«Восточный Порт»: технологии экологии

Морские порты
«Восточный Порт»: технологии экологии

АО «Восточный Порт» – крупнейший специализированный угольный порт страны. Он обеспечивает треть объема экспортной перевалки угля на Дальнем Востоке и пятую часть объема перевалки угля всех российских портов. Предприятие растет и расширяется, строит 3-ю очередь угольного терминала – это один из масштабных в Приморском крае инвестиционных проектов по развитию портовой инфраструктуры, в том числе включающий создание федеральной железнодорожной инфраструктуры.

«Восточный Порт» является не только крупнейшей, но и одной из самых высокотехнологичных стивидорных компаний на Дальнем Востоке. Это в полной мере относится и к сфере обеспечения на угольном предприятии экологической безопасности: стивидорная компания активно использует технологии защиты окружающей среды и готовится применять новые.

Ольга Гольдберг

«Восточный Порт» находится за чертой города Находка, на выделенной территории, предназначенной для технологического использования. Расположение вдали от крупного населенного пункта минимизирует влияние предприятия на жителей с точки зрения экологии. А для защиты окружающей среды компания использует инновационные решения. В 2016 году порт вложил в природоохранные технологии 32,3 млн рублей, инвестировав в повышение эффективности систем пылеподавления в местах пересыпа угля, очистки почвы, сточных и ливневых вод.

Системы аспирации воздуха

Особенности груза, предназначенного для перевалки, были учтены еще на этапе проектирования угольного терминала, и порт оборудован современными решениями для предотвращения выброса твердых веществ в воздух.

Максимальный риск попадания пыли в атмосферу возникает в процессе перегрузки груза, то есть когда уголь высыпается, перемещается с конвейера на конвейер либо из вагона в бункеры.

Пересыпные станции конвейеров оборудованы укрытиями, где воздух вытягивается мощными вентиляторами и поступает в аспирационные системы. Он проходит через многочисленные фильтры, на которых оседают частицы угольной пыли. Аспирационные установки находятся в каждом месте пересыпа, на каждом участке, где происходит работа с пылящим грузом.

При выгрузке вагоноопрокидывателей в закрытом здании используется система сухого тумана. Высыпающийся из вагонов уголь покрывает водный купол из мелкодисперсионных частиц, а воздух затем отфильтровывается с помощью системы аспирации.

Ветрозащитные сооружения

В феврале 2017 года в порту заработала новая система ветрозащиты, закрывшая еще один участок, по которому открытые составы с углем перемещаются по территории. Ветровые сооружения состоят из арочных стальных каркасных укрытий длиной 300 метров и высотой 20 метров, расположенных вдоль пути следования составов с размороженным углем к вагоноопрокидывателям. Одновременно в укрытиях помещается более 30 вагонов с углем, который таким образом защищается от повторного смерзания и от выдувания в период сильных приморских ветров.

«Ветрозащитные сооружения – ноу-хау наших специалистов, – подчеркивает управляющий директор АО «Восточный Порт» Анатолий Лазарев. – Система уже доказала свою эффективность. Она позволила обеспечить 100-процентную выгрузку угля во время переворота вагона в вагоноопрокидывателе. Теперь разогретые вагоны с углем не требуют повторного возврата в вагоноразмораживатели после ожидания выгрузки в зимний период. Возросла скорость работы – среднесуточная выгрузка в январе составила более 670 вагонов, это на 14%, или на 170 тыс. тонн больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».

Снегогенератор и системы орошения

На открытых складах распространению угольной пыли по окружающей территории препятствуют система орошения и снегогенератор. Они распыляют на угольные штабели воду либо снег в зависимости от сезона. Вода создает защитную корку на поверхности угля, снег полностью покрывает уголь и не дает ветру разносить угольную пыль.

Рис. 1. Система орошения складов

Рис. 2. Снегогенератор на Универсальном перегрузочном комплексе

«Такой снегогенератор, какой купили мы, увидишь не на каждом горнолыжном курорте, – шутит Анатолий Лазарев. – Это большие финансовые вложения, но благодаря им появилась возможность эффективно бороться с пылеобразованием».

Справка

Перевалка угля в портах открытым способом – общепринятая практика. Использование крытых угольных терминалов экономически невыгодно. Единственный действующий на постсоветском пространстве крытый угольный терминал находится в одной из прибалтийских стран. Себестоимость работ на нем неоправданно высока, а объемы перевалки невелики.

Очистные установки

Круглосуточно на терминале работают установки: 21 для очистки воздуха, 8 для очистки сточных вод. Обновленная система многоуровневой фильтрации очищает осадки, выпавшие на поверхность терминала, до норм рыбохозяйственных водоемов, исключая их прямое попадание в морскую акваторию.

