Нужен эффективный технический менеджмент

Морской транспорт

Эксплуатационная надежность морских судов и классификационные общества

Владимир Варкулевич, к.т.н., профессор кафедры эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимого уровня надежности работы судовых технических средств и конструкций. В гонке судовладельцев за прибылью от эксплуатации судов вопрос о сборе и анализе эксплуатационной информации о надежности судовой техники ушел на второй план.

Обратная связь

А ведь эта информация является своего рода обратной связью с судов. Она обеспечивает решение следующих задач:

– анализ аварийности на судах и определение причин отказов и повреждений;

– определение уровня надежности судовых технических средств и конструкций в различных условиях эксплуатации;

– обмен опытом по устранению и предотвращению конструктивных недостатков и причин отказов, выявленных в процессе эксплуатации;

– обоснованное определение периодичности и объема технического обслуживания;

– обмен информацией о качестве выполнения ремонтных работ на различных судоремонтных предприятиях;

– обоснование норм расхода сменно-запасных частей.

И это далеко не полный перечень задач, решаемых на основании сбора информации с судов о надежности судового оборудования. Ведь дальше речь может идти и о проектировщиках, и о судостроителях, и о поставщиках судовых технических средств, а также о страховщиках, для которых информация о степени надежности судов и судового оборудования имеет первостепенное значение.

Напомню, что система сбора, обработки и анализа информации о надежности судов и судового оборудования существовала до начала 90-х годов и была весьма эффективной. В ней принимали участие суда, на которых осуществлялся сбор информации. Затем информация о надежности передавалась в техническую службу пароходства и далее в головные организации Минморфлота (ЛЦПКБ и ЦНИИМФ), проектанту судов, разработчику и изготовителю судовой техники. Не оставался в стороне и судостроительный завод, который напрямую поддерживал связь с проектантом судов.

Располагая информацией об отказах и дефектах судовых технических средств, пароходства давали на суда рекомендации по их технической эксплуатации, а проектные и научные организации после анализа информации разрабатывали технические требования по повышению уровня надежности судовых технических средств и конструкций, предъявляли обоснованные претензии к поставщикам и изготовителям судового оборудования. Выпускалась в виде брошюры серии «Техническая эксплуатация флота», в которой приводилась различная, многообразная информация, затрагивающая всевозможные вопросы технической эксплуатации судов. Брошюра централизованно направлялась в пароходства, на суда, в учебные и научные учреждения морского флота.

На обломках системы

В настоящее время существовавшая долгое время система сбора информации о надежности судов и судового оборудования разрушена. Наряду с выжившими пароходствами, появились новые сертифицированные судоходные компании, суда стали сдаваться в аренду с разной степенью участия судовладельца в их эксплуатации. Компаний, принимающих участие в морской индустрии, стало больше, и каждая из них хотела бы иметь информацию о техническом состоянии судов. Знание и решение общих проблем, обмен опытом технической эксплуатации судов между различными судоходными компаниями еще никому не навредил. И наоборот, их отсутствие, несомненно, оказывает влияние на безопасность мореплавания. Раз судоходная компания не желает обмениваться информацией о техническом состоянии своих судов, значит, есть что скрывать. Ведь доходит до абсурда, когда на судах, выставленных на продажу, полностью отсутствует документация по их техническому состоянию, и чтобы получить необходимые документы, дающие право на их эксплуатацию, они, по сути, проходят первоначальное освидетельствование, а информация о техническом состоянии судна и его технических средств попросту обнуляется. Как в данной ситуации быть страховым компаниям (страховщикам), которые заинтересованы в получении достоверной информации о техническом состоянии судов, т.к. в противном случае они могут понести неоправданные убытки.

При этом все участники морской индустрии не связаны по этому вопросу друг с другом никакими обязательствами. Исключение составляют договорные отношения между судовладельцем и Регистром, инспекторы которого осуществляют техническое наблюдение (освидетельствование) за корпусом судна, судовыми техническими средствами и оборудованием различного назначения. После каждого освидетельствования инспектор Регистра составляет акт и делает отметку в учетном листе-плане. Один экземпляр акта (оригинал) хранится на судне у старшего механика, а копия – в деле-формуляре отделения Регистра по месту приписки судна. Следовательно, информация о техническом состоянии судов имеется на судне и в отделении Регистра по месту приписки судна. Возникает вопрос, почему она не является открытой для организаций, которые в той или иной степени связаны с морским транспортом. Нежелание судоходных компаний делиться информацией о техническом состоянии судов можно объяснить коммерческими соображениями.

В этой ситуации Регистр как орган государственного контроля за судами, имея богатейший опыт и банк данных о техническом состоянии судов, на мой взгляд, мог бы внести большой вклад в решение вопроса о сборе информации о надежности судового оборудования и разработке системы мониторинга технического состояния судовых технических средств и конструкций.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на вопрос, связанный с ответственностью Регистра за достоверность результатов деятельности. В Правилах классификации и постройки морских судов говорится, что «Регистр несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств только при наличии вины (умысла или неосторожности). Регистр возмещает убытки лицам, состоящим с ним в договорных отношениях, связанных с настоящими Правилами, и понесшим убытки вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения Регистром договорных обязательств по неосторожности, в размере, не превышающем платы по договору в соответствии с действующей системой ценообразования Регистра, и только в случае, если доказана причинная связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением Регистром договорных обязательств и возникшими убытками».

Однако известны случаи, когда после освидетельствования технических средств спустя незначительное время они выходили из строя. Конечно, сбрасывать ответственность на инспектора будет неправильным, т.к. судовой экипаж, находясь под давлением руководства судоходной компании, делает все возможное для того, чтобы пройти освидетельствование и выйти в рейс.

Выводы

Выход из сложившейся ситуации со сбором информации о надежности судов и судового оборудования и ответственности перед судовладельцами за качество выполненных работ и оказанных услуг возможен путем создания самостоятельной, сертифицированной, независимой морской технической компании, подобной техническому управлению (департаменту) крупной судоходной компании, основным назначением которой был бы эффективный технический менеджмент на водном транспорте. Под эффективным техническим менеджментом понимается своевременное выполнение планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта, обеспечение судов качественными сменно-запасными частями и ЗИП, возвращение к системе непрерывного освидетельствования судов классификационным обществом, применение высококачественных топлив и масел и т.п.

Естественно, в рыночной экономике судоходные компании имеют свободу выбора классификационного общества или исполнителя той или иной работы (услуги). При этом судовладелец несет значительные организационные затраты на заключение договоров с каждым в отдельности исполнителем. При выборе в качестве исполнителя морской технической компании организационные затраты судовладельца будут минимальными, т.к. потребуется заключить только один договор между судовладельцем и технической компанией (принцип одного окна). При этом следует иметь в виду, что сама техническая компания не является исполнителем работы. Она действует также на основании договоров с другими организациями-исполнителями.

Конечно, заключая договор с технической компанией, судовладелец больше заплатит за работу, т.к. в стоимость работы войдут издержки и прибыль технической компании. Что касается стоимости работы, то это является проблемой технической компании, которая должна устанавливать такую стоимость, чтобы, с одной стороны, не потерять клиента (судовладельца), а с другой – не работать себе в убыток. Важной особенностью работы морской технической компании является то, что она осуществляет контроль качества выполненных исполнителями работ и несет за это полную ответственность перед судовладельцами.

Важным моментом в деятельности морской технической компании является и мониторинг технического состояния судов тех судоходных компаний, которые заключили с ней договор. Каждый, кто имеет отношение к водному транспорту, мог бы воспользоваться необходимой информацией для использования в своей деятельности.

Доступность и прозрачность информации о техническом состоянии судов несомненно будет способствовать снижению аварийности на водном транспорте и повышению эффективности работы судоходных компаний.

Морские вести России №6 (2016)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей Из-за задержек выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва нах...

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора В Волжском государственном университете водного транспорта на заседании Ученого совета ректор вуза р...

Российская экономика

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

На Камчатке создан первый рыбный терминал

На Камчатке создан первый рыбный терминал Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», который обеспечит полный комплекс услуг для рыбодобывающих...

Транспортная политика

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля Правительство РФ продлило льготный период системы «Платон», повысив тариф с 15 апреля до 1,91 руб./к...

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок Премьер-министр России Дмитрий Медведев поддерживает создание саморегулирующейся организации в сфере...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков Государственная компания «Автодор» внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков (компл...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...