Готовность к усилению контроля в новом порту Тамань - Морские вести России

Готовность к усилению контроля в новом порту Тамань

03.05.2017

Морские порты

Морской порт Тамань – один из новых портов России, расположен на Черноморском побережье Таманского полуострова между мысом Железный Рог и мысом Панагия, является незамерзающим и навигация в нем осуществляется круглогодично. Площадь территории морского порта составляет 37,09 га, площадь акватории – 97,97 кв. км. В настоящее время в порту 9 действующих причалов, длина причального фронта – 2286 пог. метров. Порт доступен для захода судов длиной до 275 метров, шириной до 48 метров и осадкой до 14 метров.

Михаил Мигда, капитан морского порта Тамань, ФГБУ «АМП Черного моря»

Географическое положение морского порта Тамань и его расположение вне населенных пунктов, в отличие от других портов Черноморского бассейна, не ограничивает возможностей увеличения портовых мощностей и, соответственно, увеличения грузооборота. Это позволило порту за короткий срок занять третью строку по показателям переваливаемого груза, количеству обрабатываемых судов, собираемости портовых сборов среди одиннадцати портов ФГБУ «АМП Черного моря». С увеличением грузооборота со 111,33 тыс. тонн в 2009 году до 12,88 млн тонн в 2015 году пропорционально увеличилось и количество судозаходов – с 34 в 2009 году до 704 в 2015 году.

Такое динамичное развитие требует от Службы капитана морского порта Тамань уделять больше внимания осуществлению портового контроля в соответствии с законодательством РФ о торговом мореплавании за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта, за соблюдением требований к загрузке судна, установленных нормативными правовыми актами и международными договорами РФ.

Основные направления и результаты

Служба капитана морского порта Тамань состоит из инспекции государственного портового контроля (ИГПК), инспекции по контролю судов FSC/PSC, отдела организации движения и стоянки судов в акватории морского порта, отдела контроля за опасными грузами, пожарной безопасностью на судах и экологией. Штатная численность и высокая квалификация работников Службы позволяет в полном объеме обеспечить безопасность плавания и стоянки судов в порту, пожарную, экологическую и транспортную безопасность.

Специалисты Службы обеспечены обустроенными рабочими местами и помещениями, транспортом, современными средствами электронной, телефонной и радиосвязи, в том числе приемником информации о безопасности NAVTEX. Инспекторы портового контроля оснащены всем необходимым, в том числе приборами контроля за загрязнением воздуха, определения солености воды, газоанализаторами.

В 2015 году инспекцией государственного портового контроля на выход из порта было оформлено 709 судов, а за семь месяцев 2016 года – 420 судов. Инспекцией по контролю судов FSC/PSC проведено 216 инспекций по процедуре Черноморского меморандума и 42 инспекции судов под флагом РФ, из них 151 инспекция с замечаниями. За существенные несоответствия требованиям по безопасности мореплавания четыре судна были задержаны по процедуре Черноморского меморандума.

Совместно с ИГПК и государственными контролирующими органами работает отдел организации движения судов, что позволяет минимизировать обработку судов. Для морского порта Тамань, не имеющего волнозаградительных гидротехнических сооружений, главной задачей является обеспечение безопасной стоянки судов у причалов. Службой капитана порта осуществляется постоянный контроль за фактической погодой, регулярно проводится анализ метеорологических прогнозов. Только в 2015 году было принято 73 штормовых предупреждения, по ним своевременно выполнены соответствующие мероприятия: от причалов морского порта было отведено 57 судов.

За все время работы Службы аварийных случаев с судами и повреждений портовых гидротехнических сооружений в морском порту Тамань не было. Вместе с тем, в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, минимизации и ликвидации их последствий проводится значительная работа по соблюдению регламентов и требований безопасности, по обеспечению готовности сил и средств аварийно-спасательных формирований, основу которых составляют подразделения и суда аварийного реагирования АЧФ ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота».

В целях обеспечения безопасности мореплавания, организации и регулирования движения судов в 2012 году ФГУП «Росморпорт» была оборудована и введена в эксплуатацию система управления движением судов (СУДС) морского порта Тамань, которая входит в состав региональной системы управления движением судов Керченского пролива с автоматизированным рабочим местом оператора СУДС порта Тамань. Удаленный терминал СУДС в помещении ИГПК позволяет дежурному инспектору государственного портового контроля в режиме реального времени производить контроль за передвижением судов в акватории порта, вести автоматическую идентификацию судов.

В целях обеспечения транспортной безопасности в акватории морского порта Тамань в 2014 году был разработан и внедрен комплекс инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ). В 2015 году комплекс ИТСОТБ был передан в Азово-Черноморский филиал ФГУП «Росморпорт» для дальнейшей эксплуатации и создания специализированного подразделения транспортной безопасности, составной части пункта управления транспортной безопасностью Службы капитана порта.

Ежеквартально в морском порту Тамань проводятся тренировки по связи и оповещению по вопросам транспортной безопасности. Ежегодно в порту проводятся учения по локализации и ликвидации условных разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта.

Перспективы развития порта

Морской порт Тамань привлекателен для инвестиций ввиду больших перспектив развития. Сегодня в стадии реализации находится проект создания сухогрузного района морского порта Тамань с грузооборотом 94 млн тонн в год, прошедший все экспертизы и согласования.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 28.07.2016 г. №1605-р на основе концессионного соглашения с ЗАО «Таманьнефтегаз» намечено создание объектов железнодорожной инфраструктуры федеральной собственности, предназначенных для обеспечения перевозок между сухогрузным районом морского порта Тамань и Крымом, а также для обеспечения грузоперевозок в направлении портовых мощностей ЗАО «Таманьнефтегаз». Эти объекты будут созданы за счет собственных средств концессионера. Кроме того, принятое решение будет способствовать развитию механизмов частной инициативы в федеральных проектах в сфере транспорта.

В апреле 2016 года «Главгосэкспертиза» выдала положительное заключение на проектную документацию и инженерные изыскания по дноуглубительным работам, проведенные в рамках реализации инвестиционного проекта ГК «ОТЭКО» строительства Таманского терминала навалочных грузов, способного принимать суда дедвейтом до 220 тыс. тонн. Новый подходной канал к терминалу будет создан с учетом данных параметров судов.

На первом этапе строительства на операционной акватории и подходном канале Таманского терминала навалочных грузов будут проведены дноуглубительные работы до глубины 18,8 метра. Длина подходного канала составит 6,2 км. Общий объем дноуглубительных работ на первом этапе – более 9 млн кубометров.

В 2014 году ООО «ОТЭКО-Портсервис» получило положительное заключение «Главгосэкспертизы» по проекту «Таманский терминал навалочных грузов. Этап 1», рассчитанный на мощность 35 млн тонн грузов в год. В его рамках компания сейчас ведет строительство гидротехнических сооружений терминала.

Нужно отметить, что ГК «ОТЭКО» в порту Тамань реализует сразу несколько крупных проектов, в том числе по расширению комплекса сжиженных углеводородных газов (СУГ) с увеличением грузооборота до 3,5 млн тонн в год, по строительству Таманского зернового терминала мощностью 14,5 млн тонн в год (заказчик – ООО «Агрохолдинг Тамань», входит в ГК «ОТЭКО»).

Профессионализм и опыт специалистов Службы капитана морского порта Тамань позволяют достойно выполнять задачи по обеспечению безопасности мореплавания, транспортной безопасности и охране окружающей среды современного морского порта в настоящее время и позволят их выполнять при его развитии, увеличении грузооборота и количества судозаходов.

Морские порты №6 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