Транспорт в зеркале 112 индикаторов реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года

Транспортная политика
Транспорт в зеркале 112 индикаторов реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года была принята в обновленной редакции 11 июня 2014 года Правительством страны. 21 июля 2015 года в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 июня 2014 года № 1089-р ФГУП «НЦКТП Минтранса России» было преобразовано в ФГБУ и получило государственное задание по мониторингу Транспортной стратегии.

Олег Евсеев, директор ФГБУ «Научный центр по комплексным транспортным проблемам Министерства транспорта РФ»

Источниками информации для мониторинга являются данные официального статистического наблюдения Росстата, показатели и аналитические отчеты подведомственных Минтрансу федеральных агентств и служб, а также ОАО «РЖД» и МВД РФ. На основе этой информации рассчитаны фактические значения 112 индикаторов Транспортной стратегии.

По итогам 2015 года более половины индикаторов превысили плановые значения (59 индикаторов). Достижение 17 индикаторов находится в интервале от 90 до 100%, 17 индикаторов – в интервале 70-90%, 12 индикаторов – в интервале 50-70%, а 7 – менее 50%.

За 9 месяцев 2016 года на основе официальной статистики рассчитаны 35 индикаторов. Из них 13 превысили план. Уровень достижения 5 индикаторов – от 90 до 100%, для 8 индикаторов он составляет 70-90%, для 7 – от 50 до 70%, а по 2 индикаторам – менее 50%.

Для анализа хода реализации стратегии использованы:

1) таблицы и графики «план-факт»;

2) сравнительные оценки уровня достижения индикаторов, имеющих различные единицы измерения, – лепестковые диаграммы, на которых показана доля (процент) достижения целевых значений и наглядно видно, по каким показателям мы опережаем план, а по каким отстаем;

3) линейчатые диаграммы дают оценку динамики (темпов) достижения индикаторов в отчетном году по сравнению с предыдущим годом. Справа показан рост, а слева – падение в процентах темпов достижения заданных значений.

При помощи этих оценок выявлены основные достижения и проблемные участки реализации стратегии, проведен анализ факторов, повлиявших на ход ее реализации.

Единое транспортное пространство

По цели 1 «Формирование единого транспортного пространства страны на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры» можно сделать вывод о хорошей динамике развития транспортного комплекса в 2014-2015 годах и в течение 9 месяцев 2016 года. Интегрированный показатель (общий средний процент) достижения цели в 2015 году составил 104,13%. При этом достижение этой цели оказывает существенное позитивное влияние на реализацию всех остальных целей стратегии.

По 22 индикаторам фактические значения превысили плановые. Прежде всего выделяются индикаторы в дорожном хозяйстве. Ввод новых участков региональных автодорог общего пользования превышен почти в 3 раза. Доля протяженности автодорог 1-й категории выросла в 2 раза. Важно, что при этом в дорожном хозяйстве соблюдался приоритет нормативов качества покрытия, искусственного освещения, количества разноуровневых пешеходных переходов, что принципиально важно для повышения безопасности и снижения аварийности, а также повышения качества транспортных услуг. Существенно выросла доля дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям.

На железнодорожном транспорте в 2015 году введено 175,3 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий. Ввод в эксплуатацию скоростных железнодорожных линий выполнен на 100%.

Суммарная мощность морских портов России в 2015 году увеличилась более чем на 46 млн тонн за счет развития портов Санкт-Петербург и Мурманск, а также объектов в портах Новороссийск и Калининград и составила 966 млн тонн в год. Перевалка грузов превысила план на 6,5%, что обусловлено вводом новых специализированных портовых перегрузочных комплексов и сопутствующей инфраструктуры, а также увеличением грузопотока в направлении Крыма, переключением части внешнеторговых грузов из морских портов Балтии и Украины на отечественные порты. И этот процесс будет продолжен.

Протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов превысила план на 5,65%, с освещаемой и отражательной обстановкой – на 4,76%.

На воздушном транспорте в 2015 году количество введенных в эксплуатацию после реконструкции взлетно-посадочных полос (нарастающим итогом с 2011 года) составило 30 единиц, что превышает плановое значение стратегии на 40% и является хорошим результатом.

В то же время изменение макроэкономической ситуации и ограничение финансирования не могло не отразиться на достижении цели 1.

