Антикризисный план – 2016: итоги

Российская экономика
Антикризисный план – 2016: итоги

Правительство в будущем году продолжит поддержку приоритетных отраслей – такое решение уже принято на высшем уровне. По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, госвливания помогли пережить текущий кризисный год ряду отраслей, в том числе автопрому, сельскому хозяйству, транспортному машиностроению. Другой серьезный претендент на дотации – оборонные предприятия, которым необходимо рассчитываться по кредитам, взятым для выполнения госзаказа.

Иными словами, желающих получить помощь от государства меньше не становится, а количество денег в казне тает год от года. Нехватка средств в будущем году составит 2,7 трлн рублей, а это лишь самый первый, «бумажный» вариант бюджета. В действительности бюджетный дефицит, вероятно, окажется больше.

Александра Васильцева

Избранные отрасли

В середине октября председатель правительства РФ Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное реализации антикризисного плана в 2016 году. Он подчеркнул, что, несмотря на общую сложную ситуацию (см. «Промежуточные итоги: стагнирует все, кроме морского транспорта»), в ряде отраслей наблюдается оживление. Речь идет о лесной, легкой и химической промышленности, машиностроении, сельском хозяйстве.

Д. Медведев напомнил, что в 2016 году на поддержку приоритетных отраслей промышленности было направлено более 195 млрд рублей, из них почти половина – из антикризисного фонда.

Крупнейшим получателем господдержки стал автопром. За текущий год в отрасль было направлено 138 млрд рублей, в том числе 88,6 млрд из бюджета (см. «Деньги на автомобили»). Автопроизводителям компенсируются различные затраты – от содержания рабочих мест до энергоресурсов. Основная цель – поддержка автомобильной промышленности и стимулирование спроса на отечественный транспорт.

Как именно работают механизмы господдержки? Ярким примером служит льготное кредитование. На эти цели государство выделило более 11 млрд рублей. По данным агентства «Автостат», с января по август 2016 года при помощи льготных кредитов покупатели приобрели около 179 тыс. машин – пятая часть всего объема продаж новых автомобилей. Другой пример – массовая закупка школьных автобусов у отечественных производителей. В рамках программы стоимостью 3 млрд рублей сельские школы получат 1835 единиц, произведенных на заводах ГАЗ, «Форд Соллерс», ПАЗ, КАВЗ и «Волгабас».

По словам премьер-министра, за текущий год спрос на легковые автомобили упал на 14%, однако без государственных дотаций проседание оказалось бы больше.

Таблица. Деньги на автомобили

Другой отраслью, важной для чиновников, является транспортное машиностроение, особенно производство подвижного состава. Благодаря субсидиям запланировано приобрести около 23 тыс. железнодорожных вагонов. Хороший результат и в сельскохозяйственном машиностроении. «Аграрии активно закупают новую технику, – отметил Д. Медведев. – Субвенции на возмещение затрат были полностью распределены». В 2016 году на поддержку отрасли было потрачено 8 млрд рублей.

На этом же совещании премьер-министр поручил Минэкономразвития до 1 декабря текущего года предоставить новый план – уже на 2017 год. Пока про него мало что известно. Как следует из стенограммы мероприятия, продолжится господдержка аграриев, автопрома, легкой промышленности и транспорта.

Министр промышленности Денис Мантуров уже заявил, что отечественный автопром вновь рассчитывает на дотации. «Будем направлять в ближайшее время заявки в Минфин. Все решения по этим антикризисным мерам будут приниматься в конце ноября, не раньше», – цитирует чиновника «Российская газета».

Уверенно чувствуют себя и сельхозпроизводители. В начале октября на одном из отраслевых мероприятий премьер пообещал, что финансирование АПК в будущем году останется на уровне 2016 года. Он подчеркнул, что решение принято, несмотря на напряженную бюджетную ситуацию и на фоне сокращения дотаций других отраслей.

