Арктике нужно хозяйское отношение

Транспортная политика
Арктике нужно хозяйское отношение

Совместное заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации прошло в сентябре 2016 года в Санкт-Петербурге.

А. Сидоров, наш спецкор, Москва – Санкт-Петербург – Москва

В заседании, которое провел заместитель председателя Правительства РФ, председатель Морской коллегии при Правительстве РФ Дмитрий Рогозин, приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, губернаторы северных регионов, представители профильных министерств, а также регионов, напрямую связанных с развитием арктических и приморских территорий.

На заседании госкомиссии обсуждались вопросы реализации мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне России, и об организации системы поиска и спасения. Также обсуждался вопрос о развитии науки и технологий, подготовке квалифицированных кадров и привлечении трудовых ресурсов, повышении эффективности системы теплоснабжения в Арктической зоне России.

Кладовая ресурсов

Как сообщил председательствующий на заседании Дмитрий Рогозин, с 2017 года госкомиссия начнет работать в новом формате. «Предлагаю продумать новый формат работы госкомиссии – проведение Арктических слушаний, в ходе которых с губернаторами арктических субъектов предметно обсуждать и находить решения актуальных проблемных вопросов, возникающих на местах, – заявил вице-премьер. Он также отметил, что для защиты интересов государства в Арктике необходимо активнее развивать сотрудничество и межведомственное взаимодействие по всем направлениям морской деятельности.

Кроме того, Дмитрий Рогозин акцентировал, что сегодня у власти сложился правильный диалог с теми, кто исполняет масштабный государственный оборонный заказ в условиях, когда приходится расширять и перевооружать собственное производство. «И это в условиях санкций и в условиях, когда государство ужесточает контроль за расходованием средств, за эффективным вложением средств и эффективным исполнением заказа. Президентом страны поставлена задача, чтобы высокотехнологичные производства оборонно-промышленного комплекса переориентировать на производство гражданской продукции.

И деньги, которые мы сегодня вынуждены вывозить для насыщения нашего внутреннего рынка качественной продукцией, будут оставаться внутри страны. Тем самым будем создавать долгосрочную стабильность предприятий, которые сейчас сгруппировались в рамках военно-промышленного комплекса России», – отметил во вступительном слове вице-премьер.

Переходя к вопросам повестки дня, Дмитрий Рогозин напомнил, что Арктика – богатейшая кладовая российских ресурсов. «Ресурсы не только углеводородные, но и транспортные. Надо научиться пользоваться, научиться быть хозяином такой огромной территории. Арктика – это черта нашей истории, ее нужно беречь, нашу Арктику», – сказал он.

Поиск и спасение

«Тема организации поиска и спасения очень важная, – обратился к участникам заседания Дмитрий Рогозин. – Если мы собираемся приглашать для освоения Северного морского пути иностранные компании, то мы должны совершенно четко осознавать, что обеспечиваем им полную безопасность. Как личную, так информационную и любую другую. И, конечно, все, что связано с жизнью, охраной труда людей, работающих в этой зоне, – задача, которая должна быть решена полностью и с многократной гарантией.

Понятно, что Арктика сурова. Сложно назвать ее ласковой и гостеприимной, доступной средой обитания. Практически любая деятельность в Арктике сопряжена с повышенным риском природного и техногенного характера. И нужно учитывать возможность повышения рисков в связи с перспективой увеличения добычи нефти и газа, с развитием транспорта и иной инфраструктуры. В 2020 г. мы придем туда с новыми технологиями, новыми формами, новыми транспортными развязками, новой шельфовой и морской техникой. Безусловно, наивысший приоритет надо отдавать обеспечению безопасности жизни и здоровья человека в Арктике. Грамотно выстроенная и четко функционирующая система безопасности Арктической зоны является важным фактором повышения инвестиционной привлекательности и развития Северного морского пути», – сказал вице-премьер.

«В настоящее время МЧС ведет работу по созданию системы комплексной безопасности Арктической зоны, – продолжил он. – Она предусматривает создание 10 комплексных аварийно-спасательных центров в городах Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Анадыре, Певеке и в поселках Тикси и Провидения. Четыре из них уже открыты, это Архангельск, Нарьян-Мар, Тикси и Мурманск.

Однако, хотя численность группировки поиска и спасения в Арктической зоне МЧС достигает 18 тыс. человек, все эти силы остаются без надежной системы связи. Они должны быть интегрированы в единую систему, чтобы терпящее бедствие судно имело гарантированную возможность позвать на помощь. Для этого необходимо точно и своевременно взять координаты нуждающегося в спасении. Вот почему на следующем заседании президиума госкомиссии мы рассмотрим перспективы создания современной информационной эксплуатационной службы».

Наука и техника

«Остро требуется повышение рентабельности арктической деятельности, – продолжил председатель Морской коллегии. – Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются в рамках ФЦП. В период с 2014 по 2016 год в рамках программы профинансирован 31 проект по разработке материалов и технических средств для использования в Арктической зоне. Общее финансирование проектов составляет 1,3 млрд рублей бюджетных средств и 560 млн рублей из внебюджетных источников.

Но есть ли единый план, единый замысел? Нет ли дублирования процессов? По предоставленной информации нельзя оценить, какие научные разработки являются перспективными, а какие носят только общий характер. Мы собрались в том числе и для того, чтобы избежать тех ошибок, что всегда возникают на новом пути. Должна быть единая архитектура замысла, единое понимание цели и задач, объема финансирования. Потому что Арктика не терпит отсутствия качества, а то, что работает в Арктике, будет работать везде».

«На прошедшем заседании госкомиссии я обращал внимание на необходимость упорядочивания общих исследований, которые ориентированы на практические результаты, дальнейшую коммерциализацию. Внедрение – это единственный критерий оценки всех работ. А просто для публикации в научном журнале такая работа совершенно неинтересна. Деньги надо беречь и вкладывать их с умом», – подчеркнул Дмитрий Рогозин.

«Наконец, мы рассмотрим вопросы энергообеспечения Арктической зоны. Очевидно, что экономическое развитие и обеспечение безопасности невозможны без устойчивого и эффективного энергоснабжения. Сегодня на Чукотке основу Чаун-Билибинского энергоузла составляет Чаунская ТЭЦ и атомная электростанция Билибино, которая планируется к выводу из эксплуатации в период с 2015 по 2022 год. В этой связи первостепенной задачей развития является замещение выбывающих мощностей. Заменой станет плавучая атомная электростанция – ПАТЭС, строительство которой идет полным ходом. Уже получен энергоблок мощностью 70 МВт. Но если не выстроить береговую инфраструктуру для работы полученного энергоблока, то он станет бесполезным куском железа и не решит никаких задач. Прошу зафиксировать выполнение строительных работ на берегу. Окончание строительства береговых технических сооружений, транспортировка и ввод в эксплуатацию ПАТЭС запланированы на 2019 год. Сроки увязаны с выходом из эксплуатации Билибинской АЭС, и времени на раскачку нет. Поручаю Министерству энергетики вести регулярный план такой работы», – заключил вице-премьер.

Спасатели должны быть готовы

Начальник Северо-Западного регионального центра МЧС России Игорь Панин отметил, что в последние годы набирают популярность различные виды туризма в регионе, в том числе и экстремальные. К ним относятся лыжный и автомобильный туризм, восхождение на горы, парашютные прыжки, плавание по Северному морскому пути, сплав по рекам, посещение удаленных островов, полеты на воздушных шарах.

«За последние годы в Арктической зоне РФ побывали более 15 тыс. человек, в том числе иностранные туристы, – сказал он. – Это значит, что спасатели должны быть готовы к тому, чтобы создать комфортные условия для жизнедеятельности населения и обеспечить безопасность наших хозяйствующих субъектов. Любой человек должен быть уверен в уровне и качестве своей безопасности, независимо от того, где он проживает, в Москве или поселке Провидения. И обеспечить такой уровень комфортной и безопасной жизни мы можем только все вместе, объединив наши усилия».

«Численность группировки сил и средств МЧС в Арктической зоне РФ с учетом сил органов исполнительной власти субъектов и муниципальных образований достигает более 18 тыс. человек и 1745 единиц техники, – продолжил Игорь Панин. – Из них силы МЧС составляют более 7 тыс. человек и 800 единиц техники. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций органами исполнительной власти субъектов созданы резервы финансовых и материальных средств».

«Под эгидой МЧС развивается комплексная система безопасности защиты территорий и населения и критически важных объектов в Арктической зоне. Создание и развитие вышеуказанных систем ведется по ряду направлений. Подготовлены и включены предложения МСЧ России в проекты федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», государственные программы социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2025 г., ФЦП по развитию инфраструктуры Арктической зоны РФ на 2018-2027 гг.

Для обеспечения постоянной готовности и немедленного реагирования аварийно-спасательные центры МЧС должны быть высокомобильными. Мобильность зависит прежде всего от наличия транспортных средств, средств связи и готовности аварийно-спасательных формирований. Сегодня прорабатывается вопрос их оснащения навигационными средствами, вездеходами, аварийно-спасательным и пожарным оборудованием, а также плавсредствами для работы в суровых климатических условиях», – заключил начальник Северо-Западного регионального центра МЧС.

Кадры решают все

О реализации мероприятий, направленных на развитие науки и технологий для работы в условиях Арктики, включая морские научные исследования, а также подготовку квалифицированных кадров и привлечение трудовых ресурсов, рассказал Александр Повалко, заместитель министра образования и науки РФ.

«Для составления прогнозов и определения потребностей в профессиональных кадрах был сформирован список основных работодателей Арктической зоны РФ, – сообщил А. Повалко. – Это порядка 120 компаний. Также проведен опрос и определены потребности в специалистах. На сегодня у нас потребность в кадрах удовлетворяется примерно на 40%. И наиболее сложная ситуация в области рабочих специальностей. Для преодоления этого разрыва ведется профориентационная работа с целью привлечения молодежи в организации среднего профессионального образования. В этом году завершается отработка методики индивидуального образования, чтобы максимально вовлечь предприятия реального сектора в подготовку молодых специалистов. Эта работа предполагает практические занятия непосредственно на предприятии.