Не достигли плана значения по вводу новых и реконструируемых участков федеральных автодорог, а также реконструируемых участков региональных дорог. Хотя в сумме по региональным дорогам ввод реконструируемых и новых участков составил более 100%. Причина – акцент на новые участки (311% к плану).

Не достиг плана ввод в эксплуатацию новых железнодорожных линий общего пользования (выполнение 36,89%), а также густота сети железных дорог общего пользования (98,04% от плана).

Перевалка грузов речными портами России составила 143,6 млн тонн в год, что на 12,7% меньше планового уровня. Причины: снижение деловой активности предприятий и непредъявление грузов к перевозке, а также проблемы поддержания гарантированных глубин судовых ходов в европейской части России на Нижнем Дону и Средней Волге.

В целом в 2015 году по цели 1 наблюдается существенный положительный прирост уровня (процента) достижения плановых значений по отношению к 2014 году у индикаторов по автодорогам: снижение протяженности федеральных автодорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки; густота сети; доля протяженности автодорог первой категории, а также региональных или муниципальных автодорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям.

В то же время снизились по отношению к 2014 году темпы ввода новых и реконструированных участков федеральных и региональных автодорог, новых ж/д линий. Стоит обратить внимание на индикатор «Ввод в эксплуатацию новых участков федеральных автодорог общего пользования» (снижение темпов на 21%). Сейчас уровень его достижения составляет 73%. Поэтому можно прогнозировать отставание по данному показателю в очередном периоде реализации стратегии. Также можно обратить внимание на снижение темпов ввода в эксплуатацию новых железнодорожных линий общего пользования, динамика минус 8%.

По состоянию на 9 месяцев 2016 года достижение 10 рассчитанных индикаторов по цели 1 оценивается на уровне 93,9%. Однако это промежуточные результаты. Окончательная оценка будет по итогам года и результатам инвестиционных проектов.

Вместе с тем уже сейчас по трем индикаторам цели 1 фактические значения превышают план. Ввод в эксплуатацию новых участков региональных автомобильных дорог общего пользования нарастающим итогом с 2011 года составил 273% к запланированному уровню. Количество введенных в эксплуатацию после строительства и реконструкции взлетно-посадочных полос – 100%. Перевалка грузов морскими портами России превысила ожидаемый уровень стратегии на 6%.

В целях повышения эффективности сбалансированного развития транспортной системы в стратегии предусмотрено формирование транспортно-экономического баланса. В 2016 году эта задача решена в рамках АСУ ТК. В ближайшей перспективе на основе транспортного баланса грузовых и пассажирских перевозок будут разработаны задачи транспортного планирования – модели транспортных потоков и финансово-экономические модели, которые позволят оптимизировать и балансировать развитие транспортного комплекса при устойчивом удовлетворении прогнозного спроса на грузовые и пассажирские перевозки (в рамках ресурсных ограничений).

Доступность и качество услуг

Цель 2 Транспортной стратегии направлена на обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок. Ее интегрированный показатель (общий процент) достижения в 2015 году составил 102,95%. Из 20 рассчитанных индикаторов значения 12 превышают план.

Но 8 индикаторов не достигнуты, и на это повлияли объективные макроэкономические факторы:

– снижение объемов импорта и грузоперевозок по железным и автомобильным дорогам;

– уменьшение объемов строительства и, как следствие, снижение перевозок строительных грузов;

– сжатие платежеспособного спроса населения и, как следствие, снижение оборота торговли и связанных с этим грузоперевозок, прежде всего автомобильным транспортом;

– снижение перевозок транзитных грузов из Казахстана, в том числе в контейнерах.

Однако снижение объемов перевозок высвободило часть резервов транспортной системы, что позволило повысить качество перевозок. Это позитивно отразилось на индикаторах цели 2, зависящих от эффективности транспортных технологий.

Значительно превышены индикаторы:

«Средняя коммерческая скорость товародвижения на железнодорожном транспорте» – на 44,8% к плану.

Скорость доставки контейнеров железнодорожным транспортом составила 464 км в сутки, что на 39,3% выше планового уровня.

«Доля отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок, в общем объеме отправок железнодорожным транспортом» впервые составила 93,5%, что на 14% превышает значение по плану.

Продолжалось обновление парков грузовых вагонов – их средний возраст снизился на 44% к плану.

