Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Арктике нужно хозяйское отношение

Транспортная политика
Арктике нужно хозяйское отношение

Совместное заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации прошло в сентябре 2016 года в Санкт-Петербурге.

А. Сидоров, наш спецкор, Москва – Санкт-Петербург – Москва

В заседании, которое провел заместитель председателя Правительства РФ, председатель Морской коллегии при Правительстве РФ Дмитрий Рогозин, приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, губернаторы северных регионов, представители профильных министерств, а также регионов, напрямую связанных с развитием арктических и приморских территорий.

На заседании госкомиссии обсуждались вопросы реализации мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне России, и об организации системы поиска и спасения. Также обсуждался вопрос о развитии науки и технологий, подготовке квалифицированных кадров и привлечении трудовых ресурсов, повышении эффективности системы теплоснабжения в Арктической зоне России.

Кладовая ресурсов

Как сообщил председательствующий на заседании Дмитрий Рогозин, с 2017 года госкомиссия начнет работать в новом формате. «Предлагаю продумать новый формат работы госкомиссии – проведение Арктических слушаний, в ходе которых с губернаторами арктических субъектов предметно обсуждать и находить решения актуальных проблемных вопросов, возникающих на местах, – заявил вице-премьер. Он также отметил, что для защиты интересов государства в Арктике необходимо активнее развивать сотрудничество и межведомственное взаимодействие по всем направлениям морской деятельности.

Кроме того, Дмитрий Рогозин акцентировал, что сегодня у власти сложился правильный диалог с теми, кто исполняет масштабный государственный оборонный заказ в условиях, когда приходится расширять и перевооружать собственное производство. «И это в условиях санкций и в условиях, когда государство ужесточает контроль за расходованием средств, за эффективным вложением средств и эффективным исполнением заказа. Президентом страны поставлена задача, чтобы высокотехнологичные производства оборонно-промышленного комплекса переориентировать на производство гражданской продукции.

И деньги, которые мы сегодня вынуждены вывозить для насыщения нашего внутреннего рынка качественной продукцией, будут оставаться внутри страны. Тем самым будем создавать долгосрочную стабильность предприятий, которые сейчас сгруппировались в рамках военно-промышленного комплекса России», – отметил во вступительном слове вице-премьер.

Переходя к вопросам повестки дня, Дмитрий Рогозин напомнил, что Арктика – богатейшая кладовая российских ресурсов. «Ресурсы не только углеводородные, но и транспортные. Надо научиться пользоваться, научиться быть хозяином такой огромной территории. Арктика – это черта нашей истории, ее нужно беречь, нашу Арктику», – сказал он.

Поиск и спасение

«Тема организации поиска и спасения очень важная, – обратился к участникам заседания Дмитрий Рогозин. – Если мы собираемся приглашать для освоения Северного морского пути иностранные компании, то мы должны совершенно четко осознавать, что обеспечиваем им полную безопасность. Как личную, так информационную и любую другую. И, конечно, все, что связано с жизнью, охраной труда людей, работающих в этой зоне, – задача, которая должна быть решена полностью и с многократной гарантией.

Понятно, что Арктика сурова. Сложно назвать ее ласковой и гостеприимной, доступной средой обитания. Практически любая деятельность в Арктике сопряжена с повышенным риском природного и техногенного характера. И нужно учитывать возможность повышения рисков в связи с перспективой увеличения добычи нефти и газа, с развитием транспорта и иной инфраструктуры. В 2020 г. мы придем туда с новыми технологиями, новыми формами, новыми транспортными развязками, новой шельфовой и морской техникой. Безусловно, наивысший приоритет надо отдавать обеспечению безопасности жизни и здоровья человека в Арктике. Грамотно выстроенная и четко функционирующая система безопасности Арктической зоны является важным фактором повышения инвестиционной привлекательности и развития Северного морского пути», – сказал вице-премьер.

«В настоящее время МЧС ведет работу по созданию системы комплексной безопасности Арктической зоны, – продолжил он. – Она предусматривает создание 10 комплексных аварийно-спасательных центров в городах Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Анадыре, Певеке и в поселках Тикси и Провидения. Четыре из них уже открыты, это Архангельск, Нарьян-Мар, Тикси и Мурманск.

Однако, хотя численность группировки поиска и спасения в Арктической зоне МЧС достигает 18 тыс. человек, все эти силы остаются без надежной системы связи. Они должны быть интегрированы в единую систему, чтобы терпящее бедствие судно имело гарантированную возможность позвать на помощь. Для этого необходимо точно и своевременно взять координаты нуждающегося в спасении. Вот почему на следующем заседании президиума госкомиссии мы рассмотрим перспективы создания современной информационной эксплуатационной службы».

Наука и техника

«Остро требуется повышение рентабельности арктической деятельности, – продолжил председатель Морской коллегии. – Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются в рамках ФЦП. В период с 2014 по 2016 год в рамках программы профинансирован 31 проект по разработке материалов и технических средств для использования в Арктической зоне. Общее финансирование проектов составляет 1,3 млрд рублей бюджетных средств и 560 млн рублей из внебюджетных источников.

