Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Морские порты
Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функционировать 12 октября 2015 года на основе федерального закона «О свободном порте Владивосток». Основными целями СПВ являются создание конкурентоспособных производств на основе промышленно-логистических кластеров на Дальнем Востоке, увеличение масштабов международной торговли, а также развитие восточных морских ворот России для интеграции в экономическое пространство АТР.

Моисей Фурщик, управляющий партнер компании «Финансовый и организационный консалтинг» (ФОК)

Статус и текущая ситуация

Статус Свободного порта подразумевает для резидентов существенное снижение страховых взносов (до 7,6%), освобождение на 5 лет от налогов на прибыль, на имущество и землю, ускоренную процедуру возмещения НДС (в течение 10 дней), возможность получения режима свободной таможенной зоны и ряд облегченных административных процедур. Отдельно стоит отметить упрощенный визовый режим при посещении Свободного порта и выдачу разрешений на привлечение иностранных работников без учета квот (на основе решения Наблюдательного совета).

Свободный порт Владивосток создан на 70 лет, а его управляющей компанией определено АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ).

По состоянию на декабрь 2016 года резидентами СПВ стали уже более 100 компаний, планы которых подразумевают создание около 21 тыс. рабочих мест и свыше 150 млрд рублей инвестиций. Это весьма серьезные показатели для столь короткого времени существования режима СПВ.

Свидетельством востребованности данного формата, изначально определенного лишь для Приморского края, является активное стремление других регионов получить для своих территорий статус Свободного порта. В результате, помимо 16 муниципалитетов Приморья, к настоящему моменту СПВ включил в себя также Ванинский район Хабаровского края и городские округа Корсаковский (Сахалинская область), Петропавловск-Камчатский (Камчатский край) и Певек (Чукотский автономный округ). И теперь само название «Свободный порт Владивосток» смотрится несколько странно, а поэтому напрашивается его обновление. Например, новое название могло бы звучать как «Свободный порт Дальнего Востока».

На фоне зарубежных аналогов

Рассматривая Свободный порт Владивосток, существует большой соблазн проведения исторических параллелей, ведь город уже обладал статусом порто-франко в период с 1861 по 1909 год. И результаты были очень позитивными. Например, с 1883 по 1899 год грузооборот Владивостока увеличился с 48 тыс. до 333 тыс. тонн.

Однако более актуальным является сопоставление СПВ с подобными режимами, существующими в настоящее время в других странах. Именно подобные территории являются наиболее очевидными конкурентами дальневосточных портов за грузы и инвестиции.

Действительно, в большинстве крупных морских портов мира в той или иной степени используются льготные режимы порто-франко. При этом состав и масштаб их налоговых преференций очень близок к условиям работы резидентов СПВ. То есть глобальная конкуренция фактически вывела крупнейшие порты на минимально возможную налоговую нагрузку, дальнейшее снижение которой было бы слишком болезненно для бюджетов, сведя к нулю эффекты от привлечения инвестиций. Поэтому разница ставок по различным налогам во франко-портах разных стран измеряется несколькими процентами, причем акцент на те или иные виды налогов в большей степени зависит от особенностей фискальной системы соответствующего государства.

Например, для резидентов египетской The North West Suez Economic Zone ставка налога на прибыль составляет 10% (против 20-30% для нерезидентов), а в китайской свободной экономической зоне Шэньчжэнь – 15% (по сравнению с обычными 33%).

Процедуры ускоренного оформления грузов, круглосуточной работы пунктов пропуска и т.п. также являются довольно сходными для различных франко-портов. Однако тут СВП еще должен выстроить четкую рабочую систему, которая пока находится на этапе становления.

Существенной особенностью Свободного порта Владивосток является его огромная площадь, особенно в Приморском крае. Например, The North West Suez Economic Zone, включающая 4 подзоны и 6 портов, занимает всего 421 км2, что меньше площади одного лишь Владивостокского городского округа (560 км2), не говоря уже о 15 других муниципалитетах Приморья, входящих в СПВ.

Кроме того, СПВ допускает очень широкий спектр видов деятельности резидентов. В число запрещенных видов входят всего 3 пункта (добыча нефти и газа, административная деятельность и производство подакцизных товаров, помимо автомобилей, моторных масел и топлива), а в числе допустимых, но нельготируемых видов – лишь 2 пункта (финансовая и страховая деятельность, оптовая и розничная торговля).

Многие зарубежные порты со статусом порто-франко имеют более жесткую привязку к логистике и сопутствующей деятельности. В результате организованный еще в 2000 году Рижский свободный порт, например, предоставляет льготы всего лишь 22 предприятиям.

Столь масштабная территория и широкий спектр возможных видов деятельности, с одной стороны, сильно расширяют возможности Свободного порта Владивосток, но с другой стороны, заметно усложняют его администрирование.

СПВ и ТОР

Большинство иностранных франко-портов характеризуются наличием в своем составе или в непосредственной близости крупной индустриальной площадки (промышленного парка и т.п.). На такой площадке обычно размещается значительное количество предприятий, генерирующих дополнительный грузопоток для порта (как за счет материалов и комплектующих, так и благодаря вывозу готовой продукции). Да и самим производственным предприятиям часто оказывается важна не только система льгот потро-франко, но и близость к логистическому узлу.

