Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

Морские порты
Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

В ноябре 2015 года в морском порту Советская Гавань была введена и передана в управление ФГУП «Росморпорт» система инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности, которая позволяет вести круглосуточное наблюдение за акваторией морского порта. Установленная система ИТСОТБ позволяет надлежащим образом выполнять функции, возложенные на капитана морского порта. Достаточно эффективно работает в порту инспекция государственного портового контроля.

Между тем при всех перспективах порта его грузооборот не растет, потому что не решаются проблемы как на уровне хозяйствующих субъектов, так и на уровне государства. В этой статье речь пойдет об итогах работы порта в наиболее сложный период ледокольных проводок и о тех проблемах, которые необходимо решать для реализации огромного потенциала порта Советская Гавань в рамках программ развития всего Дальнего Востока.

Сергей Фомин, исполняющий обязанности капитана морского порта Советская Гавань, ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Ледокольный период

По сравнению с предыдущим, период ледокольных проводок 2015-2016 годов в морском порту Советская Гавань распоряжением капитана порта был объявлен на двадцать дней раньше – 27.11.2015 года. Это было обусловлено ранним наступлением холодов и наличием стабильно низких температур, что вызвало начало льдообразования в юго-западной части залива Советская Гавань. Период ледокольных проводок продлился до 23.04.2016 года. Раннему освобождению залива ото льда способствовали циклоны с сильными ветрами северо-восточного направления.

Из-за отсутствия ледового сбора в порту Советская Гавань оплата услуг по ледокольной проводке производилась согласно единовременным договорам между судовладельцами и собственниками буксиров. Проводку судов и швартовные операции в этом году осуществляли: морские буксиры ОАО «Ванинский морской торговый порт», ООО «Восточная судоходная компания», паромы типа «Сахалин», многофункциональное аварийно-спасательное судно «Спасатель Кавдейкин».

По сравнению с прошлым периодом ледокольных проводок, в 2015-2016 годах объем перевозок немного вырос, примерно на 27 тыс. тонн, в основном за счет лесных грузов.

Объем перевозок в порту в период ледокольных проводок в первую очередь зависит от наличия ледоколов или буксиров ледокольного типа. Использование линейных ледоколов на договорной основе для осуществления ледокольных проводок судов слишком дорого обходится судовладельцу, поэтому число судозаходов и объем грузооборота порта в этот период значительно снижаются (хотя увеличить грузооборот возможно за счет перевалки нефтепродуктов, угля, щебня).

В целом за прошлый год произошел спад грузооборота на 16,6%, до 560,6 тыс. тонн, сократились каботажные перевозки, снизилось количество судозаходов. Данные показатели связаны с различными причинами.

Но, несмотря на это, работы у инспекторов инспекции государственного портового контроля (ИГПК) не убавилось.

Работа ИГПК с акцентом на рыболовство

Возраст судов, обрабатываемых в порту Советская Гавань, постепенно увеличивается, а предъявляемые к ним требования – повышаются. Такие суда требуют больше времени для тщательного осмотра инспектором ИГПК при оформлении захода/выхода судна в/из морского порта.

Большое внимание ИГПК уделяется судам рыбопромыслового флота, оформление которых производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.03.2008 г. №184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации». Это позволяет усовершенствовать порядок оформления захода/выхода судов рыбопромыслового флота в/из морского порта Советская Гавань.

По прогнозам на 2016 год, ожидается значительный ход рыбы лососевых пород как в заливе Советская Гавань, так и на подходах к нему. В связи с этим возросло количество судов маломерного флота, занимающегося коммерческой деятельностью.

В заливе на сегодня расположены десять рыболовных участков, которые используются для добычи морских биоресурсов. Эксплуатация этих участков пользователями не влияет на безопасность мореплавания в заливе Советская Гавань, так как службой капитана порта контролируется постановка ставных неводов, обеспечение их опознавательными знаками и подача навигационных оповещений мореплавателям о месте и времени выставления неводов.

Перспективы и проблемы развития инфраструктуры

Планы и задачи развития Ванино-Советско-Гаванского промышленного транспортного узла (ВСГПТУ) связаны с резким увеличением грузооборота до 60 млн тонн к 2020 году. Нынешняя ориентация порта Ванино на перевалку в основном угля заставляет перенаправлять довольно большие объемы генеральных, лесных, насыпных и других видов грузов, включая грузы северного завоза, в морской порт Советская Гавань.

Однако без капитальных вложений в инфраструктуру порта нарастить его мощности, а значит, и грузооборот, вряд ли удастся. Из-за нехватки средств в настоящее время приостановлены работы по строительству второго пути до станции Совгавань-город и путей в одну нитку к мысу Муравьева, бухтам Лососина и Курикша.

Другой вопрос, требующий планового решения, – это увеличение глубины причального фронта. Портовые сооружения в бухтах Окоча и Курикша были построены в далекие 50-60-е года прошлого века и предназначены главным образом для ремонта судов. Существующие глубины не препятствовали постановке судов различного типа (сухогрузы, плавбазы, рыбодобывающие, нефтеналивные) водоизмещением до 35 тыс. тонн. Применительно к задачам и конструктивным особенностям эксплуатируемых в прежние годы судов глубина у причальных стенок выбиралась в пределах от 4 до 10 метров.

