Антикризисный план – 2016: итоги - Морские вести России

Антикризисный план – 2016: итоги

16.02.2017

Российская экономика

Правительство в будущем году продолжит поддержку приоритетных отраслей – такое решение уже принято на высшем уровне. По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, госвливания помогли пережить текущий кризисный год ряду отраслей, в том числе автопрому, сельскому хозяйству, транспортному машиностроению. Другой серьезный претендент на дотации – оборонные предприятия, которым необходимо рассчитываться по кредитам, взятым для выполнения госзаказа.

Иными словами, желающих получить помощь от государства меньше не становится, а количество денег в казне тает год от года. Нехватка средств в будущем году составит 2,7 трлн рублей, а это лишь самый первый, «бумажный» вариант бюджета. В действительности бюджетный дефицит, вероятно, окажется больше.

Александра Васильцева

Избранные отрасли

В середине октября председатель правительства РФ Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное реализации антикризисного плана в 2016 году. Он подчеркнул, что, несмотря на общую сложную ситуацию (см. «Промежуточные итоги: стагнирует все, кроме морского транспорта»), в ряде отраслей наблюдается оживление. Речь идет о лесной, легкой и химической промышленности, машиностроении, сельском хозяйстве.

Д. Медведев напомнил, что в 2016 году на поддержку приоритетных отраслей промышленности было направлено более 195 млрд рублей, из них почти половина – из антикризисного фонда.

Крупнейшим получателем господдержки стал автопром. За текущий год в отрасль было направлено 138 млрд рублей, в том числе 88,6 млрд из бюджета (см. «Деньги на автомобили»). Автопроизводителям компенсируются различные затраты – от содержания рабочих мест до энергоресурсов. Основная цель – поддержка автомобильной промышленности и стимулирование спроса на отечественный транспорт.

Как именно работают механизмы господдержки? Ярким примером служит льготное кредитование. На эти цели государство выделило более 11 млрд рублей. По данным агентства «Автостат», с января по август 2016 года при помощи льготных кредитов покупатели приобрели около 179 тыс. машин – пятая часть всего объема продаж новых автомобилей. Другой пример – массовая закупка школьных автобусов у отечественных производителей. В рамках программы стоимостью 3 млрд рублей сельские школы получат 1835 единиц, произведенных на заводах ГАЗ, «Форд Соллерс», ПАЗ, КАВЗ и «Волгабас».

По словам премьер-министра, за текущий год спрос на легковые автомобили упал на 14%, однако без государственных дотаций проседание оказалось бы больше.

Таблица. Деньги на автомобили

Другой отраслью, важной для чиновников, является транспортное машиностроение, особенно производство подвижного состава. Благодаря субсидиям запланировано приобрести около 23 тыс. железнодорожных вагонов. Хороший результат и в сельскохозяйственном машиностроении. «Аграрии активно закупают новую технику, – отметил Д. Медведев. – Субвенции на возмещение затрат были полностью распределены». В 2016 году на поддержку отрасли было потрачено 8 млрд рублей.

На этом же совещании премьер-министр поручил Минэкономразвития до 1 декабря текущего года предоставить новый план – уже на 2017 год. Пока про него мало что известно. Как следует из стенограммы мероприятия, продолжится господдержка аграриев, автопрома, легкой промышленности и транспорта.

Министр промышленности Денис Мантуров уже заявил, что отечественный автопром вновь рассчитывает на дотации. «Будем направлять в ближайшее время заявки в Минфин. Все решения по этим антикризисным мерам будут приниматься в конце ноября, не раньше», – цитирует чиновника «Российская газета».

Уверенно чувствуют себя и сельхозпроизводители. В начале октября на одном из отраслевых мероприятий премьер пообещал, что финансирование АПК в будущем году останется на уровне 2016 года. Он подчеркнул, что решение принято, несмотря на напряженную бюджетную ситуацию и на фоне сокращения дотаций других отраслей.

Дефицит: на бумаге и в уме

Уже сейчас понятно, что воплотить новые антикризисные меры будет непросто – слишком стремительно тает российский бюджет. Недавно правительство утвердило его основные параметры на будущий год. Доходы остаются на уровне 2016 года (а с поправкой на инфляцию снижаются), расходы немного сокращаются, дефицит составляет 2,7 трлн рублей, или 3% от ВВП (см. «Финансовый план на будущий год»).

Весьма вероятно, что текущие цифры не окончательные и будут корректироваться в течение будущего года. Так происходит постоянно. Например, сейчас правительство вносит правки в бюджет-2016. План по доходам снижается примерно на 0,3 трлн рублей, расходы растут на 0,4 трлн рублей, в основном из-за трат на национальную оборону. В итоге дефицит перешагивает через 3 трлн – против 2,4 трлн рублей, запланированных изначально. Закрывают дыру в казне на 2/3 за счет Резервного фонда. Сейчас в этой «копилке» осталось 2 трлн рублей.

В будущем году дефицит будут покрывать как за счет резервов, так и за счет заимствований. То же самое происходит сейчас. «Лишний» триллион рублей дефицита, проявившийся в конце 2016 года, финансируют за счет госдолга, его «потолок» депутаты сейчас увеличивают как раз на 1 трлн рублей, до 9,9 трлн.

