Росморречфлот подвел итоги года - Морские вести России

Росморречфлот подвел итоги года

17.04.2017

Транспортная политика

Росморречфлот подвел итоги года

30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) и Общественного совета при Росморречфлоте. В работе Коллегии приняли участие советник президента РФ Игорь Левитин, министр транспорта РФ Максим Соколов, заместитель министра транспорта РФ - руководитель Росморречфлота Виктор Олерский, руководитель Росводресурсов Марина Селиверстова, и.о. руководителя Ространснадзора Сергей Сарицкий, другие представители ведомств и морского бизнеса. На повестке стоял вопрос об итогах работы морского и внутреннего водного транспорта в 2015 году, задачах на 2016 год и среднесрочную перспективу до 2018 года. По итогам Коллегии было принято постановление, в котором работа Росморречфлота за прошедший год признана удовлетворительной, определены основные направления деятельности ведомства и приняты планы на текущий год и среднесрочную перспективу.

Владимир Михайлов

В начале заседания с приветственным словом к участникам обратился советник президента РФ Игорь Левитин. Отметив, что прошлый год (2015) был достаточно продуктивным для морского транспорта – более чем на 20 млн тонн увеличились мощности морских портов, наблюдается существенное снижение объемов незавершенного строительства, грузооборот морских портов вырос до 677 млн тонн, продолжается реализация крупнейшего инвестиционного проекта строительства морского порта Сабетта, которое находится на контроле президента РФ, идет развитие портов на Дальнем Востоке, ведется строительство аварийно-спасательного и ледокольного обслуживающего флота, – И. Левитин одними из приоритетных задач отрасли назвал повышение уровня безопасности транспортной системы, а также устойчивое формирование системы отраслевого профессионального образования, обеспечивающей квалифицированными кадрами одну из важнейших отраслей экономики России.

Он пожелал представителям отрасли успехов в реализации долгосрочных планов и выразил уверенность, что их знания и опыт будут способствовать эффективному решению задач, которые ставит перед отраслью президент РФ.

Министр транспорта РФ Максим Соколов, выступая на Коллегии, также отметил, что по итогам 2015 года «морская отрасль и внутренние водные пути РФ развивались весьма продуктивно», хотя на результативность работы отрасли, как и на экономику всей страны, оказывала влияние неблагоприятная экономическая конъюнктура, в связи с чем возникла необходимость определения приоритетных задач, оптимизации бюджетных расходов.

«В ближайшие годы в непростых экономических условиях перед морским и речным транспортом по-прежнему актуальными остаются задачи по дальнейшему наращиванию мощностей наших морских портов, строительству нового современного флота, повышению конкурентоспособности Северного морского пути и ликвидации узких мест на внутренних водных путях. Не сомневаюсь, что совместные усилия организаций отрасли, Федерального агентства морского и речного транспорта и в дальнейшем позволят обеспечивать достижение общих целей, поставленных перед отраслью и в целом перед всей нашей страной», – сказал в заключение М. Соколов.

Достижения отрасли

С отчетным докладом об итогах деятельности Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) в прошедшем году и планах на ближайшие годы выступил заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский. Сначала он остановился на достижениях, произошедших в отрасли за прошедший год.

В частности, говоря о работе морского транспорта, В. Олерский отметил, что мероприятия по развитию инфраструктуры в морских портах Санкт-Петербург и Мурманск позволили обеспечить прирост портовых мощностей России на 23 млн тонн. В 2015 году введена в эксплуатацию первая очередь морского многофункционального перегрузочного комплекса Бронка, завершена реконструкция причалов в морском порту Анадырь, не снижаются темпы строительства одного из крупнейших за полярным кругом морского порта Сабетта, заработал круглогодичный морской путь доставки арктической нефти с нового терминала Новопортовского месторождения в Обской губе в порт Мурманск.

Общий по России объем бюджетных инвестиций в портовую инфраструктуру за год составил 29,8 млрд рублей, при этом в среднем на каждый бюджетный рубль пришлось более 2 рублей внебюджетных средств. За пять последних лет прирост мощностей портовой инфраструктуры в среднем составил 20 млн тонн в год. В 2016 году планируется увеличение портовых мощностей на 32 млн тонн.

В целях решения задач по повышению конкурентоспособности и провозной способности морского транспорта в 2015 году завершено строительство серии многофункциональных аварийно-спасательных судов мощностью 4 МВт, введены в эксплуатацию три из четырех уникальных многофункциональных аварийно-спасательных судов мощностью 7 МВт, завершено строительство двух дизель-электрических ледоколов «Владивосток» и «Мурманск», на этот год намечен ввод в эксплуатацию еще одного ледокола – «Новороссийск» – мощностью 16 МВт.

Несмотря на замедление темпов экономического роста, грузооборот морских портов России за 2015 год значительно увеличился – на 5,7% по сравнению с 2014 годом – и составил 676,8 млн тонн. Увеличение произошло в основном за счет роста экспорта, при этом импорт заметно упал.

Увеличился объем перевозок грузов морским флотом, контролируемым российскими судовладельцами, он составил порядка 190 млн тонн. При этом объем перевозок судами под российским флагом составил 17,7 млн тонн (113% к уровню 2014 г.), грузооборот – 39,8 млрд тонно-километров (126%). Объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути (СМП) за отчетный год вырос в 1,5 раза, до 5,4 млн тонн. Вместе с тем, транзитные перевозки по СМП упали практически до нуля (39,6 тыс. тонн). Рост произошел главным образом за счет перевозок грузов назначением в порты СМП. Завоз грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности происходил в плановом режиме и составил 3,3 млн тонн (-4,6%), в том числе сухогрузов – 2,7 млн тонн (+2,6%), наливных грузов – 0,6 млн тонн (-25,5%).

Перевозки пассажиров морским транспортом в 2015 году выросли до 9,55 млн человек, в основном за счет перевозок на Керченской паромной переправе, их доля составила порядка 86% от общих перевозок пассажиров морским транспортом.

В 2015 году продолжилось создание и модернизация береговых систем обеспечения безопасности мореплавания. Завершено строительство системы управления движением судов Кандалакшского залива, региональной системы обеспечения безопасности мореплавания морских портов Астрахань и Оля, объектов ГМССБ на подходах к морским портам Астрахань и Архангельск. Начаты проектные работы по дальнейшему развитию таких систем в морских портах Петропавловск-Камчатский, Калининград, Ейск, Таганрог и Махачкала. Продолжилось целевое гидрографическое исследование Севморпути, выполнены съемки рельефа дна в Обской губе от порта Сабетта до терминала Новопортовского месторождения для обеспечения безопасных условий плавания судов.

В.Олерский подчеркнул, что приоритетными направлениями в деятельности Росморречфлота в части обеспечения безопасности мореплавания остаются предупреждение аварийных происшествий с судами, а также обеспечение экологической безопасности.

В части обеспечения транспортной безопасности проводилась работа по оценке уязвимости и категорирование ОТИ и ТС, утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Было продолжено оснащение техническими средствами (ИТСОТБ) акваторий морских портов и внутреннего водного транспорта.

В сфере отраслевого образования в 2015 году на базе шести подведомственных ВУЗов с 23 филиалами подготовлено более 11 тыс. специалистов, из них около 95% трудоустроено. По состоянию на 1 января 2016 года всего по программам высшего и среднего профессионального образования обучается 59788 человек, из них за счет средств федерального бюджета – 35992 человека.

В прошлом году был разработан профессиональный стандарт «Судоводитель-механик», на основе которого подготовлены новые государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования в области судовождения, а также проект профстандарта «Гидротехник», который сейчас проходит согласование. В настоящее время еще 11 профессиональных стандартов находятся на стадии согласования с АМП, ассоциациями и крупными работодателями. За прошедший год выпущено 12 новых учебников.

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в прошлом году осуществлялись мероприятия по повышению размера заработной платы отдельным категориям работников в сфере образования и культуры. По итогам 2015 года достигнуты плановые значения показателей по соотношению средней заработной платы работников в сфере образования и культуры к средней заработной плате в соответствующем регионе: средняя заработная плата преподавателей и научных сотрудников высшего профессионального образования составила 49,6 тыс. рублей (133% к средней заработной плате в регионе); педагогических работников среднего профессионального образования – 28,3 тыс. рублей (85% к средней заработной плате в регионе); работников учреждений культуры, подведомственных Росморречфлоту (ФБУ «Музей морского флота»), – 44,5 тыс. рублей (73,7% к средней заработной плате в регионе).

Проблемы отрасли

В своем выступлении В. Олерский не только обозначил достижения и успехи отрасли, но также подробно остановился на существующих проблемах и на том, что в ближайшее время необходимо делать.

«О том, что не удалось сделать, – начал перечисление проблем руководитель Росморречфлота. – Первое. В условиях общего секвестра 2015 года не удалось обеспечить финансовое наполнение ранее принятых правительством нормативов на содержание внутренних водных путей. Минфин не поддержал наши предложения.

Второе. Балтийский и Выборгский заводы не исполнили контрактные обязательства по поставке ледоколов мощностью соответственно 25 МВт и 16 МВт, хотя тому были объективные причины, в первую очередь девальвация российского рубля.

Третье. Необходимо признать наличие недостаточной компетенции капитанов ряда морских портов. Поэтому мы ставим себе задачу совершенствовать профессиональный уровень капитанов портов.

Четвертое. В большинстве портов до сих пор существует проблема отличия фактических параметров подводных гидротехнических сооружений (каналов и акватории) от паспортных, что закономерно привело к установлению ограничений капитанами портов и, как следствие, к снижению экономической эффективности бизнеса.

Пятое. Необходимо вносить изменения в лоцманскую деятельность «Росморпорта». Исторически «Росморпорт» оказывает лоцманские услуги во всех портах России, там, где объявлена обязательная лоцманская проводка независимо от того, является эта деятельность прибыльной или нет. Если проект единой лоцманской службы не будет поддержан правительством, то мы предусмотрели ряд нормативных инструментов, направленных на упорядочение лоцманской деятельности.

Шестое. На крымской стороне до сих пор не создана морская инфраструктура, необходимая для надежного функционирования Керченской паромной переправы».

Задачи отрасли

Далее руководитель Росморречфлота перечислил основные задачи Агентства на текущий год. «Во-первых, все задачи, не выполненные в 2015 году, переходят на 2016 год, – сообщил первым пунктом В. Олерский. – Второе. В вопросах образования необходимо сконцентрироваться на сугубо отраслевых дисциплинах, продолжая дополнять учебные программы предметами, соответствующими профессиональным стандартам, которые востребованы морским и речным транспортом. Задача вводить посторонние предметы только для того, чтобы остаться на плаву, перед ВУЗами водного транспорта больше не стоит.

Третье. Необходимо подтянуть заведения среднего профессионального образования, существенно обновить их материальную базу, повысить заработную плату преподавателям. Ради этой задачи мы пойдем на секвестирование ряда мероприятий.

Четвертое. Крайне необходимо повысить роль попечительских советов. Совет не должен превращаться в чисто формальный орган. Роль советов – повышение прозрачности и принятие ректорами взвешенных управленческих решений. Сегодня ректор предоставлен сам себе. Будем искоренять превращение университетских комплексов в удельные княжества.

Пятое. Правительство поставило задачу к 2018 году изменить организационно-правовую форму предприятий «Морсвязьспутник» и «Росморпорт». Мы склоняемся к акционированию – не надо путать его с приватизацией, – потому что управление из вышестоящего федерального органа не всегда эффективно, происходит размывание ответственности, отсутствует гибкость в принятии даже технических решений.

Шестое. В рамках оптимизации оказания услуг Росморречфлотом ставим задачу увеличить перечень услуг, предоставляемых в электронном виде, чтобы сократить сроки рассмотрения обращений.

Седьмое. Усиление контроля, а иногда и просто упорядочение расходов внебюджетных средств подведомственными организациями.

Восьмое. Необходимо готовить кадровый резерв на всех уровнях.

Девятое. Особое внимание следует уделить арктическим проектам, это наше будущее независимо от того, будут или нет ходить транзитные контейнеровозы по Севморпути.

Десятое. Необходимо обеспечить транспортную безопасность вокруг строящегося мостового перехода на Крымский полуостров. Эта акватория включена в подходы к портам Керчь и Кавказ, а значит, в соответствии с законодательством это зона ответственности капитанов портов. Им самим с этой задачей не справиться – требуется поддержка Минтранса, Росморречфлота и других компетентных органов.

И постоянная задача – увеличение доли судов под российским флагом. Задача изменения тренда импорта транспортных услуг на их экспорт. Речь идет не только о нормативных изменениях, но и о кооперативном духе взаимодействия судовладельцев и морской администрации».

Завершая выступление, В. Олерский сообщил, что за прошедший год Федеральное агентство морского и речного транспорта выполнило практически все задачи, определенные программными документами правительства и Публичной декларацией целей и задач Росморречфлота на 2015 год и среднесрочный период, и предложил признать его работу удовлетворительной.

Затем итоги работы отрасли за прошедший год оценили Юрий Михайлов, первый зампред Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Совета организаций ветеранов морского и речного флота (проанализировав работу отрасли и Агентства в 2015 году, Совет Росморречфлота принял решение считать работу ведомства удовлетворительной), руководители контролирующих ведомств – и.о. руководителя Ространснадзора Сергей Сарицкий и руководитель Росводресурсов Марина Селиверстова.

Инициативы АСОП

От представителей портового бизнеса выступил Серик Жусупов, исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Он, в частности, отметил, что портовая отрасль на протяжении последних 10 лет показывает положительную динамику роста грузооборота, и 2015 год не был исключением – грузооборот вырос почти на 6%, составив 677 млн тонн. За последние пять лет прирост портовых мощностей происходил в среднем на 20 млн тонн в год.

«Ввод в эксплуатацию новых перегрузочных мощностей позволил снизить их дефицит, который не так давно испытывали российские порты. Если в 2000 году через морские порты Балтии и Украины перегружалось практически 30% российских внешнеторговых грузов, то в 2015 году их доля перегрузки в иностранных портах снизилась до 9%, – сообщил исполнительный директор АСОП. – Таким образом, портовики России совместно с Министерством транспорта, Росморречфлотом приняли все необходимые меры, чтобы обеспечить своеобразное импортозамещение и фактически полностью удовлетворить потребности участников внешнеэкономической деятельности в перевалке грузов через российские порты, тем самым внеся значительный вклад в дело обеспечения транспортной независимости и национальной безопасности страны».

Далее С. Жусупов рассказал о законодательной деятельности АСОП в прошлом году и тех законодательных актах, над изменениями и дополнениями в которые Ассоциация работала совместно с Минтрансом и другими ведомствами. Он подчеркнул важность для портовой отрасли проделанной работы в отношении законов о морских портах, о транспортной безопасности, Налогового кодекса, Водного кодекса и других.

Исполнительный директор АСОП предложил особое внимание обратить на инициативу портовиков о номинировании тарификации ставок на стивидорные услуги и портовые сборы в российских портах в соответствующей валюте, а не в российских рублях, объяснив это потерями от недополученной прибыли, которые несут стивидоры и судовладельцы из-за девальвации рубля.

Кроме того, он коснулся отраслевого образования, в отношении которого АСОП предлагает внести изменения в Закон об образовании, предусматривающие особенности и специфику подготовки специалистов для транспортной отрасли, а также возродить систему повышения квалификации специалистов определенных профессий, в чем Ассоциация готова оказать всемерную поддержку.

В завершение выступления С. Жусупов поблагодарил представителей Минтранса и Федерального агентства за конструктивную совместную работу в законодательной сфере, отстаивание интересов отрасли в финансировании основных стратегических объектов и присоединился к оценке «удовлетворительно» в отношении деятельности Росморречфлота в прошедшем году.

В ходе заседания руководителем Росморречфлота были вручены награды лучшим организациям, компаниям и представителям морской отрасли. В частности, за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу нагрудный знак «Почетный работник морского флота» был вручен заместителю начальника организационно-кадрового управления – начальнику отдела организации труда, заработной платы и штатов ФГУП «Росморпорт» И.А. Ветровой. Награды по итогам конкурса «Лидер отрасли» получили: в номинации «Лучшая Администрация морского порта» – руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» В.В. Ерыгин; в номинации «Лучшая стивидорная компания (морская)» – АО «Восточный порт», управляющий директор А.А.Лазарев (награду получил начальник финансового управления ООО «Управляющая портовая компания» Д.Э. Сиомаш); в номинации «Лучшая стивидорная компания (речная)» – председатель Совета директоров ОАО «Ростовский порт» О.И. Грызлов; в номинации «Лучшая проектная организация» – генеральный директор ОАО «Ленморниипроект» В.В. Мерзликин.

Морские порты №4 (2016)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика