Новое качество порта Мурманск – круизная гавань

Морские порты
Новое качество порта Мурманск – круизная гавань

Морской порт Мурманск расположен на Кольском полуострове на побережье Баренцева моря и является крупнейшим в мире портом за полярным кругом. В настоящее время порт входит в зону ответственности ФГБУ «АМП Западной Арктики».

В октябре 2016 года город-порт Мурманск отметил 100-летие со дня основания. К этому событию было приурочено открытие обновленного морского вокзала, реконструированного в рамках проекта «Арктическая гавань». В юбилейных мероприятиях в Мурманске приняли участие председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко, губернатор Мурманской области М.В. Ковтун, заместитель Министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота В.А. Олерский, генеральный директор ФГУП «Росморпорт» А.в.Тарасенко и руководитель ФГБУ «АМП Западной Арктики» С.К. Диденко.

Сергей Стрельников, исполняющий обязанности капитана морского порта Мурманск, ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Характеристики порта

Основой для развития Мурманского порта стало его уникальное географическое положение. Порт имеет свободный выход в открытый океан и располагается достаточно близко к международным морским трассам. Находясь за полярным кругом, порт не замерзает в зимний период. Он защищен от штормов и функционирует в течение всего года. Порт экономически независим от других стран в связи с отсутствием необходимости прохождения судов через их территориальные воды.

Мурманск является и самым глубоководным портом России. Глубины на подходах к нему и на его акватории позволяют принимать суда дедвейтом более 300 тыс. тонн. Порт включает в себя 4 морских терминала: Териберка (расположен в губе Териберка), Ура-Губа (расположен в губе Ура-Губа), Лиинахамари (расположен в губе Печенга), рейдовый терминал для перегрузки нефти (расположен северо-восточнее острова Колгуев).

Морской порт работает круглосуточно и имеет грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ. Мурманск включен в перечень морских портов РФ, в которые разрешены заходы судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками и радиационными источниками.

Контроль обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту осуществляет Служба капитана порта. Работа ее подразделений, включая инспекцию государственного портового контроля (ИГПК), организована по круглосуточному графику, проверки инспекторами осуществляются в соответствии с руководящими документами.

Возможности порта позволяют обрабатывать на его терминалах наливные, навалочные, генеральные, контейнерные, лесные грузы, а также тяжеловесные и другие виды грузов.

Грузооборот порта за 2015 год составил 22,1 млн тонн, за 9 месяцев текущего года – 23,1 млн тонн.

Основными операторами морских терминалов в порту являются ПАО «Мурманский морской торговый порт», ЗАО «Агросфера», ООО «Мурманский балкерный терминал», ООО «Первый мурманский терминал», ОАО «Мурманский морской рыбный порт» и другие.

Услуги по буксирному обеспечению на акватории порта осуществляют ЗАО «МАСКО», АО «ММРП», ООО «Белтрейд», ООО «Альянс», ООО «РПК Норд», а основную деятельность по бункеровке судов – ООО «Лукойл-Бункер», ООО «СКАДАР», ООО «Корд Бункер», ООО «АМК Бункер» и ООО «Газпромнефть Шиппиннг», эти компании обладают судами-бункеровщиками, способными осуществлять бункеровочные операции как в летнюю, так и в зимнюю навигацию.

Также в порту осуществляется снабжение судов продовольствием, пресной водой, прием с судов нефтесодержащих, сточных вод и всех категорий судовых отходов, проведение ремонтных работ и водолазного осмотра судна.

Навигация и судоходство

В морском порту Мурманск осуществляется круглогодичная навигация. Навигационная безопасность обеспечивается системой плавучих и стационарных знаков, а также системой радиолокационной проводки судов СУДС Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт». Проводку судов в порту осуществляют лоцманы Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт».

В акватории порта установлен разрешительный порядок движения судов. Движение и расстановка судов осуществляется на основании графика движения и расстановки судов. Радиосвязь между судами, судами и береговыми службами в морском порту осуществляется на 12-м, 16-м каналах связи ОВЧ. При швартовных операциях судов связь лоцмана с буксирами и оператором причала осуществляется на 6-м, 14-м и 71-м каналах связи ОВЧ. Скоростной режим в акватории порта установлен Обязательными постановлениями по порту, размещенными на сайте филиала.

На сегодняшний день возможности порта позволяют принимать суда длиной до 340 метров и осадкой до 17 метров.

Якорная стоянка в акватории морского порта расположена к северу от Окольного створа и к западу от Киеваракского створа. Якорные места, расположенные на якорной стоянке:

– якорное место №1 – между параллелями 68°56,90' северной широты и 68°58,20' северной широты к западу от линии створа «Дровяной», наименьшая глубина 7,3 метра, грунт – плотный ил, песок, камни;

– якорное место №2 – между параллелями 68°59,90' северной широты и 69°01,50' северной широты к западу от линии створа «Киеваракский», наименьшая глубина 10,2 метра, грунт – плотный ил, песок, камни.

Все портовые средства, осуществляющие прием судов загранплавания или плавающих под иностранным флагом, выполняют требования МК ОСПС, а также имеют действующие планы обеспечения транспортной безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона №16 «О транспортной безопасности».

Подарок к 100-летию

В октябре 2016 года город-герой Мурманск отметил столетие со дня образования. Город-порт всегда имел особое значение для страны: во время Великой Отечественной войны через него шли грузы из стран-участниц антигитлеровской коалиции, после войны отсюда отправлялись в далекие походы первые атомные ледоколы, многотонные уловы рыбаков долгие годы обеспечивали страну свежей рыбой. И сегодня Мурманск, относительно молодой северный город, является важным экономическим, промышленным и транспортным центром с большими перспективами.

В настоящее время перед портом, ставшим одним из основных звеньев в транспортной цепи грузовых перевозок, в том числе по Северному морскому пути, открылись перспективы развития еще и круизного туризма. К столетию города сдан в эксплуатацию реконструированный морской вокзал для приема круизных лайнеров. Пассажирский терминал и новый пирс длиной более 200 метров были построены в рамках проекта «Арктическая гавань» за счет средств федерального бюджета и ФГУП «Росморпорт».

В торжественной церемонии открытия объекта 4 октября 2016 года приняли участие председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко, губернатор Мурманской области М.В. Ковтун, заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта В.А. Олерский, генеральный директор ФГУП «Росморпорт» А.В. Тарасенко, руководитель ФГБУ «АМП Западной Арктики» С.К. Диденко, исполняющий обязанности капитана морского порта Мурманск С.А. Стрельников.

С открытием после реконструкции морского вокзала в порту появилась необходимая инфраструктура для качественного обслуживания круизных судов и пассажиров, прибывающих в Мурманск морским путем. Была проведена реконструкция пирса дальних линий, элементов берегоукрепления, самого здания морского вокзала, благоустроена прилегающая территория.

В текущем году к пирсу дальних линий уже причалили 5 круизных лайнеров, самый крупный из которых длиной 180 метров. Пассажирский терминал в Мурманском порту станет ключевым в развитии туристического потенциала Российской Арктики.

Морские порты №8 (2016)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Много импортного оборудования ледокола «Виктор Черномырдин» пострадало при пожаре

Много импортного оборудования ледокола «Виктор   Черномырдин» пострадало при пожаре Значительная часть оборудования импортного производства, установленного на   строящемся ле...

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна Судоремонтный завод «Биби-Эйбат» ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (ASCO)...

Российская экономика

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу Росрыболовство предлагает создать в России рыбную биржу, через которую компании смогут реализовывать...

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) поделился первыми результатами внедрения инструментов...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания В пятницу, 14 декабря, в Минтрансе РФ состоялось заседание Совета директоров Ассоциации морских торг...

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...




Морской транспорт

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года Об этом сообщил ответственный сдатчик ПЭБ Балтийского завода Александр Ковалев в ходе заседания Обще...

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...