Но есть ли единый план, единый замысел? Нет ли дублирования процессов? По предоставленной информации нельзя оценить, какие научные разработки являются перспективными, а какие носят только общий характер. Мы собрались в том числе и для того, чтобы избежать тех ошибок, что всегда возникают на новом пути. Должна быть единая архитектура замысла, единое понимание цели и задач, объема финансирования. Потому что Арктика не терпит отсутствия качества, а то, что работает в Арктике, будет работать везде».

«На прошедшем заседании госкомиссии я обращал внимание на необходимость упорядочивания общих исследований, которые ориентированы на практические результаты, дальнейшую коммерциализацию. Внедрение – это единственный критерий оценки всех работ. А просто для публикации в научном журнале такая работа совершенно неинтересна. Деньги надо беречь и вкладывать их с умом», – подчеркнул Дмитрий Рогозин.

«Наконец, мы рассмотрим вопросы энергообеспечения Арктической зоны. Очевидно, что экономическое развитие и обеспечение безопасности невозможны без устойчивого и эффективного энергоснабжения. Сегодня на Чукотке основу Чаун-Билибинского энергоузла составляет Чаунская ТЭЦ и атомная электростанция Билибино, которая планируется к выводу из эксплуатации в период с 2015 по 2022 год. В этой связи первостепенной задачей развития является замещение выбывающих мощностей. Заменой станет плавучая атомная электростанция – ПАТЭС, строительство которой идет полным ходом. Уже получен энергоблок мощностью 70 МВт. Но если не выстроить береговую инфраструктуру для работы полученного энергоблока, то он станет бесполезным куском железа и не решит никаких задач. Прошу зафиксировать выполнение строительных работ на берегу. Окончание строительства береговых технических сооружений, транспортировка и ввод в эксплуатацию ПАТЭС запланированы на 2019 год. Сроки увязаны с выходом из эксплуатации Билибинской АЭС, и времени на раскачку нет. Поручаю Министерству энергетики вести регулярный план такой работы», – заключил вице-премьер.

Спасатели должны быть готовы

Начальник Северо-Западного регионального центра МЧС России Игорь Панин отметил, что в последние годы набирают популярность различные виды туризма в регионе, в том числе и экстремальные. К ним относятся лыжный и автомобильный туризм, восхождение на горы, парашютные прыжки, плавание по Северному морскому пути, сплав по рекам, посещение удаленных островов, полеты на воздушных шарах.

«За последние годы в Арктической зоне РФ побывали более 15 тыс. человек, в том числе иностранные туристы, – сказал он. – Это значит, что спасатели должны быть готовы к тому, чтобы создать комфортные условия для жизнедеятельности населения и обеспечить безопасность наших хозяйствующих субъектов. Любой человек должен быть уверен в уровне и качестве своей безопасности, независимо от того, где он проживает, в Москве или поселке Провидения. И обеспечить такой уровень комфортной и безопасной жизни мы можем только все вместе, объединив наши усилия».

«Численность группировки сил и средств МЧС в Арктической зоне РФ с учетом сил органов исполнительной власти субъектов и муниципальных образований достигает более 18 тыс. человек и 1745 единиц техники, – продолжил Игорь Панин. – Из них силы МЧС составляют более 7 тыс. человек и 800 единиц техники. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций органами исполнительной власти субъектов созданы резервы финансовых и материальных средств».

«Под эгидой МЧС развивается комплексная система безопасности защиты территорий и населения и критически важных объектов в Арктической зоне. Создание и развитие вышеуказанных систем ведется по ряду направлений. Подготовлены и включены предложения МСЧ России в проекты федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», государственные программы социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2025 г., ФЦП по развитию инфраструктуры Арктической зоны РФ на 2018-2027 гг.

Для обеспечения постоянной готовности и немедленного реагирования аварийно-спасательные центры МЧС должны быть высокомобильными. Мобильность зависит прежде всего от наличия транспортных средств, средств связи и готовности аварийно-спасательных формирований. Сегодня прорабатывается вопрос их оснащения навигационными средствами, вездеходами, аварийно-спасательным и пожарным оборудованием, а также плавсредствами для работы в суровых климатических условиях», – заключил начальник Северо-Западного регионального центра МЧС.

Кадры решают все

О реализации мероприятий, направленных на развитие науки и технологий для работы в условиях Арктики, включая морские научные исследования, а также подготовку квалифицированных кадров и привлечение трудовых ресурсов, рассказал Александр Повалко, заместитель министра образования и науки РФ.

«Для составления прогнозов и определения потребностей в профессиональных кадрах был сформирован список основных работодателей Арктической зоны РФ, – сообщил А. Повалко. – Это порядка 120 компаний. Также проведен опрос и определены потребности в специалистах. На сегодня у нас потребность в кадрах удовлетворяется примерно на 40%. И наиболее сложная ситуация в области рабочих специальностей. Для преодоления этого разрыва ведется профориентационная работа с целью привлечения молодежи в организации среднего профессионального образования. В этом году завершается отработка методики индивидуального образования, чтобы максимально вовлечь предприятия реального сектора в подготовку молодых специалистов. Эта работа предполагает практические занятия непосредственно на предприятии.

Высшее образование является зоной ответственности федерального центра, – продолжил представитель Минобразования. – Здесь мы отталкиваемся от реальных потребностей регионов и заказа компаний, передав формирование контрольных цифр приема в университеты на региональный уровень. В 2016 году было выделено 1746 мест на прием в учебные организации, непосредственно расположенные в Арктической зоне. Основным координатором подготовки кадров для Арктической зоны является Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Но важно отметить, что к работе обеспечения кадрами арктических предприятий привлечены и иные учебные заведения страны. Среди них – Дальневосточный федеральный университет, Томский государственный университет и Северо-Восточный федеральный университет».

У нас наблюдается явный и последовательный сдвиг в сторону инженерных кадров. К примеру, по направлению «техник» заявленная потребность выросла на 30%», – добавил Александр Повалко.

Также в ходе заседания в закрытом режиме обсудили создание системы теплоснабжения Арктики и другой инфраструктуры, проект развития морской медицины и вопросы реализации долгосрочных контрактов в рамках программы импортозамещения.

Морские вести России №15 (2016)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

В Сибири бревно затопило баржу с лесом

В Сибири бревно затопило баржу с лесом В Красноярском крае на Ангаре несамоходная баржа, перевозившая лес, столкнулась с плывшим по реке бр...

В Тихом океане спасли всех рыбаков с судна, потерпевшего бедствие

В Тихом океане спасли всех рыбаков с судна, потерпевшего бедствие В составе экипажа находились 12 японцев и шесть граждан Индонезии. Сейчас их жизни ничего не угрожае...

Российская экономика

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в рамках продажи контрольного пакета в финско...

Турпоток в Крым вырос на 26%, с начала года регион посетили 1,5 млн человек – Ростуризм

Турпоток в Крым вырос на 26%, с начала года регион посетили 1,5 млн человек – Ростуризм Крым с начала года посетили 1,5 млн человек, турпоток по сравнению с аналогичным периодом прошлого г...

Транспортная политика

Глава Минтранса определился с кандидатом на пост своего первого заместителя - Дитрих

Глава Минтранса определился с кандидатом на пост своего первого заместителя - Дитрих  Министр транспорта РФ Евгений Дитрих направил на утверждение правительства кандидатуру на пост свое...

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса Как сообщает «Коммерсант», 15 июня замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский напи...

Морские порты

Режим Свободного порта позволит реализовать крупные проекты – Хабаровские власти

Режим Свободного порта позволит реализовать крупные проекты – Хабаровские власти Реализация крупных проектов в сфере перевалки зерна, газовой химии и гидрометаллургии станет возможн...

ОЗК намерена реализовать проект Дальневосточного зернового терминала в рамках СПВ

ОЗК намерена реализовать проект Дальневосточного зернового терминала в рамках СПВ «Объединенная зерновая компания» рассчитывает реализовать проект строительства в Приморском крае спе...




Морской транспорт

Судно с первым грузом сжиженного природного газа «Ямал СПГ» прибыло в Испанию

Судно с первым грузом сжиженного природного газа «Ямал СПГ» прибыло в Испанию Судно с первой партией сжиженного природного газа (СПГ) «Ямал СПГ» прибыло в Испанию.

Построенный для Ямал СПГ ледокол «Обь» спущен на воду

Построенный для Ямал СПГ ледокол «Обь» спущен на воду Выборгский судостроительный завод (ВСЗ, входит в группу ОСК) спустил на воду новый ледокол «...

Речной транспорт

ЧМ-2018 не помешает встретить День выпускника на Москве-реке

ЧМ-2018 не помешает встретить День выпускника на Москве-реке Ограничение судоходства в столице во время Мундиаля не нарушит планов молодых людей и их родителей о...

Сбои в речной навигации начались в Хабаровском крае из-за обмеления Амура

Сбои в речной навигации начались в Хабаровском крае из-за обмеления Амура Несмотря на затяжные дожди, уровень Амура в Хабаровске серьезно снижается, из-за чего уже отмечен сб...

Ж/Д транспорт

Глава Минтранса заявил о поддержке Минэкономразвития его выдвижения в совет директоров РЖД

Глава Минтранса заявил о поддержке Минэкономразвития его выдвижения в совет директоров РЖД Министр транспорта РФ Евгений Дитрих сообщил, что Минэкономразвития поддержало его выдвижение в сове...

Проектные работы по железной дороге к мосту на Сахалин начались в Хабаровском крае

Проектные работы по железной дороге к мосту на Сахалин начались в Хабаровском крае Специалисты Дальневосточного проектно-изыскательского института транспортного строительства в Ульчск...

Авто транспорт

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска Свыше полумиллиона автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента его открытия 16 мая, сообщил в ...

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Аналитика

Транспортная политика

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Морские порты

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли 29 марта 2018 года в Санкт-Петербурге прошла 31-я Конференция Ассоциации морских торговых портов ...

Морской транспорт

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ Проблема распространения инвазивных видов живых организмов, путешествующих в балластных водах, общеи...

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...