Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Страховка вместо лицензии?

Морские порты
Страховка вместо лицензии?

Минтранс России предлагает отменить лицензирование на перевалку опасных грузов, морские и речные перевозки, буксировку. Предложение не ново – такая же инициатива обсуждалась в 2008 году, а в 2012-м так и не реализованный законопроект списали в архив.

И тогда, и сейчас речь шла о замене лицензирования страхованием. И тогда, и сейчас портовое сообщество было против. В прошлый раз Правительство РФ собиралось установить слишком высокие тарифы – единственным выигравшим оказалась бы страховая компания. Сейчас деталей нет, размер тарифов неизвестен. Еще одна претензия к законопроекту: страхование не является заменой лицензирования, поскольку компенсирует ущерб, но не предупреждает опасную ситуацию.

Александра Васильцева

Планы Минтранса

О том, что Минтранс готовит новый законопроект об отмене некоторых видов лицензирования, заговорили в конце прошлого года. Во время совместного с Минтрансом заседания совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) позицию ведомства озвучил выступивший директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Виталий Клюев.

«В планах Минтранса есть продвижение законопроекта об оптимизации контрольно-надзорной деятельности в области морского и внутреннего водного транспорта, – заявил он. – Этот законопроект подразумевает фактически ликвидацию института лицензирования на водном транспорте. Мы предлагаем отменить лицензирование по всем видам за исключением пассажирских перевозок, потому что в этой области есть определенные нюансы».

Причем, как уточнил глава департамента, новшество коснется не только перевозчиков, но и стивидоров. Под лицензирование сейчас попадает погрузочно-разгрузочная деятельность при работе с опасными грузами (порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №490). Лицензию сроком на пять лет выдает Ространснадзор.

Что придет на смену лицензированию, В.Клюев не уточнил. Он лишь пояснил, что «вместо лицензирования следует ввести более прогрессивные методы регулирования».

Некоторые выводы можно сделать из предыдущих высказываний чиновников. В марте 2016 года похожие вопросы обсуждались на встрече Министра транспорта РФ Максима Соколова и участников Союза транспортников России. Представители Минтранса пояснили, что ведомство готовит отмену лицензий в четырех случаях:

– при перевозке опасных грузов внутренним водным или морским транспортом;

– при погрузке-разгрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах;

– при буксировке морским транспортом;

– при перевозке пассажиров маломерными судами.

Проект документа был направлен на рассмотрение в Росморречфлот и в Ространснадзор. По их расчетам, уже в апреле 2016 года законопроект должен был выйти на стадию общественного обсуждения.

На той же встрече В.Клюев говорил, что, выступая за отмену лицензирования, Минтранс поддерживает введение альтернативных мер: расширение государственного портового контроля и страхования гражданской ответственности за лицензируемые деяния.

Позиция АСОП

Пока планы Министерства транспорта реализуются с опозданием. Законопроект об отмене лицензирования до сих пор не дошел до общественного обсуждения. В конце прошлого года документ еще находился в правовом департаменте Минтранса, то есть даже не получил окончательного согласования в других ведомствах.

«Мы не знаем, что конкретно предлагает министерство, поскольку не видели пока никаких проектов документов на этот счет», – говорит исполнительный директор АСОП Серик Жусупов.

В целом отношение к инициативе Минтранса у портовиков довольно осторожное. При отмене лицензирования появится какой-то другой вид контроля. Вопрос в том, как это будет выглядеть.

«Мы полагаем, что участники портовой деятельности должны отвечать ряду требований. Прежде всего, это требования к техническому оснащению и профессиональной подготовке персонала, – рассказал журналу «Морские порты» С.Жусупов. – Лицензирование – один из инструментов контроля. Возможно, по мнению представителей Минтранса, существующая система лицензирования требует изменений, позволяющих повысить качество данного контроля и надзора».

Однако в марте 2016 года Минтранс помимо расширения государственного портового контроля рассматривал в качестве альтернативной меры и дополнительное страхование деятельности стивидоров. Второе явно ведет к дополнительным расходам. И не вполне соответствует смыслу лицензирования.

«Что касается возможной замены лицензирования страхованием деятельности, то АСОП против такого подхода, – продолжает С.Жусупов. – Дело в том, что страхование предполагает компенсацию ущерба от возможного инцидента, но не его предупреждение. Мы же считаем, что главное – именно предупредить опасную ситуацию, то есть не допустить ее возникновения. В этом плане страхование неэффективно».

Забытое старое

На самом деле идея заменить лицензию страховым полисом далеко не нова. Впервые подобный законопроект был внесен в Госдуму еще в августе 2008 года. Инициатором выступало Правительство РФ, документ был разработан при активном участии Министерства экономического развития под руководством Эльвиры Набиуллиной. Проект закона являлся ответом на призыв президента Дмитрия Медведева снизить административные барьеры.

Речь шла о перевозке и перевалке опасных грузов, а также буксировке. Говорилось, что вместо лицензии игроки рынка должны иметь договор страхования гражданской ответственности по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. Страховой тариф должен был рассчитываться по правилам, утвержденным Правительством РФ.

«Для оценки рисков при осуществлении предпринимательской деятельности были привлечены представители страхового и банковского сообщества, проведены консультации с представителями лицензирующих органов и предпринимательскими объединениями», – говорилось в пояснительной записке.

Впрочем, профессиональное сообщество без большого энтузиазма отреагировало на законопроект. «Фактическими выгодоприобретателями выступали страховые компании, – вспоминает председатель Комитета по экономике и социальным вопросам АСОП Александр Алексеенко. – Сохранялся ряд требований к деятельности, но одновременно вводились страховые взносы. Нагрузка на бизнес росла. Портовое сообщество выступило категорически против этого законопроекта».

Сдержанно к проекту отнеслись даже представители других ведомств. «Основная проблема заключается в том, что он (законопроект. – Ред.) предлагает создать пул страховщиков, куда нужно обязательно попасть для того, чтобы иметь право страховать ответственность. Именно по этому пункту есть замечания двух органов – Совета по кодификации и Государственно-правового управления Президента РФ. Они возражают против этой схемы», – говорил В.Клюев (на тот момент заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса).

Законопроект быстро прошел первое чтение, но затем «завис» среди отложенных на неопределенный срок инициатив. Точка была поставлена лишь в декабре 2012 года, когда постановлением Госдумы РФ документ был отклонен и снят с дальнейшего рассмотрения.

Впрочем, последовала «реинкарнация». Весной 2016 года в парламент поступил законопроект все о том же внесении изменений в порядок лицензирования. Авторы – депутат Госдумы Александр Меткин (недавно он написал заявление о досрочном прекращении полномочий) и член Совета Федерации Николай Власенко. Текст очень короткий. Авторы призывают исключить из перечня лицензируемых видов деятельности перевозку пассажиров и опасных грузов внутренним водным и морским транспортом, а также буксировку морским транспортом. Про погрузочно-разгрузочные работы – ни слова. Ничего не сказано и о том, чем авторы законопроекта предлагают заменить лицензирование.

Немного подробнее пояснительная записка. Парламентарии напоминают, что соискатель лицензии должен соответствовать ряду требований. Однако такие же требования определены в Кодексе торгового мореплавания РФ, Кодексе внутреннего водного транспорта и Федеральном законе «О морских портах в РФ…». Поэтому лицензирование, по сути, является дублирующим инструментом.

В то же время оно создает ряд помех для бизнеса перевозчиков. Так, судовладелец (фрахтователь) может направить документы на получение лицензии, только укомплектовав судно экипажем. Срок рассмотрения заявления доходит до 45 дней. Все это время судно простаивает, а владелец или фрахтователь несет издержки на его содержание и оплату персонала. Особенно это критично для перевозчиков на внутренних водных путях, где навигация длится всего 3-4 месяца.

Авторы подчеркивают, что в Западной Европе отсутствует лицензирование перевозки пассажиров и опасных грузов. Поэтому иностранные перевозчики, заходящие в Россию, имеют преимущество перед отечественными игроками.

Между тем законопроект не выглядит перспективным. Как рассуждают в Правовом управлении Госдумы, отмена лицензирования повлечет отмену госпошлины, а следовательно, и потери для бюджета. Поэтому данный проект закона требует согласования с Правительством РФ. А как известно из практики, инициативы отдельных депутатов почти никогда не проходят «правительственный фильтр».

В ожидании законопроекта

Сейчас в АСОП ждут публикации Минтрансом законопроекта об отмене лицензирования. Поняв, что конкретно предлагается, представители Ассоциации смогут детально проработать свою позицию. Точные сроки, когда появится документ, неизвестны.