Дефицит: на бумаге и в уме

Уже сейчас понятно, что воплотить новые антикризисные меры будет непросто – слишком стремительно тает российский бюджет. Недавно правительство утвердило его основные параметры на будущий год. Доходы остаются на уровне 2016 года (а с поправкой на инфляцию снижаются), расходы немного сокращаются, дефицит составляет 2,7 трлн рублей, или 3% от ВВП (см. «Финансовый план на будущий год»).

Весьма вероятно, что текущие цифры не окончательные и будут корректироваться в течение будущего года. Так происходит постоянно. Например, сейчас правительство вносит правки в бюджет-2016. План по доходам снижается примерно на 0,3 трлн рублей, расходы растут на 0,4 трлн рублей, в основном из-за трат на национальную оборону. В итоге дефицит перешагивает через 3 трлн – против 2,4 трлн рублей, запланированных изначально. Закрывают дыру в казне на 2/3 за счет Резервного фонда. Сейчас в этой «копилке» осталось 2 трлн рублей.

В будущем году дефицит будут покрывать как за счет резервов, так и за счет заимствований. То же самое происходит сейчас. «Лишний» триллион рублей дефицита, проявившийся в конце 2016 года, финансируют за счет госдолга, его «потолок» депутаты сейчас увеличивают как раз на 1 трлн рублей, до 9,9 трлн.

Почти пятая часть бюджета-2017 засекречена. Речь идет главным образом о расходах на национальную оборону. Дополнительные 800 млрд рублей будут направлены оборонным предприятиям, выполняющим госзаказ, чтобы те смогли досрочно расплатиться по кредитам и сэкономить на процентах.

В бюджете заложена цена нефти $40 за баррель Urals. Ниже этой цифры стоимость нефти Brent (разница с Urals, как правило, составляет несколько долларов) не опускалась ни разу с марта текущего года. Глава правительства называет такой прогноз консервативным.

«При формировании проекта бюджета мы исходили из осторожной оценки экономической ситуации на мировых рынках, из консервативной оценки, в частности из достаточно низкой траектории цен на нефть – в пределах $40 за баррель нефти марки Urals в течение всех трех лет, а также из возможного сохранения санкций до конца прогнозного периода (до 2020 года. – «Морские порты»)», – заявил Д. Медведев на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.

Таблица. Финансовый план на будущий год

Неустойчивый позитив

Свои пожелания к будущему бюджету высказал и президент РФ Владимир Путин. По его мнению, российская экономика преодолевает спад, однако позитивный тренд пока неустойчивый. Нужно создавать условия, которые стимулировали бы рост, а также необходимо снижать зависимость казны от нефтяных цен и повышать собираемость других налогов, особенно НДС и таможенных платежей.

«Особое внимание прошу уделить финансовому обеспечению приоритетных проектов в здравоохранении, образовании, системе жилищно-коммунального хозяйства и в дорожном хозяйстве, в области поддержки малого и среднего бизнеса и в некоторых других сферах. Средства на эти цели должны быть заложены в бюджет в полном объеме», – сказал В.Путин.

Другими словами, несмотря на избитость фраз про уход от «нефтяной иглы» или про повышение собираемости налогов, произносимых высокопоставленными чиновниками, власть действительно делает попытки что-то предпринять в этом направлении.

Возможно, силовикам удастся перекрыть какие-то схемы и направить деньги в бюджет. Но, как мы видим, растут аппетиты и по расходам казны. Кто-то пытается получить деньги через очередной антикризисный план, другие же доказывают, что именно их предприятию необходимо срочно расплатиться по кредитам.

Промежуточные итоги: стагнирует все, кроме морского транспорта

Правительство подвело промежуточные итоги состояния экономики. К позитивным тенденциям глава правительства Дмитрий Медведев отнес изменения индекса промышленного производства и уровня инфляции. Первый показал небольшое, но оживление. А инфляция составила 4% против 10% годом раньше. Премьер-министр связал это в том числе с более низкой индексацией тарифов ЖКХ. Неплохо обстоят дела с безработицей – она, как и раньше, держится на низком уровне.

