Российское судоходство: взгляд в будущее - Морские вести России

Российское судоходство: взгляд в будущее

28.06.2017

Морской транспорт

В декабре в Москве завершили работу X, юбилейный Международный форум и выставка «Транспорт России», прошедшие в рамках «Транспортной недели – 2016». Эти мероприятия были пронизаны темой будущего российского транспорта.

Юлия Орлова, спецкор

Своевременные мысли

Открывая конференцию «Российское судоходство: взгляд в будущее», состоявшуюся в ходе форума 1 декабря, помощник президента РФ Игорь Левитин сказал:

– Теперь обсуждение перспектив российского судоходства очень своевременно.

По его мнению, нынешняя экономическая ситуация дает отрасли возможность переосмыслить наработанный опыт и использовать его для придания нового импульса развитию внутреннего водного и морского транспорта, повышению конкурентоспособности. Он подчеркнул, что необходимо уделять внимание не только инфраструктуре, но и транспортным средствам.

В дискуссии о будущем российского судоходства приняли участие заместитель министра транспорта, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский; генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк; президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин; президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов; президент инвестиционной группы «Промышленные инвесторы» Сергей Генералов; первый заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Алексей Ситников; первый заместитель генерального директора ПАО «Газпром нефть» Анатолий Чернер; управляющий директор Департамента кредитования ПАО «Сбербанк» Роман Гольцов; директор Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Татьяна Кулакова.

В ходе дискуссии обсуждались темы, напрямую связанные с перспективами судоходной отрасли: основные векторы развития; перспективы на глобальном уровне; повышение конкурентоспособности российского флота; развитие инфраструктуры в Арктике; отечественное судостроение и другие.

И начался разговор с ответа на вопрос, а нужен ли нам современный морской флот? Как вернуть ему лидирующие позиции, ведь во времена СССР он входил в пятерку сильнейших?

Первым на эти вопросы взялся ответить Виктор Олерский. Он остановился на основных особенностях сегодняшнего морского флота, назвав его самой конкурентоспособной отраслью и одновременно самой чувствительной к происходящим в мире процессам. Причем, по его словам, это касается не только российского флота. На развитие глобального судоходства оказывает влияние снижение темпов мировой торговли на фоне роста тоннажа и, как следствие, - появление дисбаланса спроса и предложения на фрахтовом рынке.

– Международная морская организация тоже «подкидывает» неожиданные «сюрпризы». Это ограничения, связанные с сокращением выбросов окислов серы и азота, новые требования в связи со вступлением в силу в сентябре 2017 года Международной Конвенции по контролю и управлению судовыми балластными водами и осадками…, – сказал В. Олерский. - Все это осложняет работу судовладельцев, так как появляются дополнительные затраты, а значит, возрастает стоимость перевозок.

– Тем не менее, в последнее время у нашего флота появились положительные изменения, касающиеся, прежде всего, увеличения числа судов под российским флагом. Это стало возможным благодаря закону о поддержке судостроения и судоходства: постепенно у нас налаживаются условия не хуже, чем для судов под удобным флагом. Российский судовладелец хотел бы, чтобы у него была гарантированная грузовая база,– заметил В.Олерский.– Уместен ли здесь протекционизм?

По мнению докладчика, он уместен, но в разумных пределах: «если говорить об Арктике –уместен, если об открытом рынке – там сложнее».

У нас нет достаточного количества флота, мы же экспортоориентированная страна, подчеркнул замминистра. Замещать иностранный флот российским нужно, но делать это аккуратно.

Задачи и проблемы

Рассуждая о задачах отрасли, Виктор Олерский сказал, что видит сегодня главной задачей российского флота формирование серьезного судоходного сообщества. Что, конечно, возможно в стабильной обстановке, предполагающей решение актуальных проблем.

Сергей Франк назвал одну из таких проблем, которая является тормозом для развития российского флота, – это дисбаланс в отношениях между морским флотом и внешней торговлей РФ. Одних каботажных перевозок недостаточно для поддержания современного динамичного эффективного флота и развития судостроения. Внешняя торговля приносит в разы больше, чем каботаж. По разным данным, объем российской внешней торговли составляет без малого $400 млрд. И 5% от этой суммы – это фрахт. Огромная сумма, серьезный финансовый капитал, ресурс, который должен работать для развития нашего флота и развития судостроения. Но сейчас он не работает, и это понятно.

По словам С.Франка, пичина этого, в частности, в том, что отечественный флот испытал колоссальный стресс, нагрузку при развале системы советских морских перевозок, которая базировалась на монополии внешней торговли. В начале 1990-х часто звучала слоган «Зачем России нужен флот, если и так все привезут?». Условия, на которых наши нефтяные и газовые компании сейчас продают свою продукцию, сформировались в те годы таким образом, что фрахтование идет на иностранной территории. Сегодня на долю российских компаний приходится лишь незначительная часть всего ежегодного фрахта при перевозке нефти и нефтепродуктов.

Однако грядут другие времена, как отметил Франк. Сейчас мы подошли к очень важной развилке в истории российского флота, и у нас есть хорошие предпосылки для его развития, связанные в том числе с наращиванием работы в Арктике. Есть предпосылки, чтобы начать выстраивать флот 21 века.

Так, китайское руководство ставит политическую задачу, чтобы до 70% внешнеторговых грузов могло перевозиться судами национальных перевозчиков. Похожие меры принимаются во многих других странах. Подобный опыт может быть успешно использован и в России. «Как практикующий судовладелец я уверен, что российский флот не менее конкурентоспособен, чем, к примеру, норвежский», – отметил С.Франк.

Ведь именно у российских судоходных компаний есть глубокие компетенции в области безопасной и эффективной работы флота, в том числе в таком сложном регионе, как Арктика. «Последние 10 лет нам удавалось продвигаться в этом направлении, и продвигаться намного лучше, чем многим нашим конкурентам. Свыше 70% выручки «Совкомфлот» получает от иностранных компаний, которые не сомневаются в компетенции российских моряков, – например, Shell, Total и др. Утроение объемов нашего бизнеса за последние 10 лет говорит о том, что мы лучше многих мировых танкерных компаний пережили глобальную рецессию», – сказал С. Франк.

Внешняя торговля должна помочь раскрыть потенциал российского судоходства и, как следствие, стимулировать рост спроса на продукцию российского судостроения. Эффективно решить вопрос импортозамещения можно, если увязать допуск на рынок перевозок со строительством судов внутри страны. В таком случае более стабильный доступ к национальной грузовой базе позволит российским судоходным компаниям сформировать источник финансирования для размещения коммерческих заказов на российских верфях. Перспективным для развития российского флота является сегмент морских перевозок нефти и газа.

С. Франк отметил, что речь не идет о каких-то огромных инвестициях со стороны государства. Это работа в первую очередь организационная. В основе всего лежит регулирование. Системные и своевременные регуляторные меры помогут создать оптимальный баланс интересов внешней торговли, флота и судостроения, а также отладить современные способы финансирования этих проектов.

– Хорошие практические примеры такого регулирования уже есть, это создает предпосылки, необходимые для надлежащего развития российского торгового флота. Конечно, переход на условия «CIF иностранный порт», возможно, потребует мер экономического стимулирования. Однако полагаю, что для российской экономики эффект от такого регулирования будет высоким, – сказал он.

Извечные вопросы: кто виноват и что делать?

Алексей Клявин отметил действенность в отрасли закона РФ о поддержке судостроения и судоходства. По приведенным им данным, сегодня отмечается, хотя и небольшой, рост тоннажа и количества судов российского флота.

– Можно констатировать, – сказал А. Клявин, – что международный реестр судов РФ заработал. Здесь сегодня зарегистрировано более 1000 судов под российским флагом валовой вместимостью около 4 млн тонн. Что касается динамики грузооборота, то начиная с 1992 года он падал, а с 2014-2015 гг. грузооборот «заработал», но в определенном сегменте.

Однако, несмотря на некоторые успехи, морской флот страны пока не занимает достойного места в мире.

– Кто виноват, что делать? – задался вопросом выступавший.

По словам А. Клявина, сегодня нужно решить ряд системных вопросов, в том числе неотраслевого законодательства.

В качестве комплекса мер, выполнение которых, по мнению Российской палаты судоходства, позволит приводить суда под российский флаг, Алексей Клявин назвал обеспечение безусловной привлекательности регистрации морских судов под российским флагом, обеспечение справедливой конкуренции и устранение дублирующих избыточных и дополнительных требований к судам под российским флагом либо распространение их на суда под иностранным флагом, снижение административных барьеров, что позволит рассматривать российский флаг как приоритетный, а также совершенствование системы по приобретению и строительству транспортных судов, доступ к грузовой базе.

Продолжая тему перспектив российского судоходства, Алексей Ситников рассказал о развитии Ямало-Ненецкого автономного округа, где сегодня сформированы центры добычи СПГ.

– Мы получаем только по двум проектам 32 млн тонн грузов по СМП, – подчеркнул А. Ситников.

Потенциал СМП широк и, по мнению докладчика, нельзя зацикливаться на углеводородах. Ресурсная база региона огромна – «вся таблица Менделеева», и флот возможно постоянно обеспечивать грузами.

Тесно связаны с СМП и два проекта «Газпром нефти», о которых напомнил Анатолий Чернер.

– Если говорить о проекте, связанном с разработкой на Ямале Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения, то в свое время после получения результатов ледовой проводки было принято решение строить логистику на основе морской логистики, – сказал А. Чернер. – Сегодня мы имеем погрузочный терминал «Ворота в Арктику» и обеспечиваем круглосуточный вывоз нефти с полуострова Ямал.

