«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

Морской транспорт
«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом году мы рассказали истории Scorpio Group, Frontline, Teekay Corporation, BW Group и Norden (рейтинг топ-6 танкерных компаний был составлен отраслевым медиахолдингом Rivera Maritime Media, который помимо дедвейта флота учитывал ряд других параметров). На очереди российская компания «Совкомфлот», обладатель одного из наиболее современных танкерных флотов в мире.

В 1988 году «Совкомфлот» стал одним из первых акционерных обществ в стране. Являясь крупным перевозчиком российской нефти и нефтепродуктов, госкомпания уверенно наращивала танкерный флот и объемы перевозок. Стратегия предприятия предусматривает его опережающее развитие в сегментах морской транспортировки газа, а также обслуживания шельфовых проектов.

Александра Васильцева, спецкор

Прибыль есть, а «прибыли» нет

История «Совкомфлота» начинается с 1973 года. Министерство морского флота СССР попросило правительство разрешить ведомству приобретать за рубежом новые и подержанные суда по схеме долгосрочного лизинга или бербоут-чартера. Образование «Совкомфлота» стало результатом решения Совета Министров СССР от 23 марта 1973 года косвенно нарушить монополию внешней торговли и предоставить Министерству Морского флота СССР возможность приобретения новых и подержанных судов по схеме долгосрочного лизинга, так называемого бербоут-чартера.

Смысл бербоут-чартера заключался в аренде судов без экипажа с дальнейшим переходом их в собственность СССР. Выглядело это так. Иностранный банк давал советской стороне кредит на покупку судна, залогом служило приобретаемое имущество. После выплаты кредита судно уже полностью принадлежало покупателю. Данная схема позволяла расширить флот без использования государственныхсредств.

За грузовую базу можно было не переживать – СССР ежегодно только в США закупал 45 млн тонн зерна, и этот объем нужно было перевозить морем. Именно балкеры под зерно стали первыми приобретениями нового предприятия. В 1973 году оно зафрахтовало два сухогруза дедвейтом около 40 тыс. тонн каждый. Для управления ими внутри «Совфрахта» была создана отдельная структура – «Контора коммерческих операций». Она выступала стороной по договорам с зарубежными собственниками и банками-кредиторами.

«На этом пути было много препятствий», – много лет спустя описывал тот период Вадим Корнилов, генеральный директор «Совкомфлота» в 1991-1999 годах. – Представьте: понятия «прибыль» не было в употреблении, то есть прибыль была, но термина этого не было. Использовалась другая формулировка, превышение доходов над расходами. Легко можно представить себе, как новая рыночная идея бербоут-чартера пробивалась через тернистые коридоры государственных инстанций.

Впрочем, несмотря на бюрократические сложности, дела у «Совкомфлота» шли успешно. В последующие 15 лет организация зафрахтовала более сотни судов, а в 1988 году получила статус акционерного коммерческого предприятия – невиданное для тех лет явление. К тому времени получившая название «Совкомфлот» компания была наделена специальными полномочиями для работы на зарубежных рынках. Она управляла 122 судами общим дедвейтом 1,6 млн тонн.

Постепенно «Совкомфлот» стал ориентироваться на нефтегазовый сегмент. Еще в 1989 году он получил первый газовоз – судно «Сигулда», способное вместить 15 тыс. кубометров сжиженного углеводородного газа. А в 1991-м флот пополнился танкером типа Suezmax, предназначенным для транспортировки сырой нефти.

В 1993 году предприятие было преобразовано в акционерное общество, 100% акций которого принадлежало государству. Постепенно значительная часть флота ушла из российской регистрации. Основная причина – требование финансировавших строительство судов иностранных банков.

«Вплоть до конца 80-х банки соглашались на регистрацию бербоутных судов под советским флагом. Впоследствии, по причине невозможности для инобанков применять залоговое право на территории СССР, а затем и России, банки отказывали в кредитах, если их не удовлетворяла страна регистрации флага, а наиболее приемлемые условия можно было найти государствах «удобного» флага, – вспоминает бывший гендиректор. – Иностранные судовладельцы уже проторили дорожку туда – около 70% мирового тоннажа было зарегистрировано в офшорах (Либерия, Виргинские острова, Кипр, остров Мэн, Бермудские острова и т.д.). Регистрация компании на одно судно обходится там в несколько (3-5) тысяч долларов».

От перевозки нефти к газу и шельфу

В последующие годы компания делала акцент на транспортировку сырой нефти и нефтепродуктов. «Совкомфлот» наращивал доходы (в 2005 году чистая прибыль компании составляла $143 млн, в 2006-м – $360 млн) и строил амбициозные планы: на рубеже 2004-2005 годов руководство приняло решение сделать компанию национальным подрядчиком для крупнейших нефтегазовых проектов на континентальном шельфе и мировым лидером морских транспортировок в Арктике.

Первый серьезный шаг был сделан когда «Совкомфлот» в партнёрстве с японской NYK выиграл международный тендер, став морским перевозчиком газа для проекта «Сахалин-2» (там строился первый и до сих пор единственный действующий в России завод по сжижению природного газа). Вскоре были подписаны соглашения с «Нарьянмарнефтегазом» и «Газпромом». Первое предполагало транспортировку нефти с месторождения «Приразломное» в Печорском море (фактически она началась в 2014 году), второе – с нефтяного терминала Варандей (первая отгрузка произошла в июне 2008 г.).

Компания активно строила флот, особенно для газовых и шельфовых проектов. В течение 2005-2006 гг. дедвейт флота вырос с 3,3 млн до 4,4 млн тонн. Причем высокая рентабельность позволяла делать это, сохраняя относительно низкий уровень кредитной нагрузки.

Часть заказов, например на постройку продуктовых танкеров, госкомпания размещала на российских «Адмиралтейских верфях». В 2008 году со стапеля верфи сошло уже восьмое судно серии танкеров-продуктовозов класса MR. В Комитете Госдумы по энергетике, транспорту и связи «Совкомфлот» назвали единственной российской судоходной компанией, осуществляющей серийные заказы на строительство крупнотоннажных судов в России.

В 2007 году президент РФ Владимир Путин подписал указ, предусматривающий объединение «Совкомфлота» с другим госпредприятием – ОАО «Новороссийское морское пароходство» («Новошип»). Образовавшийся холдинг вошел в пятерку крупнейших перевозчиков мира, суммарный дедвейт его флота (на конец 2007 года) составил 8,8 млн тонн.

В 2009 году на Сахалине в торжественной обстановке запустили в эксплуатацию первый в России завод по производству СПГ. Во время церемонии гости, включая на тот момент президента РФ Дмитрия Медведева, поднялись на борт газовоза «Гранд Анива», одного из двух танкеров СПГ, по заказу «Совкомфлота» и компании NYK специально для этого проекта.

В условиях одного из наиболее затяжных в истории танкерной индустрии кризисов 2009-2013 годов, компания не только сохранила свои позиции на рынке, но и продолжила устойчиво развиваться, освоив целый ряд новых сегментов, таких как морская транспортировка СПГ, перевозки нефти челночными танкерами в сложных условиях Арктики, обслуживание морских мемсторождений углеводородов судами снабжения, моркая геологоразведка. В 2009 году доля индустриальных проектов в структуре валовой выручки группы СКФ п рактически удвоилась. Устойчивое финансовое положение позволило компании сконцентрировать усилия на дальнейшем повышении качества обслуживания клиентов, а также уровня безопасности мореплавания.

В 2010-м «Совкомфлот» подписал соглашение с компанией Exxon Neftegas Limited, оператором проекта «Сахалин-1», («дочкой» американской Exxon Mobil Corporation) о предоставлении двух ледокольных судов для обслуживания нефтяной платформы в Охотском море. В том же году танкер компании «СКФ Балтика» дедвейтом 113 тыс. тонн прошел по Северному морскому пути, став первым в истории судоходства крупнотоннажным танкером, совершившим транзитное плавание по трассам СМП.

СМП, геологоразведка и газовозы

В 2011 году компания приняла новую стратегию. Одной из точек роста по-прежнему называлось обслуживание месторождений на континентальном шельфе. Кроме того, «Совкомфлот» планировал к 2017 году удвоить число принадлежащих ему газовозов (на тот момент он владел 8 судами дедвейтом 283 тыс. тонн).

Тогда же СКФ начал принципиально новую деятельность. Компания зафрахтовала научно-исследовательское судно «Вячеслав Тихонов», способное осуществлять геофизическую разведку. С помощью искусственных волн, излучаемых с судна на морское дно, строится сейсмический разрез и выделяются месторождения полезных ископаемых (в основном нефти и газа).

«Эксплуатация сейсмического судна «Вячеслав Тихонов» в составе флота России позволит расширить спектр услуг, предоставляемых «Совкомфлоту» нефтегазовым компаниям, работающим на континентальном шельфе», – объяснял генеральный директор компании С.О. Франк.

Большое внимание впредь было решено уделять Северному морскому пути (СМП). В 2011-м по нему прошёл самый крупный в истории танкер типа Suezmax дедвейтом 162 362 тонны. Ввиду своих размеров и низкой осадки, было решено провести судно по новому глубоководному маршруту севернее архипелага Новосибирских островов. Впоследствии, этот путь был наименован как «фарватер Тихонова».

«Северный морской путь, являющийся альтернативой традиционному маршруту через Суэцкий канал, более безопасен (защищен от пиратов) и экономически эффективен, – говорилось в отчетности «Совкомфлота» за 2011 год. – Успешные рейсы СКФ подтверждают его высокий потенциал и стратегическое значение, особенно ввиду активного развития добычи и транспортировки энергоносителей с перспективных месторождений на континентальном шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей на мировые рынки».

Ставка на перевозки сжиженного газа была сделана в связи с растущим спросом спросом на этот продукт. Представители СКФ предполагали, что к 2030 году объемы его добычи вырастут более чем на 50% (по сравнению с 2012 годом) и он станет вторым крупнейшим источником энергии. Спрос на газ будет расти за счет производства электроэнергии, где постепенно будут отказываться от более вредного угля.

В 2013 году компания приняла в эксплуатацию два гигантских танкера типа VLCC дедвейтом 321 тыс. тонн. Они стали крупнейшими судами в истории российского торгового флота. В СКФ подчеркивали, что стоимость перевозки тонны груза на этом судне обходится значительно дешевле, чем на Suezmax.

В 2014 году фрахтовые ставки пошли вверх: в сегменте Aframax рост составил 90%, по VLCC – до 153%. В январе 2016 года был спущен на воду и в январе 2017 г должен быть принят в эксплуатацию уникальный арктический танкер-газовоз для перевозки сжиженного газа. «Совкомфлот» вновь показал прибыль – около $84 млн, а по итогам 9 месяцев 2015 года (последняя опубликованная отчетность) цифра почти достигла $300 млн. Компания в полной мере использовала позитивные изменения конъюнктуры танкерного рынка.

Что касается расширения газового флота, то компании удалось воплотить свои планы уже к началу 2016 года. Сейчас флот насчитывает 12 судов общим дедвейтом около 800 тыс. тонн (в том числе 8 судов для перевозки СПГ дедвейтом 696 тыс. тонн).

«Совкомфлот» реализовал стратегию, выбранную в 2004 году. Компания действительно стала национальным подрядчиком для шельфовых нефтегазовых проектов страны.

Флот «Совкомфлота»

Флот СКФ на 80% (по числу судов) состоит из танкеров. Примерно половина предназначена для перевозки сырой нефти, вторая половина – нефтепродуктов. «Совкомфлот» является мировым лидером по количеству принадлежащих ему судов типа Aframax.

Флот относительно молодой, средний возраст судов составляет 8 лет (данные годового отчета за 2014 год). В листе заказов компании находится четыре ледокола (поставка 2016-2017 гг.) и газовоз для СПГ дедвейтом 98 тыс. тонн (поставка в январе 2017 года).

Тип судна

Специализация

Кол-во

Собственность/фрахт

Танкеры

Продуктовоз

41

Собственность

Перевозка сырой нефти

59

Челночное судно

13 (плюс 3 строящихся)

Химовоз

1

Газовозы

Перевозка сжиженного природного газа (СПГ)

8 (плюс 1 строящийся)

Собственность

Перевозка сжиженного углеводородного газа (СУГ)

4

Специализированный флот

Буксиры

9

Собственность

Суда снабжения (ледоколы)

4 (плюс 4 строящихся)

Исследовательские суда

1

Фрахт

Сухогрузный флот

Балкер

2

Собственность

Морской флот №1 (2016)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

У берегов Камчатки появятся бесшумные субмарины

У берегов Камчатки появятся бесшумные субмарины Бригада самых малошумных российских подводных лодок проекта 677 «Лада» пополнит Тихоокеанский флот

СУЭК выступила официальным партнером премии Паралимпийского комитета «Возвращение в жизнь»

СУЭК выступила официальным партнером премии Паралимпийского комитета «Возвращение в жизнь» Сибирская угольная энергетическая компания выступила официальным партнером премии Паралимпийского ко...

Российская экономика

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго Рыбный союз заявляет, что импортозамещения в этой сфере так и не произошло.

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн Грузооборот морских портов России за январь-ноябрь 2018 года составил 746,81 млн. тонн, увеличившись...

В китайском порту Циндао строят второй терминал для супертанкеров

В китайском порту Циндао строят второй терминал для супертанкеров Он будет включать в себя один причал для супертанкеров-нефтеперевозчиков дедвейтом до 300 тыс. тонн,...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71%

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71% АО «РЖД Логистика», крупнейший на территории СНГ и стран Балтии мультимодальный логистический операт...

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...