В 2016 году результаты регулярного экологического мониторинга продемонстрировали улучшение показателей порта и соответствие стандартам.

В порту действует собственная лаборатория, ежедневно ведущая мониторинг всех воздействий на окружающую среду и информирующая о нештатных ситуациях. По словам управляющего директора компании, за последние пять лет таких ситуаций не возникало, все показатели находятся в пределах нормы и паспортных значений.

Модернизация с экологическим акцентом

В январе этого года в порт прибыла судопогрузочная машина (СПМ), оборудованная уникальной многоступенчатой системой магнитной очистки угля. Машина предназначена для погрузки угля на крупнотоннажные балкеры типа «кейпсайз» грузоподъемностью до 180 тыс. тонн.

По системе конвейеров уголь поступает на СПМ, которая по стреле доставляет его непосредственно к трюму балкера. Характеристики стрелы (вылет 46 метров, угол возвышения от -15 до +15 градусов в зависимости от стоящего под погрузкой судна) позволяют опускать формирователь потока на конце стрелы прямо в трюм, что исключает попадание мелких частиц угля в акваторию бухты.

Оператор контролирует вращение формирователя потока для создания равномерности загрузки угля. Это помогает исключить крен и обеспечить безопасность экипажа и судна. Также для гарантии экологической чистоты погрузочных работ на СПМ установлена система водяной завесы.

«Новая СПМ не имеет аналогов в России. Она оснащена дополнительной системой финальной очистки угля перед погрузкой на судно с помощью специальных магнитных барабанов. В них используются самые мощные неодимовые магниты, уголь при загрузке прилегает к магнитам, что обеспечивает максимальную степень очистки при сохранении скорости загрузки», – рассказывает Анатолий Лазарев.

Безопасности работе оператора СПМ уделено отдельное внимание. Отапливаемая стабилизированная кабина расположена в центральной части рамы стрелового конвейера и имеет шестигранную форму и конструкцию, обеспечивающие оператору хороший обзор для контроля всего процесса погрузки.

Управляющий директор подчеркивает важность создания максимально комфортных условий для операторов СПМ: «При такой работе, где требуется филигранная точность и концентрация на контроле погрузочного процесса, ничто не должно отвлекать».

Еще две аналогичные судопогрузочные машины запланированы к поставке на причал строящейся 3-й очереди терминала.

Социально ответственный бизнес

На форуме «Транспорт России - 2016» «Восточный Порт» сообщил о заключенном с администрацией города Находки пятилетнем соглашении по вопросам защиты экологии.

Соглашение предусматривает совместное использование современных природоохранных технологий на производстве, обмен данными экологического мониторинга, разработку и реализацию программ экологического образования жителей городского округа и всего Приморского края. Предприятие также будет вести информационный обмен с администрацией в части соблюдения норм российского законодательства по охране окружающей среды, проведению озеленения территории и осуществлению производственных процессов согласно международным стандартам охраны окружающей среды.

«Порт продолжит работу по использованию на своих терминалах самых современных экологических разработок, существующих в мире. Мы постоянно стремимся к тому, чтобы совершенствовать природоохранные технологии. Думаю, что все, от обывателя до профессионала, понимают, что работа нами проведена большая и качественная, – говорит Анатолий Лазарев. – За все время работы предприятия мы стали профессионалами в отрасли пылеподавления. Соседние терминалы и порты стремятся следовать нашему примеру, покупают аналогичное оборудование. И всю информацию мы будем передавать в администрацию Находки, чтобы наш положительный опыт могли использовать и другие стивидоры, действующие на территории городского округа. Уверен, что общими усилиями нам гораздо быстрее удастся улучшить экологическую обстановку в Находке и подать хороший пример другим стивидорным компаниям».

АО «Восточный Порт» в цифрах:

Рост грузооборота
22,7 млн тонн угля – 2015 год
23,5 млн тонн угля – 2016 год
39 млн тонн угля – прогноз на 2019 год после введения 3-й очереди угольного комплекса в 2017 году

Доля в перевалке угля на экспорт
20% – морские порты РФ
31% – морские порты Дальневосточного бассейна

Грузополучатели угля в 2016 году (% от грузооборота)
41% – Южная Корея
26% – Япония
11% – Китай

Выгрузка в 2016 году
324 тыс. полувагонов
526 судов

Рекорд по количеству выгруженных вагонов за сутки
1050 вагонов – более 70 тыс. тонн угля (ноябрь 2016 года)

Инвестиции в природоохранные мероприятия
32,3 млн рублей – 2016 год
до 400 млн рублей – 2017 год

Круглосуточный экологический мониторинг
21 установка для очистки воздуха
8 установок для очистки сточных вод

3-я очередь терминала

2017 год – ввод в эксплуатацию
17,2 млрд рублей – объем инвестиций в рамках резидентства СПВ
619 – количество планируемых рабочих мест

Морские порты №1 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

В Швеции село на мель судно с российским экипажем. Капитан и штурман были пьяны

В Швеции село на мель судно с российским экипажем. Капитан и штурман были пьяны В Швеции к югу от порта Оскарсхамн село на мель грузовое судно. Капитан и штурман судна — граждане Р...

Траулер «Нерпа» намотал сеть на винт и потерял ход в Баренцевом море

Траулер «Нерпа» намотал сеть на винт и потерял ход в Баренцевом море На СРТМ-К «Нерпа» в южной части Баренцева моря при постановке трала произошла намотка снасти на винт...

Российская экономика

Ткачев: тарифное стимулирование ж/д перевозок зерна позволит повысить его экспорт

Ткачев: тарифное стимулирование ж/д перевозок зерна позволит повысить его экспорт Меры тарифного стимулирования железнодорожных перевозок для экспортеров зерна позволят повысить его ...

Китай заинтересован в сотрудничестве с Архангельской областью в сфере морских перевозок

Китай заинтересован в сотрудничестве с Архангельской областью в сфере морских перевозок Китай заинтересован в сотрудничестве в Архангельской областью в сфере морских перевозок по Северному...

Транспортная политика

Виктор Олерский встретился с послом Королевства Дания в РФ Томасом Винклером

Виктор Олерский встретился с послом Королевства Дания в РФ Томасом Винклером Заместитель министра транспорта Виктор Олерский встретился с чрезвычайным и полномочным послом Дании...

Литва ищет пути в объезд России: Турцию позвали в проект «Викинг»

Литва ищет пути в объезд России: Турцию позвали в проект «Викинг» Литва предложила Турции присоединиться к международному проекту «Викинг» в ходе заседания совместной...

Морские порты

Bega развивает терминал для экспорта цемента из Клайпеды

Bega развивает терминал для экспорта цемента из Клайпеды Проект терминала по погрузке цемента в Клайпедском морском порту позволит единственному в Литве прои...

Liebherr представил новую продукцию на конференции, организованной журналом «Морские порты»

Liebherr представил новую продукцию на конференции, организованной журналом «Морские порты» На выставке «Нева-2017», в рамках конференции «Техника и технологии для портов: эффективные инвестиц...




Морской транспорт

Барк «Крузенштерн» завершил навигацию 2017 года в порту Калининграда

Барк «Крузенштерн» завершил навигацию 2017 года в порту Калининграда Учебный барк «Крузенштерн» завершил навигацию 2017 года в морском рыбном порту Калининграда. Об этом...

Новая самоходная баржа спущена на воду на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе

Новая самоходная баржа спущена на воду на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе 22 сентября 2017 года в Петрозаводске на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась то...

Речной транспорт

Россия разрешила проход по Волго-Донскому каналу двум иранским судам

Россия разрешила проход по Волго-Донскому каналу двум иранским судам Правительство РФ разрешило двум иранским судам проход по Волго-Донскому каналу из Азовского моря в К...

Внутренний водный транспорт перевез 74,5 млн. тонн грузов и 9,4 млн пассажиров за январь-август

Внутренний водный транспорт перевез 74,5 млн. тонн грузов и 9,4 млн пассажиров за январь-август За 8 месяцев 2017 года внутренним водным транспортом перевезено 74,5 млн. тонн грузов. Перевозки пас...

Ж/Д транспорт

Минэкономики предлагает установить долгосрочные тарифы на перевозку грузов РЖД

Минэкономики предлагает установить долгосрочные тарифы на перевозку грузов РЖД Замглавы Минэкономики Станислав Воскресенский направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо с пре...

Госдума приняла закон об изменении должности главы РЖД

Госдума приняла закон об изменении должности главы РЖД Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о переименовании должности главы РЖД из презид...

Авто транспорт

Минтранс в 2018 г. предложит скидки по «Платону» для большегрузов пропорционально пробегу

Минтранс в 2018 г. предложит скидки по «Платону» для большегрузов пропорционально пробегу Минтранс РФ в 2018 году представит предложения по скидкам в системе «Платон» для большегрузов пропор...

Минтранс надеется на скорое принятие закона, повышающего штрафы для неплательщиков «Платона»

Минтранс надеется на скорое принятие закона, повышающего штрафы для неплательщиков «Платона» Минтранс РФ надеется, что закон, повышающий штраф для неплательщиков системы «Платон» с 5 тыс. до 20...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...