Арктике нужно хозяйское отношение

Транспортная политика
Арктике нужно хозяйское отношение

Совместное заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации прошло в сентябре 2016 года в Санкт-Петербурге.

А. Сидоров, наш спецкор, Москва – Санкт-Петербург – Москва

В заседании, которое провел заместитель председателя Правительства РФ, председатель Морской коллегии при Правительстве РФ Дмитрий Рогозин, приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, губернаторы северных регионов, представители профильных министерств, а также регионов, напрямую связанных с развитием арктических и приморских территорий.

На заседании госкомиссии обсуждались вопросы реализации мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне России, и об организации системы поиска и спасения. Также обсуждался вопрос о развитии науки и технологий, подготовке квалифицированных кадров и привлечении трудовых ресурсов, повышении эффективности системы теплоснабжения в Арктической зоне России.

Кладовая ресурсов

Как сообщил председательствующий на заседании Дмитрий Рогозин, с 2017 года госкомиссия начнет работать в новом формате. «Предлагаю продумать новый формат работы госкомиссии – проведение Арктических слушаний, в ходе которых с губернаторами арктических субъектов предметно обсуждать и находить решения актуальных проблемных вопросов, возникающих на местах, – заявил вице-премьер. Он также отметил, что для защиты интересов государства в Арктике необходимо активнее развивать сотрудничество и межведомственное взаимодействие по всем направлениям морской деятельности.

Кроме того, Дмитрий Рогозин акцентировал, что сегодня у власти сложился правильный диалог с теми, кто исполняет масштабный государственный оборонный заказ в условиях, когда приходится расширять и перевооружать собственное производство. «И это в условиях санкций и в условиях, когда государство ужесточает контроль за расходованием средств, за эффективным вложением средств и эффективным исполнением заказа. Президентом страны поставлена задача, чтобы высокотехнологичные производства оборонно-промышленного комплекса переориентировать на производство гражданской продукции.

И деньги, которые мы сегодня вынуждены вывозить для насыщения нашего внутреннего рынка качественной продукцией, будут оставаться внутри страны. Тем самым будем создавать долгосрочную стабильность предприятий, которые сейчас сгруппировались в рамках военно-промышленного комплекса России», – отметил во вступительном слове вице-премьер.

Переходя к вопросам повестки дня, Дмитрий Рогозин напомнил, что Арктика – богатейшая кладовая российских ресурсов. «Ресурсы не только углеводородные, но и транспортные. Надо научиться пользоваться, научиться быть хозяином такой огромной территории. Арктика – это черта нашей истории, ее нужно беречь, нашу Арктику», – сказал он.

Поиск и спасение

«Тема организации поиска и спасения очень важная, – обратился к участникам заседания Дмитрий Рогозин. – Если мы собираемся приглашать для освоения Северного морского пути иностранные компании, то мы должны совершенно четко осознавать, что обеспечиваем им полную безопасность. Как личную, так информационную и любую другую. И, конечно, все, что связано с жизнью, охраной труда людей, работающих в этой зоне, – задача, которая должна быть решена полностью и с многократной гарантией.

Понятно, что Арктика сурова. Сложно назвать ее ласковой и гостеприимной, доступной средой обитания. Практически любая деятельность в Арктике сопряжена с повышенным риском природного и техногенного характера. И нужно учитывать возможность повышения рисков в связи с перспективой увеличения добычи нефти и газа, с развитием транспорта и иной инфраструктуры. В 2020 г. мы придем туда с новыми технологиями, новыми формами, новыми транспортными развязками, новой шельфовой и морской техникой. Безусловно, наивысший приоритет надо отдавать обеспечению безопасности жизни и здоровья человека в Арктике. Грамотно выстроенная и четко функционирующая система безопасности Арктической зоны является важным фактором повышения инвестиционной привлекательности и развития Северного морского пути», – сказал вице-премьер.

«В настоящее время МЧС ведет работу по созданию системы комплексной безопасности Арктической зоны, – продолжил он. – Она предусматривает создание 10 комплексных аварийно-спасательных центров в городах Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Анадыре, Певеке и в поселках Тикси и Провидения. Четыре из них уже открыты, это Архангельск, Нарьян-Мар, Тикси и Мурманск.

