ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике - Морские вести России

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

21.05.2017

Морские порты

Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации Северного морского пути сегодня в России уделяется особое внимание. Рассматривая этот вопрос с точки зрения развития портового хозяйства в Арктической зоне, стоит отметить исключительную роль крупнейшей стивидорной компании Арктического бассейна – ПАО «Мурманский морской торговый порт», – имеющей богатый опыт круглогодичной переработки грузов в Арктике и развивающейся с учетом обслуживания новых перспективных арктических проектов и растущих грузопотоков по Севморпути.

Максим Перевалов

Арктический, но незамерзающий

Мурманский морской торговый порт (ММТП) – исторически своего рода уникальное предприятие. Несмотря на то, что Мурманск расположен за Полярным кругом, порт находится в незамерзающей акватории Кольского залива Баренцева моря и имеет круглогодичный режим плавания морских судов, которое к тому же не зависит от политики сопредельных государств.

Именно поэтому порт всегда был и военным, и торговым, во время двух мировых войн оставался надежной базой доставки грузов из стран-союзников в европейскую часть России, с момента образования служил центром внешней торговли страны и каботажа российских грузов, а также служил отправной точкой для многочисленных полярных экспедиций.

Первая регулярная пароходно-арктическая линия Мурманск – Шпицберген – Мурманск для перевозки угля, который добывался на арктическом архипелаге, была открыта в далеком 1932 году. А в 1933 году из Мурманского порта в свой легендарный рейс отправился пароход «Челюскин». В 1938 году ледокольные суда «Мурман» и «Таймыр» сняли с дрейфующей льдины и доставили в Мурманск героическую четверку «папанинцев».

За период Великой Отечественной войны Мурманский порт принял 27 полярных конвоев, обработал более 2 млн тонн военных и народнохозяйственных грузов и отправил на фронт по железной дороге почти 13 тыс. вагонов с военной техникой, снаряжением и продовольствием.

В 1970 году открылось постоянное сообщение по Северному морскому пути между Мурманским портом и портом Дудинка. По этой линии стали доставлять из Норильска в Мурманск медно-никелевую руду и файнштейн для комбинатов «Североникель» и «Печенганикель».

23 августа 1977 года из высокоширотного похода в порт Мурманск возвратился атомоход «Арктика», который за 13 суток прошел 3852 мили в сложных ледовых условиях и стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса.

Имея такой богатый исторический опыт работы в суровых климатических условиях Заполярья, ММТП и сегодня ориентирован на развитие морских грузоперевозок в Арктическом бассейне, в том числе по Северному морскому пути.

Импульс Ямала

Сегодня ПАО «Мурманский морской торговый порт» имеет стабильный грузооборот, основу которого составляет экспортная угольная продукция. При этом порт продолжает оставаться универсальным, а персонал предприятия обладает всеми необходимыми компетенциями для обработки любых грузов, в том числе крупногабаритных и тяжеловесных. В стивидорной компании это считают одним из своих конкурентных преимуществ, важным для поиска новых источников увеличения грузооборота.

Одним из направлений такого поиска сегодня вновь становится Арктика и те масштабные проекты, которые здесь уже реализуются или планируются к реализации в недалеком будущем. Так, существенным фактором, повлиявшим на рост грузооборота ММТП на арктическом направлении стало строительство на полуострове Ямал завода по сжижению природного газа (СПГ) и морского порта Сабетта.

Этот проект сейчас выходит на финишную прямую, первые поставки СПГ должны начаться уже в следующем году. Но строительство продолжается, и с начала 2016 года ММТП обработано уже шесть судов с ростверками для инфраструктурных объектов на Ямале. Общий вес генеральных грузов, доставленных на полуостров за этот период,   превысил 30 тыс. тонн.

Ростверки (железобетонные свайные оголовки) производятся в Мурманске на российско-норвежском предприятии «Олен Бетон». Вес и габариты конструкций достаточно велики: самый легкий ростверк весит 14 тонн, а самый тяжелый – 54 тонны, всего их семь видов. Доставка ростверков к причалам ММТП осуществляется поштучно преимущественно в ночное время. Погрузка самых тяжелых железобетонных изделий производится с использованием спаренной работы портальных кранов, что предъявляет дополнительные требования к квалификации всей стивидорной группы.

