Субсидии под киль: что может грозить малым и средним рыбопромысловым предприятиям Арктики

Российская экономика
Субсидии под киль: что может грозить малым и средним рыбопромысловым предприятиям Арктики

Старение флота характерно для большинства компаний и регионов России, в том числе для Арктической зоны, где вылавливается основная часть рыбы. На федеральном уровне уже приняты определенные шаги для решения этой проблемы - инвестиционные квоты на строительство, «утилизационный» грант. Однако эксперты и участники отрасли отмечают: принимаемые меры поддержки не учитывают малотоннажный флот. 

Суда просят поддержки

Сегодня на федеральном уровне разработано два основных метода поддержки обновления флота. Так, обновленным федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», подписанным президентом России 3 июля 2016 года, предусмотрено выделение квоты на инвестиционные цели. На строительство нового рыбопромыслового флота на российских верфях и современных рыбоперерабатывающих фабрик зарезервировано 20% квот от объема добычи водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов.

Второй шаг - решение о субсидиях на приобретение новых гражданских судов, так называемом утилизационном гранте. Это единовременная выплата, которая будет компенсировать часть затрат на строительство новых судов гражданского назначения в случае сдачи на утилизацию прослуживших более 30 лет судов.

Оба нововведения по поддержке судов призваны решить проблему старения. Но рассчитаны они в основном на крупные суда, на что и указывают власти регионов и участники отрасли. Эксперты заявляют: малый рыбопромысловый флот также нуждается в обновлении.

Как сообщила ТАСС заместитель председателя Госдумы Ольга Епифанова, весь рыболовецкий флот Северного бассейна характеризуется высокой степенью износа, 86% всех судов построены более 20 лет назад. «Если в ближайшее время не предпринять мер по стимулированию строительства новых судов для рыбаков, то мы можем оказаться вообще без них», — сказала депутат. По ее словам, в Архангельской области средний возраст судов достиг 27 лет.

В Мурманской области почти половина рыбопромыслового флота компаний требует списания из-за возраста. Как сообщал председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев, речь идет о судах, возраст которых превысил 30 лет. «Сегодня у предприятий региона 99 судов подошли к возрасту списания при общем числе флота в 230 судов», — сказал глава союза.

Карельские эксперты говорят о некотором улучшении ситуации в компаниях региона. По словам Игоря Зубарева, члена Совета Федерации от Республики Карелия, состояние рыбопромыслового флота на Северном бассейне в целом лучше, чем на Дальнем Востоке. Это мнение поддержал и Илья Раковский, председатель Союза рыбопромышленников Карелии. «Наши карельские предприятия и без инвестиционных квот последние годы значительные суммы инвестировали в обновление и модернизацию флота. Сейчас его состояние и промысловые возможности лучше, чем в советские годы», — отметил Раковский.

Эффективный размер

Росрыболовство называет ограничения в размерах судов, на которые можно получить квоту, вопросом эффективности и безопасности, особенно это касается Арктики.

«Малый флот, который сейчас базируется на Северном бассейне, рассчитан под более спокойные условия и для работы именно в рамках прибрежного рыболовства. Когда речь идет об Арктике, в удаленности от берега первостепенна безопасность, это более крупные суда ледового класса. Наша задача не просто увеличить количество судов, а улучшить условия работы рыбаков в море и повысить безопасность труда на промысле», — сказал глава Росрыболовства Илья Шестаков.

Как он отмечал ранее, были просьбы включить малотоннажные суда в перечень объектов, под которые будут выделяться инвестквоты. «Но они не были поддержаны в целом ни нами, ни крупнейшими ассоциациями, потому что они бы не решали задачу качественного изменения структуры производства рыбной продукции», — заметил глава ведомства.

