«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

Морской транспорт
«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом году мы рассказали истории Scorpio Group, Frontline, Teekay Corporation, BW Group и Norden (рейтинг топ-6 танкерных компаний был составлен отраслевым медиахолдингом Rivera Maritime Media, который помимо дедвейта флота учитывал ряд других параметров). На очереди российская компания «Совкомфлот», обладатель одного из наиболее современных танкерных флотов в мире.

В 1988 году «Совкомфлот» стал одним из первых акционерных обществ в стране. Являясь крупным перевозчиком российской нефти и нефтепродуктов, госкомпания уверенно наращивала танкерный флот и объемы перевозок. Стратегия предприятия предусматривает его опережающее развитие в сегментах морской транспортировки газа, а также обслуживания шельфовых проектов.

Александра Васильцева, спецкор

Прибыль есть, а «прибыли» нет

История «Совкомфлота» начинается с 1973 года. Министерство морского флота СССР попросило правительство разрешить ведомству приобретать за рубежом новые и подержанные суда по схеме долгосрочного лизинга или бербоут-чартера. Образование «Совкомфлота» стало результатом решения Совета Министров СССР от 23 марта 1973 года косвенно нарушить монополию внешней торговли и предоставить Министерству Морского флота СССР возможность приобретения новых и подержанных судов по схеме долгосрочного лизинга, так называемого бербоут-чартера.

Смысл бербоут-чартера заключался в аренде судов без экипажа с дальнейшим переходом их в собственность СССР. Выглядело это так. Иностранный банк давал советской стороне кредит на покупку судна, залогом служило приобретаемое имущество. После выплаты кредита судно уже полностью принадлежало покупателю. Данная схема позволяла расширить флот без использования государственныхсредств.

За грузовую базу можно было не переживать – СССР ежегодно только в США закупал 45 млн тонн зерна, и этот объем нужно было перевозить морем. Именно балкеры под зерно стали первыми приобретениями нового предприятия. В 1973 году оно зафрахтовало два сухогруза дедвейтом около 40 тыс. тонн каждый. Для управления ими внутри «Совфрахта» была создана отдельная структура – «Контора коммерческих операций». Она выступала стороной по договорам с зарубежными собственниками и банками-кредиторами.

«На этом пути было много препятствий», – много лет спустя описывал тот период Вадим Корнилов, генеральный директор «Совкомфлота» в 1991-1999 годах. – Представьте: понятия «прибыль» не было в употреблении, то есть прибыль была, но термина этого не было. Использовалась другая формулировка, превышение доходов над расходами. Легко можно представить себе, как новая рыночная идея бербоут-чартера пробивалась через тернистые коридоры государственных инстанций.

Впрочем, несмотря на бюрократические сложности, дела у «Совкомфлота» шли успешно. В последующие 15 лет организация зафрахтовала более сотни судов, а в 1988 году получила статус акционерного коммерческого предприятия – невиданное для тех лет явление. К тому времени получившая название «Совкомфлот» компания была наделена специальными полномочиями для работы на зарубежных рынках. Она управляла 122 судами общим дедвейтом 1,6 млн тонн.

Постепенно «Совкомфлот» стал ориентироваться на нефтегазовый сегмент. Еще в 1989 году он получил первый газовоз – судно «Сигулда», способное вместить 15 тыс. кубометров сжиженного углеводородного газа. А в 1991-м флот пополнился танкером типа Suezmax, предназначенным для транспортировки сырой нефти.

В 1993 году предприятие было преобразовано в акционерное общество, 100% акций которого принадлежало государству. Постепенно значительная часть флота ушла из российской регистрации. Основная причина – требование финансировавших строительство судов иностранных банков.

«Вплоть до конца 80-х банки соглашались на регистрацию бербоутных судов под советским флагом. Впоследствии, по причине невозможности для инобанков применять залоговое право на территории СССР, а затем и России, банки отказывали в кредитах, если их не удовлетворяла страна регистрации флага, а наиболее приемлемые условия можно было найти государствах «удобного» флага, – вспоминает бывший гендиректор. – Иностранные судовладельцы уже проторили дорожку туда – около 70% мирового тоннажа было зарегистрировано в офшорах (Либерия, Виргинские острова, Кипр, остров Мэн, Бермудские острова и т.д.). Регистрация компании на одно судно обходится там в несколько (3-5) тысяч долларов».

От перевозки нефти к газу и шельфу

В последующие годы компания делала акцент на транспортировку сырой нефти и нефтепродуктов. «Совкомфлот» наращивал доходы (в 2005 году чистая прибыль компании составляла $143 млн, в 2006-м – $360 млн) и строил амбициозные планы: на рубеже 2004-2005 годов руководство приняло решение сделать компанию национальным подрядчиком для крупнейших нефтегазовых проектов на континентальном шельфе и мировым лидером морских транспортировок в Арктике.

Первый серьезный шаг был сделан когда «Совкомфлот» в партнёрстве с японской NYK выиграл международный тендер, став морским перевозчиком газа для проекта «Сахалин-2» (там строился первый и до сих пор единственный действующий в России завод по сжижению природного газа). Вскоре были подписаны соглашения с «Нарьянмарнефтегазом» и «Газпромом». Первое предполагало транспортировку нефти с месторождения «Приразломное» в Печорском море (фактически она началась в 2014 году), второе – с нефтяного терминала Варандей (первая отгрузка произошла в июне 2008 г.).

Компания активно строила флот, особенно для газовых и шельфовых проектов. В течение 2005-2006 гг. дедвейт флота вырос с 3,3 млн до 4,4 млн тонн. Причем высокая рентабельность позволяла делать это, сохраняя относительно низкий уровень кредитной нагрузки.

Часть заказов, например на постройку продуктовых танкеров, госкомпания размещала на российских «Адмиралтейских верфях». В 2008 году со стапеля верфи сошло уже восьмое судно серии танкеров-продуктовозов класса MR. В Комитете Госдумы по энергетике, транспорту и связи «Совкомфлот» назвали единственной российской судоходной компанией, осуществляющей серийные заказы на строительство крупнотоннажных судов в России.

В 2007 году президент РФ Владимир Путин подписал указ, предусматривающий объединение «Совкомфлота» с другим госпредприятием – ОАО «Новороссийское морское пароходство» («Новошип»). Образовавшийся холдинг вошел в пятерку крупнейших перевозчиков мира, суммарный дедвейт его флота (на конец 2007 года) составил 8,8 млн тонн.

В 2009 году на Сахалине в торжественной обстановке запустили в эксплуатацию первый в России завод по производству СПГ. Во время церемонии гости, включая на тот момент президента РФ Дмитрия Медведева, поднялись на борт газовоза «Гранд Анива», одного из двух танкеров СПГ, по заказу «Совкомфлота» и компании NYK специально для этого проекта.

В условиях одного из наиболее затяжных в истории танкерной индустрии кризисов 2009-2013 годов, компания не только сохранила свои позиции на рынке, но и продолжила устойчиво развиваться, освоив целый ряд новых сегментов, таких как морская транспортировка СПГ, перевозки нефти челночными танкерами в сложных условиях Арктики, обслуживание морских мемсторождений углеводородов судами снабжения, моркая геологоразведка. В 2009 году доля индустриальных проектов в структуре валовой выручки группы СКФ п рактически удвоилась. Устойчивое финансовое положение позволило компании сконцентрировать усилия на дальнейшем повышении качества обслуживания клиентов, а также уровня безопасности мореплавания.

В 2010-м «Совкомфлот» подписал соглашение с компанией Exxon Neftegas Limited, оператором проекта «Сахалин-1», («дочкой» американской Exxon Mobil Corporation) о предоставлении двух ледокольных судов для обслуживания нефтяной платформы в Охотском море. В том же году танкер компании «СКФ Балтика» дедвейтом 113 тыс. тонн прошел по Северному морскому пути, став первым в истории судоходства крупнотоннажным танкером, совершившим транзитное плавание по трассам СМП.

СМП, геологоразведка и газовозы

В 2011 году компания приняла новую стратегию. Одной из точек роста по-прежнему называлось обслуживание месторождений на континентальном шельфе. Кроме того, «Совкомфлот» планировал к 2017 году удвоить число принадлежащих ему газовозов (на тот момент он владел 8 судами дедвейтом 283 тыс. тонн).

Тогда же СКФ начал принципиально новую деятельность. Компания зафрахтовала научно-исследовательское судно «Вячеслав Тихонов», способное осуществлять геофизическую разведку. С помощью искусственных волн, излучаемых с судна на морское дно, строится сейсмический разрез и выделяются месторождения полезных ископаемых (в основном нефти и газа).

«Эксплуатация сейсмического судна «Вячеслав Тихонов» в составе флота России позволит расширить спектр услуг, предоставляемых «Совкомфлоту» нефтегазовым компаниям, работающим на континентальном шельфе», – объяснял генеральный директор компании С.О. Франк.

Большое внимание впредь было решено уделять Северному морскому пути (СМП). В 2011-м по нему прошёл самый крупный в истории танкер типа Suezmax дедвейтом 162 362 тонны. Ввиду своих размеров и низкой осадки, было решено провести судно по новому глубоководному маршруту севернее архипелага Новосибирских островов. Впоследствии, этот путь был наименован как «фарватер Тихонова».

«Северный морской путь, являющийся альтернативой традиционному маршруту через Суэцкий канал, более безопасен (защищен от пиратов) и экономически эффективен, – говорилось в отчетности «Совкомфлота» за 2011 год. – Успешные рейсы СКФ подтверждают его высокий потенциал и стратегическое значение, особенно ввиду активного развития добычи и транспортировки энергоносителей с перспективных месторождений на континентальном шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей на мировые рынки».

Ставка на перевозки сжиженного газа была сделана в связи с растущим спросом спросом на этот продукт. Представители СКФ предполагали, что к 2030 году объемы его добычи вырастут более чем на 50% (по сравнению с 2012 годом) и он станет вторым крупнейшим источником энергии. Спрос на газ будет расти за счет производства электроэнергии, где постепенно будут отказываться от более вредного угля.

В 2013 году компания приняла в эксплуатацию два гигантских танкера типа VLCC дедвейтом 321 тыс. тонн. Они стали крупнейшими судами в истории российского торгового флота. В СКФ подчеркивали, что стоимость перевозки тонны груза на этом судне обходится значительно дешевле, чем на Suezmax.

В 2014 году фрахтовые ставки пошли вверх: в сегменте Aframax рост составил 90%, по VLCC – до 153%. В январе 2016 года был спущен на воду и в январе 2017 г должен быть принят в эксплуатацию уникальный арктический танкер-газовоз для перевозки сжиженного газа. «Совкомфлот» вновь показал прибыль – около $84 млн, а по итогам 9 месяцев 2015 года (последняя опубликованная отчетность) цифра почти достигла $300 млн. Компания в полной мере использовала позитивные изменения конъюнктуры танкерного рынка.

Что касается расширения газового флота, то компании удалось воплотить свои планы уже к началу 2016 года. Сейчас флот насчитывает 12 судов общим дедвейтом около 800 тыс. тонн (в том числе 8 судов для перевозки СПГ дедвейтом 696 тыс. тонн).

«Совкомфлот» реализовал стратегию, выбранную в 2004 году. Компания действительно стала национальным подрядчиком для шельфовых нефтегазовых проектов страны.

Флот «Совкомфлота»

Флот СКФ на 80% (по числу судов) состоит из танкеров. Примерно половина предназначена для перевозки сырой нефти, вторая половина – нефтепродуктов. «Совкомфлот» является мировым лидером по количеству принадлежащих ему судов типа Aframax.

Флот относительно молодой, средний возраст судов составляет 8 лет (данные годового отчета за 2014 год). В листе заказов компании находится четыре ледокола (поставка 2016-2017 гг.) и газовоз для СПГ дедвейтом 98 тыс. тонн (поставка в январе 2017 года).

Тип судна

Специализация

Кол-во

Собственность/фрахт

Танкеры

Продуктовоз

41

Собственность

Перевозка сырой нефти

59

Челночное судно

13 (плюс 3 строящихся)

Химовоз

1

Газовозы

Перевозка сжиженного природного газа (СПГ)

8 (плюс 1 строящийся)

Собственность

Перевозка сжиженного углеводородного газа (СУГ)

4

Специализированный флот

Буксиры

9

Собственность

Суда снабжения (ледоколы)

4 (плюс 4 строящихся)

Исследовательские суда

1

Фрахт

Сухогрузный флот

Балкер

2

Собственность

Морской флот №1 (2016)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

ВМФ России не получит в срок кабельные суда «Свияга» и «Вятка»

ВМФ России не получит в срок кабельные суда «Свияга» и «Вятка» Причина сдвига сроков – сложности с поставкой ряда узлов и агрегатов, в том числе из-за санкций.

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...