Научные исследования в Арктике

Транспортная политика
Научные исследования в Арктике

Морские научные исследования и их результаты, проведенные в 2016 году в Арктике подведомственными учреждениями Росгидромета. Всего проведено 4 научно-исследовательских рейса.

По материалам заседания президиума госкомиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при правительстве РФ, сентябрь, Санкт-Петербург

В апреле ФГБУ «ДАНИИ» выполнялись работы по определению ледовых полигонов и гидрометеорологическое обеспечение натурных ледовых испытаний линейного дизель-электрического ледокола «Владивосток». Испытания проводились в Карском море по трассе Северного морского пути.

В результате получены новые данные об эффективности использования этого судна для эксплуатации на трассе СМП, определены ледовые полигоны испытаний и оптимальные сроки их проведения. Также были выполнены измерения морфометрических характеристик и физико-механических свойств льда. Кроме того, в рамках рейса проводились судовые ледовые наблюдения с использованием цифрового телевизионного комплекса за распределениями характеристик ледяного покрова.

В период с 7 по 27 июня в рамках договора между ФГБУ «Северное УГМС» и С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова согласно пункту 21 Плана проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ на 2016 год выполнялась экспедиция «Арктический плавучий университет – 2016» в Белом и Баренцевом морях.

Целями экспедиции стали: популяризация полярных исследований и привлечение к этим исследованиям студентов, магистрантов и аспирантов; получение комплекса теоретических и практических знаний об основных принципах, закономерностях и законах пространственно-временной организации, динамики, функционирования морских и наземных природно-техногенных систем локального и регионального уровней Западного сектора Российской Арктики, знаний по вопросам международного сотрудничества в регионе, истории и культуре малочисленных коренных народов Севера, адаптационных механизмов жизнедеятельности человека в высокоширотной Арктике в условиях изменяющегося климата, а также овладение практическими умениями и навыками проведения научных исследований и изысканий в области гидрометеорологии, географии, геологии, ландшафтного планирования, экологии, климатологии, истории и культуры.

Помимо этого в ходе рейса в основные синоптические сроки (00, 06, 12 и 18 часов ВСВ) выполнялись стандартные судовые метеорологические наблюдения.

С 1 по 8 июля ФГБУ «Северное УГМС» в Белом море на НИС «Иван Петров» проводилась экспедиция согласно пункту 20 Плана проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации на 2016 год.

Целью работ было выполнение летней съемки Белого моря. В ходе экспедиции были выполнены океанографические разрезы, гидрологическая съемка, отобраны пробы воды и грунта на радиоактивное загрязнение. Также в основные синоптические сроки (00, 06, 12 и 18 часов ВСВ) выполнялись стандартные судовые метеорологические наблюдения.

В период с 13 июля по 3 августа в рамках договора между ООО «АНЦ» и ФГБУ «ААНИИ» в Чукотском море проводилась экспедиция на НИС «Профессор Мультановский». Исследования выполнялись с целью изучения гидрометеорологического и ледового режима Чукотского моря и определения условий работы технических средств поисково-разведочного бурения и объектов круглогодичной эксплуатации. В ходе рейса были выполнены попутные метеорологические и визуальные ледовые наблюдения.

Кадровая политика

Во исполнение постановления Правительства РФ от 02.08.2005 № 474 в рамках проекта «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета» Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в последние годы предприняты эффективные меры по совершенствованию государственной системы гидрометеорологического обеспечения. В научные и производственные организации Росгидромета поступило большое количество самой современной измерительной и вычислительной техники, эксплуатация которой требует специально подготовленных, высококвалифицированных кадров.

До конца 2011 года вопросами подготовки специалистов гидрометеорологического профиля среднего и младшего звена, осуществляющих метеорологические наблюдения на метеостанциях, в том числе труднодоступных, занимались гидрометеорологические техникумы, находившиеся в ведении Росгидромета. Ежегодный выпуск специалистов гидрометеорологического профиля среднего и младшего звена составлял более 400 человек, что в целом соответствовало потребностям Росгидромета в молодых специалистах.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2011 №2434-р подведомственные Росгидромету гидрометеорологические техникумы были переданы в ведение субъектов Федерации. В связи с их передачей на уровень субъектов РФ происходит перепрофилирование, сокращение количества выпускаемых специалистов для укомплектования бюджетных учреждений федерального уровня, в связи с чем в арктических территориальных управлениях Росгидромета в последние годы остро ощущается дефицит специалистов среднего и младшего звена, который оценивается на уровне 30-40%. Прежняя система подготовки кадров перестала существовать, а сформировавшаяся не в состоянии удовлетворить возросший спрос сетевых организаций на специалистов нужной квалификации. Именно недостаток кадров представляется одной из главных причин того, что обслуживаемая сеть количественно не растет.

Учитывая острую потребность в специалистах гидрометеорологического профиля среднего звена, Росгидрометом были предприняты попытки возврата гидрометеорологических техникумов на федеральный уровень, присоединении их к ФГБОУ ВПО «Российский государственный гидрометеорологический университет» (ФГБОУ ВПО «РГГМУ») в качестве филиалов, и возможностью подготовки специалистов по образовательному направлению «Прикладная гидрометеорология» в рамках инновационного подхода по совершенствованию системы высшего и среднего профессионального образования, введенного постановлением Правительства РФ от 19.08.2009 №667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».

Для достижения указанных целей на первом этапе совместно с Минобрнауки было принято решение о присоединении Иркутского и Туапсинского гидрометеорологических техникумов к ФГБОУ ВПО «РГТМУ» в качестве филиалов и включении университета в Перечень ФГБУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, утвержденный приказами Минобрнауки от 04.05.2010 №463 и от 21.07.2010 №793. Данное решение соответствует концепции ФЦП образования на 2016-2020 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 №497. Однако вопрос о передаче гидрометеорологических техникумов в ведение Минобрнауки России не решен.

С целью сохранения и укрепления системы подготовки гидрометеорологических кадров, обеспечения единого методического подхода в подготовке кадров и гарантированного притока специалистов технического профиля в национальную гидрометеорологическую службу необходимо вернуться к вопросу о передаче Иркутского и Туапсинского гидрометеорологических техникумов в ведение Министерства образования и науки с дальнейшим объединением их с ФГБОУ ВПО «РГГМУ» в качестве филиалов.

Морские вести России №2 (2017)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

В Канаде спущен на воду головной патрульный корабль арктической зоны Harry DeWolf

В Канаде спущен на воду головной патрульный корабль арктической зоны Harry DeWolf Перспективные суда этого типа способны выполнять задачи патрулирования, контроля судоходства, защиты...

«Адмирал Кузнецов» введен в плавучий док

«Адмирал Кузнецов» введен в плавучий док Исполнителем работ выступает филиал «35 судоремонтный завод» АО «Центр Судоремонта «Звездочка» в Рос...

Российская экономика

Международная конференция «Проблемы промыслового использования трансграничных запасов» прошла в рамках МРФ-2018

Международная конференция «Проблемы промыслового использования трансграничных запасов» прошла в рамках МРФ-2018 Эксперты обсудили вопросы международного сотрудничества в области рыболовства в условиях изменения к...

Компания Артема Аветисяна стала первым резидентом САР на острове Русский

Компания Артема Аветисяна стала первым резидентом САР на острове Русский Компания совладельца банка «Восточный» Артема Аветисяна стала первым резидентом специального админис...

Транспортная политика

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток ФТС России внедряет на Дальнем Востоке ряд инструментов по упрощению таможенных процедур. В частност...

Новый банк развития БРИКС готов участвовать в проектах из магистрального плана РФ

Новый банк развития БРИКС готов участвовать в проектах из магистрального плана РФ Банк мог бы принять участие в реализации проектов строительства железных дорог (включая ВСМ)...

Морские порты

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала Предполагается, что проект позволит существенно облегчить выход на внешние рынки для сельхозтоваропр...

«Восточная горнорудная компания» реализует инвестиционный проект по наращиванию добычи и экспорта угля до 20 млн. тонн.

«Восточная горнорудная компания» реализует инвестиционный проект по наращиванию добычи и экспорта угля до 20 млн. тонн. «Восточная горнорудная компания», под управлением которой работают «Солнцевский угольный разрез» и...




Морской транспорт

Паром «Балтийск» ждут в Усть-Луге

Паром «Балтийск» ждут в Усть-Луге Обсуждается вопрос строительства второго парома,  за счет средств федерального бюджета

Новый газовоз для Ямала

Новый газовоз для Ямала Для проекта «Ямал СПГ»  строится еще два аналогичных судна.

Речной транспорт

Специалисты Амурводпути обеспечили доставку последней в эту навигацию партии крупнотоннажного груза для строящегося Амурского ГПЗ

Специалисты Амурводпути обеспечили доставку последней в эту навигацию партии крупнотоннажного груза для строящегося Амурского ГПЗ Доставка такого груза – сложнейшая трудоемкая операция, связанная с множеством особенностей судоходс...

Енисейское пароходство доставит пиломатериалы в Дудинку для экспорта в Египет

Енисейское пароходство доставит пиломатериалы в Дудинку для экспорта в Египет До конца сентября судам ЕРП предстоит перевезти из Лесосибирска в Дудинку порядка 12 тысяч кубометро...

Ж/Д транспорт

Трансмашхолдинг планирует до конца года купить до 100% венгерской компании Dunakeszi

Трансмашхолдинг планирует до конца года купить до 100% венгерской компании Dunakeszi Предполагается, что сбыт производимой Dunakeszi продукции будет ориентирован на внутренний рынок Вен...

«Трансмашхолдинг» купил тепловозостроительный завод в ЮАР, продукция может пойти на экспорт

«Трансмашхолдинг» купил тепловозостроительный завод в ЮАР, продукция может пойти на экспорт Приоритеты ТМХ - Египет, Аргентина, Казахстан, Индонезия, а также ряд стран Африки и Латинской Амери...

Авто транспорт

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году По проекту разработана проектно-сметная документация, которая уже прошла экспертизу. Строительство м...

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб.

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб. Проект рассчитан на реализацию в течение шести лет.

Аналитика

Транспортная политика

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Морские порты

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Порт Ялта: контроль пассажирских перевозок капитаном порта

Порт Ялта: контроль пассажирских перевозок капитаном порта Ялта – ворота летнего отдыха полуострова, главный курорт Крыма. Именно здесь предпочитает отдыхать б...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...