Объем перевозок грузов морским транспортом под российским флагом в 2015 году составил 18,28 млн тонн (115,5% к 2014 году), грузооборот – 40 млрд т-км (125%). Значительное влияние на это оказал рост транспортного обслуживания Крыма и перевозок через порты Северного морского пути, а также рост спроса на грузоперевозки на мировом фрахтовом рынке.

«Объем перевозок по Северному морскому пути» составил 5,43 млн тонн, что на 45,4% выше уровня 2014 года и на 15,5% – плана 2015 года.

«Средний возраст грузовых морских судов под российским флагом» равен 22 годам, что соответствует установкам стратегии, «...грузовых речных судов» – 35 лет, что на 5 лет меньше плана.

Впервые отмечается рост (на 6% по сравнению с планом) доли парка грузовых автомобилей, оснащенных аппаратурой ГЛОНАСС.

Наряду с этим, несмотря на положительные изменения в развитии внутренних водных путей и Северного морского пути, «объем перевозок грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности внутренним водным транспортом» и «...морским транспортом» составил соответственно 17,05 млн тонн и 3,33 млн тонн, что меньше плановых величин стратегии.

Снижение вызвано уменьшением деловой активности и падением спроса на перевозки в эти районы. При этом все предъявленные грузы были отправлены в полном объеме.

На железнодорожном транспорте отмечается низкий уровень доли контейнерных перевозок (79,31%) и скорости доставки грузовых транзитных контейнерных отправок (92,39%). В связи с важностью контейнерных технологий для реализации транзитного потенциала страны на их развитие целесообразно обратить дополнительное внимание.

Производительность труда на транспорте в стоимостном выражении в 2015 году составила 2146 тыс. рублей на одного человека в год, что на 1,7% выше значения 2014 года, но от планового значения 2015 года это составляет только 91%. Отставание связано в первую очередь со снижением ВВП РФ и сокращением динамики роста средней заработной платы.

При этом производительность труда в натуральном выражении растет. Объем тонно-километровой работы на одного человека в год превысил план 2015 года на 10,9%, а темпы роста по отношению к 2014 году составили 1,7%. Соотношение этих значений в натуральном и стоимостном выражении говорит о том, что средний объем работы одного транспортника растет быстрее, чем ее оплата.

Вместе с тем в 2015 году по цели 2 общая динамика положительна – прирост уровня достижения цели по сравнению с 2014 годом составляет 3,54%.

Наблюдается приращение темпов достижения таких индикаторов, как средняя коммерческая скорость на железнодорожном транспорте, доля отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок, скорость контейнеров в транзитном сообщении, скорость грузовых маршрутных отправок; объем перевозок грузов по Северному морскому пути; производительность труда на транспорте (в натуральном выражении); средний возраст грузовых речных судов; доля парка грузовых автомобилей, оснащенных ГЛОНАСС.

Вместе с тем есть и определенные потери темпов. Это касается:

– доли контейнерных перевозок на железнодорожном транспорте: динамика минус 2,91%;

– производительности труда на транспорте (в стоимостном выражении): динамика минус 4,1%;

– темпов обновления локомотивов (-5,68%), автотранспортных средств общего пользования (-18,18%), морских судов под российским флагом (-0,43%);

– ускоряется снижение объема перевозок грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности внутренним водным транспортом (-2,56%) и морским транспортом (-7,87%).

За 9 месяцев 2016 года интегрированный показатель (общий процент) достижения цели 2 по доступности и качеству транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок составил 102%.

6 из 8 индикаторов превышают ожидаемые значения. Это доля отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок на железнодорожном транспорте, скорость их доставки, скорость маршрутных отправок, скорость доставки контейнеров, в том числе в транзитном сообщении, объем перевозок грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности внутренним водным транспортом.

Значения двух индикаторов не достигли ожидаемого уровня. Например, объем перевозок грузов по Северному морскому пути не достигнут по причине того, что ранее сформированный прогноз значительного роста этого показателя (до 12,1 млн тонн в 2016 году) совпал с общим ухудшением экономической конъюнктуры на данный период.

