Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Морские порты
Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в том числе крупнейшего транспортного узла – морского порта Ванино, который расположен на побережье Охотского моря в центральной части Татарского пролива в бухтах Ванина и Мучке.

Еще совсем недавно считалось, что Ванинский порт обладает развитой транспортной инфраструктурой. Он отличался разнообразием перерабатываемых грузов. Генеральные и насыпные грузы, техника и металлоконструкции, контейнеры и древесина отправлялись во все порты российского Дальнего Востока и Арктики, а также на экспорт; немалую долю составляли и импортные грузы; особое место занимали паромные перевозки на Сахалин.

В наши дни приоритеты существенно изменились, разнообразие грузов в какой-то степени сохранилось, но преобладающим грузом стал экспортный уголь. В 2015 году из 28,84 млн тонн переработанных в порту грузов экспортного угля было переработано более 22 млн тонн. С учетом перспектив наращивания мощностей по перевалке угля стивидорными компаниями порту Ванино требуется незамедлительное развитие транспортной инфраструктуры.

Андрей Шатько, исполняющий обязанности капитана морского порта Ванино, ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Безусловно, доминирующую роль в процессе наращивания перевалки экспортного угля в порту Ванино играет АО «Дальтрансуголь» (принадлежит СУЭК), балкерный терминал которого, введенный в эксплуатацию в 2008 году, рассчитан на переработку 12 млн тонн в год и способен принимать под обработку крупнотоннажные суда дедвейтом более 100 тыс. тонн. С началом работы терминала его проектная мощность многим казалась фантастической. Однако благодаря применению инновационных технологий и профессионализму коллектива уже в 2015 году стивидорная компания переработала 18,28 млн тонн угля, что превысило проектную мощность на 50%. И, по словам специалистов компании, это еще не предел.

ОАО «Ванинский морской торговый порт» (принадлежит группе «Мечел») по итогам приобретения получило много проблем, свойственных старым портам, в том числе недостаточные глубины, требующие реконструкции причалы, устаревшее оборудование, что является серьезным сдерживающим фактором для компании, специализирующейся теперь также на перевалке угля.

Тем не менее, компания половину причалов переоборудовала под перевалку насыпных грузов, обновила перегрузочную технику и сейчас на них может принимать под обработку суда дедвейтом до 30 тыс. тонн. Благодаря такому подходу компания ежегодно перерабатывает в совокупности более 6 млн тонн грузов.

ООО «Трансбункер-Ванино» специализируется на перевалке нефтепродуктов. Технические возможности терминала позволяют обрабатывать как совсем небольшие танкеры-бункеровщики, так и современные суда дедвейтом до 40 тыс. тонн. Компания стабильно наращивает грузооборот, который в 2015 году составил 2,25 млн тонн, что свидетельствует о ее востребованности в регионе.

По итогам 2015 года объем грузооборота в морском порту Ванино с учетом сложных экономических условий вырос на 2,3% по сравнению с показателями 2014 года – до 26,8 млн тонн. Это свидетельствует об определенной динамике развития порта как транспортного узла и мощности его терминалов, обеспеченной работающими в порту стивидорными компаниями.

Естественно, это развитие было бы невозможно без усилий главного партнера стивидоров – ОАО «Российские железные дороги». Перед железнодорожной госмонополией сегодня также стоит немало серьезных задач, в том числе по увеличению пропускной способности существующих магистралей и прокладке новых путей (речь прежде всего идет о масштабном расширении БАМа). Тем более что в ближайшей перспективе в Ванинском порту должны реализоваться три крупных инвестиционных проекта, связанных с развитием морских портов Хабаровского края.

Первый – это строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке мощностью 24 млн тонн. По информации инвестора ООО «Сахатранс», стоимость проекта составит 25,5 млрд рублей. Проект планируется реализовать к 2020 году.

