Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Антикризисный план – 2016: итоги

Российская экономика
Антикризисный план – 2016: итоги

Правительство в будущем году продолжит поддержку приоритетных отраслей – такое решение уже принято на высшем уровне. По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, госвливания помогли пережить текущий кризисный год ряду отраслей, в том числе автопрому, сельскому хозяйству, транспортному машиностроению. Другой серьезный претендент на дотации – оборонные предприятия, которым необходимо рассчитываться по кредитам, взятым для выполнения госзаказа.

Иными словами, желающих получить помощь от государства меньше не становится, а количество денег в казне тает год от года. Нехватка средств в будущем году составит 2,7 трлн рублей, а это лишь самый первый, «бумажный» вариант бюджета. В действительности бюджетный дефицит, вероятно, окажется больше.

Александра Васильцева

Избранные отрасли

В середине октября председатель правительства РФ Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное реализации антикризисного плана в 2016 году. Он подчеркнул, что, несмотря на общую сложную ситуацию (см. «Промежуточные итоги: стагнирует все, кроме морского транспорта»), в ряде отраслей наблюдается оживление. Речь идет о лесной, легкой и химической промышленности, машиностроении, сельском хозяйстве.

Д. Медведев напомнил, что в 2016 году на поддержку приоритетных отраслей промышленности было направлено более 195 млрд рублей, из них почти половина – из антикризисного фонда.

Крупнейшим получателем господдержки стал автопром. За текущий год в отрасль было направлено 138 млрд рублей, в том числе 88,6 млрд из бюджета (см. «Деньги на автомобили»). Автопроизводителям компенсируются различные затраты – от содержания рабочих мест до энергоресурсов. Основная цель – поддержка автомобильной промышленности и стимулирование спроса на отечественный транспорт.

Как именно работают механизмы господдержки? Ярким примером служит льготное кредитование. На эти цели государство выделило более 11 млрд рублей. По данным агентства «Автостат», с января по август 2016 года при помощи льготных кредитов покупатели приобрели около 179 тыс. машин – пятая часть всего объема продаж новых автомобилей. Другой пример – массовая закупка школьных автобусов у отечественных производителей. В рамках программы стоимостью 3 млрд рублей сельские школы получат 1835 единиц, произведенных на заводах ГАЗ, «Форд Соллерс», ПАЗ, КАВЗ и «Волгабас».

По словам премьер-министра, за текущий год спрос на легковые автомобили упал на 14%, однако без государственных дотаций проседание оказалось бы больше.

Таблица. Деньги на автомобили

Другой отраслью, важной для чиновников, является транспортное машиностроение, особенно производство подвижного состава. Благодаря субсидиям запланировано приобрести около 23 тыс. железнодорожных вагонов. Хороший результат и в сельскохозяйственном машиностроении. «Аграрии активно закупают новую технику, – отметил Д. Медведев. – Субвенции на возмещение затрат были полностью распределены». В 2016 году на поддержку отрасли было потрачено 8 млрд рублей.

На этом же совещании премьер-министр поручил Минэкономразвития до 1 декабря текущего года предоставить новый план – уже на 2017 год. Пока про него мало что известно. Как следует из стенограммы мероприятия, продолжится господдержка аграриев, автопрома, легкой промышленности и транспорта.

Министр промышленности Денис Мантуров уже заявил, что отечественный автопром вновь рассчитывает на дотации. «Будем направлять в ближайшее время заявки в Минфин. Все решения по этим антикризисным мерам будут приниматься в конце ноября, не раньше», – цитирует чиновника «Российская газета».

Уверенно чувствуют себя и сельхозпроизводители. В начале октября на одном из отраслевых мероприятий премьер пообещал, что финансирование АПК в будущем году останется на уровне 2016 года. Он подчеркнул, что решение принято, несмотря на напряженную бюджетную ситуацию и на фоне сокращения дотаций других отраслей.

Дефицит: на бумаге и в уме

Уже сейчас понятно, что воплотить новые антикризисные меры будет непросто – слишком стремительно тает российский бюджет. Недавно правительство утвердило его основные параметры на будущий год. Доходы остаются на уровне 2016 года (а с поправкой на инфляцию снижаются), расходы немного сокращаются, дефицит составляет 2,7 трлн рублей, или 3% от ВВП (см. «Финансовый план на будущий год»).

Весьма вероятно, что текущие цифры не окончательные и будут корректироваться в течение будущего года. Так происходит постоянно. Например, сейчас правительство вносит правки в бюджет-2016. План по доходам снижается примерно на 0,3 трлн рублей, расходы растут на 0,4 трлн рублей, в основном из-за трат на национальную оборону. В итоге дефицит перешагивает через 3 трлн – против 2,4 трлн рублей, запланированных изначально. Закрывают дыру в казне на 2/3 за счет Резервного фонда. Сейчас в этой «копилке» осталось 2 трлн рублей.

В будущем году дефицит будут покрывать как за счет резервов, так и за счет заимствований. То же самое происходит сейчас. «Лишний» триллион рублей дефицита, проявившийся в конце 2016 года, финансируют за счет госдолга, его «потолок» депутаты сейчас увеличивают как раз на 1 трлн рублей, до 9,9 трлн.

Почти пятая часть бюджета-2017 засекречена. Речь идет главным образом о расходах на национальную оборону. Дополнительные 800 млрд рублей будут направлены оборонным предприятиям, выполняющим госзаказ, чтобы те смогли досрочно расплатиться по кредитам и сэкономить на процентах.

В бюджете заложена цена нефти $40 за баррель Urals. Ниже этой цифры стоимость нефти Brent (разница с Urals, как правило, составляет несколько долларов) не опускалась ни разу с марта текущего года. Глава правительства называет такой прогноз консервативным.

«При формировании проекта бюджета мы исходили из осторожной оценки экономической ситуации на мировых рынках, из консервативной оценки, в частности из достаточно низкой траектории цен на нефть – в пределах $40 за баррель нефти марки Urals в течение всех трех лет, а также из возможного сохранения санкций до конца прогнозного периода (до 2020 года. – «Морские порты»)», – заявил Д. Медведев на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.

Таблица. Финансовый план на будущий год

Неустойчивый позитив

Свои пожелания к будущему бюджету высказал и президент РФ Владимир Путин. По его мнению, российская экономика преодолевает спад, однако позитивный тренд пока неустойчивый. Нужно создавать условия, которые стимулировали бы рост, а также необходимо снижать зависимость казны от нефтяных цен и повышать собираемость других налогов, особенно НДС и таможенных платежей.

«Особое внимание прошу уделить финансовому обеспечению приоритетных проектов в здравоохранении, образовании, системе жилищно-коммунального хозяйства и в дорожном хозяйстве, в области поддержки малого и среднего бизнеса и в некоторых других сферах. Средства на эти цели должны быть заложены в бюджет в полном объеме», – сказал В.Путин.

Другими словами, несмотря на избитость фраз про уход от «нефтяной иглы» или про повышение собираемости налогов, произносимых высокопоставленными чиновниками, власть действительно делает попытки что-то предпринять в этом направлении.

Возможно, силовикам удастся перекрыть какие-то схемы и направить деньги в бюджет. Но, как мы видим, растут аппетиты и по расходам казны. Кто-то пытается получить деньги через очередной антикризисный план, другие же доказывают, что именно их предприятию необходимо срочно расплатиться по кредитам.

Промежуточные итоги: стагнирует все, кроме морского транспорта

Правительство подвело промежуточные итоги состояния экономики. К позитивным тенденциям глава правительства Дмитрий Медведев отнес изменения индекса промышленного производства и уровня инфляции. Первый показал небольшое, но оживление. А инфляция составила 4% против 10% годом раньше. Премьер-министр связал это в том числе с более низкой индексацией тарифов ЖКХ. Неплохо обстоят дела с безработицей – она, как и раньше, держится на низком уровне.

В целом экономика по-прежнему стагнирует либо сжимается. ВВП падает, как и инвестиции в основной капитал, то есть вложения бизнеса в собственное развитие. А оживление в части транспорта или кредитования укладывается в рамки статистической погрешности.

Хуже всего дела идут у обычных граждан. Реальные доходы существенно падают, просрочка по зарплатам растет. На 1 сентября текущего года показатель превысил 3,5 млрд рублей, что на 10% больше, чем годом ранее. Такое положение плохо влияет на розничную торговлю и весь потребительский сектор. На совещании Д.Медведев подробно остановился на проблемах населения, предложив подумать о мерах поддержки. «Реальные доходы людей уменьшились, люди стали меньше тратить, и это не лучшим образом сказывается на экономических показателях, включая показатель розничной торговли», – отметил глава правительства.

Резко контрастирует с общими тенденциями статистика по морскому транспорту. В то время как железнодорожные или автомобильные перевозки грузов прибавили меньше 2%, внутренние водные упали на 5,5%, морские перевозки выросли сразу на 27%. Причем хороший результат показали как каботажные, увеличившись почти на 32%, так и заграничные – плюс 19% - отправки грузов. Правда, речь идет о статистике за январь-август 2016-го.

Позитивные показатели

Промышленное производство (за 9 месяцев): плюс 0,3%.
Инфляция (за 9 месяцев): плюс 4%.
Перевозка грузов всего (за 8 месяцев): плюс 1,4%.
Перевозка грузов морским транспортом (за 8 месяцев): плюс 27,1%.
Безработица (по итогам августа): 5,2%.
Объем кредитов бизнесу (за 8 месяцев): плюс 2,3%.

Негативные показатели

ВВП (за полгода): минус 0,9%.
Инвестиции в основной капитал (за полгода): минус 4,3%.
Перевозка грузов внутренним водным транспортом (за 8 месяцев): минус 5,5%.
Реальные доходы населения (за 9 месяцев): минус 5,8%.
Оборот розничной торговли (за 8 месяцев): минус 5,7%.
Просроченная задолженность по зарплате (по итогам августа): плюс 10%.

Источники: Росстат, Центробанк РФ.

Морские порты №8 (2016)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Уровень Байкала упал на шесть сантиметров ниже критической отметки

Уровень Байкала упал на шесть сантиметров ниже критической отметки Уровень озера Байкал продолжает понижаться, сейчас озеро обмелело на 6 сантиметров ниже критической ...

Заболевший член экипажа эвакуирован с борта судна Vafа-2 в районе ВКМСК

Заболевший член экипажа эвакуирован с борта судна Vafа-2 в районе ВКМСК На борту сухогруза Vafа-2, следующего рейсом Энзели – Астрахань резко ухудшилось состояние здоровья ...

Российская экономика

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля Ростелеком планирует проложить подводный кабель для подключения Курил к высокоскоростному интернету,...

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей В сфере водного транспорта планируется реконструкция арктических портов, строительство речного вокза...

Транспортная политика

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов Правительство Севастополя совместно с Законодательным собранием города Севастополя рассмотрит вопрос...

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану Одним из наиболее перспективных проектов 2018 года для нашей страны является развитие трасс меридион...

Морские порты

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9%

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9% Грузооборот портов Балтийского бассейна России по итогам января-июня 2017 года увеличился на 6,9%...

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга С 15 января изменяется тариф на услуги по предоставлению причалов в морском порту Усть-Луга для безо...




Морской транспорт

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми На железнодорожные перевозки грузов в вагонах на паромах проекта CNF03 паромных линиях Кавказ - Поти...

По СМП перевезено 9,7 млн. тонн грузов в 2017 г. – Администрация Севморпути

По СМП перевезено 9,7 млн. тонн грузов в 2017 г. – Администрация Севморпути ФГКУ «Администрация Севморпути» обнародовало итоги своей деятельности в 2017 году. В течение минувше...

Речной транспорт

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы Голландская компания Port Liner разработала и в ближайшее время собирается запустить в производство ...

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка Московское речное пароходство может продать теплоход «Максим Горький», более известный как «яхта Ста...

Ж/Д транспорт

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога Строительство второго Байкальского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали завершится в 2019 году, со...

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник «Российские железные дороги» (РЖД) проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 м...

Авто транспорт

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта Международная ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта, с 16 ...

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС Ограничения по перевозкам грузов всей номенклатуры по автомобильным дорогам РФ федерального значения...

Аналитика

Транспортная политика

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Морские порты

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка Подводя итоги зимней навигации 2016-2017 года в морских портах Ванино, Советская Гавань, Магадан, Де...

Находка и черный снег: новая беда портовиков

Находка и черный снег: новая беда портовиков Прямая линия с президентом РФ Владимиром Путиным, прошедшая в июне этого года, неожиданно встряхнула...

Морской транспорт

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...