Новороссийск и Зарубино: риски и резервы

Морские порты
Новороссийск и Зарубино: риски и резервы

В непростой период падения мировой экономики, развития на Западе политического эгоцентризма и борьбы за рынки заставили российскую экономику и бизнес самостоятельно выбираться из затруднительного положения, усугубленного западными санкциями, политическим давлением и, как следствие, снижением внешнеторговых отношений и инвестиционного климата.

Понимая, что российская экономика рано или поздно преодолеет наступившие трудности, как это бывало не раз, отечественные инвесторы все чаще объявляют о намерении вложить свои средства в строительство инфраструктурных объектов в сфере транспорта. Поэтому сегодня активно продвигаются и предлагаются такие новые проекты, как специализированные терминалы в порту Зарубино, сухогрузный район в порту Тамань, различные региональные технопарки, бизнес-зоны и логистические центры. Однако нарастающие грузопотоки, ориентированные прежде всего на экспорт, как это тоже случалось в прошлые годы, вновь могут упереться в ограниченную функциональность транспортной инфраструктуры.

Сергей Дэльз, к.т.н., эксперт по функционированию транспортных систем и объектов транспортной инфраструктуры

При строительстве крупных объектов транспортно-логистической инфраструктуры (портовых терминалов, перегрузочных комплексов и логистических центров) инвесторы не всегда уделяют должное внимание расчетам достаточной для объекта совокупной пропускной способности подходных путей. В результате построенный объект с трудом достигает либо совсем не достигает проектного грузооборота и, как правило, работает с перебоями из-за нестабильности поступления грузов.

Причину недостаточной мощности терминала инвесторы тогда ищут в слабой работе оперативного менеджмента. Однако в большинстве случаев менеджмент объективно бессилен исправить допущенную изначально проектную ошибку и неправильно выбранную транспортную стратегию.

Поэтому в общем-то правильные и благие стремления владельцев портового бизнеса быстро модернизировать производственные объекты и нарастить их мощность оборачиваются транспортными коллапсами на прилегающей инфраструктуре и, в конце концов, приводят к финансовым потерям самих же инвесторов.

Анализ ошибок в работе НТУ

Типичным примером несогласованных действий между государством, транспортниками и инвесторами можно назвать состояние и работу Новороссийского транспортного узла (НТУ).

Рельефные особенности, тупиковая конфигурация железнодорожного узла Новороссийска, ограничения пропускной способности железной дороги, перегруженная внутригородская улично-дорожная сеть – все это приводит к тому, что город Новороссийск задыхается в пробках, прилегающая к морскому порту инфраструктура периодически переживает транспортный коллапс, железнодорожные и портовые операторы простаивают и несут убытки.

Эта ситуация была точно рассчитана и смоделирована еще в 2006 году в рамках обоснования инвестиций по проекту «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла». К сожалению, инвесторы, владельцы портовых терминалов, и местные власти не прислушались к результатам и выводам выполненного государственного контракта. Меры, предпринятые ОАО «РЖД» по «расшивке» своих узких мест, не смогли компенсировать все проблемы, в том числе растущих грузопотоков.

Сам же комплексный проект до конца так и не был реализован – сначала он затягивался государственными структурами, потом был приостановлен, а теперь вообще государство, похоже, переориентировалось на строительство порта Тамань и транспортного перехода через Керченский пролив.

В результате ежегодно на Северо-Кавказской железной дороге на подходе к Новороссийску сотни брошенных поездов и полный автодорожный паралич. Это характерная практика работы Новороссийского транспортного узла и прилегающей транспортной системы в периоды пиковых нагрузок.

Такая ситуация складывается не только по причине неразвитости НТУ и нехватки пропускной способности подходных путей к нему, но и потому, что планы инвесторов по развитию морских терминалов совершенно не учитывают комплексный грузопоток в сторону порта и технологию работы железнодорожной станции с разносортными грузами.

Так, например, зерновые грузы прибывают в адрес новороссийских терминалов в основном повагонными отправками, при этом доля маршрутных поездов не превышает 10%. При согласованной работе всех участников логистической цепи – грузоотправителей, операторов вагонов-зерновозов, портовых терминалов и РЖД – можно было бы совместно разработать ряд комплексных мер, которые значительно улучшили бы транспортную ситуацию на всем полигоне железных дорог южного направления. Грузоотправитель модернизировал бы внутритерминальные пути для формирования маршрутных отправок, оператор своевременно подавал бы вагоны и оформлял отправительский маршрут, а железная дорога за счет уменьшения количества сортировочных операций ускоренно проводила маршрут прямо до портового терминала. В свою очередь, портовики должны быть готовы к ускоренной обработке маршрутов, без задержек и простоев возвращая порожние вагоны на станцию.

При четком взаимодействии всех звеньев каждый участник получил бы вполне измеримую коммерческую выгоду, увеличилась бы оборачиваемость вагонов, а в нитках графика движения поездов появились бы резервы при общем увеличении объемов груза.

В соответствии с расчетами обоснования возможности увеличения грузопотоков зерновых терминалов ОАО «НКХП» и ОАО «НЗТ» в порту Новороссийск с учетом пропускной способности железнодорожного узла было выявлено, что при изменении структуры грузопотока через станцию Тоннельная на подъезде к Новороссийску при маршрутизации зерновых грузов и, соответственно, уменьшении внутриузловых сортировочных операций можно получить до 20% резервных ниток графика.

Кроме того, рациональное распределение грузов по районам порта в соответствии с балансом стивидорных, маневровых операций и технологии работы станции могло бы значительно ослабить напряженность внутри самого железнодорожного узла.

Но, видимо, участники транспортного процесса не способны выработать согласованную позицию. Поэтому на протяжении ряда лет каждый из них получает свою долю упущенной выгоды – грузы задерживаются, терминалы недозагружены, вагоны и фуры простаивают в многокилометровых пробках, снижается не только объем налогов и сборов в данном порту, но и конкурентоспособность и имидж самого порта.

Прогнозы для порта Зарубино

Другой пример, на который хотелось бы обратить внимание, – проект развития порта Зарубино в Приморском крае. В связи с падением в последнее время объема перевозок в регионе на железной дороге появились некоторые резервы пропускной способности. Однако недостаточно надежное техническое состояние подвижного состава и путевого хозяйства ограничивают интенсивность грузовых перевозок. Между тем в Зарубино намечается масштабное строительство: крупный инвестор – группа компаний «Сумма» – планирует построить здесь зерновой, контейнерный и бункеровочный терминалы.

По информации инвестора, зерновой терминал к 2030 году сможет переваливать до 20 млн тонн китайского зерна в год. Как пояснили в «Объединенной зерновой компании» (ОЗК), «сегодня существует большой потенциал увеличения потоков зерна из северо-восточных провинций Китая в южные, <…> это позволит увеличить объемы внутренней торговли между провинциями». Терминал, по идее, должен гармонично встроиться в эту логистическую цепочку.

Кроме названных терминалов проект включает еще развитие железнодорожной, автодорожной и энергетической инфраструктуры на участке Хуньчунь (Китай) – Зарубино. Объем инвестиций по предварительным расчетам может составить более 200 млрд рублей. Бизнес-план «Суммы», по сообщению газеты «КоммерсантЪ», предполагает госинвестиции на уровне 84,8 млрд рублей. Проект позволит связать порт с международным транспортным коридором «Приморье-2».

Группа «Сумма» также подписала меморандум с Китайскими железными дорогами, который предполагает возможность инвестирования КНР в железнодорожную инфраструктуру на подходах к порту.

Основными направлениями перевозок между северо-восточными и южными провинциями Китая и странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) через российский порт Зарубино по железным дорогам могут стать следующие маршруты: для зерновых грузов и контейнеров: 1) Муданцзян – Суйфэньхэ (Китай) – Рассыпная Падь – Гродеково – Уссурийск – Барановский – Сухановка – Зарубино; 2) Чанчунь – Хуньчунь (Китай) – Камышовая – Краскино – Гладкий – Зарубино; для угля: 1) Цзиси – Суйфэньхэ (Китай) – Рассыпная Пядь – Гродеково – Уссурийск – Барановский – Сухановка – Зарубино; 2) Цзиси – Мишань (Китай) – Турий Рог – Новокачалинск – Сибирцево – Уссурийск – Барановский – Сухановка – Зарубино; 3) Цзиси – Хуньчунь (Китай) – Камышовая – Краскино – Гладкий – Зарубино.

Рис. 1. Зарубино

Строительство новых грузовых терминалов в порту Зарубино повлечет за собой необходимость развития не только подъездных железнодорожных путей, но и припортовой станции и внутрипортовых путей. Помимо реконструкции участка линии Хуньчунь (Китай) – Махалино, Камышовая – порт Зарубино потребуется также развитие и станции Сухановка – основной железнодорожной станции транспортного коридора.

При дальнейшем развитии порта Зарубино необходимо будет строить отдельный припортовый железнодорожный парк, который позволит принимать поезда длиной 1050 метров и весовой нормой 6000 тонн.

Таким образом, учитывая возможность прохождения транзитных грузов на полигоне железной дороги, тяготеющей к порту Зарубино, необходимо провести следующие мероприятия по развитию приморской железнодорожной сети:

1) реконструкцию и усиление участков железной дороги Уссурийск – Барановский, Уссурийск – Гродеково, Новокачалинск – Сибирцево;

2) развитие и модернизацию станций Гродеково (Пограничный), Турий Рог, Новокачалинск, Сухановка, Махалино (Краскино);

3) строительство новых станций Уссурийск-Сортировочная (Лимичевка), Камышовая;

4) усиление железнодорожных подходов к порту на участке Сухановка – Зарубино;

5) усиление железнодорожных подходов и пограничных переходов Гродеково – госграница (Суйфэньхэ), Махалино – Камышовая – госграница (Хуньчунь);

6) окончание строительства композитной железнодорожной ветки Камышовая – Краскино – Гладкий – Зарубино;

7) расконсервацию и модернизацию ветки Турий Рог – Новокачалинск;

8) строительство припортовой железнодорожной станции Зарубино.

Сумма инвестиций в адаптацию тяготеющей к порту Зарубино транспортной инфраструктуры может оказаться неожиданно высокой, и без помощи Минтранса и ОАО «РЖД» у инвесторов проекта практически нет шансов вывести объекты на проектную мощность.

По заявлению заместителя министра транспорта Виктора Олерского в бюджете РФ пока не заложено средств на софинансирование строительства инфраструктуры к дальневосточному порту Зарубино. Все текущие мероприятия по проекту финансируются из внебюджетных источников, но для выхода порта на полную мощность нужно государственное финансирование в размере около $2 млрд (примерно 130 млрд рублей по текущему курсу). Как пояснил В. Олерский, «это не значит, что надо сразу делать там две колеи железной дороги, автомобильную дорогу второй категории – нужно еще подумать». Он также отметил, что порт уже начал работать, железная дорога (одноколейная) к порту есть, как и автомобильная дорога «невысокого порядка», которые рассчитаны на доставку к порту до 150-200 тыс. TEU.

Таким образом, если проанализировать всю имеющуюся информацию, то получается, что при недостатке государственного участия и финансирования развития подходной транспортной инфраструктуры полноценное функционирование порта Зарубино будет полностью зависеть от китайских партнеров и их грузопотоков. Кроме того, от китайской стороны будет зависеть и окупаемость проекта, и возвратность заемных средств, и вероятность наступления для российского инвестора ситуации margin call перед китайскими кредиторами.

Исходя из имеющегося опыта, Китай, как правило, стремится к контролю над объектами своего влияния и инвестирования путем мягкого, но настойчивого ограничения доли своих партнеров, а затем и управленческой функции. Поэтому нельзя исключать, что при полноценном вхождении китайцев в российский проект и при отсутствии должного внимания со стороны российского государства на Дальнем Востоке России может возникнуть «вынесенный» китайский порт с китайским управлением.

Кто-то скажет – почему бы и нет? Ведь был же арендованный Россией Порт-Артур в Китае! Почему бы теперь китайским друзьям не сделать в Зарубино порт Люйшунь1? Тем более что порт Зарубино в бухте Троицы действительно имеет чрезвычайно выгодное расположение для китайских провинций Цзилинь и Хэйлунцзян. Так вот, тут главное понять, для какой из сторон – китайской или российской – порт Зарубино является стратегическим и в чем заключается стратегический характер этого порта.

Наверное, инвесторам из группы «Сумма» в рамках реализации проекта следует усилить работу с российскими транспортными министерствами и ведомствами, основательно подумать над этапностью и очередностью ввода портовых мощностей, а также внимательно просчитать потенциал российской грузовой базы будущих терминалов, чтобы не попасть в зависимость от настроений и амбиций китайских партнеров. Необходимо более тщательно проработать транспортную стратегию порта, иначе созданный в результате колоссальных усилий и затрат мощный и современный порт будет недозагруженным или «не своим».

Подводя итоги, необходимо отметить, что согласованное взаимодействие всех участников логистической цепи, транспортного процесса, транспортной системы, в том числе государства, руководства субъектов и инвесторов, становится обязательным условием для сбалансированного экономического развития.

1. Первое и современное название Порт-Артура

Морские порты №7 (2016)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

МГУ им адм Невельского вносит практический вклад в становление каналов сотрудничества на Корейском полуострове

МГУ им адм Невельского вносит практический вклад в становление каналов сотрудничества на Корейском полуострове В Морском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского 7 декабря состоялась рабочая ...

Закон о наделении Росатома полномочиями развития Севморпути принят Госдумой

Закон о наделении Росатома полномочиями развития Севморпути принят Госдумой Госдума приняла в третьем чтении закон, определяющий полномочия госкорпорации   «Росатом» ...

Российская экономика

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго Рыбный союз заявляет, что импортозамещения в этой сфере так и не произошло.

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн Грузооборот морских портов России за январь-ноябрь 2018 года составил 746,81 млн. тонн, увеличившись...

В китайском порту Циндао строят второй терминал для супертанкеров

В китайском порту Циндао строят второй терминал для супертанкеров Он будет включать в себя один причал для супертанкеров-нефтеперевозчиков дедвейтом до 300 тыс. тонн,...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71%

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71% АО «РЖД Логистика», крупнейший на территории СНГ и стран Балтии мультимодальный логистический операт...

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...