Именно поэтому меры поддержки были предусмотрены для более крупных судов. «В целом, если мы говорим о Северном бассейне, то, конечно, с учетом всех условий, связанных с безопасностью, с экономической эффективностью, то вылов здесь базируется на таких объектах, как треска, пикша, мойва, добыча которых ведется среднетоннажным флотом. Эти суда имеют большую автономность плавания и достаточную вместимость трюма. Согласно требованиям, претендующие на получение инвестквот средне- и крупнотоннажные суда должны иметь на борту перерабатывающие мощности», — добавил он.

Место для малых судов

Проблема отсутствия поддержки для малых судов имеет и социальную составляющую. По мнению зампредседателя Госдумы Ольги Епифановой, нововведения не учитывают специфику районов Крайнего Севера. Она отметила, что предлагаемые постановления исключают, в частности, возможность обновления судов рыболовецких колхозов Архангельской и Мурманской областей, НАО.

«Это без малого 60% юридических лиц, занимающихся промышленным рыболовством в западной части Арктической зоны России. Более того, все эти предприятия работают на внутренний рынок», — сказала Епифанова.

Она подчеркнула, что малый и средний флот играют важнейшую роль как в экономике, так и в социальном развитии регионов. «В Архангельской области исторически сложилось, что градообразующими предприятиями в населенных пунктах по побережью региона стали рыболовецкие колхозы. Они располагают только мало- и среднетоннажными судами, возраст которых всем известен. И нам необходимо, чтобы эти колхозы смогли воспользоваться предполагаемыми инвестиционными льготами в виде дополнительных квот, для нас это вопрос выживания прибрежных поселков, сохранения там населения», — пояснила Епифанова.

Об этом же говорят и представители малого и среднего бизнеса. Председатель рыболовецкого колхоза «Беломор» (Архангельская область) Сергей Самойлов считает, что меры поддержки по инвестквотам на строительство судов направлены только на крупный бизнес. «Мы воспользоваться не можем, у нас не хватает квоты, чтобы внести в качестве поручительства перед правительством, у остальных колхозов так же. Некоторые вынуждены реформировать колхозы путем слияния в другое юрлицо. Старые колхозы ликвидируют, сливают в один большой, другого пути нет», — рассказал он корреспонденту ТАСС.

Стимул для развития

В Росрыболовстве путь укрупнения считают нормальным. Как сказал ТАСС Шестаков, зачастую малые предприятия имеют такое количество квот, которое эффективно использоваться не могут.

«Зачастую эти все малые предприятия либо рантье, либо вынуждены все равно объединяться и объединять эти квоты, облавливая их на одном или двух судах для того, чтобы была экономическая эффективность. И здесь мы, конечно, видим, что какая-то консолидация может внутри их происходить, то есть по сути дела они могли бы создавать производственные кооперативы, строить на несколько предприятий одно судно и более эффективно заниматься этим делом», — сказал глава ведомства.

В Росрыболовстве также считают, что формат поддержки будет стимулировать развитие рыбной отрасли, включая более глубокую переработку сырья. «В большинстве своем мы сейчас вылавливаем, замораживаем и парализуем сырье. Нам важно, чтобы была более длинная цепочка и была переработка, и мы продавали и реализовывали в том числе и на экспорт продукцию с высокой добавленной стоимостью», — сказал Шестаков.

Поэтому, по планам ведомства, инвестиционные квоты получат только суда, которые будут показывать эффективность. При этом законопроектом предусмотрено выделение инвестквот и на судно с чуть меньшим измерением, но которое будет заниматься доставкой живой рыбы — судно- свежевик.

Что касается малых судов, работающих в прибрежной зоне, возможность получения определенной поддержки для них тоже предусмотрена. «Предприятия, которые будут заниматься прибрежным промыслом с соблюдением определенных условий, — они получат повышающий коэффициент к своей квоте. То есть на разрешенный объем вылова они на 20% больше смогут ловить», — сказал Шестаков.


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Строители завершили сбор пролетов автодорожной части Крымского моста со стороны Кубани

Строители завершили сбор пролетов автодорожной части Крымского моста со стороны Кубани Строители завершили сборку пролетов автодорожной части Крымского моста со стороны Краснодарского кра...

