Нужен эффективный технический менеджмент

Морской транспорт

Эксплуатационная надежность морских судов и классификационные общества

Владимир Варкулевич, к.т.н., профессор кафедры эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимого уровня надежности работы судовых технических средств и конструкций. В гонке судовладельцев за прибылью от эксплуатации судов вопрос о сборе и анализе эксплуатационной информации о надежности судовой техники ушел на второй план.

Обратная связь

А ведь эта информация является своего рода обратной связью с судов. Она обеспечивает решение следующих задач:

– анализ аварийности на судах и определение причин отказов и повреждений;

– определение уровня надежности судовых технических средств и конструкций в различных условиях эксплуатации;

– обмен опытом по устранению и предотвращению конструктивных недостатков и причин отказов, выявленных в процессе эксплуатации;

– обоснованное определение периодичности и объема технического обслуживания;

– обмен информацией о качестве выполнения ремонтных работ на различных судоремонтных предприятиях;

– обоснование норм расхода сменно-запасных частей.

И это далеко не полный перечень задач, решаемых на основании сбора информации с судов о надежности судового оборудования. Ведь дальше речь может идти и о проектировщиках, и о судостроителях, и о поставщиках судовых технических средств, а также о страховщиках, для которых информация о степени надежности судов и судового оборудования имеет первостепенное значение.

Напомню, что система сбора, обработки и анализа информации о надежности судов и судового оборудования существовала до начала 90-х годов и была весьма эффективной. В ней принимали участие суда, на которых осуществлялся сбор информации. Затем информация о надежности передавалась в техническую службу пароходства и далее в головные организации Минморфлота (ЛЦПКБ и ЦНИИМФ), проектанту судов, разработчику и изготовителю судовой техники. Не оставался в стороне и судостроительный завод, который напрямую поддерживал связь с проектантом судов.

Располагая информацией об отказах и дефектах судовых технических средств, пароходства давали на суда рекомендации по их технической эксплуатации, а проектные и научные организации после анализа информации разрабатывали технические требования по повышению уровня надежности судовых технических средств и конструкций, предъявляли обоснованные претензии к поставщикам и изготовителям судового оборудования. Выпускалась в виде брошюры серии «Техническая эксплуатация флота», в которой приводилась различная, многообразная информация, затрагивающая всевозможные вопросы технической эксплуатации судов. Брошюра централизованно направлялась в пароходства, на суда, в учебные и научные учреждения морского флота.

На обломках системы

В настоящее время существовавшая долгое время система сбора информации о надежности судов и судового оборудования разрушена. Наряду с выжившими пароходствами, появились новые сертифицированные судоходные компании, суда стали сдаваться в аренду с разной степенью участия судовладельца в их эксплуатации. Компаний, принимающих участие в морской индустрии, стало больше, и каждая из них хотела бы иметь информацию о техническом состоянии судов. Знание и решение общих проблем, обмен опытом технической эксплуатации судов между различными судоходными компаниями еще никому не навредил. И наоборот, их отсутствие, несомненно, оказывает влияние на безопасность мореплавания. Раз судоходная компания не желает обмениваться информацией о техническом состоянии своих судов, значит, есть что скрывать. Ведь доходит до абсурда, когда на судах, выставленных на продажу, полностью отсутствует документация по их техническому состоянию, и чтобы получить необходимые документы, дающие право на их эксплуатацию, они, по сути, проходят первоначальное освидетельствование, а информация о техническом состоянии судна и его технических средств попросту обнуляется. Как в данной ситуации быть страховым компаниям (страховщикам), которые заинтересованы в получении достоверной информации о техническом состоянии судов, т.к. в противном случае они могут понести неоправданные убытки.

При этом все участники морской индустрии не связаны по этому вопросу друг с другом никакими обязательствами. Исключение составляют договорные отношения между судовладельцем и Регистром, инспекторы которого осуществляют техническое наблюдение (освидетельствование) за корпусом судна, судовыми техническими средствами и оборудованием различного назначения. После каждого освидетельствования инспектор Регистра составляет акт и делает отметку в учетном листе-плане. Один экземпляр акта (оригинал) хранится на судне у старшего механика, а копия – в деле-формуляре отделения Регистра по месту приписки судна. Следовательно, информация о техническом состоянии судов имеется на судне и в отделении Регистра по месту приписки судна. Возникает вопрос, почему она не является открытой для организаций, которые в той или иной степени связаны с морским транспортом. Нежелание судоходных компаний делиться информацией о техническом состоянии судов можно объяснить коммерческими соображениями.

В этой ситуации Регистр как орган государственного контроля за судами, имея богатейший опыт и банк данных о техническом состоянии судов, на мой взгляд, мог бы внести большой вклад в решение вопроса о сборе информации о надежности судового оборудования и разработке системы мониторинга технического состояния судовых технических средств и конструкций.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на вопрос, связанный с ответственностью Регистра за достоверность результатов деятельности. В Правилах классификации и постройки морских судов говорится, что «Регистр несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств только при наличии вины (умысла или неосторожности). Регистр возмещает убытки лицам, состоящим с ним в договорных отношениях, связанных с настоящими Правилами, и понесшим убытки вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения Регистром договорных обязательств по неосторожности, в размере, не превышающем платы по договору в соответствии с действующей системой ценообразования Регистра, и только в случае, если доказана причинная связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением Регистром договорных обязательств и возникшими убытками».

Однако известны случаи, когда после освидетельствования технических средств спустя незначительное время они выходили из строя. Конечно, сбрасывать ответственность на инспектора будет неправильным, т.к. судовой экипаж, находясь под давлением руководства судоходной компании, делает все возможное для того, чтобы пройти освидетельствование и выйти в рейс.

Выводы

Выход из сложившейся ситуации со сбором информации о надежности судов и судового оборудования и ответственности перед судовладельцами за качество выполненных работ и оказанных услуг возможен путем создания самостоятельной, сертифицированной, независимой морской технической компании, подобной техническому управлению (департаменту) крупной судоходной компании, основным назначением которой был бы эффективный технический менеджмент на водном транспорте. Под эффективным техническим менеджментом понимается своевременное выполнение планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта, обеспечение судов качественными сменно-запасными частями и ЗИП, возвращение к системе непрерывного освидетельствования судов классификационным обществом, применение высококачественных топлив и масел и т.п.

Естественно, в рыночной экономике судоходные компании имеют свободу выбора классификационного общества или исполнителя той или иной работы (услуги). При этом судовладелец несет значительные организационные затраты на заключение договоров с каждым в отдельности исполнителем. При выборе в качестве исполнителя морской технической компании организационные затраты судовладельца будут минимальными, т.к. потребуется заключить только один договор между судовладельцем и технической компанией (принцип одного окна). При этом следует иметь в виду, что сама техническая компания не является исполнителем работы. Она действует также на основании договоров с другими организациями-исполнителями.

Конечно, заключая договор с технической компанией, судовладелец больше заплатит за работу, т.к. в стоимость работы войдут издержки и прибыль технической компании. Что касается стоимости работы, то это является проблемой технической компании, которая должна устанавливать такую стоимость, чтобы, с одной стороны, не потерять клиента (судовладельца), а с другой – не работать себе в убыток. Важной особенностью работы морской технической компании является то, что она осуществляет контроль качества выполненных исполнителями работ и несет за это полную ответственность перед судовладельцами.

Важным моментом в деятельности морской технической компании является и мониторинг технического состояния судов тех судоходных компаний, которые заключили с ней договор. Каждый, кто имеет отношение к водному транспорту, мог бы воспользоваться необходимой информацией для использования в своей деятельности.

Доступность и прозрачность информации о техническом состоянии судов несомненно будет способствовать снижению аварийности на водном транспорте и повышению эффективности работы судоходных компаний.

Морские вести России №6 (2016)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Президент ОСК и губернатор Нижегородской области почтили память моряков-подводников

Президент ОСК и губернатор Нижегородской области почтили память моряков-подводников Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов и губернатор Нижегородской облас...

Минюст РФ предоставил ЕСПЧ данные о задержанных украинских моряках

Минюст РФ предоставил ЕСПЧ данные о задержанных украинских моряках Минюст России проинформировал Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) о наличии доступа за...

Российская экономика

В Москве прошло заседание совета директоров ПАО «Совкомфлот»

В Москве прошло заседание совета директоров ПАО «Совкомфлот» 11 декабря 2018 года в Москве состоялось заседание Совета директоров ПАО «Совкомфлот», на котором бы...

Вице-премьер Трутнев возглавит госкомиссию по Арктике

Вице-премьер Трутнев возглавит госкомиссию по Арктике Вице-премьер Юрий Трутнев возглавит госкомиссию по Арктике, сообщил глава российского правительства ...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Изменение стоимости услуг по обеспечению безопасной стоянки судов у причалов АЖПК в морском порту Усть-Луга

Изменение стоимости услуг по обеспечению безопасной стоянки судов у причалов АЖПК в морском порту Усть-Луга Северо-Западный бассейновый филиал уведомляет, что с 1 января 2019 года изменяется стоимость оказыва...

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн Грузооборот морских портов России за январь-ноябрь 2018 года составил 746,81 млн. тонн, увеличившись...




Морской транспорт

«Кристоф де Маржери» принял на борт первую партию газа третьей очереди проекта «Ямал СПГ»

«Кристоф де Маржери» принял на борт первую партию газа третьей очереди проекта «Ямал СПГ» Старт грузовым операциям в порту Сабетта (ЯНАО) в режиме прямого телемоста с судном после до...

Работа городских катеров и паромов в Севастополе приостановлена из-за непогоды

Работа городских катеров и паромов в Севастополе приостановлена из-за непогоды Пассажирские катера и автомобильные паромы, курсирующие по городским маршрутам в Севастополе, приост...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

ОТЛК ЕРА отправила 3000-й поезд с начала 2018 года

ОТЛК ЕРА отправила 3000-й поезд с начала 2018 года В сервисах АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс»...

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71%

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71% АО «РЖД Логистика», крупнейший на территории СНГ и стран Балтии мультимодальный логистический операт...

Авто транспорт

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...