Социальные стандарты

По цели 3 «Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами» интегрированный показатель (общий процент) достижения составил 94,89%. 15 индикаторов из 23 не достигли плана. Основная причина – изменение макроэкономической ситуации, падение объемов производства в основных отраслях, снижение деловой активности, сокращение реальных доходов населения (96% к уровню 2014 года), что сократило его потребности в транспортных услугах.

Пассажирооборот транспорта общего пользования в 2015 году снизился на 3% к уровню 2014 г., подвижность населения – на 3,6%. Пассажирооборот рос только на внутренних перевозках воздушным транспортом (111,7% к уровню 2014 г.), что, в частности, связано с существенным развитием внутреннего туризма, в том числе с увеличением числа туристов в Республику Крым. На внутреннем водном транспорте объем перевозок пассажиров увеличился на 6,3%, что обусловлено развитием туристических услуг, в первую очередь в Москве и Московской области. На всех остальных видах пассажирского транспорта наблюдалось снижение объемов перевозок и пассажирооборота.

Это результат влияния макроэкономических факторов:

– падения объемов производства в основных отраслях и уменьшения деловой активности населения;

– сокращения реальных доходов населения, сжатие платежеспособного спроса на пассажирские перевозки. В том числе на международные авиаперевозки, снижение полетов на Украину, в Египет, Турцию.

Но, несмотря на снижение пассажиропотока, Минтрансом России и всеми ответственными за реализацию мероприятий Транспортной стратегии органами исполнительной власти была продолжена реализация мер по развитию условий увеличения мобильности населения и повышению доступности и качества транспортных услуг.

В результате был достигнут существенный прогресс по ряду индикаторов цели 3.

«Прирост количества перспективных сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием (нарастающим итогом с 2011 года)», составил 1846 единиц и превысил план на 57,6%.

«Индекс гуманитарности транспортной системы» – отношение пассажирооборота к грузообороту – превысил план на 6%.

На воздушном транспорте с учетом мер государственной поддержки реализовано 5 программ субсидирования авиаперевозок и порядка 300 маршрутов.

В результате «Транспортная мобильность (подвижность) населения на воздушном транспорте» составила 1550 пасс.-км на одного человека в год, что на 22,5% превышает план. Объем внутренних региональных авиаперевозок, за исключением тех маршрутов, пунктом назначения/отправки которых является г. Москва, увеличился в 2015 году на 12,3% и составил 11,5 млн пассажиров. Несмотря на то что плановое значение стратегии 2015 года не было достигнуто, это послужило признаком выполнения важной целевой установки стратегии по развитию прямых транспортных связей между регионами России. Результат не заставил себя ждать. Уже в первой половине 2016 года фактическое значение этого индикатора составило 39,9%, что на 9,7% больше значения, ожидаемого по плану реализации стратегии.

Неблагоприятная внешняя конъюнктура рынка и сокращение полетов на Украину, в Египет и Турцию позитивно отразились на коренном изменении структуры авиаперевозок в пользу внутренних рейсов. Их доля сейчас варьируется от 55 до 60%. Международные перевозки сократились почти на 14%, а внутренние выросли более чем на 16%. Многие авиакомпании смогли переориентироваться на внутренний рынок, что позитивно сказалось на достижении цели 3. Это в значительной мере обусловлено мерами государственной поддержки развития региональных авиаперевозок, поддержкой перелетов с Дальнего Востока, направлений Калининград и Симферополь, развитием мобильности внутри страны, увеличением туристической привлекательности тех регионов, которые раньше не были доступными для российских туристов.

В целях повышения доступности услуг железнодорожного транспорта в 2015 году осуществлялись меры государственной поддержки в виде компенсации потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах, а также в пригородном сообщении.

Но не достигнуты и, по-видимому, требуют дополнительного внимания индикаторы по среднему возрасту (обновлению) парков транспортных средств: моторвагонного подвижного состава (75%) и пассажирских вагонов (94%), а также автобусов (91%).

В то же время успешно обновляется парк самолетов, а также морские и речные суда.

Положительную динамику достижения показывают 4 индикатора: средний возраст самолетов (9,5%) и пассажирских морских судов (5,5%), доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных граждан (5,9%). Транспортная мобильность (подвижность) населения на одного человека в год на морском транспорте показывает рост уровня на 17%.

