Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

Морские порты
Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

В ноябре 2015 года в морском порту Советская Гавань была введена и передана в управление ФГУП «Росморпорт» система инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности, которая позволяет вести круглосуточное наблюдение за акваторией морского порта. Установленная система ИТСОТБ позволяет надлежащим образом выполнять функции, возложенные на капитана морского порта. Достаточно эффективно работает в порту инспекция государственного портового контроля.

Между тем при всех перспективах порта его грузооборот не растет, потому что не решаются проблемы как на уровне хозяйствующих субъектов, так и на уровне государства. В этой статье речь пойдет об итогах работы порта в наиболее сложный период ледокольных проводок и о тех проблемах, которые необходимо решать для реализации огромного потенциала порта Советская Гавань в рамках программ развития всего Дальнего Востока.

Сергей Фомин, исполняющий обязанности капитана морского порта Советская Гавань, ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Ледокольный период

По сравнению с предыдущим, период ледокольных проводок 2015-2016 годов в морском порту Советская Гавань распоряжением капитана порта был объявлен на двадцать дней раньше – 27.11.2015 года. Это было обусловлено ранним наступлением холодов и наличием стабильно низких температур, что вызвало начало льдообразования в юго-западной части залива Советская Гавань. Период ледокольных проводок продлился до 23.04.2016 года. Раннему освобождению залива ото льда способствовали циклоны с сильными ветрами северо-восточного направления.

Из-за отсутствия ледового сбора в порту Советская Гавань оплата услуг по ледокольной проводке производилась согласно единовременным договорам между судовладельцами и собственниками буксиров. Проводку судов и швартовные операции в этом году осуществляли: морские буксиры ОАО «Ванинский морской торговый порт», ООО «Восточная судоходная компания», паромы типа «Сахалин», многофункциональное аварийно-спасательное судно «Спасатель Кавдейкин».

По сравнению с прошлым периодом ледокольных проводок, в 2015-2016 годах объем перевозок немного вырос, примерно на 27 тыс. тонн, в основном за счет лесных грузов.

Объем перевозок в порту в период ледокольных проводок в первую очередь зависит от наличия ледоколов или буксиров ледокольного типа. Использование линейных ледоколов на договорной основе для осуществления ледокольных проводок судов слишком дорого обходится судовладельцу, поэтому число судозаходов и объем грузооборота порта в этот период значительно снижаются (хотя увеличить грузооборот возможно за счет перевалки нефтепродуктов, угля, щебня).

В целом за прошлый год произошел спад грузооборота на 16,6%, до 560,6 тыс. тонн, сократились каботажные перевозки, снизилось количество судозаходов. Данные показатели связаны с различными причинами.

Но, несмотря на это, работы у инспекторов инспекции государственного портового контроля (ИГПК) не убавилось.

Работа ИГПК с акцентом на рыболовство

Возраст судов, обрабатываемых в порту Советская Гавань, постепенно увеличивается, а предъявляемые к ним требования – повышаются. Такие суда требуют больше времени для тщательного осмотра инспектором ИГПК при оформлении захода/выхода судна в/из морского порта.

Большое внимание ИГПК уделяется судам рыбопромыслового флота, оформление которых производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.03.2008 г. №184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации». Это позволяет усовершенствовать порядок оформления захода/выхода судов рыбопромыслового флота в/из морского порта Советская Гавань.

По прогнозам на 2016 год, ожидается значительный ход рыбы лососевых пород как в заливе Советская Гавань, так и на подходах к нему. В связи с этим возросло количество судов маломерного флота, занимающегося коммерческой деятельностью.

В заливе на сегодня расположены десять рыболовных участков, которые используются для добычи морских биоресурсов. Эксплуатация этих участков пользователями не влияет на безопасность мореплавания в заливе Советская Гавань, так как службой капитана порта контролируется постановка ставных неводов, обеспечение их опознавательными знаками и подача навигационных оповещений мореплавателям о месте и времени выставления неводов.