СПВ не предполагает целевого выделения подобных крупных земельных участков. Кроме того, этот режим не предусматривает выделения бюджетных средств на создание инфраструктуры, что бывает очень важно при выборе места размещения для многих промышленных проектов.

Однако аналогичные задачи решаются в рамках другого инструмента развития Дальнего Востока – территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). Действительно, основная функциональная задача ТОР – это формирование инфраструктурно обеспеченных площадок для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Российское законодательство запрещает размещение на одной и той же территории ТОР и СПВ, но ничего не мешает соответствующим участкам находиться в непосредственной близости, формируя интегрированный комплекс. Причем существенным позитивным фактором является то, что в обоих случаях управляющей компанией является КРДВ. Это позволит достигать необходимого уровня координации. А инвестор получит возможность выбирать тот механизм государственной поддержки и ту площадку, которые больше подходят для его бизнеса.

Уже сейчас СПВ в Приморье непосредственно граничит с тремя ТОР («Надеждинская», «Большой Камень», «Михайловский»), а в Камчатском крае – с несколькими участками ТОР «Камчатка». Кроме того, на Сахалине ТОР «Южная» находится на расстоянии всего нескольких километров от границы Корсаковского городского округа, входящего в СПВ. В перспективе можно создать ТОР в Советско-Гаванском районе Хабаровского края (вместо упраздненной ОЭЗ), обеспечив ее взаимодействие с СПВ, функционирующим в соседнем Ванинском районе.

Перспективы расширения льгот и зоны действия

Значимым фактором для развития СПВ станет ожидаемое принятие нормативных документов по обеспечению упрощенного визового режима. В таком случае иностранные граждане смогут находиться на территории России в течение 8 дней, подав в электронном виде довольно простую заявку. Это существенно облегчит управление предприятиями с иностранными инвестициями, а также будет способствовать развитию туризма. Особенно актуален данный вопрос для Камчатки и Приморья.

Представляется целесообразным в перспективе рассмотреть предоставление хотя бы части льгот СПВ не только под новые инвестиционные проекты, но и для действующих логистических операторов в рамках их текущей деятельности. Это позволит российским дальневосточным портам стать более конкурентоспособными на мировом уровне. Ведь многие крупные стивидорные компании физически не могут обеспечить кратного увеличения масштабов своего бизнеса, поэтому никак не попадают под льготы СПВ. Без такого решения велик риск, что отдельные компании будут пытаться вписаться в льготный режим путем искусственной перерегистрации и перераспределения активов, что снизит прозрачность использования инструментария Свободного порта.

Кроме того, потенциальной проблемой СПВ могут быть существенные выпадающие доходы региональных и муниципальных бюджетов, так как многие налоговые льготы относятся именно к этим уровням бюджетной системы. При этом максимальные выгоды от прихода новых инвесторов получит федеральный бюджет. А особенно чувствительный негативный эффект возможен на муниципальном уровне.

Конечно, в регионах, имеющих сильный бюджет, эта проблема решится довольно просто. Но не все дальневосточные субъекты Российской Федерации обладают такими финансовыми возможностями. Поэтому желательно рассмотреть механизм компенсации части выпадающих доходов регионов и муниципалитетов за счет федерального бюджета. Конечно, такая компенсация не должна быть автоматической, ее параметры следует привязать к показателям эффективности работы по привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест.

Какие перспективы могут быть у механизма СПВ в смысле его территориального расширения?

На Дальнем Востоке большинство ключевых портов уже получили статус Свободного порта. Тут могут быть только более локальные расширения, например, за счет включения территорий Елизовского района Камчатского края, Холмского района Сахалинской области, Советско-Гаванского района Хабаровского края и Анадыря Чукотского автономного округа.

Но механизм СПВ может быть актуален и для других российских регионов. Прежде всего это касается Арктики. Также целесообразно рассмотреть его применение в отношении Астраханской области. А вот российские порты Черного и Балтийского морей могут продолжить успешное функционирование и развитие и без применения такого льготного механизма.

В целом можно отметить своевременность появления механизма СПВ и его потенциально важную роль при решении задачи эффективной интеграции России в мировые логистические системы.

Морские порты №10 (2016)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

МГУ им адм Невельского вносит практический вклад в становление каналов сотрудничества на Корейском полуострове

МГУ им адм Невельского вносит практический вклад в становление каналов сотрудничества на Корейском полуострове В Морском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского 7 декабря состоялась рабочая ...

Закон о наделении Росатома полномочиями развития Севморпути принят Госдумой

Закон о наделении Росатома полномочиями развития Севморпути принят Госдумой Госдума приняла в третьем чтении закон, определяющий полномочия госкорпорации   «Росатом» ...

Российская экономика

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго Рыбный союз заявляет, что импортозамещения в этой сфере так и не произошло.

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн Грузооборот морских портов России за январь-ноябрь 2018 года составил 746,81 млн. тонн, увеличившись...

В китайском порту Циндао строят второй терминал для супертанкеров

В китайском порту Циндао строят второй терминал для супертанкеров Он будет включать в себя один причал для супертанкеров-нефтеперевозчиков дедвейтом до 300 тыс. тонн,...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71%

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71% АО «РЖД Логистика», крупнейший на территории СНГ и стран Балтии мультимодальный логистический операт...

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...