Байкал как зеркало экологии региона

Речной транспорт
Байкал как зеркало экологии региона

В навигацию 2016 года ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» обслуживало 5883 км водных путей, в том числе 3051 км с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой, 613 км с гарантированными габаритами и неосвещаемой обстановкой, 2219 км без навигационного оборудования и гарантированных габаритов.


В условиях маловодности обеспечили движение судов


Валерий Савинов, руководитель ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна»

Открытие навигации в бассейне состоялось в установленные распоряжением Росморречфлота сроки. Гидрологическая обстановка по озеру Байкал и Иркутскому водохранилищу на начало навигации сложилась весьма неблагоприятная и напрямую повлияла на судоходство по Ангаре. Минимальный уровень воды в Байкале составлял 455,71 м ТО, по водопосту Исток – 332 см, что на 27 см ниже проектного уровня. Данные уровни не давали возможность обеспечения гарантированной глубины на перекате «Исток» в 200 см. Среднесуточные сбросные расходы по Иркутскому гидроузлу составили 1300 м3/с, что в свою очередь привело к уменьшению уровня воды в Ангаре ниже плотины Иркутской ГЭС от проектных значений на 45-50 см.

Лимитирующими участками на реке ниже плотины Иркутской ГЭС являются два переката – «Жилкинский» и «Усольский», ложе которых слагается выходами скальных пород. Дноуглубительные работы на этих перекатах невозможны в связи с отсутствием у Администрации скалодробильного земснаряда. В условиях маловодья проход судов по этим участкам сопряжен с риском посадки на мель и перекрытием судового хода. В целях обеспечения безопасности судоходства в соответствии со ст. 77 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на участке от 0 до 105 км реки Ангары было введено ограничение по осадке судов.

В результате обращения Администрации в межведомственную рабочую группу по регулированию режимов работы водохранилищ Ангаро-Енисейского каскада и северных ГЭС с предложением о временном повышенном попуске воды через Иркутскую ГЭС удалось осуществить проводку двух пассажирских судов типа «Метеор», обслуживающих дотируемую из областного бюджета социально значимую линию Иркутск – Братск – Иркутск, до пос. Балаганск, откуда и осуществлялось отправление судов до конца навигации. Жители отдаленных поселков и деревень, расположенных на берегах Ангары, лишились возможности быстро добираться в областной центр.

На Общественном совете при Администрации обсуждались вопросы коренного улучшения параметров судового хода на лимитирующих участках реки Ангары. Общественный совет единогласно пришел к мнению о необходимости разработки проекта по коренному улучшению параметров судового хода, а в последующем и на реализацию проекта.

Исправное содержание водных путей бассейна поддерживается путем регулярного проведения комплекса путевых работ: проведение русловых изысканий, дноуглубление, содержание навигационной обстановки, проведение тральных и дноочистительных работ.

В навигацию 2016 года для содержания водных путей были введены в эксплуатацию три грейферных земснаряда «ВС-110», «ВС-109», «ВС-107» проекта Р-99 и один многочерпаковый земснаряд «ВС-202» пр. Р-010. Объем дноуглубительных работ на Ангаре составил 59 850 м3, на Селенге – 25 550 м3, на баре реки Турка – 20 100 м3. Для обслуживания СНО в бассейне было задействовано 6 путейских судов. Всего содержалось 634 знака.

В 2015 году в состав Байкало-Селенгинского района водных путей и судоходства – филиала ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» вошел Жигаловский судостроительно-судоремонтный завод. Работники завода – опытные судостроители – сразу приступили к капитальному ремонту технического флота Администрации. За период 2015-2016 гг. их силами Администрация провела крупномасштабный судоремонт: в Ангарском районе водных путей и судоходства отремонтированы 3 шаланды, 1 баржа, 1 брандвахта, 1 судно технического флота. В Байкало-Селенгинском районе водных путей и судоходства отремонтированы 1 баржа, 1 судно технического флота, 1 судно инспекции государственного портового контроля, на двух грейферных земснарядах заменены главные двигатели и частично обшивка корпуса. К открытию навигации 2017 г. будут отремонтированы 2 баржи и 1 обстановочное судно.

В начале 2016 года Администрацией был заключен контракт с ООО «ГЛОНАСС Северо-Запад» на установку средств контроля расхода топлива (СКРТ) на 14 судов технического флота. Совместными усилиями Администрации и специалистов подрядчика установка датчиков расхода топлива была выполнена на всех судах. К началу навигации 2017 г. предусматривается доработать программное обеспечение, что позволит полностью обеспечить мероприятие по оптимизации расходования бюджетных средств, направляемых на закупку ГСМ.

Президентом страны подписан указ № 7 от 05.01.2016 «О проведении в РФ Года экологии». Особое внимание Администрация обращает на проблему обеспечения экологической безопасности на Байкале. На сегодняшний день здесь эксплуатируется около 250 средних и крупных судов и более 6 тысяч маломерных судов. При этом на акватории озера и Иркутского водохранилища находится всего одно несамоходное судно по приему и переработке подсланевых и сточно-фановых вод, что явно недостаточно. Решение проблемы пополнения экологического флота может быть найдено при участии средств судовладельцев, субъекта РФ и федерального бюджета.


Необходимы современные подзаконные нормативные акты


Иван Черных, заместитель руководителя – капитан Байкало-Ангарского бассейна ВВП

Байкало-Ангарский бассейн – это озеро Байкал, впадающие в него реки Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин и вытекающая из него река Ангара с водохранилищами: Иркутское, Братское, Усть-Илимское, реки Ока, Ия, Илим, расположенные на территории Иркутской области и Республики Бурятия. В Государственном судовом реестре бассейна зарегистрировано 1130 судов, из них самоходных – 798, несамоходных – 332 судна, более 400 судовладельцев.

В составе инспекции государственного портового контроля в Байкало-Ангарском бассейне ВВП работает 6 инспекторов, в том числе 2 инспектора в Братске, 2 – в Иркутске и по одному в Усть-Илимске и Улан-Удэ. Это специалисты высокого уровня, профессионалы своего дела, большая часть из них работает с момента образования инспекции. Служба портового контроля снабжена для работы необходимой оргтехникой, мобильной связью, средствами фото- и видеофиксации, автотранспортом и судном проекта 1439.

Государственное задание выполнено

Инспекция завершила навигацию 2016 года с хорошими результатами, выполнив государственное задание на 109%. Проведено 511 проверок, выявлено 1356 нарушений обязательных требований, временно задержано 133 судна. Всего за время существования ИГПК проведено 2045 проверок, выявлено 5471 нарушение обязательных требований, временно задержано 454 судна. Количество временных задержаний судов в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизилось на 9%, а по пассажирским судам – в 2,6 раза. Инспекторами ГПК составлен и передан в ВС УГРН Ространснадзора 171 протокол об административных правонарушениях на судоводителей и судовладельцев, сумма штрафов составила 161,6 тыс. рублей.

Работа инспекторов не заканчивается и в зимний период, проводятся проверки на судах паромной переправы порт Байкал – Рогатка.

В 2015 году под руководством капитана бассейна начал работу юрист, что значительно облегчило работу служб и отделов.

Продолжается сотрудничество инспекции с Восточно-Сибирским управлением государственного речного надзора, региональными транспортными прокуратурами, линейными отделами МВД, Следственным комитетом. Проводились комплексные
выездные проверки с использованием обстановочных судов, судна ВС УГРН и судна ИГПК.

Основными причинами временных задержаний судов в навигацию 2016 года стали: отсутствие на судне судовых документов, требуемых статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств капитана судна и членов экипажа судна требованиям, установленным пунктом 1 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, хотя по сравнению с 2015 годом наблюдается снижение количества нарушений по этим причинам на 32%; количество нарушений, связанных со средствами борьбы с пожаром и спасательными средствами, осталось на прежнем уровне.

Регистрация судов

Отделом регистрации судов в 2016 году велись все виды регистрационных действий с использованием информационного портала Государственного судового реестра. На 31.12.2016 проведено 447 регистрационных действий, в том числе:

• принято 245 заявлений;

• выдано:

– 49 свидетельств о праве собственности;

– 48 свидетельств о праве плавания под госфлагом РФ;

– 23 свидетельства об исключении судна из ГСР;

– одно свидетельство о праве собственности на строящееся судно;

– 58 судовых билетов;

– 2 дубликата судовых билетов;

Поставлено на учет в 2016 году 17 бесхозяйных судов.

Зарегистрировано 10 договоров аренды без экипажа, 7 договоров ипотеки, 1 ипотека в силу закона.

Дипломирование и аттестация

Отделом дипломирования и аттестации по результатам проведенных квалификационных испытаний выдано:

– дипломов – 111 шт.;

- подтверждений к дипломам – 142 шт.;

– квалификационных свидетельств – 207 шт.;

– удостоверений по аттестации – 47 шт.

Во исполнение распоряжения Росморречфлота № СГ-442-р от 29.12.2015 при выполнении своих функциональных обязанностей применяется автоматизированная система управления транспортным комплексом.

Диспетчерское регулирование

Внутренние водные пути бассейна имеют уникальные особенности. 85% судовых ходов, используемых для плавания, имеют ограничения по условиям плавания. В соответствии с Порядком диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях РФ, утвержденным приказом Минтранса России от 01.03.2010 № 47, диспетчерское регулирование движения судов на этих участках является обязательным.

Отдел диспетчерского регулирования движения судов в составе Администрации создан в 2014 году, осуществляет диспетчерское регулирование движения судов и управление движением судов на участках ВВП, имеющих ограничения по условиям плавания. С судовладельцами всех форм собственности заключено 68 договоров на диспетчерское регулирование движения судов и предоставление путевой информации. Деятельность диспетчерского аппарата осуществляется в тесном сотрудничестве с инспекторами ГПК.

