Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Морские порты
Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функционировать 12 октября 2015 года на основе федерального закона «О свободном порте Владивосток». Основными целями СПВ являются создание конкурентоспособных производств на основе промышленно-логистических кластеров на Дальнем Востоке, увеличение масштабов международной торговли, а также развитие восточных морских ворот России для интеграции в экономическое пространство АТР.

Моисей Фурщик, управляющий партнер компании «Финансовый и организационный консалтинг» (ФОК)

Статус и текущая ситуация

Статус Свободного порта подразумевает для резидентов существенное снижение страховых взносов (до 7,6%), освобождение на 5 лет от налогов на прибыль, на имущество и землю, ускоренную процедуру возмещения НДС (в течение 10 дней), возможность получения режима свободной таможенной зоны и ряд облегченных административных процедур. Отдельно стоит отметить упрощенный визовый режим при посещении Свободного порта и выдачу разрешений на привлечение иностранных работников без учета квот (на основе решения Наблюдательного совета).

Свободный порт Владивосток создан на 70 лет, а его управляющей компанией определено АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ).

По состоянию на декабрь 2016 года резидентами СПВ стали уже более 100 компаний, планы которых подразумевают создание около 21 тыс. рабочих мест и свыше 150 млрд рублей инвестиций. Это весьма серьезные показатели для столь короткого времени существования режима СПВ.

Свидетельством востребованности данного формата, изначально определенного лишь для Приморского края, является активное стремление других регионов получить для своих территорий статус Свободного порта. В результате, помимо 16 муниципалитетов Приморья, к настоящему моменту СПВ включил в себя также Ванинский район Хабаровского края и городские округа Корсаковский (Сахалинская область), Петропавловск-Камчатский (Камчатский край) и Певек (Чукотский автономный округ). И теперь само название «Свободный порт Владивосток» смотрится несколько странно, а поэтому напрашивается его обновление. Например, новое название могло бы звучать как «Свободный порт Дальнего Востока».

На фоне зарубежных аналогов

Рассматривая Свободный порт Владивосток, существует большой соблазн проведения исторических параллелей, ведь город уже обладал статусом порто-франко в период с 1861 по 1909 год. И результаты были очень позитивными. Например, с 1883 по 1899 год грузооборот Владивостока увеличился с 48 тыс. до 333 тыс. тонн.

Однако более актуальным является сопоставление СПВ с подобными режимами, существующими в настоящее время в других странах. Именно подобные территории являются наиболее очевидными конкурентами дальневосточных портов за грузы и инвестиции.

Действительно, в большинстве крупных морских портов мира в той или иной степени используются льготные режимы порто-франко. При этом состав и масштаб их налоговых преференций очень близок к условиям работы резидентов СПВ. То есть глобальная конкуренция фактически вывела крупнейшие порты на минимально возможную налоговую нагрузку, дальнейшее снижение которой было бы слишком болезненно для бюджетов, сведя к нулю эффекты от привлечения инвестиций. Поэтому разница ставок по различным налогам во франко-портах разных стран измеряется несколькими процентами, причем акцент на те или иные виды налогов в большей степени зависит от особенностей фискальной системы соответствующего государства.

Например, для резидентов египетской The North West Suez Economic Zone ставка налога на прибыль составляет 10% (против 20-30% для нерезидентов), а в китайской свободной экономической зоне Шэньчжэнь – 15% (по сравнению с обычными 33%).

Процедуры ускоренного оформления грузов, круглосуточной работы пунктов пропуска и т.п. также являются довольно сходными для различных франко-портов. Однако тут СВП еще должен выстроить четкую рабочую систему, которая пока находится на этапе становления.

Существенной особенностью Свободного порта Владивосток является его огромная площадь, особенно в Приморском крае. Например, The North West Suez Economic Zone, включающая 4 подзоны и 6 портов, занимает всего 421 км2, что меньше площади одного лишь Владивостокского городского округа (560 км2), не говоря уже о 15 других муниципалитетах Приморья, входящих в СПВ.

Кроме того, СПВ допускает очень широкий спектр видов деятельности резидентов. В число запрещенных видов входят всего 3 пункта (добыча нефти и газа, административная деятельность и производство подакцизных товаров, помимо автомобилей, моторных масел и топлива), а в числе допустимых, но нельготируемых видов – лишь 2 пункта (финансовая и страховая деятельность, оптовая и розничная торговля).

Многие зарубежные порты со статусом порто-франко имеют более жесткую привязку к логистике и сопутствующей деятельности. В результате организованный еще в 2000 году Рижский свободный порт, например, предоставляет льготы всего лишь 22 предприятиям.

Столь масштабная территория и широкий спектр возможных видов деятельности, с одной стороны, сильно расширяют возможности Свободного порта Владивосток, но с другой стороны, заметно усложняют его администрирование.

СПВ и ТОР

Большинство иностранных франко-портов характеризуются наличием в своем составе или в непосредственной близости крупной индустриальной площадки (промышленного парка и т.п.). На такой площадке обычно размещается значительное количество предприятий, генерирующих дополнительный грузопоток для порта (как за счет материалов и комплектующих, так и благодаря вывозу готовой продукции). Да и самим производственным предприятиям часто оказывается важна не только система льгот потро-франко, но и близость к логистическому узлу.

СПВ не предполагает целевого выделения подобных крупных земельных участков. Кроме того, этот режим не предусматривает выделения бюджетных средств на создание инфраструктуры, что бывает очень важно при выборе места размещения для многих промышленных проектов.

Однако аналогичные задачи решаются в рамках другого инструмента развития Дальнего Востока – территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). Действительно, основная функциональная задача ТОР – это формирование инфраструктурно обеспеченных площадок для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Российское законодательство запрещает размещение на одной и той же территории ТОР и СПВ, но ничего не мешает соответствующим участкам находиться в непосредственной близости, формируя интегрированный комплекс. Причем существенным позитивным фактором является то, что в обоих случаях управляющей компанией является КРДВ. Это позволит достигать необходимого уровня координации. А инвестор получит возможность выбирать тот механизм государственной поддержки и ту площадку, которые больше подходят для его бизнеса.

Уже сейчас СПВ в Приморье непосредственно граничит с тремя ТОР («Надеждинская», «Большой Камень», «Михайловский»), а в Камчатском крае – с несколькими участками ТОР «Камчатка». Кроме того, на Сахалине ТОР «Южная» находится на расстоянии всего нескольких километров от границы Корсаковского городского округа, входящего в СПВ. В перспективе можно создать ТОР в Советско-Гаванском районе Хабаровского края (вместо упраздненной ОЭЗ), обеспечив ее взаимодействие с СПВ, функционирующим в соседнем Ванинском районе.

Перспективы расширения льгот и зоны действия

Значимым фактором для развития СПВ станет ожидаемое принятие нормативных документов по обеспечению упрощенного визового режима. В таком случае иностранные граждане смогут находиться на территории России в течение 8 дней, подав в электронном виде довольно простую заявку. Это существенно облегчит управление предприятиями с иностранными инвестициями, а также будет способствовать развитию туризма. Особенно актуален данный вопрос для Камчатки и Приморья.

Представляется целесообразным в перспективе рассмотреть предоставление хотя бы части льгот СПВ не только под новые инвестиционные проекты, но и для действующих логистических операторов в рамках их текущей деятельности. Это позволит российским дальневосточным портам стать более конкурентоспособными на мировом уровне. Ведь многие крупные стивидорные компании физически не могут обеспечить кратного увеличения масштабов своего бизнеса, поэтому никак не попадают под льготы СПВ. Без такого решения велик риск, что отдельные компании будут пытаться вписаться в льготный режим путем искусственной перерегистрации и перераспределения активов, что снизит прозрачность использования инструментария Свободного порта.

Кроме того, потенциальной проблемой СПВ могут быть существенные выпадающие доходы региональных и муниципальных бюджетов, так как многие налоговые льготы относятся именно к этим уровням бюджетной системы. При этом максимальные выгоды от прихода новых инвесторов получит федеральный бюджет. А особенно чувствительный негативный эффект возможен на муниципальном уровне.

Конечно, в регионах, имеющих сильный бюджет, эта проблема решится довольно просто. Но не все дальневосточные субъекты Российской Федерации обладают такими финансовыми возможностями. Поэтому желательно рассмотреть механизм компенсации части выпадающих доходов регионов и муниципалитетов за счет федерального бюджета. Конечно, такая компенсация не должна быть автоматической, ее параметры следует привязать к показателям эффективности работы по привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест.

Какие перспективы могут быть у механизма СПВ в смысле его территориального расширения?

На Дальнем Востоке большинство ключевых портов уже получили статус Свободного порта. Тут могут быть только более локальные расширения, например, за счет включения территорий Елизовского района Камчатского края, Холмского района Сахалинской области, Советско-Гаванского района Хабаровского края и Анадыря Чукотского автономного округа.

Но механизм СПВ может быть актуален и для других российских регионов. Прежде всего это касается Арктики. Также целесообразно рассмотреть его применение в отношении Астраханской области. А вот российские порты Черного и Балтийского морей могут продолжить успешное функционирование и развитие и без применения такого льготного механизма.

В целом можно отметить своевременность появления механизма СПВ и его потенциально важную роль при решении задачи эффективной интеграции России в мировые логистические системы.

Морские порты №10 (2016)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

ВМФ России не получит в срок кабельные суда «Свияга» и «Вятка»

ВМФ России не получит в срок кабельные суда «Свияга» и «Вятка» Причина сдвига сроков – сложности с поставкой ряда узлов и агрегатов, в том числе из-за санкций.

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...