Антикризисный план – 2016: итоги

Российская экономика
Антикризисный план – 2016: итоги

Правительство в будущем году продолжит поддержку приоритетных отраслей – такое решение уже принято на высшем уровне. По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, госвливания помогли пережить текущий кризисный год ряду отраслей, в том числе автопрому, сельскому хозяйству, транспортному машиностроению. Другой серьезный претендент на дотации – оборонные предприятия, которым необходимо рассчитываться по кредитам, взятым для выполнения госзаказа.

Иными словами, желающих получить помощь от государства меньше не становится, а количество денег в казне тает год от года. Нехватка средств в будущем году составит 2,7 трлн рублей, а это лишь самый первый, «бумажный» вариант бюджета. В действительности бюджетный дефицит, вероятно, окажется больше.

Александра Васильцева

Избранные отрасли

В середине октября председатель правительства РФ Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное реализации антикризисного плана в 2016 году. Он подчеркнул, что, несмотря на общую сложную ситуацию (см. «Промежуточные итоги: стагнирует все, кроме морского транспорта»), в ряде отраслей наблюдается оживление. Речь идет о лесной, легкой и химической промышленности, машиностроении, сельском хозяйстве.

Д. Медведев напомнил, что в 2016 году на поддержку приоритетных отраслей промышленности было направлено более 195 млрд рублей, из них почти половина – из антикризисного фонда.

Крупнейшим получателем господдержки стал автопром. За текущий год в отрасль было направлено 138 млрд рублей, в том числе 88,6 млрд из бюджета (см. «Деньги на автомобили»). Автопроизводителям компенсируются различные затраты – от содержания рабочих мест до энергоресурсов. Основная цель – поддержка автомобильной промышленности и стимулирование спроса на отечественный транспорт.

Как именно работают механизмы господдержки? Ярким примером служит льготное кредитование. На эти цели государство выделило более 11 млрд рублей. По данным агентства «Автостат», с января по август 2016 года при помощи льготных кредитов покупатели приобрели около 179 тыс. машин – пятая часть всего объема продаж новых автомобилей. Другой пример – массовая закупка школьных автобусов у отечественных производителей. В рамках программы стоимостью 3 млрд рублей сельские школы получат 1835 единиц, произведенных на заводах ГАЗ, «Форд Соллерс», ПАЗ, КАВЗ и «Волгабас».

По словам премьер-министра, за текущий год спрос на легковые автомобили упал на 14%, однако без государственных дотаций проседание оказалось бы больше.

Таблица. Деньги на автомобили

Другой отраслью, важной для чиновников, является транспортное машиностроение, особенно производство подвижного состава. Благодаря субсидиям запланировано приобрести около 23 тыс. железнодорожных вагонов. Хороший результат и в сельскохозяйственном машиностроении. «Аграрии активно закупают новую технику, – отметил Д. Медведев. – Субвенции на возмещение затрат были полностью распределены». В 2016 году на поддержку отрасли было потрачено 8 млрд рублей.

На этом же совещании премьер-министр поручил Минэкономразвития до 1 декабря текущего года предоставить новый план – уже на 2017 год. Пока про него мало что известно. Как следует из стенограммы мероприятия, продолжится господдержка аграриев, автопрома, легкой промышленности и транспорта.

Министр промышленности Денис Мантуров уже заявил, что отечественный автопром вновь рассчитывает на дотации. «Будем направлять в ближайшее время заявки в Минфин. Все решения по этим антикризисным мерам будут приниматься в конце ноября, не раньше», – цитирует чиновника «Российская газета».

Уверенно чувствуют себя и сельхозпроизводители. В начале октября на одном из отраслевых мероприятий премьер пообещал, что финансирование АПК в будущем году останется на уровне 2016 года. Он подчеркнул, что решение принято, несмотря на напряженную бюджетную ситуацию и на фоне сокращения дотаций других отраслей.

Дефицит: на бумаге и в уме

Уже сейчас понятно, что воплотить новые антикризисные меры будет непросто – слишком стремительно тает российский бюджет. Недавно правительство утвердило его основные параметры на будущий год. Доходы остаются на уровне 2016 года (а с поправкой на инфляцию снижаются), расходы немного сокращаются, дефицит составляет 2,7 трлн рублей, или 3% от ВВП (см. «Финансовый план на будущий год»).

Весьма вероятно, что текущие цифры не окончательные и будут корректироваться в течение будущего года. Так происходит постоянно. Например, сейчас правительство вносит правки в бюджет-2016. План по доходам снижается примерно на 0,3 трлн рублей, расходы растут на 0,4 трлн рублей, в основном из-за трат на национальную оборону. В итоге дефицит перешагивает через 3 трлн – против 2,4 трлн рублей, запланированных изначально. Закрывают дыру в казне на 2/3 за счет Резервного фонда. Сейчас в этой «копилке» осталось 2 трлн рублей.

В будущем году дефицит будут покрывать как за счет резервов, так и за счет заимствований. То же самое происходит сейчас. «Лишний» триллион рублей дефицита, проявившийся в конце 2016 года, финансируют за счет госдолга, его «потолок» депутаты сейчас увеличивают как раз на 1 трлн рублей, до 9,9 трлн.

Почти пятая часть бюджета-2017 засекречена. Речь идет главным образом о расходах на национальную оборону. Дополнительные 800 млрд рублей будут направлены оборонным предприятиям, выполняющим госзаказ, чтобы те смогли досрочно расплатиться по кредитам и сэкономить на процентах.

В бюджете заложена цена нефти $40 за баррель Urals. Ниже этой цифры стоимость нефти Brent (разница с Urals, как правило, составляет несколько долларов) не опускалась ни разу с марта текущего года. Глава правительства называет такой прогноз консервативным.

«При формировании проекта бюджета мы исходили из осторожной оценки экономической ситуации на мировых рынках, из консервативной оценки, в частности из достаточно низкой траектории цен на нефть – в пределах $40 за баррель нефти марки Urals в течение всех трех лет, а также из возможного сохранения санкций до конца прогнозного периода (до 2020 года. – «Морские порты»)», – заявил Д. Медведев на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.

Таблица. Финансовый план на будущий год

Неустойчивый позитив

Свои пожелания к будущему бюджету высказал и президент РФ Владимир Путин. По его мнению, российская экономика преодолевает спад, однако позитивный тренд пока неустойчивый. Нужно создавать условия, которые стимулировали бы рост, а также необходимо снижать зависимость казны от нефтяных цен и повышать собираемость других налогов, особенно НДС и таможенных платежей.

«Особое внимание прошу уделить финансовому обеспечению приоритетных проектов в здравоохранении, образовании, системе жилищно-коммунального хозяйства и в дорожном хозяйстве, в области поддержки малого и среднего бизнеса и в некоторых других сферах. Средства на эти цели должны быть заложены в бюджет в полном объеме», – сказал В.Путин.

Другими словами, несмотря на избитость фраз про уход от «нефтяной иглы» или про повышение собираемости налогов, произносимых высокопоставленными чиновниками, власть действительно делает попытки что-то предпринять в этом направлении.

Возможно, силовикам удастся перекрыть какие-то схемы и направить деньги в бюджет. Но, как мы видим, растут аппетиты и по расходам казны. Кто-то пытается получить деньги через очередной антикризисный план, другие же доказывают, что именно их предприятию необходимо срочно расплатиться по кредитам.

Промежуточные итоги: стагнирует все, кроме морского транспорта

Правительство подвело промежуточные итоги состояния экономики. К позитивным тенденциям глава правительства Дмитрий Медведев отнес изменения индекса промышленного производства и уровня инфляции. Первый показал небольшое, но оживление. А инфляция составила 4% против 10% годом раньше. Премьер-министр связал это в том числе с более низкой индексацией тарифов ЖКХ. Неплохо обстоят дела с безработицей – она, как и раньше, держится на низком уровне.

В целом экономика по-прежнему стагнирует либо сжимается. ВВП падает, как и инвестиции в основной капитал, то есть вложения бизнеса в собственное развитие. А оживление в части транспорта или кредитования укладывается в рамки статистической погрешности.

Хуже всего дела идут у обычных граждан. Реальные доходы существенно падают, просрочка по зарплатам растет. На 1 сентября текущего года показатель превысил 3,5 млрд рублей, что на 10% больше, чем годом ранее. Такое положение плохо влияет на розничную торговлю и весь потребительский сектор. На совещании Д.Медведев подробно остановился на проблемах населения, предложив подумать о мерах поддержки. «Реальные доходы людей уменьшились, люди стали меньше тратить, и это не лучшим образом сказывается на экономических показателях, включая показатель розничной торговли», – отметил глава правительства.

Резко контрастирует с общими тенденциями статистика по морскому транспорту. В то время как железнодорожные или автомобильные перевозки грузов прибавили меньше 2%, внутренние водные упали на 5,5%, морские перевозки выросли сразу на 27%. Причем хороший результат показали как каботажные, увеличившись почти на 32%, так и заграничные – плюс 19% - отправки грузов. Правда, речь идет о статистике за январь-август 2016-го.

Позитивные показатели

Промышленное производство (за 9 месяцев): плюс 0,3%.
Инфляция (за 9 месяцев): плюс 4%.
Перевозка грузов всего (за 8 месяцев): плюс 1,4%.
Перевозка грузов морским транспортом (за 8 месяцев): плюс 27,1%.
Безработица (по итогам августа): 5,2%.
Объем кредитов бизнесу (за 8 месяцев): плюс 2,3%.

Негативные показатели

ВВП (за полгода): минус 0,9%.
Инвестиции в основной капитал (за полгода): минус 4,3%.
Перевозка грузов внутренним водным транспортом (за 8 месяцев): минус 5,5%.
Реальные доходы населения (за 9 месяцев): минус 5,8%.
Оборот розничной торговли (за 8 месяцев): минус 5,7%.
Просроченная задолженность по зарплате (по итогам августа): плюс 10%.

Источники: Росстат, Центробанк РФ.

Морские порты №8 (2016)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Ледокол «Виктор Черномырдин» загорелся из-за человеческого фактора

Ледокол «Виктор Черномырдин» загорелся из-за человеческого фактора Ранее глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов сообщил, что уще...

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи»

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи» «Адмиралтейские верфи» (входят в ОСК) согласились построить батискаф для спуска на дно Мариа...

Российская экономика

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Промсвязьбанк финансирует проекты ГТЛК на 16,7 млрд рублей

Промсвязьбанк финансирует проекты ГТЛК на 16,7 млрд рублей Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и Промсвязьбанк и подписали кредитны...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Из Благовещенска хотят сделать свободный порт

Из Благовещенска хотят сделать свободный порт Правительство Амурской области и администрация Благовещенска оформляют заявку на получение статуса с...

Владивостокский порт восстанавливает специализацию по обработке рыбных грузов

Владивостокский порт восстанавливает специализацию по обработке рыбных грузов Площадку под строительство терминала посетил 7 декабря в ходе поездки во Владивосток заместитель мин...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 стал победителем сразу в нескольких престижных конкурсах.

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...