Каспийский резерв

Транспортная политика
Каспийский резерв

Растущая потребность государств евразийского континента в межконтинентальных транспортных перевозках, конкуренция на рынке международных транспортных услуг заставляют эти государства рассматривать наиболее экономически выгодные варианты транспортных сообщений между Европой и Азией. Образование в последние десятилетия новых независимых государств в Средней Азии, активное развитие рынков в бассейне Персидского залива и на побережье Индийского океана обусловили стремление многих стран развивать проекты транспортных магистралей между Европой и Азией еще и с целью привлечения на свои территории транзитных грузопотоков.

Для России в этом смысле мощным резервом транспортной системы является потенциал транспортного маршрута ТRАСЕCА (Transport Corridor Europe – Caucasus – Asia) и части коридора «Север – Юг» с использованием иранских портов Амирабад на Каспийском море и Бендер-Аббас в Персидском заливе и Иранских железных дорог.

С.В. Дэльз, к.т.н., эксперт по функционированию транспортных систем и объектов транспортной инфраструктуры;

А.С. Синицына, к.т.н., доцент кафедры «Логистические транспортные системы и технологии» Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II (МИИТ).

ТРАСЕКА с российским кластером

Международный транспортный коридор «Европа – Кавказ – Азия» (ТРАСЕКА) представляет собой сложную мультимодальную транспортную систему, предназначенную для развития торгово-экономических отношений и транспортных связей между странами и регионами континента и созданную с целью возрождения одного из самых известных исторических маршрутов – Шелкового пути. Грузы, прежде всего из Китая, стремятся по нему в Европу через прикаспийские и закавказские страны. Основной грузопоток транскаспийского направления перерабатывают порты Актау (Казахстан), Туркменбаши (Туркмения), Баку (Азербайджан) и Поти (Грузия). В этом ракурсе перешеек между Каспийским и Черным морями имеет важное стратегическое и коммерческое значение.

Сейчас маршрут проходит через Азербайджан и Грузию. Рельефные особенности, прохождение границ и отсутствие единых правил тормозят развитие этого перспективного направления.

При соединении прямым транспортным сообщением и согласованном развитии российских портов Тамань и Махачкала можно получить транзитный коридор, который возьмет на себя основной грузооборот по транскаспийскому направлению. А если в развитие маршрута включатся внутренние регионы России, такие как Дагестан, Чечня, Ставрополье и Кубань, то может получиться мощнейший комплексный многоуровневый экономический кластер.

В этом кластере Чеченская Республика и Ставропольский край могут играть важнейшую регулирующую роль, консолидируя внутрироссийские и сортируя транзитные грузы в своих многопрофильных логистических центрах, которые могут располагаться в Гудермесе, Георгиевске, Кропоткине. При этом транзитный поток будет существенно дополняться российским экспортом зерна и других сельскохозяйственных грузов с центрами грузоформирования в Ставропольском, Краснодарском краях и Чеченской Республике.

Если к тому же появится единый логистический оператор, который будет обладать собственными мощностями с центром, например, в Гудермесе, управлять грузопотоками и гарантировать скорость и качество прохождения грузов, то вероятность перемещения основного объема транскаспийского грузопотока на территорию РФ многократно возрастает.

Таким образом, нужно отметить, что для России в ее нынешнем экономическом положении назрела необходимость срочного создания транскаспийского экономического кластера. Все участники этого кластера смогут существенно пополнить региональные бюджеты, а увеличение количества рабочих мест благотворно скажется на социальной сфере.

Пора развивать МТК «Север – Юг»

Большой потенциал имеется, но пока не реализован у еще одного транспортного маршрута из Центральной России в Иран через Каспийское море с задействованием российских портов Астрахань и Оля и иранского порта Амирабад. Этот маршрут является частью Международного транспортного коридора «Север – Юг», который должен соединить страны Восточной, Центральной Европы, Скандинавии через Россию и Иран с Индией, Пакистаном и странами Персидского залива. Cоглашение о создании МТК «Север – Юг» еще в 2000 году подписали Россия, Индия и Иран. Этот путь в три раза короче морского маршрута через Суэцкий канал.

Предполагается, что российский грузопоток двинется через иранские порты Амирабад и Бендер-Аббас с использованием внутренних водных путей России, включая Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы, и Иранских железных дорог (см. «Направления Иранских железных дорог»). Таким образом, центральные регионы России получат дополнительный выход в страны Ближнего Востока, Индии и Восточной Африки. При этом российские суда типа «река-море» смогут заходить напрямую в порт Амирабад. В этих условиях зерновые трейдеры могут осуществлять прямые отгрузки через Иран прямо с небольших терминалов в речных портах Саратова, Волгограда, Самары и других городов. Даже терминалы Волго-Донского канала, например порт Калач, получат дополнительную возможность осуществления прямых экспортных отгрузок в страны Ближнего Востока, что значительно разгрузит Северо-Кавказскую железную дорогу и снизит пиковые нагрузки на порты Новороссийск и Туапсе.

Порт Амирабад, скорее всего, займет ключевую позицию в развитии транзитных и контейнерных перевозок в транспортном коридоре «Север – Юг». Основным преимуществом Амирабада является то, что он соединен с железнодорожной сетью Ирана, которая дает выход на порт Бендер-Аббас (расстояние между портами составляет 1780 км).

Порт Амирабад располагает 15 универсальными и специализированными причалами с глубинами до 6,5 метра, в том числе терминалом для приема судов типа «ро-ро» (в порту действуют паромные линии с портами Астрахань, Актау, Баку). Порт оснащен козловыми кранами грузоподъемностью 50 тонн, мобильными кранами грузоподъемностью от 50 до 64 тонн, контейнерными перегружателями и кранами-штабелерами грузоподъемностью до 40 тонн.

Амирабад – единственный порт на каспийском побережье Ирана, где имеется возможность перевалки зерновых грузов. Силосный парк емкостью 79 тыс. тонн предназначен для приема зерна с водного транспорта, хранения и последующей отправки вглубь страны. В 2016 году начато строительство дополнительного элеватора вместимостью 28,8 тыс. тонн. Кстати, в Амирабаде уже открыт казахстанский зерновой терминал. Российские зерновые грузы вполне могут проложить себе путь через этот порт, успешно конкурируя со знаменитым восточным железнодорожным маршрутом Казахстан — Туркменистан — Иран (с внедрением регулярных железнодорожных сообщений на направлении Серахс (Туркменистан) – Бендер-Аббас время в пути железнодорожных составов из стран СНГ сократилось на 18 часов и составило 54 часа).

Ключевой участок МТК «Север – Юг» – транзитный маршрут порт Амирабад — порт Бендер-Аббас. Именно он обеспечит кратчайший путь российских грузов к побережью Персидского залива.

Порт Бендер-Аббас — самый современный торговый порт Ирана в Персидском заливе. Через него проходят 22 регулярные международные судоходные линии, которые связывают его с 90 портами мира. Порт перерабатывает генеральные, навалочные, наливные грузы, а также 90% контейнеров, поступающих в Иран. На сегодня Бендер-Аббас – это единственный порт в стране, который может обслуживать морские контейнеровозы вместимостью от 8 тыс. TEU и выше.

Порт включает в себя два портовых комплекса – «Шахид Бахонар» и «Шахид Раджаи». Комплекс «Шахид Бахонар» специализируется на перевалке сыпучих грузов и имеет для этих целей 6 причалов, но также есть 2 причала для нефтеналивных грузов и причал для переработки руды. Общая площадь складских помещений – 280 тыс. кв. метров. Имеется бункерная система для погрузки-выгрузки зерна, транспортеры для генеральных грузов. Комплекс оснащен примерно двумя десятками портовых кранов грузоподъемностью до 60 тонн и способен обрабатывать одновременно шесть судов длиной до 170 метров.

Комплекс «Шахид Раджаи» является крупнейшим контейнерным портом Ирана. Кроме того, он также предназначен для обработки генеральных, навалочных и наливных грузов. Для перевалки контейнеров приспособлены 8 причалов общей протяженностью 2000 метров и осадкой от 12 до 17 метров. Общая площадь терминала – около 25 га, мощность – 3 млн TEU в год. На контейнерном терминале проложены железнодорожные пути общей протяженностью 504 км, они связывают терминал с железнодорожной сетью страны. Контейнерный терминал оснащен 18 козловыми кранами (г/п 45-65 т), 3 береговыми кранами (г/п 140 т), 21 краном-штабелером (г/п 40 т), 39 контейнерными кранами (г/п 40 т), 3 контейнерными перегружателями на пневмоколесном ходу (RTG) и 2 контейнерными погрузчиками – ричстакерами. Контейнерные перегружатели обеспечивают разгрузку 37 контейнеров в час (каждый). В результате разгрузка одного среднего контейнеровоза занимает 10-12 часов. В порту Бендер-Аббас имеется 8 буксиров мощностью от 1200 до 4400 л.с. За пределами акватории порта могут находиться одновременно более 50 судов.

Подводя итог, нужно сказать, что транзитные возможности всех иранских портов в Персидском заливе используются всего на 30-50%. Их реальный грузооборот на сегодня составляет около 25 млн тонн грузов в год, при этом расчетная пропускная способность – более 40 млн тонн в год.

В заключение стоит отметить, что МТК «Север – Юг» и ТРАСЕКА, являясь альтернативой морскому маршруту через Суэцкий канал, претендуют прежде всего на контейнерный грузопоток при его активизации (см. «Планы крупнейших морских перевозчиков»). Эти МТК способны обеспечить максимально эффективные сообщения между расширяющимися евро-атлантическим и азиатско-тихоокеанским рынками, рынками государств Центральной и Южной Азии, Средней Азии и Закавказья, а государства названных регионов могут получить благодаря этому мощный импульс для своего внутреннего развития.

В ближайшей перспективе прогнозируемый объем перевозок на Каспии может увеличиться до 80 млн тонн. К 2018 году суммарная мощность портов в Каспийском бассейне составит порядка 188 млн тонн грузов в год. Прогнозируемый к 2018 году грузопоток позволит задействовать около 84% созданных портовых мощностей и создаст необходимый резерв для дальнейшего развития грузоперевозок на Каспии.

Направления Иранских железных дорог

Железные дороги Ирана имеют следующие направления и протяженность. Общая протяженность рельсовых путей в стране составляет 5600 км.

В их число входят Трансиранская железная дорога (1392 км) – от Бендер-Торкемена на побережье Каспийского моря до Бендер-Хомейни на побережье Персидского залива; Южная железная дорога (937 км) – от Тегерана до Хорремшехра; Северная железная дорога (499 км) – от Тегерана до Горгана; железная дорога Тегеран – Керман (1106 км); железная дорога Тегеран – Тебриз (743 км), соединенная с транспортной сетью Азербайджана, а через нее с Закавказьем и Турцией; железная дорога Гермсар – Мешхед (связывает Тегеран с Мешхедом; в 1996 г. она была продлена до Серахса на границе с Туркменистаном. Эта линия сооружена в соответствии с планом превращения страны в транзитный коридор, через который центральноазиатские государства получат выход в Индийский океан); железная дорога Кум – Захедан (после завершения строительства станет частью межконтинентальной магистрали, соединяющей Европу и Турцию с Индией, соответственно, железная дорога Захедан – Кветта (685 км) свяжет Иран с Пакистаном.

Планы крупнейших морских перевозчиков

Крупнейшие морские контейнерные перевозчики компании Maersk и CMA CGM в 2016 году начали обслуживание портов Ирана. Компания Mediterranean Shipping Company SA (МSC) планирует включить порт Бендер-Аббас в свои маршруты из Китая через Сингапур и Шри-Ланку, затем в Иран, ОАЭ, Индию и назад в Китай.

Вслед за ними иранская государственная компания Islamic Republic of Iran Shipping Lines (IRISL) к 2020 году планирует увеличить вместимость своего флота контейнерных судов на 579 тыс. TEU. Кроме того, компания ведет переговоры о возрождении сотрудничества в области морских перевозок с Индией.

Морские порты №8 (2016)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове Поисково-спасательное судно и морской буксир могут войти в состав сил новой военно-морской базы укра...

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...