Научные исследования в Арктике

Транспортная политика
Научные исследования в Арктике

Морские научные исследования и их результаты, проведенные в 2016 году в Арктике подведомственными учреждениями Росгидромета. Всего проведено 4 научно-исследовательских рейса.

По материалам заседания президиума госкомиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при правительстве РФ, сентябрь, Санкт-Петербург

В апреле ФГБУ «ДАНИИ» выполнялись работы по определению ледовых полигонов и гидрометеорологическое обеспечение натурных ледовых испытаний линейного дизель-электрического ледокола «Владивосток». Испытания проводились в Карском море по трассе Северного морского пути.

В результате получены новые данные об эффективности использования этого судна для эксплуатации на трассе СМП, определены ледовые полигоны испытаний и оптимальные сроки их проведения. Также были выполнены измерения морфометрических характеристик и физико-механических свойств льда. Кроме того, в рамках рейса проводились судовые ледовые наблюдения с использованием цифрового телевизионного комплекса за распределениями характеристик ледяного покрова.

В период с 7 по 27 июня в рамках договора между ФГБУ «Северное УГМС» и С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова согласно пункту 21 Плана проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ на 2016 год выполнялась экспедиция «Арктический плавучий университет – 2016» в Белом и Баренцевом морях.

Целями экспедиции стали: популяризация полярных исследований и привлечение к этим исследованиям студентов, магистрантов и аспирантов; получение комплекса теоретических и практических знаний об основных принципах, закономерностях и законах пространственно-временной организации, динамики, функционирования морских и наземных природно-техногенных систем локального и регионального уровней Западного сектора Российской Арктики, знаний по вопросам международного сотрудничества в регионе, истории и культуре малочисленных коренных народов Севера, адаптационных механизмов жизнедеятельности человека в высокоширотной Арктике в условиях изменяющегося климата, а также овладение практическими умениями и навыками проведения научных исследований и изысканий в области гидрометеорологии, географии, геологии, ландшафтного планирования, экологии, климатологии, истории и культуры.

Помимо этого в ходе рейса в основные синоптические сроки (00, 06, 12 и 18 часов ВСВ) выполнялись стандартные судовые метеорологические наблюдения.

С 1 по 8 июля ФГБУ «Северное УГМС» в Белом море на НИС «Иван Петров» проводилась экспедиция согласно пункту 20 Плана проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации на 2016 год.

Целью работ было выполнение летней съемки Белого моря. В ходе экспедиции были выполнены океанографические разрезы, гидрологическая съемка, отобраны пробы воды и грунта на радиоактивное загрязнение. Также в основные синоптические сроки (00, 06, 12 и 18 часов ВСВ) выполнялись стандартные судовые метеорологические наблюдения.

В период с 13 июля по 3 августа в рамках договора между ООО «АНЦ» и ФГБУ «ААНИИ» в Чукотском море проводилась экспедиция на НИС «Профессор Мультановский». Исследования выполнялись с целью изучения гидрометеорологического и ледового режима Чукотского моря и определения условий работы технических средств поисково-разведочного бурения и объектов круглогодичной эксплуатации. В ходе рейса были выполнены попутные метеорологические и визуальные ледовые наблюдения.

Кадровая политика

Во исполнение постановления Правительства РФ от 02.08.2005 № 474 в рамках проекта «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета» Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в последние годы предприняты эффективные меры по совершенствованию государственной системы гидрометеорологического обеспечения. В научные и производственные организации Росгидромета поступило большое количество самой современной измерительной и вычислительной техники, эксплуатация которой требует специально подготовленных, высококвалифицированных кадров.

До конца 2011 года вопросами подготовки специалистов гидрометеорологического профиля среднего и младшего звена, осуществляющих метеорологические наблюдения на метеостанциях, в том числе труднодоступных, занимались гидрометеорологические техникумы, находившиеся в ведении Росгидромета. Ежегодный выпуск специалистов гидрометеорологического профиля среднего и младшего звена составлял более 400 человек, что в целом соответствовало потребностям Росгидромета в молодых специалистах.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2011 №2434-р подведомственные Росгидромету гидрометеорологические техникумы были переданы в ведение субъектов Федерации. В связи с их передачей на уровень субъектов РФ происходит перепрофилирование, сокращение количества выпускаемых специалистов для укомплектования бюджетных учреждений федерального уровня, в связи с чем в арктических территориальных управлениях Росгидромета в последние годы остро ощущается дефицит специалистов среднего и младшего звена, который оценивается на уровне 30-40%. Прежняя система подготовки кадров перестала существовать, а сформировавшаяся не в состоянии удовлетворить возросший спрос сетевых организаций на специалистов нужной квалификации. Именно недостаток кадров представляется одной из главных причин того, что обслуживаемая сеть количественно не растет.

Учитывая острую потребность в специалистах гидрометеорологического профиля среднего звена, Росгидрометом были предприняты попытки возврата гидрометеорологических техникумов на федеральный уровень, присоединении их к ФГБОУ ВПО «Российский государственный гидрометеорологический университет» (ФГБОУ ВПО «РГГМУ») в качестве филиалов, и возможностью подготовки специалистов по образовательному направлению «Прикладная гидрометеорология» в рамках инновационного подхода по совершенствованию системы высшего и среднего профессионального образования, введенного постановлением Правительства РФ от 19.08.2009 №667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».

Для достижения указанных целей на первом этапе совместно с Минобрнауки было принято решение о присоединении Иркутского и Туапсинского гидрометеорологических техникумов к ФГБОУ ВПО «РГТМУ» в качестве филиалов и включении университета в Перечень ФГБУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, утвержденный приказами Минобрнауки от 04.05.2010 №463 и от 21.07.2010 №793. Данное решение соответствует концепции ФЦП образования на 2016-2020 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 №497. Однако вопрос о передаче гидрометеорологических техникумов в ведение Минобрнауки России не решен.

С целью сохранения и укрепления системы подготовки гидрометеорологических кадров, обеспечения единого методического подхода в подготовке кадров и гарантированного притока специалистов технического профиля в национальную гидрометеорологическую службу необходимо вернуться к вопросу о передаче Иркутского и Туапсинского гидрометеорологических техникумов в ведение Министерства образования и науки с дальнейшим объединением их с ФГБОУ ВПО «РГГМУ» в качестве филиалов.

Морские вести России №2 (2017)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

«Ингосстрах» выплатил более 747 тысяч евро в связи с повреждением двигателя судна

«Ингосстрах» выплатил более 747 тысяч евро в связи с повреждением двигателя судна «Ингосстрах» произвел выплату страхового возмещения в размере более 747 тысяч евро в связи с поврежд...

Замруководителя Росморречфлота потребовал ускорить строительство научно-лабораторного корпуса ГМУ им адм Ушакова

Замруководителя Росморречфлота потребовал ускорить строительство научно-лабораторного корпуса ГМУ им адм Ушакова Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Андрей Тарасенко 7 дек...

Российская экономика

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Промсвязьбанк финансирует проекты ГТЛК на 16,7 млрд рублей

Промсвязьбанк финансирует проекты ГТЛК на 16,7 млрд рублей Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и Промсвязьбанк и подписали кредитны...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года На минувшей неделе, 03.12.2018 года в 24 час 00 мин по московскому времени Кандалакшский МТП постави...

Ассоциация морских торговых портов отмечает 30-летие

Ассоциация морских торговых портов отмечает 30-летие 14-15 декабря 1988 года, по инициативе руководителей крупнейших морских торговых портов Союза Советс...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 стал победителем сразу в нескольких престижных конкурсах.

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...