Ранее АСОП активно принимала участие в обсуждении законодательных инициатив в этой сфере. Например, профильный комитет работал с законопроектом о включении в перечень лицензируемых видов деятельности ремонта и обслуживания железнодорожного парка в морских портах. В своем заключении Ассоциация предупреждала, что подобное расширение перечня носит избыточный характер и устанавливает дополнительные административные барьеры. В конечном счете это негативно скажется на возможности проводить ремонт вагонов в порту силами стивидоров.

Морские порты №1 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Майское столкновение сухогрузов на реке Лена будет расследоваться в рамках уголовного дела о нарушении правил безопасности движения

Майское столкновение сухогрузов на реке Лена будет расследоваться в рамках уголовного дела о нарушении правил безопасности движения Уголовное дело возбуждено по факту столкновения двух грузовых судов на реке Лена в Иркутской области...

Россия усилит эскадру у берегов Сирии новым кораблем с ракетами «Калибр»

Россия усилит эскадру у берегов Сирии новым кораблем с ракетами «Калибр» Новейший малый ракетный корабль Черноморского флота РФ «Вышний Волочек» с крылатыми ракетами «Калибр...

Российская экономика

Россия и Гвинея планируют подписать соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства

Россия и Гвинея планируют подписать соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства Россия и Гвинея планируют подписать межправительственное соглашение о сотрудничестве в области рыбно...

Решения о механизме распределения крабовых квот пока нет, рассматриваются два варианта - Росрыболовство

Решения о механизме распределения крабовых квот пока нет, рассматриваются два варианта - Росрыболовство Решение о механизме распределения квот на вылов крабов пока не принято, рассматриваются два варианта...

Транспортная политика

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море Украина может попросить о сопровождении кораблей в Азовском море в Совет Безопасности ООН и НАТО. Об...

Росрыболовство предложило вывести из офшоров суда для перевозки рыбы

Росрыболовство предложило вывести из офшоров суда для перевозки рыбы В ответ на требования ФСБ прекратить перевозку рыбы иностранными судами Росрыбловство предложило пер...

Морские порты

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства За 6 месяцев текущего года на развитие производства ГК «Туапсинский морской торговый порт» (вход...

Таганрогский порт направил на социальные программы 2,2 млн рублей в I полугодии 2018 года

Таганрогский порт направил на социальные программы 2,2 млн рублей в I полугодии 2018 года В I полугодии 2018 года на реализацию социальной программы АО »Таганрогский морской торговый порт» &...




Морской транспорт

Южнокорейское судостроение - мировой лидер по итогам июля

Южнокорейское судостроение - мировой лидер по итогам июля Агентство Рёнхап сообщает, что по итогам июля 2018 года судостроительным предприятиям Южной Кореи уд...

«Ингосстрах» выплатил более 45 млн рублей в связи с пожаром на судне «Одиссей-1»

«Ингосстрах» выплатил более 45 млн рублей в связи с пожаром на судне «Одиссей-1» Страховая компания «Ингосстрах» выплатила возмещение в размере более 45 млн рублей владельцам судна ...

Речной транспорт

Омский речной порт погасил более 7,5 млн рублей задолженности по зарплате после вмешательства прокуроров

Омский речной порт погасил более 7,5 млн рублей задолженности по зарплате после вмешательства прокуроров Омская транспортная прокуратура выявила нарушения трудового законодательства в ОАО «Омский речной по...

«Окская судоверфь» спустила на воду шестую несамоходную наливную баржу «Белмакс 6»

«Окская судоверфь» спустила на воду шестую несамоходную наливную баржу «Белмакс 6» АО «Окская судоверфь» (г.Навашино, Нижегородская область, входит в UCL Holding) спустило на ...

Ж/Д транспорт

РЖД определится с продажей 25% Gefco после утверждения долгосрочной программы развития

РЖД определится с продажей 25% Gefco после утверждения долгосрочной программы развития ОАО «Российские железные дороги» может принять решение о возможной продаже части акций логистической...

Крымская железная дорога планирует выйти на самоокупаемость после 2025 года - гендиректор

Крымская железная дорога планирует выйти на самоокупаемость после 2025 года - гендиректор ФГУП «Крымская железная дорога» (КЖД), которое в настоящее время дотируется из бюджета, план...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма Федеральная автодорога «Таврида», которая строится на Крымском полуострове, готова почти на 40%...

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр Новый рекорд дорожного трафика установлен на Крымском мосту в минувшее воскресенье: по нему в обе ст...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...