В целом экономика по-прежнему стагнирует либо сжимается. ВВП падает, как и инвестиции в основной капитал, то есть вложения бизнеса в собственное развитие. А оживление в части транспорта или кредитования укладывается в рамки статистической погрешности.

Хуже всего дела идут у обычных граждан. Реальные доходы существенно падают, просрочка по зарплатам растет. На 1 сентября текущего года показатель превысил 3,5 млрд рублей, что на 10% больше, чем годом ранее. Такое положение плохо влияет на розничную торговлю и весь потребительский сектор. На совещании Д.Медведев подробно остановился на проблемах населения, предложив подумать о мерах поддержки. «Реальные доходы людей уменьшились, люди стали меньше тратить, и это не лучшим образом сказывается на экономических показателях, включая показатель розничной торговли», – отметил глава правительства.

Резко контрастирует с общими тенденциями статистика по морскому транспорту. В то время как железнодорожные или автомобильные перевозки грузов прибавили меньше 2%, внутренние водные упали на 5,5%, морские перевозки выросли сразу на 27%. Причем хороший результат показали как каботажные, увеличившись почти на 32%, так и заграничные – плюс 19% - отправки грузов. Правда, речь идет о статистике за январь-август 2016-го.

Позитивные показатели

Промышленное производство (за 9 месяцев): плюс 0,3%.
Инфляция (за 9 месяцев): плюс 4%.
Перевозка грузов всего (за 8 месяцев): плюс 1,4%.
Перевозка грузов морским транспортом (за 8 месяцев): плюс 27,1%.
Безработица (по итогам августа): 5,2%.
Объем кредитов бизнесу (за 8 месяцев): плюс 2,3%.

Негативные показатели

ВВП (за полгода): минус 0,9%.
Инвестиции в основной капитал (за полгода): минус 4,3%.
Перевозка грузов внутренним водным транспортом (за 8 месяцев): минус 5,5%.
Реальные доходы населения (за 9 месяцев): минус 5,8%.
Оборот розничной торговли (за 8 месяцев): минус 5,7%.
Просроченная задолженность по зарплате (по итогам августа): плюс 10%.

Источники: Росстат, Центробанк РФ.

Морские порты №8 (2016)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли Росрыболовство рассматривает возможность создания Академии повышения квалификации специалистов рыбох...

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт Эксперты Главгосэкспертизы России провели проверку достоверности определения сметной стоимости работ...

Российская экономика

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ «Новатэк» высоко оценивает перспективы рынка бункеровки   судов сжиженным природным газом ...

ГТЛК расширяет географию клиентов в авиационном лизинге в странах СНГ

ГТЛК расширяет географию клиентов в авиационном лизинге в странах СНГ ГТЛК, крупнейшая лизинговая компания России, совместно с международной лизинговой платформой GTLK Gl...

Транспортная политика

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Морские порты

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала ПАО НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) и банк ВТБ сообщают о закрытии сделки по продаже всех прина...

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding В начале 2019 года представители металлургической промышленности выступили с предложением ограничить...




Морской транспорт

Штаты срочно обзаводятся ледоколами

Штаты срочно обзаводятся ледоколами Компания Singapore Technologies Engineering получила от Министерства военно-морских сил США заказ на...

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку Круизный сезон на Камчатке откроется в начале мая, сообщает в среду пресс-служба правительства Камча...

Речной транспорт

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы 18 апреля к нефтеналивным причалам в Уфе под погрузку встали первые составы судоходной компании «Баш...

Ж/Д транспорт

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году ОАО «Российские железные дороги» планирует разработать концепцию Санкт- Петербургского транспортного...

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера»

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера» Группа «Дело» подтверждает свои намерения приобрести контрольный пакет акций компании «Трансконтейне...

Авто транспорт

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на повышение безопасности на дорогах

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на  повышение безопасности на дорогах Госкомпания «Автодор» в 2019 году направит на повышение безопасности на своих дорогах   64...

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский бизнес

Лоцманский бизнес На хозяев частных лоцманских компаний «в эпоху перемен» случайно скатился добротный, гарантированный...

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...