Второй проект – строительство угольного перегрузочного комплекса в районе мыса Бурный (пгт Ванино) мощностью 15 млн тонн. Инвестор проекта – ООО «Дальневосточный Ванинский порт». Стоимость проекта оценивается в 19,98 млрд рублей, срок реализации – 2018 год.

Третий – строительство портового комплекса для перегрузки импортного глинозема в бухте Ванина мощностью до 3 млн тонн при полном развитии. Основная задача комплекса – прием глинозема на морском грузовом фронте с судов, передача его на временное хранение в склады-силосы, а затем загрузка в железнодорожные вагоны с последующей отправкой потребителю. Комплекс предназначен для обеспечения сырьем предприятий компании «Русал», которая является инвестором проекта. Стоимость проекта – 3,6 млрд рублей. Реализовать его планируется в два этапа: первый этап – 2016-2017 гг. (организация перевалки до 1,5 млн тонн); второй этап – 2017-2018 гг. (организация перевалки до 3 млн тонн).

Также нужно отметить, что уже сегодня рост объемов грузооборота в морском порту Ванино в значительной степени связан с увеличением размеров и тоннажа судов, заходящих в порт, а рост объемов пылящих грузов, к которым относится уголь, – с необходимостью обеспечения экологической защиты окружающей среды.

Это, в свою очередь, требует мер, повышающих безопасность мореплавания, и пристального контроля за экологической ситуацией в порту, чем и занимается в полном объеме ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива».

Кроме того, в функции АМП, в частности Службы капитана порта Ванино, входит организация ледокольных проводок в акватории порта и на подходах к нему. Ванино – замерзающий порт. В зиму 2015-2016 годов необычно сильные морозы способствовали интенсивному льдообразованию, а из-за ветров восточного направления в совокупности с постоянным дрейфом льда на юг по Татарскому проливу ледовая обстановка на подходах к порту и на его акватории складывалась весьма непростая.

По предварительным итогам зимней навигации с начала периода ледокольных проводок было осуществлено 97 проводок судов. В связи с обострением ситуации трижды потребовалось вызывать линейный ледокол, так как имеющимися в распоряжении порта силами справиться не могли. Для устойчивого развития Ванинского транспортного узла и растущего грузооборота требуется ледокольное обеспечение на постоянной основе.

Эта работа ведется совместно с ФГУП «Росморпорт» при непосредственном руководстве Федерального агентства морского и речного транспорта.

Таким образом, для осуществления планов по развитию морского порта Ванино государству в достаточно сжатые сроки нужно не только произвести реконструкцию БАМа, построить дополнительные необходимые железнодорожные подходы к порту, но и создать морскую инфраструктуру подходных путей и причалов перегрузочных комплексов, снабдить портовые службы ледокольным флотом и всем другим необходимым оборудованием для организации полноценной работы по обеспечению безопасности мореплавания, транспортной и экологической безопасности в порту.

Табл. 1. Анализ грузооборота и структуры грузов порта Ванино за 2014-2015 гг. (тыс. тонн)

Стивидорные компании

2014 г.

2015 г.

Относительное отклонение 2015 г./2014 г. (+, -)

Абсолютное отклонение 2015 г./2014 г. (%)

Порт Ванино всего, в том числе

26 248,9

26 844,1

595,2

102,3

ОАО «Ванинский морской торговый порт»

7147,2

6115,9

-1031,3

85,6

Экспорт (сухогрузы)

5227,9

4027,7

-1200,2

77

Импорт (сухогрузы)

878

1193,5

315,5

135,9

Каботаж (сухогрузы)

1041,2

894,6

-146,6

85,9

ООО «Дальтрансуголь»

17 000

18 280

1280

107,5

Экспорт (сухогрузы)

17 000

18 280

1280

107,5

ООО «Трансбункер-Ванино»

1 946

2249,4

303,4

115,6

Экспорт (наливные)

1064,2

1511,2

447

142

Каботаж (наливные)

881,8

738,2

-143,6

83,7

ЗАО «Форест-Старма»

155,8

198,9

43,1

127,7

Экспорт (сухогрузы)

152,2

194,7

42,5

127,9

Каботаж (сухогрузы)

3,6

4,2

0,6

116,9

Морские порты №2 (2016)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

«Макаровка» отмечает рост интереса к морским и информационным специальностям

«Макаровка» отмечает рост интереса к морским и информационным специальностям Прослеживается тенденция повышения интереса среди абитуриентов к техническим направлениям  ...

