Арктике нужно хозяйское отношение

Транспортная политика
Арктике нужно хозяйское отношение

Совместное заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации прошло в сентябре 2016 года в Санкт-Петербурге.

А. Сидоров, наш спецкор, Москва – Санкт-Петербург – Москва

В заседании, которое провел заместитель председателя Правительства РФ, председатель Морской коллегии при Правительстве РФ Дмитрий Рогозин, приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, губернаторы северных регионов, представители профильных министерств, а также регионов, напрямую связанных с развитием арктических и приморских территорий.

На заседании госкомиссии обсуждались вопросы реализации мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне России, и об организации системы поиска и спасения. Также обсуждался вопрос о развитии науки и технологий, подготовке квалифицированных кадров и привлечении трудовых ресурсов, повышении эффективности системы теплоснабжения в Арктической зоне России.

Кладовая ресурсов

Как сообщил председательствующий на заседании Дмитрий Рогозин, с 2017 года госкомиссия начнет работать в новом формате. «Предлагаю продумать новый формат работы госкомиссии – проведение Арктических слушаний, в ходе которых с губернаторами арктических субъектов предметно обсуждать и находить решения актуальных проблемных вопросов, возникающих на местах, – заявил вице-премьер. Он также отметил, что для защиты интересов государства в Арктике необходимо активнее развивать сотрудничество и межведомственное взаимодействие по всем направлениям морской деятельности.

Кроме того, Дмитрий Рогозин акцентировал, что сегодня у власти сложился правильный диалог с теми, кто исполняет масштабный государственный оборонный заказ в условиях, когда приходится расширять и перевооружать собственное производство. «И это в условиях санкций и в условиях, когда государство ужесточает контроль за расходованием средств, за эффективным вложением средств и эффективным исполнением заказа. Президентом страны поставлена задача, чтобы высокотехнологичные производства оборонно-промышленного комплекса переориентировать на производство гражданской продукции.

И деньги, которые мы сегодня вынуждены вывозить для насыщения нашего внутреннего рынка качественной продукцией, будут оставаться внутри страны. Тем самым будем создавать долгосрочную стабильность предприятий, которые сейчас сгруппировались в рамках военно-промышленного комплекса России», – отметил во вступительном слове вице-премьер.

Переходя к вопросам повестки дня, Дмитрий Рогозин напомнил, что Арктика – богатейшая кладовая российских ресурсов. «Ресурсы не только углеводородные, но и транспортные. Надо научиться пользоваться, научиться быть хозяином такой огромной территории. Арктика – это черта нашей истории, ее нужно беречь, нашу Арктику», – сказал он.

Поиск и спасение

«Тема организации поиска и спасения очень важная, – обратился к участникам заседания Дмитрий Рогозин. – Если мы собираемся приглашать для освоения Северного морского пути иностранные компании, то мы должны совершенно четко осознавать, что обеспечиваем им полную безопасность. Как личную, так информационную и любую другую. И, конечно, все, что связано с жизнью, охраной труда людей, работающих в этой зоне, – задача, которая должна быть решена полностью и с многократной гарантией.

Понятно, что Арктика сурова. Сложно назвать ее ласковой и гостеприимной, доступной средой обитания. Практически любая деятельность в Арктике сопряжена с повышенным риском природного и техногенного характера. И нужно учитывать возможность повышения рисков в связи с перспективой увеличения добычи нефти и газа, с развитием транспорта и иной инфраструктуры. В 2020 г. мы придем туда с новыми технологиями, новыми формами, новыми транспортными развязками, новой шельфовой и морской техникой. Безусловно, наивысший приоритет надо отдавать обеспечению безопасности жизни и здоровья человека в Арктике. Грамотно выстроенная и четко функционирующая система безопасности Арктической зоны является важным фактором повышения инвестиционной привлекательности и развития Северного морского пути», – сказал вице-премьер.