Высшее образование является зоной ответственности федерального центра, – продолжил представитель Минобразования. – Здесь мы отталкиваемся от реальных потребностей регионов и заказа компаний, передав формирование контрольных цифр приема в университеты на региональный уровень. В 2016 году было выделено 1746 мест на прием в учебные организации, непосредственно расположенные в Арктической зоне. Основным координатором подготовки кадров для Арктической зоны является Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Но важно отметить, что к работе обеспечения кадрами арктических предприятий привлечены и иные учебные заведения страны. Среди них – Дальневосточный федеральный университет, Томский государственный университет и Северо-Восточный федеральный университет».

У нас наблюдается явный и последовательный сдвиг в сторону инженерных кадров. К примеру, по направлению «техник» заявленная потребность выросла на 30%», – добавил Александр Повалко.

Также в ходе заседания в закрытом режиме обсудили создание системы теплоснабжения Арктики и другой инфраструктуры, проект развития морской медицины и вопросы реализации долгосрочных контрактов в рамках программы импортозамещения.

Морские вести России №15 (2016)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

«Макаровка» отмечает рост интереса к морским и информационным специальностям

«Макаровка» отмечает рост интереса к морским и информационным специальностям Прослеживается тенденция повышения интереса среди абитуриентов к техническим направлениям  ...

Буксир из Владивостока отбуксирует потерявшее ход японское рыболовное судно в порт

Буксир из Владивостока отбуксирует потерявшее ход японское рыболовное судно в порт На рыболовецкой шхуне «Кайё Мару 30» намотался трос на винт. Судно хода не имеет, лежит в дрейфе в Я...

Российская экономика

Совет директоров ОСК в IV квартале рассмотрит вопрос создания корпоративного венчурного фонда

Совет директоров ОСК в IV квартале рассмотрит вопрос создания корпоративного венчурного фонда Совет директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в четвертом квартале 2017 го...

«Газпром» уложил порядка 170 км труб «Турецкого потока» по дну Черного моря

«Газпром» уложил порядка 170 км труб «Турецкого потока» по дну Черного моря «Газпром» уложил около 170 км «Турецкого потока» по дну Черного моря, заявил глава Минэнерго РФ Алек...

Транспортная политика

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов Литовский премьер-министр предупреждает Беларусь о стратегической опасности и экономической невыгодн...

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта»

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта» Структура, отвечающая за развитие Северного морского пути, не обязательно должна объединять все служ...

Морские порты

Совет директоров ММТП продлил полномочия гендиректора Александра Масько

Совет директоров ММТП продлил полномочия гендиректора Александра Масько Совет директоров ПАО «Мурманский морской торговый порт» назначил на новый срок генерального директор...

Грузооборот группы НМТП в январе - июле снизился на 1%, до 85,2 млн т

Грузооборот группы НМТП в январе - июле снизился на 1%, до 85,2 млн т Грузооборот терминалов группы «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) за январь - июль...




Морской транспорт

«Макаровка» начала подготовку специалистов для работы на судах в полярных водах

«Макаровка» начала подготовку специалистов для работы на судах в полярных водах В связи вступлением в силу Полярного кодекса ГУМРФ имени адмирала Макарова разработал новую программ...

Viking Line увеличил объёмы перевозок, выручку и долю рынка в первом полугодии 2017 г.

Viking Line увеличил объёмы перевозок, выручку и долю рынка в первом полугодии 2017 г. Финская паромная компания Viking Line заработала 239,2 млн. евро в первом полугодии 2017 г. Это на 0...

Речной транспорт

Экологи назвали критическим уровень загрязнения Волги нефтепродуктами

Экологи назвали критическим уровень загрязнения Волги нефтепродуктами Уровень загрязнения Волги нефтепродуктами является критическим и в несколько раз превышает предельно...

Енисейской речное пароходство начало доставку угля в самый северный порт России

Енисейской речное пароходство начало доставку угля в самый северный порт России Енисейское речное пароходство (ЕРП) начало доставку угля в самый северный порт России - Дикс...

Ж/Д транспорт

Ведомства сформируют предложения по повышению тарифов для эксплуатантов типовых вагонов

Ведомства сформируют предложения по повышению тарифов для эксплуатантов типовых вагонов В утвержденной стратегии развития транспортного машиностроения РФ до 2030 года появилась спорная мер...

FESCO запускает свой первый транзитный поезд между Китаем и Европой через Монголию

FESCO запускает свой первый транзитный поезд между Китаем и Европой через Монголию Транспортная группа FESCO запускает FESCO Silk Way Shuttle ‒ регулярный контейнерный поезд на ...

Авто транспорт

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов Электрический транспорт в ближайшие 20 лет станет основным видом, но не сможет полностью заменить бе...

«Платон» с момента запуска системы собрал почти 31 млрд руб. в Дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал почти 31 млрд руб. в Дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...