Содружество в действии

Транспортная политика
Содружество в действии

В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и речного транспорта государств – участников Координационно-транспортного совещания СНГ (КТС СНГ) и XI заседание Исполнительного комитета КТС СНГ. В работе сессии приняли участие члены Совета четырех государств – Азербайджана, Белоруссии, Казахстана и России, а также представители администраций морских портов России, организаций и предприятий водного транспорта. Вел заседание заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский.

Главная цель мероприятия – обмен опытом в ходе проводимых реформ и внедрения новых транспортных технологий, оценка текущей ситуации, связанной с политическими событиями в мире, и выработка совместных решений. Состоялся откровенный диалог между профессионалами, от которых зависит как развитие транспортной отрасли каждой из стран СНГ, так и международные перевозки в целом.

Владимир Меланин, Новороссийск

Плоды реорганизации

Предваряя VI сессию Совета, с приветственным словом к участникам обратился председатель Исполнительного комитета КТС СНГ Александр Давыденко. Он, в частности, отметил, что нынешняя сессия проводится в непростых политических и экономических условиях, когда со стороны Запада на Россию усиливается давление, делаются попытки ослабить страну, снизить ее экономический потенциал. Сейчас, по словам А.Давыденко, особенно важно всему Содружеству противостоять внешнему натиску сообща, единым фронтом, что в полной мере относится и к транспортной отрасли.

По первому вопросу повестки дня с докладом о роли государственных органов в обеспечении безопасности мореплавания и проводимых преобразованиях в водной отрасли России выступил действующий председатель Совета государственных администраций морского и речного транспорта КТС СНГ, заместитель руководителя Росморречфлота Юрий Костин.

В числе главных итогов преобразований он назвал завершившуюся в прошлом году реорганизацию администраций морских портов (АМП). Сейчас в РФ восемь администраций, и созданы они по бассейновому принципу. В новом качестве АМП обеспечивают более высокую эффективность исполнения капитаниями портов, с которых сняли чрезмерную административную нагрузку, своих непосредственных функций. В ведении АМП находятся все организационные, материально-технические, финансовые вопросы. Капитании же всю работу сосредоточивают на главном направлении – обеспечении безопасности мореплавания. Как следствие, снизилась аварийность на морском транспорте, сократились случаи разливов нефти и нефтепродуктов, больше внимания уделяется проблемам экологии.

По словам докладчика, в настоящее время идет активное обновление аварийно-спасательного флота. За 2010-2015 годы «Морспасслужбой Росморречфлота» принято 27 новых судов – аварийно-спасательных, лоцманских, водолазных, бонопостановщиков. К примеру, отлично зарекомендовало себя многофункциональное аварийно-спасательное судно «Балтика» усиленного ледового класса и мощностью 7 мегаватт. Благодаря уникальной форме корпуса, столь же уникальному движительному комплексу судно может передвигаться во льдах почти лагом, образуя широкий канал ведомым судам. Сейчас «Балтика» несет дежурство в Обской губе в районе порта Сабетта.

Как отметил Ю. Костин, Росморречфлотом большое внимание уделяется совершенствованию систем управления движением судов (СУДС), что также способствует обеспечению безопасности мореплавания. Всего сегодня эксплуатируется 26 СУДС, обеспечивающих комплексные услуги в 31 морском порту. Однако некоторые из них запущены еще в конце прошлого века и требуют реконструкции и обновления – например, СУДС Финского залива, где скоро развернутся полномасштабные модернизационные работы. А вот на Белом море в 2015 году введена в строй новая СУДС Кандалакшская.

Ю. Костин рассказал и о преобразованиях, происходящих на внутреннем водном транспорте РФ, которые также связаны с повышением уровня безопасности судоходства.

В завершение выступления он положительно оценил проведение в марте этого года в г.Санкт-Петербурге семинара по вопросам безопасности мореплавания и информационного обмена и предложил продолжить работу по расширению сотрудничества и обмену опытом государственных администраций морского и речного транспорта в данных направлениях, а также в области поиска и спасания людей, предотвращения загрязнения морской среды.

С этой целью Совет пригласил заинтересованные стороны принять участие в международном семинаре по портовому контролю на Каспии, который планируется провести в сентябре 2016 года на базе ФГБУ «АМП Каспийского моря».

Морские порты и перевозки на Каспии

Далее на повестке дня стояли вопросы развития инфраструктуры морских портов Каспия и организации туристского сообщения в Каспийском бассейне. Соответственно, с презентациями на эти темы выступили директор АО «Морской торговый порт Оля» Александр Мельников и генеральный директор ООО «Морское инженерное бюро-СПб» Геннадий Егоров. Последний, в частности, рассказал о разработанных по заказу Росморречфлота перспективных круизных судах река-море плавания и круизных автомобильно-пассажирских паромах для Каспийского моря и Азово-Черноморского бассейна.

В ходе состоявшегося затем обмена мнениями участники Совета затронули вопросы развития инфраструктуры портов других стран на Каспии, пунктов пропуска, оформления судов и грузов, переориентации отдельных видов грузопотоков. В выступлениях звучала мысль о необходимости более тесного сотрудничества и координации в решении вопросов развития отрасли, о том, что накопленный опыт должен быть общим достоянием, использоваться всеми сторонами КТС СНГ, содействовать развитию связей и подъему экономики каждой страны.

Вот, например, что сказал один из участников сессии из Казахстана Абай Турикпенбаев, вице-президент по техническим вопросам АО «Национальная компания «Актауский международный морской торговый порт»: «Коллеги по бизнесу из разных стран еще раз в ходе нынешнего Совета убедились в полезности общения для координации наших действий. Тем более это необходимо, так как экономическое пространство у нас общее. У себя на Каспии мы тесно взаимодействуем и дополняем один другого. Например, из казахстанского порта Актау идут в соседние страны нефть и ее производные, металлы, зерно, активно развивается наливной грузопоток через порт-спутник Актау – Баутино. А вот южнее, в 60 км от Актау, строится новый порт Курык, где будет возведен мощный современный паромный комплекс, который послужит всем прикаспийским странам. С российскими портами у нас издавна дружественные партнерские связи, и из года в год они крепнут. Нас также радует оживление торговых связей с Ираном, который долгое время был закрытым исламским государством. Сегодня оттуда к нам идет цемент, стройматериалы, туда мы экспортируем зерно, металлы, нефтеналивные грузы».

В конце выступления А. Турикпенбаев отметил, что у стран СНГ много общего, и даже схожи проблемы в портах, поэтому опыт одних с полным основанием можно внедрять у всех соседей. «От этого мы все только выиграем, что, конечно, вселяет надежду на лучшие перспективы», – сказал представитель Казахстана.

По вопросу развития портовой инфраструктуры России на Каспии Совет принял решение продолжить необходимую работу в данном направлении, в том числе по привлечению дополнительных грузопотоков, а на следующем заседании рассмотреть вопрос поставок товаров с использованием инфраструктуры морских портов как России, так и Азербайджана, Казахстана и Туркменистана.

С заботой о водном туризме

Большой интерес на сессии Совета вызвало выступление заместителя руководителя ФГБУ «АМП Черного моря» Олега Зуйкова об организации туристского круизного сообщения в Черноморском бассейне. По словам докладчика, на Черном море в отличие от Каспия, где круизный туризм только пытаются организовать с нуля, этот вид пассажирских перевозок раньше был хорошо развит. Так, в Черноморском пароходстве в советское время было свыше 20 пассажирских лайнеров общей вместимостью более 12 тысяч человек. Они обслуживали 14 международных и 20 внутренних линий. Многие еще помнят такие комфортабельные суда, как «Тарас Шевченко», «Шота Руставели», «Россия», «Казахстан», «Лев Толстой» и другие, которые успешно конкурировали на международном круизном рынке. В целом же Черноморский регион всегда был привлекательным для советских и иностранных туристов.

«К сожалению, весь этот потенциал к концу XX века был утерян, и в настоящее время круизная ниша на Черном море не занята, – продолжил О. Зуйков. – Правда, в последние годы наблюдаются робкие попытки реанимации водного туризма, но исключительно за счет иностранных судоходных компаний. Из российских портов заходы лайнеров осуществлялись лишь в Сочи».

Так, по словам О. Зуйкова, с 2012 по 2015 год порт Сочи посетило 16, 40, 47 и 17 судов соответственно. Резкое снижение судозаходов в 2015 году объясняется действием западных санкций против России. Они сказываются и в нынешнем году – с января по май был лишь один судозаход, а всего заявлено пять посещений.

Как рассказал представитель АМП Черного моря, кроме Сочи из российских черноморских портов у иностранных туристов популярностью пользовался Новороссийск. Об этом можно судить по тому, что в 2013 году в этот порт зашло 25 круизных судов. Затем, как и в Сочи, произошло резкое снижение судозаходов по причине все тех же санкций. Из крымских портов наиболее посещаема была Ялта: в 2013 году – 167 заходов. В 2014 и 2015 годах посещений – лишь единичные случаи.

По убеждению докладчика, туристско-круизный потенциал всех российских черноморских портов себя не исчерпал, и пора его расцвета в самом ближайшем будущем. Залогом тому является обилие интересных объектов в регионе для посещения туристами и готовность портовой инфраструктуры к приему самых современных круизных лайнеров.

К примеру, в Сочи к Олимпиаде введена новая гавань для приема пассажирских судов всех классов с пунктом пропуска, рассчитанным на обслуживание 1200 пассажиров в час. В Новороссийске завершается модернизация пассажирских причалов, решается вопрос с перепостановкой мемориального крейсера-музея «Михаил Кутузов». Готов увеличить прием туристов и легендарный город русской морской славы Севастополь.

В развитие круизной темы выступили и другие участники сессии. Так, представители Белоруссии поделились своими соображениями относительно внутреннего речного туризма, азербайджанцы и казахстанцы – об организации водных путешествий по Каспию с посещением самого древнего города региона Дербента, подземной мечети Актау, природных заповедников Северного Каспия и других интересных районов и объектов Прикаспийского региона.

В заключение

В ходе заседания был избран новый председатель Совета государственных администраций морского и речного транспорта государств – участников КТС СНГ, им стал заместитель министра транспорта – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский. Подводя итоги работы Совета, он заметил: «Скажу откровенно – мне здесь было очень интересно. Образно говоря, мы сверили часы, обсудили, кто, как и в каком направлении работает и развивается».

В. Олерский также подчеркнул, что работа в едином ключе позволяет всем странам Содружества унифицировать технологические процессы, применять и внедрять опыт соседей и коллег по бизнесу, минимизировать потери и повышать эффективность тех или иных грузопотоков.

Касаясь проблем водного туризма и круизного бизнеса, В. Олерский, в частности, сказал: «Понятно, чтобы привлечь туристов, особенно иностранных, и заработать на этом, нужно активно решать вопросы и строительства флота, и организации круизных линий, и обустройства портовой инфраструктуры, и организации пунктов пропуска, а еще организации питания на борту лайнеров, отдыха туристов, бункеровки судов – да мало ли этих проблем! Тут требуется объединение усилий всех заинтересованных сторон. Только в этом случае мы будем обречены на успех. Судя по состоявшемуся разговору, активности участников Совета, могу с уверенностью сказать, что поставленной цели мы достигнем».

Морские порты №5 (2016)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Заседание Рабочей группы EPPR Арктического совета состоялось в США

Заседание Рабочей группы EPPR Арктического совета состоялось в США В административной  столице штата Луизиана (США) 4-6 декабря состоялось заседание ...

100-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО прошла в подчеркнуто деловом режиме

100-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО прошла в подчеркнуто деловом режиме 100-я сессия Комитета по безопасности на море Международной морской организации в штаб-квартире ИМО ...

Российская экономика

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго Рыбный союз заявляет, что импортозамещения в этой сфере так и не произошло.

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Ледоколы ФГУП «Росморпорт» приступили к осуществлению ледокольных проводок в замерзающих морских портах России

Ледоколы ФГУП «Росморпорт» приступили к осуществлению ледокольных проводок в замерзающих морских портах России Крупнейший в мире дизельный ледокольный флот ФГУП «Росморпорт», в составе которого 35 ледоколов разл...

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года На минувшей неделе, 03.12.2018 года в 24 час 00 мин по московскому времени Кандалакшский МТП постави...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 стал победителем сразу в нескольких престижных конкурсах.

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...