Также в направлении порта Сабетта ММТП отгружает строительный щебень. С начала 2016 года отгружено более чем 120 тыс. тонн этой продукции. Щебень необходимого для строительства в условиях вечной мерзлоты качества доставляется из карьеров, расположенных недалеко от Мурманска.

Таким образом, стразу несколько предприятий Кольского Заполярья участвуют в логистической цепочке по доставке грузов на Ямал, а значит, создают новые рабочие места и увеличивают налоговые отчисления в бюджеты всех уровней. ММТП в этой цепочке является базовым звеном для всестороннего взаимодействия и кооперационных связей регионального бизнеса в обеспечении инфраструктурных проектов на Ямале.

Таймыр становится ближе

К переработке грузов, предназначенных для строящегося порта Сабетта, в июне и начале июля 2016 года ММТП добавил обработку судов направлением на порты Диксон и Хатанга.

На причале №15 ММТП была проведена обработка сухогруза «Сергей Асямов», следующего на Хатангу. Судно зашло в Мурманск по пути из Роттердама и загрузилось контейнерами с запасными частями для машин и механизмов, а также продуктами питания и бутилированной водой. Еще одну партию контейнеров стивидорная компания погрузила на судно «Ермак» Мурманского морского пароходства. Тезка легендарного ледокола также отправился в морской порт Хатанга.

Регулярным направлением для ММТП становится порт Диксон. Получателем грузов, отправляемых из Мурманска, является «Арктическая горная компания», которая недавно приступила к добыче антрацита на Таймыре. Технологическое оборудование, транспорт и строительные материалы для этого нового проекта доставляются морским транспортом.

И хотя новые направления отправки грузов пока не сильно влияют на рост общего грузооборота ММТП, арктический вектор развития предприятия является для него одним из приоритетов, гарантией сохранения лидирующих позиций в Арктическом бассейне.

Возрожденный атомный лихтеровоз «Севморпуть»

После десятилетнего перерыва в 2016 году ММТП вновь приступил к обработке атомного арктического лихтеровоза «Севморпуть». Это уникальное и единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой, которое было построено в 1988 году на судостроительном заводе «Залив» в г.Керчи.

С 1992 по 2006 год «Севморпуть» активно участвовал в перевозках контейнерных и генеральных грузов в направлении порта Дудинка, на трассах Северного морского пути, в сложных ледовых и климатических условиях.

С момента подъема флага и начала работ лихтеровоз прошел более 300 тыс. миль, перевез свыше 1,5 млн тонн грузов. Погрузка и выгрузка «Севморпути» в Мурманске, как правило, осуществляется у причала №15, куда судно швартовалось за эти годы уже 90 раз.

Гигантские размеры «атомного грузовика» (длина – 260 метров, ширина – 32 метра, осадка – более 11 метров) позволяют обрабатывать его только на этом глубоководном причале, где имеются все условия для накопления и складирования грузов, установлена и работает специализированная техника и оборудование.

Для обработки данного судна требуется не только специализированная перегрузочная техника, но и специфический опыт, профессиональное мастерство докеров-механизаторов, портовых технологов, а также высокая степень координации между всеми участниками сложной логистической цепочки, в которую включены специалисты ФГУП «Атомфлот», ПАО «Совфрахт» и ПАО «ММТП».

В свой первый после восстановления рейс лихтеровоз «Севморпуть» доставил различные строительные материалы, кабельную продукцию, грузовые контейнеры, железобетонные изделия и пиломатериалы для строительства инфраструктуры на острове Котельный (архипелаг Новосибирские острова).

В связи с особым значением, которое придается реализации Арктических проектов, развитию регулярного сообщения на трассах Северного морского пути, использование атомного лихтеровоза для доставки грузов на отдаленные, труднодоступные, но богатые природными ресурсами и стратегически важные территории открывает перед страной новые возможности для ведения здесь активной экономической и хозяйственной деятельности.

«Арктический вектор развития нам близок и понятен. У мурманских портовиков есть опыт и знания, чтобы обеспечивать круглогодичную доставку грузов для строительства новых объектов как в Мурманской области, так и в других регионах, а также на шельфе Арктических морей», – считает генеральный директор ПАО «ММТП» Александр Масько.

Он уверен, что будущее стивидорной компании, ее коллектива и многих других предприятий Мурманска неразрывно связано с транспортным обслуживанием СМП и дальнейшим освоением Арктики.

Морские порты №6 (2016)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика