Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Морские порты
Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в России на протяжении многих лет. В него входит нефтеналивной терминал Козьмино, являющийся конечной точкой нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), предназначенного для транспортировки нефти на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В порту также работает единственный оборудованный на сегодняшний день рейдовый перегрузочный комплекс, с пуском которого увеличилось как число судозаходов, так и грузооборот порта. В перспективе в Восточном планируется ввести режим «свободного порта».

Вопросы обеспечения безопасности мореплавания, экологической, транспортной безопасности и т.п. в соответствии с законодательством РФ в порту сегодня активно решают службы капитана порта филиала ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Восточный.

Александр Ванюков, исполняющий обязанности капитана морского порта Восточный, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Развитие инфраструктуры

Морской порт Восточный в полной мере соответствует требованиям, которые предъявляют к портам современные реалии.

В настоящее время в морском порту Восточный реализуются несколько крупных инвестиционных проектов по развитию морской портовой инфраструктуры. В частности, одним из объединенных проектов «Развитие транспортного узла Восточный – Находка, Приморский край. Этап II. Объекты морского транспорта» в порту Восточный предусмотрено создание универсального производственно-перегрузочного комплекса (УППК) «Север» в районе мыса Петровского для перегрузки угля.

В состав проектируемых объектов федеральной собственности в границах морской части УППК «Север» входят: причальные сооружения для транспортных судов (3 причала с общей длиной 860 метров и глубинами 20,2 метра); причал для судов портового флота; операционная акватория; маневровая акватория; подходной канал к порту с глубинами 20,2 метра; берегоукрепительные сооружения общей протяженностью 1053 метра; средства навигационного оборудования.

Объем дноуглубительных работ по созданию операционной и маневровой акваторий и подходного канала составляет 3140,6 тыс. кубометров грунта. На мелководной части акватории предусмотрено создание искусственного земельного участка площадью 20,5 га.

Работы по строительству УППК «Север» начаты в июне 2015 года. Нормативная продолжительность строительства – 28 месяцев. В настоящее время ведутся работы по созданию искусственного земельного участка, устройству берегоукрепления в районе мыса Петровского и строительству грузового причального фронта и причала портофлота.

Новые проекты развития портовой инфраструктуры в части обеспечения безопасности мореплавания, строго регламентированы международным и национальным законодательством в области торгового мореплавания.

Расширение возможностей порта за счет РПК

2 февраля 2016 года вступил в силу приказ Минтранса России от 16.12.2015 г. №364 «О внесении изменений в Обязательные постановления в морском порту Восточный». Согласно п.58 Обязательных постановлений определено, что стоянка судов осуществляется на якорных стоянках №6, 7, 8, 9 и Восточный-2, якорных местах в районе №211 и в районе Восточный-1.

Якорная стоянка Восточный-2 и район Восточный-1 предназначены для стоянки судов, осуществляющих операции по перегрузке грузов с судна на судно в соответствии с Правилами оказания услуг по организации перегрузки грузов. Для этих целей в границах морского порта Восточный был оборудован рейдовый перегрузочный комплекс (РПК), предназначенный для осуществления операций по перегрузке грузов с судна на судно.

В настоящее время только район Восточный-1 (РПК) оборудован стационарными средствами удержания, указанными в Правилах оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно. Условия оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно, технологические процессы и требования безопасности установлены Правилами оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно, утвержденными приказом Минтранса России от 29.04.2009 г. №68.

Возможности морского порта не всегда могут удовлетворить запросы судовладельца, агента и т.д. ввиду ограничений по осадке у причалов, длине причальной стенки, количеству судов под загрузку/выгрузку, а РПК открывают перед рынком морских перевозок новые горизонты и позволяют проводить грузовые операции по перегрузке груза с судна на судно на рейде морского порта.

О потребности морского порта Восточный в РПК, предназначенных для расширения возможностей проведения грузовых операций в порту, говорит и разрабатываемая специалистами ОАО «ДНИИМФ» документация «Организация и обустройство рейдового перегрузочного комплекса (РПК) Восточный-2» в границах акватории морского порта Восточный. В настоящее время осуществляется изготовление железобетонного массива, заказан бридель, рейдовые бочки. Сведения о Восточном-2 внесены в Обязательные постановления в морском порту Восточный приказом Минтранса России от 01.04.2016 г. №142 и от 07.08.2015 г. №242. Ввод в эксплуатацию планируется в середине этого года. Параллельно с указанными работами выполняется разработка Технологической схемы и эксплуатационного регламента операций по перегрузке грузов с судна на судно на рейдовом перегрузочном комплексе Восточный-2.

Грузовые операции на РПК

С целью регулирования условий оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно, технологических процессов и требований безопасности, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. №261 «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были разработаны и утверждены приказом Минтранса России от 29.04.2009 г. №68 «Правила оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно», которые позволили сделать процедуру перегрузки грузов с судна на судно на рейде контролируемой, безопасной и, как следствие, запрещают проведение грузовых операций с судна на судно на рейде в нарушение вышеуказанного приказа Минтранса.

Выполнение требований вышеуказанных правил позволяет организовать безопасную перегрузку грузов с судна на судно на рейдах не только в портах с хорошо развитой инфраструктурой с достаточными глубинами, но и в портах, где из-за своего географического местоположения или мелководности проведение грузовых операций у причалов современными судами больших размерений не представляется возможным.

Экологическая безопасность

Развитие портовой инфраструктуры, проведение грузовых и бункеровочных операций требуют пристального внимания к вопросам экологической безопасности.

Для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, содержания акватории морского порта Восточный в надлежащем состоянии инспекторами портового контроля и специалистами по охране окружающей среды осуществляется контроль за соблюдением чистоты акватории, соблюдением требований Обязательных постановлений в морском порту Восточный, Международной конвенции МАРПОЛ 73/78 с приложениями I-V, Плана по управлению судовыми отходами, а также российского законодательства по предотвращению загрязнения морской среды.

Имеется действующий План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – ПЛРН) в акватории морского порта Восточный. При поступлении сообщения о разливе в соответствии с ПЛРН происходит оповещение и вступают в действие мероприятия по локализации и ликвидации последствий разлива нефтепродуктов.

Для несения готовности по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» заключен договор с Приморским филиалом ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота». Действует распоряжение капитана морского порта Восточный «О порядке проведения операций с нефтепродуктами на акватории морского порта Восточный», предусматривающее обоновку судов при проведении сливо-наливных или бункеровочных операций у причалов морского порта, соблюдение выполнения мероприятий, направленных на предупреждение разливов нефтепродуктов.

Составлен и ведется реестр планов ЛАРН организаций, осуществляющих транспортировку и хранение нефтепродуктов в порту Восточный. Сливо-наливные либо бункеровочные операции осуществляются по разрешению инспекции государственного портового контроля только организациями, заключившими договоры на ликвидацию разливов нефтепродуктов с профессиональными аварийно-спасательными формированиями.

Взаимодействие с другими ведомствами

К концу 2015 года грузооборот порта Восточный превысил 65 млн тонн. Судозаходы составили без малого 4000 в год, почти половина из которых – иностранные крупнотоннажные суда дедвейтом до 160 тыс. тонн. К 2020 году с вводом в эксплуатацию трех новых терминалов грузооборот порта достигнет 100 млн тонн и, соответственно, судозаходы превысят 6000.

Между тем уже сейчас отмечается нехватка якорных мест на рейде в ожидании погрузки, бункеровки, оформления государственными контрольными органами (ГКО). С выходом на акваторию порта глубоких циклонов зимой и тайфунов летом весь флот, стоящий на якорях в пяти якорных районах, приходится выводить из залива Находка в залив Восток.

Переход каждого судна из одного залива в другой приходится согласовывать с оперативными дежурными пограничной службы Восточного и Находки, до которых не всегда можно оперативно дозвониться. АМП не раз выступала инициатором включения залива Восток в границы пунктов пропуска порта Восточный или порта Находка.

Необходимость постановки иностранных судов при получении штормового предупреждения вне акватории портов Восточный и Находка, в частности залива Восток, продиктована теми обстоятельствами, что за последние годы значительно увеличилось количество иностранных крупнотоннажных судов, приходящих в эти порты. А в случае штормовой погоды удерживающая сила грунта залива Находка не позволяет этим судам надежно удерживаться в установленных районах якорных стоянок.

В связи с упразднением Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ (Росграница) и передачи функций этой структуры Министерству транспорта РФ вопросы установления или изменения границ пунктов пропуска в морских портах будут в полной мере учитывать не только требования Пограничной службы ФСБ России, но и доводы администраций морских портов по организации безопасной и эффективной работы порта.

Подготовка инспекторов ИГПК

Министерство транспорта РФ и Федеральное агентство морского и речного транспорта проделывают большую работу в направлении подготовки и переподготовки инспекторов ИГПК.

Ежегодно утверждается Общий план подготовки и переподготовки инспекторов государственного портового контроля по иностранным и российским судам, который предусматривает подготовку инспекторов в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Морском государственном университете им. адм. Г.И. Невельского, Государственном морском университете имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, обмен мнениями в форме семинаров, проходящих в российских морских портах, зарубежные командировки в морские порты стран Азиатско-Тихоокеанского региона для участия в совместных инспекционных проверках российских и иностранных судов. В 2015 году успешно освоили подготовку и получили соответствующие свидетельства 9 инспекторов ИГПК морского порта Восточный, 3 специалиста филиала приняли участие в региональном семинаре, проводимом с участием ФГУП «Морсвязьспутник». В 2016 году в Японии специалист филиала принял участие в семинаре инспекторов ГПК по иностранным судам в рамках Токийского меморандума о взаимопонимании о контроле за судами со стороны государства порта в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Благодаря этому происходит широкий обмен опытом между всеми инспекторами ИГПК РФ, что позволяет соблюдать единую политику государства, направленную на обеспечение безопасности мореплавания, экологической безопасности и сохранение человеческой жизни на море.

Министерством транспорта РФ, Росморречфлотом и ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» делается все, чтобы в сложившийся коллектив профессионалов не попали люди случайные или временные, которым не важен ни рабочий процесс, ни престиж организации. А критерии давно всем известны – это, с одной стороны, профессионализм и ответственность, с другой – добросовестность, честность, порядочность, то есть те качества, которые отличают человека высокой гражданской позиции.

Морские порты №4 (2016)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

«Нас словно прокляли»: Флот и армию США преследуют беды

 «Нас словно прокляли»: Флот и армию США преследуют беды 21 августа американский ракетный эсминец ВМС США «Джон Маккейн» столкнулся с танкером Alnic MC в рай...

В затопленных отсеках эсминца США «Джон Маккейн» нашли тела моряков

В затопленных отсеках эсминца США «Джон Маккейн» нашли тела моряков Водолазы при осмотре затопленных отсеков американского эсминца «Джон Маккейн» нашли останки нескольк...

Российская экономика

«Транснефть» получила от Сбербанка предложение о заключении мирового соглашения

«Транснефть» получила от Сбербанка предложение о заключении мирового соглашения «Транснефть» получила от Сбербанка предложение о заключении мирового соглашения по судебному разбира...

В Рыбинске завершают строительство «Кометы» – Миронов

В Рыбинске завершают строительство «Кометы» – Миронов В Рыбинске на судостроительном заводе завершают строительство «Кометы» нового поколения. Об этом соо...

Транспортная политика

Министр транспорта РФ провел встречу со Специальным представителем Президента Монголии

Министр транспорта РФ провел встречу со Специальным представителем Президента Монголии 22 августа состоялась встреча Министра транспорта РФ Максима Соколова со Специальным представителем ...

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов Литовский премьер-министр предупреждает Беларусь о стратегической опасности и экономической невыгодн...

Морские порты

Fujairah Terminals в ОАЭ принял первое судно

Fujairah Terminals в ОАЭ принял первое судно Контейнерный терминал Fujairah Terminals в ОАЭ (оператор Abu Dhabi Ports) принял первое судн...

Валенсия в I полугодии стала крупнейшим контейнерным портом Испании

Валенсия в I полугодии стала крупнейшим контейнерным портом Испании Порт Валенсия стал крупнейшим контейнерным портом Испании по итогам первого полугодия, благодаря рек...




Морской транспорт

Глобальный контейнерооборот может вырасти до шестилетнего максимума

Глобальный контейнерооборот может вырасти до шестилетнего максимума Контейнерооборот 250 морских портов мира за первое полугодие вырос примерно на 6,7% по сравнению...

Уникальный газовоз «Совкомфлота» преодолел Северный морской путь за рекордные 6,5 суток

Уникальный газовоз «Совкомфлота» преодолел Северный морской путь за рекордные 6,5 суток 17 августа 2017 года танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» успешно завершил свой первый коммерческий р...

Речной транспорт

В Ярославле презентовали скоростную моторную яхту на подводных крыльях

В Ярославле презентовали скоростную моторную яхту на подводных крыльях Вместе с мэрами Союза городов Золотого кольца глава Ярославской области Дмитрий Миронов совершил про...

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла В Ростове-на-Дону 18 августа 2017 года заместитель руководителя Федерального агентства морского и ре...

Ж/Д транспорт

Транспортная система РФ может принять 7-8 млн тонн нефтепродуктов из Белоруссии

Транспортная система РФ может принять 7-8 млн тонн нефтепродуктов из Белоруссии Транспортная система РФ может принять 7-8 млн тонн нефтепродуктов из Белоруссии до конца года в случ...

Рост погрузки на сети РЖД в августе может превысить 0,3% - замглавы ЦФТО

Рост погрузки на сети РЖД в августе может превысить 0,3% - замглавы ЦФТО Рост погрузки на сети ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в августе может превысить запла...

Авто транспорт

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией Министерство транспорта готовит предложения о дублере опасного участка на границе с Финляндией в рай...

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов Электрический транспорт в ближайшие 20 лет станет основным видом, но не сможет полностью заменить бе...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...