Общие успехи на фоне частных проблем

Транспортная политика
Общие успехи на фоне частных проблем

В сентябре 2016 года традиционный выездной совет директоров Ассоциации морских торговых портов прошел в Петропавловске-Камчатском. Члены совета по старой традиции познакомились с работой Петропавловска-Камчатского морского торгового порта, подвели промежуточные итоги работы портовой отрасли и совместной законотворческой деятельности АСОП с Минтрансом России, обсудили актуальные проблемы стивидоров и совершили экскурсию по акватории порта. В работе совета директоров приняла участие заместитель руководителя Росморречфлота Надежда Жихарева.

Владимир Михайлов

Развитие порта зависит от Севморпути

В ходе заседания с рассказом о деятельности и перспективах развития ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» выступил генеральный директор компании Иван Капралов. Он, в частности, отметил, что сегодня ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» – это многоотраслевое специализированное транспортное предприятие с более чем 70-летней историей. В распоряжении компании 8 действующих причалов с развитой портовой инфраструктурой, специализированные перегрузочные участки с крытыми складами и грузовыми площадками, есть необходимый парк современной техники для переработки всех видов грузов.

Вместе с тем, порт является тупиковым, не транзитным, и практически 90% переваливаемых грузов – это народнохозяйственные грузы, которые потребляет Камчатка. Сегодня грузооборот порта – 1,2 млн тонн при расчетной мощности 3,7 млн тонн грузов в год. Максимальный уровень грузопереработки был зафиксирован здесь в 1988 году и составил почти 4 млн тонн. В 1994 году грузооборот упал до 550 тыс. тонн. По словам И.Капралова, на сегодняшний день оптимизированы все технологические процессы и людские ресурсы с учетом современных потребностей экономики Камчатского края.

«Самый главный вопрос, который нам задают: какая же все-таки перспектива увеличения грузооборота на Камчатке – люди из региона уезжают, грузопоток, к сожалению, падает? – говорит руководитель компании и отвечает на задаваемый вопрос: – Перспективы развития порта Петропавловск-Камчатский мы связываем с развитием Северного морского пути, и в первую очередь с созданием в Петропавловске одного из опорных портов-хабов Севморпути».

«Как известно, наш порт – самый северный из незамерзающих портов северо-востока России, где могут обслуживаться суда традиционной постройки. Международные судоходные линии проходят на расстоянии всего 150-200 морских миль от восточного побережья Камчатки. – продолжил И. Капралов. – Петропавловск-Камчатский – ближайший к Севморпути оснащенный порт. Здесь есть базовые условия для создания центра по депонированию и перевалке грузов с судов неледового класса на суда ледокольного класса. Можно организовать трансшипмент для судов, перевозящих грузы из Европы по разным направлениям в Тихом океане и из стран АТР в центральные регионы России, Европу, Северную Америку и Канаду. А также можно создать круглогодичный терминал для обслуживания круизных судов любого класса. Понятно, что имеющихся сегодня мощностей недостаточно для организации здесь одного из центров по обслуживанию Севморпути – требуется модернизация и строительство новых причалов, проведение дноуглубительных работ, планов и проектов на этот счет немало».

И. Капралов также отметил, что развитие порта происходило в соответствии с принятой еще в 2008 году федеральной целевой программой, с проектом реконструкции и сейсмоусиления причалов в порту Петропавловск-Камчатский, которая так и не была доведена до конца. В настоящий момент порт оперирует 8 грузовыми причалами, состояние которых близко к критическому.

Как подчеркнул генеральный директор компании, к счастью, появилась программа по созданию территорий опережающего социально-экономического развития в регионах Дальнего Востока, давшая возможность вернуться к реконструкции причалов порта. В ближайшее время должен быть подписан договор по реконструкции причалов 1, 2, 3 на мысе Сигнальном, которые традиционно использовались для перевалки навалочных грузов (в следующем году проект должен пройти Главгосэкспертизу). Проект заявлен как один из основных в ТОР «Камчатка».

Завершая выступление, И. Капралов еще раз отметил, что перспективы роста грузооборота компания видит в развитии Северного морского пути. «Осуществить эту политическую задачу вполне реально. В советские годы это работало, и раньше здесь, на Камчатке, была ремонтная база, осуществлялась смена экипажей и т.д. В случае развития Севморпути и порт, и регион смогут развиваться», – сказал он.

Плановая работа и непредвиденные проблемы

Исполнительный директор АСОП Серик Жусупов, перед тем как выступить с докладом о деятельности Ассоциации в текущем году, поблагодарил руководство ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» за приглашение провести выездное заседание совета директоров АСОП в Петропавловск-Камчатском порту. «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт сегодня – это крупнейшее транспортное предприятие, обеспечивающее не только жизнедеятельность города, но и всей Камчатской области. Мы надеемся, что сегодняшнее заседание привлечет внимание государственных органов власти и поможет решению конкретных вопросов развития как Петропавловск-Камчатского морского порта, так и всей портовой отрасли России», – сказал он.

Далее исполнительный директор привел статистику работы портового комплекса, отметив, что традиционно грузооборот российских морских портов из года в год растет, причем рост происходит нарастающим итогом по месяцам. Так, за 8 месяцев грузооборот увеличился практически на 6% по сравнению с 2015 годом и составил 470 млн тонн, из них генеральных грузов – 220 млн тонн (+10%), наливных – 250 млн тонн (+3%). Увеличилась перевалка руды на 35%, угля – на 12%, контейнерных грузов – на 10%, зерна – на 10%, металлов – на 7%, лесных грузов – на 5%. Рост наблюдается по всем бассейнам, за исключением Каспийского: по Арктическому – на 28%, Дальневосточному – на 8%, Азово-Черноморскому – на 4,7%, Балтийскому – на 2%. В Каспийском бассейне объемы грузооборота несколько снизились.

Затем С. Жусупов подробно остановился на текущей деятельности АСОП за отчетный период. С начала года исполнительные и рабочие органы Ассоциации активно работали совместно с Минтрансом над рядом проектов нормативных актов. Прежде всего, это Закон о внесении изменений в федеральный закон «О морских портах в РФ» (закон принят Госдумой в первом чтении, готовятся поправки ко второму чтению). Были приняты поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта с учетом имеющих отношение к портовой отрасли вопросов (уточнение понятия «судоходство»: теперь оно включает в себя погрузку-выгрузку грузов и багажа, посадку-высадку пассажиров). Велась работа над важными для портовиков изменениями в Налоговый кодекс РФ в части учета операторами морских терминалов при определении налогооблагаемой прибыли затрат на строительство, обустройство и содержание морских пунктов пропуска через государственную границу РФ (подготовлена согласованная с Минтрансом редакция поправок, следующий этап – передача документа на рассмотрение в правительство и Госдуму).

Как отметил исполнительный директор АСОП, одним из внеплановых вопросов для стивидоров стала инициатива Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по исполнению поручения по Протоколу ТЭК о необходимости проработки мер, направленных на пресечение установления цен на услуги по погрузке-выгрузке грузов, оказываемые в морских портах, в иностранной валюте или в условных единицах. ФАС России предлагает ввести прямое государственное регулирование портовых услуг посредством установления тарифов (или их предельного уровня) в морских портах РФ, исключив при этом возможность их установления в иностранной валюте, для всех видов грузов и во всех регионах. С этой целью ведомство считает целесообразным внедрить единую методику расчета тарифов по принципу затратного подхода.

Методика предполагает ограничение уровня нормы доходности на базовый капитал в размере 1%, на инвестированный капитал – 10%, нормы рентабельности по EBITDA – на уровне до 20% для всех без исключения стивидорных компаний (независимо от географического положения, вида переваливаемых грузов, объемов перевалки), предельный срок окупаемости инвестиций – до 35 лет.

«Эти документы ФАС России вызвали широкий резонанс в портовом сообществе, поскольку предложенные меры будут иметь серьезные долгосрочные и в основном негативные последствия для всей отрасли грузоперевозок страны. При этом со стороны ФАС не представлено детальное обоснование необходимости и целесообразности внедрения указанных мер, – сказал С. Жусупов. – Данный вопрос с участием представителей Ассоциации обсуждался на заседаниях Методического совета ФАС России по вопросам ценообразования, Совета потребителей по вопросам деятельности ФГУП «Росморпорт», Экспертного совета при Правительстве РФ, Аналитического центра при Правительстве РФ. Полагаем, что обсуждение вопроса тарифообразования на услуги в морских портах не закончено, и решения будут приняты с учетом интересов портовиков».

Как отметил исполнительный директор, были подготовлены замечания по проекту Правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в морских, речных портах и транспортных терминалах, разработанному ФАС России.

Следующее направление, которому уделялось внимание, – это вопросы транспортной безопасности. В настоящее время постановление Правительства РФ о введении Требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах морского и речного транспорта подписано и вступило в законную силу. Данному вопросу было посвящено заседание Комитета по экономическим и социальным вопросам АСОП, на котором присутствовали представители государственных органов власти и по результатам которого приняты рекомендации по выполнению требований указанного акта.

Особое внимание АСОП также было уделено инициативам Федеральной таможенной службы (ФТС), связанным с таможенным администрированием. Прежде всего, это инициатива ФТС России по созданию центров электронного декларирования и сокращению полномочий таможенных постов Балтийской таможни в части документального и электронного оформления грузов и передаче этих полномочий в исключительное ведение таможенного поста Бронка.

Инициатива ФТС вызывала серьезную обеспокоенность портового сообщества, осуществляющего свою деятельность в Балтийском бассейне, так как предоставляла бы одним участникам ВЭД преимущества по отношению к другим. В настоящий момент ФТС России принято решение в экспериментальном порядке организации работы Балтийского таможенного поста (Центра электронного декларирования) с сохранением у остальных таможенных постов компетенции по приему и выпуску декларации на товар.

Дорожные карты – во все бассейны

На совете директоров выступила заместитель руководителя Росморречфлота Надежда Жихарева. Она рассказала о новых подходах в государственной политике к рассмотрению инвестиционных проектов в портовой отрасли. По ее словам, в последнее время в правительстве продолжается тенденция по упорядочению принятия решений в отношении расширения портовых мощностей и реализации отдельных проектов на основе дорожной карты.

«Не так давно дорожная карта по Азово-Черноморскому бассейну, примерно через год после начала работы над ней, была утверждена. Прошли уже первые заседания правительственной комиссии по транспорту <…>, по результатам которых есть поручение правительства подготовить аналогичные дорожные карты по всем бассейнам, – сообщила Н. Жихарева. – Все, наверное, видели дорожную карту по развитию портов Азово-Черноморского бассейна. В ней содержатся показатели потенциального грузооборота, рассчитана потребность в мощностях по видам грузов, показываются провозные способности железных и автомобильных дорог по направлениям, причем все в привязке к грузопотокам, к конкретной номенклатуре груза с разбивкой – какие грузы каким видом транспорта доставляются. В зависимости от этого по результатам применения данной методологии, которую разработал «Росморпорт» по оценке «затраты – выгоды», проекты ранжируются и собираются в группу. Реализация проектов начинается после одобрения правительственной комиссией».  

Как отметила заместитель руководителя Росморречфлота, сейчас Федеральное агентство морского и речного транспорта и Минтранс ведут работу над дорожными картами Дальневосточного, Балтийского и Арктического бассейнов. Поэтому инвесторам нужно готовиться к тому, что все инвестиционные проекты будут формироваться в соответствующие дорожные карты, всем им будет присваиваться определенный рейтинг, а при принятии решения правительственной комиссией о реализации проекта в учет будут браться в том числе и показатели эффективности, и соответствие техусловий проектов провозным способностям железных дорог.

В ходе заседания Н. Жихарева и С. Жусупов ответили членам совета директоров на ряд вопросов, касающихся текущей производственной деятельности стивидорных компаний и нюансов готовящихся к принятию законодательных актов в сфере морского транспорта.

Морские порты №7 (2016)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

«Нас словно прокляли»: Флот и армию США преследуют беды

 «Нас словно прокляли»: Флот и армию США преследуют беды 21 августа американский ракетный эсминец ВМС США «Джон Маккейн» столкнулся с танкером Alnic MC в рай...

В затопленных отсеках эсминца США «Джон Маккейн» нашли тела моряков

В затопленных отсеках эсминца США «Джон Маккейн» нашли тела моряков Водолазы при осмотре затопленных отсеков американского эсминца «Джон Маккейн» нашли останки нескольк...

Российская экономика

«Транснефть» получила от Сбербанка предложение о заключении мирового соглашения

«Транснефть» получила от Сбербанка предложение о заключении мирового соглашения «Транснефть» получила от Сбербанка предложение о заключении мирового соглашения по судебному разбира...

В Рыбинске завершают строительство «Кометы» – Миронов

В Рыбинске завершают строительство «Кометы» – Миронов В Рыбинске на судостроительном заводе завершают строительство «Кометы» нового поколения. Об этом соо...

Транспортная политика

Министр транспорта РФ провел встречу со Специальным представителем Президента Монголии

Министр транспорта РФ провел встречу со Специальным представителем Президента Монголии 22 августа состоялась встреча Министра транспорта РФ Максима Соколова со Специальным представителем ...

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов Литовский премьер-министр предупреждает Беларусь о стратегической опасности и экономической невыгодн...

Морские порты

Fujairah Terminals в ОАЭ принял первое судно

Fujairah Terminals в ОАЭ принял первое судно Контейнерный терминал Fujairah Terminals в ОАЭ (оператор Abu Dhabi Ports) принял первое судн...

Валенсия в I полугодии стала крупнейшим контейнерным портом Испании

Валенсия в I полугодии стала крупнейшим контейнерным портом Испании Порт Валенсия стал крупнейшим контейнерным портом Испании по итогам первого полугодия, благодаря рек...




Морской транспорт

Глобальный контейнерооборот может вырасти до шестилетнего максимума

Глобальный контейнерооборот может вырасти до шестилетнего максимума Контейнерооборот 250 морских портов мира за первое полугодие вырос примерно на 6,7% по сравнению...

Уникальный газовоз «Совкомфлота» преодолел Северный морской путь за рекордные 6,5 суток

Уникальный газовоз «Совкомфлота» преодолел Северный морской путь за рекордные 6,5 суток 17 августа 2017 года танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» успешно завершил свой первый коммерческий р...

Речной транспорт

В Ярославле презентовали скоростную моторную яхту на подводных крыльях

В Ярославле презентовали скоростную моторную яхту на подводных крыльях Вместе с мэрами Союза городов Золотого кольца глава Ярославской области Дмитрий Миронов совершил про...

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла В Ростове-на-Дону 18 августа 2017 года заместитель руководителя Федерального агентства морского и ре...

Ж/Д транспорт

Транспортная система РФ может принять 7-8 млн тонн нефтепродуктов из Белоруссии

Транспортная система РФ может принять 7-8 млн тонн нефтепродуктов из Белоруссии Транспортная система РФ может принять 7-8 млн тонн нефтепродуктов из Белоруссии до конца года в случ...

Рост погрузки на сети РЖД в августе может превысить 0,3% - замглавы ЦФТО

Рост погрузки на сети РЖД в августе может превысить 0,3% - замглавы ЦФТО Рост погрузки на сети ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в августе может превысить запла...

Авто транспорт

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией Министерство транспорта готовит предложения о дублере опасного участка на границе с Финляндией в рай...

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов Электрический транспорт в ближайшие 20 лет станет основным видом, но не сможет полностью заменить бе...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...