Общие успехи на фоне частных проблем

Транспортная политика
Общие успехи на фоне частных проблем

В сентябре 2016 года традиционный выездной совет директоров Ассоциации морских торговых портов прошел в Петропавловске-Камчатском. Члены совета по старой традиции познакомились с работой Петропавловска-Камчатского морского торгового порта, подвели промежуточные итоги работы портовой отрасли и совместной законотворческой деятельности АСОП с Минтрансом России, обсудили актуальные проблемы стивидоров и совершили экскурсию по акватории порта. В работе совета директоров приняла участие заместитель руководителя Росморречфлота Надежда Жихарева.

Владимир Михайлов

Развитие порта зависит от Севморпути

В ходе заседания с рассказом о деятельности и перспективах развития ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» выступил генеральный директор компании Иван Капралов. Он, в частности, отметил, что сегодня ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» – это многоотраслевое специализированное транспортное предприятие с более чем 70-летней историей. В распоряжении компании 8 действующих причалов с развитой портовой инфраструктурой, специализированные перегрузочные участки с крытыми складами и грузовыми площадками, есть необходимый парк современной техники для переработки всех видов грузов.

Вместе с тем, порт является тупиковым, не транзитным, и практически 90% переваливаемых грузов – это народнохозяйственные грузы, которые потребляет Камчатка. Сегодня грузооборот порта – 1,2 млн тонн при расчетной мощности 3,7 млн тонн грузов в год. Максимальный уровень грузопереработки был зафиксирован здесь в 1988 году и составил почти 4 млн тонн. В 1994 году грузооборот упал до 550 тыс. тонн. По словам И.Капралова, на сегодняшний день оптимизированы все технологические процессы и людские ресурсы с учетом современных потребностей экономики Камчатского края.

«Самый главный вопрос, который нам задают: какая же все-таки перспектива увеличения грузооборота на Камчатке – люди из региона уезжают, грузопоток, к сожалению, падает? – говорит руководитель компании и отвечает на задаваемый вопрос: – Перспективы развития порта Петропавловск-Камчатский мы связываем с развитием Северного морского пути, и в первую очередь с созданием в Петропавловске одного из опорных портов-хабов Севморпути».

«Как известно, наш порт – самый северный из незамерзающих портов северо-востока России, где могут обслуживаться суда традиционной постройки. Международные судоходные линии проходят на расстоянии всего 150-200 морских миль от восточного побережья Камчатки. – продолжил И. Капралов. – Петропавловск-Камчатский – ближайший к Севморпути оснащенный порт. Здесь есть базовые условия для создания центра по депонированию и перевалке грузов с судов неледового класса на суда ледокольного класса. Можно организовать трансшипмент для судов, перевозящих грузы из Европы по разным направлениям в Тихом океане и из стран АТР в центральные регионы России, Европу, Северную Америку и Канаду. А также можно создать круглогодичный терминал для обслуживания круизных судов любого класса. Понятно, что имеющихся сегодня мощностей недостаточно для организации здесь одного из центров по обслуживанию Севморпути – требуется модернизация и строительство новых причалов, проведение дноуглубительных работ, планов и проектов на этот счет немало».

И. Капралов также отметил, что развитие порта происходило в соответствии с принятой еще в 2008 году федеральной целевой программой, с проектом реконструкции и сейсмоусиления причалов в порту Петропавловск-Камчатский, которая так и не была доведена до конца. В настоящий момент порт оперирует 8 грузовыми причалами, состояние которых близко к критическому.

Как подчеркнул генеральный директор компании, к счастью, появилась программа по созданию территорий опережающего социально-экономического развития в регионах Дальнего Востока, давшая возможность вернуться к реконструкции причалов порта. В ближайшее время должен быть подписан договор по реконструкции причалов 1, 2, 3 на мысе Сигнальном, которые традиционно использовались для перевалки навалочных грузов (в следующем году проект должен пройти Главгосэкспертизу). Проект заявлен как один из основных в ТОР «Камчатка».

Завершая выступление, И. Капралов еще раз отметил, что перспективы роста грузооборота компания видит в развитии Северного морского пути. «Осуществить эту политическую задачу вполне реально. В советские годы это работало, и раньше здесь, на Камчатке, была ремонтная база, осуществлялась смена экипажей и т.д. В случае развития Севморпути и порт, и регион смогут развиваться», – сказал он.

Плановая работа и непредвиденные проблемы

Исполнительный директор АСОП Серик Жусупов, перед тем как выступить с докладом о деятельности Ассоциации в текущем году, поблагодарил руководство ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» за приглашение провести выездное заседание совета директоров АСОП в Петропавловск-Камчатском порту. «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт сегодня – это крупнейшее транспортное предприятие, обеспечивающее не только жизнедеятельность города, но и всей Камчатской области. Мы надеемся, что сегодняшнее заседание привлечет внимание государственных органов власти и поможет решению конкретных вопросов развития как Петропавловск-Камчатского морского порта, так и всей портовой отрасли России», – сказал он.

Далее исполнительный директор привел статистику работы портового комплекса, отметив, что традиционно грузооборот российских морских портов из года в год растет, причем рост происходит нарастающим итогом по месяцам. Так, за 8 месяцев грузооборот увеличился практически на 6% по сравнению с 2015 годом и составил 470 млн тонн, из них генеральных грузов – 220 млн тонн (+10%), наливных – 250 млн тонн (+3%). Увеличилась перевалка руды на 35%, угля – на 12%, контейнерных грузов – на 10%, зерна – на 10%, металлов – на 7%, лесных грузов – на 5%. Рост наблюдается по всем бассейнам, за исключением Каспийского: по Арктическому – на 28%, Дальневосточному – на 8%, Азово-Черноморскому – на 4,7%, Балтийскому – на 2%. В Каспийском бассейне объемы грузооборота несколько снизились.

Затем С. Жусупов подробно остановился на текущей деятельности АСОП за отчетный период. С начала года исполнительные и рабочие органы Ассоциации активно работали совместно с Минтрансом над рядом проектов нормативных актов. Прежде всего, это Закон о внесении изменений в федеральный закон «О морских портах в РФ» (закон принят Госдумой в первом чтении, готовятся поправки ко второму чтению). Были приняты поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта с учетом имеющих отношение к портовой отрасли вопросов (уточнение понятия «судоходство»: теперь оно включает в себя погрузку-выгрузку грузов и багажа, посадку-высадку пассажиров). Велась работа над важными для портовиков изменениями в Налоговый кодекс РФ в части учета операторами морских терминалов при определении налогооблагаемой прибыли затрат на строительство, обустройство и содержание морских пунктов пропуска через государственную границу РФ (подготовлена согласованная с Минтрансом редакция поправок, следующий этап – передача документа на рассмотрение в правительство и Госдуму).

Как отметил исполнительный директор АСОП, одним из внеплановых вопросов для стивидоров стала инициатива Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по исполнению поручения по Протоколу ТЭК о необходимости проработки мер, направленных на пресечение установления цен на услуги по погрузке-выгрузке грузов, оказываемые в морских портах, в иностранной валюте или в условных единицах. ФАС России предлагает ввести прямое государственное регулирование портовых услуг посредством установления тарифов (или их предельного уровня) в морских портах РФ, исключив при этом возможность их установления в иностранной валюте, для всех видов грузов и во всех регионах. С этой целью ведомство считает целесообразным внедрить единую методику расчета тарифов по принципу затратного подхода.

Методика предполагает ограничение уровня нормы доходности на базовый капитал в размере 1%, на инвестированный капитал – 10%, нормы рентабельности по EBITDA – на уровне до 20% для всех без исключения стивидорных компаний (независимо от географического положения, вида переваливаемых грузов, объемов перевалки), предельный срок окупаемости инвестиций – до 35 лет.

«Эти документы ФАС России вызвали широкий резонанс в портовом сообществе, поскольку предложенные меры будут иметь серьезные долгосрочные и в основном негативные последствия для всей отрасли грузоперевозок страны. При этом со стороны ФАС не представлено детальное обоснование необходимости и целесообразности внедрения указанных мер, – сказал С. Жусупов. – Данный вопрос с участием представителей Ассоциации обсуждался на заседаниях Методического совета ФАС России по вопросам ценообразования, Совета потребителей по вопросам деятельности ФГУП «Росморпорт», Экспертного совета при Правительстве РФ, Аналитического центра при Правительстве РФ. Полагаем, что обсуждение вопроса тарифообразования на услуги в морских портах не закончено, и решения будут приняты с учетом интересов портовиков».

Как отметил исполнительный директор, были подготовлены замечания по проекту Правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в морских, речных портах и транспортных терминалах, разработанному ФАС России.

Следующее направление, которому уделялось внимание, – это вопросы транспортной безопасности. В настоящее время постановление Правительства РФ о введении Требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах морского и речного транспорта подписано и вступило в законную силу. Данному вопросу было посвящено заседание Комитета по экономическим и социальным вопросам АСОП, на котором присутствовали представители государственных органов власти и по результатам которого приняты рекомендации по выполнению требований указанного акта.

Особое внимание АСОП также было уделено инициативам Федеральной таможенной службы (ФТС), связанным с таможенным администрированием. Прежде всего, это инициатива ФТС России по созданию центров электронного декларирования и сокращению полномочий таможенных постов Балтийской таможни в части документального и электронного оформления грузов и передаче этих полномочий в исключительное ведение таможенного поста Бронка.

Инициатива ФТС вызывала серьезную обеспокоенность портового сообщества, осуществляющего свою деятельность в Балтийском бассейне, так как предоставляла бы одним участникам ВЭД преимущества по отношению к другим. В настоящий момент ФТС России принято решение в экспериментальном порядке организации работы Балтийского таможенного поста (Центра электронного декларирования) с сохранением у остальных таможенных постов компетенции по приему и выпуску декларации на товар.

Дорожные карты – во все бассейны

На совете директоров выступила заместитель руководителя Росморречфлота Надежда Жихарева. Она рассказала о новых подходах в государственной политике к рассмотрению инвестиционных проектов в портовой отрасли. По ее словам, в последнее время в правительстве продолжается тенденция по упорядочению принятия решений в отношении расширения портовых мощностей и реализации отдельных проектов на основе дорожной карты.

«Не так давно дорожная карта по Азово-Черноморскому бассейну, примерно через год после начала работы над ней, была утверждена. Прошли уже первые заседания правительственной комиссии по транспорту <…>, по результатам которых есть поручение правительства подготовить аналогичные дорожные карты по всем бассейнам, – сообщила Н. Жихарева. – Все, наверное, видели дорожную карту по развитию портов Азово-Черноморского бассейна. В ней содержатся показатели потенциального грузооборота, рассчитана потребность в мощностях по видам грузов, показываются провозные способности железных и автомобильных дорог по направлениям, причем все в привязке к грузопотокам, к конкретной номенклатуре груза с разбивкой – какие грузы каким видом транспорта доставляются. В зависимости от этого по результатам применения данной методологии, которую разработал «Росморпорт» по оценке «затраты – выгоды», проекты ранжируются и собираются в группу. Реализация проектов начинается после одобрения правительственной комиссией».  

Как отметила заместитель руководителя Росморречфлота, сейчас Федеральное агентство морского и речного транспорта и Минтранс ведут работу над дорожными картами Дальневосточного, Балтийского и Арктического бассейнов. Поэтому инвесторам нужно готовиться к тому, что все инвестиционные проекты будут формироваться в соответствующие дорожные карты, всем им будет присваиваться определенный рейтинг, а при принятии решения правительственной комиссией о реализации проекта в учет будут браться в том числе и показатели эффективности, и соответствие техусловий проектов провозным способностям железных дорог.

В ходе заседания Н. Жихарева и С. Жусупов ответили членам совета директоров на ряд вопросов, касающихся текущей производственной деятельности стивидорных компаний и нюансов готовящихся к принятию законодательных актов в сфере морского транспорта.

Морские порты №7 (2016)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Заседание Рабочей группы EPPR Арктического совета состоялось в США

Заседание Рабочей группы EPPR Арктического совета состоялось в США В административной  столице штата Луизиана (США) 4-6 декабря состоялось заседание ...

100-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО прошла в подчеркнуто деловом режиме

100-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО прошла в подчеркнуто деловом режиме 100-я сессия Комитета по безопасности на море Международной морской организации в штаб-квартире ИМО ...

Российская экономика

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго Рыбный союз заявляет, что импортозамещения в этой сфере так и не произошло.

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Ледоколы ФГУП «Росморпорт» приступили к осуществлению ледокольных проводок в замерзающих морских портах России

Ледоколы ФГУП «Росморпорт» приступили к осуществлению ледокольных проводок в замерзающих морских портах России Крупнейший в мире дизельный ледокольный флот ФГУП «Росморпорт», в составе которого 35 ледоколов разл...

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года На минувшей неделе, 03.12.2018 года в 24 час 00 мин по московскому времени Кандалакшский МТП постави...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 стал победителем сразу в нескольких престижных конкурсах.

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...