Субсидии под киль: что может грозить малым и средним рыбопромысловым предприятиям Арктики

Российская экономика
Субсидии под киль: что может грозить малым и средним рыбопромысловым предприятиям Арктики

Старение флота характерно для большинства компаний и регионов России, в том числе для Арктической зоны, где вылавливается основная часть рыбы. На федеральном уровне уже приняты определенные шаги для решения этой проблемы - инвестиционные квоты на строительство, «утилизационный» грант. Однако эксперты и участники отрасли отмечают: принимаемые меры поддержки не учитывают малотоннажный флот. 

Суда просят поддержки

Сегодня на федеральном уровне разработано два основных метода поддержки обновления флота. Так, обновленным федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», подписанным президентом России 3 июля 2016 года, предусмотрено выделение квоты на инвестиционные цели. На строительство нового рыбопромыслового флота на российских верфях и современных рыбоперерабатывающих фабрик зарезервировано 20% квот от объема добычи водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов.

Второй шаг - решение о субсидиях на приобретение новых гражданских судов, так называемом утилизационном гранте. Это единовременная выплата, которая будет компенсировать часть затрат на строительство новых судов гражданского назначения в случае сдачи на утилизацию прослуживших более 30 лет судов.

Оба нововведения по поддержке судов призваны решить проблему старения. Но рассчитаны они в основном на крупные суда, на что и указывают власти регионов и участники отрасли. Эксперты заявляют: малый рыбопромысловый флот также нуждается в обновлении.

Как сообщила ТАСС заместитель председателя Госдумы Ольга Епифанова, весь рыболовецкий флот Северного бассейна характеризуется высокой степенью износа, 86% всех судов построены более 20 лет назад. «Если в ближайшее время не предпринять мер по стимулированию строительства новых судов для рыбаков, то мы можем оказаться вообще без них», — сказала депутат. По ее словам, в Архангельской области средний возраст судов достиг 27 лет.

В Мурманской области почти половина рыбопромыслового флота компаний требует списания из-за возраста. Как сообщал председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев, речь идет о судах, возраст которых превысил 30 лет. «Сегодня у предприятий региона 99 судов подошли к возрасту списания при общем числе флота в 230 судов», — сказал глава союза.

Карельские эксперты говорят о некотором улучшении ситуации в компаниях региона. По словам Игоря Зубарева, члена Совета Федерации от Республики Карелия, состояние рыбопромыслового флота на Северном бассейне в целом лучше, чем на Дальнем Востоке. Это мнение поддержал и Илья Раковский, председатель Союза рыбопромышленников Карелии. «Наши карельские предприятия и без инвестиционных квот последние годы значительные суммы инвестировали в обновление и модернизацию флота. Сейчас его состояние и промысловые возможности лучше, чем в советские годы», — отметил Раковский.

Эффективный размер

Росрыболовство называет ограничения в размерах судов, на которые можно получить квоту, вопросом эффективности и безопасности, особенно это касается Арктики.

«Малый флот, который сейчас базируется на Северном бассейне, рассчитан под более спокойные условия и для работы именно в рамках прибрежного рыболовства. Когда речь идет об Арктике, в удаленности от берега первостепенна безопасность, это более крупные суда ледового класса. Наша задача не просто увеличить количество судов, а улучшить условия работы рыбаков в море и повысить безопасность труда на промысле», — сказал глава Росрыболовства Илья Шестаков.

Как он отмечал ранее, были просьбы включить малотоннажные суда в перечень объектов, под которые будут выделяться инвестквоты. «Но они не были поддержаны в целом ни нами, ни крупнейшими ассоциациями, потому что они бы не решали задачу качественного изменения структуры производства рыбной продукции», — заметил глава ведомства.

Именно поэтому меры поддержки были предусмотрены для более крупных судов. «В целом, если мы говорим о Северном бассейне, то, конечно, с учетом всех условий, связанных с безопасностью, с экономической эффективностью, то вылов здесь базируется на таких объектах, как треска, пикша, мойва, добыча которых ведется среднетоннажным флотом. Эти суда имеют большую автономность плавания и достаточную вместимость трюма. Согласно требованиям, претендующие на получение инвестквот средне- и крупнотоннажные суда должны иметь на борту перерабатывающие мощности», — добавил он.

Место для малых судов

Проблема отсутствия поддержки для малых судов имеет и социальную составляющую. По мнению зампредседателя Госдумы Ольги Епифановой, нововведения не учитывают специфику районов Крайнего Севера. Она отметила, что предлагаемые постановления исключают, в частности, возможность обновления судов рыболовецких колхозов Архангельской и Мурманской областей, НАО.

«Это без малого 60% юридических лиц, занимающихся промышленным рыболовством в западной части Арктической зоны России. Более того, все эти предприятия работают на внутренний рынок», — сказала Епифанова.

Она подчеркнула, что малый и средний флот играют важнейшую роль как в экономике, так и в социальном развитии регионов. «В Архангельской области исторически сложилось, что градообразующими предприятиями в населенных пунктах по побережью региона стали рыболовецкие колхозы. Они располагают только мало- и среднетоннажными судами, возраст которых всем известен. И нам необходимо, чтобы эти колхозы смогли воспользоваться предполагаемыми инвестиционными льготами в виде дополнительных квот, для нас это вопрос выживания прибрежных поселков, сохранения там населения», — пояснила Епифанова.

Об этом же говорят и представители малого и среднего бизнеса. Председатель рыболовецкого колхоза «Беломор» (Архангельская область) Сергей Самойлов считает, что меры поддержки по инвестквотам на строительство судов направлены только на крупный бизнес. «Мы воспользоваться не можем, у нас не хватает квоты, чтобы внести в качестве поручительства перед правительством, у остальных колхозов так же. Некоторые вынуждены реформировать колхозы путем слияния в другое юрлицо. Старые колхозы ликвидируют, сливают в один большой, другого пути нет», — рассказал он корреспонденту ТАСС.

Стимул для развития

В Росрыболовстве путь укрупнения считают нормальным. Как сказал ТАСС Шестаков, зачастую малые предприятия имеют такое количество квот, которое эффективно использоваться не могут.

«Зачастую эти все малые предприятия либо рантье, либо вынуждены все равно объединяться и объединять эти квоты, облавливая их на одном или двух судах для того, чтобы была экономическая эффективность. И здесь мы, конечно, видим, что какая-то консолидация может внутри их происходить, то есть по сути дела они могли бы создавать производственные кооперативы, строить на несколько предприятий одно судно и более эффективно заниматься этим делом», — сказал глава ведомства.

В Росрыболовстве также считают, что формат поддержки будет стимулировать развитие рыбной отрасли, включая более глубокую переработку сырья. «В большинстве своем мы сейчас вылавливаем, замораживаем и парализуем сырье. Нам важно, чтобы была более длинная цепочка и была переработка, и мы продавали и реализовывали в том числе и на экспорт продукцию с высокой добавленной стоимостью», — сказал Шестаков.

Поэтому, по планам ведомства, инвестиционные квоты получат только суда, которые будут показывать эффективность. При этом законопроектом предусмотрено выделение инвестквот и на судно с чуть меньшим измерением, но которое будет заниматься доставкой живой рыбы — судно- свежевик.

Что касается малых судов, работающих в прибрежной зоне, возможность получения определенной поддержки для них тоже предусмотрена. «Предприятия, которые будут заниматься прибрежным промыслом с соблюдением определенных условий, — они получат повышающий коэффициент к своей квоте. То есть на разрешенный объем вылова они на 20% больше смогут ловить», — сказал Шестаков.


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Провоз более $100 тысяч через таможенную границу ЕАЭС потребует подтверждения происхождения

Провоз более $100 тысяч через таможенную границу ЕАЭС потребует подтверждения происхождения МВД, Генеральная прокуратура и Следственный комитет согласовали предложения о введении порога переме...

Команда Кусто посоветовала Минприроды выпустить китов из «тюрьмы» летом

Команда Кусто посоветовала Минприроды выпустить китов из «тюрьмы» летом Команда французского океанолога Жана-Мишеля Кусто подготовила рекомендации по реабилитации и выпуску...

Российская экономика

Минэкономразвития повысило прогноз добычи нефти в России в 2019 году до 558 млн тонн

Минэкономразвития повысило прогноз добычи нефти в России в 2019 году до 558 млн тонн Министерство также повысило прогноз объема добычи газа до 715,2 млрд куб. м.

Совфед одобрил закон о крабовых аукционах

Совфед одобрил закон о крабовых аукционах Доли квот будут закрепляться за пользователями на 15 лет.

Транспортная политика

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума Объем транзитных грузоперевозок из России через Эстонию за последние четыре года достиг историческог...

Морские порты

Чистая прибыль НМТП по РСБУ в I квартале выросла в 3,1 раза - до почти 8 млрд рублей

Чистая прибыль НМТП по РСБУ в I квартале выросла в 3,1   раза - до почти 8 млрд рублей Чистая прибыль Новороссийского морского торгового порта (НМТП) по РСБУ в первом квартале 201...

ФГУП «Росморпорт» введен в действие стандарт организации «Выполнение дноуглубительных работ в морских портах и на подходах к ним»

ФГУП «Росморпорт» введен в действие стандарт организации «Выполнение дноуглубительных работ в морских портах и на подходах к ним» Приказом ФГУП «Росморпорт» от 16 апреля 2019 г. № 144 утвержден и введен в действие стандарт организ...




Морской транспорт

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания Корвет «Гремящий» и фрегат «Адмирал флота Касатонов» отправились в акваторию Балтики на заводские хо...

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках Чистый убыток голландской судостроительной компании Damen Shipyards Group по итогам 2018 года состав...

Речной транспорт

Пассажирская речная навигация откроется в Подмосковье 1 мая

Пассажирская речная навигация откроется в Подмосковье 1 мая Пассажирская навигация по   трем речным маршрутам в Подмосковье откроется 1 мая, &nbs...

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания Новые санкции РФ также коснутся угля, продукции машиностроения и легкой промышленности.

Ж/Д транспорт

Спрос на поездки в поездах дальнего следования в майские праздники почти в 1,5 раза превысил прошлогодние показатели

Спрос на поездки в поездах дальнего следования в майские праздники почти в 1,5 раза превысил прошлогодние показатели Для удовлетворения повышенного спроса на перевозку пассажиров в период майских праздников холдингом ...

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощёк провел 19 апреля в Москве рас...

Авто транспорт

ABB и Porsche Japan разработают зарядные станции нового поколения

ABB и Porsche Japan разработают зарядные станции нового поколения ABB, мировой технологический лидер в области промышленной автоматизации и решений для энергетики, ст...

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста При этом на участках протяженностью более 50 км выполнят капитальные работы, сообщает ФКУ Упрдор Мос...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...