В реализации проекта задействованы 10 судов, являющихся специализированными, мелкоосадочными. Однако этого недостаточно. Дальнейший успех проекта будет зависеть от того, как будет решена проблема обеспечения ледокольным флотом.

Главные направления ОСК

Выступление Алексея Рахманова касалось прежде всего мер государственной поддержки строительства судов для освоения российского шельфа, судоходства на внутренних водных путях и рыбного промысла. Ключевыми инструментами такой поддержки названы дальнейшее развитие лизинговых механизмов, введение в 2017 году утилизационного гранта и инвестиционных квот на добычу водных биоресурсов.

Кроме того, президент Объединенной судостроительной корпорации затронул проблемы, актуальные для России как морской державы: реализацию программы строительства ледокольного флота для освоения Арктики и эксплуатации Северного морского пути; «зеленые» технологии в строительстве судов на верфях корпорации; перспективные средства изучения Северного Ледовитого океана.

Одним из главных направлений госполитики в сфере судостроения и, как следствие, работы ОСК А. Рахманов назвал развитие рыболовецкого флота, которому в октябре прошлого года было посвящено заседание Госсовета. Руководитель ОСК выразил уверенность в том, что решения, которые принял Госсовет, в частности направление до 20% квот добычи водных биоресурсов на инвестиционные цели, в том числе на закупку новых судов рыбопромыслового флота, построенных на российских верфях, помогут судостроению сдвинуться с мертвой точки в этом сегменте. Таким образом, вместе с мерами по развитию лизинга создаются условия для того, чтобы предложения российских судостроителей стали более привлекательными для рыбаков.

А. Рахманов обратил внимание на несколько фактов, демонстрирующих активную работу ОСК по «рыбной» теме. А именно подписание договора с рыболовецким колхозом им. Ленина на строительство кошельковых траулеров-сейнеров, первые два заложены уже в нынешнем году. Заключены соглашения с Архангельским траловым флотом и «Мурмансельдью-2» о создании траулеров. Всего заключены контракты на строительство семи рыбопромысловых судов. Ведутся переговоры еще с десятью рыбопромысловыми компаниями Северо-Западного региона и Дальнего Востока.

Отдельный блок выступления А. Рахманов посвятил перспективным разработкам ОСК. Среди них использование солнечной энергии как возобновляемого источника энергии в малом судостроении, строительство судов на СПГ-топливе для региона Балтийского моря и другие.

Взгляд в будущее может быть оптимистичным

Дискуссия проходила с вовлечением всех участников в обсуждение поднимаемых тем. С помощью интерактивного голосования выяснялось мнение специалистов отрасли по основным вопросам дальнейшего развития судоходства.

В заключение С. Франк отметил, что все риски остаются по-прежнему с нашей отраслью, однако, несмотря на это, для судоходного сообщества есть четыре хороших новости. Первая: огромная грузовая база у нас на глазах формируется в тех районах, где у российских судоходных компаний имеются преимущества в виде знаний, приобретенных и накопленных предками. Этого раньше не было, но в этом – залог успехов наших проектов мирового масштаба. Вторая: общие мировые тенденции таковы, что все возвращаются к национальным повесткам дня. Знания будут играть большую роль, чем некоторые факторы производства. Третья: длительное время банки создавали низкую волатильность рынка финансов, но в настоящее время волатильность рынка финансов для отрасли уже можно считать сформированной. И теперь отрасль будет кредитоваться качественными финансовыми продуктами. И наконец, четвертая «хорошая новость» заключается в том, что в последние годы 85% мирового флота строилось по концепции «удобного флага». А теперь, по мнению С.Франка, будет возрастать конкурентность национального флага. «И нам надо воспользоваться этим моментом».

По общему мнению участников круглого стола, основными препятствиями к скорому выходу судостроительной отрасли на новый уровень по-прежнему являются неразвитость финансовых инструментов, высокая цена заемных денег и отсутствие достаточного количества реально работающих механизмов господдержки.

В. Олерский, резюмируя итоги дискуссии, подчеркнул, что у российского судоходства много хороших традиций, и одна из главных – сильное отраслевое образование, о чем знают сегодня во всем мире. Одновременно это наше конкурентное преимущество. Ну, а для того, чтобы в нашей «чувствительной» отрасли судовладельцы голосовали за российский флаг, необходимы, помимо политической, стабильность законодательства, общая стабильность для бизнеса, «здоровый протекционизм» в части защиты грузовой базы и наращивание компетенции российского судостроения.

Участники дискуссии выразили желание, чтобы в журнале «Морской флот», отмечающем 130-летие в рамках форума, появились результаты выполнения тех задач, о которых шел разговор на конференции.

Морской флот №6 (2016)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика