Нужен эффективный технический менеджмент

Морской транспорт

Эксплуатационная надежность морских судов и классификационные общества

Владимир Варкулевич, к.т.н., профессор кафедры эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимого уровня надежности работы судовых технических средств и конструкций. В гонке судовладельцев за прибылью от эксплуатации судов вопрос о сборе и анализе эксплуатационной информации о надежности судовой техники ушел на второй план.

Обратная связь

А ведь эта информация является своего рода обратной связью с судов. Она обеспечивает решение следующих задач:

– анализ аварийности на судах и определение причин отказов и повреждений;

– определение уровня надежности судовых технических средств и конструкций в различных условиях эксплуатации;

– обмен опытом по устранению и предотвращению конструктивных недостатков и причин отказов, выявленных в процессе эксплуатации;

– обоснованное определение периодичности и объема технического обслуживания;

– обмен информацией о качестве выполнения ремонтных работ на различных судоремонтных предприятиях;

– обоснование норм расхода сменно-запасных частей.

И это далеко не полный перечень задач, решаемых на основании сбора информации с судов о надежности судового оборудования. Ведь дальше речь может идти и о проектировщиках, и о судостроителях, и о поставщиках судовых технических средств, а также о страховщиках, для которых информация о степени надежности судов и судового оборудования имеет первостепенное значение.

Напомню, что система сбора, обработки и анализа информации о надежности судов и судового оборудования существовала до начала 90-х годов и была весьма эффективной. В ней принимали участие суда, на которых осуществлялся сбор информации. Затем информация о надежности передавалась в техническую службу пароходства и далее в головные организации Минморфлота (ЛЦПКБ и ЦНИИМФ), проектанту судов, разработчику и изготовителю судовой техники. Не оставался в стороне и судостроительный завод, который напрямую поддерживал связь с проектантом судов.

Располагая информацией об отказах и дефектах судовых технических средств, пароходства давали на суда рекомендации по их технической эксплуатации, а проектные и научные организации после анализа информации разрабатывали технические требования по повышению уровня надежности судовых технических средств и конструкций, предъявляли обоснованные претензии к поставщикам и изготовителям судового оборудования. Выпускалась в виде брошюры серии «Техническая эксплуатация флота», в которой приводилась различная, многообразная информация, затрагивающая всевозможные вопросы технической эксплуатации судов. Брошюра централизованно направлялась в пароходства, на суда, в учебные и научные учреждения морского флота.

На обломках системы

В настоящее время существовавшая долгое время система сбора информации о надежности судов и судового оборудования разрушена. Наряду с выжившими пароходствами, появились новые сертифицированные судоходные компании, суда стали сдаваться в аренду с разной степенью участия судовладельца в их эксплуатации. Компаний, принимающих участие в морской индустрии, стало больше, и каждая из них хотела бы иметь информацию о техническом состоянии судов. Знание и решение общих проблем, обмен опытом технической эксплуатации судов между различными судоходными компаниями еще никому не навредил. И наоборот, их отсутствие, несомненно, оказывает влияние на безопасность мореплавания. Раз судоходная компания не желает обмениваться информацией о техническом состоянии своих судов, значит, есть что скрывать. Ведь доходит до абсурда, когда на судах, выставленных на продажу, полностью отсутствует документация по их техническому состоянию, и чтобы получить необходимые документы, дающие право на их эксплуатацию, они, по сути, проходят первоначальное освидетельствование, а информация о техническом состоянии судна и его технических средств попросту обнуляется. Как в данной ситуации быть страховым компаниям (страховщикам), которые заинтересованы в получении достоверной информации о техническом состоянии судов, т.к. в противном случае они могут понести неоправданные убытки.

При этом все участники морской индустрии не связаны по этому вопросу друг с другом никакими обязательствами. Исключение составляют договорные отношения между судовладельцем и Регистром, инспекторы которого осуществляют техническое наблюдение (освидетельствование) за корпусом судна, судовыми техническими средствами и оборудованием различного назначения. После каждого освидетельствования инспектор Регистра составляет акт и делает отметку в учетном листе-плане. Один экземпляр акта (оригинал) хранится на судне у старшего механика, а копия – в деле-формуляре отделения Регистра по месту приписки судна. Следовательно, информация о техническом состоянии судов имеется на судне и в отделении Регистра по месту приписки судна. Возникает вопрос, почему она не является открытой для организаций, которые в той или иной степени связаны с морским транспортом. Нежелание судоходных компаний делиться информацией о техническом состоянии судов можно объяснить коммерческими соображениями.

В этой ситуации Регистр как орган государственного контроля за судами, имея богатейший опыт и банк данных о техническом состоянии судов, на мой взгляд, мог бы внести большой вклад в решение вопроса о сборе информации о надежности судового оборудования и разработке системы мониторинга технического состояния судовых технических средств и конструкций.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на вопрос, связанный с ответственностью Регистра за достоверность результатов деятельности. В Правилах классификации и постройки морских судов говорится, что «Регистр несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств только при наличии вины (умысла или неосторожности). Регистр возмещает убытки лицам, состоящим с ним в договорных отношениях, связанных с настоящими Правилами, и понесшим убытки вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения Регистром договорных обязательств по неосторожности, в размере, не превышающем платы по договору в соответствии с действующей системой ценообразования Регистра, и только в случае, если доказана причинная связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением Регистром договорных обязательств и возникшими убытками».

Однако известны случаи, когда после освидетельствования технических средств спустя незначительное время они выходили из строя. Конечно, сбрасывать ответственность на инспектора будет неправильным, т.к. судовой экипаж, находясь под давлением руководства судоходной компании, делает все возможное для того, чтобы пройти освидетельствование и выйти в рейс.