Почти пятая часть бюджета-2017 засекречена. Речь идет главным образом о расходах на национальную оборону. Дополнительные 800 млрд рублей будут направлены оборонным предприятиям, выполняющим госзаказ, чтобы те смогли досрочно расплатиться по кредитам и сэкономить на процентах.

В бюджете заложена цена нефти $40 за баррель Urals. Ниже этой цифры стоимость нефти Brent (разница с Urals, как правило, составляет несколько долларов) не опускалась ни разу с марта текущего года. Глава правительства называет такой прогноз консервативным.

«При формировании проекта бюджета мы исходили из осторожной оценки экономической ситуации на мировых рынках, из консервативной оценки, в частности из достаточно низкой траектории цен на нефть – в пределах $40 за баррель нефти марки Urals в течение всех трех лет, а также из возможного сохранения санкций до конца прогнозного периода (до 2020 года. – «Морские порты»)», – заявил Д. Медведев на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.

Таблица. Финансовый план на будущий год

Неустойчивый позитив

Свои пожелания к будущему бюджету высказал и президент РФ Владимир Путин. По его мнению, российская экономика преодолевает спад, однако позитивный тренд пока неустойчивый. Нужно создавать условия, которые стимулировали бы рост, а также необходимо снижать зависимость казны от нефтяных цен и повышать собираемость других налогов, особенно НДС и таможенных платежей.

«Особое внимание прошу уделить финансовому обеспечению приоритетных проектов в здравоохранении, образовании, системе жилищно-коммунального хозяйства и в дорожном хозяйстве, в области поддержки малого и среднего бизнеса и в некоторых других сферах. Средства на эти цели должны быть заложены в бюджет в полном объеме», – сказал В.Путин.

Другими словами, несмотря на избитость фраз про уход от «нефтяной иглы» или про повышение собираемости налогов, произносимых высокопоставленными чиновниками, власть действительно делает попытки что-то предпринять в этом направлении.

Возможно, силовикам удастся перекрыть какие-то схемы и направить деньги в бюджет. Но, как мы видим, растут аппетиты и по расходам казны. Кто-то пытается получить деньги через очередной антикризисный план, другие же доказывают, что именно их предприятию необходимо срочно расплатиться по кредитам.

Промежуточные итоги: стагнирует все, кроме морского транспорта

Правительство подвело промежуточные итоги состояния экономики. К позитивным тенденциям глава правительства Дмитрий Медведев отнес изменения индекса промышленного производства и уровня инфляции. Первый показал небольшое, но оживление. А инфляция составила 4% против 10% годом раньше. Премьер-министр связал это в том числе с более низкой индексацией тарифов ЖКХ. Неплохо обстоят дела с безработицей – она, как и раньше, держится на низком уровне.

В целом экономика по-прежнему стагнирует либо сжимается. ВВП падает, как и инвестиции в основной капитал, то есть вложения бизнеса в собственное развитие. А оживление в части транспорта или кредитования укладывается в рамки статистической погрешности.

Хуже всего дела идут у обычных граждан. Реальные доходы существенно падают, просрочка по зарплатам растет. На 1 сентября текущего года показатель превысил 3,5 млрд рублей, что на 10% больше, чем годом ранее. Такое положение плохо влияет на розничную торговлю и весь потребительский сектор. На совещании Д.Медведев подробно остановился на проблемах населения, предложив подумать о мерах поддержки. «Реальные доходы людей уменьшились, люди стали меньше тратить, и это не лучшим образом сказывается на экономических показателях, включая показатель розничной торговли», – отметил глава правительства.

Резко контрастирует с общими тенденциями статистика по морскому транспорту. В то время как железнодорожные или автомобильные перевозки грузов прибавили меньше 2%, внутренние водные упали на 5,5%, морские перевозки выросли сразу на 27%. Причем хороший результат показали как каботажные, увеличившись почти на 32%, так и заграничные – плюс 19% - отправки грузов. Правда, речь идет о статистике за январь-август 2016-го.

Позитивные показатели

Промышленное производство (за 9 месяцев): плюс 0,3%.
Инфляция (за 9 месяцев): плюс 4%.
Перевозка грузов всего (за 8 месяцев): плюс 1,4%.
Перевозка грузов морским транспортом (за 8 месяцев): плюс 27,1%.
Безработица (по итогам августа): 5,2%.
Объем кредитов бизнесу (за 8 месяцев): плюс 2,3%.

Негативные показатели

ВВП (за полгода): минус 0,9%.
Инвестиции в основной капитал (за полгода): минус 4,3%.
Перевозка грузов внутренним водным транспортом (за 8 месяцев): минус 5,5%.
Реальные доходы населения (за 9 месяцев): минус 5,8%.
Оборот розничной торговли (за 8 месяцев): минус 5,7%.
Просроченная задолженность по зарплате (по итогам августа): плюс 10%.

Источники: Росстат, Центробанк РФ.

Морские порты №8 (2016)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика