Морские ворота Чукотки
26.04.2017
Морские порты
С началом календарного лета в северных морских портах Дальнего Востока традиционно начинается Северный завоз. За короткий период навигации нужно успеть доставить в города и отдаленные населенные пункты сотни тысяч тонн жизненно важных грузов, и самое главное – сформировать запас топлива. Ежегодно навигация в Чукотском автономном округе открывается прибытием первых судов в морские порты Беринговский или Провидения. Но все же настоящий старт связывается с открытием главных морских ворот региона – Анадырского морского порта.
Игорь Ковура, капитан морского порта Анадырь, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»
В текущем году первые суда в морском порту Анадырь нам удалось принять на несколько дней раньше, чем в прошлом. Ледовая обстановка в Анадырском лимане позволила открыть навигацию уже 15 июня (в навигацию-2015 это произошло лишь 20 июня). Параллельно с оперативной обработкой первого в навигацию 2016 года судна «Анатолий Торчинов» портовики спустили на воду собственный флот. Уже 15 июня речные суда ОАО «Анадырьморпорт» отправились вверх по реке Анадырь с грузом дизельного топлива в адрес отдаленных сел Анадырского района. Началась концентрация угля для отправки в порт Эгвекинот. Открылись и регулярные пассажирские перевозки через Анадырский лиман.
Подготовку к предстоящей навигации в Анадырском порту начинают практически сразу по завершении предыдущей. Несмотря на небольшой спад грузопотока за последние годы по некоторым направлениям, качество подготовки к навигации всегда остается на высоком профессиональном уровне.
В 2015 году грузооборот морского порта Анадырь снизился на 12%, в том числе по углю – на 10%, а по генеральному грузу – на 24,4%. Впрочем, несмотря на значительное снижение грузооборота по генеральному грузу, общий грузооборот в морских портах Чукотки остался практически на уровне 2014 года за счет роста на 46% переработки угля в морском порту Беринговский. Грузооборот в морском порту Провидения вырос на 21% за счет увеличения перевалки нефтепродуктов. Также повысилась эффективность пассажирских перевозок, увеличилось количество перевозимых пассажиров морем и через Анадырский лиман на 19,2%, или почти на 5 тыс. человек.
К интенсивной подготовке навигации 2016 года в Анадыре приступили еще в марте-апреле. Это обычная практика для сезонного процесса. Из года в год стивидоры, докеры-механизаторы, плавсостав портового флота, операторы погрузо-разгрузочных работ приезжают сюда весной и выполняют свою работу и в конце навигации уезжают.
Для обеспечения безопасности мореплавания, соблюдения требований государственного портового контроля и Госморречнадзора для проведения навигации были обновлены знания и приведены в соответствие дипломы и квалификационные свидетельства членов экипажей судов портового флота, укомплектованы экипажи судов в соответствии с нормативными требованиями, проведены инспектирования судов и осмотр причалов. Проведенная работа позволяет говорить о безусловном соответствии к началу северного завоза и обеспечению безопасной навигации.
В любом круглогодично работающем порту для грузополучателя в подавляющем большинстве важна продолжительность самой перевозки и снижение себестоимости продукта за счет минимизации сроков складского хранения, а в северном порту гораздо важнее ритмичность и равномерность поставок грузов в короткий период летней навигации, то есть равными партиями за равные отрезки времени. Нарушение равномерности поставок приводит к росту уровня издержек обращения, потерям времени северного завоза и т.д. В северных условиях принцип «точно в срок» (just in time) актуален как нигде.
Надо отметить, в 2016 году модернизация портовой инфраструктуры идет полным ходом. В рамках ФЦП «Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» в морском порту Анадырь реализуется мероприятие «Реконструкция объектов федеральной собственности морского порта Анадырь. Реконструкция причалов №11-13», в настоящее время на утверждении находится проект «Строительство паромно-пассажирского причала на левом берегу Анадырского лимана в поселке Угольные Копи», в текущем году планируется начало работ по реконструкции причалов №1-3 в морском порту Певек.