Однако по всем другим видам транспорта, кроме морского, темпы роста транспортной мобильности (подвижности) населения на одного человека в год снизились в целом на 6,01% к 2014 году. Уменьшились также темпы роста авиационной подвижности населения (минус 9,04%). Снизились темпы роста доли пассажирооборота транспорта общего пользования в общем пассажирообороте транспорта: динамика минус 1,9%.

Уменьшились темпы роста индекса гуманитарности транспортной системы на 2,25%. Темпы прироста пригородных железнодорожных пассажирских перевозок (по отношению к уровню 2011 года) также уменьшились.

За 9 месяцев 2016 года промежуточный интегрированный показатель (общий процент) достижения цели 3 стратегии по 10 целевым индикаторам составил 82%. Основная причина – дальнейшее сокращение реальных доходов населения и его мобильности, сложная макроэкономическая ситуация, снижение деловой активности и падение объемов производства. Однако позитивной тенденцией, как отмечалось выше, является существенный рост в 2016 году внутренних межрегиональных авиаперевозок.

Интеграция и транзитный потенциал

Цель 4 Транспортной стратегии по интеграции в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны достигается пока не вполне удовлетворительно. Интегрированный показатель (общий процент) ее достижения в 2015 году составил всего 70,36%.

Только по одному индикатору фактическое значение на 100% достигло планового. Это «Перевозки автомобильным транспортом транзитных грузов через территорию РФ». На фоне ухудшающейся внешнеэкономической конъюнктуры это высокое значение было достигнуто благодаря росту автомобильного транзита грузов через территорию Калининградской области в страны Прибалтики.

Фактические значения 10 индикаторов не достигли установленного уровня.

Даже базовым сценарием Транспортной стратегии не были предусмотрены те серьезные макроэкономические процессы, которые оказали существенное влияние на достижение ее четвертой цели. Прежде всего это:

– введенные ограничения на перевозку продовольственных грузов из Европы;

– сокращение объемов экспортно-импортных операций (из-за роста курса валют), спад объемов экспортно-импортных перевозок на автомобильном транспорте;

– сокращение спроса на авиатранспортные услуги в международном сообщении;

– введенные ограничения на перевозку продовольственных грузов из Европы в направлении стран Центральной Азии;

– значительное сокращение объемов перевозок украинских транзитных грузов;

– снижение ставок фрахта в области морских линейных перевозок контейнеров между Азией и Европой, что привело к оттоку части китайского транзитного грузопотока с железнодорожного на морской транспорт;

– слабая генерация грузопотоков из Казахстана в направлении третьих стран, а также возросшая конкуренция со стороны морских портов сопредельных государств в Черноморском и Балтийском бассейнах;

– возросшая конкуренция со стороны транспортных компаний из Республики Беларусь, стран Балтии и Польши в сфере автомобильных перевозок на фоне сокращения объемов этих перевозок;

– спад въездного и выездного туризма, обслуживаемого отечественным транспортом.

В силу этих причин практически по всем показателям цели 4 в 2015 году наблюдается отрицательная динамика к 2014 году.

Однако на этом фоне надо отдать должное российской промышленности и транспортникам, которые довольно активно адаптировались к изменениям рынка и компенсировали ряд негативных тенденций.

На 30% уменьшились перевозки в импорте. Но за счет роста на 13% экспортных отгрузок общее падение объемов на российском рынке перевозок составило порядка 16%. На автомобильном транспорте наибольшее снижение грузопотоков в международном сообщении приходится на страны ЕС. Вместе с тем значительно увеличились перевозки в сообщении с Сербией, Грузией, Арменией, Македонией, Швейцарией и Великобританией.

Кроме того, российские автомобильные перевозчики лучше адаптировались к кризисным условиям, чем иностранные: у наших автоперевозчиков снижение объемов перевозок на 12%, а у иностранных – на 19%. Доля отечественных перевозчиков повысилась почти до 43%.

По остальным показателям влияние объективных геополитических факторов, в первую очередь введенных торговых санкций, сделало невозможным достижение ранее запланированных показателей.

Экспорт транспортных услуг сократился по сравнению с 2014 г. на 18,7% и показал минимальное значение за период 2010-2015 годов. Это 77,9% от плана. Перевозки транзитных грузов через территорию России в 2015 году сократились на 12% по сравнению с предыдущим годом и составили 22 млн тонн.