ОСК не приняла решения о вхождении завода «Красные баррикады» в состав холдинга

ОСК не приняла решения о вхождении завода «Красные баррикады» в состав холдинга «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) не приняла окончательного решения о включен...

Российская экономика

Северный широтный ход даст импульс к развитию морских портов Арктики - эксперты

Северный широтный ход даст импульс к развитию морских портов Арктики - эксперты Строительство железнодорожной магистрали Северный широтный ход в ЯНАО позволит не только расширить д...

Астраханское судостроительное объединение возрождает судоремонт

Астраханское судостроительное объединение возрождает судоремонт На Астраханском судостроительном производственном объединении (АСПО, входит в ОСК) завершила...

Транспортная политика

Казахстан предлагает РФ и Белоруссии совместно развивать терминалы в Иране и дороги в Афганистане

Казахстан предлагает РФ и Белоруссии совместно развивать терминалы в Иране и дороги в Афганистане Казахстан предлагает партнерам по Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК) - Р...

Европа не даст Прибалтике денег на «развод» с Россией

Европа не даст Прибалтике денег на «развод» с Россией Ни одна прибалтийская инициатива не попала в список приоритетных проектов Евросоюза, которым положен...

Морские порты

Порт Новороссийск возобновит отгрузку нефти после шторма

Порт Новороссийск возобновит отгрузку нефти после шторма Отгрузка нефти в порту Новороссийск после шторма возобновится к вечеру среды, 13 декабря, сообщил оф...

«Транснефть» надеется, что стратегия НМТП будет утверждена в I полугодии 2018 года

«Транснефть» надеется, что стратегия НМТП будет утверждена в I полугодии 2018 года ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) может разработать новую стратегию в течени...




Морской транспорт

Танкер «Ислам Сафарли» скоро выйдет в открытое море

Танкер «Ислам Сафарли» скоро выйдет в открытое море В судоремонтно-строительном заводе «Зых» завершается капитальный ремонт танкера «Ислам Сафарли», при...

Ставки на контейнерные перевозки вновь выросли на маршрутах в Европу

Ставки на контейнерные перевозки вновь выросли на маршрутах в Европу Спотовые ставки выросли на маршрутах контейнерных перевозок в Европу, но продолжили снижаться на сер...

Речной транспорт

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства В Волжском пароходстве в декабре состоялись встречи руководства с работниками плавсостава. Встречи п...

Завершена навигация на водных путях Волго-Донского бассейна

Завершена навигация на водных путях Волго-Донского бассейна На внутренних водных путях Волго-Донского бассейна завершилась навигация. На Волго-Донском судоходно...

Ж/Д транспорт

РЖД рассчитывают к 2025 г. увеличить доходы от зарубежных проектов в 1,7 раза - до 800 млрд руб.

РЖД рассчитывают к 2025 г. увеличить доходы от зарубежных проектов в 1,7 раза - до 800 млрд руб. Холдинг «Российские железные дороги» ожидает, что к 2025 году доходы от проектов за рубежом составят...

Fesco не участвовала в покупке «Енисей Капиталом» акций «Трансконтейнера»

Fesco не участвовала в покупке «Енисей Капиталом» акций «Трансконтейнера» Транспортная группа Fesco - одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний России - н...

Авто транспорт

Росатом предлагает Минтрансу создать цифровую карту автодорог России

Росатом предлагает Минтрансу создать цифровую карту автодорог России Компания «Системы мониторинга «Беркут» (структура госкорпорации «Росатом») предлагает Минтра...

«Автодор» ожидает одобрения изменений в КоАП для применения системы Free Flow до конца года

«Автодор» ожидает одобрения изменений в КоАП для применения системы Free Flow до конца года «Автодор» рассчитывает, что правительственная комиссия до конца года утвердит изменения в КоАП для в...

Аналитика

Транспортная политика

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

Морские порты

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций Плавание судов на подходах к портам и в портовых входах является особым видом плавания, требующим ус...

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...