Однако, хотя численность группировки поиска и спасения в Арктической зоне МЧС достигает 18 тыс. человек, все эти силы остаются без надежной системы связи. Они должны быть интегрированы в единую систему, чтобы терпящее бедствие судно имело гарантированную возможность позвать на помощь. Для этого необходимо точно и своевременно взять координаты нуждающегося в спасении. Вот почему на следующем заседании президиума госкомиссии мы рассмотрим перспективы создания современной информационной эксплуатационной службы».

Наука и техника

«Остро требуется повышение рентабельности арктической деятельности, – продолжил председатель Морской коллегии. – Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются в рамках ФЦП. В период с 2014 по 2016 год в рамках программы профинансирован 31 проект по разработке материалов и технических средств для использования в Арктической зоне. Общее финансирование проектов составляет 1,3 млрд рублей бюджетных средств и 560 млн рублей из внебюджетных источников.

Но есть ли единый план, единый замысел? Нет ли дублирования процессов? По предоставленной информации нельзя оценить, какие научные разработки являются перспективными, а какие носят только общий характер. Мы собрались в том числе и для того, чтобы избежать тех ошибок, что всегда возникают на новом пути. Должна быть единая архитектура замысла, единое понимание цели и задач, объема финансирования. Потому что Арктика не терпит отсутствия качества, а то, что работает в Арктике, будет работать везде».

«На прошедшем заседании госкомиссии я обращал внимание на необходимость упорядочивания общих исследований, которые ориентированы на практические результаты, дальнейшую коммерциализацию. Внедрение – это единственный критерий оценки всех работ. А просто для публикации в научном журнале такая работа совершенно неинтересна. Деньги надо беречь и вкладывать их с умом», – подчеркнул Дмитрий Рогозин.

«Наконец, мы рассмотрим вопросы энергообеспечения Арктической зоны. Очевидно, что экономическое развитие и обеспечение безопасности невозможны без устойчивого и эффективного энергоснабжения. Сегодня на Чукотке основу Чаун-Билибинского энергоузла составляет Чаунская ТЭЦ и атомная электростанция Билибино, которая планируется к выводу из эксплуатации в период с 2015 по 2022 год. В этой связи первостепенной задачей развития является замещение выбывающих мощностей. Заменой станет плавучая атомная электростанция – ПАТЭС, строительство которой идет полным ходом. Уже получен энергоблок мощностью 70 МВт. Но если не выстроить береговую инфраструктуру для работы полученного энергоблока, то он станет бесполезным куском железа и не решит никаких задач. Прошу зафиксировать выполнение строительных работ на берегу. Окончание строительства береговых технических сооружений, транспортировка и ввод в эксплуатацию ПАТЭС запланированы на 2019 год. Сроки увязаны с выходом из эксплуатации Билибинской АЭС, и времени на раскачку нет. Поручаю Министерству энергетики вести регулярный план такой работы», – заключил вице-премьер.

Спасатели должны быть готовы

Начальник Северо-Западного регионального центра МЧС России Игорь Панин отметил, что в последние годы набирают популярность различные виды туризма в регионе, в том числе и экстремальные. К ним относятся лыжный и автомобильный туризм, восхождение на горы, парашютные прыжки, плавание по Северному морскому пути, сплав по рекам, посещение удаленных островов, полеты на воздушных шарах.

«За последние годы в Арктической зоне РФ побывали более 15 тыс. человек, в том числе иностранные туристы, – сказал он. – Это значит, что спасатели должны быть готовы к тому, чтобы создать комфортные условия для жизнедеятельности населения и обеспечить безопасность наших хозяйствующих субъектов. Любой человек должен быть уверен в уровне и качестве своей безопасности, независимо от того, где он проживает, в Москве или поселке Провидения. И обеспечить такой уровень комфортной и безопасной жизни мы можем только все вместе, объединив наши усилия».

«Численность группировки сил и средств МЧС в Арктической зоне РФ с учетом сил органов исполнительной власти субъектов и муниципальных образований достигает более 18 тыс. человек и 1745 единиц техники, – продолжил Игорь Панин. – Из них силы МЧС составляют более 7 тыс. человек и 800 единиц техники. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций органами исполнительной власти субъектов созданы резервы финансовых и материальных средств».

