Развитие акватории морского порта как основа увеличения грузооборота

Морские порты
Развитие акватории морского порта как основа увеличения грузооборота

Поставленные перед транспортно-логистическим комплексом Дальнего Востока и Приморского края задачи не могут быть решены без всестороннего и эффективного развития морских портов и их транспортной инфраструктуры. Прежде всего речь идет о повышении конкурентоспособности и увеличении пропускной способности портов. Достичь этого можно за счет стимулирования модернизации как портовой инфраструктуры, так и погрузо-разгрузочных операций.

Владимир Жарков, Исполняющий обязанности капитана морского порта Находка, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

В последние годы в Приморье сложилась довольно серьезная зависимость географии прохождения грузопотоков и, соответственно, загрузки транспортных узлов. Факторов, определяющих данную динамику, много: тут и конъюнктура рынков АТР, и политическая обстановка в мире, и стратегические решения относительно самого края, в том числе создание свободного порта Владивосток.

На фоне новых возможностей и технических решений, включающих строительство современных терминальных комплексов, складских сооружений, реконструкцию автомобильной трассы Владивосток – Находка – порт Восточный и проходящих параллельно железнодорожных веток, особую актуальность приобретает морской узел Приморского края на базе морских портов Восточный, Находка и Зарубино. Основными и перспективными грузами здесь становятся контейнеры, уголь, зерно, продукция нефтехимического и лесопромышленного (преимущественно деревопереработки) комплексов.

Это конкурентное преимущество может сделать любые морские проекты перспективными. Уже сейчас к транспортно-логистическому комплексу края проявляют интерес Япония и Республика Корея. Целый ряд стран АТР также готовы использовать потенциал Приморья.

По прогнозам Минвостокразвития, при выполнении ряда конкретных и рациональных условий можно добиться переключения на российские порты до 45 млн тонн грузов, из которых 22 млн тонн – это контейнерные грузы, 23 млн тонн – продукция сельского хозяйства: зерно, кукуруза и соя. И важно не только предлагать выгодные условия транспортировки грузов, повышать транспортно-логистический сервис, но и всецело обеспечивать безопасность мореплавания, сохранение человеческой жизни на море и осуществлять контроль за экологической безопасностью.

Одним из перспективных направлений в данной области становится организация мест в границах морского порта по перевалке грузов на рейде. До апреля 2009 года погрузка грузов с судна на судно в границах акваторий морских портов России не имела нормативно-правовой базы и носила зачастую хаотичный характер. Но с выходом приказа Минтранса России от 29.04.2009 г. №68 «Об утверждении Правил оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно» Министерство транспорта, а как следствие, и Росморречфлот создали условия для упорядочения организации перегрузки грузов с судна на судно на рейде.

В настоящее время для производства грузовых операций с судна на судно в границах акваторий морских портов выделяются специальные якорные места с внесением информации об этих стоянках в Обязательные постановления по морскому порту, и у капитана морского порта появился правовой инструмент по регулированию безопасности организации такой перегрузки. Одним из условий ее организации является не только позиционирование одного из судов, участвующих в данном процессе, но и внесение таких мест в Обязательные постановления в морском порту, что дает возможность на раннем этапе при рассмотрении возможности организации таких мест проведения комплексной оценки рисков, влияющих на безопасность мореплавания. Организация работы мест перегрузки грузов с судна на судно в границах акваторий морских портов уже не будет лимитировать судовладельца и оператора груза глубиной у причала и его длиной.

Очевидность данного факта хорошо видна на примере морского порта Находка. Порт сегодня обеспечивает все виды погрузо-разгрузочных работ экспортно-импортных направлений, имеет круглогодичную навигацию, работает круглосуточно, открыт для захода иностранных судов. Объем перевалки грузов в порту постоянно увеличивается: с 18,4 млн тонн в 2013 году до 21,3 млн тонн в 2015-м. Однако при сложившейся структуре грузооборота и технологических схемах переработки грузов производственные мощности порта уже задействованы на 74%. Ввиду стесненности бухты Находка прием крупнотоннажных судов длиной до 400 метров и осадкой до 17 метров у причальных сооружений не представляется возможным.

Какой есть выход? ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» в целях обеспечения требований безопасной обработки крупнотоннажных судов (швартовка, стоянка, погрузо-разгрузочные операции), сохранения темпов и поступательного характера развития показателей грузооборота считает возможным организовать дополнительные якорные стоянки на акватории залива Находка для организации мест перегрузки груза с судна на судно.

Технология работы мест по организации перегрузки в Приморье достаточно длительное время отрабатывалась в морском порту Посьет – терминал в Славянке. В ходе проведенных тестовых погрузок были отработаны вопросы взаимодействия между всеми контролирующими и надзорными органами. В настоящее время такие места согласно Обязательным постановлениям есть также в морских портах Восточный и Находка, где свои инвестиционные проекты по обустройству аналогичных мест реализуют такие компании, как ОАО «Терминал Астафьева», ООО «Мэсос», ЗАО «Востокбункер».

Что это даст? Для примера возьмем проект ОАО «Терминал Астафьева». Сейчас из-за малой осадки терминал не догружает суда у причала. С момента определения места по организации перегрузки грузов с судна на судно проблема загрузки балкеров с углем исчезнет, что, с одной стороны, позволит увеличить грузооборот порта Находка, с другой – заинтересовать судоходные компании новыми возможностями. Они, в свою очередь, могут «притянуть» сюда транзитные грузы, следующие из Китая или, наоборот, в северо-восточные провинции этой страны.

Подобные параллели можно провести и с Республикой Кореей и любыми другими странами АТР. При этом определение таких мест как части масштабного технологичного процесса дает широкие возможности для наших морских портов не только для расширения грузовых операций, но и более детального контроля. Есть служба управления движением судов, которая знает, что вот это судно, чтобы заниматься грузовыми работами, должно прийти в определенное Обязательными постановлениями по морскому порту место в зависимости от производства планируемых работ.

Организация таких мест имеет важное значение, так как тоннаж новых и строящихся судов растет во всем мире, а портовая инфраструктура, позволяющая обрабатывать суда с большой осадкой у причальной стенки, требует больших затрат.

Не менее важен вопрос формирования и развития грузовой базы перевозок. Это, по нашему мнению, основа развития не только всех видов транспорта, которые есть в регионе, но и собственно территории и проживающего здесь населения. 13 компаний уже готовы в морских портах Приморского края к организации места перегрузки груза с судна на судно. И ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» вместе с Минтрансом России и Росморречфлотом готовы идти навстречу предприятиям, заинтересованным в развитии морских перевозок в Приморском крае.

Морские порты №8 (2016)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

МГУ им адм Невельского вносит практический вклад в становление каналов сотрудничества на Корейском полуострове

МГУ им адм Невельского вносит практический вклад в становление каналов сотрудничества на Корейском полуострове В Морском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского 7 декабря состоялась рабочая ...

Закон о наделении Росатома полномочиями развития Севморпути принят Госдумой

Закон о наделении Росатома полномочиями развития Севморпути принят Госдумой Госдума приняла в третьем чтении закон, определяющий полномочия госкорпорации   «Росатом» ...

Российская экономика

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго Рыбный союз заявляет, что импортозамещения в этой сфере так и не произошло.

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн Грузооборот морских портов России за январь-ноябрь 2018 года составил 746,81 млн. тонн, увеличившись...

В китайском порту Циндао строят второй терминал для супертанкеров

В китайском порту Циндао строят второй терминал для супертанкеров Он будет включать в себя один причал для супертанкеров-нефтеперевозчиков дедвейтом до 300 тыс. тонн,...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71%

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71% АО «РЖД Логистика», крупнейший на территории СНГ и стран Балтии мультимодальный логистический операт...

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...