Буксир из Владивостока отбуксирует потерявшее ход японское рыболовное судно в порт

Буксир из Владивостока отбуксирует потерявшее ход японское рыболовное судно в порт На рыболовецкой шхуне «Кайё Мару 30» намотался трос на винт. Судно хода не имеет, лежит в дрейфе в Я...

Российская экономика

Совет директоров ОСК в IV квартале рассмотрит вопрос создания корпоративного венчурного фонда

Совет директоров ОСК в IV квартале рассмотрит вопрос создания корпоративного венчурного фонда Совет директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в четвертом квартале 2017 го...

«Газпром» уложил порядка 170 км труб «Турецкого потока» по дну Черного моря

«Газпром» уложил порядка 170 км труб «Турецкого потока» по дну Черного моря «Газпром» уложил около 170 км «Турецкого потока» по дну Черного моря, заявил глава Минэнерго РФ Алек...

Транспортная политика

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов Литовский премьер-министр предупреждает Беларусь о стратегической опасности и экономической невыгодн...

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта»

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта» Структура, отвечающая за развитие Северного морского пути, не обязательно должна объединять все служ...

Морские порты

Совет директоров ММТП продлил полномочия гендиректора Александра Масько

Совет директоров ММТП продлил полномочия гендиректора Александра Масько Совет директоров ПАО «Мурманский морской торговый порт» назначил на новый срок генерального директор...

Грузооборот группы НМТП в январе - июле снизился на 1%, до 85,2 млн т

Грузооборот группы НМТП в январе - июле снизился на 1%, до 85,2 млн т Грузооборот терминалов группы «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) за январь - июль...




Морской транспорт

«Макаровка» начала подготовку специалистов для работы на судах в полярных водах

«Макаровка» начала подготовку специалистов для работы на судах в полярных водах В связи вступлением в силу Полярного кодекса ГУМРФ имени адмирала Макарова разработал новую программ...

Viking Line увеличил объёмы перевозок, выручку и долю рынка в первом полугодии 2017 г.

Viking Line увеличил объёмы перевозок, выручку и долю рынка в первом полугодии 2017 г. Финская паромная компания Viking Line заработала 239,2 млн. евро в первом полугодии 2017 г. Это на 0...

Речной транспорт

Экологи назвали критическим уровень загрязнения Волги нефтепродуктами

Экологи назвали критическим уровень загрязнения Волги нефтепродуктами Уровень загрязнения Волги нефтепродуктами является критическим и в несколько раз превышает предельно...

Енисейской речное пароходство начало доставку угля в самый северный порт России

Енисейской речное пароходство начало доставку угля в самый северный порт России Енисейское речное пароходство (ЕРП) начало доставку угля в самый северный порт России - Дикс...

Ж/Д транспорт

Ведомства сформируют предложения по повышению тарифов для эксплуатантов типовых вагонов

Ведомства сформируют предложения по повышению тарифов для эксплуатантов типовых вагонов В утвержденной стратегии развития транспортного машиностроения РФ до 2030 года появилась спорная мер...

FESCO запускает свой первый транзитный поезд между Китаем и Европой через Монголию

FESCO запускает свой первый транзитный поезд между Китаем и Европой через Монголию Транспортная группа FESCO запускает FESCO Silk Way Shuttle ‒ регулярный контейнерный поезд на ...

Авто транспорт

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов Электрический транспорт в ближайшие 20 лет станет основным видом, но не сможет полностью заменить бе...

«Платон» с момента запуска системы собрал почти 31 млрд руб. в Дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал почти 31 млрд руб. в Дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...