«Под эгидой МЧС развивается комплексная система безопасности защиты территорий и населения и критически важных объектов в Арктической зоне. Создание и развитие вышеуказанных систем ведется по ряду направлений. Подготовлены и включены предложения МСЧ России в проекты федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», государственные программы социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2025 г., ФЦП по развитию инфраструктуры Арктической зоны РФ на 2018-2027 гг.

Для обеспечения постоянной готовности и немедленного реагирования аварийно-спасательные центры МЧС должны быть высокомобильными. Мобильность зависит прежде всего от наличия транспортных средств, средств связи и готовности аварийно-спасательных формирований. Сегодня прорабатывается вопрос их оснащения навигационными средствами, вездеходами, аварийно-спасательным и пожарным оборудованием, а также плавсредствами для работы в суровых климатических условиях», – заключил начальник Северо-Западного регионального центра МЧС.

Кадры решают все

О реализации мероприятий, направленных на развитие науки и технологий для работы в условиях Арктики, включая морские научные исследования, а также подготовку квалифицированных кадров и привлечение трудовых ресурсов, рассказал Александр Повалко, заместитель министра образования и науки РФ.

«Для составления прогнозов и определения потребностей в профессиональных кадрах был сформирован список основных работодателей Арктической зоны РФ, – сообщил А. Повалко. – Это порядка 120 компаний. Также проведен опрос и определены потребности в специалистах. На сегодня у нас потребность в кадрах удовлетворяется примерно на 40%. И наиболее сложная ситуация в области рабочих специальностей. Для преодоления этого разрыва ведется профориентационная работа с целью привлечения молодежи в организации среднего профессионального образования. В этом году завершается отработка методики индивидуального образования, чтобы максимально вовлечь предприятия реального сектора в подготовку молодых специалистов. Эта работа предполагает практические занятия непосредственно на предприятии.

Высшее образование является зоной ответственности федерального центра, – продолжил представитель Минобразования. – Здесь мы отталкиваемся от реальных потребностей регионов и заказа компаний, передав формирование контрольных цифр приема в университеты на региональный уровень. В 2016 году было выделено 1746 мест на прием в учебные организации, непосредственно расположенные в Арктической зоне. Основным координатором подготовки кадров для Арктической зоны является Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Но важно отметить, что к работе обеспечения кадрами арктических предприятий привлечены и иные учебные заведения страны. Среди них – Дальневосточный федеральный университет, Томский государственный университет и Северо-Восточный федеральный университет».

У нас наблюдается явный и последовательный сдвиг в сторону инженерных кадров. К примеру, по направлению «техник» заявленная потребность выросла на 30%», – добавил Александр Повалко.

Также в ходе заседания в закрытом режиме обсудили создание системы теплоснабжения Арктики и другой инфраструктуры, проект развития морской медицины и вопросы реализации долгосрочных контрактов в рамках программы импортозамещения.

Морские вести России №15 (2016)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи»

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи» «Адмиралтейские верфи» (входят в ОСК) согласились построить батискаф для спуска на дно Мариа...

Координационный совет ОСК оценит эффект внедрения ПС на заводе «Красное Сормово»

Координационный совет ОСК оценит эффект внедрения ПС на заводе «Красное Сормово» 11 декабря 2018 года Координационный совет по развитию производственной системы (ПС) ОСК во ...

Российская экономика

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Промсвязьбанк финансирует проекты ГТЛК на 16,7 млрд рублей

Промсвязьбанк финансирует проекты ГТЛК на 16,7 млрд рублей Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и Промсвязьбанк и подписали кредитны...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Из Благовещенска хотят сделать свободный порт

Из Благовещенска хотят сделать свободный порт Правительство Амурской области и администрация Благовещенска оформляют заявку на получение статуса с...

Владивостокский порт восстанавливает специализацию по обработке рыбных грузов

Владивостокский порт восстанавливает специализацию по обработке рыбных грузов Площадку под строительство терминала посетил 7 декабря в ходе поездки во Владивосток заместитель мин...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 стал победителем сразу в нескольких престижных конкурсах.

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...