Новое качество порта Мурманск – круизная гавань - Морские вести России

Новое качество порта Мурманск – круизная гавань

08.06.2017

Морские порты

Морской порт Мурманск расположен на Кольском полуострове на побережье Баренцева моря и является крупнейшим в мире портом за полярным кругом. В настоящее время порт входит в зону ответственности ФГБУ «АМП Западной Арктики».

В октябре 2016 года город-порт Мурманск отметил 100-летие со дня основания. К этому событию было приурочено открытие обновленного морского вокзала, реконструированного в рамках проекта «Арктическая гавань». В юбилейных мероприятиях в Мурманске приняли участие председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко, губернатор Мурманской области М.В. Ковтун, заместитель Министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота В.А. Олерский, генеральный директор ФГУП «Росморпорт» А.в.Тарасенко и руководитель ФГБУ «АМП Западной Арктики» С.К. Диденко.

Сергей Стрельников, исполняющий обязанности капитана морского порта Мурманск, ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Характеристики порта

Основой для развития Мурманского порта стало его уникальное географическое положение. Порт имеет свободный выход в открытый океан и располагается достаточно близко к международным морским трассам. Находясь за полярным кругом, порт не замерзает в зимний период. Он защищен от штормов и функционирует в течение всего года. Порт экономически независим от других стран в связи с отсутствием необходимости прохождения судов через их территориальные воды.

Мурманск является и самым глубоководным портом России. Глубины на подходах к нему и на его акватории позволяют принимать суда дедвейтом более 300 тыс. тонн. Порт включает в себя 4 морских терминала: Териберка (расположен в губе Териберка), Ура-Губа (расположен в губе Ура-Губа), Лиинахамари (расположен в губе Печенга), рейдовый терминал для перегрузки нефти (расположен северо-восточнее острова Колгуев).

Морской порт работает круглосуточно и имеет грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ. Мурманск включен в перечень морских портов РФ, в которые разрешены заходы судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками и радиационными источниками.

Контроль обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту осуществляет Служба капитана порта. Работа ее подразделений, включая инспекцию государственного портового контроля (ИГПК), организована по круглосуточному графику, проверки инспекторами осуществляются в соответствии с руководящими документами.

Возможности порта позволяют обрабатывать на его терминалах наливные, навалочные, генеральные, контейнерные, лесные грузы, а также тяжеловесные и другие виды грузов.

Грузооборот порта за 2015 год составил 22,1 млн тонн, за 9 месяцев текущего года – 23,1 млн тонн.

Основными операторами морских терминалов в порту являются ПАО «Мурманский морской торговый порт», ЗАО «Агросфера», ООО «Мурманский балкерный терминал», ООО «Первый мурманский терминал», ОАО «Мурманский морской рыбный порт» и другие.

Услуги по буксирному обеспечению на акватории порта осуществляют ЗАО «МАСКО», АО «ММРП», ООО «Белтрейд», ООО «Альянс», ООО «РПК Норд», а основную деятельность по бункеровке судов – ООО «Лукойл-Бункер», ООО «СКАДАР», ООО «Корд Бункер», ООО «АМК Бункер» и ООО «Газпромнефть Шиппиннг», эти компании обладают судами-бункеровщиками, способными осуществлять бункеровочные операции как в летнюю, так и в зимнюю навигацию.

Также в порту осуществляется снабжение судов продовольствием, пресной водой, прием с судов нефтесодержащих, сточных вод и всех категорий судовых отходов, проведение ремонтных работ и водолазного осмотра судна.

Навигация и судоходство

В морском порту Мурманск осуществляется круглогодичная навигация. Навигационная безопасность обеспечивается системой плавучих и стационарных знаков, а также системой радиолокационной проводки судов СУДС Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт». Проводку судов в порту осуществляют лоцманы Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт».

В акватории порта установлен разрешительный порядок движения судов. Движение и расстановка судов осуществляется на основании графика движения и расстановки судов. Радиосвязь между судами, судами и береговыми службами в морском порту осуществляется на 12-м, 16-м каналах связи ОВЧ. При швартовных операциях судов связь лоцмана с буксирами и оператором причала осуществляется на 6-м, 14-м и 71-м каналах связи ОВЧ. Скоростной режим в акватории порта установлен Обязательными постановлениями по порту, размещенными на сайте филиала.

На сегодняшний день возможности порта позволяют принимать суда длиной до 340 метров и осадкой до 17 метров.

Якорная стоянка в акватории морского порта расположена к северу от Окольного створа и к западу от Киеваракского створа. Якорные места, расположенные на якорной стоянке:

– якорное место №1 – между параллелями 68°56,90' северной широты и 68°58,20' северной широты к западу от линии створа «Дровяной», наименьшая глубина 7,3 метра, грунт – плотный ил, песок, камни;

– якорное место №2 – между параллелями 68°59,90' северной широты и 69°01,50' северной широты к западу от линии створа «Киеваракский», наименьшая глубина 10,2 метра, грунт – плотный ил, песок, камни.

Все портовые средства, осуществляющие прием судов загранплавания или плавающих под иностранным флагом, выполняют требования МК ОСПС, а также имеют действующие планы обеспечения транспортной безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона №16 «О транспортной безопасности».

Подарок к 100-летию

В октябре 2016 года город-герой Мурманск отметил столетие со дня образования. Город-порт всегда имел особое значение для страны: во время Великой Отечественной войны через него шли грузы из стран-участниц антигитлеровской коалиции, после войны отсюда отправлялись в далекие походы первые атомные ледоколы, многотонные уловы рыбаков долгие годы обеспечивали страну свежей рыбой. И сегодня Мурманск, относительно молодой северный город, является важным экономическим, промышленным и транспортным центром с большими перспективами.

В настоящее время перед портом, ставшим одним из основных звеньев в транспортной цепи грузовых перевозок, в том числе по Северному морскому пути, открылись перспективы развития еще и круизного туризма. К столетию города сдан в эксплуатацию реконструированный морской вокзал для приема круизных лайнеров. Пассажирский терминал и новый пирс длиной более 200 метров были построены в рамках проекта «Арктическая гавань» за счет средств федерального бюджета и ФГУП «Росморпорт».

В торжественной церемонии открытия объекта 4 октября 2016 года приняли участие председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко, губернатор Мурманской области М.В. Ковтун, заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта В.А. Олерский, генеральный директор ФГУП «Росморпорт» А.В. Тарасенко, руководитель ФГБУ «АМП Западной Арктики» С.К. Диденко, исполняющий обязанности капитана морского порта Мурманск С.А. Стрельников.

С открытием после реконструкции морского вокзала в порту появилась необходимая инфраструктура для качественного обслуживания круизных судов и пассажиров, прибывающих в Мурманск морским путем. Была проведена реконструкция пирса дальних линий, элементов берегоукрепления, самого здания морского вокзала, благоустроена прилегающая территория.

В текущем году к пирсу дальних линий уже причалили 5 круизных лайнеров, самый крупный из которых длиной 180 метров. Пассажирский терминал в Мурманском порту станет ключевым в развитии туристического потенциала Российской Арктики.

Морские порты №8 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