За 9 месяцев 2016 года имеются официальные данные по двум индикаторам цели 4 – «Доля в обеспечении перевозок российских экспортных и импортных грузов морского транспортного флота под российским флагом» и «Перевалка транзитных грузов в российских морских портах». Промежуточный интегрированный показатель (общий процент) их достижения составил 69,8%, что ниже аналогичных значений в 2015 году.

Однако, несмотря на все макроэкономические изменения, существующие негативные факторы не имеют в своей основе фундаментальных экономических причин, а политические причины могут компенсироваться простой коммерческой выгодой бизнеса, и тогда потоки будут восстановлены.

Но для реализации цели 4 требуется дополнительная проработка мер развития международных транспортных коридоров, прежде всего на пространстве Евразийского экономического союза, а также транспортных связей с Китаем и расширения доступа российских поставщиков транспортных услуг на зарубежные рынки.

В Минтрансе России разработан проект дорожной карты развития МТК, направленный на повышение конкурентоспособности их российских участков. В ЕЭК сформирован проект основных направлений скоординированной согласованной транспортной политики ЕАЭС. Осуществляется координация в сфере развития экономического пояса Шелкового пути.

Принципиальное значение для повышения конкурентоспособности международных перевозок через территорию России будет иметь проводимая Минтрансом работа по развитию пунктов пропуска через государственную границу. Дополнительный эффект может дать разработка информационно-коммуникационных транспортно-логистических технологий, таких как предварительное информирование, технологии одного окна, организация электронных очередей.

Безопасность транспортной системы

По цели 5 Транспортной стратегии, направленной на повышение уровня безопасности транспортной системы, интегрированный показатель (общий процент) достижения составил 158,2%. Это говорит об эффективности работы Минтранса в этом направлении и корректной расстановке приоритетов в сложных макроэкономических условиях при дефиците финансовых ресурсов.

Из 14 индикаторов за 2015 год фактические значения по 11 индикаторам превышают установленные значения.

Более чем в два раза превышены значения прироста количества пешеходных переходов в разных уровнях и линий электрического освещения на автомобильных дорогах федерального значения (с 2011 года нарастающим итогом).

Значительно (в 5 раз) превышена доля объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, меры по организации защиты которых от актов незаконного вмешательства соответствуют требованиям по обеспечению транспортной безопасности.

Вместе с тем аналогичный показатель по воздушному транспорту выполнен только на 63%.

Важнейшим показателем повышения безопасности является сокращение в 2015 году количества ДТП на автомобильных дорогах на 8,2%, а числа раненых – на 8,5%. На федеральных автодорогах общее снижение количества ДТП, в которых дорожные условия отмечены как сопутствующий фактор, снизилось в 2015 году по сравнению с предыдущим на 6,6%. Общее снижение числа погибших в таких ДТП составило 10,4%. Сокращение смертности на дорогах является следствием работы государства по многим направлениям, однако немаловажным показателем является состояние дорог. Снижение числа погибших связано с высоким темпом строительства федеральной и региональной дорожной сети, новые объекты которой строятся по современным нормам безопасности с разноуровневыми пешеходными переходами и необходимым освещением.

Существенное влияние на повышение безопасности на транспорте оказывает активное внедрение новых технологий, таких как «ЭРА-ГЛОНАСС». Система уже охватывает территорию 83 субъектов страны.

Обеспечена эффективная работа аварийно-спасательных служб, а также подразделений специальных служб и гражданской обороны.

В 2015 году практически по всем индикаторам повышения уровня безопасности транспортной системы динамика по сравнению с 2014 годом положительная.

По итогам 9 месяцев 2016 года динамика тоже очень хорошая. Интегрированный показатель (общий процент) достижения цели составил 114,4%. Из 5 индикаторов, по которым доступны официальные данные, 3 индикатора превышают план. Наблюдается стабильное улучшение ситуации по «Социальному риску гибели в дорожно-транспортных происшествиях». Сегодня он на 20% лучше, чем ожидаемое значение стратегии. Реализация мероприятий по повышению комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы позволила сократить количество происшествий на единицу транспортных средств по транспортному комплексу к ожидаемому уровню на 27,8%.

Экология

По цели 6 Транспортной стратегии, направленной на снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду, интегрированный показатель (общий процент) достижения составил 87,2%, что говорит о недостаточной экологической эффективности транспорта.