«В настоящее время МЧС ведет работу по созданию системы комплексной безопасности Арктической зоны, – продолжил он. – Она предусматривает создание 10 комплексных аварийно-спасательных центров в городах Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Анадыре, Певеке и в поселках Тикси и Провидения. Четыре из них уже открыты, это Архангельск, Нарьян-Мар, Тикси и Мурманск.

Однако, хотя численность группировки поиска и спасения в Арктической зоне МЧС достигает 18 тыс. человек, все эти силы остаются без надежной системы связи. Они должны быть интегрированы в единую систему, чтобы терпящее бедствие судно имело гарантированную возможность позвать на помощь. Для этого необходимо точно и своевременно взять координаты нуждающегося в спасении. Вот почему на следующем заседании президиума госкомиссии мы рассмотрим перспективы создания современной информационной эксплуатационной службы».

Наука и техника

«Остро требуется повышение рентабельности арктической деятельности, – продолжил председатель Морской коллегии. – Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются в рамках ФЦП. В период с 2014 по 2016 год в рамках программы профинансирован 31 проект по разработке материалов и технических средств для использования в Арктической зоне. Общее финансирование проектов составляет 1,3 млрд рублей бюджетных средств и 560 млн рублей из внебюджетных источников.

Но есть ли единый план, единый замысел? Нет ли дублирования процессов? По предоставленной информации нельзя оценить, какие научные разработки являются перспективными, а какие носят только общий характер. Мы собрались в том числе и для того, чтобы избежать тех ошибок, что всегда возникают на новом пути. Должна быть единая архитектура замысла, единое понимание цели и задач, объема финансирования. Потому что Арктика не терпит отсутствия качества, а то, что работает в Арктике, будет работать везде».

«На прошедшем заседании госкомиссии я обращал внимание на необходимость упорядочивания общих исследований, которые ориентированы на практические результаты, дальнейшую коммерциализацию. Внедрение – это единственный критерий оценки всех работ. А просто для публикации в научном журнале такая работа совершенно неинтересна. Деньги надо беречь и вкладывать их с умом», – подчеркнул Дмитрий Рогозин.

«Наконец, мы рассмотрим вопросы энергообеспечения Арктической зоны. Очевидно, что экономическое развитие и обеспечение безопасности невозможны без устойчивого и эффективного энергоснабжения. Сегодня на Чукотке основу Чаун-Билибинского энергоузла составляет Чаунская ТЭЦ и атомная электростанция Билибино, которая планируется к выводу из эксплуатации в период с 2015 по 2022 год. В этой связи первостепенной задачей развития является замещение выбывающих мощностей. Заменой станет плавучая атомная электростанция – ПАТЭС, строительство которой идет полным ходом. Уже получен энергоблок мощностью 70 МВт. Но если не выстроить береговую инфраструктуру для работы полученного энергоблока, то он станет бесполезным куском железа и не решит никаких задач. Прошу зафиксировать выполнение строительных работ на берегу. Окончание строительства береговых технических сооружений, транспортировка и ввод в эксплуатацию ПАТЭС запланированы на 2019 год. Сроки увязаны с выходом из эксплуатации Билибинской АЭС, и времени на раскачку нет. Поручаю Министерству энергетики вести регулярный план такой работы», – заключил вице-премьер.

Спасатели должны быть готовы

Начальник Северо-Западного регионального центра МЧС России Игорь Панин отметил, что в последние годы набирают популярность различные виды туризма в регионе, в том числе и экстремальные. К ним относятся лыжный и автомобильный туризм, восхождение на горы, парашютные прыжки, плавание по Северному морскому пути, сплав по рекам, посещение удаленных островов, полеты на воздушных шарах.

«За последние годы в Арктической зоне РФ побывали более 15 тыс. человек, в том числе иностранные туристы, – сказал он. – Это значит, что спасатели должны быть готовы к тому, чтобы создать комфортные условия для жизнедеятельности населения и обеспечить безопасность наших хозяйствующих субъектов. Любой человек должен быть уверен в уровне и качестве своей безопасности, независимо от того, где он проживает, в Москве или поселке Провидения. И обеспечить такой уровень комфортной и безопасной жизни мы можем только все вместе, объединив наши усилия».