В настоящее время большинство судов имеют полную осадку 10-12 метров, что ограничивает возможность их захода в порт Советская Гавань. Для решения данного вопроса владельцам и арендаторам гидротехнических сооружений необходимо проводить дноуглубительные работы.

Между тем в порту работают в основном мелкие и средние хозяйствующие субъекты, которые, как правило, финансово слабы и, соответственно, не могут серьезно влиять на модернизацию и развитие портовой инфраструктуры. В силу этого портовое хозяйство не обновлялось с конца прошлого столетия. Решение данного вопроса возможно только с появлением крупных игроков в порту Советская Гавань, включая иностранных инвесторов, а также с исполнением государством взятых на себя обязательств в рамках программ развития Дальнего Востока.

Еще один нерешенный вопрос – отсутствие в порту Советская Гавань сборщика льяльных вод и буксирного обеспечения. Швартовные операции осуществляются буксирами ОАО «Ванинский морской торговый порт» и ФГУП «Росморпорт», находящимися в морском порту Ванино и удаленными от начала швартовных операций порядка на 10-12 миль. Использование таким образом буксиров увеличивает сроки обработки судов в порту Советская Гавань и увеличивает расходы судовладельцев. Для выхода из сложившейся ситуации нужна отдельная служба портового флота, а это возможно опять же только при наличии в порту Советская Гавань крупного хозяйствующего субъекта.

Рыба – ценный груз

Особое внимание при развитии инфраструктуры порта Советская Гавань или создании здесь зоны свободного порта (ОЭЗ, ТОРа и т.п.) необходимо обратить на создание мощностей по приемке и переработке морепродуктов. Специфика скоропортящихся грузов предполагает наличие холодильников, расположенных в непосредственной близости от места выгрузки. Имеющиеся в порту холодильные мощности рассчитаны всего на 1000 тонн мороженой продукции.

Обеспечение же страны дальневосточной рыбопродукцией потребует создания здесь специализированных фабрик. Нет смысла весь поток рыбопромысловых грузов направлять в центральную Россию только через порты Приморья. Тем более что Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ), идущая из порта Советская Гавань (Хабаровский край), дает возможность заметно сократить время доставки грузов. Однако это невозможно без строительства как новых холодильников, так и транспортной инфраструктуры – сети автомобильных и железных дорог.

Нужно отметить, что входящие в единый транспортный узел порты Ванино и Советская Гавань – это наиболее перспективные территории для дальнейшего развития с возможностью строительства новых терминалов, перегрузочных комплексов и увеличения объемов перевалки грузов. Хочется надеяться, что государству и бизнесу в обозримом будущем удастся реализовать огромный, неиспользованный полностью потенциал не только этого транспортного узла, но и всего дальневосточного региона.

Морские порты №4 (2016)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины Сотрудники МЧС по Татарстану спасли рыбаков, которых унесло на льдине на фарватер Камы. К терпящим б...

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) «Вепрь» проекта 971 после ремонта и модернизации ...

Российская экономика

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами Выборгский судостроительный завод, входящий в состав ОСК, подписал меморандум о сотрудничестве с ита...

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс ФАС обнаружила нарушения в действиях АО «СЗ «Северная верфь», которое в конце марта объявило запрос ...

Транспортная политика

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором Министерство транспорта предложило сделать ФКУ «Администрация Северного морского пути» («Админис...

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

Морские порты

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3%

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3% ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) в первом квартале 2017 года направило на ...

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8%

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8% В I квартале 2017 года контейнерооборот ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) с...




Морской транспорт

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения Президент ОСК Алексей Рахманов и генеральный директор Агентства по технологическому развитию Максим ...

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море 28 апреля 2017 года новый дизель-электрический ледокол «Новороссийск» приступил к ледовым испытаниям...

Речной транспорт

В центре Москвы теплоход сел на мель

В центре Москвы теплоход сел на мель Теплоход сел на мель под Новоспасским мостом в Москве, пострадавших нет, сообщили «Интерфаксу» в пре...

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП»

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского  бассейна ВВП» Приказом Росморречфлота c 25 апреля 2017 г. Чесноков Роман Александрович назначен  на долж...

Ж/Д транспорт

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб.

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб. Чистая прибыль ОАО РЖД по российским стандартам бухгалтерского учета в первом квартале 2017 г. снизи...

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов ООО «РЖД Интернешнл» (входит в холдинг РЖД) создает дочернюю компанию в Греции для реализаци...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Содружество в действии

Содружество в действии В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и...

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Морские порты

Морские ворота Чукотки

Морские ворота Чукотки С началом календарного лета в северных морских портах Дальнего Востока традиционно начинается Северн...

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

«Тяжело в ученьи – легко в бою»

«Тяжело в ученьи – легко в бою» Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих п...

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Круизный туризм – воплощение мечты

Круизный туризм – воплощение мечты Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний...

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...