Каспийский резерв

Транспортная политика
Каспийский резерв

Растущая потребность государств евразийского континента в межконтинентальных транспортных перевозках, конкуренция на рынке международных транспортных услуг заставляют эти государства рассматривать наиболее экономически выгодные варианты транспортных сообщений между Европой и Азией. Образование в последние десятилетия новых независимых государств в Средней Азии, активное развитие рынков в бассейне Персидского залива и на побережье Индийского океана обусловили стремление многих стран развивать проекты транспортных магистралей между Европой и Азией еще и с целью привлечения на свои территории транзитных грузопотоков.

Для России в этом смысле мощным резервом транспортной системы является потенциал транспортного маршрута ТRАСЕCА (Transport Corridor Europe – Caucasus – Asia) и части коридора «Север – Юг» с использованием иранских портов Амирабад на Каспийском море и Бендер-Аббас в Персидском заливе и Иранских железных дорог.

С.В. Дэльз, к.т.н., эксперт по функционированию транспортных систем и объектов транспортной инфраструктуры;

А.С. Синицына, к.т.н., доцент кафедры «Логистические транспортные системы и технологии» Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II (МИИТ).

ТРАСЕКА с российским кластером

Международный транспортный коридор «Европа – Кавказ – Азия» (ТРАСЕКА) представляет собой сложную мультимодальную транспортную систему, предназначенную для развития торгово-экономических отношений и транспортных связей между странами и регионами континента и созданную с целью возрождения одного из самых известных исторических маршрутов – Шелкового пути. Грузы, прежде всего из Китая, стремятся по нему в Европу через прикаспийские и закавказские страны. Основной грузопоток транскаспийского направления перерабатывают порты Актау (Казахстан), Туркменбаши (Туркмения), Баку (Азербайджан) и Поти (Грузия). В этом ракурсе перешеек между Каспийским и Черным морями имеет важное стратегическое и коммерческое значение.

Сейчас маршрут проходит через Азербайджан и Грузию. Рельефные особенности, прохождение границ и отсутствие единых правил тормозят развитие этого перспективного направления.

При соединении прямым транспортным сообщением и согласованном развитии российских портов Тамань и Махачкала можно получить транзитный коридор, который возьмет на себя основной грузооборот по транскаспийскому направлению. А если в развитие маршрута включатся внутренние регионы России, такие как Дагестан, Чечня, Ставрополье и Кубань, то может получиться мощнейший комплексный многоуровневый экономический кластер.

В этом кластере Чеченская Республика и Ставропольский край могут играть важнейшую регулирующую роль, консолидируя внутрироссийские и сортируя транзитные грузы в своих многопрофильных логистических центрах, которые могут располагаться в Гудермесе, Георгиевске, Кропоткине. При этом транзитный поток будет существенно дополняться российским экспортом зерна и других сельскохозяйственных грузов с центрами грузоформирования в Ставропольском, Краснодарском краях и Чеченской Республике.

Если к тому же появится единый логистический оператор, который будет обладать собственными мощностями с центром, например, в Гудермесе, управлять грузопотоками и гарантировать скорость и качество прохождения грузов, то вероятность перемещения основного объема транскаспийского грузопотока на территорию РФ многократно возрастает.

Таким образом, нужно отметить, что для России в ее нынешнем экономическом положении назрела необходимость срочного создания транскаспийского экономического кластера. Все участники этого кластера смогут существенно пополнить региональные бюджеты, а увеличение количества рабочих мест благотворно скажется на социальной сфере.

Пора развивать МТК «Север – Юг»

Большой потенциал имеется, но пока не реализован у еще одного транспортного маршрута из Центральной России в Иран через Каспийское море с задействованием российских портов Астрахань и Оля и иранского порта Амирабад. Этот маршрут является частью Международного транспортного коридора «Север – Юг», который должен соединить страны Восточной, Центральной Европы, Скандинавии через Россию и Иран с Индией, Пакистаном и странами Персидского залива. Cоглашение о создании МТК «Север – Юг» еще в 2000 году подписали Россия, Индия и Иран. Этот путь в три раза короче морского маршрута через Суэцкий канал.

Предполагается, что российский грузопоток двинется через иранские порты Амирабад и Бендер-Аббас с использованием внутренних водных путей России, включая Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы, и Иранских железных дорог (см. «Направления Иранских железных дорог»). Таким образом, центральные регионы России получат дополнительный выход в страны Ближнего Востока, Индии и Восточной Африки. При этом российские суда типа «река-море» смогут заходить напрямую в порт Амирабад. В этих условиях зерновые трейдеры могут осуществлять прямые отгрузки через Иран прямо с небольших терминалов в речных портах Саратова, Волгограда, Самары и других городов. Даже терминалы Волго-Донского канала, например порт Калач, получат дополнительную возможность осуществления прямых экспортных отгрузок в страны Ближнего Востока, что значительно разгрузит Северо-Кавказскую железную дорогу и снизит пиковые нагрузки на порты Новороссийск и Туапсе.

Порт Амирабад, скорее всего, займет ключевую позицию в развитии транзитных и контейнерных перевозок в транспортном коридоре «Север – Юг». Основным преимуществом Амирабада является то, что он соединен с железнодорожной сетью Ирана, которая дает выход на порт Бендер-Аббас (расстояние между портами составляет 1780 км).

Порт Амирабад располагает 15 универсальными и специализированными причалами с глубинами до 6,5 метра, в том числе терминалом для приема судов типа «ро-ро» (в порту действуют паромные линии с портами Астрахань, Актау, Баку). Порт оснащен козловыми кранами грузоподъемностью 50 тонн, мобильными кранами грузоподъемностью от 50 до 64 тонн, контейнерными перегружателями и кранами-штабелерами грузоподъемностью до 40 тонн.

Амирабад – единственный порт на каспийском побережье Ирана, где имеется возможность перевалки зерновых грузов. Силосный парк емкостью 79 тыс. тонн предназначен для приема зерна с водного транспорта, хранения и последующей отправки вглубь страны. В 2016 году начато строительство дополнительного элеватора вместимостью 28,8 тыс. тонн. Кстати, в Амирабаде уже открыт казахстанский зерновой терминал. Российские зерновые грузы вполне могут проложить себе путь через этот порт, успешно конкурируя со знаменитым восточным железнодорожным маршрутом Казахстан — Туркменистан — Иран (с внедрением регулярных железнодорожных сообщений на направлении Серахс (Туркменистан) – Бендер-Аббас время в пути железнодорожных составов из стран СНГ сократилось на 18 часов и составило 54 часа).

Ключевой участок МТК «Север – Юг» – транзитный маршрут порт Амирабад — порт Бендер-Аббас. Именно он обеспечит кратчайший путь российских грузов к побережью Персидского залива.

Порт Бендер-Аббас — самый современный торговый порт Ирана в Персидском заливе. Через него проходят 22 регулярные международные судоходные линии, которые связывают его с 90 портами мира. Порт перерабатывает генеральные, навалочные, наливные грузы, а также 90% контейнеров, поступающих в Иран. На сегодня Бендер-Аббас – это единственный порт в стране, который может обслуживать морские контейнеровозы вместимостью от 8 тыс. TEU и выше.

Порт включает в себя два портовых комплекса – «Шахид Бахонар» и «Шахид Раджаи». Комплекс «Шахид Бахонар» специализируется на перевалке сыпучих грузов и имеет для этих целей 6 причалов, но также есть 2 причала для нефтеналивных грузов и причал для переработки руды. Общая площадь складских помещений – 280 тыс. кв. метров. Имеется бункерная система для погрузки-выгрузки зерна, транспортеры для генеральных грузов. Комплекс оснащен примерно двумя десятками портовых кранов грузоподъемностью до 60 тонн и способен обрабатывать одновременно шесть судов длиной до 170 метров.

Комплекс «Шахид Раджаи» является крупнейшим контейнерным портом Ирана. Кроме того, он также предназначен для обработки генеральных, навалочных и наливных грузов. Для перевалки контейнеров приспособлены 8 причалов общей протяженностью 2000 метров и осадкой от 12 до 17 метров. Общая площадь терминала – около 25 га, мощность – 3 млн TEU в год. На контейнерном терминале проложены железнодорожные пути общей протяженностью 504 км, они связывают терминал с железнодорожной сетью страны. Контейнерный терминал оснащен 18 козловыми кранами (г/п 45-65 т), 3 береговыми кранами (г/п 140 т), 21 краном-штабелером (г/п 40 т), 39 контейнерными кранами (г/п 40 т), 3 контейнерными перегружателями на пневмоколесном ходу (RTG) и 2 контейнерными погрузчиками – ричстакерами. Контейнерные перегружатели обеспечивают разгрузку 37 контейнеров в час (каждый). В результате разгрузка одного среднего контейнеровоза занимает 10-12 часов. В порту Бендер-Аббас имеется 8 буксиров мощностью от 1200 до 4400 л.с. За пределами акватории порта могут находиться одновременно более 50 судов.

Подводя итог, нужно сказать, что транзитные возможности всех иранских портов в Персидском заливе используются всего на 30-50%. Их реальный грузооборот на сегодня составляет около 25 млн тонн грузов в год, при этом расчетная пропускная способность – более 40 млн тонн в год.

В заключение стоит отметить, что МТК «Север – Юг» и ТРАСЕКА, являясь альтернативой морскому маршруту через Суэцкий канал, претендуют прежде всего на контейнерный грузопоток при его активизации (см. «Планы крупнейших морских перевозчиков»). Эти МТК способны обеспечить максимально эффективные сообщения между расширяющимися евро-атлантическим и азиатско-тихоокеанским рынками, рынками государств Центральной и Южной Азии, Средней Азии и Закавказья, а государства названных регионов могут получить благодаря этому мощный импульс для своего внутреннего развития.

В ближайшей перспективе прогнозируемый объем перевозок на Каспии может увеличиться до 80 млн тонн. К 2018 году суммарная мощность портов в Каспийском бассейне составит порядка 188 млн тонн грузов в год. Прогнозируемый к 2018 году грузопоток позволит задействовать около 84% созданных портовых мощностей и создаст необходимый резерв для дальнейшего развития грузоперевозок на Каспии.

Направления Иранских железных дорог

Железные дороги Ирана имеют следующие направления и протяженность. Общая протяженность рельсовых путей в стране составляет 5600 км.

В их число входят Трансиранская железная дорога (1392 км) – от Бендер-Торкемена на побережье Каспийского моря до Бендер-Хомейни на побережье Персидского залива; Южная железная дорога (937 км) – от Тегерана до Хорремшехра; Северная железная дорога (499 км) – от Тегерана до Горгана; железная дорога Тегеран – Керман (1106 км); железная дорога Тегеран – Тебриз (743 км), соединенная с транспортной сетью Азербайджана, а через нее с Закавказьем и Турцией; железная дорога Гермсар – Мешхед (связывает Тегеран с Мешхедом; в 1996 г. она была продлена до Серахса на границе с Туркменистаном. Эта линия сооружена в соответствии с планом превращения страны в транзитный коридор, через который центральноазиатские государства получат выход в Индийский океан); железная дорога Кум – Захедан (после завершения строительства станет частью межконтинентальной магистрали, соединяющей Европу и Турцию с Индией, соответственно, железная дорога Захедан – Кветта (685 км) свяжет Иран с Пакистаном.

Планы крупнейших морских перевозчиков

Крупнейшие морские контейнерные перевозчики компании Maersk и CMA CGM в 2016 году начали обслуживание портов Ирана. Компания Mediterranean Shipping Company SA (МSC) планирует включить порт Бендер-Аббас в свои маршруты из Китая через Сингапур и Шри-Ланку, затем в Иран, ОАЭ, Индию и назад в Китай.

Вслед за ними иранская государственная компания Islamic Republic of Iran Shipping Lines (IRISL) к 2020 году планирует увеличить вместимость своего флота контейнерных судов на 579 тыс. TEU. Кроме того, компания ведет переговоры о возрождении сотрудничества в области морских перевозок с Индией.

Морские порты №8 (2016)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Отряд кораблей Балтфлота в дальнем походе прошел Ла-Манш

Отряд кораблей Балтфлота в дальнем походе прошел Ла-Манш Корветы «Бойкий» и «Сообразительный» прошли Ла-Манш, сообщил «Интерфаксу» представитель Балтийского ...

Яхту «Мия» сняли с мели в акватории порта Санкт-Петербург

Яхту «Мия» сняли с мели в акватории порта Санкт-Петербург Яхта "Мия села на мель в районе буя №18 Петровского фарватера порта Санкт-Петербург. Для оказан...

Российская экономика

Судостроительный комплекс «Звезда» в 2018-2022 гг. может получить 5,9 млрд рублей субсидий

Судостроительный комплекс «Звезда» в 2018-2022 гг. может получить 5,9 млрд рублей субсидий Правительство в 2018-2022 гг. может выделить субсидии в размере 5,9 млрд рублей судостроительному ко...

Мобильные логистические решения вместо строительства развернутой логистической инфраструктуры все чаще используются в России - эксперт

Мобильные логистические решения вместо строительства развернутой логистической инфраструктуры все чаще используются в России - эксперт При строительстве крупных проектов в России все чаще используют мобильные логистические решения вмес...

Транспортная политика

Российские правила плавания по Севморпути были взяты за основу при разработке стандартов ИМО – Морская коллегия

Российские правила плавания по Севморпути были взяты за основу при разработке стандартов ИМО – Морская коллегия Российские стандарты защиты морской среды в Артике были, фактически, взяты ИМО за основу при разрабо...

Премьер Грузии примет участие в открытии железной дороги Баку - Тбилиси - Карс

Премьер Грузии примет участие в открытии железной дороги Баку - Тбилиси - Карс Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили 30 октября совершит визит в Азербайджан, где примет учас...

Морские порты

Парк Туапсинского морского торгового порта пополнился краном-манипулятором

Парк Туапсинского морского торгового порта пополнился краном-манипулятором В АО «Туапсинский морской торговый порт» прибыл новый кран-манипулятор Mantsinen K200 (ЕS) в...

Контейнерооборот портов Дальнего Востока растет быстрее остальных

Контейнерооборот портов Дальнего Востока растет быстрее остальных По данным Ассоциации морских торговых портов, за январь – сентябрь 2017 года порты Дальнего Востока ...




Морской транспорт

Акционеры ДВМП одобрили гарантии по евробондам в рамках реструктуризации

Акционеры ДВМП одобрили гарантии по евробондам в рамках реструктуризации Акционеры ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП, головная компания группы Fesco) н...

Китай создает научно-исследовательский флот

Китай создает научно-исследовательский флот Китай проектирует либо строит в настоящее время около десятка научно-исследовательских судов. Об это...

Речной транспорт

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) спустит на воду танкер-химовоз проекта RTS27М для суд...

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года Проект нового речного вокзала в Санкт-Петербурге представят до конца года. Об этом сообщил представи...

Ж/Д транспорт

Чистая прибыль «ТрансКонтейнера» по РСБУ за 9 месяцев выросла вдвое, до 5 млрд руб.

Чистая прибыль «ТрансКонтейнера» по РСБУ за 9 месяцев выросла вдвое, до 5 млрд руб. Чистая прибыль ПАО «ТрансКонтейнер» по российским стандартам бухучета (РСБУ) в январе - сент...

ПГК в III квартале увеличила объем выгрузки в портах Азово-Черноморского региона на 24%

ПГК в III квартале увеличила объем выгрузки в портах Азово-Черноморского региона на 24% Ростовский филиал АО «Первая грузовая компания» (ПГК) в третьем квартале 2017 года выгрузил ...

Авто транспорт

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса Система взимания платы с большегрузов «Платон» поможет в борьбе с незаконными свалками посредством к...

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин Власти пока не приняли решение по индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год, сообщил в среду п...

Аналитика

Транспортная политика

Юбилейный отчет АСОП

Юбилейный отчет АСОП 23 марта 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная, 30-я конференция (общее собрание чле...

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы 31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственно...

Морские порты

ФАС против стивидоров: битва за рубли

ФАС против стивидоров: битва за рубли Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, польз...

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений Зимнюю навигацию и период ледокольных проводок 2016-2017 годов порт Де-Кастри отработал без происшес...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...