В то же время значения по 5 индикаторам лучше установленных стратегией:

«Объем выбросов CO2 на один приведенный т-км по воздушному транспорту по отношению к уровню 2011 года» ниже планового на 11,9%.

По железнодорожному транспорту «Объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ на один приведенный т-км (по отношению к уровню 2011 года)» ниже плана на 12%, а «Средний удельный расход топлива/электроэнергии на один приведенный т-км» ниже на 4,9%.

«Доля организаций на железнодорожном транспорте, внедривших в свою деятельность системы экологического менеджмента управления качеством окружающей среды и обеспечения экологической безопасности» – превысила план на 28%.

Вместе с тем ряд индикаторов не достигли установленного уровня в результате влияния следующих факторов:

– недостаточного обновления парка транспортных средств;

– недостаточной мотивации перехода к транспортным средствам с гибридными, электрическими двигателями и двигателями на альтернативных видах топлива;

– недостаточной мотивации региональных и муниципальных органов власти к созданию организационно-эксплуатационных условий снижения негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду;

– недостаточного регулирования баланса плотности, этажности застройки территорий с транспортным ресурсом территорий.

Объем выбросов CO2 на один приведенный т-км по автомобильному транспорту (по отношению к уровню 2011 года) достигнут только на 91,26%. То же по железнодорожному транспорту – на 95,65%. Доля альтернативных видов топлива в общем топливопотреблении автотранспортных средств ниже плана более чем на треть (на 37,67%).

Доля парка транспортных средств с гибридными, электрическими двигателями и двигателями на альтернативных видах топлива в общей численности парка транспортных средств составляет лишь 18,85% от плана.

Однако по сравнению с 2014 годом наблюдается общий положительный прогресс в ускорении снижения негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду. Почти по всем индикаторам динамика положительная.

Среднесрочный период

Важным механизмом реализации стратегии наряду с ФЦП и госпрограммой является «План мероприятий по реализации стратегии на среднесрочный период (2014-2018 годы)».

План содержит мероприятия развития нормативно-правового обеспечения, защиты интересов российских перевозчиков, соблюдения правил транспортной безопасности и экологических норм, а также меры организационного и научного обеспечения реализации стратегии.

В 2014 и 2015 годах и за 9 месяцев 2016 года по 110 пунктам плана подготовлены проекты и приняты 10 федеральных законов, 10 проектов межгосударственных и корпоративных стандартов, из них 8 утверждены. Подготовлены и направлены в Правительство РФ 47 проектов постановлений и распоряжений Правительства РФ, из них 15 проектов приняты. Подготовлены 19 проектов ведомственных нормативных актов, из них 15 приняты. Выполнены 8 научно-исследовательских работ и 4 в стадии выполнения.

В полном объеме выполнены 60 пунктов плана, 71 пункт выполняется на постоянной основе.

Необходимо отметить, что ряд вопросов плана может решаться принятием нормативного акта более низкого уровня, чем установлено в плане, и наоборот, уровень необходимого документа может быть повышен – например, вместо нормативного акта Правительства РФ может потребоваться подготовка проекта федерального закона. В этой связи целесообразно обратиться в Правительство РФ с предложением разрешить федеральным органам исполнительной власти вносить оперативные изменения в планы мероприятий по реализации отраслевых документов стратегического планирования на среднесрочный период.

В ходе мониторинга Транспортной стратегии собраны и систематизированы предложения департаментов, подведомственных агентств и службы по ее корректировке. Необходимо отметить, что они не касаются целей и задач стратегии, а относятся к корректировке пунктов плана мероприятий по реализации стратегии, в том числе увеличении сроков до 2018-2020 годов, корректировке индикаторов, которые не обеспечены официальным статистическим наблюдением, а также внесения актуальных мероприятий по целям и задачам и крупным инвестиционным проектам.

Однако необходимо согласиться с мнением Департамента экономики и финансов, что в настоящее время корректировку Транспортной стратегии, значений ее индикаторов и приложений проводить преждевременно.

В соответствии с 172-ФЗ «О стратегическом планировании РФ» и Планом подготовки документов стратегического планирования (доведенным Поручением заместителя председателя Правительства РФ И.И. Шувалова от 29.06.2016 № ИШ-П13-3807) разработка Стратегии социально-экономического развития РФ и актуализация прогноза социально-экономического развития России на долгосрочный период предусмотрены в 2017 году. Эти документы являются исходными для всех отраслевых стратегий. Поэтому разработка отраслевых документов стратегического планирования намечена после них – в 2018 году.

