Мурманск – ключевой порт Российской Арктики - Морские вести России

Мурманск – ключевой порт Российской Арктики

10.04.2017

Морские порты

В 2016 году Мурманск отмечает 100-летие со дня основания. Символично, что к своему вековому юбилею город-порт, некогда послуживший стартовой площадкой планомерного освоения высоких широт, подошел в момент, когда интерес к Арктике во всем мире резко возрос.

Марина Ковтун, губернатор Мурманской области

Морской фактор в жизни региона

Причинами такого интереса являются сосредоточенные в Арктике запасы природных ресурсов, в первую очередь нефти и газа, и логистические возможности Северного морского пути.

В этих условиях Российская Федерация имеет явное преимущество, поскольку из всех арктических стран обладает самым протяженным побережьем Северного Ледовитого океана и целым рядом расположенных на нем развитых городов и портов, крупнейшим из которых является Мурманск.

Сразу стоит оговориться, что участие Мурманской области в реализации национальных интересов России в Арктике не исчерпывается ролью круглогодично открытого выхода в океан. Кольский полуостров – еще и уникальная минеральная кладовая, где добывается более трех десятков видов полезных ископаемых. Регион является единственным российским производителем апатитового, нефелинового и бадделеитового концентратов. На Мурмане вырабатывается 45% никеля, 10% железорудного концентрата, 7% рафинированной меди России.

Мурманская область – современный, индустриально развитый, урбанизированный субъект Федерации с превосходным промышленным, научным и человеческим потенциалом.

Однако, поскольку речь в нашей статье идет о «морском» факторе в жизни края, подробнее остановимся на нем.

Исключительно выгодное географическое положение Мурманской области позволяет ей стать опорным регионом в реализации Россией своих интересов в Арктике.

Ключевую роль в развитии Арктической зоны РФ, освоении ее уникальных природных ресурсов, создании целостной системы хозяйствования и укреплении национальной безопасности в Заполярье играет основная транспортная линия Российской Арктики – Северный морской путь. Совершенствование работы Севморпути, безусловно, окажет позитивное влияние на все без исключения регионы АЗРФ.

Одним из перспективных направлений такого совершенствования может стать налаживание системы международных транспортных коридоров с использованием Северного морского пути и тяготеющих к нему железнодорожных и речных меридиональных транспортных маршрутов.

Для организации полноценных морских торговых путей в Северном Ледовитом океане неизбежно потребуется создание крупных транспортно-логистических узлов на базе уже существующих, наиболее доступных глубоководных портов арктического побережья. Крупнейший из таких портов – Мурманск.

Уникальный порт

Незамерзающий глубоководный порт Мурманск – единственный порт в европейской части России с коротким и удобным доступом в Мировой океан. Отсутствие потребности в искусственных защитных сооружениях и ледокольном обеспечении в зимний период делает его наиболее привлекательным для судовладельцев и удобным для обслуживания крупнотоннажных судов, перевозящих нефть и нефтепродукты, газ, уголь, минеральные удобрения и металлы.

Мурманск входит в десятку крупнейших портов России по объемам перевалки грузов и является базовым портом Северного бассейна по обеспечению перевозок по Северному морскому пути.

В последние годы судоходство по трассам Севморпути заметно активизировалось. Большую роль в этом играет эффективная работа атомных ледоколов ФГУП «Атомфлот», базирующихся в Мурманске.

Ледоколы проводят суда по ледовым трассам, обеспечивают экспедиционные работы по изучению арктических морей, аварийно-спасательные операции во льдах. Сравнительный опыт деятельности России и других стран в высоких широтах показывает, что без атомного ледокольного флота эффективно осваивать Арктику невозможно.

С учетом планируемого роста грузоперевозок по Северному морскому пути и для решения иных задач в Арктике правительством Российской Федерации принято решение о строительстве трех новых атомных ледоколов, ввод в эксплуатацию которых намечен на 2017, 2020 и 2021 годы. Кроме того, ФГУП «Атомфлот» реализует проект по строительству судов портового флота для порта Сабетта. Для строящихся атомоходов и судов портофлота Мурманск также станет портом приписки.

Номенклатура грузов, которые обрабатываются в морском порту Мурманск, включает генеральные, навалочные, наливные грузы, грузы в контейнерах, рыбу и рыбопродукцию. Грузооборот порта составляет более 25 миллионов тонн в год.