В рамках ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 гг.)» предусмотрено новое строительство, оборудование и техническое оснащение пункта пропуска на территории морского терминала ОАО «Анадырский морской порт». Проектирование и строительство (реконструкция), техническое оснащение запланировано на 2018-2020 гг. В морском порту Анадырь в 2015 году выполнены работы по капитальному ремонту части подпорной стенки объекта «СЛИП» протяженностью 33 метра.
ОАО «Анадырьморпорт» заключены договоры с Амурским БВУ на пользование частью акваторий водных объектов, это часть Анадырского лимана Берингова моря (0,6 км2) и часть бухты Угольной Берингова моря (0,28 км2). Эти части акваторий используются для отстоя и обработки судов. Проводится мониторинг водных объектов и работы по недопущению загрязнения водной среды. Ежегодно пробы воды с этих водных объектов проходят соответствующие анализы в лаборатории г.Анадыря.
В настоящее время проводится работа с Амурским БВУ по заключению договора водопользования части акватории бухты Комсомольская порта Провидения для производственной деятельности ППК «Провидения». Участок водопользования площадью 0,01339 км2 примыкает к трем причалам: причал №1, база приема лихтеров, удлинение базы приема лихтеров. Еще в 2015 году была проведена работа по рекультивации части косы Александра в г.Анадырь. Разделанный металлолом от списанных судов вывезен на территорию причала №1. В навигацию 2016 года данная работа продолжается.
В морском порту Анадырь работа по контролю за экологической безопасностью и охране окружающей среды проводится в сотрудничестве с Управлением «Росприроднадзора» по Чукотскому АО, с Амурским бассейновым водным управлением, с Департаментом по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу, Департаментом сельскохозяйственной политики и природопользования Чукотского АО.
В 2012 году Росморречфлотом совместно с Минтрансом России была начата большая работа по реорганизации администраций морских портов (АМП), и в период с 2014 по 2015 года путем реорганизации ФГУ «Администрация морских портов Приморского края» и Чукотского филиала в ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» были образованы филиалы в морских портах Анадырь, Тикси, Певек, Провидения, Беринговский и Эгвекинот.
Для морского порта Анадырь создание ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» позволило оптимизировать систему государственного управления морским портом с четко выстроенной вертикалью власти в целях совершенствования исполнения требований национального законодательства и международных договоров РФ в области торгового мореплавания в зоне ответственности филиала и вывести на должный уровень заработную плату специалистов филиала, превышающую оплату труда в иных субъектах региона.
В филиале ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Анадырь усилиями бассейновой АМП произведена замена оргтехники и обновлены средства связи, произведен ремонт помещений Службы капитана морского порта, внедрена единая система документооборота.
В соответствии с разрабатываемой Стратегией развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года порты Хатанга, Тикси, Провидения, Анадырь, Певек и Петропавловск-Камчатский являются важной составляющей опорной береговой инфраструктуры северо-восточной части Северного морского пути (СМП). Усилиями Правительства РФ, Министерства транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» создается основа для развития международного коридора из стран Тихоокеанского бассейна в Европу на многие поколения вперед.
Работа морских портов ЧукоткиПродолжительность навигации в морском порту Анадырь в 2015 г. составила 143 суток, на 15 суток меньше, чем в 2014 г. За этот период обработано 45 морских транспортных судов, из них 24 с генеральным грузом, 18 с навалочным грузом и 3 танкера. Общее количество судозаходов в морской порт Анадырь в сравнении с навигацией 2014 г. уменьшилось на 12 судозаходов. Производственный перегрузочный комплекс морского порта Провидения работал в 2015 г. 152 суток. За данный период обработано 13 морских транспортных судов. За навигацию в морской порт Провидения было осуществлено 60 судозаходов. Производственный перегрузочный комплекс морского порта Беринговский за 157 суток, что на 13 суток меньше, чем в 2014 г., обработал 30 морских транспортных судов, из них 17 судов было погружено углем, 13 – генеральным грузом. |
Морские порты №5 (2016)