Контроль СПГ-танкеров в порту Пригородное - Морские вести России

Контроль СПГ-танкеров в порту Пригородное

06.04.2017

Морские порты

18 февраля 2009 года в морском порту Пригородное был запущен первый и пока единственный в Российской Федерации комплекс по сжижению природного газа, включающий в себя терминал, способный принимать танкеры-газовозы вместимостью от 18 до 147 тыс. кубометров. С того дня в порту обработано более 1000 газовозов. При этом не было ни одного аварийного случая.

Тем не менее вопросы безопасности морских перевозок СПГ и в мире, и в нашей стране, особенно по отношению к пилотным проектам, имеют приоритетное значение.

Сергей Яковлев, капитан морского порта Пригородное, ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Международные требования безопасности

С начала осуществления морских перевозок сжиженного природного газа (СПГ) в середине 1960-х годов в мире произошло всего несколько инцидентов, включая утечку груза, – три столкновения (в одном из них имел место один смертельный случай) и две посадки на мель. С учетом того, что всего на настоящее время совершено более 40 тыс. рейсов с СПГ, подобная статистика эксплуатационной безопасности является убедительным свидетельством применения высоких стандартов безопасности в морских перевозках СПГ.

Танкеры-газовозы проектируются, строятся и эксплуатируются в соответствии с определенными правилами и стандартами, которые разрабатываются совместными усилиями представителей разных стран мира под эгидой Международной морской организации (ММО или IMO). Вопросы безопасной эксплуатации газовозов были инициированы в IМО примерно в то же время, когда решались проблемные вопросы в отношении эксплуатации танкеров-химовозов.

Принимая Кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом, Ассамблея просила Комитет безопасности на море (КБМ – MSC) подготовить кодекс, охватывающий перевозки сжиженных газов наливом. Такой кодекс был подготовлен, и Ассамблея на 9-й сессии (ноябрь 1975 г.) приняла Кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (Резолюция А.328(IX). Дальнейшее развитие перевозок и технологии привело к пониманию того, что положения данного кодекса должны быть обязательными.

В результате поправок, внесенных в 1983 году в главу VII, правило 13 части «С» Конвенции СОЛАС-74, IМО установила, что танкер-газовоз должен отвечать требованиям Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом, принятого Резолюцией MSC 5(48). Судно должно проходить освидетельствование с выдачей свидетельств, предусмотренных кодексом, положения которого являются обязательными.

Кодекс вступил в силу с 1 июля 1986 года и применяется к судам независимо от их размера, включая суда валовой вместимостью менее 500 тонн, осуществляющие перевозки сжиженных газов. Поскольку эти правила являются обязательными, то суда во всем мире подвергаются проверкам на соответствие требованиям данных правил. Соблюдение этих правил – залог безопасности судна, его экипажа, окружающей среды, а также непременное условие обеспечения сохранности груза и безопасного выполнения грузовых операций.

Особенности работы Службы капитана порта

Особенности работы Службы капитана морского порта Пригородное (СКП) в части контроля СПГ-танкеров, заходящих в порт Пригородное, в дополнение к обычным процедурам заключаются в сосредоточении на контроле исполнения положений Международной конвенции СОЛАС-74 со всеми поправками в части эксплуатации газовозов, Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (Кодекс IGS, принят Резолюцией Ассамблеи А.328(IX), с соответствующими изменениями к нему, введенными последующими резолюциями IМО, Конвенции ПДМНВ-78, касающихся работы экипажей на судах-газовозах.

Каждый СПГ-танкер должен иметь в соответствии с пунктом 1.5.4.1 Кодекса IGS действительное Международное свидетельство о пригодности судна для перевозки сжиженных газов наливом, которое должно постоянно находиться на борту и предъявляться инспекторам. Судно и его оборудование должны поддерживаться в состоянии, отвечающем положениям Кодекса IGS, и инспекторы обязаны проверять их соответствие данному кодексу.

