«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

Морской транспорт
«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом году мы рассказали истории Scorpio Group, Frontline, Teekay Corporation, BW Group и Norden (рейтинг топ-6 танкерных компаний был составлен отраслевым медиахолдингом Rivera Maritime Media, который помимо дедвейта флота учитывал ряд других параметров). На очереди российская компания «Совкомфлот», обладатель одного из наиболее современных танкерных флотов в мире.

В 1988 году «Совкомфлот» стал одним из первых акционерных обществ в стране. Являясь крупным перевозчиком российской нефти и нефтепродуктов, госкомпания уверенно наращивала танкерный флот и объемы перевозок. Стратегия предприятия предусматривает его опережающее развитие в сегментах морской транспортировки газа, а также обслуживания шельфовых проектов.

Александра Васильцева, спецкор

Прибыль есть, а «прибыли» нет

История «Совкомфлота» начинается с 1973 года. Министерство морского флота СССР попросило правительство разрешить ведомству приобретать за рубежом новые и подержанные суда по схеме долгосрочного лизинга или бербоут-чартера. Образование «Совкомфлота» стало результатом решения Совета Министров СССР от 23 марта 1973 года косвенно нарушить монополию внешней торговли и предоставить Министерству Морского флота СССР возможность приобретения новых и подержанных судов по схеме долгосрочного лизинга, так называемого бербоут-чартера.

Смысл бербоут-чартера заключался в аренде судов без экипажа с дальнейшим переходом их в собственность СССР. Выглядело это так. Иностранный банк давал советской стороне кредит на покупку судна, залогом служило приобретаемое имущество. После выплаты кредита судно уже полностью принадлежало покупателю. Данная схема позволяла расширить флот без использования государственныхсредств.

За грузовую базу можно было не переживать – СССР ежегодно только в США закупал 45 млн тонн зерна, и этот объем нужно было перевозить морем. Именно балкеры под зерно стали первыми приобретениями нового предприятия. В 1973 году оно зафрахтовало два сухогруза дедвейтом около 40 тыс. тонн каждый. Для управления ими внутри «Совфрахта» была создана отдельная структура – «Контора коммерческих операций». Она выступала стороной по договорам с зарубежными собственниками и банками-кредиторами.

«На этом пути было много препятствий», – много лет спустя описывал тот период Вадим Корнилов, генеральный директор «Совкомфлота» в 1991-1999 годах. – Представьте: понятия «прибыль» не было в употреблении, то есть прибыль была, но термина этого не было. Использовалась другая формулировка, превышение доходов над расходами. Легко можно представить себе, как новая рыночная идея бербоут-чартера пробивалась через тернистые коридоры государственных инстанций.

Впрочем, несмотря на бюрократические сложности, дела у «Совкомфлота» шли успешно. В последующие 15 лет организация зафрахтовала более сотни судов, а в 1988 году получила статус акционерного коммерческого предприятия – невиданное для тех лет явление. К тому времени получившая название «Совкомфлот» компания была наделена специальными полномочиями для работы на зарубежных рынках. Она управляла 122 судами общим дедвейтом 1,6 млн тонн.

Постепенно «Совкомфлот» стал ориентироваться на нефтегазовый сегмент. Еще в 1989 году он получил первый газовоз – судно «Сигулда», способное вместить 15 тыс. кубометров сжиженного углеводородного газа. А в 1991-м флот пополнился танкером типа Suezmax, предназначенным для транспортировки сырой нефти.

В 1993 году предприятие было преобразовано в акционерное общество, 100% акций которого принадлежало государству. Постепенно значительная часть флота ушла из российской регистрации. Основная причина – требование финансировавших строительство судов иностранных банков.

«Вплоть до конца 80-х банки соглашались на регистрацию бербоутных судов под советским флагом. Впоследствии, по причине невозможности для инобанков применять залоговое право на территории СССР, а затем и России, банки отказывали в кредитах, если их не удовлетворяла страна регистрации флага, а наиболее приемлемые условия можно было найти государствах «удобного» флага, – вспоминает бывший гендиректор. – Иностранные судовладельцы уже проторили дорожку туда – около 70% мирового тоннажа было зарегистрировано в офшорах (Либерия, Виргинские острова, Кипр, остров Мэн, Бермудские острова и т.д.). Регистрация компании на одно судно обходится там в несколько (3-5) тысяч долларов».

От перевозки нефти к газу и шельфу

В последующие годы компания делала акцент на транспортировку сырой нефти и нефтепродуктов. «Совкомфлот» наращивал доходы (в 2005 году чистая прибыль компании составляла $143 млн, в 2006-м – $360 млн) и строил амбициозные планы: на рубеже 2004-2005 годов руководство приняло решение сделать компанию национальным подрядчиком для крупнейших нефтегазовых проектов на континентальном шельфе и мировым лидером морских транспортировок в Арктике.

Первый серьезный шаг был сделан когда «Совкомфлот» в партнёрстве с японской NYK выиграл международный тендер, став морским перевозчиком газа для проекта «Сахалин-2» (там строился первый и до сих пор единственный действующий в России завод по сжижению природного газа). Вскоре были подписаны соглашения с «Нарьянмарнефтегазом» и «Газпромом». Первое предполагало транспортировку нефти с месторождения «Приразломное» в Печорском море (фактически она началась в 2014 году), второе – с нефтяного терминала Варандей (первая отгрузка произошла в июне 2008 г.).

Компания активно строила флот, особенно для газовых и шельфовых проектов. В течение 2005-2006 гг. дедвейт флота вырос с 3,3 млн до 4,4 млн тонн. Причем высокая рентабельность позволяла делать это, сохраняя относительно низкий уровень кредитной нагрузки.

Часть заказов, например на постройку продуктовых танкеров, госкомпания размещала на российских «Адмиралтейских верфях». В 2008 году со стапеля верфи сошло уже восьмое судно серии танкеров-продуктовозов класса MR. В Комитете Госдумы по энергетике, транспорту и связи «Совкомфлот» назвали единственной российской судоходной компанией, осуществляющей серийные заказы на строительство крупнотоннажных судов в России.

В 2007 году президент РФ Владимир Путин подписал указ, предусматривающий объединение «Совкомфлота» с другим госпредприятием – ОАО «Новороссийское морское пароходство» («Новошип»). Образовавшийся холдинг вошел в пятерку крупнейших перевозчиков мира, суммарный дедвейт его флота (на конец 2007 года) составил 8,8 млн тонн.

В 2009 году на Сахалине в торжественной обстановке запустили в эксплуатацию первый в России завод по производству СПГ. Во время церемонии гости, включая на тот момент президента РФ Дмитрия Медведева, поднялись на борт газовоза «Гранд Анива», одного из двух танкеров СПГ, по заказу «Совкомфлота» и компании NYK специально для этого проекта.

В условиях одного из наиболее затяжных в истории танкерной индустрии кризисов 2009-2013 годов, компания не только сохранила свои позиции на рынке, но и продолжила устойчиво развиваться, освоив целый ряд новых сегментов, таких как морская транспортировка СПГ, перевозки нефти челночными танкерами в сложных условиях Арктики, обслуживание морских мемсторождений углеводородов судами снабжения, моркая геологоразведка. В 2009 году доля индустриальных проектов в структуре валовой выручки группы СКФ п рактически удвоилась. Устойчивое финансовое положение позволило компании сконцентрировать усилия на дальнейшем повышении качества обслуживания клиентов, а также уровня безопасности мореплавания.

В 2010-м «Совкомфлот» подписал соглашение с компанией Exxon Neftegas Limited, оператором проекта «Сахалин-1», («дочкой» американской Exxon Mobil Corporation) о предоставлении двух ледокольных судов для обслуживания нефтяной платформы в Охотском море. В том же году танкер компании «СКФ Балтика» дедвейтом 113 тыс. тонн прошел по Северному морскому пути, став первым в истории судоходства крупнотоннажным танкером, совершившим транзитное плавание по трассам СМП.

СМП, геологоразведка и газовозы

В 2011 году компания приняла новую стратегию. Одной из точек роста по-прежнему называлось обслуживание месторождений на континентальном шельфе. Кроме того, «Совкомфлот» планировал к 2017 году удвоить число принадлежащих ему газовозов (на тот момент он владел 8 судами дедвейтом 283 тыс. тонн).

Тогда же СКФ начал принципиально новую деятельность. Компания зафрахтовала научно-исследовательское судно «Вячеслав Тихонов», способное осуществлять геофизическую разведку. С помощью искусственных волн, излучаемых с судна на морское дно, строится сейсмический разрез и выделяются месторождения полезных ископаемых (в основном нефти и газа).

«Эксплуатация сейсмического судна «Вячеслав Тихонов» в составе флота России позволит расширить спектр услуг, предоставляемых «Совкомфлоту» нефтегазовым компаниям, работающим на континентальном шельфе», – объяснял генеральный директор компании С.О. Франк.

Большое внимание впредь было решено уделять Северному морскому пути (СМП). В 2011-м по нему прошёл самый крупный в истории танкер типа Suezmax дедвейтом 162 362 тонны. Ввиду своих размеров и низкой осадки, было решено провести судно по новому глубоководному маршруту севернее архипелага Новосибирских островов. Впоследствии, этот путь был наименован как «фарватер Тихонова».

«Северный морской путь, являющийся альтернативой традиционному маршруту через Суэцкий канал, более безопасен (защищен от пиратов) и экономически эффективен, – говорилось в отчетности «Совкомфлота» за 2011 год. – Успешные рейсы СКФ подтверждают его высокий потенциал и стратегическое значение, особенно ввиду активного развития добычи и транспортировки энергоносителей с перспективных месторождений на континентальном шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей на мировые рынки».

Ставка на перевозки сжиженного газа была сделана в связи с растущим спросом спросом на этот продукт. Представители СКФ предполагали, что к 2030 году объемы его добычи вырастут более чем на 50% (по сравнению с 2012 годом) и он станет вторым крупнейшим источником энергии. Спрос на газ будет расти за счет производства электроэнергии, где постепенно будут отказываться от более вредного угля.

В 2013 году компания приняла в эксплуатацию два гигантских танкера типа VLCC дедвейтом 321 тыс. тонн. Они стали крупнейшими судами в истории российского торгового флота. В СКФ подчеркивали, что стоимость перевозки тонны груза на этом судне обходится значительно дешевле, чем на Suezmax.

В 2014 году фрахтовые ставки пошли вверх: в сегменте Aframax рост составил 90%, по VLCC – до 153%. В январе 2016 года был спущен на воду и в январе 2017 г должен быть принят в эксплуатацию уникальный арктический танкер-газовоз для перевозки сжиженного газа. «Совкомфлот» вновь показал прибыль – около $84 млн, а по итогам 9 месяцев 2015 года (последняя опубликованная отчетность) цифра почти достигла $300 млн. Компания в полной мере использовала позитивные изменения конъюнктуры танкерного рынка.

Что касается расширения газового флота, то компании удалось воплотить свои планы уже к началу 2016 года. Сейчас флот насчитывает 12 судов общим дедвейтом около 800 тыс. тонн (в том числе 8 судов для перевозки СПГ дедвейтом 696 тыс. тонн).

«Совкомфлот» реализовал стратегию, выбранную в 2004 году. Компания действительно стала национальным подрядчиком для шельфовых нефтегазовых проектов страны.

Флот «Совкомфлота»

Флот СКФ на 80% (по числу судов) состоит из танкеров. Примерно половина предназначена для перевозки сырой нефти, вторая половина – нефтепродуктов. «Совкомфлот» является мировым лидером по количеству принадлежащих ему судов типа Aframax.

Флот относительно молодой, средний возраст судов составляет 8 лет (данные годового отчета за 2014 год). В листе заказов компании находится четыре ледокола (поставка 2016-2017 гг.) и газовоз для СПГ дедвейтом 98 тыс. тонн (поставка в январе 2017 года).

Тип судна

Специализация

Кол-во

Собственность/фрахт

Танкеры

Продуктовоз

41

Собственность

Перевозка сырой нефти

59

Челночное судно

13 (плюс 3 строящихся)

Химовоз

1

Газовозы

Перевозка сжиженного природного газа (СПГ)

8 (плюс 1 строящийся)

Собственность

Перевозка сжиженного углеводородного газа (СУГ)

4

Специализированный флот

Буксиры

9

Собственность

Суда снабжения (ледоколы)

4 (плюс 4 строящихся)

Исследовательские суда

1

Фрахт

Сухогрузный флот

Балкер

2

Собственность

Морской флот №1 (2016)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей Из-за задержек выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва нах...

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора В Волжском государственном университете водного транспорта на заседании Ученого совета ректор вуза р...

Российская экономика

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

На Камчатке создан первый рыбный терминал

На Камчатке создан первый рыбный терминал Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», который обеспечит полный комплекс услуг для рыбодобывающих...

Транспортная политика

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля Правительство РФ продлило льготный период системы «Платон», повысив тариф с 15 апреля до 1,91 руб./к...

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок Премьер-министр России Дмитрий Медведев поддерживает создание саморегулирующейся организации в сфере...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков Государственная компания «Автодор» внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков (компл...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...