Байкал как зеркало экологии региона

Речной транспорт
Байкал как зеркало экологии региона

В навигацию 2016 года ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» обслуживало 5883 км водных путей, в том числе 3051 км с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой, 613 км с гарантированными габаритами и неосвещаемой обстановкой, 2219 км без навигационного оборудования и гарантированных габаритов.


В условиях маловодности обеспечили движение судов


Валерий Савинов, руководитель ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна»

Открытие навигации в бассейне состоялось в установленные распоряжением Росморречфлота сроки. Гидрологическая обстановка по озеру Байкал и Иркутскому водохранилищу на начало навигации сложилась весьма неблагоприятная и напрямую повлияла на судоходство по Ангаре. Минимальный уровень воды в Байкале составлял 455,71 м ТО, по водопосту Исток – 332 см, что на 27 см ниже проектного уровня. Данные уровни не давали возможность обеспечения гарантированной глубины на перекате «Исток» в 200 см. Среднесуточные сбросные расходы по Иркутскому гидроузлу составили 1300 м3/с, что в свою очередь привело к уменьшению уровня воды в Ангаре ниже плотины Иркутской ГЭС от проектных значений на 45-50 см.

Лимитирующими участками на реке ниже плотины Иркутской ГЭС являются два переката – «Жилкинский» и «Усольский», ложе которых слагается выходами скальных пород. Дноуглубительные работы на этих перекатах невозможны в связи с отсутствием у Администрации скалодробильного земснаряда. В условиях маловодья проход судов по этим участкам сопряжен с риском посадки на мель и перекрытием судового хода. В целях обеспечения безопасности судоходства в соответствии со ст. 77 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на участке от 0 до 105 км реки Ангары было введено ограничение по осадке судов.

В результате обращения Администрации в межведомственную рабочую группу по регулированию режимов работы водохранилищ Ангаро-Енисейского каскада и северных ГЭС с предложением о временном повышенном попуске воды через Иркутскую ГЭС удалось осуществить проводку двух пассажирских судов типа «Метеор», обслуживающих дотируемую из областного бюджета социально значимую линию Иркутск – Братск – Иркутск, до пос. Балаганск, откуда и осуществлялось отправление судов до конца навигации. Жители отдаленных поселков и деревень, расположенных на берегах Ангары, лишились возможности быстро добираться в областной центр.

На Общественном совете при Администрации обсуждались вопросы коренного улучшения параметров судового хода на лимитирующих участках реки Ангары. Общественный совет единогласно пришел к мнению о необходимости разработки проекта по коренному улучшению параметров судового хода, а в последующем и на реализацию проекта.

Исправное содержание водных путей бассейна поддерживается путем регулярного проведения комплекса путевых работ: проведение русловых изысканий, дноуглубление, содержание навигационной обстановки, проведение тральных и дноочистительных работ.

В навигацию 2016 года для содержания водных путей были введены в эксплуатацию три грейферных земснаряда «ВС-110», «ВС-109», «ВС-107» проекта Р-99 и один многочерпаковый земснаряд «ВС-202» пр. Р-010. Объем дноуглубительных работ на Ангаре составил 59 850 м3, на Селенге – 25 550 м3, на баре реки Турка – 20 100 м3. Для обслуживания СНО в бассейне было задействовано 6 путейских судов. Всего содержалось 634 знака.

В 2015 году в состав Байкало-Селенгинского района водных путей и судоходства – филиала ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» вошел Жигаловский судостроительно-судоремонтный завод. Работники завода – опытные судостроители – сразу приступили к капитальному ремонту технического флота Администрации. За период 2015-2016 гг. их силами Администрация провела крупномасштабный судоремонт: в Ангарском районе водных путей и судоходства отремонтированы 3 шаланды, 1 баржа, 1 брандвахта, 1 судно технического флота. В Байкало-Селенгинском районе водных путей и судоходства отремонтированы 1 баржа, 1 судно технического флота, 1 судно инспекции государственного портового контроля, на двух грейферных земснарядах заменены главные двигатели и частично обшивка корпуса. К открытию навигации 2017 г. будут отремонтированы 2 баржи и 1 обстановочное судно.

В начале 2016 года Администрацией был заключен контракт с ООО «ГЛОНАСС Северо-Запад» на установку средств контроля расхода топлива (СКРТ) на 14 судов технического флота. Совместными усилиями Администрации и специалистов подрядчика установка датчиков расхода топлива была выполнена на всех судах. К началу навигации 2017 г. предусматривается доработать программное обеспечение, что позволит полностью обеспечить мероприятие по оптимизации расходования бюджетных средств, направляемых на закупку ГСМ.

Президентом страны подписан указ № 7 от 05.01.2016 «О проведении в РФ Года экологии». Особое внимание Администрация обращает на проблему обеспечения экологической безопасности на Байкале. На сегодняшний день здесь эксплуатируется около 250 средних и крупных судов и более 6 тысяч маломерных судов. При этом на акватории озера и Иркутского водохранилища находится всего одно несамоходное судно по приему и переработке подсланевых и сточно-фановых вод, что явно недостаточно. Решение проблемы пополнения экологического флота может быть найдено при участии средств судовладельцев, субъекта РФ и федерального бюджета.


Необходимы современные подзаконные нормативные акты


Иван Черных, заместитель руководителя – капитан Байкало-Ангарского бассейна ВВП

Байкало-Ангарский бассейн – это озеро Байкал, впадающие в него реки Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин и вытекающая из него река Ангара с водохранилищами: Иркутское, Братское, Усть-Илимское, реки Ока, Ия, Илим, расположенные на территории Иркутской области и Республики Бурятия. В Государственном судовом реестре бассейна зарегистрировано 1130 судов, из них самоходных – 798, несамоходных – 332 судна, более 400 судовладельцев.

В составе инспекции государственного портового контроля в Байкало-Ангарском бассейне ВВП работает 6 инспекторов, в том числе 2 инспектора в Братске, 2 – в Иркутске и по одному в Усть-Илимске и Улан-Удэ. Это специалисты высокого уровня, профессионалы своего дела, большая часть из них работает с момента образования инспекции. Служба портового контроля снабжена для работы необходимой оргтехникой, мобильной связью, средствами фото- и видеофиксации, автотранспортом и судном проекта 1439.

Государственное задание выполнено

Инспекция завершила навигацию 2016 года с хорошими результатами, выполнив государственное задание на 109%. Проведено 511 проверок, выявлено 1356 нарушений обязательных требований, временно задержано 133 судна. Всего за время существования ИГПК проведено 2045 проверок, выявлено 5471 нарушение обязательных требований, временно задержано 454 судна. Количество временных задержаний судов в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизилось на 9%, а по пассажирским судам – в 2,6 раза. Инспекторами ГПК составлен и передан в ВС УГРН Ространснадзора 171 протокол об административных правонарушениях на судоводителей и судовладельцев, сумма штрафов составила 161,6 тыс. рублей.

Работа инспекторов не заканчивается и в зимний период, проводятся проверки на судах паромной переправы порт Байкал – Рогатка.

В 2015 году под руководством капитана бассейна начал работу юрист, что значительно облегчило работу служб и отделов.

Продолжается сотрудничество инспекции с Восточно-Сибирским управлением государственного речного надзора, региональными транспортными прокуратурами, линейными отделами МВД, Следственным комитетом. Проводились комплексные
выездные проверки с использованием обстановочных судов, судна ВС УГРН и судна ИГПК.

Основными причинами временных задержаний судов в навигацию 2016 года стали: отсутствие на судне судовых документов, требуемых статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств капитана судна и членов экипажа судна требованиям, установленным пунктом 1 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, хотя по сравнению с 2015 годом наблюдается снижение количества нарушений по этим причинам на 32%; количество нарушений, связанных со средствами борьбы с пожаром и спасательными средствами, осталось на прежнем уровне.

Регистрация судов

Отделом регистрации судов в 2016 году велись все виды регистрационных действий с использованием информационного портала Государственного судового реестра. На 31.12.2016 проведено 447 регистрационных действий, в том числе:

• принято 245 заявлений;

• выдано:

– 49 свидетельств о праве собственности;

– 48 свидетельств о праве плавания под госфлагом РФ;

– 23 свидетельства об исключении судна из ГСР;

– одно свидетельство о праве собственности на строящееся судно;

– 58 судовых билетов;

– 2 дубликата судовых билетов;

Поставлено на учет в 2016 году 17 бесхозяйных судов.

Зарегистрировано 10 договоров аренды без экипажа, 7 договоров ипотеки, 1 ипотека в силу закона.

Дипломирование и аттестация

Отделом дипломирования и аттестации по результатам проведенных квалификационных испытаний выдано:

– дипломов – 111 шт.;

- подтверждений к дипломам – 142 шт.;

– квалификационных свидетельств – 207 шт.;

– удостоверений по аттестации – 47 шт.

Во исполнение распоряжения Росморречфлота № СГ-442-р от 29.12.2015 при выполнении своих функциональных обязанностей применяется автоматизированная система управления транспортным комплексом.

Диспетчерское регулирование

Внутренние водные пути бассейна имеют уникальные особенности. 85% судовых ходов, используемых для плавания, имеют ограничения по условиям плавания. В соответствии с Порядком диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях РФ, утвержденным приказом Минтранса России от 01.03.2010 № 47, диспетчерское регулирование движения судов на этих участках является обязательным.

Отдел диспетчерского регулирования движения судов в составе Администрации создан в 2014 году, осуществляет диспетчерское регулирование движения судов и управление движением судов на участках ВВП, имеющих ограничения по условиям плавания. С судовладельцами всех форм собственности заключено 68 договоров на диспетчерское регулирование движения судов и предоставление путевой информации. Деятельность диспетчерского аппарата осуществляется в тесном сотрудничестве с инспекторами ГПК.

После окончания прогнозных сроков работы навигационного оборудования на ВВП бассейна часть судовладельцев продолжила работу до окончания физической навигации. Для обеспечения безопасности судоходства была продолжена работа диспетчеров до 31 декабря 2016 года.

И в заключение хочу пожелать коллегам в 2017 году плодотворной работы, удачной навигации, гарантированных глубин.


Морские вести России №3, 2017 г.


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

«Дорога Памяти» привела участников патриотической эстафеты к заводу «Красное Сормово»

«Дорога Памяти» привела участников патриотической эстафеты к заводу «Красное Сормово» Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) стал пятым этапом эстафеты «Дорога Памяти», приурочен...

СРЗ «Нерпа» поддерживает молодых специалистов

СРЗ «Нерпа» поддерживает молодых специалистов На судоремонтном заводе «Нерпа» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) п...

Российская экономика

Амурский судозавод в 2018 году в 2,3 раза увеличил чистый убыток на фоне роста себестоимости заказов

Амурский судозавод в 2018 году в 2,3 раза увеличил чистый убыток на фоне роста себестоимости заказов ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, Комсомольск-на-Амуре, входит в АО «Объединенная судо...

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 316 партий рыбной продукции

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 316 партий рыбной продукции Отделом пограничного ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте Управления Ро...

Транспортная политика

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага Количество требований для судов российского флага сегодня значительно больше, чем для иностранных су...

Морские порты

Мурманский морской рыбный порт обжалует решение Арбитражного суда по причалам

Мурманский морской рыбный порт обжалует решение Арбитражного суда по причалам В среду в Арбитражном суде Мурманской области рассматривали исковое заявление АО «Мурманский морской...

АО «Ростерминалуголь» заплатило 2,57 млрд рублей налогов в 2018 году

АО «Ростерминалуголь» заплатило 2,57 млрд рублей налогов в 2018 году АО «Ростерминалуголь» — крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, ...




Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Юрий Цветков: ожидаем, что все 80 млн тонн грузов будут перевозиться по СМП судами под российским флагом

Юрий Цветков: ожидаем, что все 80 млн тонн грузов будут перевозиться по СМП судами под российским флагом В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков сказал несколько слов об СМП, судах для реализ...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

Рекордный ж/д трафик ждут в Севастополе после запуска Крымского моста

Рекордный ж/д трафик ждут в Севастополе после запуска Крымского моста Железнодорожный трафик в Севастополе будет рекордным после открытия железнодорожной части Крымского ...

Грузоотправители Свердловской железной дороги стали в 3 раза чаще использовать электронную площадку «Грузовые перевозки»

Грузоотправители Свердловской железной дороги стали в 3 раза чаще использовать электронную площадку «Грузовые перевозки» Участники транспортного рынка подвели итоги работы на электронной торговой площадке «Грузовые перево...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...