После окончания прогнозных сроков работы навигационного оборудования на ВВП бассейна часть судовладельцев продолжила работу до окончания физической навигации. Для обеспечения безопасности судоходства была продолжена работа диспетчеров до 31 декабря 2016 года.

И в заключение хочу пожелать коллегам в 2017 году плодотворной работы, удачной навигации, гарантированных глубин.


Морские вести России №3, 2017 г.


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

Участие в военных действиях на кораблях отказались считать командировкой и оплачивать – «Ъ»

Участие в военных действиях на кораблях отказались считать командировкой и оплачивать – «Ъ» Члены экипажей сразу трех кораблей Черноморского флота потребовали выплатить им суточные за командир...

Ходовые испытания носителя «Посейдона» АПЛ «Белгород» начнутся в апреле 2020 г. – Источник

Ходовые испытания носителя «Посейдона» АПЛ «Белгород» начнутся в апреле 2020 г. – Источник Первый носитель глубоководных необитаемых аппаратов «Посейдон» - атомная подводная лодка (АПЛ...

Российская экономика

ЦС «Звездочка» и Промсвязьбанк заключили кредитное соглашение

ЦС «Звездочка» и Промсвязьбанк заключили кредитное соглашение Центр судоремонта «Звездочка» (входит в ОСК) и Промсвязьбанк (ПСБ) заключили кредитн...

В России собрали 5,8 млн тонн зерна, превысив прошлогодние темпы уборки - Минсельхоз

В России собрали 5,8 млн тонн зерна, превысив прошлогодние темпы уборки - Минсельхоз В России, согласно данным на 26 июня, собрано 5,8 млн тонн зерна, что на 2,2 млн тонн больше, чем на...

Транспортная политика

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Проект строительства моста на Сахалин планируется включить в нацпрограмму развития ДФО

Проект строительства моста на Сахалин планируется включить в нацпрограмму развития ДФО Проект строительства транспортного перехода на Сахалин необходимо включить в национальную программу ...

Морские порты

Хабаровский край предложил США включиться в проекты развития портовых мощностей

Хабаровский край предложил США включиться в проекты развития портовых мощностей Власти Хабаровского края предложили американским компаниям участвовать в проектах по развитию портов...

Для мурманского порта построят бункеровочную базу

Для мурманского порта построят бункеровочную базу Эксперты Главгосэкспертизы России изучили представленные повторно результаты инженерных изысканий, п...




Морской транспорт

«Дирекция госзаказчика» объявила конкурс на строительство судов для сообщения с Камчаткой

«Дирекция госзаказчика» объявила конкурс на строительство судов для сообщения с Камчаткой ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» («Дирекция госза...

Филиал FESCO во Владивостоке и профсоюзы заключили коллективный договор до 2022 года

Филиал FESCO во Владивостоке и профсоюзы заключили коллективный договор до 2022 года Филиал ПАО «ДВМП» в г. Владивостоке («Филиал», входит в Транспортную группу FESCO) и профсо...

Речной транспорт

Движение по каналу в районе Тушинского тоннеля возобновится не раньше конца июля

Движение по каналу в районе Тушинского тоннеля возобновится не раньше конца июля Участок канала имени Москвы над Тушинским тоннелем, где в январе произошла авария, может открыться д...

Енисейское пароходство начало доставку грузов в Норильский промышленный район

Енисейское пароходство начало доставку грузов в   Норильский промышленный район Енисейское речное пароходство (ЕРП) отправило первые грузы в Норильский   промышле...

Ж/Д транспорт

ФАС не одобрила ходатайство ГТЛК на покупку Brunswick Rail

ФАС не одобрила ходатайство ГТЛК на покупку Brunswick Rail Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России отказала Государственной транспортно- лизинг...

Правительство подготовит директиву по дивидендам РЖД до 30 июня – Акимов

Правительство подготовит директиву по дивидендам РЖД до 30 июня – Акимов Правительство подготовит директиву по выплате дивидендов «Российскими железными дорогами» (РЖД&#...

Авто транспорт

Трасса от Выборга до Севастополя до 2024 г. станет полностью четырехполосной - Дитрих

Трасса от Выборга до Севастополя до 2024 г. станет полностью четырехполосной - Дитрих Автодорога от Выборга до Севастополя к 2024 г. станет полностью четырехполосной с разделением встреч...

Тариф системы «Платон» будет проиндексирован с 1 июля на 14 коп., до 2,04 руб. за км

Тариф системы «Платон» будет проиндексирован с 1 июля на 14 коп., до 2,04 руб. за км Тариф системы «Платон» с 1 июля будет проиндексирован на 14 копеек, составив 2,04 рубля за километр,...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Морской транспорт

Газовый ответ: развитие рынка СПГ

Газовый ответ: развитие рынка СПГ Чуть меньше года осталось до вступления в силу революционных для судовой отрасли ограничений по испо...

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...