В общем потоке грузов преобладает уголь, который обрабатывается на терминалах крупнейшей стивидорной компании Мурманской области – ПАО «Мурманский морской торговый порт». Компания также успешно работает с апатитовым и железорудным концентратом, цветными металлами, марганцевой рудой, грузами в контейнерах и прочими грузами.

Мурманский морской торговый порт – старейшее предприятие города Мурманска и Мурманской области в целом. Более того, именно благодаря строительству порта 100 лет назад родился город и начал развиваться Кольский край.

Мурманский морской торговый порт намерен сохранить и укрепить свои лидирующие позиции в отрасли. Для этого сегодня без остановки производства ведется реконструкция грузовых районов. Цель – повысить экологичность производства, усовершенствовать технологию выгрузки, очистки и складирования угля, увеличить грузооборот причалов и нормы единовременного хранения.

Не менее важным для развития логистики в Арктике является реализованный «Норильским никелем» проект строительства собственного перегрузочного комплекса в Мурманском порту. Создание грузового терминала – часть концепции развития компании, принятой еще в 2006 году. Основной объем грузопотока – собственные грузы: продукция и материально-технические ресурсы ГМК «Норильский никель», а также, как правило, грузы для жителей Норильского промышленного района – продукты, медикаменты и бытовые товары.

Транспортный филиал ГМК «Норильский никель» в Мурманске в короткие сроки стал одним из ведущих судоходных предприятий области. Филиалом успешно реализован проект по строительству уникального арктического флота, состоящего из пяти судов усиленного ледового класса ARC7 типа «Норильский никель» и арктического танкера «Енисей». Технические возможности судов позволяют самостоятельно преодолевать льды толщиной до 1,5 м без сопровождения ледоколов.

В число старейших судоходных предприятий, базирующихся в порту Мурманск, входит Мурманское морское пароходство (ММП). ММП имеет многолетний опыт судоходства в арктических широтах. С первых лет создания предприятия основной его задачей было жизнеобеспечение всего Крайнего Севера. Так, сегодня суда компании участвуют в доставке грузов для строительства порта Сабетта на Ямале.

Помимо прочего, морской порт Мурманск привлекателен для компаний нефтегазодобывающей отрасли. Традиционно Мурманск является основным портом базирования специализированных и научных судов, плавучих буровых установок.

Более 30 лет назад именно в Мурманской области были созданы и начали работу морские геолого-геофизические организации. Благодаря нашим геологоразведчикам открыт целый ряд крупнейших месторождений углеводородов на шельфе арктических морей. В их числе получившие мировую известность Приразломное нефтяное и Штокмановское газоконденсатное месторождения.

В целях реализации государственной программы освоения ресурсов углеводородов на континентальном шельфе Российской Арктики в порту Мурманск уже созданы и создаются береговые базы обеспечения геолого-разведочных и буровых работ дочерних компаний «Роснефти», «Газпрома» и НОВАТЭКа. Кроме того, НОВАТЭК ведет подготовку к созданию в Кольском заливе постоянной базы для освоения шельфовых месторождений и центра строительства крупнотоннажных морских сооружений.

На сегодняшний день хозяйственная деятельность в порту Мурманск в основном ведется на восточном берегу Кольского залива, потенциал западного берега практически не задействован. Важность включения в портовую деятельность свободных территорий на западном берегу Кольского залива обусловлена еще и тем, что на восточном берегу основные перевалочные мощности расположены практически в центре города, и свободных территорий для их развития просто нет.

Проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла»

В целях повышения конкурентоспособности и дальнейшего развития портовой инфраструктуры Мурманской области в рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» в регионе сегодня реализуется проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла».

Основная цель проекта – создание действующего круглогодично глубоководного морского ХАБа– центра по переработке контейнерных, нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированного в международный транспортный коридор «Север – Юг». Эта комплексная задача включает в себя строительство новой железнодорожной ветки, развитие береговой инфраструктуры и акватории Кольского залива.

Проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства. При этом государство обеспечивает инженерную базу для воплощения планов частных инвесторов. За счет частных инвестиций предусмотрено строительство угольного и нефтяного терминалов на западном берегу Кольского залива.

