Научные исследования в Арктике

Транспортная политика
Научные исследования в Арктике

Морские научные исследования и их результаты, проведенные в 2016 году в Арктике подведомственными учреждениями Росгидромета. Всего проведено 4 научно-исследовательских рейса.

По материалам заседания президиума госкомиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при правительстве РФ, сентябрь, Санкт-Петербург

В апреле ФГБУ «ДАНИИ» выполнялись работы по определению ледовых полигонов и гидрометеорологическое обеспечение натурных ледовых испытаний линейного дизель-электрического ледокола «Владивосток». Испытания проводились в Карском море по трассе Северного морского пути.

В результате получены новые данные об эффективности использования этого судна для эксплуатации на трассе СМП, определены ледовые полигоны испытаний и оптимальные сроки их проведения. Также были выполнены измерения морфометрических характеристик и физико-механических свойств льда. Кроме того, в рамках рейса проводились судовые ледовые наблюдения с использованием цифрового телевизионного комплекса за распределениями характеристик ледяного покрова.

В период с 7 по 27 июня в рамках договора между ФГБУ «Северное УГМС» и С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова согласно пункту 21 Плана проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ на 2016 год выполнялась экспедиция «Арктический плавучий университет – 2016» в Белом и Баренцевом морях.

Целями экспедиции стали: популяризация полярных исследований и привлечение к этим исследованиям студентов, магистрантов и аспирантов; получение комплекса теоретических и практических знаний об основных принципах, закономерностях и законах пространственно-временной организации, динамики, функционирования морских и наземных природно-техногенных систем локального и регионального уровней Западного сектора Российской Арктики, знаний по вопросам международного сотрудничества в регионе, истории и культуре малочисленных коренных народов Севера, адаптационных механизмов жизнедеятельности человека в высокоширотной Арктике в условиях изменяющегося климата, а также овладение практическими умениями и навыками проведения научных исследований и изысканий в области гидрометеорологии, географии, геологии, ландшафтного планирования, экологии, климатологии, истории и культуры.

Помимо этого в ходе рейса в основные синоптические сроки (00, 06, 12 и 18 часов ВСВ) выполнялись стандартные судовые метеорологические наблюдения.

С 1 по 8 июля ФГБУ «Северное УГМС» в Белом море на НИС «Иван Петров» проводилась экспедиция согласно пункту 20 Плана проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации на 2016 год.

Целью работ было выполнение летней съемки Белого моря. В ходе экспедиции были выполнены океанографические разрезы, гидрологическая съемка, отобраны пробы воды и грунта на радиоактивное загрязнение. Также в основные синоптические сроки (00, 06, 12 и 18 часов ВСВ) выполнялись стандартные судовые метеорологические наблюдения.

В период с 13 июля по 3 августа в рамках договора между ООО «АНЦ» и ФГБУ «ААНИИ» в Чукотском море проводилась экспедиция на НИС «Профессор Мультановский». Исследования выполнялись с целью изучения гидрометеорологического и ледового режима Чукотского моря и определения условий работы технических средств поисково-разведочного бурения и объектов круглогодичной эксплуатации. В ходе рейса были выполнены попутные метеорологические и визуальные ледовые наблюдения.

Кадровая политика

Во исполнение постановления Правительства РФ от 02.08.2005 № 474 в рамках проекта «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета» Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в последние годы предприняты эффективные меры по совершенствованию государственной системы гидрометеорологического обеспечения. В научные и производственные организации Росгидромета поступило большое количество самой современной измерительной и вычислительной техники, эксплуатация которой требует специально подготовленных, высококвалифицированных кадров.

До конца 2011 года вопросами подготовки специалистов гидрометеорологического профиля среднего и младшего звена, осуществляющих метеорологические наблюдения на метеостанциях, в том числе труднодоступных, занимались гидрометеорологические техникумы, находившиеся в ведении Росгидромета. Ежегодный выпуск специалистов гидрометеорологического профиля среднего и младшего звена составлял более 400 человек, что в целом соответствовало потребностям Росгидромета в молодых специалистах.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2011 №2434-р подведомственные Росгидромету гидрометеорологические техникумы были переданы в ведение субъектов Федерации. В связи с их передачей на уровень субъектов РФ происходит перепрофилирование, сокращение количества выпускаемых специалистов для укомплектования бюджетных учреждений федерального уровня, в связи с чем в арктических территориальных управлениях Росгидромета в последние годы остро ощущается дефицит специалистов среднего и младшего звена, который оценивается на уровне 30-40%. Прежняя система подготовки кадров перестала существовать, а сформировавшаяся не в состоянии удовлетворить возросший спрос сетевых организаций на специалистов нужной квалификации. Именно недостаток кадров представляется одной из главных причин того, что обслуживаемая сеть количественно не растет.

Учитывая острую потребность в специалистах гидрометеорологического профиля среднего звена, Росгидрометом были предприняты попытки возврата гидрометеорологических техникумов на федеральный уровень, присоединении их к ФГБОУ ВПО «Российский государственный гидрометеорологический университет» (ФГБОУ ВПО «РГГМУ») в качестве филиалов, и возможностью подготовки специалистов по образовательному направлению «Прикладная гидрометеорология» в рамках инновационного подхода по совершенствованию системы высшего и среднего профессионального образования, введенного постановлением Правительства РФ от 19.08.2009 №667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».

Для достижения указанных целей на первом этапе совместно с Минобрнауки было принято решение о присоединении Иркутского и Туапсинского гидрометеорологических техникумов к ФГБОУ ВПО «РГТМУ» в качестве филиалов и включении университета в Перечень ФГБУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, утвержденный приказами Минобрнауки от 04.05.2010 №463 и от 21.07.2010 №793. Данное решение соответствует концепции ФЦП образования на 2016-2020 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 №497. Однако вопрос о передаче гидрометеорологических техникумов в ведение Минобрнауки России не решен.

С целью сохранения и укрепления системы подготовки гидрометеорологических кадров, обеспечения единого методического подхода в подготовке кадров и гарантированного притока специалистов технического профиля в национальную гидрометеорологическую службу необходимо вернуться к вопросу о передаче Иркутского и Туапсинского гидрометеорологических техникумов в ведение Министерства образования и науки с дальнейшим объединением их с ФГБОУ ВПО «РГГМУ» в качестве филиалов.

Морские вести России №2 (2017)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Студенты ВГУВТ и курсанты НРУ встретились с работодателями на «Ярмарке вакансий»

Студенты ВГУВТ и курсанты НРУ встретились с работодателями на «Ярмарке вакансий» «Ярмарку вакансий» в Волжском госуниверситете водного транспорта посетили представители отраслевых п...

Обломки айсберга повредили российскую станцию в Антарктиде

Обломки айсберга повредили российскую станцию в Антарктиде Сотрудники антарктической станции «Прогресс» устраняют последствия выброса на берег льда и обломков ...

Российская экономика

Объем рынка алюминиевой продукции в России и СНГ составил 1,7 млн т. в 2018 году

Объем рынка алюминиевой продукции в России и СНГ составил 1,7 млн т. в 2018 году Общий объем рынка алюминиевых продуктов в России и странах СНГ в прошлом году составил 1,7 млн т. Пр...

ЦБ повысил прогноз по цене на нефть в 2019 году до $60 за баррель

ЦБ повысил прогноз по цене на нефть в 2019 году до $60 за баррель Регулятор добавил также, что к усилению волатильности на мировых товарных и финансовых рынках могут ...

Транспортная политика

Под эгидой Минтранса РФ и правительства Нижегородской области создана рабочая группа по вопросам строительства Нижегородского гидроузла

Под эгидой Минтранса РФ и правительства Нижегородской области создана рабочая группа по вопросам строительства Нижегородского гидроузла Сооружение Нижегородского низконапорного гидроузла, нацеленное на устранение лимитирующего участка н...

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.  

Морские порты

IV Всероссийский форум «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация». Деловая площадка для профессионалов

IV Всероссийский форум «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация». Деловая площадка для профессионалов Форум пройдет 2 апреля в Аналитическом Центре при Правительстве РФ при поддержке Федерального агентс...

В Петербурге состоялось заседание Совета директоров и Общее собрание (32-я Конференция) Ассоциации морских торговых портов

В Петербурге состоялось заседание Совета директоров и Общее собрание (32-я Конференция) Ассоциации морских торговых портов Обсудить актуальные вопросы отечественной портовой отрасли на ежегодный форум в морскую столицу Росс...




Морской транспорт

Спуск научно-исследовательского судна «Пионер-М» на воду планируется в 2020 г.

Спуск научно-исследовательского судна «Пионер-М» на воду планируется в 2020 г. Проектирование научно-исследовательского судна «Пионер-М» завершено, до конца   2020 года ...

Моряки задержанного в Турции Streamline не успевают вернуться в Россию к 24 марта

Моряки задержанного в Турции Streamline не успевают вернуться в Россию к 24 марта Ранее члены экипажа планировали покинуть судно и уехать домой до конца недели.

Речной транспорт

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации На теплоходы выходят бригады саморемонта. Подходят к завершению  работы по выморозке и нач...

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) планирует сдать первый в РФ морск...

Ж/Д транспорт

ПГК лидирует в рейтинге железнодорожных операторов по объему перевозок

ПГК лидирует в рейтинге железнодорожных операторов по объему перевозок Первая грузовая компания (ПГК) по итогам 2018 года заняла первое место в рейтинге INFOLine R...

Первый груз доставлен в Калининград для местной компании по железной дороге из Китая

Первый груз доставлен в Калининград для местной компании по железной дороге из Китая Груз для местной   компании впервые доставлен в Калининград в составе контейнерного поезда...

Авто транспорт

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок Компания UPS заняла первое место в рейтинге отрасли перевозок тяжелых грузов. Рейтинг опубликован в ...

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму Более полумиллиона   автомобилей проехали по Крымскому мосту за три зимних   мес...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы 14 декабря в Министерстве транспорта РФ прошло итоговое в 2018 году заседание Совета директоров Ассо...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...