ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

Морские порты
ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации Северного морского пути сегодня в России уделяется особое внимание. Рассматривая этот вопрос с точки зрения развития портового хозяйства в Арктической зоне, стоит отметить исключительную роль крупнейшей стивидорной компании Арктического бассейна – ПАО «Мурманский морской торговый порт», – имеющей богатый опыт круглогодичной переработки грузов в Арктике и развивающейся с учетом обслуживания новых перспективных арктических проектов и растущих грузопотоков по Севморпути.

Максим Перевалов

Арктический, но незамерзающий

Мурманский морской торговый порт (ММТП) – исторически своего рода уникальное предприятие. Несмотря на то, что Мурманск расположен за Полярным кругом, порт находится в незамерзающей акватории Кольского залива Баренцева моря и имеет круглогодичный режим плавания морских судов, которое к тому же не зависит от политики сопредельных государств.

Именно поэтому порт всегда был и военным, и торговым, во время двух мировых войн оставался надежной базой доставки грузов из стран-союзников в европейскую часть России, с момента образования служил центром внешней торговли страны и каботажа российских грузов, а также служил отправной точкой для многочисленных полярных экспедиций.

Первая регулярная пароходно-арктическая линия Мурманск – Шпицберген – Мурманск для перевозки угля, который добывался на арктическом архипелаге, была открыта в далеком 1932 году. А в 1933 году из Мурманского порта в свой легендарный рейс отправился пароход «Челюскин». В 1938 году ледокольные суда «Мурман» и «Таймыр» сняли с дрейфующей льдины и доставили в Мурманск героическую четверку «папанинцев».

За период Великой Отечественной войны Мурманский порт принял 27 полярных конвоев, обработал более 2 млн тонн военных и народнохозяйственных грузов и отправил на фронт по железной дороге почти 13 тыс. вагонов с военной техникой, снаряжением и продовольствием.

В 1970 году открылось постоянное сообщение по Северному морскому пути между Мурманским портом и портом Дудинка. По этой линии стали доставлять из Норильска в Мурманск медно-никелевую руду и файнштейн для комбинатов «Североникель» и «Печенганикель».

23 августа 1977 года из высокоширотного похода в порт Мурманск возвратился атомоход «Арктика», который за 13 суток прошел 3852 мили в сложных ледовых условиях и стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса.

Имея такой богатый исторический опыт работы в суровых климатических условиях Заполярья, ММТП и сегодня ориентирован на развитие морских грузоперевозок в Арктическом бассейне, в том числе по Северному морскому пути.

Импульс Ямала

Сегодня ПАО «Мурманский морской торговый порт» имеет стабильный грузооборот, основу которого составляет экспортная угольная продукция. При этом порт продолжает оставаться универсальным, а персонал предприятия обладает всеми необходимыми компетенциями для обработки любых грузов, в том числе крупногабаритных и тяжеловесных. В стивидорной компании это считают одним из своих конкурентных преимуществ, важным для поиска новых источников увеличения грузооборота.

Одним из направлений такого поиска сегодня вновь становится Арктика и те масштабные проекты, которые здесь уже реализуются или планируются к реализации в недалеком будущем. Так, существенным фактором, повлиявшим на рост грузооборота ММТП на арктическом направлении стало строительство на полуострове Ямал завода по сжижению природного газа (СПГ) и морского порта Сабетта.

Этот проект сейчас выходит на финишную прямую, первые поставки СПГ должны начаться уже в следующем году. Но строительство продолжается, и с начала 2016 года ММТП обработано уже шесть судов с ростверками для инфраструктурных объектов на Ямале. Общий вес генеральных грузов, доставленных на полуостров за этот период,   превысил 30 тыс. тонн.

Ростверки (железобетонные свайные оголовки) производятся в Мурманске на российско-норвежском предприятии «Олен Бетон». Вес и габариты конструкций достаточно велики: самый легкий ростверк весит 14 тонн, а самый тяжелый – 54 тонны, всего их семь видов. Доставка ростверков к причалам ММТП осуществляется поштучно преимущественно в ночное время. Погрузка самых тяжелых железобетонных изделий производится с использованием спаренной работы портальных кранов, что предъявляет дополнительные требования к квалификации всей стивидорной группы.

Также в направлении порта Сабетта ММТП отгружает строительный щебень. С начала 2016 года отгружено более чем 120 тыс. тонн этой продукции. Щебень необходимого для строительства в условиях вечной мерзлоты качества доставляется из карьеров, расположенных недалеко от Мурманска.

Таким образом, стразу несколько предприятий Кольского Заполярья участвуют в логистической цепочке по доставке грузов на Ямал, а значит, создают новые рабочие места и увеличивают налоговые отчисления в бюджеты всех уровней. ММТП в этой цепочке является базовым звеном для всестороннего взаимодействия и кооперационных связей регионального бизнеса в обеспечении инфраструктурных проектов на Ямале.

Таймыр становится ближе

К переработке грузов, предназначенных для строящегося порта Сабетта, в июне и начале июля 2016 года ММТП добавил обработку судов направлением на порты Диксон и Хатанга.

На причале №15 ММТП была проведена обработка сухогруза «Сергей Асямов», следующего на Хатангу. Судно зашло в Мурманск по пути из Роттердама и загрузилось контейнерами с запасными частями для машин и механизмов, а также продуктами питания и бутилированной водой. Еще одну партию контейнеров стивидорная компания погрузила на судно «Ермак» Мурманского морского пароходства. Тезка легендарного ледокола также отправился в морской порт Хатанга.

Регулярным направлением для ММТП становится порт Диксон. Получателем грузов, отправляемых из Мурманска, является «Арктическая горная компания», которая недавно приступила к добыче антрацита на Таймыре. Технологическое оборудование, транспорт и строительные материалы для этого нового проекта доставляются морским транспортом.

И хотя новые направления отправки грузов пока не сильно влияют на рост общего грузооборота ММТП, арктический вектор развития предприятия является для него одним из приоритетов, гарантией сохранения лидирующих позиций в Арктическом бассейне.

Возрожденный атомный лихтеровоз «Севморпуть»

После десятилетнего перерыва в 2016 году ММТП вновь приступил к обработке атомного арктического лихтеровоза «Севморпуть». Это уникальное и единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой, которое было построено в 1988 году на судостроительном заводе «Залив» в г.Керчи.

С 1992 по 2006 год «Севморпуть» активно участвовал в перевозках контейнерных и генеральных грузов в направлении порта Дудинка, на трассах Северного морского пути, в сложных ледовых и климатических условиях.

С момента подъема флага и начала работ лихтеровоз прошел более 300 тыс. миль, перевез свыше 1,5 млн тонн грузов. Погрузка и выгрузка «Севморпути» в Мурманске, как правило, осуществляется у причала №15, куда судно швартовалось за эти годы уже 90 раз.

Гигантские размеры «атомного грузовика» (длина – 260 метров, ширина – 32 метра, осадка – более 11 метров) позволяют обрабатывать его только на этом глубоководном причале, где имеются все условия для накопления и складирования грузов, установлена и работает специализированная техника и оборудование.

Для обработки данного судна требуется не только специализированная перегрузочная техника, но и специфический опыт, профессиональное мастерство докеров-механизаторов, портовых технологов, а также высокая степень координации между всеми участниками сложной логистической цепочки, в которую включены специалисты ФГУП «Атомфлот», ПАО «Совфрахт» и ПАО «ММТП».

В свой первый после восстановления рейс лихтеровоз «Севморпуть» доставил различные строительные материалы, кабельную продукцию, грузовые контейнеры, железобетонные изделия и пиломатериалы для строительства инфраструктуры на острове Котельный (архипелаг Новосибирские острова).

В связи с особым значением, которое придается реализации Арктических проектов, развитию регулярного сообщения на трассах Северного морского пути, использование атомного лихтеровоза для доставки грузов на отдаленные, труднодоступные, но богатые природными ресурсами и стратегически важные территории открывает перед страной новые возможности для ведения здесь активной экономической и хозяйственной деятельности.

«Арктический вектор развития нам близок и понятен. У мурманских портовиков есть опыт и знания, чтобы обеспечивать круглогодичную доставку грузов для строительства новых объектов как в Мурманской области, так и в других регионах, а также на шельфе Арктических морей», – считает генеральный директор ПАО «ММТП» Александр Масько.

Он уверен, что будущее стивидорной компании, ее коллектива и многих других предприятий Мурманска неразрывно связано с транспортным обслуживанием СМП и дальнейшим освоением Арктики.

Морские порты №6 (2016)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

ВМФ России не получит в срок кабельные суда «Свияга» и «Вятка»

ВМФ России не получит в срок кабельные суда «Свияга» и «Вятка» Причина сдвига сроков – сложности с поставкой ряда узлов и агрегатов, в том числе из-за санкций.

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...