Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Страховка вместо лицензии?

Морские порты
Страховка вместо лицензии?

Минтранс России предлагает отменить лицензирование на перевалку опасных грузов, морские и речные перевозки, буксировку. Предложение не ново – такая же инициатива обсуждалась в 2008 году, а в 2012-м так и не реализованный законопроект списали в архив.

И тогда, и сейчас речь шла о замене лицензирования страхованием. И тогда, и сейчас портовое сообщество было против. В прошлый раз Правительство РФ собиралось установить слишком высокие тарифы – единственным выигравшим оказалась бы страховая компания. Сейчас деталей нет, размер тарифов неизвестен. Еще одна претензия к законопроекту: страхование не является заменой лицензирования, поскольку компенсирует ущерб, но не предупреждает опасную ситуацию.

Александра Васильцева

Планы Минтранса

О том, что Минтранс готовит новый законопроект об отмене некоторых видов лицензирования, заговорили в конце прошлого года. Во время совместного с Минтрансом заседания совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) позицию ведомства озвучил выступивший директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Виталий Клюев.

«В планах Минтранса есть продвижение законопроекта об оптимизации контрольно-надзорной деятельности в области морского и внутреннего водного транспорта, – заявил он. – Этот законопроект подразумевает фактически ликвидацию института лицензирования на водном транспорте. Мы предлагаем отменить лицензирование по всем видам за исключением пассажирских перевозок, потому что в этой области есть определенные нюансы».

Причем, как уточнил глава департамента, новшество коснется не только перевозчиков, но и стивидоров. Под лицензирование сейчас попадает погрузочно-разгрузочная деятельность при работе с опасными грузами (порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №490). Лицензию сроком на пять лет выдает Ространснадзор.

Что придет на смену лицензированию, В.Клюев не уточнил. Он лишь пояснил, что «вместо лицензирования следует ввести более прогрессивные методы регулирования».

Некоторые выводы можно сделать из предыдущих высказываний чиновников. В марте 2016 года похожие вопросы обсуждались на встрече Министра транспорта РФ Максима Соколова и участников Союза транспортников России. Представители Минтранса пояснили, что ведомство готовит отмену лицензий в четырех случаях:

– при перевозке опасных грузов внутренним водным или морским транспортом;

– при погрузке-разгрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах;

– при буксировке морским транспортом;

– при перевозке пассажиров маломерными судами.

Проект документа был направлен на рассмотрение в Росморречфлот и в Ространснадзор. По их расчетам, уже в апреле 2016 года законопроект должен был выйти на стадию общественного обсуждения.

На той же встрече В.Клюев говорил, что, выступая за отмену лицензирования, Минтранс поддерживает введение альтернативных мер: расширение государственного портового контроля и страхования гражданской ответственности за лицензируемые деяния.

Позиция АСОП

Пока планы Министерства транспорта реализуются с опозданием. Законопроект об отмене лицензирования до сих пор не дошел до общественного обсуждения. В конце прошлого года документ еще находился в правовом департаменте Минтранса, то есть даже не получил окончательного согласования в других ведомствах.

«Мы не знаем, что конкретно предлагает министерство, поскольку не видели пока никаких проектов документов на этот счет», – говорит исполнительный директор АСОП Серик Жусупов.

В целом отношение к инициативе Минтранса у портовиков довольно осторожное. При отмене лицензирования появится какой-то другой вид контроля. Вопрос в том, как это будет выглядеть.

«Мы полагаем, что участники портовой деятельности должны отвечать ряду требований. Прежде всего, это требования к техническому оснащению и профессиональной подготовке персонала, – рассказал журналу «Морские порты» С.Жусупов. – Лицензирование – один из инструментов контроля. Возможно, по мнению представителей Минтранса, существующая система лицензирования требует изменений, позволяющих повысить качество данного контроля и надзора».

Однако в марте 2016 года Минтранс помимо расширения государственного портового контроля рассматривал в качестве альтернативной меры и дополнительное страхование деятельности стивидоров. Второе явно ведет к дополнительным расходам. И не вполне соответствует смыслу лицензирования.

«Что касается возможной замены лицензирования страхованием деятельности, то АСОП против такого подхода, – продолжает С.Жусупов. – Дело в том, что страхование предполагает компенсацию ущерба от возможного инцидента, но не его предупреждение. Мы же считаем, что главное – именно предупредить опасную ситуацию, то есть не допустить ее возникновения. В этом плане страхование неэффективно».

Забытое старое

На самом деле идея заменить лицензию страховым полисом далеко не нова. Впервые подобный законопроект был внесен в Госдуму еще в августе 2008 года. Инициатором выступало Правительство РФ, документ был разработан при активном участии Министерства экономического развития под руководством Эльвиры Набиуллиной. Проект закона являлся ответом на призыв президента Дмитрия Медведева снизить административные барьеры.

Речь шла о перевозке и перевалке опасных грузов, а также буксировке. Говорилось, что вместо лицензии игроки рынка должны иметь договор страхования гражданской ответственности по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. Страховой тариф должен был рассчитываться по правилам, утвержденным Правительством РФ.

«Для оценки рисков при осуществлении предпринимательской деятельности были привлечены представители страхового и банковского сообщества, проведены консультации с представителями лицензирующих органов и предпринимательскими объединениями», – говорилось в пояснительной записке.

Впрочем, профессиональное сообщество без большого энтузиазма отреагировало на законопроект. «Фактическими выгодоприобретателями выступали страховые компании, – вспоминает председатель Комитета по экономике и социальным вопросам АСОП Александр Алексеенко. – Сохранялся ряд требований к деятельности, но одновременно вводились страховые взносы. Нагрузка на бизнес росла. Портовое сообщество выступило категорически против этого законопроекта».

Сдержанно к проекту отнеслись даже представители других ведомств. «Основная проблема заключается в том, что он (законопроект. – Ред.) предлагает создать пул страховщиков, куда нужно обязательно попасть для того, чтобы иметь право страховать ответственность. Именно по этому пункту есть замечания двух органов – Совета по кодификации и Государственно-правового управления Президента РФ. Они возражают против этой схемы», – говорил В.Клюев (на тот момент заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса).

Законопроект быстро прошел первое чтение, но затем «завис» среди отложенных на неопределенный срок инициатив. Точка была поставлена лишь в декабре 2012 года, когда постановлением Госдумы РФ документ был отклонен и снят с дальнейшего рассмотрения.

Впрочем, последовала «реинкарнация». Весной 2016 года в парламент поступил законопроект все о том же внесении изменений в порядок лицензирования. Авторы – депутат Госдумы Александр Меткин (недавно он написал заявление о досрочном прекращении полномочий) и член Совета Федерации Николай Власенко. Текст очень короткий. Авторы призывают исключить из перечня лицензируемых видов деятельности перевозку пассажиров и опасных грузов внутренним водным и морским транспортом, а также буксировку морским транспортом. Про погрузочно-разгрузочные работы – ни слова. Ничего не сказано и о том, чем авторы законопроекта предлагают заменить лицензирование.

Немного подробнее пояснительная записка. Парламентарии напоминают, что соискатель лицензии должен соответствовать ряду требований. Однако такие же требования определены в Кодексе торгового мореплавания РФ, Кодексе внутреннего водного транспорта и Федеральном законе «О морских портах в РФ…». Поэтому лицензирование, по сути, является дублирующим инструментом.

В то же время оно создает ряд помех для бизнеса перевозчиков. Так, судовладелец (фрахтователь) может направить документы на получение лицензии, только укомплектовав судно экипажем. Срок рассмотрения заявления доходит до 45 дней. Все это время судно простаивает, а владелец или фрахтователь несет издержки на его содержание и оплату персонала. Особенно это критично для перевозчиков на внутренних водных путях, где навигация длится всего 3-4 месяца.

Авторы подчеркивают, что в Западной Европе отсутствует лицензирование перевозки пассажиров и опасных грузов. Поэтому иностранные перевозчики, заходящие в Россию, имеют преимущество перед отечественными игроками.

Между тем законопроект не выглядит перспективным. Как рассуждают в Правовом управлении Госдумы, отмена лицензирования повлечет отмену госпошлины, а следовательно, и потери для бюджета. Поэтому данный проект закона требует согласования с Правительством РФ. А как известно из практики, инициативы отдельных депутатов почти никогда не проходят «правительственный фильтр».

В ожидании законопроекта

Сейчас в АСОП ждут публикации Минтрансом законопроекта об отмене лицензирования. Поняв, что конкретно предлагается, представители Ассоциации смогут детально проработать свою позицию. Точные сроки, когда появится документ, неизвестны.

Ранее АСОП активно принимала участие в обсуждении законодательных инициатив в этой сфере. Например, профильный комитет работал с законопроектом о включении в перечень лицензируемых видов деятельности ремонта и обслуживания железнодорожного парка в морских портах. В своем заключении Ассоциация предупреждала, что подобное расширение перечня носит избыточный характер и устанавливает дополнительные административные барьеры. В конечном счете это негативно скажется на возможности проводить ремонт вагонов в порту силами стивидоров.

Морские порты №1 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

ОСК подписала меморандум с профсоюзами

ОСК подписала меморандум с профсоюзами Объединенная судостроительная корпорация подписала меморандум о согласовании позиции компании и отра...

Невское проектно-конструкторское бюро возглавил Сергей Орлов

Невское проектно-конструкторское бюро возглавил Сергей Орлов Решением Совета директоров ПАО «Невское ПКБ» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию&...

Российская экономика

Россия обсудит с Таиландом возможность поставок зерна в королевство

Россия обсудит с Таиландом возможность поставок зерна в королевство Россия и Таиланд обсудят возможность экспорта российского зерна на тайский рынок. Об этом сообщил жу...

Оборот рыбной отрасли в 2018 году может вырасти до 320-325 млрд руб.

Оборот рыбной отрасли в 2018 году может вырасти до 320-325 млрд руб. Оборот рыбной отрасли по итогам 2018 года может вырасти на 2-3% — до 320-325 млрд руб., отраслев...

Транспортная политика

Минтранс РФ рассчитывает на участие азиатских инвесторов в проекте «широкой колеи» до Вены

Минтранс РФ рассчитывает на участие азиатских инвесторов в проекте «широкой колеи» до Вены Министерство транспорта РФ рассчитывает на участие азиатских инвесторов в проекте строительства желе...

Продление Транссиба - ключевой проект для Австрии - «Австрийские железные дороги»

Продление Транссиба - ключевой проект для Австрии - «Австрийские железные дороги» Австрия заинтересована в продлении железной дороги с широкой колеей от Кошице (Словакия) до ...

Морские порты

Контейнерооборот портов Финляндии за 2017 год вырос на 7,9%

Контейнерооборот портов Финляндии за 2017 год вырос на 7,9% Контейнерооборот портов Финляндии по итогам 2017 года составил 1,63 млн. TEU, что на 7,9% больше...

«Ростерминалуголь» отгрузил 3 млн тонн угля с начала года

«Ростерминалуголь» отгрузил 3 млн тонн угля с начала года АО «Ростерминалуголь», входящий в состав угольного портового холдинга ООО «Управляющая портовая комп...




Морской транспорт

Плановый ремонт в Китае предстоит в ближайшие два месяца одному из трёх паромов Сахалинского морского пароходства

Плановый ремонт в Китае предстоит в ближайшие два месяца одному из трёх паромов Сахалинского морского пароходства Паром «Сахалин-9» со среды уходит на плановый ремонт и, предположительно, возобновит работу на паром...

Океанский лайнер Amadea откроет круизный сезон во Владивостоке

Океанский лайнер Amadea откроет круизный сезон во Владивостоке Первый в новом сезоне круизный лайнер Amadea зайдет во Владивосток 26 февраля, сообщает в среду прес...

Речной транспорт

«Красное Сормово» спустит на воду пятый танкер-химовоз «БФ Танкер» проекта RST27M

«Красное Сормово» спустит на воду пятый танкер-химовоз «БФ Танкер» проекта RST27M На заводе «Красное Сормово» завтра, 22 февраля, состоится спуск на воду танкера-химовоза проекта RTS...

Годовое собрание акционеров Хабаровского речторгпорта назначено на 18 мая

Годовое собрание акционеров Хабаровского речторгпорта назначено на 18 мая Совет директоров ОАО «Хабаровский речной торговый порт» («Хабречторгпорт») назначил годовое ...

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» может направить на дивиденды за 2017 г. до 50% прибыли по РСБУ

«Трансконтейнер» может направить на дивиденды за 2017 г. до 50% прибыли по РСБУ Менеджмент ПАО «Трансконтейнер» считает возможным направить на дивиденды за 2017 год до 50% чист...

Представители структуры Абрамовича получили 2 места в совете директоров «Трансконтейнера»

Представители структуры Абрамовича получили 2 места в совете директоров «Трансконтейнера» Представители ООО «Енисей Капитал» (структура Романа Абрамовича и Александра Абрамова) получ...

Авто транспорт

Крупнейшую ледовую дорогу открыли на Байкале, возобновив сообщение с островом Ольхон

Крупнейшую ледовую дорогу открыли на Байкале, возобновив сообщение с островом Ольхон Крупнейшая в Иркутской области ледовая дорога, соединяющая с материком единственный населенный на Ба...

Сборы в системе «Платон» в 2018 г. могут составить 23 млрд руб., в 2019 г. - 25 млрд руб.

Сборы в системе «Платон» в 2018 г. могут составить 23 млрд руб., в 2019 г. - 25 млрд руб. Минтранс рассчитывает, что сборы в системе взимания платы с большегрузных автомобилей "Платон» ...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот: работа над поручениями президента будет продолжена

Росморречфлот: работа над поручениями президента будет продолжена Совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Федеральном агентстве морско...

Военно-морская политика России в действии

Военно-морская политика России в действии Предлагаемая на суд читателей газеты статья подготовлена по итогам двух указов президента РФ В.В. Пу...

Морские порты

Развитие порта Магадан зависит от продолжения ФЦП

Развитие порта Магадан зависит от продолжения ФЦП Основание городу-порту Магадан было положено в 1929 году на берегу бухты Нагаева Охотского моря. Пер...

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период Один из крупнейших по грузообороту российских морских портов – Новороссийск – из года в год демонстр...

Морской транспорт

Арест судна

Арест судна Почему держателю коносамента не удалось арестовать судно в случае выдачи груза без предъявления ориг...

Текущее и оперативное планирование работы флота

Текущее и оперативное планирование работы флота Советская система планирования приняла свой законченный вид в течение 50-х годов. К этому времени он...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

Привлечь, обучить, удержать!

Привлечь, обучить, удержать! «Когда к нам вторгаются иностранные капиталы, мы знаем, что не для нашей, а для своей выгоды они при...

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет В №4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом ...

Грузовая база

Рынок минудобрений: рост с укрупнением

Рынок минудобрений: рост с укрупнением Производство минеральных удобрений в России с каждым годом растет и уже превысило 20 млн тонн в год...

Экспорт зерна против профицита

Экспорт зерна против профицита Текущий сельскохозяйственный год проходит под знаком очередного высокого урожая зерна, который по ра...

Безопасность мореплавания

Обвиняются «хамелеоны»

Обвиняются «хамелеоны» Навигационно-офтальмологический детектив.

IQ судоводителя и пересмотр МППСС

IQ судоводителя и пересмотр МППСС Статья Н. Григорьева и М. Наконечного «Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения» (М...

Севморпуть

За безопасность мореплаванияна Севморпути

За безопасность мореплаванияна Севморпути В июле состоялась рабочая встреча председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с генеральным дире...

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ Одним из инструментов, обеспечивающих устойчивое развитие государства, является стратегическое плани...




Судостроение

Существующий и перспективный флот

Существующий и перспективный флот Потребность в судах для водного транспорта, возможности верфей и пароходств по развитию флота, новые...

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...