ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

Морские порты
ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации Северного морского пути сегодня в России уделяется особое внимание. Рассматривая этот вопрос с точки зрения развития портового хозяйства в Арктической зоне, стоит отметить исключительную роль крупнейшей стивидорной компании Арктического бассейна – ПАО «Мурманский морской торговый порт», – имеющей богатый опыт круглогодичной переработки грузов в Арктике и развивающейся с учетом обслуживания новых перспективных арктических проектов и растущих грузопотоков по Севморпути.

Максим Перевалов

Арктический, но незамерзающий

Мурманский морской торговый порт (ММТП) – исторически своего рода уникальное предприятие. Несмотря на то, что Мурманск расположен за Полярным кругом, порт находится в незамерзающей акватории Кольского залива Баренцева моря и имеет круглогодичный режим плавания морских судов, которое к тому же не зависит от политики сопредельных государств.

Именно поэтому порт всегда был и военным, и торговым, во время двух мировых войн оставался надежной базой доставки грузов из стран-союзников в европейскую часть России, с момента образования служил центром внешней торговли страны и каботажа российских грузов, а также служил отправной точкой для многочисленных полярных экспедиций.

Первая регулярная пароходно-арктическая линия Мурманск – Шпицберген – Мурманск для перевозки угля, который добывался на арктическом архипелаге, была открыта в далеком 1932 году. А в 1933 году из Мурманского порта в свой легендарный рейс отправился пароход «Челюскин». В 1938 году ледокольные суда «Мурман» и «Таймыр» сняли с дрейфующей льдины и доставили в Мурманск героическую четверку «папанинцев».

За период Великой Отечественной войны Мурманский порт принял 27 полярных конвоев, обработал более 2 млн тонн военных и народнохозяйственных грузов и отправил на фронт по железной дороге почти 13 тыс. вагонов с военной техникой, снаряжением и продовольствием.

В 1970 году открылось постоянное сообщение по Северному морскому пути между Мурманским портом и портом Дудинка. По этой линии стали доставлять из Норильска в Мурманск медно-никелевую руду и файнштейн для комбинатов «Североникель» и «Печенганикель».

23 августа 1977 года из высокоширотного похода в порт Мурманск возвратился атомоход «Арктика», который за 13 суток прошел 3852 мили в сложных ледовых условиях и стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса.

Имея такой богатый исторический опыт работы в суровых климатических условиях Заполярья, ММТП и сегодня ориентирован на развитие морских грузоперевозок в Арктическом бассейне, в том числе по Северному морскому пути.

Импульс Ямала

Сегодня ПАО «Мурманский морской торговый порт» имеет стабильный грузооборот, основу которого составляет экспортная угольная продукция. При этом порт продолжает оставаться универсальным, а персонал предприятия обладает всеми необходимыми компетенциями для обработки любых грузов, в том числе крупногабаритных и тяжеловесных. В стивидорной компании это считают одним из своих конкурентных преимуществ, важным для поиска новых источников увеличения грузооборота.

Одним из направлений такого поиска сегодня вновь становится Арктика и те масштабные проекты, которые здесь уже реализуются или планируются к реализации в недалеком будущем. Так, существенным фактором, повлиявшим на рост грузооборота ММТП на арктическом направлении стало строительство на полуострове Ямал завода по сжижению природного газа (СПГ) и морского порта Сабетта.

Этот проект сейчас выходит на финишную прямую, первые поставки СПГ должны начаться уже в следующем году. Но строительство продолжается, и с начала 2016 года ММТП обработано уже шесть судов с ростверками для инфраструктурных объектов на Ямале. Общий вес генеральных грузов, доставленных на полуостров за этот период,   превысил 30 тыс. тонн.

Ростверки (железобетонные свайные оголовки) производятся в Мурманске на российско-норвежском предприятии «Олен Бетон». Вес и габариты конструкций достаточно велики: самый легкий ростверк весит 14 тонн, а самый тяжелый – 54 тонны, всего их семь видов. Доставка ростверков к причалам ММТП осуществляется поштучно преимущественно в ночное время. Погрузка самых тяжелых железобетонных изделий производится с использованием спаренной работы портальных кранов, что предъявляет дополнительные требования к квалификации всей стивидорной группы.

Также в направлении порта Сабетта ММТП отгружает строительный щебень. С начала 2016 года отгружено более чем 120 тыс. тонн этой продукции. Щебень необходимого для строительства в условиях вечной мерзлоты качества доставляется из карьеров, расположенных недалеко от Мурманска.

Таким образом, стразу несколько предприятий Кольского Заполярья участвуют в логистической цепочке по доставке грузов на Ямал, а значит, создают новые рабочие места и увеличивают налоговые отчисления в бюджеты всех уровней. ММТП в этой цепочке является базовым звеном для всестороннего взаимодействия и кооперационных связей регионального бизнеса в обеспечении инфраструктурных проектов на Ямале.

Таймыр становится ближе

К переработке грузов, предназначенных для строящегося порта Сабетта, в июне и начале июля 2016 года ММТП добавил обработку судов направлением на порты Диксон и Хатанга.

На причале №15 ММТП была проведена обработка сухогруза «Сергей Асямов», следующего на Хатангу. Судно зашло в Мурманск по пути из Роттердама и загрузилось контейнерами с запасными частями для машин и механизмов, а также продуктами питания и бутилированной водой. Еще одну партию контейнеров стивидорная компания погрузила на судно «Ермак» Мурманского морского пароходства. Тезка легендарного ледокола также отправился в морской порт Хатанга.

Регулярным направлением для ММТП становится порт Диксон. Получателем грузов, отправляемых из Мурманска, является «Арктическая горная компания», которая недавно приступила к добыче антрацита на Таймыре. Технологическое оборудование, транспорт и строительные материалы для этого нового проекта доставляются морским транспортом.

И хотя новые направления отправки грузов пока не сильно влияют на рост общего грузооборота ММТП, арктический вектор развития предприятия является для него одним из приоритетов, гарантией сохранения лидирующих позиций в Арктическом бассейне.

Возрожденный атомный лихтеровоз «Севморпуть»

После десятилетнего перерыва в 2016 году ММТП вновь приступил к обработке атомного арктического лихтеровоза «Севморпуть». Это уникальное и единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой, которое было построено в 1988 году на судостроительном заводе «Залив» в г.Керчи.

С 1992 по 2006 год «Севморпуть» активно участвовал в перевозках контейнерных и генеральных грузов в направлении порта Дудинка, на трассах Северного морского пути, в сложных ледовых и климатических условиях.

С момента подъема флага и начала работ лихтеровоз прошел более 300 тыс. миль, перевез свыше 1,5 млн тонн грузов. Погрузка и выгрузка «Севморпути» в Мурманске, как правило, осуществляется у причала №15, куда судно швартовалось за эти годы уже 90 раз.

Гигантские размеры «атомного грузовика» (длина – 260 метров, ширина – 32 метра, осадка – более 11 метров) позволяют обрабатывать его только на этом глубоководном причале, где имеются все условия для накопления и складирования грузов, установлена и работает специализированная техника и оборудование.

Для обработки данного судна требуется не только специализированная перегрузочная техника, но и специфический опыт, профессиональное мастерство докеров-механизаторов, портовых технологов, а также высокая степень координации между всеми участниками сложной логистической цепочки, в которую включены специалисты ФГУП «Атомфлот», ПАО «Совфрахт» и ПАО «ММТП».

В свой первый после восстановления рейс лихтеровоз «Севморпуть» доставил различные строительные материалы, кабельную продукцию, грузовые контейнеры, железобетонные изделия и пиломатериалы для строительства инфраструктуры на острове Котельный (архипелаг Новосибирские острова).

В связи с особым значением, которое придается реализации Арктических проектов, развитию регулярного сообщения на трассах Северного морского пути, использование атомного лихтеровоза для доставки грузов на отдаленные, труднодоступные, но богатые природными ресурсами и стратегически важные территории открывает перед страной новые возможности для ведения здесь активной экономической и хозяйственной деятельности.

«Арктический вектор развития нам близок и понятен. У мурманских портовиков есть опыт и знания, чтобы обеспечивать круглогодичную доставку грузов для строительства новых объектов как в Мурманской области, так и в других регионах, а также на шельфе Арктических морей», – считает генеральный директор ПАО «ММТП» Александр Масько.

Он уверен, что будущее стивидорной компании, ее коллектива и многих других предприятий Мурманска неразрывно связано с транспортным обслуживанием СМП и дальнейшим освоением Арктики.

Морские порты №6 (2016)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Закон о наделении Росатома полномочиями развития Севморпути принят Госдумой

Закон о наделении Росатома полномочиями развития Севморпути принят Госдумой Госдума приняла в третьем чтении закон, определяющий полномочия госкорпорации   «Росатом» ...

У берегов Камчатки появятся бесшумные субмарины

У берегов Камчатки появятся бесшумные субмарины Бригада самых малошумных российских подводных лодок проекта 677 «Лада» пополнит Тихоокеанский флот

Российская экономика

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго Рыбный союз заявляет, что импортозамещения в этой сфере так и не произошло.

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн Грузооборот морских портов России за январь-ноябрь 2018 года составил 746,81 млн. тонн, увеличившись...

В китайском порту Циндао строят второй терминал для супертанкеров

В китайском порту Циндао строят второй терминал для супертанкеров Он будет включать в себя один причал для супертанкеров-нефтеперевозчиков дедвейтом до 300 тыс. тонн,...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71%

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71% АО «РЖД Логистика», крупнейший на территории СНГ и стран Балтии мультимодальный логистический операт...

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...