Строительство объектов федеральной собственности ведется в три этапа:

– I этап – строительство новой железнодорожной линии ст. Выходной – мостовой переход через р. Тулома – ст. Мурмаши II – ст. Лавна пропускной способностью 28 млн тонн. Сюда входит строительство трех новых станций, семи железнодорожных мостов, одного автомобильного моста и четырех путепроводов, развитие существующей станции Выходной;

– II и III этапы – создание сопутствующей морской инфраструктуры для угольного и нефтеналивного терминалов, строительство базы обслуживающего флота (23 здания и причал), дноуглубление акватории Кольского залива (4,5 млн м3).

В рамках реализации I этапа в марте 2014 года был заключен госконтракт на разработку рабочей документации и строительство объекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Цена контракта составила 41,5 млрд рублей. Срок выполнения работ – март 2018 года. Основным подрядчиком по строительству железнодорожной ветки стала компания ОАО «СГК-трансстрой Ямал».

В сентябре 2014 года началась разработка документации и подготовительные работы (расчистка территории, буровзрывные работы) в районе строительства нового железнодорожного моста через реку Тулома.

Активная фаза стартовала в июле 2015 года. На сегодня участки работ развернуты на всем протяжении основных объектов строительства на западном и восточном берегах реки Тулома. Численность персонала, занятого в строительстве, достигает 1000 человек, задействованы 300 машин и механизмов.

К моменту завершения строительства железнодорожной ветки планируется создание за счет средств частного инвестора угольного терминала мощностью до 18 млн тонн в год на западном берегу Кольского залива. Сроки строительства угольного терминала в соответствии с инвестиционным соглашением: I очередь – 2018 год, II очередь – 2021 год, III очередь – 2022 год.

Также в рамках проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» правительство Мурманской области ведет активную работу по привлечению инвесторов для строительства нефтяного терминала на западном берегу Кольского залива, прорабатывается вопрос строительства контейнерного терминала на восточном берегу.

Развитие морской пассажирской инфраструктуры

Еще один чрезвычайно важный для Мурманской области вопрос – развитие морской пассажирской инфраструктуры. Регион представляет огромный интерес для туристов со всего мира, поскольку Мурманск – самый крупный город на планете, расположенный за полярным кругом, и единственный незамерзающий арктический порт России.

Особое внимание уделяется развитию международного морского туризма. Так, в период летней навигации 2015 года в порт Мурманск осуществили заходы 13 круизных судов, на их борту прибыли около 10 тысяч туристов, для которых были организованы обзорные экскурсии по городу.

Кроме того, в 2015 году атомный ледокол «50 лет Победы» совершил семь рейсов из Мурманска на Северный полюс с туристами на борту.

Проект строительства и реконструкции объектов пассажирской инфраструктуры в морском порту Мурманск включен в план основных мероприятий к 100-летию города в 2016 году. Реализация проекта за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы (2010-2020 годы)» позволит создать в Мурманске полноценный морской пассажирский терминал с причалом для крупных круизных лайнеров и пограничным пунктом пропуска.

На сегодня уже проведены дноуглубительные и берегоукрепительные работы, в январе 2015 года введен в эксплуатацию пирс морского вокзала. В настоящее время идет реконструкция и расширение здания вокзала. Проектом предусмотрена надстройка 3-го этажа для размещения служб ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики». Срок окончания работ – сентябрь 2016 года. Таким образом, к своему юбилею Мурманск получит новый морской вокзал.

Оснащение участка пункта пропуска через государственную границу России необходимой техникой ведется по отдельному проекту в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)». После завершения всех работ порт Мурманск будет полностью готов к приему иностранных круизных судов и паромов.

Все проекты Мурманской области по развитию инфраструктуры морского транспорта в полной мере отвечают Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года.

Подводя итог, вернемся к тому, с чего начали.

Ровно сто лет назад на месте нынешнего Мурманска не было почти ничего – пара деревянных причалов и протянувшаяся к берегу залива ветка железной дороги. Бурный XX век вдохнул жизнь в безлюдные берега, за удивительно малый по историческим меркам срок превратил Кольский край из края света в обжитой индустриальный регион, ставший «открытой дверью» России в океан и в Арктику.

Сегодня, в начале XXI столетия, ход истории вновь стремительно набирает скорость, поэтому несложно предположить, что Мурманскую область ждет новый рывок вперед в интересах всей страны. Предпосылки к такому рывку есть, и мы очень надеемся на это.

Морской флот №3 (2016)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика