Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Морские порты
Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функционировать 12 октября 2015 года на основе федерального закона «О свободном порте Владивосток». Основными целями СПВ являются создание конкурентоспособных производств на основе промышленно-логистических кластеров на Дальнем Востоке, увеличение масштабов международной торговли, а также развитие восточных морских ворот России для интеграции в экономическое пространство АТР.

Моисей Фурщик, управляющий партнер компании «Финансовый и организационный консалтинг» (ФОК)

Статус и текущая ситуация

Статус Свободного порта подразумевает для резидентов существенное снижение страховых взносов (до 7,6%), освобождение на 5 лет от налогов на прибыль, на имущество и землю, ускоренную процедуру возмещения НДС (в течение 10 дней), возможность получения режима свободной таможенной зоны и ряд облегченных административных процедур. Отдельно стоит отметить упрощенный визовый режим при посещении Свободного порта и выдачу разрешений на привлечение иностранных работников без учета квот (на основе решения Наблюдательного совета).

Свободный порт Владивосток создан на 70 лет, а его управляющей компанией определено АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ).

По состоянию на декабрь 2016 года резидентами СПВ стали уже более 100 компаний, планы которых подразумевают создание около 21 тыс. рабочих мест и свыше 150 млрд рублей инвестиций. Это весьма серьезные показатели для столь короткого времени существования режима СПВ.

Свидетельством востребованности данного формата, изначально определенного лишь для Приморского края, является активное стремление других регионов получить для своих территорий статус Свободного порта. В результате, помимо 16 муниципалитетов Приморья, к настоящему моменту СПВ включил в себя также Ванинский район Хабаровского края и городские округа Корсаковский (Сахалинская область), Петропавловск-Камчатский (Камчатский край) и Певек (Чукотский автономный округ). И теперь само название «Свободный порт Владивосток» смотрится несколько странно, а поэтому напрашивается его обновление. Например, новое название могло бы звучать как «Свободный порт Дальнего Востока».

На фоне зарубежных аналогов

Рассматривая Свободный порт Владивосток, существует большой соблазн проведения исторических параллелей, ведь город уже обладал статусом порто-франко в период с 1861 по 1909 год. И результаты были очень позитивными. Например, с 1883 по 1899 год грузооборот Владивостока увеличился с 48 тыс. до 333 тыс. тонн.

Однако более актуальным является сопоставление СПВ с подобными режимами, существующими в настоящее время в других странах. Именно подобные территории являются наиболее очевидными конкурентами дальневосточных портов за грузы и инвестиции.

Действительно, в большинстве крупных морских портов мира в той или иной степени используются льготные режимы порто-франко. При этом состав и масштаб их налоговых преференций очень близок к условиям работы резидентов СПВ. То есть глобальная конкуренция фактически вывела крупнейшие порты на минимально возможную налоговую нагрузку, дальнейшее снижение которой было бы слишком болезненно для бюджетов, сведя к нулю эффекты от привлечения инвестиций. Поэтому разница ставок по различным налогам во франко-портах разных стран измеряется несколькими процентами, причем акцент на те или иные виды налогов в большей степени зависит от особенностей фискальной системы соответствующего государства.

Например, для резидентов египетской The North West Suez Economic Zone ставка налога на прибыль составляет 10% (против 20-30% для нерезидентов), а в китайской свободной экономической зоне Шэньчжэнь – 15% (по сравнению с обычными 33%).

Процедуры ускоренного оформления грузов, круглосуточной работы пунктов пропуска и т.п. также являются довольно сходными для различных франко-портов. Однако тут СВП еще должен выстроить четкую рабочую систему, которая пока находится на этапе становления.

Существенной особенностью Свободного порта Владивосток является его огромная площадь, особенно в Приморском крае. Например, The North West Suez Economic Zone, включающая 4 подзоны и 6 портов, занимает всего 421 км2, что меньше площади одного лишь Владивостокского городского округа (560 км2), не говоря уже о 15 других муниципалитетах Приморья, входящих в СПВ.

Кроме того, СПВ допускает очень широкий спектр видов деятельности резидентов. В число запрещенных видов входят всего 3 пункта (добыча нефти и газа, административная деятельность и производство подакцизных товаров, помимо автомобилей, моторных масел и топлива), а в числе допустимых, но нельготируемых видов – лишь 2 пункта (финансовая и страховая деятельность, оптовая и розничная торговля).

Многие зарубежные порты со статусом порто-франко имеют более жесткую привязку к логистике и сопутствующей деятельности. В результате организованный еще в 2000 году Рижский свободный порт, например, предоставляет льготы всего лишь 22 предприятиям.

Столь масштабная территория и широкий спектр возможных видов деятельности, с одной стороны, сильно расширяют возможности Свободного порта Владивосток, но с другой стороны, заметно усложняют его администрирование.

СПВ и ТОР

Большинство иностранных франко-портов характеризуются наличием в своем составе или в непосредственной близости крупной индустриальной площадки (промышленного парка и т.п.). На такой площадке обычно размещается значительное количество предприятий, генерирующих дополнительный грузопоток для порта (как за счет материалов и комплектующих, так и благодаря вывозу готовой продукции). Да и самим производственным предприятиям часто оказывается важна не только система льгот потро-франко, но и близость к логистическому узлу.

СПВ не предполагает целевого выделения подобных крупных земельных участков. Кроме того, этот режим не предусматривает выделения бюджетных средств на создание инфраструктуры, что бывает очень важно при выборе места размещения для многих промышленных проектов.

Однако аналогичные задачи решаются в рамках другого инструмента развития Дальнего Востока – территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). Действительно, основная функциональная задача ТОР – это формирование инфраструктурно обеспеченных площадок для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Российское законодательство запрещает размещение на одной и той же территории ТОР и СПВ, но ничего не мешает соответствующим участкам находиться в непосредственной близости, формируя интегрированный комплекс. Причем существенным позитивным фактором является то, что в обоих случаях управляющей компанией является КРДВ. Это позволит достигать необходимого уровня координации. А инвестор получит возможность выбирать тот механизм государственной поддержки и ту площадку, которые больше подходят для его бизнеса.

Уже сейчас СПВ в Приморье непосредственно граничит с тремя ТОР («Надеждинская», «Большой Камень», «Михайловский»), а в Камчатском крае – с несколькими участками ТОР «Камчатка». Кроме того, на Сахалине ТОР «Южная» находится на расстоянии всего нескольких километров от границы Корсаковского городского округа, входящего в СПВ. В перспективе можно создать ТОР в Советско-Гаванском районе Хабаровского края (вместо упраздненной ОЭЗ), обеспечив ее взаимодействие с СПВ, функционирующим в соседнем Ванинском районе.

Перспективы расширения льгот и зоны действия

Значимым фактором для развития СПВ станет ожидаемое принятие нормативных документов по обеспечению упрощенного визового режима. В таком случае иностранные граждане смогут находиться на территории России в течение 8 дней, подав в электронном виде довольно простую заявку. Это существенно облегчит управление предприятиями с иностранными инвестициями, а также будет способствовать развитию туризма. Особенно актуален данный вопрос для Камчатки и Приморья.

Представляется целесообразным в перспективе рассмотреть предоставление хотя бы части льгот СПВ не только под новые инвестиционные проекты, но и для действующих логистических операторов в рамках их текущей деятельности. Это позволит российским дальневосточным портам стать более конкурентоспособными на мировом уровне. Ведь многие крупные стивидорные компании физически не могут обеспечить кратного увеличения масштабов своего бизнеса, поэтому никак не попадают под льготы СПВ. Без такого решения велик риск, что отдельные компании будут пытаться вписаться в льготный режим путем искусственной перерегистрации и перераспределения активов, что снизит прозрачность использования инструментария Свободного порта.

Кроме того, потенциальной проблемой СПВ могут быть существенные выпадающие доходы региональных и муниципальных бюджетов, так как многие налоговые льготы относятся именно к этим уровням бюджетной системы. При этом максимальные выгоды от прихода новых инвесторов получит федеральный бюджет. А особенно чувствительный негативный эффект возможен на муниципальном уровне.

Конечно, в регионах, имеющих сильный бюджет, эта проблема решится довольно просто. Но не все дальневосточные субъекты Российской Федерации обладают такими финансовыми возможностями. Поэтому желательно рассмотреть механизм компенсации части выпадающих доходов регионов и муниципалитетов за счет федерального бюджета. Конечно, такая компенсация не должна быть автоматической, ее параметры следует привязать к показателям эффективности работы по привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест.

Какие перспективы могут быть у механизма СПВ в смысле его территориального расширения?

На Дальнем Востоке большинство ключевых портов уже получили статус Свободного порта. Тут могут быть только более локальные расширения, например, за счет включения территорий Елизовского района Камчатского края, Холмского района Сахалинской области, Советско-Гаванского района Хабаровского края и Анадыря Чукотского автономного округа.

Но механизм СПВ может быть актуален и для других российских регионов. Прежде всего это касается Арктики. Также целесообразно рассмотреть его применение в отношении Астраханской области. А вот российские порты Черного и Балтийского морей могут продолжить успешное функционирование и развитие и без применения такого льготного механизма.

В целом можно отметить своевременность появления механизма СПВ и его потенциально важную роль при решении задачи эффективной интеграции России в мировые логистические системы.

Морские порты №10 (2016)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

«Нас словно прокляли»: Флот и армию США преследуют беды

 «Нас словно прокляли»: Флот и армию США преследуют беды 21 августа американский ракетный эсминец ВМС США «Джон Маккейн» столкнулся с танкером Alnic MC в рай...

В затопленных отсеках эсминца США «Джон Маккейн» нашли тела моряков

В затопленных отсеках эсминца США «Джон Маккейн» нашли тела моряков Водолазы при осмотре затопленных отсеков американского эсминца «Джон Маккейн» нашли останки нескольк...

Российская экономика

«Транснефть» получила от Сбербанка предложение о заключении мирового соглашения

«Транснефть» получила от Сбербанка предложение о заключении мирового соглашения «Транснефть» получила от Сбербанка предложение о заключении мирового соглашения по судебному разбира...

В Рыбинске завершают строительство «Кометы» – Миронов

В Рыбинске завершают строительство «Кометы» – Миронов В Рыбинске на судостроительном заводе завершают строительство «Кометы» нового поколения. Об этом соо...

Транспортная политика

Министр транспорта РФ провел встречу со Специальным представителем Президента Монголии

Министр транспорта РФ провел встречу со Специальным представителем Президента Монголии 22 августа состоялась встреча Министра транспорта РФ Максима Соколова со Специальным представителем ...

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов Литовский премьер-министр предупреждает Беларусь о стратегической опасности и экономической невыгодн...

Морские порты

Fujairah Terminals в ОАЭ принял первое судно

Fujairah Terminals в ОАЭ принял первое судно Контейнерный терминал Fujairah Terminals в ОАЭ (оператор Abu Dhabi Ports) принял первое судн...

Валенсия в I полугодии стала крупнейшим контейнерным портом Испании

Валенсия в I полугодии стала крупнейшим контейнерным портом Испании Порт Валенсия стал крупнейшим контейнерным портом Испании по итогам первого полугодия, благодаря рек...




Морской транспорт

Глобальный контейнерооборот может вырасти до шестилетнего максимума

Глобальный контейнерооборот может вырасти до шестилетнего максимума Контейнерооборот 250 морских портов мира за первое полугодие вырос примерно на 6,7% по сравнению...

Уникальный газовоз «Совкомфлота» преодолел Северный морской путь за рекордные 6,5 суток

Уникальный газовоз «Совкомфлота» преодолел Северный морской путь за рекордные 6,5 суток 17 августа 2017 года танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» успешно завершил свой первый коммерческий р...

Речной транспорт

В Ярославле презентовали скоростную моторную яхту на подводных крыльях

В Ярославле презентовали скоростную моторную яхту на подводных крыльях Вместе с мэрами Союза городов Золотого кольца глава Ярославской области Дмитрий Миронов совершил про...

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла В Ростове-на-Дону 18 августа 2017 года заместитель руководителя Федерального агентства морского и ре...

Ж/Д транспорт

Транспортная система РФ может принять 7-8 млн тонн нефтепродуктов из Белоруссии

Транспортная система РФ может принять 7-8 млн тонн нефтепродуктов из Белоруссии Транспортная система РФ может принять 7-8 млн тонн нефтепродуктов из Белоруссии до конца года в случ...

Рост погрузки на сети РЖД в августе может превысить 0,3% - замглавы ЦФТО

Рост погрузки на сети РЖД в августе может превысить 0,3% - замглавы ЦФТО Рост погрузки на сети ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в августе может превысить запла...

Авто транспорт

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией Министерство транспорта готовит предложения о дублере опасного участка на границе с Финляндией в рай...

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов Электрический транспорт в ближайшие 20 лет станет основным видом, но не сможет полностью заменить бе...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...