Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Антикризисный план – 2016: итоги

Российская экономика
Антикризисный план – 2016: итоги

Правительство в будущем году продолжит поддержку приоритетных отраслей – такое решение уже принято на высшем уровне. По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, госвливания помогли пережить текущий кризисный год ряду отраслей, в том числе автопрому, сельскому хозяйству, транспортному машиностроению. Другой серьезный претендент на дотации – оборонные предприятия, которым необходимо рассчитываться по кредитам, взятым для выполнения госзаказа.

Иными словами, желающих получить помощь от государства меньше не становится, а количество денег в казне тает год от года. Нехватка средств в будущем году составит 2,7 трлн рублей, а это лишь самый первый, «бумажный» вариант бюджета. В действительности бюджетный дефицит, вероятно, окажется больше.

Александра Васильцева

Избранные отрасли

В середине октября председатель правительства РФ Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное реализации антикризисного плана в 2016 году. Он подчеркнул, что, несмотря на общую сложную ситуацию (см. «Промежуточные итоги: стагнирует все, кроме морского транспорта»), в ряде отраслей наблюдается оживление. Речь идет о лесной, легкой и химической промышленности, машиностроении, сельском хозяйстве.

Д. Медведев напомнил, что в 2016 году на поддержку приоритетных отраслей промышленности было направлено более 195 млрд рублей, из них почти половина – из антикризисного фонда.

Крупнейшим получателем господдержки стал автопром. За текущий год в отрасль было направлено 138 млрд рублей, в том числе 88,6 млрд из бюджета (см. «Деньги на автомобили»). Автопроизводителям компенсируются различные затраты – от содержания рабочих мест до энергоресурсов. Основная цель – поддержка автомобильной промышленности и стимулирование спроса на отечественный транспорт.

Как именно работают механизмы господдержки? Ярким примером служит льготное кредитование. На эти цели государство выделило более 11 млрд рублей. По данным агентства «Автостат», с января по август 2016 года при помощи льготных кредитов покупатели приобрели около 179 тыс. машин – пятая часть всего объема продаж новых автомобилей. Другой пример – массовая закупка школьных автобусов у отечественных производителей. В рамках программы стоимостью 3 млрд рублей сельские школы получат 1835 единиц, произведенных на заводах ГАЗ, «Форд Соллерс», ПАЗ, КАВЗ и «Волгабас».

По словам премьер-министра, за текущий год спрос на легковые автомобили упал на 14%, однако без государственных дотаций проседание оказалось бы больше.

Таблица. Деньги на автомобили

Другой отраслью, важной для чиновников, является транспортное машиностроение, особенно производство подвижного состава. Благодаря субсидиям запланировано приобрести около 23 тыс. железнодорожных вагонов. Хороший результат и в сельскохозяйственном машиностроении. «Аграрии активно закупают новую технику, – отметил Д. Медведев. – Субвенции на возмещение затрат были полностью распределены». В 2016 году на поддержку отрасли было потрачено 8 млрд рублей.

На этом же совещании премьер-министр поручил Минэкономразвития до 1 декабря текущего года предоставить новый план – уже на 2017 год. Пока про него мало что известно. Как следует из стенограммы мероприятия, продолжится господдержка аграриев, автопрома, легкой промышленности и транспорта.

Министр промышленности Денис Мантуров уже заявил, что отечественный автопром вновь рассчитывает на дотации. «Будем направлять в ближайшее время заявки в Минфин. Все решения по этим антикризисным мерам будут приниматься в конце ноября, не раньше», – цитирует чиновника «Российская газета».

Уверенно чувствуют себя и сельхозпроизводители. В начале октября на одном из отраслевых мероприятий премьер пообещал, что финансирование АПК в будущем году останется на уровне 2016 года. Он подчеркнул, что решение принято, несмотря на напряженную бюджетную ситуацию и на фоне сокращения дотаций других отраслей.

Дефицит: на бумаге и в уме

Уже сейчас понятно, что воплотить новые антикризисные меры будет непросто – слишком стремительно тает российский бюджет. Недавно правительство утвердило его основные параметры на будущий год. Доходы остаются на уровне 2016 года (а с поправкой на инфляцию снижаются), расходы немного сокращаются, дефицит составляет 2,7 трлн рублей, или 3% от ВВП (см. «Финансовый план на будущий год»).

Весьма вероятно, что текущие цифры не окончательные и будут корректироваться в течение будущего года. Так происходит постоянно. Например, сейчас правительство вносит правки в бюджет-2016. План по доходам снижается примерно на 0,3 трлн рублей, расходы растут на 0,4 трлн рублей, в основном из-за трат на национальную оборону. В итоге дефицит перешагивает через 3 трлн – против 2,4 трлн рублей, запланированных изначально. Закрывают дыру в казне на 2/3 за счет Резервного фонда. Сейчас в этой «копилке» осталось 2 трлн рублей.

В будущем году дефицит будут покрывать как за счет резервов, так и за счет заимствований. То же самое происходит сейчас. «Лишний» триллион рублей дефицита, проявившийся в конце 2016 года, финансируют за счет госдолга, его «потолок» депутаты сейчас увеличивают как раз на 1 трлн рублей, до 9,9 трлн.

Почти пятая часть бюджета-2017 засекречена. Речь идет главным образом о расходах на национальную оборону. Дополнительные 800 млрд рублей будут направлены оборонным предприятиям, выполняющим госзаказ, чтобы те смогли досрочно расплатиться по кредитам и сэкономить на процентах.

В бюджете заложена цена нефти $40 за баррель Urals. Ниже этой цифры стоимость нефти Brent (разница с Urals, как правило, составляет несколько долларов) не опускалась ни разу с марта текущего года. Глава правительства называет такой прогноз консервативным.

«При формировании проекта бюджета мы исходили из осторожной оценки экономической ситуации на мировых рынках, из консервативной оценки, в частности из достаточно низкой траектории цен на нефть – в пределах $40 за баррель нефти марки Urals в течение всех трех лет, а также из возможного сохранения санкций до конца прогнозного периода (до 2020 года. – «Морские порты»)», – заявил Д. Медведев на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.

Таблица. Финансовый план на будущий год

Неустойчивый позитив

Свои пожелания к будущему бюджету высказал и президент РФ Владимир Путин. По его мнению, российская экономика преодолевает спад, однако позитивный тренд пока неустойчивый. Нужно создавать условия, которые стимулировали бы рост, а также необходимо снижать зависимость казны от нефтяных цен и повышать собираемость других налогов, особенно НДС и таможенных платежей.

«Особое внимание прошу уделить финансовому обеспечению приоритетных проектов в здравоохранении, образовании, системе жилищно-коммунального хозяйства и в дорожном хозяйстве, в области поддержки малого и среднего бизнеса и в некоторых других сферах. Средства на эти цели должны быть заложены в бюджет в полном объеме», – сказал В.Путин.

Другими словами, несмотря на избитость фраз про уход от «нефтяной иглы» или про повышение собираемости налогов, произносимых высокопоставленными чиновниками, власть действительно делает попытки что-то предпринять в этом направлении.

Возможно, силовикам удастся перекрыть какие-то схемы и направить деньги в бюджет. Но, как мы видим, растут аппетиты и по расходам казны. Кто-то пытается получить деньги через очередной антикризисный план, другие же доказывают, что именно их предприятию необходимо срочно расплатиться по кредитам.

Промежуточные итоги: стагнирует все, кроме морского транспорта

Правительство подвело промежуточные итоги состояния экономики. К позитивным тенденциям глава правительства Дмитрий Медведев отнес изменения индекса промышленного производства и уровня инфляции. Первый показал небольшое, но оживление. А инфляция составила 4% против 10% годом раньше. Премьер-министр связал это в том числе с более низкой индексацией тарифов ЖКХ. Неплохо обстоят дела с безработицей – она, как и раньше, держится на низком уровне.

В целом экономика по-прежнему стагнирует либо сжимается. ВВП падает, как и инвестиции в основной капитал, то есть вложения бизнеса в собственное развитие. А оживление в части транспорта или кредитования укладывается в рамки статистической погрешности.

Хуже всего дела идут у обычных граждан. Реальные доходы существенно падают, просрочка по зарплатам растет. На 1 сентября текущего года показатель превысил 3,5 млрд рублей, что на 10% больше, чем годом ранее. Такое положение плохо влияет на розничную торговлю и весь потребительский сектор. На совещании Д.Медведев подробно остановился на проблемах населения, предложив подумать о мерах поддержки. «Реальные доходы людей уменьшились, люди стали меньше тратить, и это не лучшим образом сказывается на экономических показателях, включая показатель розничной торговли», – отметил глава правительства.

Резко контрастирует с общими тенденциями статистика по морскому транспорту. В то время как железнодорожные или автомобильные перевозки грузов прибавили меньше 2%, внутренние водные упали на 5,5%, морские перевозки выросли сразу на 27%. Причем хороший результат показали как каботажные, увеличившись почти на 32%, так и заграничные – плюс 19% - отправки грузов. Правда, речь идет о статистике за январь-август 2016-го.

Позитивные показатели

Промышленное производство (за 9 месяцев): плюс 0,3%.
Инфляция (за 9 месяцев): плюс 4%.
Перевозка грузов всего (за 8 месяцев): плюс 1,4%.
Перевозка грузов морским транспортом (за 8 месяцев): плюс 27,1%.
Безработица (по итогам августа): 5,2%.
Объем кредитов бизнесу (за 8 месяцев): плюс 2,3%.

Негативные показатели

ВВП (за полгода): минус 0,9%.
Инвестиции в основной капитал (за полгода): минус 4,3%.
Перевозка грузов внутренним водным транспортом (за 8 месяцев): минус 5,5%.
Реальные доходы населения (за 9 месяцев): минус 5,8%.
Оборот розничной торговли (за 8 месяцев): минус 5,7%.
Просроченная задолженность по зарплате (по итогам августа): плюс 10%.

Источники: Росстат, Центробанк РФ.

Морские порты №8 (2016)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

В Сибири бревно затопило баржу с лесом

В Сибири бревно затопило баржу с лесом В Красноярском крае на Ангаре несамоходная баржа, перевозившая лес, столкнулась с плывшим по реке бр...

В Тихом океане спасли всех рыбаков с судна, потерпевшего бедствие

В Тихом океане спасли всех рыбаков с судна, потерпевшего бедствие В составе экипажа находились 12 японцев и шесть граждан Индонезии. Сейчас их жизни ничего не угрожае...

Российская экономика

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в рамках продажи контрольного пакета в финско...

Турпоток в Крым вырос на 26%, с начала года регион посетили 1,5 млн человек – Ростуризм

Турпоток в Крым вырос на 26%, с начала года регион посетили 1,5 млн человек – Ростуризм Крым с начала года посетили 1,5 млн человек, турпоток по сравнению с аналогичным периодом прошлого г...

Транспортная политика

Глава Минтранса определился с кандидатом на пост своего первого заместителя - Дитрих

Глава Минтранса определился с кандидатом на пост своего первого заместителя - Дитрих  Министр транспорта РФ Евгений Дитрих направил на утверждение правительства кандидатуру на пост свое...

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса Как сообщает «Коммерсант», 15 июня замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский напи...

Морские порты

Режим Свободного порта позволит реализовать крупные проекты – Хабаровские власти

Режим Свободного порта позволит реализовать крупные проекты – Хабаровские власти Реализация крупных проектов в сфере перевалки зерна, газовой химии и гидрометаллургии станет возможн...

ОЗК намерена реализовать проект Дальневосточного зернового терминала в рамках СПВ

ОЗК намерена реализовать проект Дальневосточного зернового терминала в рамках СПВ «Объединенная зерновая компания» рассчитывает реализовать проект строительства в Приморском крае спе...




Морской транспорт

Судно с первым грузом сжиженного природного газа «Ямал СПГ» прибыло в Испанию

Судно с первым грузом сжиженного природного газа «Ямал СПГ» прибыло в Испанию Судно с первой партией сжиженного природного газа (СПГ) «Ямал СПГ» прибыло в Испанию.

Построенный для Ямал СПГ ледокол «Обь» спущен на воду

Построенный для Ямал СПГ ледокол «Обь» спущен на воду Выборгский судостроительный завод (ВСЗ, входит в группу ОСК) спустил на воду новый ледокол «...

Речной транспорт

ЧМ-2018 не помешает встретить День выпускника на Москве-реке

ЧМ-2018 не помешает встретить День выпускника на Москве-реке Ограничение судоходства в столице во время Мундиаля не нарушит планов молодых людей и их родителей о...

Сбои в речной навигации начались в Хабаровском крае из-за обмеления Амура

Сбои в речной навигации начались в Хабаровском крае из-за обмеления Амура Несмотря на затяжные дожди, уровень Амура в Хабаровске серьезно снижается, из-за чего уже отмечен сб...

Ж/Д транспорт

Глава Минтранса заявил о поддержке Минэкономразвития его выдвижения в совет директоров РЖД

Глава Минтранса заявил о поддержке Минэкономразвития его выдвижения в совет директоров РЖД Министр транспорта РФ Евгений Дитрих сообщил, что Минэкономразвития поддержало его выдвижение в сове...

Проектные работы по железной дороге к мосту на Сахалин начались в Хабаровском крае

Проектные работы по железной дороге к мосту на Сахалин начались в Хабаровском крае Специалисты Дальневосточного проектно-изыскательского института транспортного строительства в Ульчск...

Авто транспорт

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска Свыше полумиллиона автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента его открытия 16 мая, сообщил в ...

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Аналитика

Транспортная политика

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Морские порты

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли 29 марта 2018 года в Санкт-Петербурге прошла 31-я Конференция Ассоциации морских торговых портов ...

Морской транспорт

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ Проблема распространения инвазивных видов живых организмов, путешествующих в балластных водах, общеи...

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...