Таким образом, корректировка Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года в части, касающейся определения значений индикаторов, объемов необходимого ресурсного обеспечения реализации стратегии и, следовательно, состава мероприятий, возможна только после подготовки соответствующих основополагающих стратегических документов государственного прогнозирования и целеполагания.

Морские вести России №1 (2017)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Пожар на судне в порту Мурманска локализован

Пожар на судне в порту Мурманска локализован Пожар на рыболовном судне «Одиссей-1» (компания-судовладелец ООО «Зигранд»), стоящем в доке ...

Министр обороны РФ наградил Виктора Олерского медалью «За укрепление боевого содружества»

Министр обороны РФ наградил Виктора Олерского медалью «За укрепление боевого содружества» Министр обороны РФ Сергей Шойгу наградил заместителя министра транспорта РФ – руководителя Федеральн...

Российская экономика

Преимущество России: Литва, завышая цены, не пускает поезда в Калининград

Преимущество России: Литва, завышая цены, не пускает поезда в Калининград Экономист из Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в интервью RuBaltic заявил, ч...

Вылов скумбрии на Дальнем Востоке почти в пять раз превысил показатели 2016 года

Вылов скумбрии на Дальнем Востоке почти в пять раз превысил показатели 2016 года В Росрыболовстве обсудили ход освоения перспективных объектов промысла в Дальневосточном рыбохозяйст...

Транспортная политика

Eurotunnel переименовали в Getlink в ожидании завершения Brexit

Eurotunnel переименовали в Getlink в ожидании завершения Brexit Французский оператор железнодорожного туннеля под Ла-Маншем Groupe Eurotunnel SA сменил название впе...

Замминистра транспорта Валерий Окулов может покинуть свой пост

Замминистра транспорта Валерий Окулов может покинуть свой пост Замминистра транспорта Валерий Окулов может покинуть свой пост. «В ближайшие дни» премьер-министр РФ...

Морские порты

Объем погрузки на Северной желдороге в октябре в адрес Архангельского порта вырос в 2 раза

Объем погрузки на Северной желдороге в октябре в адрес Архангельского порта вырос в 2 раза Северная железная дорога (СЖД, филиал ОАО «РЖД») в октябре 2017 года перевезла 60,1 тыс. тон...

Аренда Hutchinson Ports причалов в Черноморске не принесет выгоды Украине – СМИ

Аренда Hutchinson Ports причалов в Черноморске не принесет выгоды Украине – СМИ Крупнейший портовый оператор Hutchinson Ports подал заявки на аренду причалов порта Черноморск (...




Морской транспорт

Электромеханический привод судовых кранов постепенно вытесняет гидравлический – конференция «Морского флота»

Электромеханический привод судовых кранов постепенно вытесняет гидравлический – конференция «Морского флота» Строительство судовых кранов полностью на электромеханической тяге – одна из наиболее заметных тенде...

Шторм остановил паромную переправу в Крым

Шторм остановил паромную переправу в Крым Движение паромов в Керченском проливе приостановлено во вторник днем из-за непогоды, сообщила компан...

Речной транспорт

В аэропорту «Платов» обсудили вопросы строительства Багаевского гидроузла

В аэропорту «Платов» обсудили вопросы строительства Багаевского гидроузла На площадке новейшего международного аэропорта «Платов», прошло рабочее совещание по вопросам строит...

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе спустили новый наплавной мост для района Соломенное

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе спустили новый наплавной мост для района Соломенное 17 ноября 2017 года на ООО »Онежский судостроительно-судоремонтный завод» (ООО »ОССЗ») состо...

Ж/Д транспорт

Глава «Российских железных дорог» Белозеров стал генеральным директором

Глава «Российских железных дорог» Белозеров стал генеральным директором Возглавляющий ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров стал генеральным директо...

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Авто транспорт

Служба автодорог Крыма заключила контракт на строительство трассы «Таврида» на 137,3 млрд

Служба автодорог Крыма заключила контракт на строительство трассы «Таврида» на 137,3 млрд Служба автомобильных дорог Республики Крым заключила контракт с единственным подрядчиком, вологодско...

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...