Одним из важных вопросов обеспечения безопасности является квалификация экипажа судна. В главе V Конвенции ПДМНВ-78 «Требования в отношении подготовки экипажей определенных типов судов» специально отражена программа подготовки персонала газовозов, включающая все аспекты работы на таких судах. Все члены экипажа СПГ-танкера должны иметь официальное подтверждение о прохождении такой подготовки.

С 1 января 2016 года вступили в силу:

– Резолюция MSC.370(93) – новая редакция Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (IGC Code). Требования IGC Code будут применяться к судам с датой закладки киля 1 июля 2016 года или позднее, за исключением требования о наличии программы контроля остойчивости, которое применимо также и к существующим судам и должно быть выполнено не позднее первого возобновляющего освидетельствования после 1 июля 2016 года;

– Резолюция MSC.376(93) – поправки к Кодексу постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом (BCH Code), и Резолюция MSC.377(93) – поправки к Кодексу постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (IGC Code), которые вводят требования о наличии на всех судах программы контроля остойчивости.

Все СПГ-танкеры, заходящие в порт Пригородное, имеют такие программы остойчивости, а копии расчетов предоставляются в инспекцию государственного портового контроля.

Особое внимание при инспекциях судов-газовозов уделяется отработке экипажами методов борьбы с пожаром, посещений закрытых пространств и помещений, регулярности проведения учений по посещению таких помещений (в том числе при авариях), назначению ответственных лиц за посещение таких помещений, умению членов экипажа пользоваться средствами индивидуальной защиты, газоанализаторами, оказанию первой помощи при поражениях органов дыхания и ожогах, исправной работе вентиляционных систем, систем инертного газа (при наличии), систем сигнализации. Внимание инспектора также должно быть обращено на отработку и выполнение правил использования на борту искрообразующих предметов и оборудования.

Контроль балластных вод

Большое внимание СКП уделяет выполнению экипажами судов требований Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлению ими 2004 года. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 г. №256 Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции, которая, впрочем, до сих пор не вступила в силу ввиду недобора около 1% мирового тоннажа. На 19 апреля 2016 года ее подписали 49 государств.

Водяной балласт необходим для безопасной и эффективной эксплуатации современного судна. Но в то же время он может представлять серьезную угрозу экологии, экономике и здоровью людей. Внесение нежелательных организмов в морские экосистемы признано международным сообществом одной из четырех основных угроз Мировому океану.

Конвенция нацелена на внедрение в практику более безопасных и эффективных методов управления водяным балластом, которые позволят предотвратить и свести к минимуму опасность для окружающей среды и здоровья человека, связанную с переносом вредных водных и патогенных организмов, посредством контроля водяного балласта и осадков судов и управления ими, а также избежать нежелательного побочного воздействия этого контроля и поощрять разработки в области науки и технологии по тематике, связанной с обращением с балластными водами.

Несмотря на тот факт, что экипажи заходящих в порт Пригородное судов стремятся максимально освободиться от наличия балласта на борту на момент прибытия, ориентировочно в процессе погрузки грузов СПГ и нефти в порту сбрасывается около

1 млн тонн водяного балласта в месяц. Службой капитана порта отслеживается весь процесс сброса балласта, начиная с его замены в море, откачки за пределами прибрежных вод, взятия проб и экспресс-анализа балластных вод перед сбросом в порту (до взятия проб погрузка груза с одновременной откачкой балласта не допускается), визуального контроля за акваторией при сбросе и заканчивая проверкой правильного внесения записей касательно сброса балласта в судовых документах.

Оператором порта ежегодно производится обследование акватории порта, берутся пробы грунта и воды в рамках мониторинга экологической обстановки. Результаты предоставляются и капитану порта.

Учитывая тот факт, что порт Пригородное посещают, как правило, современные высокотехнологичные суда-газовозы с высококвалифицированными экипажами на борту, более чем за семь лет работы порта при их проверках не зафиксировано ни одного серьезного несоответствия конвенциям и резолюциям IМО. В этом есть определенная заслуга и служб государственного портового контроля.

Морские порты №3 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика