Порт Азов – южные ворота России на Дону - Морские вести России

Порт Азов – южные ворота России на Дону

04.04.2017

Морские порты

Морской порт Азов расположен на юге России в устье реки Дон в территориальных границах города Азова и Азовского района Ростовской области. Порт находится на пересечении мировых торговых путей, по которым транспортируется экспортная продукция из крупнейших промышленных центров России в Европу, страны Ближнего Востока, Азии и Африки. Площадь территории порта составляет 134,05 га, площадь акватории – 17,4 кв. км. Навигация в порту осуществляется круглогодично. Порт доступен для захода судов длиной до 150 метров, шириной до 18 метров, осадкой до 3,7 метра (при отметке «0» Таганрогского водомерного поста). За 2015 год в морской порт Азов совершено 4108 судозаходов.

Владимир Брагин, капитан морского порта Азов, ФГБУ «АМП Азовского моря»

Обеспечение безопасности мореплавания

Безопасность мореплавания в акватории и на подходах к порту обеспечивается Службой капитана морского порта Азов путем осуществления комплекса мер организационного и технического характера. Для обеспечения безопасности мореплавания необходимо профессионально подходить к организации взаимодействия портовых служб: ИГПК (Инспекция государственного портового контроля), ОКДС (Отдел контроля за движением судов), ОПДС (Отдел планирования движения судов) и ОТБ (Отдел транспортной безопасности).

К основным мерам организационного характера можно отнести следующие.

Первое. Повышение качества функционирования ИГПК в условиях интенсивного судоходства (по итогам 2015 года ИГПК было оформлено 4108 судозаходов в порт и 4112 выходов, проинспектировано 572 российских судна и 121 судно под иностранным флагом).

Второе. Координация действий с Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» по обеспечению действия системы управления движением судов для безопасной проводки судов по Азово-Донскому морскому каналу, формированию караванов судов для проводки их в ледовых условиях, осуществлению дноуглубительных работ, контролю за поддержанием допустимых глубин акватории порта, содержанию и эксплуатации средств навигационного обеспечения, своевременному объявлению навигационных глубин и допустимых осадок судов.

Третье. Взаимодействие с ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» (Росгидромет) по своевременному информированию капитанов судов о гидрометеорологической и ледовой обстановке в зоне ответственности.

Четвертое. Контроль за гидротехническими сооружениями.

Пятое. Обеспечение готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с требованиями Федерального закона №261 от 08.11.2007 г. «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приказа Минтранса России №53 от 06.04.2009 г. «Об утверждении положения и функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов».

В связи с проведенной реконструкцией систем обеспечения безопасности мореплавания восточной части Азовского моря произошли следующие изменения. Движение судов в акватории морского порта и проведение операций по постановке судов на якорь и снятию их с якоря регулируется в районе, включающем в себя АДМК от приемного буя №1 до 3171 км реки Дон, Службой управления движением судов (СУДС); в районе акватории морского порта от 3171 км до устья реки Койсуг (3151 км реки Дон) – Отделом контроля за движением судов (ОКДС). По акватории морского порта Азов в 2015 году СУДС и ОКДС было проведено более 14774 транспортных судов.

В период с апреля по ноябрь в акватории морского порта выставляются знаки плавучего ограждения в соответствии с «Летней схемой плавучего навигационного оборудования». В период с ноября по апрель выставляются знаки плавучего ограждения в соответствии с «Зимней схемой плавучего навигационного оборудования».

В 2015 году Управлением навигации и океанографии изданы морские навигационные карты №38183, 38184, 38185 речной части акватории морского порта Азов, на которых учтена расстановка плавучего навигационного оборудования для круглогодичного плавания судов.

В период зимней навигации 2015-2016 годов была проведена активация функции виртуальных СНО в пределах акватории порта и на подходах к нему, которые компенсируют СНО, снимаемые на зимний период, и отображаются на электронных картах в штатных координатах.

Осенью 2014 года в морском порту Азов принят в эксплуатацию комплекс инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ), созданный в соответствии с «Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 г. №1285-р).

Оборудование включает в себя 6 тепловизионных и 19 телевизионных камер высокой разрешающей способности. Центральный пост наблюдения размещен в Службе капитана порта. Помимо выполнения основных функций по выявлению и реагированию на угрозы совершения актов незаконного вмешательства в морском порту Азов оборудование позволяет обеспечить контроль за рейдовыми стоянками транспортных судов, соблюдением режима плавания маломерных судов.

Технические характеристики и эксплуатационные возможности ИТСОТБ позволяют организовать мониторинг обстановки в акватории морского порта в круглосуточном режиме, в любое время года и при неблагоприятных погодных условиях. Наличие в морском порту такого оборудования создает дополнительные возможности для обеспечения безопасного функционирования морского порта.

Работа и перспективы порта

Развитие портовой структуры и повышение грузооборота порта – две важные составляющие для повышения привлекательности порта Азов. В настоящее время пропускная способность грузовых терминалов порта составляет 10,13 млн тонн в год, в том числе терминалов наливных грузов – 0,9 млн тонн в год, навалочных грузов – 8,75 млн тонн в год, контейнеров – 0,48 млн тонн в год.

Всего в 2015 году грузооборот порта Азов составил 9,68 млн тонн, в том числе экспорт – 3,66 млн тонн, импорт – 0,27 млн тонн, каботаж – 2,74 млн тонн, транзит – 3,01 млн тонн.

На сегодня в границах морского порта свою деятельность осуществляют 10 операторов морских терминалов: ООО «ССРЗ «Обуховский» (универсальный перегрузочный терминал), АО «Азовская судоверфь» (универсальный перегрузочный терминал), ООО «Азовский Морской Порт» (грузовой терминал), филиал ООО «Аутспан Интернешнл АЗТ» (зерновой терминал), ООО «СК «Голубая волна» (грузовой терминал), ОАО «Азовский завод стройматериалов» (универсальный погрузочный терминал), ООО «Азовский портовый элеватор» (зерновой комплекс), ЗАО «Азовпродукт» (универсальный перегрузочный терминал), ООО «Промэкспедиция» (грузовой терминал), ООО «ДонТерминал» (нефтяной терминал).

В настоящее время морской порт Азов динамично развивается – планируется расширение границ территории порта, строятся новые грузовые терминалы. Это дает перспективу увеличения грузооборота порта в ближайшем будущем. Так, строительство зернового терминала ООО «Луис Дрейфус Коммодитиз Восток» со складами открытого хранения позволит увеличить грузооборот порта на 500 тыс. тонн в год. Также ведется строительство комплекса по перегрузке контейнерных грузов ООО «Уют». Первая очередь строительства рассчитана на грузооборот 30 тыс. TEU в год, вторая очередь увеличит мощность комплекса до 50 тыс. TEU в год. Планируемый объем будет состоять из 70% импортных и 30% экспортных грузов.

Азов является весьма привлекательным портом для инвесторов, так как имеет большой потенциал: удобное географическое положение - порт является воротами во Внутреннюю водную транспортную систему России (ВВТС) и, наоборот, имеет выход в Мировой океан; интермодальные связи (доступ по авто- и ж/д магистралям); возможность хранения грузов как в крытых складах, так и на открытых площадках; квалифицированный персонал; наличие площадей для дальнейшего расширения.

Морские порты №3 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