Выводы

Выход из сложившейся ситуации со сбором информации о надежности судов и судового оборудования и ответственности перед судовладельцами за качество выполненных работ и оказанных услуг возможен путем создания самостоятельной, сертифицированной, независимой морской технической компании, подобной техническому управлению (департаменту) крупной судоходной компании, основным назначением которой был бы эффективный технический менеджмент на водном транспорте. Под эффективным техническим менеджментом понимается своевременное выполнение планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта, обеспечение судов качественными сменно-запасными частями и ЗИП, возвращение к системе непрерывного освидетельствования судов классификационным обществом, применение высококачественных топлив и масел и т.п.

Естественно, в рыночной экономике судоходные компании имеют свободу выбора классификационного общества или исполнителя той или иной работы (услуги). При этом судовладелец несет значительные организационные затраты на заключение договоров с каждым в отдельности исполнителем. При выборе в качестве исполнителя морской технической компании организационные затраты судовладельца будут минимальными, т.к. потребуется заключить только один договор между судовладельцем и технической компанией (принцип одного окна). При этом следует иметь в виду, что сама техническая компания не является исполнителем работы. Она действует также на основании договоров с другими организациями-исполнителями.

Конечно, заключая договор с технической компанией, судовладелец больше заплатит за работу, т.к. в стоимость работы войдут издержки и прибыль технической компании. Что касается стоимости работы, то это является проблемой технической компании, которая должна устанавливать такую стоимость, чтобы, с одной стороны, не потерять клиента (судовладельца), а с другой – не работать себе в убыток. Важной особенностью работы морской технической компании является то, что она осуществляет контроль качества выполненных исполнителями работ и несет за это полную ответственность перед судовладельцами.

Важным моментом в деятельности морской технической компании является и мониторинг технического состояния судов тех судоходных компаний, которые заключили с ней договор. Каждый, кто имеет отношение к водному транспорту, мог бы воспользоваться необходимой информацией для использования в своей деятельности.

Доступность и прозрачность информации о техническом состоянии судов несомненно будет способствовать снижению аварийности на водном транспорте и повышению эффективности работы судоходных компаний.

Морские вести России №6 (2016)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Global Ports объявил о выкупе двух выпусков еврооблигаций на сумму до $70 млн.

Global Ports объявил о выкупе двух выпусков еврооблигаций на сумму до $70 млн. Речь идет о выпусках еврооблигаций с погашением в 2020 и 2023 годах.

В Финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с Эстонией и РФ

В Финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с Эстонией и РФ Компания имела лицензии на производство дноуглубительных работ, строительство доков и посадочных пло...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

Расходы бюджета РФ на развитие Северного морского пути в 2019 году заложены на уровне 9,6 миллиарда рублей

Расходы бюджета РФ на развитие Северного морского пути в 2019 году заложены на уровне 9,6 миллиарда рублей Предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на развитие инфраструктуры морских пор...

Акимов предложил Сингапуру присоединиться к проектам развития инфраструктуры в РФ

Акимов предложил Сингапуру присоединиться к проектам развития инфраструктуры в РФ Вице-премьер выделил несколько основных направлений взаимодействия: в транспортно-логистической сфер...

Морские порты

Терминал ВСК модернизировал ливневую канализацию

Терминал ВСК модернизировал ливневую канализацию Проект реализован в соответствии с природоохранной программой ВСК

Дальневосточному бассейновому филиалу ФГУП «Росморпорт» передано гидротехническое сооружение в морском порту Восточный

Дальневосточному бассейновому филиалу ФГУП «Росморпорт» передано гидротехническое сооружение в морском порту Восточный Сооружение протяженностью 169 метров представляет собой берегоукрепление откосного типа и предназнач...




Морской транспорт

Корабли ВМС Украины запрашивали разрешение у РФ при прохождении Керченского пролива

Корабли ВМС Украины запрашивали разрешение у РФ при прохождении Керченского пролива Глава Крыма Сергей Аксенов сообщил, что за лоцманской поддержкой украинские «Донбасс» и «Корец» такж...

Росморречфлот принял участие в VII Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2018»

Росморречфлот принял участие в VII Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2018» Дипломом за личный вклад в реализацию системы мер в области обеспечения транспортной безопасности бы...

Речной транспорт

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход Пострадавших и повреждений корпуса нет, производится доставка пассажиров до конечного пункта маршрут...

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Ж/Д транспорт

ДВЖД – один из крупнейших налогоплательщиков в регионах своего присутствия

 ДВЖД – один из крупнейших налогоплательщиков в регионах своего присутствия Дальневосточная магистраль и функциональные филиалы в границах железной дороги перечислили в бюджеты...

Скоростная железная дорога связала Гонконг с 44 городами материкового Китая

Скоростная железная дорога связала Гонконг с 44 городами материкового Китая Местные власти объявили об официальном введении в эксплуатацию подземного 26-километрового участка, ...

Авто транспорт

Проезд через восточный выезд из Уфы будет полностью платным - власти Башкирии

Проезд через восточный выезд из Уфы будет полностью платным - власти Башкирии Общие затраты по проекту «Восточный выезд» оцениваются в 34 млрд. рублей в течение 2018-2021 годов.

Движение по Крымскому мосту для большегрузов откроют в конце сентября

Движение по Крымскому мосту для большегрузов откроют в конце сентября На мосту завершаются работы по оборудованию перехода в Крым необходимыми элементами безопасности. По...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...