Порт Азов – южные ворота России на Дону

Морские порты
Порт Азов – южные ворота России на Дону

Морской порт Азов расположен на юге России в устье реки Дон в территориальных границах города Азова и Азовского района Ростовской области. Порт находится на пересечении мировых торговых путей, по которым транспортируется экспортная продукция из крупнейших промышленных центров России в Европу, страны Ближнего Востока, Азии и Африки. Площадь территории порта составляет 134,05 га, площадь акватории – 17,4 кв. км. Навигация в порту осуществляется круглогодично. Порт доступен для захода судов длиной до 150 метров, шириной до 18 метров, осадкой до 3,7 метра (при отметке «0» Таганрогского водомерного поста). За 2015 год в морской порт Азов совершено 4108 судозаходов.

Владимир Брагин, капитан морского порта Азов, ФГБУ «АМП Азовского моря»

Обеспечение безопасности мореплавания

Безопасность мореплавания в акватории и на подходах к порту обеспечивается Службой капитана морского порта Азов путем осуществления комплекса мер организационного и технического характера. Для обеспечения безопасности мореплавания необходимо профессионально подходить к организации взаимодействия портовых служб: ИГПК (Инспекция государственного портового контроля), ОКДС (Отдел контроля за движением судов), ОПДС (Отдел планирования движения судов) и ОТБ (Отдел транспортной безопасности).

К основным мерам организационного характера можно отнести следующие.

Первое. Повышение качества функционирования ИГПК в условиях интенсивного судоходства (по итогам 2015 года ИГПК было оформлено 4108 судозаходов в порт и 4112 выходов, проинспектировано 572 российских судна и 121 судно под иностранным флагом).

Второе. Координация действий с Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» по обеспечению действия системы управления движением судов для безопасной проводки судов по Азово-Донскому морскому каналу, формированию караванов судов для проводки их в ледовых условиях, осуществлению дноуглубительных работ, контролю за поддержанием допустимых глубин акватории порта, содержанию и эксплуатации средств навигационного обеспечения, своевременному объявлению навигационных глубин и допустимых осадок судов.

Третье. Взаимодействие с ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» (Росгидромет) по своевременному информированию капитанов судов о гидрометеорологической и ледовой обстановке в зоне ответственности.

Четвертое. Контроль за гидротехническими сооружениями.

Пятое. Обеспечение готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с требованиями Федерального закона №261 от 08.11.2007 г. «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приказа Минтранса России №53 от 06.04.2009 г. «Об утверждении положения и функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов».

В связи с проведенной реконструкцией систем обеспечения безопасности мореплавания восточной части Азовского моря произошли следующие изменения. Движение судов в акватории морского порта и проведение операций по постановке судов на якорь и снятию их с якоря регулируется в районе, включающем в себя АДМК от приемного буя №1 до 3171 км реки Дон, Службой управления движением судов (СУДС); в районе акватории морского порта от 3171 км до устья реки Койсуг (3151 км реки Дон) – Отделом контроля за движением судов (ОКДС). По акватории морского порта Азов в 2015 году СУДС и ОКДС было проведено более 14774 транспортных судов.

В период с апреля по ноябрь в акватории морского порта выставляются знаки плавучего ограждения в соответствии с «Летней схемой плавучего навигационного оборудования». В период с ноября по апрель выставляются знаки плавучего ограждения в соответствии с «Зимней схемой плавучего навигационного оборудования».

В 2015 году Управлением навигации и океанографии изданы морские навигационные карты №38183, 38184, 38185 речной части акватории морского порта Азов, на которых учтена расстановка плавучего навигационного оборудования для круглогодичного плавания судов.

В период зимней навигации 2015-2016 годов была проведена активация функции виртуальных СНО в пределах акватории порта и на подходах к нему, которые компенсируют СНО, снимаемые на зимний период, и отображаются на электронных картах в штатных координатах.

Осенью 2014 года в морском порту Азов принят в эксплуатацию комплекс инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ), созданный в соответствии с «Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 г. №1285-р).

Оборудование включает в себя 6 тепловизионных и 19 телевизионных камер высокой разрешающей способности. Центральный пост наблюдения размещен в Службе капитана порта. Помимо выполнения основных функций по выявлению и реагированию на угрозы совершения актов незаконного вмешательства в морском порту Азов оборудование позволяет обеспечить контроль за рейдовыми стоянками транспортных судов, соблюдением режима плавания маломерных судов.

Технические характеристики и эксплуатационные возможности ИТСОТБ позволяют организовать мониторинг обстановки в акватории морского порта в круглосуточном режиме, в любое время года и при неблагоприятных погодных условиях. Наличие в морском порту такого оборудования создает дополнительные возможности для обеспечения безопасного функционирования морского порта.

Работа и перспективы порта

Развитие портовой структуры и повышение грузооборота порта – две важные составляющие для повышения привлекательности порта Азов. В настоящее время пропускная способность грузовых терминалов порта составляет 10,13 млн тонн в год, в том числе терминалов наливных грузов – 0,9 млн тонн в год, навалочных грузов – 8,75 млн тонн в год, контейнеров – 0,48 млн тонн в год.

Всего в 2015 году грузооборот порта Азов составил 9,68 млн тонн, в том числе экспорт – 3,66 млн тонн, импорт – 0,27 млн тонн, каботаж – 2,74 млн тонн, транзит – 3,01 млн тонн.

На сегодня в границах морского порта свою деятельность осуществляют 10 операторов морских терминалов: ООО «ССРЗ «Обуховский» (универсальный перегрузочный терминал), АО «Азовская судоверфь» (универсальный перегрузочный терминал), ООО «Азовский Морской Порт» (грузовой терминал), филиал ООО «Аутспан Интернешнл АЗТ» (зерновой терминал), ООО «СК «Голубая волна» (грузовой терминал), ОАО «Азовский завод стройматериалов» (универсальный погрузочный терминал), ООО «Азовский портовый элеватор» (зерновой комплекс), ЗАО «Азовпродукт» (универсальный перегрузочный терминал), ООО «Промэкспедиция» (грузовой терминал), ООО «ДонТерминал» (нефтяной терминал).

В настоящее время морской порт Азов динамично развивается – планируется расширение границ территории порта, строятся новые грузовые терминалы. Это дает перспективу увеличения грузооборота порта в ближайшем будущем. Так, строительство зернового терминала ООО «Луис Дрейфус Коммодитиз Восток» со складами открытого хранения позволит увеличить грузооборот порта на 500 тыс. тонн в год. Также ведется строительство комплекса по перегрузке контейнерных грузов ООО «Уют». Первая очередь строительства рассчитана на грузооборот 30 тыс. TEU в год, вторая очередь увеличит мощность комплекса до 50 тыс. TEU в год. Планируемый объем будет состоять из 70% импортных и 30% экспортных грузов.

Азов является весьма привлекательным портом для инвесторов, так как имеет большой потенциал: удобное географическое положение - порт является воротами во Внутреннюю водную транспортную систему России (ВВТС) и, наоборот, имеет выход в Мировой океан; интермодальные связи (доступ по авто- и ж/д магистралям); возможность хранения грузов как в крытых складах, так и на открытых площадках; квалифицированный персонал; наличие площадей для дальнейшего расширения.

Морские порты №3 (2016)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Спасатели ограничили территорию поисков пропавших на Ладоге подростков

Спасатели ограничили территорию поисков пропавших на Ладоге подростков Спасатели ограничили территорию поисков подростков, перевернувшихся на лодке на Ладожском озере 19 и...

96 выпускников Морского колледжа Владивостока стали дипломированными специалистами

96 выпускников Морского колледжа Владивостока стали дипломированными специалистами В канун международного Дня моряка 24 июня во Владивостоке состоялось торжественное собрание по случа...

Российская экономика

Создание судоверфи в Якутии вошло в новую редакцию проекта госпрограммы по развитию Арктики

Создание судоверфи в Якутии вошло в новую редакцию проекта госпрограммы по развитию Арктики Проект создания высокотехнологичной Жатайской судоверфи в Якутии вошел в новую редакцию госпрограммы...

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда»

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда» Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на проектную документацию второй очереди ст...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

Росморпорт начал прием заявок на приобретение донного грунта, извлекаемого при строительстве терминала в порту Зарубино

Росморпорт начал прием заявок на приобретение донного грунта, извлекаемого при строительстве терминала в порту Зарубино ФГУП «Росморпорт» информирует о разработке в 2017 году проектной документации по объекту «Специализи...

Лоцманы Мурманского порта провели плавучую буровую установку в Кольском заливе

Лоцманы Мурманского порта провели плавучую буровую установку в Кольском заливе В период 21-22 июня 2017 года лоцманами лоцманской службы Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт» впер...




Морской транспорт

Плавучий маяк «Ирбенский» покинул акваторию Кронштадтского морского завода

Плавучий маяк «Ирбенский» покинул акваторию Кронштадтского морского завода Кронштадтский морской завод завершил ремонтные работы на маяке «Ирбенский». Утром 23 июня буксиры вы...

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти Трафик судов через Суэцкий канал в прошлом месяце продолжил начавшийся в марте рост, следует из данн...

Речной транспорт

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной Акционеры ПАО «Восточно- Сибирское речное пароходство» (ВСРП, входит в ГК «Истлэнд») на годо...

Ж/Д транспорт

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть железных дорог, ссылаясь на...

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы ОАО «Российские ж...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Отечественное судоходство развивается

Отечественное судоходство развивается 15 декабря 2016 года состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Федерального агентства мор...

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Морские порты

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функциониров...

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании В №3 журнала «Морской флот» за 2016 год вышла, что называется, «на злобу дня» статья профессора ГУМР...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Система комплексной безопасности

Система комплексной безопасности В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую...

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...