Перспективы и проблемы развития инфраструктуры

Планы и задачи развития Ванино-Советско-Гаванского промышленного транспортного узла (ВСГПТУ) связаны с резким увеличением грузооборота до 60 млн тонн к 2020 году. Нынешняя ориентация порта Ванино на перевалку в основном угля заставляет перенаправлять довольно большие объемы генеральных, лесных, насыпных и других видов грузов, включая грузы северного завоза, в морской порт Советская Гавань.

Однако без капитальных вложений в инфраструктуру порта нарастить его мощности, а значит, и грузооборот, вряд ли удастся. Из-за нехватки средств в настоящее время приостановлены работы по строительству второго пути до станции Совгавань-город и путей в одну нитку к мысу Муравьева, бухтам Лососина и Курикша.

Другой вопрос, требующий планового решения, – это увеличение глубины причального фронта. Портовые сооружения в бухтах Окоча и Курикша были построены в далекие 50-60-е года прошлого века и предназначены главным образом для ремонта судов. Существующие глубины не препятствовали постановке судов различного типа (сухогрузы, плавбазы, рыбодобывающие, нефтеналивные) водоизмещением до 35 тыс. тонн. Применительно к задачам и конструктивным особенностям эксплуатируемых в прежние годы судов глубина у причальных стенок выбиралась в пределах от 4 до 10 метров.

В настоящее время большинство судов имеют полную осадку 10-12 метров, что ограничивает возможность их захода в порт Советская Гавань. Для решения данного вопроса владельцам и арендаторам гидротехнических сооружений необходимо проводить дноуглубительные работы.

Между тем в порту работают в основном мелкие и средние хозяйствующие субъекты, которые, как правило, финансово слабы и, соответственно, не могут серьезно влиять на модернизацию и развитие портовой инфраструктуры. В силу этого портовое хозяйство не обновлялось с конца прошлого столетия. Решение данного вопроса возможно только с появлением крупных игроков в порту Советская Гавань, включая иностранных инвесторов, а также с исполнением государством взятых на себя обязательств в рамках программ развития Дальнего Востока.

Еще один нерешенный вопрос – отсутствие в порту Советская Гавань сборщика льяльных вод и буксирного обеспечения. Швартовные операции осуществляются буксирами ОАО «Ванинский морской торговый порт» и ФГУП «Росморпорт», находящимися в морском порту Ванино и удаленными от начала швартовных операций порядка на 10-12 миль. Использование таким образом буксиров увеличивает сроки обработки судов в порту Советская Гавань и увеличивает расходы судовладельцев. Для выхода из сложившейся ситуации нужна отдельная служба портового флота, а это возможно опять же только при наличии в порту Советская Гавань крупного хозяйствующего субъекта.

Рыба – ценный груз

Особое внимание при развитии инфраструктуры порта Советская Гавань или создании здесь зоны свободного порта (ОЭЗ, ТОРа и т.п.) необходимо обратить на создание мощностей по приемке и переработке морепродуктов. Специфика скоропортящихся грузов предполагает наличие холодильников, расположенных в непосредственной близости от места выгрузки. Имеющиеся в порту холодильные мощности рассчитаны всего на 1000 тонн мороженой продукции.

Обеспечение же страны дальневосточной рыбопродукцией потребует создания здесь специализированных фабрик. Нет смысла весь поток рыбопромысловых грузов направлять в центральную Россию только через порты Приморья. Тем более что Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ), идущая из порта Советская Гавань (Хабаровский край), дает возможность заметно сократить время доставки грузов. Однако это невозможно без строительства как новых холодильников, так и транспортной инфраструктуры – сети автомобильных и железных дорог.

Нужно отметить, что входящие в единый транспортный узел порты Ванино и Советская Гавань – это наиболее перспективные территории для дальнейшего развития с возможностью строительства новых терминалов, перегрузочных комплексов и увеличения объемов перевалки грузов. Хочется надеяться, что государству и бизнесу в обозримом будущем удастся реализовать огромный, неиспользованный полностью потенциал не только этого транспортного узла, но и всего дальневосточного региона.

Морские порты №4 (2016)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

У России может появиться флот мирового класса – Американские СМИ

У России может появиться флот мирового класса – Американские СМИ На информационном портале «Warisboring» опубликован материал одного из самых популярных военных эксп...

На башкирском водохранилище катер с пятью пассажирами врезался в причал

На башкирском водохранилище катер с пятью пассажирами врезался в причал Во время сильного дождя маломерный катер с пятью пассажирами на большой скорости врезался в причал в...

Российская экономика

Рыбопромысловая отрасль готовится к переходу на ЭПЖ и электронные разрешения

Рыбопромысловая отрасль готовится к переходу на ЭПЖ и электронные разрешения В тестовой эксплуатации программно-технического комплекса «Электронный промысловый журнал» по данным...

Совет директоров ОСК в IV квартале рассмотрит вопрос создания корпоративного венчурного фонда

Совет директоров ОСК в IV квартале рассмотрит вопрос создания корпоративного венчурного фонда Совет директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в четвертом квартале 2017 го...

Транспортная политика

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов Литовский премьер-министр предупреждает Беларусь о стратегической опасности и экономической невыгодн...

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта»

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта» Структура, отвечающая за развитие Северного морского пути, не обязательно должна объединять все служ...

Морские порты

Порт Роттердам обеспокоен закрытием железной дороги, связывающей город со Швейцарией

Порт Роттердам обеспокоен закрытием железной дороги, связывающей город со Швейцарией Администрация порта Роттердам и компании, работающие в порту, «крайне обеспокоены» закрытием движени...

Суд перенес на 13 сентября рассмотрение иска «дочки» Global Ports к ФАС по делу о тарифах

Суд перенес на 13 сентября рассмотрение иска «дочки» Global Ports к ФАС по делу о тарифах Арбитражный суд Москвы перенес на 13 сентября рассмотрение иска ООО «Восточная стивидорная компания»...




Морской транспорт

В Литву прибыла первая партия американского СПГ

В Литву прибыла первая партия американского СПГ Первая партия сжиженного природного газа (СПГ) из США прибыла в Клайпедский морской порт в п...

Hyundai Merchant планирует запустить сервис по Севморпути в 2020 году

Hyundai Merchant планирует запустить сервис по Севморпути в 2020 году Национальный перевозчик Южной Кореи Hyundai Merchant Marine планирует начать операции по маршрутам в...

Речной транспорт

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла В Ростове-на-Дону 18 августа 2017 года заместитель руководителя Федерального агентства морского и ре...

Экологи назвали критическим уровень загрязнения Волги нефтепродуктами

Экологи назвали критическим уровень загрязнения Волги нефтепродуктами Уровень загрязнения Волги нефтепродуктами является критическим и в несколько раз превышает предельно...

Ж/Д транспорт

Продление Транссибирской магистрали до Вены будет стоить 6,5 млрд евро - Минтранс Австрии

Продление Транссибирской магистрали до Вены будет стоить 6,5 млрд евро - Минтранс Австрии Продление железной дороги с широкой колеей от Кошице (Словакия) до Вены можно начать в 2023 ...

РЖД просит стивидоров обновить оборудование, чтобы оно не повреждало вагоны при разгрузке

РЖД просит стивидоров обновить оборудование, чтобы оно не повреждало вагоны при разгрузке РЖД просит стивидоров обновить оборудование, чтобы оно не повреждало вагоны при разгрузке. Об этом, ...

Авто транспорт

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией Министерство транспорта готовит предложения о дублере опасного участка на границе с Финляндией в рай...

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов Электрический транспорт в ближайшие 20 лет станет основным видом, но не сможет полностью заменить бе...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...