Новое в строительстве морских портов - Морские вести России

Новое в строительстве морских портов

23.04.2017

Морские порты

В конце марта 2016 года в Санкт-Петербурге состоялся очередной ежегодный форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация», организованный журналом «Морские порты» при поддержки Ассоциацией морских торговых портов (АСОП). Он вызвал повышенный интерес среди представителей портовой отрасли и обслуживающих ее предприятий. В работе форума приняли участие около 200 специалистов, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией портовых гидротехнических сооружений (ГТС), производители портового оборудования и строительных материалов, представители надзорных и контролирующих органов, научных организаций и учебных заведений.

В ходе работы форума участники обменялись опытом и представили новые наработки в сфере строительства и эксплуатации портовых перегрузочных комплексов (ППК), а также в сфере портового оборудования.

Владимир Михайлов

Открыл форум исполнительный директор АСОП Серик Жусупов. Он поблагодарил организаторов мероприятия за предоставленную возможность профессионального общения по актуальным вопросам развития отрасли и кратко остановился на достижениях отрасли, произошедших за предыдущие годы и за последний 2015 год, отметив, что, несмотря на экономические санкции, принятые западными странами против России, портовая отрасль сохранила положительную динамику роста: грузооборот морских портов РФ за 2015 год вырос почти на 6% и достиг практически 680 млн тонн, статистика первых месяцев 2016 года тоже удивляет всех транспортников – рост более чем на 3%.

И это не случайно. За последние пять лет мощность портовых перегрузочных комплексов возросла на 21%: на 1 января 2016 года проектная мощность всех 67 российских портов, зарегистрированных в Реестре морских портов, составила около 1 млрд тонн, в том числе наливные мощности – 530 млн тонн, сухогрузные – порядка 470 млн тонн. При этом грузооборот вырос примерно на 27%. Это говорит прежде всего о том, что операторы морских терминалов более интенсивно стали использовать производственные мощности, и коэффициент их использования растет высокими темпами: с 2011 по 2016 год процент загрузки портовых мощностей вырос с 67% до 71%.

Как подчеркнул исполнительный директор АСОП, наблюдающийся в последние годы рост перевалки в морских портах РФ был бы невозможен, если бы не осуществлялись огромные инвестиции в развитие портовой инфраструктуры как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов, а под их основу не была бы подведена законодательная база в виде Закона о морских портах в РФ. В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России» за период с 2010 по 2015 год из федерального бюджета было выделено 80 млрд рублей, тогда как частный бизнес инвестировал порядка 150 млрд рублей.

В завершение выступления С. Жусупов отметил роль отрасли в обеспечении транспортной безопасности России: «За последние 15 лет нам удалось значительно снизить транспортную зависимость от иностранных портов. И если в 2000 году данная зависимость от портов Украины и стран Балтии составляла почти 30%, то к 2015 году она сократилась до 9%. Таким образом, можно констатировать, что портовики России выполнили задачу по импортозамещению в своей сфере. Сегодня мы полностью обеспечиваем потребности внешнеторговых перевозок и перевалки грузов через российские порты, тем самым обеспечивая транспортную безопасность нашей страны».

Исполнительный директор АСОП пожелал участникам успешной и плодотворной работы.

Вперед! Строить порты!

Первую сессию форума, посвященную вопросам создания новых портовых перегрузочных комплексов, открыли представители «Росморпорта» – заместитель директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» по капитальному строительству и эксплуатации Александр Кузнецов и начальник отдела капитального строительства и ремонта портовой инфраструктуры управления строительства ФГУП «Росморпорт» Юлия Кокуева.

А. Кузнецов рассказал о деятельности «Росморпорта», в частности его Северо-Западного филиала, по вопросам обеспечения реализации инвестиционных проектов, рассмотрения деклараций о намерениях инвесторов, контроля за эксплуатацией построенных объектов, участия в совершенствовании нормативно-правовой базы и стандартов в данном направлении.