«Численность группировки сил и средств МЧС в Арктической зоне РФ с учетом сил органов исполнительной власти субъектов и муниципальных образований достигает более 18 тыс. человек и 1745 единиц техники, – продолжил Игорь Панин. – Из них силы МЧС составляют более 7 тыс. человек и 800 единиц техники. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций органами исполнительной власти субъектов созданы резервы финансовых и материальных средств».

«Под эгидой МЧС развивается комплексная система безопасности защиты территорий и населения и критически важных объектов в Арктической зоне. Создание и развитие вышеуказанных систем ведется по ряду направлений. Подготовлены и включены предложения МСЧ России в проекты федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», государственные программы социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2025 г., ФЦП по развитию инфраструктуры Арктической зоны РФ на 2018-2027 гг.

Для обеспечения постоянной готовности и немедленного реагирования аварийно-спасательные центры МЧС должны быть высокомобильными. Мобильность зависит прежде всего от наличия транспортных средств, средств связи и готовности аварийно-спасательных формирований. Сегодня прорабатывается вопрос их оснащения навигационными средствами, вездеходами, аварийно-спасательным и пожарным оборудованием, а также плавсредствами для работы в суровых климатических условиях», – заключил начальник Северо-Западного регионального центра МЧС.

Кадры решают все

О реализации мероприятий, направленных на развитие науки и технологий для работы в условиях Арктики, включая морские научные исследования, а также подготовку квалифицированных кадров и привлечение трудовых ресурсов, рассказал Александр Повалко, заместитель министра образования и науки РФ.

«Для составления прогнозов и определения потребностей в профессиональных кадрах был сформирован список основных работодателей Арктической зоны РФ, – сообщил А. Повалко. – Это порядка 120 компаний. Также проведен опрос и определены потребности в специалистах. На сегодня у нас потребность в кадрах удовлетворяется примерно на 40%. И наиболее сложная ситуация в области рабочих специальностей. Для преодоления этого разрыва ведется профориентационная работа с целью привлечения молодежи в организации среднего профессионального образования. В этом году завершается отработка методики индивидуального образования, чтобы максимально вовлечь предприятия реального сектора в подготовку молодых специалистов. Эта работа предполагает практические занятия непосредственно на предприятии.

Высшее образование является зоной ответственности федерального центра, – продолжил представитель Минобразования. – Здесь мы отталкиваемся от реальных потребностей регионов и заказа компаний, передав формирование контрольных цифр приема в университеты на региональный уровень. В 2016 году было выделено 1746 мест на прием в учебные организации, непосредственно расположенные в Арктической зоне. Основным координатором подготовки кадров для Арктической зоны является Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Но важно отметить, что к работе обеспечения кадрами арктических предприятий привлечены и иные учебные заведения страны. Среди них – Дальневосточный федеральный университет, Томский государственный университет и Северо-Восточный федеральный университет».

У нас наблюдается явный и последовательный сдвиг в сторону инженерных кадров. К примеру, по направлению «техник» заявленная потребность выросла на 30%», – добавил Александр Повалко.

Также в ходе заседания в закрытом режиме обсудили создание системы теплоснабжения Арктики и другой инфраструктуры, проект развития морской медицины и вопросы реализации долгосрочных контрактов в рамках программы импортозамещения.

Морские вести России №15 (2016)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Отряд кораблей Балтфлота в дальнем походе прошел Ла-Манш

Отряд кораблей Балтфлота в дальнем походе прошел Ла-Манш Корветы «Бойкий» и «Сообразительный» прошли Ла-Манш, сообщил «Интерфаксу» представитель Балтийского ...

Яхту «Мия» сняли с мели в акватории порта Санкт-Петербург

Яхту «Мия» сняли с мели в акватории порта Санкт-Петербург Яхта "Мия села на мель в районе буя №18 Петровского фарватера порта Санкт-Петербург. Для оказан...

Российская экономика

Судостроительный комплекс «Звезда» в 2018-2022 гг. может получить 5,9 млрд рублей субсидий

Судостроительный комплекс «Звезда» в 2018-2022 гг. может получить 5,9 млрд рублей субсидий Правительство в 2018-2022 гг. может выделить субсидии в размере 5,9 млрд рублей судостроительному ко...

Мобильные логистические решения вместо строительства развернутой логистической инфраструктуры все чаще используются в России - эксперт

Мобильные логистические решения вместо строительства развернутой логистической инфраструктуры все чаще используются в России - эксперт При строительстве крупных проектов в России все чаще используют мобильные логистические решения вмес...

Транспортная политика

Российские правила плавания по Севморпути были взяты за основу при разработке стандартов ИМО – Морская коллегия

Российские правила плавания по Севморпути были взяты за основу при разработке стандартов ИМО – Морская коллегия Российские стандарты защиты морской среды в Артике были, фактически, взяты ИМО за основу при разрабо...

Премьер Грузии примет участие в открытии железной дороги Баку - Тбилиси - Карс

Премьер Грузии примет участие в открытии железной дороги Баку - Тбилиси - Карс Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили 30 октября совершит визит в Азербайджан, где примет учас...

Морские порты

Парк Туапсинского морского торгового порта пополнился краном-манипулятором

Парк Туапсинского морского торгового порта пополнился краном-манипулятором В АО «Туапсинский морской торговый порт» прибыл новый кран-манипулятор Mantsinen K200 (ЕS) в...

Контейнерооборот портов Дальнего Востока растет быстрее остальных

Контейнерооборот портов Дальнего Востока растет быстрее остальных По данным Ассоциации морских торговых портов, за январь – сентябрь 2017 года порты Дальнего Востока ...




Морской транспорт

Акционеры ДВМП одобрили гарантии по евробондам в рамках реструктуризации

Акционеры ДВМП одобрили гарантии по евробондам в рамках реструктуризации Акционеры ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП, головная компания группы Fesco) н...

Китай создает научно-исследовательский флот

Китай создает научно-исследовательский флот Китай проектирует либо строит в настоящее время около десятка научно-исследовательских судов. Об это...

Речной транспорт

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) спустит на воду танкер-химовоз проекта RTS27М для суд...

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года Проект нового речного вокзала в Санкт-Петербурге представят до конца года. Об этом сообщил представи...

Ж/Д транспорт

Чистая прибыль «ТрансКонтейнера» по РСБУ за 9 месяцев выросла вдвое, до 5 млрд руб.

Чистая прибыль «ТрансКонтейнера» по РСБУ за 9 месяцев выросла вдвое, до 5 млрд руб. Чистая прибыль ПАО «ТрансКонтейнер» по российским стандартам бухучета (РСБУ) в январе - сент...

ПГК в III квартале увеличила объем выгрузки в портах Азово-Черноморского региона на 24%

ПГК в III квартале увеличила объем выгрузки в портах Азово-Черноморского региона на 24% Ростовский филиал АО «Первая грузовая компания» (ПГК) в третьем квартале 2017 года выгрузил ...

Авто транспорт

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса Система взимания платы с большегрузов «Платон» поможет в борьбе с незаконными свалками посредством к...

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин Власти пока не приняли решение по индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год, сообщил в среду п...

Аналитика

Транспортная политика

Юбилейный отчет АСОП

Юбилейный отчет АСОП 23 марта 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная, 30-я конференция (общее собрание чле...

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы 31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственно...

Морские порты

ФАС против стивидоров: битва за рубли

ФАС против стивидоров: битва за рубли Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, польз...

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений Зимнюю навигацию и период ледокольных проводок 2016-2017 годов порт Де-Кастри отработал без происшес...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...