Каспийский резерв

Транспортная политика
Каспийский резерв

Растущая потребность государств евразийского континента в межконтинентальных транспортных перевозках, конкуренция на рынке международных транспортных услуг заставляют эти государства рассматривать наиболее экономически выгодные варианты транспортных сообщений между Европой и Азией. Образование в последние десятилетия новых независимых государств в Средней Азии, активное развитие рынков в бассейне Персидского залива и на побережье Индийского океана обусловили стремление многих стран развивать проекты транспортных магистралей между Европой и Азией еще и с целью привлечения на свои территории транзитных грузопотоков.

Для России в этом смысле мощным резервом транспортной системы является потенциал транспортного маршрута ТRАСЕCА (Transport Corridor Europe – Caucasus – Asia) и части коридора «Север – Юг» с использованием иранских портов Амирабад на Каспийском море и Бендер-Аббас в Персидском заливе и Иранских железных дорог.

С.В. Дэльз, к.т.н., эксперт по функционированию транспортных систем и объектов транспортной инфраструктуры;

А.С. Синицына, к.т.н., доцент кафедры «Логистические транспортные системы и технологии» Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II (МИИТ).

ТРАСЕКА с российским кластером

Международный транспортный коридор «Европа – Кавказ – Азия» (ТРАСЕКА) представляет собой сложную мультимодальную транспортную систему, предназначенную для развития торгово-экономических отношений и транспортных связей между странами и регионами континента и созданную с целью возрождения одного из самых известных исторических маршрутов – Шелкового пути. Грузы, прежде всего из Китая, стремятся по нему в Европу через прикаспийские и закавказские страны. Основной грузопоток транскаспийского направления перерабатывают порты Актау (Казахстан), Туркменбаши (Туркмения), Баку (Азербайджан) и Поти (Грузия). В этом ракурсе перешеек между Каспийским и Черным морями имеет важное стратегическое и коммерческое значение.

Сейчас маршрут проходит через Азербайджан и Грузию. Рельефные особенности, прохождение границ и отсутствие единых правил тормозят развитие этого перспективного направления.

При соединении прямым транспортным сообщением и согласованном развитии российских портов Тамань и Махачкала можно получить транзитный коридор, который возьмет на себя основной грузооборот по транскаспийскому направлению. А если в развитие маршрута включатся внутренние регионы России, такие как Дагестан, Чечня, Ставрополье и Кубань, то может получиться мощнейший комплексный многоуровневый экономический кластер.

В этом кластере Чеченская Республика и Ставропольский край могут играть важнейшую регулирующую роль, консолидируя внутрироссийские и сортируя транзитные грузы в своих многопрофильных логистических центрах, которые могут располагаться в Гудермесе, Георгиевске, Кропоткине. При этом транзитный поток будет существенно дополняться российским экспортом зерна и других сельскохозяйственных грузов с центрами грузоформирования в Ставропольском, Краснодарском краях и Чеченской Республике.

Если к тому же появится единый логистический оператор, который будет обладать собственными мощностями с центром, например, в Гудермесе, управлять грузопотоками и гарантировать скорость и качество прохождения грузов, то вероятность перемещения основного объема транскаспийского грузопотока на территорию РФ многократно возрастает.

Таким образом, нужно отметить, что для России в ее нынешнем экономическом положении назрела необходимость срочного создания транскаспийского экономического кластера. Все участники этого кластера смогут существенно пополнить региональные бюджеты, а увеличение количества рабочих мест благотворно скажется на социальной сфере.

Пора развивать МТК «Север – Юг»

Большой потенциал имеется, но пока не реализован у еще одного транспортного маршрута из Центральной России в Иран через Каспийское море с задействованием российских портов Астрахань и Оля и иранского порта Амирабад. Этот маршрут является частью Международного транспортного коридора «Север – Юг», который должен соединить страны Восточной, Центральной Европы, Скандинавии через Россию и Иран с Индией, Пакистаном и странами Персидского залива. Cоглашение о создании МТК «Север – Юг» еще в 2000 году подписали Россия, Индия и Иран. Этот путь в три раза короче морского маршрута через Суэцкий канал.

Предполагается, что российский грузопоток двинется через иранские порты Амирабад и Бендер-Аббас с использованием внутренних водных путей России, включая Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы, и Иранских железных дорог (см. «Направления Иранских железных дорог»). Таким образом, центральные регионы России получат дополнительный выход в страны Ближнего Востока, Индии и Восточной Африки. При этом российские суда типа «река-море» смогут заходить напрямую в порт Амирабад. В этих условиях зерновые трейдеры могут осуществлять прямые отгрузки через Иран прямо с небольших терминалов в речных портах Саратова, Волгограда, Самары и других городов. Даже терминалы Волго-Донского канала, например порт Калач, получат дополнительную возможность осуществления прямых экспортных отгрузок в страны Ближнего Востока, что значительно разгрузит Северо-Кавказскую железную дорогу и снизит пиковые нагрузки на порты Новороссийск и Туапсе.

Порт Амирабад, скорее всего, займет ключевую позицию в развитии транзитных и контейнерных перевозок в транспортном коридоре «Север – Юг». Основным преимуществом Амирабада является то, что он соединен с железнодорожной сетью Ирана, которая дает выход на порт Бендер-Аббас (расстояние между портами составляет 1780 км).

Порт Амирабад располагает 15 универсальными и специализированными причалами с глубинами до 6,5 метра, в том числе терминалом для приема судов типа «ро-ро» (в порту действуют паромные линии с портами Астрахань, Актау, Баку). Порт оснащен козловыми кранами грузоподъемностью 50 тонн, мобильными кранами грузоподъемностью от 50 до 64 тонн, контейнерными перегружателями и кранами-штабелерами грузоподъемностью до 40 тонн.

Амирабад – единственный порт на каспийском побережье Ирана, где имеется возможность перевалки зерновых грузов. Силосный парк емкостью 79 тыс. тонн предназначен для приема зерна с водного транспорта, хранения и последующей отправки вглубь страны. В 2016 году начато строительство дополнительного элеватора вместимостью 28,8 тыс. тонн. Кстати, в Амирабаде уже открыт казахстанский зерновой терминал. Российские зерновые грузы вполне могут проложить себе путь через этот порт, успешно конкурируя со знаменитым восточным железнодорожным маршрутом Казахстан — Туркменистан — Иран (с внедрением регулярных железнодорожных сообщений на направлении Серахс (Туркменистан) – Бендер-Аббас время в пути железнодорожных составов из стран СНГ сократилось на 18 часов и составило 54 часа).

Ключевой участок МТК «Север – Юг» – транзитный маршрут порт Амирабад — порт Бендер-Аббас. Именно он обеспечит кратчайший путь российских грузов к побережью Персидского залива.

Порт Бендер-Аббас — самый современный торговый порт Ирана в Персидском заливе. Через него проходят 22 регулярные международные судоходные линии, которые связывают его с 90 портами мира. Порт перерабатывает генеральные, навалочные, наливные грузы, а также 90% контейнеров, поступающих в Иран. На сегодня Бендер-Аббас – это единственный порт в стране, который может обслуживать морские контейнеровозы вместимостью от 8 тыс. TEU и выше.

Порт включает в себя два портовых комплекса – «Шахид Бахонар» и «Шахид Раджаи». Комплекс «Шахид Бахонар» специализируется на перевалке сыпучих грузов и имеет для этих целей 6 причалов, но также есть 2 причала для нефтеналивных грузов и причал для переработки руды. Общая площадь складских помещений – 280 тыс. кв. метров. Имеется бункерная система для погрузки-выгрузки зерна, транспортеры для генеральных грузов. Комплекс оснащен примерно двумя десятками портовых кранов грузоподъемностью до 60 тонн и способен обрабатывать одновременно шесть судов длиной до 170 метров.

Комплекс «Шахид Раджаи» является крупнейшим контейнерным портом Ирана. Кроме того, он также предназначен для обработки генеральных, навалочных и наливных грузов. Для перевалки контейнеров приспособлены 8 причалов общей протяженностью 2000 метров и осадкой от 12 до 17 метров. Общая площадь терминала – около 25 га, мощность – 3 млн TEU в год. На контейнерном терминале проложены железнодорожные пути общей протяженностью 504 км, они связывают терминал с железнодорожной сетью страны. Контейнерный терминал оснащен 18 козловыми кранами (г/п 45-65 т), 3 береговыми кранами (г/п 140 т), 21 краном-штабелером (г/п 40 т), 39 контейнерными кранами (г/п 40 т), 3 контейнерными перегружателями на пневмоколесном ходу (RTG) и 2 контейнерными погрузчиками – ричстакерами. Контейнерные перегружатели обеспечивают разгрузку 37 контейнеров в час (каждый). В результате разгрузка одного среднего контейнеровоза занимает 10-12 часов. В порту Бендер-Аббас имеется 8 буксиров мощностью от 1200 до 4400 л.с. За пределами акватории порта могут находиться одновременно более 50 судов.

Подводя итог, нужно сказать, что транзитные возможности всех иранских портов в Персидском заливе используются всего на 30-50%. Их реальный грузооборот на сегодня составляет около 25 млн тонн грузов в год, при этом расчетная пропускная способность – более 40 млн тонн в год.

В заключение стоит отметить, что МТК «Север – Юг» и ТРАСЕКА, являясь альтернативой морскому маршруту через Суэцкий канал, претендуют прежде всего на контейнерный грузопоток при его активизации (см. «Планы крупнейших морских перевозчиков»). Эти МТК способны обеспечить максимально эффективные сообщения между расширяющимися евро-атлантическим и азиатско-тихоокеанским рынками, рынками государств Центральной и Южной Азии, Средней Азии и Закавказья, а государства названных регионов могут получить благодаря этому мощный импульс для своего внутреннего развития.

В ближайшей перспективе прогнозируемый объем перевозок на Каспии может увеличиться до 80 млн тонн. К 2018 году суммарная мощность портов в Каспийском бассейне составит порядка 188 млн тонн грузов в год. Прогнозируемый к 2018 году грузопоток позволит задействовать около 84% созданных портовых мощностей и создаст необходимый резерв для дальнейшего развития грузоперевозок на Каспии.

Направления Иранских железных дорог

Железные дороги Ирана имеют следующие направления и протяженность. Общая протяженность рельсовых путей в стране составляет 5600 км.

В их число входят Трансиранская железная дорога (1392 км) – от Бендер-Торкемена на побережье Каспийского моря до Бендер-Хомейни на побережье Персидского залива; Южная железная дорога (937 км) – от Тегерана до Хорремшехра; Северная железная дорога (499 км) – от Тегерана до Горгана; железная дорога Тегеран – Керман (1106 км); железная дорога Тегеран – Тебриз (743 км), соединенная с транспортной сетью Азербайджана, а через нее с Закавказьем и Турцией; железная дорога Гермсар – Мешхед (связывает Тегеран с Мешхедом; в 1996 г. она была продлена до Серахса на границе с Туркменистаном. Эта линия сооружена в соответствии с планом превращения страны в транзитный коридор, через который центральноазиатские государства получат выход в Индийский океан); железная дорога Кум – Захедан (после завершения строительства станет частью межконтинентальной магистрали, соединяющей Европу и Турцию с Индией, соответственно, железная дорога Захедан – Кветта (685 км) свяжет Иран с Пакистаном.

Планы крупнейших морских перевозчиков

Крупнейшие морские контейнерные перевозчики компании Maersk и CMA CGM в 2016 году начали обслуживание портов Ирана. Компания Mediterranean Shipping Company SA (МSC) планирует включить порт Бендер-Аббас в свои маршруты из Китая через Сингапур и Шри-Ланку, затем в Иран, ОАЭ, Индию и назад в Китай.

Вслед за ними иранская государственная компания Islamic Republic of Iran Shipping Lines (IRISL) к 2020 году планирует увеличить вместимость своего флота контейнерных судов на 579 тыс. TEU. Кроме того, компания ведет переговоры о возрождении сотрудничества в области морских перевозок с Индией.

Морские порты №8 (2016)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Много импортного оборудования ледокола «Виктор Черномырдин» пострадало при пожаре

Много импортного оборудования ледокола «Виктор   Черномырдин» пострадало при пожаре Значительная часть оборудования импортного производства, установленного на   строящемся ле...

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна Судоремонтный завод «Биби-Эйбат» ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (ASCO)...

Российская экономика

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу Росрыболовство предлагает создать в России рыбную биржу, через которую компании смогут реализовывать...

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) поделился первыми результатами внедрения инструментов...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания В пятницу, 14 декабря, в Минтрансе РФ состоялось заседание Совета директоров Ассоциации морских торг...

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...




Морской транспорт

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года Об этом сообщил ответственный сдатчик ПЭБ Балтийского завода Александр Ковалев в ходе заседания Обще...

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...