«То развитие, которое получил Северо-Западный регион в части строительства новых портов (Приморск, Усть-Луга, Пассажирский порт Санкт-Петербурга «Морской фасад», новые терминалы Большого порта Санкт-Петербург и Калининграда), было бы невозможно без участия государства и вклада в это развитие частного бизнеса. Но поскольку вложение инвестиций в инфраструктуру портов требует длительного финансирования и длительной отдачи, то необходима тщательная проработка инвестиционной составляющей проекта, чтобы было откуда возвращать затраченные средства», – сказал в заключение А. Кузнецов.

Ю. Кокуева выступила с докладом о строительстве морского порта Сабетта, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе. Она отметила, что порт Сабетта, создаваемый для транспортировки продукции завода СПГ на Ямале, проектной мощностью 30 млн тонн в год – на сегодня один из крупнейших инфраструктурных проектов в России, который создается с нуля в суровых условиях Арктики. Период навигации в порту, когда можно проводить дноуглубительные работы и доставлять судами тяжеловесные грузы без ледокольных проводок, очень короткий – 70 суток (с августа по октябрь), все остальное время судоходство связано с ледокольными проводками.

За «Росморпортом» в порту закреплено строительство 7 объектов инфраструктуры, которые распределены между генеральными подрядчиками. В подготовительный период были построены технологический канал длиной 4 км и акватории вспомогательных причалов порта для приема строительных грузов и оборудования для возведения завода СПГ. До 2017 года предстоит построить морской, подходной каналы и основную акваторию порта площадью 60 га. Также будет построено 3 автоматических радиационных поста, здание СУДС, ГМССБ и здание для средств навигационного оборудования. Кроме того, один из подрядчиков ведет строительство двух уникальных ледозащитных сооружений порта протяженностью 1,27 км и 3,5 км (максимальная высота тороса в зимний период здесь достигает 3,5 метра).

На сегодня завершено строительство корневой части причалов – искусственного земельного участка, прилегающие к нему объекты только начинают строиться. Суммарный объем инвестиций в порт Сабетта до 2018 года составляет 103 млрд рублей, из них средства федерального бюджета – 71 млрд рублей.

Завершая выступление, Ю. Кокуева сказала: «Мы – «Росморпорт» и наши подрядчики – хорошо понимаем масштаб, сложность этого проекта, на нашем пути встречаются трудности, но мы будем действовать результативно. Вперед! Вместе мы добьемся поставленных целей!»

Также о строительстве новых ППК в портах Бронка, Тамань, Новороссийск, реконструкции ряда терминалов, снабжении их автоматизированными системами управления на форуме рассказали главный инженер ООО «Феникс» (Бронка) Константин Литвинов, заместитель руководителя проекта по строительству порта Тамань ЗАО «Корпорация «Тольяттиазот» Сергей Калугин, заместитель главного инженера ФГУП «ГУССТ №4 при Спецстрое России» Игорь Прохоров, управляющий директор ООО «Порт Поронайск» Алексей Ферт, коммерческий директор ООО «СОЛВО» Максим Максимов. С докладом «Особенности юридического сопровождения инфраструктурных проектов» выступил управляющий партнер юридической компании «Гудков, Корельский, Смолярж» Владимир Смолярж.

Безопасность эксплуатации ГТС

Вопросы контроля и надзора за безопасной эксплуатацией портовых гидротехнических сооружений (ГТС) и проблем исполнения Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта» были рассмотрены в ходе второй сессии форума.

По первому вопросу выступил заместитель начальника управления Госморречнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Самвел Саркисян. Начал он с основных итогов контрольно-надзорной деятельности службы.

В 2015 году органами Госморречнадзора было проведено 3966 инспекторских проверок в отношении субъектов транспортного комплекса и объектов транспортной инфраструктуры водного транспорта. Выявлено 8714 нарушений, при этом доля их устранения составила 98,95%. Выдано 1825 предписаний, привлечено к ответственности 4106 должностных лиц, наложено штрафов на сумму 29,7 млн рублей, в судебные инстанции направлено 818 дел, по которым приняты положительные решения на общую сумму 28 млн рублей.

Как отметил докладчик, одним из основных направлений деятельности Госморречнадзора является надзор за гидротехническими сооружениями. В этой сфере в последнее время произошли изменения в нормативно-правовой документации, которые во многом определяют решение вопросов организации государственного надзора за безопасностью ГТС, в том числе надзора за безопасной эксплуатацией судоходных и портовых ГТС.

«Учитывая особенности контроля (надзора) за безопасностью ГТС, федеральными законами №261 «О морских портах в РФ» и №117 «О безопасности гидротехнических сооружений» установлены сроки проведения проверок ГТС. Напомню об этих сроках. Основанием для включения в план ежегодных проверок служит истечение одного года со дня выдачи разрешения на эксплуатацию ГТС и со дня окончания проведения последней плановой проверки, – проинформировал С. Саркисян. – Срок проведения проверки составляет не более 30 рабочих дней. При необходимости проведения дополнительной экспертизы руководителем надзорного органа этот срок может быть продлен еще на 20 дней».

Представитель Госморречнадзора также сообщил, что в Кодекс об административных правонарушениях, которым руководствуются инспекторы по надзору за безопасной эксплуатацией ГТС, введена новая статья 14.43, предусматривающая штрафные санкции за нарушение требований Технического регламента: для юридических лиц от 100 тыс. до 300 тыс. рублей; в случаях если нарушение данной статьи привело к последствиям, связанным с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц и т.д., то это влечет за собой наложение штрафов на юридических лиц от 300 тыс. до 600 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

С. Саркисян подчеркнул, что безопасность эксплуатации портовых ГТС обеспечивается соблюдением нормативных требований, предъявляемых как к самим сооружениям, так и к организации их эксплуатации. Соблюдение этих требований обязательно для всех владельцев и эксплуатантов портовых ГТС. Наличие качественной, отвечающей современным требованиям нормативной базы является одним из необходимых условий для обеспечения безопасной эксплуатации портовых ГТС. Однако существующая база устарела и не в полной мере отвечает запросам отрасли.

Анализ основных нарушений правил безопасности эксплуатации портовых ГТС арендаторами причалов – операторами морских терминалов показывает, что незначительные нарушения, не требующие вложения больших средств, ими устраняются в срок и особых проблем не вызывают, чего нельзя сказать о случаях, когда для устранения нарушений требуются значительные средства, например, для проведения капитального ремонта.

В завершение выступления С. Саркисян сказал: «В соответствии с требованиями Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта» пользователи ГТС в морских портах должны осуществлять планирование ремонтных работ на основе материалов собственного технического надзора за сооружениями и результатов обследования сооружений аккредитованными экспертными организациями. Перечень этих работ определяется при проведении ежегодных периодических осмотров сооружений, по которому должен составляться годовой план их текущего ремонта. Несвоевременное устранение дефектов сооружений является нарушением Технического регламента, снижает безопасность эксплуатации ГТС, приводит к ограничению нагрузок и увеличивает стоимость их ремонта».

Далее по проблемам исполнения Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта» выступил президент Ассоциации экспертных организаций по техническому контролю портовых гидротехнических сооружений «Морпортэкспертиза» Владимир Меншиков. Он рассказал о том, как видятся эти проблемы со стороны экспертных организаций в отношении объектов инфраструктуры.

В. Меншиков напомнил, что данный Технический регламент принят в 2010 году во исполнение Закона о техническом регулировании от 2002 года и действует уже 6 лет. Но выполняется он не так успешно, как хотелось бы.

Во-первых, оценка соответствия, проверка, подтверждение состояния портовых ГТС требованиям Технического регламента, выполняемые надзорными органами, по мнению докладчика, должны быть четко обозначены нормативными документами – сводами правил, инструкциями, методическими пособиями, другими формами документов, которых в существующей схеме работы Технического регламента нет. Отрасль продолжает пользоваться старыми документами советских времен, которые в принципе не имеют законной силы (для этого как минимум их нужно ввести в новую законодательную базу). Как отметил В. Меншиков, это задача прежде всего разработчика Технического регламента – Министерства транспорта РФ.

«В связи с этим органы надзора проводят проверки, руководствуясь собственным мироощущением, никаким документом они не регламентированы <…>. Таким документом для Ространснадзора мог бы стать Административный регламент исполнения государственных функций контроля (надзора), осуществляемых в соответствии с требованиями Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта», – сказал президент Ассоциации «Морпортэкспертиза».

Другая проблема, по словам выступающего, которая существует давно, с момента принятия Закона о безопасности гидротехнических сооружений в 1997 году, заключается в том, что морские портовые ГТС пытаются рассматривать как объекты регулирования данного закона, хотя фактически они таковыми не являются (не включены в перечень объектов регулирования этого закона). В 2015 году Ростехнадзор внес в проект изменения указанного закона предложение распространить его требования на ГТС морских портов. Министерству транспорта РФ удалось отклонить это предложение. Было разъяснено, что распространение указанного закона на 1200 сооружений морских портов приведет к двойному надзору с различными требованиями и необоснованному увеличению финансовой и административной нагрузки на отраслевые организации.

«Пока это требование снято. Но неизвестно, что будет дальше, потому что кроме этого закона существует еще целый ряд законодательных актов, в которых неоднозначно толкуется статус морских портовых гидротехнических сооружений», – констатировал докладчик.

Таким образом, чтобы создать условия для должного выполнения требований Технического регламента экспертные организации, входящие в Ассоциацию «Морпортэкспертиза», считают, что необходимо сформировать нормативную базу, соответствующую действующему законодательству, в том числе Административный регламент исполнения государственных функций контроля (надзора) по отношению к портовым ГТС для Ространснадзора.

«Возможно, у других представителей отрасли имеется свое мнение на этот счет. Но, думаю, не замечать эту проблему было бы неправильно, – сказал В. Меншиков, завершая выступление.

Затем об особенностях проектирования и строительства ГТС в арктических условиях, в регионах со скальными и вечномерзлыми грунтами, о ледовых нагрузках на ГТС с докладами выступили заместитель директора проектного института ЗАО «ГТ Морстрой» по развитию Александр Страшный, заместитель генерального директора по проектированию ООО «Трест Запсибгидрострой» Михаил Черняев, главный специалист отдела «Шельф» АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева» Михаил Миронов.

О технических решениях и материалах, применяемых при создании инфраструктуры морских портов, рассказали генеральный директор ООО «Родер» Алексей Лаукарт, генеральный директор ООО «Нониус Инжиниринг» Александр Троицкий, советник по объектам портового строительства ООО «СК ТМК» Игорь Варшавский и коммерческий директор АО «Загорский трубный завод» Дмитрий Симанков.

Портовое оборудование и технологии строительства ГТС

Серию докладов о производимом для портовой отрасли оборудовании и оснащении перегрузочных комплексов открыл представитель китайской компании ZPMC, который рассказал об опыте мировых лидеров в области строительства и оборудования морских портов в России.

О возможностях применения геошпунтовых свай из ПВХ в гидротехническом строительстве доложил руководитель направления ООО «ТехПолимер» Владимир Волощук. О том, что рюмочные шпунтовые стены (РШС), предлагаемые «Профиль Группа Фирм», экономичны и обеспечивают 100%-ное импортозамещение шпунтовых стен, говорилось в презентации генерального директора группы Алексея Калинина.

Свайные гидромолоты российского производителя ООО «РОПАТ» по производительности и экономичности превосходят все зарубежные молоты: частота ударов гидромолота «РОПАТ» на максимальной энергии удара превышает частоту зарубежных аналогов в 1,5 раза. Этому оборудованию был посвящен доклад директора по развитию ООО «РОПАТ» Константина Бессонова. О пневмоударном буровом инструменте для строительства свайных оснований причалов рассказал руководитель отдела бурового инструмента ООО «ГРИНС» Олег Юлюгин.

С вопросами надежности причальных и швартовных систем и методикой испытаний их качества выступил менеджер по продажам в Центральной и Восточной Европе компании Trelleborg Offshore & Construction AB Хенрик Монтал. А об отбойных устройствах российского производства с применением полиуретана рассказал исполнительный директор научно-производственного предприятия «Уником-Сервис» Сергей Буторин.

Далее группа докладов была посвящена защите от коррозии бетонных и железобетонных конструкций ГТС. Институт железобетона (НИИЖБ) ознакомил с разработкой эффективных водонепроницаемых бетонов нового поколения для морских ГТС без гидроизоляции. С докладом на эту тему выступила Лариса Титова, заведующая лабораторией самонапряженных конструкций и напрягающих бетонов НИЦ «Строительство» НИИЖБ им. А.А. Гвоздева.

О зарубежных покрытиях PPG Industries для антикоррозионной защиты ГТС проинформировал руководитель направления антикоррозионной защиты ООО «ППГ Индастриз» Игорь Устинов. Антикоррозионную защиту и ремонт береговых и портовых сооружений материалами «Карболайн» презентовал технический менеджер ООО «МОСТ» Юрий Берегий. С решениями отечественного производителя – компании «Текнос» – для надежной и долговременной защиты ГТС от коррозии познакомил ведущий специалист ООО «Текнос» Юрий Павлов.

Современные методы обследования портовых ГТС презентовал представитель ЗАО «Институт «ИМИДИС» – инженер 1-й категории Владислав Филиппов.

В ходе форума состоялось отдельное заседание рабочей группы специалистов-гидротехников, входящей в состав Комитета по технологии и механизации Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Эта рабочая группа была создана с целью выработки и формирования консолидированной позиции по вопросам проектирования, строительства и эксплуатации портовых ГТС. На заседании рабочая группа рассмотрела и обсудила актуальные вопросы эксплуатации портовой гидротехники, а также предложения по внесению изменений в законодательные и нормативные документы.

В частности, рабочая группа сделала ряд выводов и предложений, касающихся разработанных «Союзморниипроектом» по заданию ФГУП «Росморпорт» проектов сводов правил: «Техническая эксплуатация объектов инфраструктуры морского порта»; «Проектирование каналов, фарватеров и зон маневрирования»; «Нормы технологического проектирования морских портов».

Эти выводы вместе с другими решениями вошли в итоговую резолюцию форума портовиков:

1. Силами рабочей группы провести экспертизу готовности сводов правил к утверждению Минтрансом России.

2. Актуальность совершенствования отраслевой нормативной базы, в том числе относительно портовых ГТС, резко возрастает в связи с вступлением в действие Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации», который предусматривает полную отмену отраслевых нормативных документов в 2025 году.

3. При разработке отраслевых сводов правил разработчикам и заказчикам необходимо в большей мере использовать ресурс общественных объединений предприятий отрасли, которым предстоит работать по этим нормативам.

4. Отечественная промышленность предлагает, а рабочая группа рекомендует технические решения при строительстве портовых ГТС, которые экономичны и обеспечивают 100%-ное импортозамещение шпунтовых стен, в частности это рюмочные шпунтовые стены (РШС), предлагаемые «Профиль Группа Фирм».

5. В целях борьбы с коррозией бетонных и железобетонных надводных и подводных элементов причальных стенок отечественная наука предлагает комплекс эффективных технологий и материалов. Форум рекомендует принять к сведению данные разработки.

Морские порты №4 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика