применяются системы очистки отработанных газов. Нас также ждет ужесточение требований к судам, работающим в Арктике. Как следствие, появятся новые подходы к подготовке кадров. А еще расширится перечень рисков при страховании гражданской ответственности. И это только вершина айсберга. Главный вопрос здесь – окажемся ли мы на обочине и в статусе догоняющих в этом процессе или сумеем занять лидирующие позиции, формируя будущее отрасли так, как выгодно нам.

Морские вести России №3 (2017)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Много импортного оборудования ледокола «Виктор Черномырдин» пострадало при пожаре

Много импортного оборудования ледокола «Виктор   Черномырдин» пострадало при пожаре Значительная часть оборудования импортного производства, установленного на   строящемся ле...

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна Судоремонтный завод «Биби-Эйбат» ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (ASCO)...

Российская экономика

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу Росрыболовство предлагает создать в России рыбную биржу, через которую компании смогут реализовывать...

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) поделился первыми результатами внедрения инструментов...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания В пятницу, 14 декабря, в Минтрансе РФ состоялось заседание Совета директоров Ассоциации морских торг...

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...




Морской транспорт

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года Об этом сообщил ответственный сдатчик ПЭБ Балтийского завода Александр Ковалев в ходе заседания Обще...

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...